Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» (12-14 лет)
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г.МИЧУРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» Протокол от 30 августа 2019 № 1 | Утверждаю Директор МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» ______________С.В. Родюкова Приказ от 01.09.2019 № 35 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Юные туристы-экологи»
Возраст обучающихся 12-14 лет
Срок реализации 2 года
Составитель:
Карандеева Алла Владимировна,
педагог - организатор
г. Мичуринск
2019г.
Пояснительная записка
В условиях сложной экологической обстановки в мире охрана окружающей среды стала одной из самых острых и актуальных проблем современности. Научной же основой охраны природы является наука экология, поэтому именно экология занимает первое место в системе природоохранительного образования и воспитания. Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природы окружающей среды. Мировая туристская практика определяет туризм как разновидность действий человека на природу, обеспечивающую минимальное влияние человека на окружающую природную среду, такое использование природных ресурсов, которое оставляет ее в измененном состоянии для будущих поколений.
Необходимость развития туризма обусловлена социальным заказом – потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам здоровья и использования свободного времени, созданию условий для ведения здорового образа жизни, экологического воспитания населения страны.
Наш край имеет большие возможности для развития туризма, основу которого составляют уникальные природные условия и ландшафты, многочисленные архитектурные, исторические памятники, охраняемые природные территории.
Туризм и отдых на природе – это та среда деятельности детей, которая всегда их привлекала и будила воображение. Общаясь с природой, ребенок не только обогащает свои знания об окружающей среде, учится наблюдать за явлениями в живой и неживой природе, но и осваивает «азбуку» культуры общения с окружающей природной средой.
Направленность программы – туристско-краеведческая. Программа является модифицированной. Разработана на основе Программы Министерства образования Российской Федерации для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-экологи» (автор Самарина И.А., Москва ЦДЮТиК 2004г.). Программа составлена на основе эколого-краеведческого материала в тесной взаимосвязи с программным содержанием школьных курсов: биологии, географии, ОБЖ и туристских дисциплин. Программа предусматривает формирование эколого-туристских знаний и умений (поведенческих, опознавательных, организационно-пропагандистских).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время туристская деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Данная программа посредством туристской деятельности, создает условия для развития ребенка, вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания. В походах создаются условия для закаливания таких морально-волевых качеств, как человечность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, товарищество, ответственность, трудолюбие и многое другое. Исследования последних лет показали, что у многих школьников день неоправданно перегружен учебными занятиями и разнообразными видами деятельности преимущественно интеллектуального плана, не требующими физической активности. Туризм позволяет давать строго дозированные физические нагрузки в рамках сбалансированного режима дня. Походы позволяют организовать четкий распорядок дня с разумным чередованием этапов отдыха и физических нагрузок и рационально организованным питанием. Причем все это происходит, как правило, на фоне положительных эмоций, возникающих от общения с природой и сверстниками, необычных видов деятельности и ярких впечатлений.
Отличительные особенности. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она является практико – ориентированной, что способствует развитию деятельностных компетенций, социально и личностно значимых в современных условиях. Программа составлена на основе эколого-краеведческого материала в тесной взаимосвязи с программным содержанием школьных курсов: биологии, географии, ОБЖ и туристских дисциплин. Программа предусматривает формирование эколого-туристских знаний и умений (поведенческих, опознавательных, организационно-пропагандистских). В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями, а предлагаемые формы обучения – не традиционные и развивают познавательную активность детей.
Адресат программы. Программа «Юные туристы-экологи» рассчитана на детей 5-7 классов. Для каждой возрастной группы своя структура и содержание занятий, в которой прослеживается преемственность. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений.
Объем и срок освоения программы. Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя два года обучения (по 216 часов в первый и второй год обучения).В системе непрерывного экологического образования «детский сад – школа» среднее звено общеобразовательной школы является важным этапом в формировании экологической культуры обучающихся. Именно на этом этапе обучения закладывается основная база естественнонаучных знаний, формируется экологическое мировоззрение, ответственное отношение к социоприродному окружению. Программа построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем «сквозное» и содержание их «взаимопроникаемо».
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2)
Особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-13 лет( 5-7-е классы). Форма организации учебно-воспитательного процесса групповая. Рекомендуемый состав группы первого года обучения - 15 обучающихся, второго года - не менее 12 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных летних мероприятиях.
Режим занятий. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа с динамическим перерывом в 10 минут. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год.
Цель и задачи программы.
1.2 Цель программы:
Создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности, бережного отношения к природе, здорового образа жизни, как социально необходимого качества личности обучающихся, через туризм и краеведение.
При этом предполагается решение следующих основных задач:
Образовательные задачи:
- овладение основами техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организация быта в походах;
- расширение знаний по географии, биологии, экологии, ОБЖ, полученных в школе;
- сформировать понятие о необходимости рационального использования и охраны природных богатств своего края;
- развитие познавательного интереса к вопросам экологии и туризма, вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма, обучение приемам мониторинга окружающей среды.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к малой Родине (к родному дому, школе, семье, двору, городу);
- формировать доброжелательное отношение к окружающим, умение заботиться, оказывать взаимопомощь;
- способствовать воспитанию гражданских качеств личности (интерес к общественной жизни, активную жизненную позицию, критичность, оптимизм, чувство долга).
-воспитание самообладания и силы воли;
-воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;
-формирование умения видеть красоту окружающего мира;
-воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и общения;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Развивающие задачи:
- интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
- развивать психические процессы (внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение), познавательный интерес;
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- развивать любознательность;
-развивать эстетические чувства;
- развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.
Содержание программы.
Содержание курса направлено на развитие познавательной активности обучающихся, формирование у детей осознанного, правильного отношения к природе, ее целостности природы и здоровому образу жизни. В содержании программы заложены следующие принципы:
сезонность – построение изучения тем (разделов) в связи с
сезонными изменениями в природном окружении, т.е. блоки (темы) при изучении материала могут менять свою последовательность;
спиралевидность – постепенное усложнение содержания с
частичным возвращением к ранее изученному;
интегративность – взаимосвязь с содержанием природоведения,
предметов естественнонаучного цикла (географией, биологией), основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
краеведческий подход – знакомство с явлениями, объектами
природы, экологическими проблемами, на основе местного материала; разработка норм и правил туристского природопользования для конкретных физико-географических условий своей местности;
деятельный подход – активное участие детей в работе по
изучению и охране природы края.
Все содержание программы разбито на блоки.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п.п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретичес- кие занятия | Практические занятия | |||
в помещении | на местности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Чем полезны и интересны походы и путешествия. Туризм и охрана природы. | 6 | 5 | 1 | 0 |
2 | Наш край. Экологические проблемы края. | 22 | 18 | 2 | 2, экскурсия |
3 | Как организовать туристское путешествие | 18 | 5 | 9 | 4, экскурсия |
4 | Наблюдение за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха. | 6 | 3 | 3 | 0 |
5 | Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. Оборудование для краеведческой работы | 16 | 4 | 8 | 4, экскурсия |
6 | Особенности зимнего похода. | 6 | 4 | 2 | 0 |
7 | Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе. | 12 | 3 | 9 | 0 |
8 | Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические эколого-туристские умения. Лесная аптека. | 12 | 9 | 3 | 0 |
9 | Топографическая подготовка юного туриста. | 21 | 7 | 14 | 0 |
10 | Физическая подготовка юного туриста | 9 | 2 | 7 | 0 |
11 | Природный комплекс и его компоненты. | 38 | 18 | 12 | 8, экскурсии |
12 | Специальная подготовка к летнему учебно-тренировочному и зачетному походам | 22 | 8 | 6 | 8 |
13 | Подготовка к однодневному походу учебно-тренировочному | 14 | 6 | 8 | 0 |
| Зачетный поход (однодневный) | 8 | 0 | 0 | 8 |
14 | Подведение итогов путешествия | 6 | 3 | 3 | 0 |
| Итого: | 216 | 95 | 95 | 26 |
Содержание
1-й год обучения.
Тема 1. Чем полезны и интересны походы и путешествия. Туризм и охрана природы (6 часов)
План работы объединения. Цели и задачи. Требования к членам объединения, их права и обязанности.
Развитие массового туризма в своём крае. Виды туризма. Экологические проблемы в рекреационных зонах.
Участие туристов в охране природы и преобразовании природного окружения. Виды природоохранительной деятельности туристов на маршруте.
Практическая работа. Заполнение анкеты. Подбор девиза, песни, эмблемы. Определение состава актива объединения.
Тема 2. Наш край. Экологические проблемы края (22 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края.
Историческое дореволюционное прошлое нашего края. Боевые и трудовые подвиги народа. Народное творчество нашего края.
Туристские возможности родного края, развитие массового туризма и проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма.
Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические проблемы края.
Практическая работа с политико-административными, экономии-ческими и физико-географическими картами края (области, республики). Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре края. Выбор краеведческого задания, индивидуального и группового; подборка краеведческой литературы и составление плана его выполнения в течение учебного года.
Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности».
Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в её подготовке и проведении.
Тема 3. Как организовать туристское путешествие (18 часов)
Теоретическая и практическая подготовка путешествия, этапы. План подготовки к походу. Права и обязанности участников похода.
Требования юного туриста, нормы нагрузки туриста.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экспедиций.
Практическая работа. Разработка похода однодневного, лыжного. Составление сметы расходов, списка личного и группового снаряжения. Проверка снаряжения. Распределение обязанностей среди участников похода. Оформление материала похода, выпуск фотогазеты.
Экскурсия-поход «Зимний лес». Закрепление эколого-туристских умений.
Тема 4. Наблюдение за погодой в походе.
Причины изменения погоды. Охрана воздуха (6 часов)
Климат и погода своей местности. Микроклимат городов. Как предсказать погоду. Самодельные метеорологические приборы. Меры охраны атмосферного воздуха.
Необходимость наблюдений за погодой в походе. Предсказание погоды растениями, животными. Дневник наблюдений за погодой.
Практическая работа. Изготовление самодельных метеорологических приборов, вычерчивание дневника погоды и его заполнение.
Экскурсия «Наблюдение за погодой».
Тема 5. Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе.
Оборудование для краеведческой работы (16 часов)
Как организовать краеведческие наблюдения. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Полевой дневник туриста-краеведа. Эколого-краеведческие умения по изучению природы края.
Практическая работа. Изготовление простейшего оборудования для краеведческих наблюдений. Составление дневника фенолога.
Экскурсия «Фенологические наблюдения в природе».
Тема 6. Особенности лыжного похода (6 часов)
Особенности зимнего похода: климатические условия, способы передвижения, снаряжение и т.д.
Групповое и личное снаряжение зимнего похода. Особенности зимнего бивака, кострище. Установка палатки и виды палаток. Правила выбора места и устройства бивака и кострища в зимнем походе.
Способы определения сухостоя зимой, сбор топлива.
Оказание первой медицинской помощи в зимнем походе (обморожение, простудные заболевания).
Практическая работа. Комплектование специального снаряжения, укладка рюкзака. Изготовление бахил, масок, кострового оборудования. Ремонт лыж. Отработка тактики хождения на лыжах, определение сухостоя и его заготовка для костра.
Однодневный поход. Закрепление эколого-туристских навыков и умений – поведенческих, опознавательных.
Тема 7. Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в
природе (12 часов) (Обобщение)
Правильный выбор места туристского бивака с учётом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места лагеря, противопожарные меры.
Различные типы костров, устройство кострища.
Сушка и ремонт обуви. Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.
Режим дня в походе, дневки, игры. Правила поведения туриста в походе (обобщение).
Практическая работа. Составление меню одно-, двух- и трёхдневного похода (деловая игра).
Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором (инструментами).
Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, вязка узлов.
Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков, узлов. Деловая игра «Наши проекты» - экологически «безопасный очаг», бивак
Поход. Организация игр в пути и на привале. Составление «Памятки туриста-эколога». Деловая игра «Наши проекты» - экологически «чистый привал».
Тема 8. Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические умения (12 часов)
Гигиенические требования в походе. Санитарно-гигиенические умения и способы действий: не допускать загрязнения водоёмов, избегать загрязнений мест стоянок бытовыми отходами. Лекарственные растения, используемые в походе, правила их сбора, ядовитые грибы и растения.
Умывание, купание, закаливание в походе. Уход за ногами. Требования к обуви, одежде. Питьевой режим в походе, правила обеззараживания воды.
Практические занятия. Отработка приёмов самоконтроля. Комплектование походной аптечки, отработка навыков оказания первой медицинской помощи, изготовление носилок для переноски пострадавшего из подручных средств, санитарно-гигиенических умений и способов действий; определение лекарственных растений, ядовитых грибов и растений. Нахождение питьевой воды и её обеззараживание.
Тема 9. Топографическая подготовка юного туриста.
Ориентирование на местности. Спортивное ориентирование (21 часа)
Значение навыков ориентирования для туриста. Карта и приёмы работы с ней. Компас и работа с ним. Азимут. Спортивное ориентирование, карта спортивного ориентирования.
Практическая работа. Определение расстояния на местности приборами и на глаз. Глазомерная съёмка участка пути, площадная топосъёмка. Ориентирование на местности с помощью карт и местных признаков, определение точки стояния. Движение по азимуту, определение азимута на предмет.
Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования. Топографический диктант, задания и упражнения по карте.
Игры и соревнования по спортивному ориентированию на местности.
Изготовление планшетов для спортивного ориентирования.
Беседа «Внимание и собранность – половина успеха в ориентировании».
Тема 10. Физическая подготовка юного туриста. Преодоление естественных препятствий в различном природном окружении в походе (9 часов)
Физическая подготовка юного туриста. Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения.
Практические занятия. Составление комплекса утренней зарядки и специальных упражнений. Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки.
Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении:
По равнинным участкам, спуск и подъём по травянистому крутому склону. Наведение переправы (с помощью инструкторов) через овраг, ручей.
Тема 11. Природный комплекс и его компоненты (38часов)
Общие свойства природных комплексов и его компоненты.
Рельеф. Основные черты рельефа области, Полезные ископаемые и минералы. Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Возобновимые и невозобновимые.
Почвы родного края. Понятие почвы, плодородия. Зачем изучают почву. Состав и структура почвы. Особенность чернозёма. Роль микроорганизмов и беспозвоночных в формировании почвы. Рациональное использование и меры охраны почв. Влияние загрязнения почвы на здоровье человека. Пестициды.
Атмосфера. Климат области, состав атмосферы, загрязнение воздуха.
Охрана. Экологические проблемы. Парниковый эффект. Озоновые дыры, кислотные дожди и т.д. Знакомство с природоохранительной деятельностью человека по охране атмосферы.
Гидрография области. Вода – основа жизни. Водные ресурсы области. Проблемы гидросферы. Охрана водных ресурсов. Экологическая обстановка родного края.
Растительный мир. Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека. Знакомство с флорой своего города и его окрестностей. Растения Красной книги. Лес. Типы лесов. Значение и проблемы леса. Видовой состав местных лесов.
Животный мир. Обзор животного мира области. Редкие и охраняемые животные, Знакомство с Красной книгой животных. Природоохранительная деятельность человека. Различие животного мира в разных частях Земли. Содержание домашних животных. Охрана и использование насекомых.
Биосфера – среда жизни человека. Человек – часть природы или её хозяин. Обобщение проблемы биосферы и прогнозов учёных о дальнейшем её развитии.
Экскурсии. 1. По изучению природных комплексов окрестностей города.
2. На очистительные сооружения.
3. На р. «Лесной Воронеж».
4. В овраг.
Тема 12. Специальная подготовка к летнему многодневному походу (22 часов)
Правила организации и проведения туристского похода. Обязанности в группе. Дисциплина в походе.
Особенности снаряжения для летнего пешего похода. Специальное снаряжение для краеведческой работы. Выбор краеведческого задания.
Питание в походе. Организация питания, набор продуктов по калорийности, режим питания.
Привалы и ночлеги. Периодичность и продолжительность привалов. Правила выбора места для бивака и его устройства.
Правила санитарии и гигиены в летнем походе. Первая доврачебная помощь. Санитарно-гигиенические эколого-туристские умения.
Практическая работа. Разработка маршрута, составление сметы расходов, распределение обязанностей. Оформление походной документации (дневников, маршрутного листа). Комплектование снаряжения, укладка рюкзака, вязка узлов. Составление походного меню, определение расхода продуктов. Тренировка по установке палатки. Изучение лекарственных растений края, закрепление навыков доврачебной помощи, навыков сбора лекарственных растений.
Тема 13.Подготовка к однодневному походу(14 часов)
Знакомство с маршрутом похода, краеведческой литературой.
Практическая работа (поход). Выполнение краеведческих заданий , игры по ориентированию. Соревнование по туртехнике.
Закрепление эколого-туристских навыков и умений – поведенческих, опознавательных, преобразовательных.
Игра-викторина «К тайнам природы» (определение лекарственных растений края, в мире ориентиров).
Тема 14. Подведение итогов путешествия (6 часов)
Практическая работа. Оформление походных документов, краеведческого материала к выставке, оформление фотогазеты. Определение задания на лето
В ходе реализации программы запланировано получение следующих результатов:
Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Формы теоретических занятий – беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала, лекция (часто проблемная лекция), дискуссия, ролевые игры, дидактические игры, конкурсы.
Практические занятия в помещении – опыты, наблюдения, эксперимент и т.д. На местности – экскурсии, эксперименты (или опыты), наблюдения, игры, соревнования и походы.
Ожидаемыми результатами реализации образовательной программы является получение обучающимися знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно участвовать в зачетных походах, слетах, соревнованиях, конференциях, фестивалях, выставках и др.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
что такое туризм, экология;
фенология, ее значение для туриста;
типичные растения и животные природной зоны края;
редкие и исчезающие растения края;
значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
правила гигиены туриста;
заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;
особенность медицинской и физической подготовки юного туриста;
туристские, краеведческие и эколого-туристские должности;
состав медицинской аптечки;
самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;
правила пользования огнем в туристском походе;
основы топографии;
нормы и правила рекреационного природопользования (поведения в природе).
Учащиеся должны уметь:
определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;
выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и т.д.);
определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;
обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;
работать с планом и топографической картой;
работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать план местности С-Ю и находить «точку» стояния;
вести наблюдения за природой (фенологические наблюдения) и фиксировать их в календаре природы (в течение года);
вести дневник экскурсии и обрабатывать материал;
изготавливать простейшее самодельное оборудование для исследовательской работы;
выявлять закономерности окружающей природной среды и их объяснять (сезонность, целостность);
правильно организовывать туристский бивак.
Метапредметные:
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Регулятивные УУД
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).
Коммуникативные УУД
готовность слушать собеседника и вести диалог;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
проявление инициативы и самостоятельности в достижении поставленной цели;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
стремление применять на практике полученные знания и умения;
формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в походах, чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Инструкция и правила по организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с обучающимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.
Правила соревнований по спортивному туризму
Правила соревнований по спортивному ориентированию
Правила организации и проведения туристских соревнований обучающихся Российской Федерации.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты проведения занятия и т.д.
Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Дата | № п/п | Тема занятия | Количество часов | Средства обучения | | |||||||||||||
всего | теория | практика | экскурсии | походы | | |||||||||||||
В поме щении | На мест ности | | | |||||||||||||||
| 1 | Чем полезны и интересны походы | 6 | | | | | | учебная литература; учебный фильм | | ||||||||
| 1.1 | План работы объединения. Цели и задачи. | 3 | 2 | 1 | | | | | | ||||||||
| 1.2 | Развитие массового туризма в нашем крае. Виды туризма. Экологические проблемы. Природоохранительная деятельность туристов. | 3 | 3 | | | | | | | ||||||||
| 2 | Наш край . Экологические проблемы края. | 22 | | | | | | учебная литература; учебный фильм; карта; | | ||||||||
| 2.1 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. Историческое прошлое нашего края. Народное творчество края. | 3 | 3 | | | | | | | ||||||||
| 2.2 | Туристские возможности края, проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма. | 3 | 2 | 1 | | | | | | ||||||||
| 2.3 | Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. | 3 | 2 | 1 | | | | | | ||||||||
| 2.4 | Экскурсия в природу «Природный комплекс окрестности». | 4 | | | | 4 | | | | ||||||||
| 2.5 | «Путешествие по родному краю» (игра, викторина) | 3 | 1 | 2 | | | | | | ||||||||
| 2.6 | Экскурсия в парк «Сезонные изменения в природе». | 4 | | | | 4 | | | | ||||||||
| 2.7 | Подведение итогов темы «Наш край». Обработка собранного материала. | 2 | | 2 | | | | | | ||||||||
| 3 | Как организовать туристское путешествие. | 18 | | | | | | карта; компас; | |||||||||
| 3.1 | Теоретическая подготовка путешествия, этапы. Выбор маршрута. | 2 | 2 | | | | | | |||||||||
| 3.2 | Практическая подготовка к путешествию. План похода. Права и обязанности участников похода. | 2 | 1 | 1 | | | | | |||||||||
| 3.3 | Требования к туристу. Нормы нагрузки туриста. Инструкции по организации и проведению походов и путешествий. | 2 | 2 | | | | | | |||||||||
| 3.4 | Групповое и личное снаряжение туристов. | 2 | 2 | | | | | | |||||||||
| 3.5 | Практическая работа. Разработка похода однодневного. Составление сметы расходов. | 2 | | 2 | | | | | |||||||||
| 3.6 | Виды рюкзаков. Правила размещения предметов | 2 | 1 | 1 | | | | | |||||||||
| 3.7 | Укладка рюкзака. | 2 | | 2 | | | | | |||||||||
| 3.8 | Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. | 2 | 1 | 1 | | | | | |||||||||
| 3.9 | Установка палаток. | 2 | | 2 | | | | | |||||||||
| 4 | Наблюдение за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха. | 6 | | | | | | термометр; барометр; учебная литература; учебный фильм | |||||||||
| 4.1 | Климат и погода своей местности. Микроклимат городов. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 4.2 | Необходимость наблюдения за погодой в походе. Предсказание погоды растениями и животными. Дневник наблюдений. | 3 | | | 3 | | | | |||||||||
| 5 | Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. Оборудование для краеведческой работы. | 16 | | | | | | оборудование для краеведческой работы | |||||||||
| 5.1 | Как организовать краеведческие наблюдения. Сбор и оформление краеведческого материала. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 5.2 | Оборудование для краеведческой работы. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 5.3 | Полевой дневник туриста-краеведа. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 5.4 | Изготовление простейшего оборудования для краеведческих наблюдений. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 5.5 | Экскурсия «Фенологические наблюдения в природе». | 4 | | | | 4 | | | |||||||||
| 6 | Особенности зимнего похода. | 6 | | | | | | Учебный фильм | |||||||||
| 6.1 | Особенности зимнего похода: Климатические условия, способы передвижения, снаряжение. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 6.2 | Групповое и личное снаряжение зимнего похода. Зимний кострище. Бивак. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 7 | Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе. (обобщение) | 12 | | | | | | туристское снаряжение (веревки, костровое оборудование и т.д.); учебная литература | |||||||||
| 7.1 | Правильный выбор места туристского бивака с учётом особенностей природного окружения. Составление меню. | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 7.2 | Вязка туристских узлов. Прямой, проводник, ткацкий | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 7.3 | Типы костров. Устройство кострища. Правила поведения туриста в походе. Практическая работа. «Модели типов костров, палаток; вязка узлов» | 3 | - | 3 | | | | | |||||||||
| 7.4 | Обобщение. Деловая игра «Наши проекты» - экологически чистый привал». | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 8 | Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические умения. | 12 | | | | | | медицинская аптечка; гербарный материал; учебная литература; учебные таблицы | |||||||||
| 8.1 | Гигиенические требования в походе. Санитарно-гигиенические умения и способы действий. Чистота на месте привала. | 3 | 3 | | | | | | |||||||||
| 8.2 | Комплектование походной аптечки. Навыки оказания первой медицинской помощи. Лекарственные растения. | 3 | 3 | | | | | | |||||||||
| 8.3 | Отработка приёмов самоконтроля. Комплектование походной аптечки. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 8.4 | Определение лекарственных растений и ядовитых грибов. Питьевая вода и её обеззараживание. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 9 | Топографическая подготовка юного туриста. | 21 | | | | | | карты, компас, учебная литература | |||||||||
| 9.1 | Значение навыков ориентирования для туриста. Виды карт. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 9.2 | Карта и приёмы работы с ней | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 9.3 | Условные знаки топографических планов и карт | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 9.4 | Компас и работа с ним. Азимут. | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 9.5 | Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных признаков. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 9.6 | Топографический диктант, задания и упражнения по карте. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 9.7 | Обобщение темы. Игра-соревнование «На неведомой дорожке» | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 10 | Физическая подготовка юного туриста. | 9 | | | | | | Учебная литература, учебный фильм, страховочные системы | |||||||||
| 10.1 | Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий, поведенческие умения. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 10.2 | Комплекс утренней зарядки и специальные упражнения. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 10.3 | Страховка и самостраховка туриста. Отработка поведенческих навыков и умений. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 11 | Природный комплекс и его компоненты. | 38 | | | | | | Учебная литература, учебный фильм, гербарный материал. лабораторное оборудование | |||||||||
| 11.1 | Общие свойства природных комплексов и их компоненты. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.2 | Рельеф. Основные черты рельефа области, полезные ископаемые и минералы. Виды и формы рельефа. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.3 | Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Возобновимые и невозобновимые. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.4 | Почвы родного края. Понятие почвы, плодородия. Состав и структура почвы. Охрана. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.5 | Атмосфера. Климат области. Состав атмосферы. Загрязнение воздуха. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.6 | Экологические проблемы. Природоохранная деятельность человека по охране атмосферы. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.7 | Гидрография области. Вода – основа жизни. Водные ресурсы области. Проблемы гидросферы. Охрана водных ресурсов. Экологическая обстановка в области. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.8 | Растительный мир. Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека. Знакомство с флорой своего города и его окрестностей. Охрана растений. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.9 | Животный мир. Обзор животного мира области. Редкие и охраняемые животные. Красная книга Тамбовской области. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 11.10 | Экскурсия. Изучение природных комплексов окрестностей города. | | | | | | | | |||||||||
| 11.11 | Экскурсия в краеведческий музей. Растительный и животный мир Тамбовской области. | 4 | | | | 4 | | | |||||||||
| 11.12 | Обобщение. Биосфера – среда жизни человека. Игра: «Путешествие на свою планету». | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 12 | Специальная подготовка к летнему учебно-тренировочному походу. | 22 | | | | | | Туристское снаряжение, учебная литература, учебный фильм | |||||||||
| 12.1 | Правила организации и проведения туристического похода. Обязанности в группе. Дисциплина в походе. | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 12.2 | Особенности снаряжения для летнего похода. Личное и групповое снаряжение. | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 12.3 | Специальное снаряжение для краеведческой работы. Выбор краеведческого задания. | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 12.4 | Питание в походе. Организация питания, набор продуктов, режим питания. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 12.5 | Правила выбора места для бивака и его устройство. | 3 | 1 | 2 | | | | | |||||||||
| 12.6 | Тренировка по установке палатки. Комплектование снаряжения. Закрепление навыков доврачебной первой медицинской помощи. | | | | | | | | |||||||||
| 12.7 | Обобщение. | 3 | 2 | 1 | | | | | |||||||||
| 13 | Подготовка к однодневному походу. | 14 | | | | | | Туристское снаряжение, учебная литература, учебный фильм | |||||||||
| 13.1 | Выбор маршрута. Знакомство с краеведческой литературой. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 13.2 | Распределение обязанностей. Составление походного меню. Комплектование снаряжения. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 13.3 | Учебно-тренировочный однодневный поход по выбранному маршруту. | 8 | | | | | 8 | | |||||||||
| 14 | Подведение итогов путешествия. | 6 | | | | | | | |||||||||
| 14.1 | Оформление походных документов, краеведческого материала. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| 14.2 | Обобщение. Определение задания на лето. | 3 | | 3 | | | | | |||||||||
| | Зачетный однодневный поход. | 8 | | | | | 8 | | |||||||||
| | ИТОГО: | 216 | 95 | 95 | | | 26 | |
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение:
-наличие оборудованного учебного кабинета, соответствующего
санитарно гигиеническим нормам ;
-занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие: раздевалки и шкафов для хранения личных вещей; аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи; спортивной площадки;
-мебель в соответствии с возрастными нормами;
-учебная доска;
-наглядные пособия;
-компьютер, мультимедийный проектор;
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
Учебные технические средства, оборудование
(1-й год обучения)
Темы 1, 2: Карта-схема района путешествия экспедиционных групп обучающихся; подборка фотографий, слайдов о походах; учебный фильм «Турист, береги природу!»;
карты: политико-административная, физико-географическая, экономическая карта, краеведческая литература.
Тема 3: Дневники походов, фотографии походов предыдущих лет (образцы),
маршрутные листы, групповое снаряжение похода: компасы, костровые принадлежности, сухое топливо, котелки.
Тема 4: Набор метеорологических приборов: барометр, термометр, гидрометр, флюгер, осадкомер;
набор самодельных метеорологических приборов: барометр, осадкомер, самодельное наглядное пособие «Атлас облаков».
Тема 5: Специальное оборудование для краеведческой исследовательской работы, самодельное оборудование.
Темы 6,7: Набор личного и группового снаряжения (для тренировки по укладке рюкзака), самодельное снаряжение, специальное групповое снаряжение для зимнего похода.
Тема 8: Модели и чертежи (самодельные), «костры», «бивуак», «узлы». «Памятка туристу-экологу».
Тема 9: Гербарий, Набор иллюстраций лекарственных растений края, определители растений, «Школьный атлас растений», набор медицинской аптечки, бинты широкие и узкие для перевязки «пострадавшего», учебные фильмы: «Грибы», «Разнообразие цветковых растений», «Приёмы искусственного дыхания», «Гигиена дыхания», «Гигиена питания».
Тема 10: Учебные фильмы «Как составить план местности», «Ориентирование на местности»; топографическая карта (настенная), Комплекты учебных топографических карт, набор таблиц «Спортивное ориентирование», самодельные дидактические карточки-задания, компасы, планшеты для топосъёмки, планшеты для спортивного ориентирования (самодельные)
Темы 11-13: Учебные фильмы «Туризм» (пешеходный, водный); «Туристский бивуак»; компасы, маршрутные листы, определители растений, полевые дневники (форма), групповое снаряжение многодневного пешеходного путешествия.
Темы 14, 15: Образцы оформления (альбомы, дневники прошлых лет и др.), групповое снаряжение многодневного похода, специальное снаряжение для конкурсов и соревнований, компасы, грудные обвязки, буссоли и планшеты для топосъёмки, медицинская аптечка, конкурсный материал.
Формы аттестации
При оценке промежуточных результатов усвоения Программы используется зачетная система по каждому разделу: аттестация по практической и теоретической подготовке, выполнение практических заданий за контрольное время, решение заданий-тестов, опрос по темам занятий, наблюдение за правильностью выполнения практических заданий во время учебно-тренировочного занятия и занятия на местности, ведение дневника самоконтроля, участие в соревнованиях и конкурсах, участие в походах.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методические разработки, портфолио, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, статьи и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, научно-практическая конференция, открытое занятие, портфолио, праздник, слет, соревнование, и др.
Форма подведения итогов реализации программы: самостоятельная подготовка, разработка и участие в многодневном походе.
Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.
Кадровое обеспечение
Программа рекомендована педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных учреждений, имеющим специальность «Учитель биологии» и ОБЖ.. Педагоги «Станции юных туристов» привлекаются для проведения мастер-классов, конкурсов, соревнований, туристских слетов, походов.
Диагностика результатов обучения по программе
«Юные туристы-экологи».
Сводный протокол аттестаций знаний, умений, навыков обучающихся.
Фамилия, имя обучающегося | Разделы программы | Итоговая аттестация | ||||
Экологические прлоблемы края | Как организовать туристское путешествие | География и животный мир нашего края | Правила санитарии и гигиены | Подготовка к походу по родному краю. Топография. | | |
1.
| | | | | |
|
2. | | | | | | |
- | | | | | | |
15 | | | | | | |
Низкий уровень успеваемости (Н) _________________________________________
Ниже среднего уровня (НС)
Средний уровень успеваемости (С) ________________________________________
Выше среднего уровня (ВС
Высокий уровень успеваемости (В) ________________________________________
Тестовый контроль «Выживание в природе»
Форма проведения: тестовый опрос
Цель: проверка знаний по действиям обучающихся в экстремальных ситуациях.
Задание: вписать в карточку индекс выбранного ответа а, б или в в графу рядом с номером вопроса.
Контрольная карточка ответов на вопросы по правилам поведения в экстремальных ситуациях
Ф.И.обучающегося ______________________________________________________________
номер вопроса | индекс ответа | номер вопроса | индекс ответа |
1 | | 6 | |
2 | | 7 | |
3 | | 8 | |
4 | | 9 | |
5 | | 10 | |
Вопросы:
1. Находясь в лесу (поле) зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы:
а) растирать ее снегом,
б) согревать около костра,
в) согревать собственным теплом, растирая шерстяной тканью.
2. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:
а) спрятаться под высокое дерево,
б) остаться на открытой местности и продолжить движение,
в) остановиться, накрыться палаткой и переждать.
З. Вам предстоит совершить длительный переход. Задолго до конечного пункта вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:
а) протрете подошвы обуви бензином, намочите носки водой и наденете обувь,
б) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую или наденете
носки наизнанку,
в) наденете обувь на босую ногу.
4. В жаркий знойный день, вы чувствуете, что язык начинает распухать от недостатка воды. Следует ли вам:
а) сбросить одежду и продолжить движение,
б) плотно застегнуться и продолжать движение,
в) плотно застегнуться, найти тень и дождаться вечера, затем продолжить движение.
5. От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:
а) продолжать движение, не обращая внимание на дым,
б) укрыться на высоком дереве,
в) ползти, прижимаясь к земле
6. Совершая поход, вы попали в район, где много ядовитых змей. Будете ли вы во время движения:
а) производить как можно больше шума ногами,
б) идти тихо и спокойно, чтобы не привлекать внимание змей,
в) двигаться медленно, с остановками, через каждые 5-6 шагов внимательно
осматривая заросли впереди.
7 .Если в походе вас укусила ядовитая змея, вы будете:
а) накладывать жгут, чтобы препятствовать проникновению яда,
б) часть яда выдавить с кровью или отсосать ртом,
в) прижечь место укуса огнем или сигаретой.
8. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь товарищей. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:
а) кричать громко, но низким тоном,
б) свистеть с помощью пальцев
9. Вы передвигаетесь по засушливой местности и очень хотите пить. У вас с собой полная фляга воды, но пополнить свои запасы в ближайшие несколько дней вы не сможете. Как следует поступить:
а) беречь воду и пить примерно по чашке день
б) утолить жажду, выпив примерно половину имеющейся воды,
в) пить часто по одному глотку.
10. При какой толщине льда могут переходить водоем отдельные пешеходы:
а) 2-3 см
б) 5-7 см
в) 7-12 см
Критерии оценки: ответы на теоретические вопросы оцениваются по 10 балльной шкале, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл:
высокий уровень (В) - 10-9 баллов
средний уровень (С) – 8-6 баллов
низкий уровень(Н) – 5-0 баллов
Практическая работа по теме: Рюкзак. Укладка рюкзака
Цель: проверка теоретических знаний по теме и умения правильно укладывать рюкзак.
Практическая подготовка.
Задание: уложить рюкзак, используя предложенные предметы из личного снаряжения туриста.
Перечень предметов:
-комплект посуды,
-спальный мешок,
-пенополеуритановый коврик,
-сменная обувь,
-предметы личной гигиены: полотенце, зубная щетка, паста, мыло ит.д.
-смена белья,
-дождевик,
-аптечка,
-штормовка,
-канцелярские принадлежности,
продуктовый набор
Штрафные баллы:
неправильно уложен спальный мешок – 1 б,
вещи не упакованы в полиэтиленовые пакеты -1 б,
уложенные вещи при ходьбе гремят- 1 б,
не подогнаны лямки рюкзака – 1 б,
не застегнуты крепления рюкзака - 1 б.
Теоретическая подготовка:
Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл
Задание: дополни предложения:
1. При укладке рюкзака нельзя: -
-
-
2. Правило укладки рюкзака: тяжелое -
мягкое -
объемное -
предметы первой необходимости –
3.Допустимый вес рюкзака для моего возраста:
4. Полиэтиленовый вкладыш большего, чем рюкзак размера нужен, чтобы ____________________
5.Чтобы предохранить плечи от потертостей и наминов, нужно_________________________________________________________
Критерии оценки: укладка рюкзака и ответы на теоретические вопросы оцениваются по 10 балльной шкале:
высокий уровень (В) - 9-10 баллов
средний уровень (С) - 6-8 баллов
низкий уровень (Н) - 0-5 баллов
Протокол проверки знаний по теме Рюкзак. Укладка рюкзака
№ п/п | Ф. И. обучающегося | теоретические знания | практич. умения | общий балл (1+2+3+4+5+ практич. оценка) | уровень | |||||
1 | 7 | 3 | 4 | 5 | штрафы | оценка | ||||
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Проверочная работа на знание основ ориентирования.
Цель: проверка уровня приобретенных теоретических знаний и практических умений и навыков.
Оборудование: карточки с контрольными заданиями по теме, компасы, транспортиры.
Контрольные вопросы и задания:
Теоретические знания: Обведи правильный вариант ответа:
1. Ориентироваться на местности - это значит:
а) уметь находить точку своего стояния,
б) уметь определять стороны горизонта,
в) узнать по описанию местность,
г) уметь найти точку своего стояние и направление движения относительно горизонта.
2. В какое время суток Луна находится ни севере:
а) в 0 часов,
б) в 1 час,
в) в 2 часа.
3. Если определять стороны горизонта с помощью Солнца и часов, то какой угол нужно делить пополам:
а) между часовой стрелкой, направленной на Солнце и цифрой 1 на циферблате часов,
б) между часовой стрелкой, направленной на Солнце и цифрой 12 на циферблате,
в) между часовой стрелкой, направленной на Солнце и минутной стрелкой.
4. Определить стороны горизонта можно по годовым кольцам спиленных деревьев.
Расстояние между ними больше:
а) с юга,
б) с севера,
в) с запада,
г) с востока.
Практическая работа по теме: Палатка. Установка и сборка палатки
Цель: проверка умения обучающихся правильно выбирать место для установки палатки и знания приемов установки палатки.
Условия проведения: практическая работа проводится на местности в районе Панского леса Заворонежского лесничества. Работа осуществляется в микрогруппах по 2 человека.
Оборудование: двускатные палатки, карточка, фиксирования результатов промежуточной аттестации обучающихся, секундомер.
Задание: выбрать в соответствии с требованиями безопасности и комфортности место для установки палатки и установить двускатную палатку на 2 стойки и 10 колышек (стойки устанавливаются снаружи палатки).
Карточка результатов промежуточной аттестации по теме: Палатка. Установка палатки
№ п/п | Ф. И. обучающихся | штрафные баллы | сумма штрафа | бонусный балл | оценка по 10-балльной шкале | уровень | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | | | ||||||
1. | | | | | | | | | | | ||||
2. | | | | | | | | | | | ||||
3 | | | | | | | | | | | ||||
4. | | | | | | | | | | | ||||
5. | | | | | | | | | | | ||||
6. | | | | | | | | | | | ||||
7. | | | | | | | | | | | ||||
8. | | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | |
Примечание: бонусный балл выставляется микрогруппе, показавшей лучшее время установки палатки.
Штрафы:
1 .неправильно выбрано место для установки палатки - 16.,
2. перекос палатки - 16.,
3. потеря колышка - 16.,
4. складки на скатах палатки -16.,
5. завал палатки - 16.
Критерии оценки: высокий (В) – 9-10 баллов
средний(С) – 6-8 баллов
низкий(Н) – 3-5 баллов
Проверочная работа по теме Топографические знаки
Цель: выявить степень усвоения обучающимися топографических знаков.
Условия проведения: проверочная работа проводится в виде индивидуальной работы
по карточкам.
Задание: 1 - написать название изображенных на карточке топографических знаков, 2 -зарисовать топографические знаки, указанные в карточке
Проверочная работа по теме Топографические знаки
Фамилия, имя обучающегося
| | | | горелый лес |
| | | непроходимое болото | |
| | | колодец | |
| | | фруктовый сад | |
| | | избушка лесника | |
| | | родник | |
| | | смешанный лес | |
| | | бурелом | |
| | | труднопроходимый участок | |
| | | тропинка |
Критерии оценки: низкий(Н)- от 0 до 10 баллов
Средний(С) -11 - 16 баллов высокий – 17 -20 баллов
Проверочная работа по теме: Костры. Типы костров. Костровое оборудованиие
Цель: проверка знаний, умений, навыков по данной теме.
Условия проведения: Проверочная работа проводится в 2 этапа: 1-й - Организация кострища, 2-й - Типы костров. Проверочная работа проводится на местности.
Оборудование: саперные лопатки, вода, емкость для воды, костровое оборудование, спички, дрова, карточки с названиями типов костров, карточка фиксирования результатов.
Задание:
а) на предложенном участке местности выбрать в соответствии с требованиями
безопасности место для организации кострища, организовать кострище, установить костровое оборудование.
б) в зависимости от задания на карточке сложить определенный тип костра, назвать его назначение.
Предлагаемые типы костров: шалаш, таежный, камин, полинезийский, звездный, колодец, решетка, нодъя.
Карточка результатов по теме Костры.
Типы оценки результатов по теме Костры. Типы костров. Костровое оборудование
№ п/п | Ф. И. обучающихся | штрафы | сумма штрафов | оценка по 1 10-балльной шкале | уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
Штрафы:
неправильно выбрано место для кострища - 1 б.
дерн снят небрежно и не полит водой - 1 б.
неправильно установлено костровое оборудование -1 б.
неправильно сложен тип костра - 1 б.
неправильно названо назначение выбранного типа костра -1 б.
Критерии оценки: низкий(Н)- от 3 до 5 баллов
средний(С) - 6-8 баллов
высокий(В) - 9-10 баллов
Изучение психологического климата в детском объединении.
Для проведения исследования испытуемым предлагается шкала утверждений, характеризующих их самочувствие, активность, настроение и психологический климат в детском объединении. С помощью этих ситуаций испытуемые оценивают свое доминирующее эмоциональное состояние в данной группе и, в целом, психологический климат.
Организация и проведение исследования.
Исследование может происходить индивидуально с каждым ребенком (возраст от 11 до 13 лет), а так же в групповой форме.
Для этого каждому ребенку раздается бланк с суждениями или зачитываются суждения, а дети оценивают, насколько то или иное суждение точно характеризует их состояние по четырех балльной системе.
Обработка результатов.
Для подсчета баллов необходимо сосчитать все баллы и найти средний показатель. В вопросах 3, 5, 12 и 14 баллы приравниваются соответственно:
4 → к 1
3 → к 2
2 → к З
1 → к 4 баллам.
Сумма баллов, с учетом внесенных изменений, набранная по 15 шкалам, делится на 15 и в результате получается средний показатель, преобладающий у данного ребенка.
Ребенок, получивший от 2 до 2,5 баллов, характеризуется отчужденностью от коллектива, либо он еще не влился в коллектив, либо имеет затруднения в общении и поэтому требует внимание со стороны педагогов и нуждается в помощи.
Дети, набравшие от 2,6 до 3 баллов, влились в коллектив, имеют налаженные отношения с его членами и чувствуют себя в данном коллективе достаточно комфортно.
Ребята, набравшие от 3,1 до 4 баллов, чувствуют себя в данном коллективе очень уверенно, находят поддержку в общении с другими членами коллектива и переживают за дела, победы и неудачи своего коллектива.
По индивидуальным показателям делается вывод в целом о психологическом климате в детском коллективе.
Я и мой коллектив.
Прочитайте внимательно каждое из суждений и, оценив насколько суждение соответствует вашему состоянию, поставьте напротив каждого суждения тот балл, который считаете нужным.
- нет, не верно.
- пожалуй, так.
- верно.
- совершенно верно.
Над вопросом долго не раздумывай, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждения | Баллы (на начало уч. года) | Баллы (на конец уч. года) |
1 | В группе я спокон. | | |
2 | Мне ничего не угрожает. | | |
3 | Я нахожусь в напряжении. | | |
4 | Я чувствую себя свободным. | | |
5 | Меня волнуют возможные неудачи. | | |
6 | Я чувствую поддержку окружающих. | | |
7 | Я ощущаю душевный покой. | | |
8 | Я свободно делюсь мыслями и чувствами. | | |
9 | Я уверен в себе. | | |
10 | В группе я чувствую скованность и напряжение. | | |
11 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. | | |
12 | Я опасаюсь неодобрения со стороны окружающих. | | |
13 | Меня переполняет желание активно работать. | | |
14 | В группе я чувствую себя одиноко. | | |
15 | Я полон сил и энергии. | | |
Ф.И.О. ____________________________________________________________________
Возраст ________________________________________________
Детское объединение ____________________________________________________________
Каков уровень вашей самооценки?
Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто 4 балла, Часто - 3 балла,
Иногда - 2 балла,
Редко - 1 балл, Никогда - 0 баллов
Состояния:
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Я беспокоюсь за свое будущее.
Внешний вид других, куда лучше, чем мой.
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
Как жаль, что многие не понимают меня.
Люди ждут от меня слишком многого.
Чувствую себя очень скованным.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Я не чувствую себя в безопасности.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка результатов.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утвержедниям. Сколько получилось в сумме?
Диагноз и консультация психолога.
Если меньше 10 баллов, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.
Если набранная сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу самые серьезные дела. Дерзайте.
Видимо, далеко не просто достичь успеха такому человеку, который не способен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, неадекватное представление о себе является нередко источником выбора ложных путей к самоутверждению, непомерных претензий и, в конечном счете, серьезных срывов, болезней и различного рода трагических исходов.
Есть ли у вас фантазия?
Бурное время, в которое мы живем, наполнено событиями, еще год назад казавшимися чистой фантазией. А сейчас мы уже фантазируем о чем-то другом, каждый по-своему. Так что объекты фантазии меняются, но важно, что человек продолжает фантазировать. Это можно проверить на себе, если ответить да или нет на предлагаемые вопросы.
Вопросы:
Занимаетесь ли вы рисованием?
Часто ли грустите?
Когда рассказываете какой-нибудь подлинный случай, прибегаете ли к
вымышленным подробностям для украшения?
Проявляете ли инициативу в работе?
Размашистый ли у вас почерк?
Руководствуетесь ли вы в одежде больше собственным вкусом, чем модой?
Когда скучаете на уроке, лекции, рисуете ли одни и те же фигурки?
Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией?
Любите ли вы писать длинные письма?
Снятся ли вам иногда необыкновенные сны?
Представляете ли вы себе место, в которое стремитесь попасть, но знаете его только по рассказам знакомых?
Часто ли плачете в кино?
Обработка результатов:
Сопоставьте свои ответы с ключом, в котором указаны только те варианты ответов, за которые вы получаете один или два балла. Все остальные варианты ответов, не имеющиеся в ключе, приносят вам ноль баллов
Ключ:
балл за ответ да - вопросы 2,3,5,8,10,11,12
балла за ответ да - вопросы 1, 4,6,9
балл за ответ нет - вопросы 1,4,6,7, 9
балла за ответ нет - вопрос 2
Диагноз и консультация психолога:
Если вы набрали в сумме
от 14 до 16 баллов, то у вас буйная фантазия. Если сумеете умело ею воспользоваться.
Жизнь может стать гораздо богаче и принести много радости также и людям,окружающим вас.
от 9 до 13 баллов. Ваша фантазия - не из самых слабых, и только от вас зависит, сумеете ли вы ее доразвить.
от 5 до 8 баллов. Вы реалист, не витаете в облаках. Но дефицит фантазии еще никому не навредил.
Тест на определение уровня
самооценки обучающегося.
Комментарий к выполнению теста: Отвечая на вопросы, указывай, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балл Никогда - 0 баллов
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Я беспокоюсь за свое будущее.
Внешний вид других, куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя очень скованным(ой).
10.Мне кажется. Что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11.Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12.Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
Я не чувствую себя в безопасности.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Если сумма баллов меньше 10, тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек(ла) сам(а) или помог(ла) разжечь.
Если сумма превышает 30, то ты себя недооцениваешь.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватном самовыражении, то есть реалистичной оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела.
Умеете ли вы влиять на других?
Основа основ в руководстве коллективом - умение влиять на окружающих. Но есть ли у вас такая способность, можете ли вы повести людей за собой или вам надо тщательно развивать эту черту характера? Помочь в поисках ответа на этот вопрос призван приводимый ниже тест. Отвечать на вопросы теста можно либо да, либо нет.
Вопросы:
1.Способны ли вы представить себя в роли актёра или поэтического деятеля?
Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
Портиться ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своём деле выдающегося результата?
Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменён?
Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
Любите ли вы доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чём-то не прав?
Обработка результатов:
За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите себе по 5 баллов.
Ключ:
ответ да - вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10. 11, 12, 13
ответ нет - вопросы 2, 8, 9.
Диагноз и консультация психолога.
От 35 до 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить. Управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен что-то делать для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом вы часто бываете слишком держаны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым.
Методическое обеспечение
1-й год обучения
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Чем полезны и интерестны походы | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ | презентации и учебные фильмы, учебная литература | проектор, ноутбук, экран | анкетирование, тестирование |
Наш край. Экологические проблемы края | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ, экскурсии, встречи с интересными людьми | презентации и учебные фильмы, географические карты | проектор, ноутбук, экран | анкетирование, тестирование, |
Как организовать туристское путешествие | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ, экскурсии | карта, компас, тур. снаряжение топографические карты | проектор, ноутбук, экран | тестирование, анкетирование, учебно-тренировочный поход |
Краеведческие наблюдение. Фиксирование их в походе . Оборудование для краеведческой работы. | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ, экскурсии | презентации, учебные фильмы, топографические карты, оборудование для краеведческой работы | проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия | тестирование, анкетирование, составление дневника наблюдений |
Особенности зимнего похода | теоретические и практические занятия | беседа, рассказ, викторина | презентации и учебные фильмы | проектор, ноутбук, экран, групповое и личное снаряжение | тестирование, анкетирование, учебно-тренировочный поход |
Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ,тренировка | презентации и учебные фильмы, учебная литература | проектор, ноутбук, экран,тур. снаряжение | анкетирование, тестирование, тренировка |
Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ | презентации и учебные фильмы, учебная литература | проектор, ноутбук, экран, медицинская аптечка | анкетирование, тестирование, практическое занятие |
Топографическая подготовка юного туриста | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ, экскурсии | карта, компас, тур. снаряжение топографические карты | проектор, ноутбук, экран | тестирование, анкетирование, |
Физическая подготовка юного туриста | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ, | презентации, учебные фильмы, спорт. инвентарь | проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия | тестирование, анкетирование, тренировка, соревнования |
Природный комплекс и его компаненты | теоретические и практические занятия | беседа, рассказ, викторина | презентации и учебные фильмы, таблицы, гербарии | проектор, ноутбук, экран, лабораторное оборудование | тестирование, анкетирование, лабораторная работа |
Специальная подготовка к летнему учебно-тренировочному зачётному походу | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ,поход | презентации и учебные фильмы, картографический материал | проектор, ноутбук, экран, тур. оборудование | анкетирование, тестирование, поход |
Подготовка к однодневному походу | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ, поход выходного дня | карта, компас, тур. снаряжение топографические карты | проектор, ноутбук, экран | тестирование, анкетирование, поход |
Подведение итогов путешествия | теоретические и практические занятия | лекция, беседа, рассказ. | презентации, учебные фильмы, топографические карты | проектор, ноутбук, экран, | тестирование, анкетирование, тренировка, отчёт о походе |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Литература для учащихся
Алексеев А. А. Питание в туристском походе (Текст) / ААлексеев – М.: ЦДЮТур МО РФ, 2007. – 66 с.
Коструб АЛ. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 2011.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. - М.: Академия, 2014.
Литература для педагогов
АппенянскийА.И. Физическая тренировка в туризме. - М., ЦРИБ «Турист», 2009.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 2014.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М.: ЦРИБ «Турист», 2013..
Волович В.Г. Академия выживания. - М.: ТОЛК, 2006.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание, 2010.
Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский раритет», 2014.
Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. - М.: ИД «Вокруг света», 2013.
Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов ЮЛ. Туристские слеты и соревнования. - М.: Профиздат, 2014.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Изд. 2-е. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2011.
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. - М.: ФЦДЮТиК, 2016.
Константинов Ю.С., Глаголева ОЛ. Уроки ориентирования. - М.: ФЦДЮТиК, 2015.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. Изд. 2-е. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Кошельков СЛ. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2007.
Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники № 1, 2. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2010.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТур Минобразования России, 2007.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2007.
Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. - М.: ФиС, 2008.
Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2008.
Агарков, Р. С. Роль компетентностного подхода в учебном процессе
/ Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/ А. В. Хуторской//Народное Р. С. Агарков//Средн. проф. обр. – 2003. - № 6. – С. 36-49.
Алексеев С. В. Идея целостного в системе экологического образования / С. В. Алексеев, Л. В. Симонов // начальная школа.- 2009.- № 2
Андриянов А. Где красота – там доброта // Приложение к «Первое сентября
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный М.: Знание, 2006
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». - М.: Туманит.-изд.центр ВЛАДОС, 2010.
навыкам в системе дополнительного образования. - М.: МТО-ХОЛ-ДИНГ, 2011.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И А. Полевые туристские лагеря. - М.: Туманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2005.
СтоляренкоА.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: 2012.
Туристская игротека. Вып. 3, 4. /Сост. Л.М.Ротштейн. - М.: ЦДЮ-ТиК, 2001, 2003.
Туризм и краеведение. Сборник программ. - М.: Советский спорт, 2005.
Школа альпинизма. - М.: ФиС, 2009.
Штюрмер ЮЛ. Общественно полезная работа самодеятельных туристов. - М.: ЦРИБ «Турист», 2010.
Интернет ресурсы
http: // www skitalets.ru
http: //www tambovmuseum.ru