Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности для детей с ОВЗ «Компас»
«Компас»
№ раздела | Содержание | Стр. |
| Пояснительная записка. | 2 |
| Актуальность. | 2 |
| Новизна. | 2 |
| Адресат. | 3 |
| Цель. | 3 |
| Задачи. | 3 |
| Планируемые результаты. | 3 |
2 | Содержание Программы. | 4 |
| Характеристика Программы. | 4 |
| Инновационность и методическая обоснованность. | 6 |
| Регламент реализации. | 7 |
| Тематическое планирование. | 7 |
3 | Условия реализации Программы. | 8 |
| Материально-техническое обеспечение. | 8 |
| Информационные ресурсы. | 8 |
| Кадровое обеспечение. | 9 |
Пояснительная записка
Актуальность
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья1 и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.
Для успешной социализации умственно отсталых детей важны полноценные представления об окружающем мире. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый особенный ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества.
Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались во многих трудах отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, И.М. Бгажнокова, С.Г. Шевченко, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.).
Современные исследователи уделяют много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М. Бгажнокова, С.Г. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Ю. Шамко).
Проблема формирования представлений об окружающем мире у особенных детей заключается в том, что они не испытывают потребность в познании. Знания и представления об окружающем мире у этих детей значительно ограничены и примитивны. Они воспринимают объекты окружающего мира недостаточно дифференцированно, не выделяют их существенные и второстепенные признаки. Такие дети плохо запоминают и с трудом актуализируют информацию. Поэтому представления их становятся бедными, неточными, искаженными. Наиболее значимы для недостатков представлений об окружающем такие особенности, как трудности запоминания названий познаваемых объектов, забывание информации, существенной для их характеристики.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Проблема расширения, обогащения и уточнения представлений об окружающем мире у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) стоит перед педагогами образовательных учреждений всегда, а сейчас она становиться особо актуальной в связи с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Новизна
Программа «Компас»2 представляет собой программу дополнительного образования детей по обогащению и развитию представлений об окружающем мире.
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, способствует формированию у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
При посещении занятий Программы обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает возможность не только обогатить и расширить представления о предметах и явления окружающей действительности, что является особенно актуальным для ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в свете дальнейшей его социальной интеграции, но и повысить уровень развития высших психических функций (произвольность восприятия, свойства внимания, память, мыслительные операции и мыслительные процессы). Все задания каждого занятия подчинены единой теме, способствуют расширению представлений ребенка об объектах и предметах окружающей действительности, явлениях природы, но вместе с этим, несут коррекционную направленность.
С одной стороны, содержание Программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, а с дугой, дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
При составлении Программы учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально - волевой регуляции, поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адресат
Обучающиеся начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (3 – 4 классы).
Цель Программы
Создание у обучающихся целостного представления о Земле, формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи Программы
Расширить и углубить представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное.
Формировать представления о природных сообществах.
Повышать экологическую грамотность обучающихся.
Развивать наблюдательность и любознательность, прививать интерес к изучению ближайшего окружения.
Планируемые результаты
Педагог проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения коррекционного курса обучающимися.
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:
развитие интереса (мотивации) к познанию окружающей действительности;
расширение кругозора и культурного опыта обучающегося;
выполнение действий с опорой на образец, пооперационные действия педагога;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде.
Программа определяет два уровня возможного овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
Минимальный уровень
Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки.
Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях.
Отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия).
Называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе.
Представления об элементарных правилах безопасного поведения.
Адекватно манипулирование знакомыми предметами ближайшего окружения.
Определение времен года по сюжетным картинкам.
Достаточный уровень:
Овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы.
Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях.
Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций.
Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире.
Знание некоторых правила безопасного поведения.
Проявление активности в организации совместной деятельности в ситуативном общении с детьми.
Базовые учебные действия освоения Программы
Личностные:
осознание себя как субъекта, заинтересованного посещением занятий кружка;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
готовность к безопасному и бережному поведению в обществе;
развитие навыков учебного поведения.
Регулятивные:
принимать, сохранять и выполнять задачу;
выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
составлять простейший план выполнения задания и последовательность действий для его реализации;
выполнять простые и расчлененные инструкции с опорой на образец;
выполнять простой анализ конечного результата.
Познавательные:
выполнять анализ, синтез простых предметов и объектов окружающей среды;
сравнивать и группировать объекты окружающей действительности;
устанавливать простые причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
делать простейшие обобщения;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Коммуникативные:
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе;
продуктивно взаимодействовать с педагогом.
Содержание Программы
Содержание Программы предназначено для расширения и углубления знаний обучающихся по курсу учебного предмета мир природы и человека, является подготовительным этапом к изучению географии материков и океанов через призму туристического характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании детей с умственной отсталостью.
Всем известен тот факт, что каждый ребёнок в большей или меньше степени рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка. Поэтому все содержание Программы представляет собой одно большое путешествие по земному шару, дети оказываются «туристами» в различных уголках планеты, знакомятся с ее обитателями, выполняют их задания.
Характеристика Программы
Программа является частью, формируемой участниками образовательных отношений, области дополнительного образования.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) первого этапа обучения, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки Программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Специфика интеллектуального дефекта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не дает возможности закладывать в Программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
Содержание предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания Программы учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально - волевой регуляции, поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Повышение эффективности работы требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, для ознакомления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Занятия Программы построены не на традиционной структуре, а представляют маршруты по различным уголкам мире. По мере путешествия по земному шару, дети знакомятся с обитателями разных материков и океанов. Каждое занятие заканчивается поиском места следующего путешествия по заданным координатам педагога на маршрутной карте.
Содержание занятий исключает формальный подход «натаскивания», главная задача – создать условия, в максимальной степени способствующие обогащению чувственного опыта детей и развитию мыслительных операций и процессов у обучающихся. Содержание Программы охватывает весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Каждое занятие по своей структуре делится на «вводную», «основную», и «заключительную» части.
Задачами вводной части являются: создание у обучающихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно; сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на занятиях, постепенно должен закрепиться у детей.
Задания для основной части занятия подбираются с учетом выбранного маршрута карты.
Основный формой является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных занятиях, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин и натуральных объектов.
Программа представляет собой сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм занятий: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических проектных и исследовательских занятий и др.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Материал, подобранный для проведения занятий способствует не только обогащению представлений о предметах и явлениях окружающего мира, но и развитию мышления ребенка, способствует развитию познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти, формированию психических новообразований младшего школьного возраста: внутреннего плана действия, умений выполнять задания по инструкции, произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами, реализации резервных возможностей обучающихся, пробуждение интереса к познанию. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи детей.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы на вопросы, чем же они занимались, чему научились, что получалось, а что – нет. Каждое занятие заканчивается объявлением темы следующего. Это позволяет проводить обучение на опережение. Дети самостоятельно подбирают материал к следующей теме.
Итоговое занятие происходит в процессе практической творческой деятельности: создании презентационных работ, творческих проектов, создании буклетов, фотовыставок.
Инновационность и методическая обоснованность
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть мир и на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа построена с учетом преемственности образования младших школьников («Мир природы и человека») и обучающихся старшего школьного звена («География»), опирается на теоретический, практический и личностный опыт обучающихся, полученный при изучении предмета «Мир природы и человека» на уроках.
Развивающая функция Программы обеспечивает формирование научных взглядов на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе материала.
Воспитывающая функция связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая. Средствами эффективной реализации Программы кружка являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, создание проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, гербаризация, составление памяток.
Окружающий мир включает в себя как близкое для человека, так и далёкое-далёкое, тем места земного шара, в которых ребенок никогда не побывает. Программа помогает увидеть, услышать, воспринять органами чувств, осмыслить, понять объекты и субъекты окружающего мир, опираясь на уже сложившиеся образы, представления, понятия.
В ходе реализации Программы уместно использование следующих приемов:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрации, видео и аудиоматериалы, фотографии, предметные и сюжетные картинки, муляжи, натуральные наглядные пособия);
- практические занятия (наблюдения, творческие проекты);
- экскурсии;
- использование занимательного и коррекционно-развивающего материала (игровые задания, конкурсы, викторины).
На основе интеграции естественнонаучных и географических сведений в Программе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности. В соответствии с направленностью Программы особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Регламент реализации
При планировании учитывается количество учебных недель – 34 недели. Исходя из этого, общее количество часов на реализацию Программы составляет - 34 ч.
В первой четверти - 8 ч.
Во второй четверти - 8 ч.
В третьей четверти - 10 ч.
В четвёртой четверти - 8 ч.
Срок реализации программы: один учебный год.
Режим занятий: один час в неделю.
Продолжительность занятия: 35 – 40 мин.
Форма проведения занятия: групповая.
Программа рассчитана на организацию кружковых занятий школьников начального звена обучения, и связана с основной общеобразовательной программой по предмету мир природы и человека.
Тематическое планирование
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их возможностей.
№ | Раздел Программы | № Занятия | Тема занятия | Количество часов |
1. | Неживая природа. | 1 | Наша планета Земля. | 1 |
2 | Солнце и свет в нашей жизни. | 1 | ||
3 | Природные явления. | 1 | ||
4 | Времена года. | 1 | ||
2. | Вода – источник жизни. | 5 | Вода в природе. | 1 |
6 | Куда текут реки? | 1 | ||
7 | Обитатели морей. | 1 | ||
8 | Вода и человек. | 1 | ||
3. | Растительный мир Земли. | 9 | Грибы – живые организмы. | 1 |
10 | Хрупкая природа степей и пустынь. | 1 | ||
11 | Где растут тропические леса? | 1 | ||
12 | Жизнь в горах. | 1 | ||
13 | Жизнь леса. | 1 | ||
4. | Животный мир Земли. | 14 | Жемчужины тайги. | 2 |
15 | Почему не дружат белые медведи и пингвины? | 1 | ||
16 | Короли воздуха. | 2 | ||
17 | Дикий мир Африки. | 2 | ||
18 | Гигантские рептилии. | 1 | ||
19 | Мохнатые тяжеловесы. | 1 | ||
20 | Самые-самые… | 1 | ||
21 | Змеи и не только. | 1 | ||
22 | Прыгают, ползают, летают | 1 | ||
23 | Удивительные животные Австралии. | 1 | ||
24 | Как животные стали домашними. | 1 | ||
25 | Домашние любимцы. | 1 | ||
26 | Красная книга. | 2 | ||
5. | Моя страна Россия. | 27 | Растения нашего края. | 1 |
28 | Птицы твоего двора. | 1 | ||
29 | Живые обитатели Самарской области. | 1 | ||
30 | Заповедные места родного края. | 1 |
Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные дидактические и коррекционно-развивающие пособия:
маршрутная карта (см. приложение 1);
глобус;
компас;
таблицы природных зон;
географические физические карты мира и России;
таблица «Планеты Солнечной системы»;
наборы родо-видовых предметных картинок «Птицы», «Звери», «Насекомые», «Рептилии» и др.;
таблицы «Животные», «Времена года».
магнитные доски с фигурками;
муляжи овощей, фруктов, ягод;
гербарий растений;
коллекции насекомых;
фигурки животных и птиц.
Технические средства обучения:
персональный компьютер/ноутбук;
проектор;
экран;
магнитофон;
принтер.
Информационные ресурсы
Основные источники:
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны: Страноведение. М.: Вентана-Граф, 2007, 288 с.
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. Народы мира. Книга для чтения по географии. М.: Баласс, 2004 г., 272 с.
Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007. 175 с.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Дополнительные источники:
1. Акимушкин И. Мир животных. - М., 1981.
2. Воробьева И. А. Язык Земли. - Новосибирск, 1993.
3. Горощенко В.П. Природа и люди. - М., 1996.
4. Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012.
6. Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012.
7. Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012.
8. Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012.
9. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. - Л., 1987.
10. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- М., 1997.
11. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География». М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
12. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные». М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Интернет-ресурсы:
Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель начальных классов в рамках учебного плана по внеурочной деятельности.
Предложенные конспекты Программы, а так же отдельные игры и упражнения могут быть использованы широким спектром пользователей:
учителями образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
воспитателями образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при проведении занятий и во время самоподготовки;
узкими специалистами для проведения фронтальной коррекционно-развивающей работы с обучающимися по направлению «Обогащение и уточнений представлений об окружающем мире».
1 Далее - ОВЗ.
2 Далее именуется «Программа».
9