Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Азбука туризма» (11–15 лет)

1
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Рассмотрено на заседании

методического объединения

классных руководителей

Протокол от ___________№

____________________ И.В. Тойвонен

Утверждено приказом директора

по школе______________________Виноградова М.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27









Дополнительная

общеобразовательная программа

туристско-краеведческой направленности

«Азбука туризма»

Направление туристско-краеведческое

Возраст 11-15 лет

Срок реализации 1 год

Автор составитель

Педагог дополнительного образования

Герегиева С.В.







г.Рыбинск, 2020 год



Оглавление

Пояснительная записка

Учебно-тематическое планирование

Содержание образования и календарно-тематическое планирование

Обеспечение программы

Список информационных источников































Пояснительная записка

Туризм — самый массовый и самый доступный вид организации досуга. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира.

Актуальность занятий туризмом определяется, прежде всего, заботой о физическом здоровье детей, формировании здорового образа жизни и активной жизненной позиции. Серьезной проблемой в настоящее время стала возросшая опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов. Наряду с традиционной заботой о детях возникла необходимость подготовки детей к действиям в экстремальных ситуациях. Решению этой проблемы также способствуют занятия туризмом, так как детей учат различным навыкам само- и взаимопомощи. В непосредственной связи с жизнью у юных туристов вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Педагогическая целесообразность учебного объединения юный турист в том, чтобы удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться. В процессе занятий туризмом учащиеся знакомятся с историей и сегодняшним днем рязанского края. Путешествия расширяют знания, воспитывают коллективизм и товарищескую взаимопомощь, закаливают духовно и физически, воспитывают любовь и бережное отношение к родному краю. Важным стимулом для ребят является получение в результате занятий и зачетных походов значков «Юный турист», «Турист России» и спортивных разрядов по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

Основной принцип работы в подготовительных группах — универсальность.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий: преемственность и доступность

Данная программа соответствует требованиям установленным законодательством:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14)

концепция развития дополнительного образования детей распоряжение от 4 сентября 2014 года №

1726-р•,

стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года от19.января 2015года №ВК 53/09,направленная на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе:t1604058728aa.jpg

-Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -- 2020 годы;

городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска 201 — 2018 годы» основанием для разработки которой послужили кроме вышеперечисленных документов следующие: - закон Ж) от 08.10.2009 N 50-3 (ред. от 23.12.2011) «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой 29.09.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 0109.2012) (Глава 5.

Реализация государственной политики в интересах одарённых детей); постановление Правительства ЯО от 08.04.2013 353-п

рекомендаций Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Федерации спортивного туризма России, Туристско- спортивного союза России, Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования РФ, нормативных актов по спортивному туризму российского и регионального уровня.

Данная программа соответствует требованиям, зафиксированным в Письме МО и Науки РФ от 1 1 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)

Категория обучающихся: возраст -11 - 15 лет, пол: мужской и женский

Направленность: туристско-краеведческое

Вид программы: модифицированная. Подобные программы есть. Были проанализированы некоторые программы. Отличительные особенности данной программы и ее новизна заключаются в том, что она имеет как теоретическую, так и практическую направленность с использованием интерактивных приемов таких как: участие в туристских слетах, походах, соревнованиях формирует прикладные навыки деятельности в различных ситуациях, в том числе и экстремальных, создает условия для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития личности. Дети приобретают знания, умения, навыки необходимые в формировании сознательных патриотов — защитников своего Отечества.

Цель: изучение родного ярославского края средствами туризма, овладение системой знаний, умений и навыков инструкторов детско-юношеского туризма, создание условий для формирования всесторонне развитой личности, становление активной жизненной позиции юных граждан России.

Задачи:

t1604058728ab.jpgt1604058728ac.jpgt1604058728ad.jpgt1604058728ae.jpgt1604058728af.jpgt1604058728ag.jpgt1604058728ah.jpgt1604058728ai.jpgt1604058728aj.jpgt1604058728ak.jpgt1604058728al.jpgt1604058728am.jpgt1604058728an.jpgt1604058728ao.jpgt1604058728ap.jpgt1604058728aq.jpgt1604058728ar.jpgt1604058728as.jpgОбразовательные:

- познакомить учащихся с историческими, культурными и природными особенностями ярославского края,

- овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для проведения пеших походов по родному краю и участия в соревнованиях на дистанциях массовых разрядов;

- расширить и углубить знания учащихся, дополняющих школьную программу по биологии, географии, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности, физической подготовке;

- ознакомить со средой естественного обитания и усвоить основные экологические требования.

Развивающие:

- развить навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях;

- раскрыть потенциальные способности учащихся, предоставить детям возможности испытать себя, поверить в собственные силы, развить творческий подход к любой проблеме.

Воспитательные:

- воспитать потребности активного и содержательного проведения свободного времени, стремления к здоровому образу жизни;

- формировать эмоционально-ценностные качества поведения в обществе, выработка организаторских навыков и умения вести себя в коллективе;

- формировать устойчивый интереса к приобретению важных прикладных навыков жизнедеятельности.

Планируемые результаты



Задачи



Критерии



Показатели



Методы

Образовательная




Овладеть:

- знаниями, умениями и навыками необходимыми для проведения пеших походов по родному краю и участия в соревнованиях на дистанциях массовых разрядов;

- расширить и углубить знания учащихся, дополняющих школьную программу по биологии, географии, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности, физической подготовке;

-ознакомить со средой естественного обитания и усвоить основные экологические требования.


Уровень соответствия теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Овладение знаниями:

- истории туризма,

- основ безопасности в природной среде,

- истории и культуры края,

- личной гигиены,

- туристского снаряжения

- достопримечательности города

- туристское ориентирование

- доврачебная помощь

- пешеходный туризм


- наблюдение,

-сдача нормативов (бег на короткие дистанции 30м,60м, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на высокой перекладине, поднимание туловища за 1 мин)

- организованной игры (игра «собери рюкзак»), сдачи 3х узлов (прямой, проводник, встречный) и сдачи нормативов ОФП.


Воспитательная

Воспитать:

-потребности активного и содержательного проведения свободного времени, стремления к здоровому образу жизни;

-формировать эмоционально-ценностные качества поведения в обществе, выработка организаторских навыков и умения вести себя в коллективе;

-формировать устойчивый интереса к приобретению важных прикладных навыков жизнедеятельности


Уровень развития личностных качеств

( умение работать в команде, воля к победе)


стремления к здоровому образу жизни;

- эмоционально-ценностные качества поведения в обществе;

- устойчивого интереса к приобретению важных прикладных навыков жизнедеятельности.

наблюдение

Развивающая


Развивать:

- навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях;

-раскрыть потенциальные способности учащихся, предоставить детям возможности испытать себя, поверить в собственные силы,

- развить творческий подход к любой проблеме

Уровень развития способностей

-- навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях;

- творческий подход к любой проблеме;

- потенциальные способности учащихся, предоставить детям возможности испытать себя.


наблюдение



Учебно - тематическое планирование

Программа имеет блочно-модульную структуру.

Состоит из соответствующего блока туристической подготовки конкретным результатам годового цикла обучения.

Блок «Турист» - 1 год обучения;

Блочно-модульное построение программы наиболее полно отвечает принципу непрерывного обучения учащихся. Поставленные задачи достигаются через активное обучение ребят на плановых занятия подготовке и участие в туристских слетах, соревнованиях различного уровня, проведение походов экскурсий, выполнение творческих заданий и сдаче туристских нормативов.

Все занятия и туристские мероприятия в плане обучения и воспитания носят комплексный характер Реализация программы осуществляется на основе современных образовательных технологий, использованием информационно-коммуникационных средств (цифровая фото- и видеосъемок компьютерная демонстрация, обучающие программы, тестирование, изготовление компьютерных дидактических материалов, презентаций и другое.).



Календарный учебный график

Календарный график

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

3

12

136







Учебно- тематический план

Основные разделы программы

тема

Объем в часах

1.

Введение

3

2.

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

20

3.

Азбука топографии

15

4.

Туристско-бытовые навыки юного туриста

-

5.

Основы топографии

-

6.

Туристское ориентирование

15

7.

Личная гигиена и первая доврачебная помощь

8

8.

Основы краеведения

9

9.

Краеведение

-

10.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма

21

11.


-

12.

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

45

Всего:

136











Учебно- тематический план


 

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

1

Введение

1.1

История туризма

0,5

-

опрос

1.2

Оздоровительная роль туризма

0,5

0,5

опрос

1.3

Правила поведения юных туристов

1

0,5

викторина

Итого:

 

2

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

2.1

Основы безопасности в природной среде

2

-

опрос

2.2

Организация биваков и охрана природы

1

5

опрос

2.3

Личное снаряжение и уход за ним

1

1

зачет

2.4

Групповое снаряжение и уход за ним

1

1

зачет

2.5

Питьевой режим на туристской прогулке

1

2

Викторина

2.6

Питание в туристическом походе

1

1

Викторина

2.7

Туристская группа на прогулке (экскурсии)

2

1

викторина,

    опрос

Итого:

11ч

 

3

Азбука топографии

3.1

Основные элементы типографии

1

2

Опрос

3.2

План местности

7

1

Викторина

3.3

Условные знаки

2

2

Зачет

Итого:

10ч

 

4

Туристское ориентирование

4.1

Ориентирование по сторонам горизонта и компасу

2

3

зачет

4.2

Ориентирование на местности без компаса и карт

2

8

опрос

Итого:

11ч

 

5

Личная гигиена и первая доврачебная помощь

5.1

Личная гигиена юного туриста

1

1

викторина

5.2

Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок

1

5

зачет

Итого:

 

6

Основы краеведения

6.1

Природа края

1

2

викторина

6.2

История и культура родного края

1

-

викторина

6.3

Природа родного края

2

3

викторина

Итого:

 

7

Азбука спортивно-оздоровительного туризма

7.1

Пешеходный туризм

2

10

-

7.2

Горный туризм

3

6

зачет

Итого:

16ч

 

8

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

8.1

Общая физическая подготовка и оздоровление организма

2

39

тестирование

8.2

тестирование занимающихся

-

4

тестирование

                                                                   Итого:

43ч

 

                                                                     Итого:

38ч

98ч

                         Всего: 136 часов



Содержание программы и календарно-тематическое планирование

Дата

Содержание темы

Ожидаемый результат

План.

Факт.

1

Введение



1.1

История туризма.

Возникновение туризма. Мореплаватели, путешественники и исследователи. Туристы и путешественники.

Иметь представление об истории туризма.



1.2

Оздоровительная роль туризма.

Значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека.

Практика - Знакомство с помещениями  и сооружениями.

Иметь представление о значении туризма, иметь интерес к занятиям



1.3

Правила поведения юных туристов.

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, в лесу, на экскурсиях и прогулках.

Знакомство с кодексом чести юного туриста.

Иметь представление о нормах и правилах поведения юного туриста. Иметь представление о Кодексе чести юного туриста.


2

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста



2.1

Основы безопасности в природной среде.

Правила поведения во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке, лесу при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече с представителями животного мира. Взаимопомощь в туристской группе.

Знать как себя вести при различных природных явлениях; при встрече с животными; знать принципы бережного отношения к природе, принципы взаимопомощи.



2.2

Организация биваков и охрана природы.

Выбор места для бивака. Выбор места для костра.

Практика - выбор места для бивака и костра на местности или на представленных фотографиях.

Знать принципы выбора места для бивака, места для костра.



2.3

Личное снаряжение и уход за ним.

Личное туристское снаряжение. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями.

Практика - игра «собираем рюкзак»

Уметь отличать личное снаряжение; Знать принципы подбора одежды.



2.4

Групповое снаряжение и уход за ним.

Групповое снаряжение.

Практика - игра «собираем лагерь»

Уметь отличать групповое снаряжение.



2.5

Питьевой режим на туристской прогулке.

Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Практика - транспортировка воды непосредственно на прогулке.

Иметь представление о необходимом запасе воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки



2.6

Питание в туристической группе.

Основные продукты питания для приготовления пищи в походе.

Практика - подбор продуктов для похода (письменно или устно).

Иметь представление о питании в походе.



2.7

Туристская группа на прогулке (экскурсии).

Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время

прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц.

Иметь представление о туристической группе и её передвижении.


3

Азбука топографии



3.1

Основные элементы типографии.

Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты.

Практика - прогулка в лес с картой.

Иметь представление о топографической карте и её назначении.



3.2

План местности.

История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.

Практика - рисунок и простейший план местности.

Иметь представление о плане местности.



3.3

Условные знаки.

Простейшие условные знаки.

Знать основные топографические знаки, отличать назначение цветов (зеленый - растительность, синий - водоемы и т.д.).


4

Туристское ориентирование



4.1

Ориентирование по сторонам горизонта и компасу.

Определение сторон горизонта по компасу

Практика - определение сторон горизонта.

Знать стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта по компасу.



4.2

Ориентирование на местности без компаса и карт.

Определение сторон горизонта по объектам местности (муравейник, мох, деревья, церковь и др.).

Практика - определение сторон горизонта по объектам местности непосредственно на местности или по предоставленным фотографиям.

Уметь определять стороны горизонта по объектам местности.


5

Личная гигиена и первая доврачебная помощь



5.1

Личная гигиена юного туриста.

Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом.

Знать принципы соблюдения личной гигиены.



5.2

Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок.

Правила и способы обработки ран, ссадин, наложения простейших повязок.

Правила - игра «Айболит»

Знать способы и правила обработки ран, ссадин; знать правила наложения простейших повязок.


6

Основы краеведения



6.1

Достопримечательности г. Рыбинска.

Экскурсионные объекты г. Рыбинска: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места.

Практика - сообщение о какой-либо достопримечательности.

Знать достопримечательности родного города.



6.2

История и культура родного края.

История, культура и природные особенности родного края. Музеи.

Иметь представление о культуре края. Знать историю родного края.



6.3

Природа родного края.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе.

Приборы для наблюдений за погодой.

Практика - измерение температуры воздуха, воды.

Иметь представление о погоде, особенностях погоды в своей местности; уметь измерять температуру воздуха.


7

Азбука спортивно-оздоровительного туризма



7.1

Пешеходный туризм.

Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения). Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).

Иметь представление о пешеходном туризме.



7.2

Горный туризм.

Основы техники скалолазания. Виды лазанья. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазанья. Свободное  лазание. Лазание с верхней страховкой.

Иметь представление о горном туризме. Иметь навыки лазания.


8

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка



8.1

Общая физическая подготовка и оздоровление организма.

Освоение основ техники бега. Комплексы гимнастических упражнений. Утренняя гимнастика.

Иметь навыки бега, выполнения комплексов гимнастических упражнений.



Календарный учебный график

Календарный график

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

4

12

136



Особенность организации образовательного процесса:

Программа рассчитана на 1 год 4 академических часа в неделю 136 часов в год.

Занятия проходят два раза в неделю: первое 2 академических часа с перерывом в 5 минут, второе 2 академических часа с перерывом в 5 минут.












Методическое обеспечение


Название раздела

Формы занятий, методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов

Снаряжение и материальное оснащение

Дидактические и наглядные пособия

Введение. Спортивное ориентирование и спортивный туризм

Беседа, рассказ, просмотр видео, фотоматериалов, видеофильмов, отчетов о походах и лагерях


Тестирование, Наличие беговой формы для тренировок и соревнований, личного снаряжения

посещаемость

Видео фильмы, фотоальбомы, планшет, беговая форма, компас, личное тур.снаряжение

Видеофильмы, фотоматериалы, карты спортивные и топографические, столик-планшет, журнал «Азимут», Положения соревнований, отчеты о лагерях и походах

Топография

Рассказ, работа с картами, выполнение упражнений, изготовление заданий для упражнений, спортивные игры, эстафеты, тренировки на местности

Топографические диктанты, тестирование

пластилин, доски для лепки, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Топографические карты. Макеты рельефа, кубики, домино, лото и т.д.

Спортивное ориентирование

Рассказ, показ приемов, снятие азимута, прохождение дистанций на маркированной трассе, в заданном направлении, по выбору, по обозначенному маршруту, легенде, по азимуту, по фрагментам белой карты, практическая работа на местности, разбор дистанций, анализ дистанций, разбор ошибок,

Тестирование, измерение расстояний на карте и местности, контроль азимутального выхода, скоростная отметка на КП. Топографические диктанты, сорвнования

пластилин, доски для лепки, тетрадь, ручка, цветные карандаши, призмы, компостеры, спортивные карты. Компас, линейка, курвиметр, калька, угловой тренажер, линейный тренажер

Спортивные карты, «Лабиринты», «перевертыши», «Найди коорлинаты», «Цепочка знаков»,пиктограммы, «Путаница», «Конфетти», «Путаница» Макеты рельефа, кубики, домино, лото и т.д.

Карточки «Выбор пути»

Комплект упражнений «Азимут», «Стороны горизонта», «Отложи отрезки» и т.п.

Туристское многоборье (спортивный туризм)

Рассказ, беседа, показ приемов, разбор ошибок, тренировка, практическая работа на местности, соревнования, веселые старты.

Тестирование, соревнования

Тетрадь, ручка, страховочные системы, карабины, основные и вспомогательные веревки, прусики, тормозные устройства, жумары, каски, ролики, компасы, голицы, карты топографические и спортивные

Спортивные и топографические карты, схемы дистанций, техническая информация соревнований, правила, стенд «Узлы»


Психологическая и морально – волевая подготовка

Рассказ, беседа, упражнения на внимание, логику, глазомер, восприятие, пространственную ориентацию, наблюдательность, игра, тренировки на местности

практические занятия, аутотренинг, разбор ситуаций, дискуссии, ролевые игры, тренировки на местности, участие в соревнованиях различного уровня

Тесты, анкеты

тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Аудио магнитофон, аудиокассеты

Игры типа «Memory», пазлы,

упражнения и задания из[12], и т.п., кубики, сюжетные картинки, тесты, карты.

«Философия ориентирования»

Общая и специальная физическая подготовка

Разминка, кросс, тренировки на местности, спортивные игры, ОФП, силовая подготовка, комплексы упражнений на развитие координации, ловкости, выносливости, быстроты, силы. Лыжная подготовка, кросс-походы, круговая тренировка, учебно-тренировочные сборы, туристско –спортивная подготовка

Тестирование, результаты участия в соревнованиях

Спортивная форма, мячи, лыжи, спортивные снаряды, тренажеры, спортивные карты, веревки, карабины, системы, голицы


Правила соревнований и судейство

Лекция, семинар, практическая работа, судейство на соревнованиях, подведение итогов, проверка карт и карточек

Тестирование, наблюдение, отзывы старшего судейской бригады

Стартовый сигнал, секундомеры, шаблоны, призмы, компостеры, волчатник, «Старт», «Финиш»

Правила соревнований

Участие в соревнованиях

Беседа, подготовка к старту, разминка, настрой, участие в соревнованиях, заминка, разбор дистанции, ведение дневника

Результат, место в протоколе, выполнение разрядов

Беговая форма, личное снаряжение, компас, палатки, костровые принадлежности, тенты, каны

Положение о соревнованиях, информационные бюллетени, Правила


Медико-санитарная подготовка

Лекция, показ медикаментов, беседа, самоконтроль, взаимоконтроль, демонстрация плакатов, практическая работа по оказанию первой до врачебной помощи при травмах

Тестирование, самоконтроль, участие в игре «Помоги себе и другу»

Медицинская аптечка

Плакат о строении человека, мед.аптечка

Начальная туристская подготовка

Лекция, рассказ, беседа, игра, показ, поход, прогулка

Тестирование, поход, соревнование

Походная одежда, личное снаряжение, компас, палатки, костровые принадлежности, тенты, каны


Краеведение

Лекция, экскурсия

опрос




Список используемой литературы:

Для педагога:

Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании.-М., 1983.

Арне Ингстрем. В лесу и на опушке.-М. 1979.

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование – М., 2001.

Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: ФИС, 1981.

Ганопольский В.И. Безносиков Е.Я. Туризм и спортивное ориентирование: учебник для институтов и техникумов. – М.: ФИС, 1987. – стр.

Дмитриев И.В. Программа объединения дополнительного образования. Туризм и спортивное ориентирование. – Белгород: ЦДЮТур и Эк. 1995.

7. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. – М.: ФИС, 1979.

Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. М.: ФИС. 1981

Костылев В. Философия ориентирования. М.: 1995. 10

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся.- М.: ЦДЮТур. 2000.

Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: ФИС, 1990.

Нурмимаа В. Спортивное ориентирование (перевод с финского). – М., 1997.

Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов ориентировщиков

Огородников Б.И., Монянков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.-М.1980.

Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. – М., 1990.

Прус А.С. Спортивное ориентирование , учебное пособие. - Смоленск, 1994.

Правила соревнований по спортивному ориентированию. – М., 2004.

Седова И..А. Специальная подготовка ориентировщиков в системе дополнительного образования. – Рыбинск: ЦДЮТЭ, 2003.

Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования ядетей: Вып.5: Спортивный туризм: туристское многоборье: в 2 ч. Ч.1. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристко-спортивная подготовка.-М.: Советский спорт, 2003.

Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М., 1990.


Для обучающихся:

1.Арне Ингстрем. В лесу и на опушке. - М., 1979.

2.Крайнева И.Н. Узлы. – С.Петербург, 1997.

3.Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинов Ю.С. Словарь юного туриста. – М., 2003

4.Огородников Б.И., Монянков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980.

5.Остапец А.А. На маршруте туристы – следопыты. – М.: Просвещение, 1987.

6.Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. – М., 1990





t1604058728at.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации