Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Азбука туризма» (11–15 лет)
Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей Протокол от ___________№ ____________________ И.В. Тойвонен | Утверждено приказом директора по школе______________________Виноградова М.Ю. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27
Дополнительная
общеобразовательная программа
туристско-краеведческой направленности
«Азбука туризма»
Направление туристско-краеведческое
Возраст 11-15 лет
Срок реализации 1 год
Автор составитель
Педагог дополнительного образования
Герегиева С.В.
г.Рыбинск, 2020 год
Оглавление
Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование
Содержание образования и календарно-тематическое планирование
Обеспечение программы
Список информационных источников
Пояснительная записка
Туризм — самый массовый и самый доступный вид организации досуга. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира.
Актуальность занятий туризмом определяется, прежде всего, заботой о физическом здоровье детей, формировании здорового образа жизни и активной жизненной позиции. Серьезной проблемой в настоящее время стала возросшая опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов. Наряду с традиционной заботой о детях возникла необходимость подготовки детей к действиям в экстремальных ситуациях. Решению этой проблемы также способствуют занятия туризмом, так как детей учат различным навыкам само- и взаимопомощи. В непосредственной связи с жизнью у юных туристов вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Педагогическая целесообразность учебного объединения юный турист в том, чтобы удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться. В процессе занятий туризмом учащиеся знакомятся с историей и сегодняшним днем рязанского края. Путешествия расширяют знания, воспитывают коллективизм и товарищескую взаимопомощь, закаливают духовно и физически, воспитывают любовь и бережное отношение к родному краю. Важным стимулом для ребят является получение в результате занятий и зачетных походов значков «Юный турист», «Турист России» и спортивных разрядов по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
Основной принцип работы в подготовительных группах — универсальность.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий: преемственность и доступность
Данная программа соответствует требованиям установленным законодательством:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14)
концепция развития дополнительного образования детей распоряжение от 4 сентября 2014 года №
1726-р•,
стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года от19.января 2015года №ВК 53/09,направленная на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе:
-Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -- 2020 годы;
городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска 201 — 2018 годы» основанием для разработки которой послужили кроме вышеперечисленных документов следующие: - закон Ж) от 08.10.2009 N 50-3 (ред. от 23.12.2011) «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой 29.09.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 0109.2012) (Глава 5.
Реализация государственной политики в интересах одарённых детей); постановление Правительства ЯО от 08.04.2013 353-п
рекомендаций Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Федерации спортивного туризма России, Туристско- спортивного союза России, Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования РФ, нормативных актов по спортивному туризму российского и регионального уровня.
Данная программа соответствует требованиям, зафиксированным в Письме МО и Науки РФ от 1 1 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)
Категория обучающихся: возраст -11 - 15 лет, пол: мужской и женский
Направленность: туристско-краеведческое
Вид программы: модифицированная. Подобные программы есть. Были проанализированы некоторые программы. Отличительные особенности данной программы и ее новизна заключаются в том, что она имеет как теоретическую, так и практическую направленность с использованием интерактивных приемов таких как: участие в туристских слетах, походах, соревнованиях формирует прикладные навыки деятельности в различных ситуациях, в том числе и экстремальных, создает условия для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития личности. Дети приобретают знания, умения, навыки необходимые в формировании сознательных патриотов — защитников своего Отечества.
Цель: изучение родного ярославского края средствами туризма, овладение системой знаний, умений и навыков инструкторов детско-юношеского туризма, создание условий для формирования всесторонне развитой личности, становление активной жизненной позиции юных граждан России.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историческими, культурными и природными особенностями ярославского края,
- овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для проведения пеших походов по родному краю и участия в соревнованиях на дистанциях массовых разрядов;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющих школьную программу по биологии, географии, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности, физической подготовке;
- ознакомить со средой естественного обитания и усвоить основные экологические требования.
Развивающие:
- развить навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях;
- раскрыть потенциальные способности учащихся, предоставить детям возможности испытать себя, поверить в собственные силы, развить творческий подход к любой проблеме.
Воспитательные:
- воспитать потребности активного и содержательного проведения свободного времени, стремления к здоровому образу жизни;
- формировать эмоционально-ценностные качества поведения в обществе, выработка организаторских навыков и умения вести себя в коллективе;
- формировать устойчивый интереса к приобретению важных прикладных навыков жизнедеятельности.
Планируемые результаты
Задачи | Критерии | Показатели | Методы |
Образовательная | |||
Овладеть: - знаниями, умениями и навыками необходимыми для проведения пеших походов по родному краю и участия в соревнованиях на дистанциях массовых разрядов; - расширить и углубить знания учащихся, дополняющих школьную программу по биологии, географии, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности, физической подготовке; -ознакомить со средой естественного обитания и усвоить основные экологические требования. | Уровень соответствия теоретических знаний обучающегося программным требованиям | Овладение знаниями: - истории туризма, - основ безопасности в природной среде, - истории и культуры края, - личной гигиены, - туристского снаряжения - достопримечательности города - туристское ориентирование - доврачебная помощь - пешеходный туризм | - наблюдение, -сдача нормативов (бег на короткие дистанции 30м,60м, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на высокой перекладине, поднимание туловища за 1 мин) - организованной игры (игра «собери рюкзак»), сдачи 3х узлов (прямой, проводник, встречный) и сдачи нормативов ОФП. |
Воспитательная | |||
Воспитать: -потребности активного и содержательного проведения свободного времени, стремления к здоровому образу жизни; -формировать эмоционально-ценностные качества поведения в обществе, выработка организаторских навыков и умения вести себя в коллективе; -формировать устойчивый интереса к приобретению важных прикладных навыков жизнедеятельности | Уровень развития личностных качеств ( умение работать в команде, воля к победе) | стремления к здоровому образу жизни; - эмоционально-ценностные качества поведения в обществе; - устойчивого интереса к приобретению важных прикладных навыков жизнедеятельности. | наблюдение |
Развивающая | |||
Развивать: - навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях; -раскрыть потенциальные способности учащихся, предоставить детям возможности испытать себя, поверить в собственные силы, - развить творческий подход к любой проблеме | Уровень развития способностей | -- навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи при травмах и заболеваниях; - творческий подход к любой проблеме; - потенциальные способности учащихся, предоставить детям возможности испытать себя. | наблюдение |
Учебно - тематическое планирование
Программа имеет блочно-модульную структуру.
Состоит из соответствующего блока туристической подготовки конкретным результатам годового цикла обучения.
Блок «Турист» - 1 год обучения;
Блочно-модульное построение программы наиболее полно отвечает принципу непрерывного обучения учащихся. Поставленные задачи достигаются через активное обучение ребят на плановых занятия подготовке и участие в туристских слетах, соревнованиях различного уровня, проведение походов экскурсий, выполнение творческих заданий и сдаче туристских нормативов.
Все занятия и туристские мероприятия в плане обучения и воспитания носят комплексный характер Реализация программы осуществляется на основе современных образовательных технологий, использованием информационно-коммуникационных средств (цифровая фото- и видеосъемок компьютерная демонстрация, обучающие программы, тестирование, изготовление компьютерных дидактических материалов, презентаций и другое.).
Календарный учебный график
Календарный график | ||
Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
3 | 12 | 136 |
Учебно- тематический план
Основные разделы программы
№ | тема | Объем в часах |
1. | Введение | 3 |
2. | Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста | 20 |
3. | Азбука топографии | 15 |
4. | Туристско-бытовые навыки юного туриста | - |
5. | Основы топографии | - |
6. | Туристское ориентирование | 15 |
7. | Личная гигиена и первая доврачебная помощь | 8 |
8. | Основы краеведения | 9 |
9. | Краеведение | - |
10. | Азбука спортивно-оздоровительного туризма | 21 |
11. | | - |
12. | Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка | 45 |
Всего: | 136 |
Учебно- тематический план
| Тема | Кол-во часов | Форма контроля | ||||
теория | практика | ||||||
1 | Введение | ||||||
1.1 | История туризма | 0,5 | - | опрос | |||
1.2 | Оздоровительная роль туризма | 0,5 | 0,5 | опрос | |||
1.3 | Правила поведения юных туристов | 1 | 0,5 | викторина | |||
Итого: | 2ч | 1ч |
| ||||
2 | Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста | ||||||
2.1 | Основы безопасности в природной среде | 2 | - | опрос | |||
2.2 | Организация биваков и охрана природы | 1 | 5 | опрос | |||
2.3 | Личное снаряжение и уход за ним | 1 | 1 | зачет | |||
2.4 | Групповое снаряжение и уход за ним | 1 | 1 | зачет | |||
2.5 | Питьевой режим на туристской прогулке | 1 | 2 | Викторина | |||
2.6 | Питание в туристическом походе | 1 | 1 | Викторина | |||
2.7 | Туристская группа на прогулке (экскурсии) | 2 | 1 | викторина, опрос | |||
Итого: | 9ч | 11ч |
| ||||
3 | Азбука топографии | ||||||
3.1 | Основные элементы типографии | 1 | 2 | Опрос | |||
3.2 | План местности | 7 | 1 | Викторина | |||
3.3 | Условные знаки | 2 | 2 | Зачет | |||
Итого: | 10ч | 5ч |
| ||||
4 | Туристское ориентирование | ||||||
4.1 | Ориентирование по сторонам горизонта и компасу | 2 | 3 | зачет | |||
4.2 | Ориентирование на местности без компаса и карт | 2 | 8 | опрос | |||
Итого: | 4ч | 11ч |
| ||||
5 | Личная гигиена и первая доврачебная помощь | ||||||
5.1 | Личная гигиена юного туриста | 1 | 1 | викторина | |||
5.2 | Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок | 1 | 5 | зачет | |||
Итого: | 2ч | 6ч |
| ||||
6 | Основы краеведения | ||||||
6.1 | Природа края | 1 | 2 | викторина | |||
6.2 | История и культура родного края | 1 | - | викторина | |||
6.3 | Природа родного края | 2 | 3 | викторина | |||
Итого: | 4ч | 5ч |
| ||||
7 | Азбука спортивно-оздоровительного туризма | ||||||
7.1 | Пешеходный туризм | 2 | 10 | - | |||
7.2 | Горный туризм | 3 | 6 | зачет | |||
Итого: | 5ч | 16ч |
| ||||
8 | Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка | ||||||
8.1 | Общая физическая подготовка и оздоровление организма | 2 | 39 | тестирование | |||
8.2 | тестирование занимающихся | - | 4 | тестирование | |||
Итого: | 2ч | 43ч |
| ||||
Итого: | 38ч | 98ч | |||||
Всего: 136 часов |
Содержание программы и календарно-тематическое планирование
Дата | № | Содержание темы | Ожидаемый результат | ||
План. | Факт. | 1 | Введение | ||
| | 1.1 | История туризма. Возникновение туризма. Мореплаватели, путешественники и исследователи. Туристы и путешественники. | Иметь представление об истории туризма. | |
| | 1.2 | Оздоровительная роль туризма. Значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Практика - Знакомство с помещениями и сооружениями. | Иметь представление о значении туризма, иметь интерес к занятиям | |
| | 1.3 | Правила поведения юных туристов. Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, в лесу, на экскурсиях и прогулках. Знакомство с кодексом чести юного туриста. | Иметь представление о нормах и правилах поведения юного туриста. Иметь представление о Кодексе чести юного туриста. | |
| 2 | Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста | |||
| | 2.1 | Основы безопасности в природной среде. Правила поведения во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке, лесу при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече с представителями животного мира. Взаимопомощь в туристской группе. | Знать как себя вести при различных природных явлениях; при встрече с животными; знать принципы бережного отношения к природе, принципы взаимопомощи. | |
| | 2.2 | Организация биваков и охрана природы. Выбор места для бивака. Выбор места для костра. Практика - выбор места для бивака и костра на местности или на представленных фотографиях. | Знать принципы выбора места для бивака, места для костра. | |
| | 2.3 | Личное снаряжение и уход за ним. Личное туристское снаряжение. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Практика - игра «собираем рюкзак» | Уметь отличать личное снаряжение; Знать принципы подбора одежды. | |
| | 2.4 | Групповое снаряжение и уход за ним. Групповое снаряжение. Практика - игра «собираем лагерь» | Уметь отличать групповое снаряжение. | |
| | 2.5 | Питьевой режим на туристской прогулке. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки. Практика - транспортировка воды непосредственно на прогулке. | Иметь представление о необходимом запасе воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки | |
| | 2.6 | Питание в туристической группе. Основные продукты питания для приготовления пищи в походе. Практика - подбор продуктов для похода (письменно или устно). | Иметь представление о питании в походе. | |
| | 2.7 | Туристская группа на прогулке (экскурсии). Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время | Иметь представление о туристической группе и её передвижении. | |
| 3 | Азбука топографии | |||
| | 3.1 | Основные элементы типографии. Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты. Практика - прогулка в лес с картой. | Иметь представление о топографической карте и её назначении. | |
| | 3.2 | План местности. История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Практика - рисунок и простейший план местности. | Иметь представление о плане местности. | |
| | 3.3 | Условные знаки. Простейшие условные знаки. | Знать основные топографические знаки, отличать назначение цветов (зеленый - растительность, синий - водоемы и т.д.). | |
| 4 | Туристское ориентирование | |||
| | 4.1 | Ориентирование по сторонам горизонта и компасу. Определение сторон горизонта по компасу Практика - определение сторон горизонта. | Знать стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта по компасу. | |
| | 4.2 | Ориентирование на местности без компаса и карт. Определение сторон горизонта по объектам местности (муравейник, мох, деревья, церковь и др.). Практика - определение сторон горизонта по объектам местности непосредственно на местности или по предоставленным фотографиям. | Уметь определять стороны горизонта по объектам местности. | |
| 5 | Личная гигиена и первая доврачебная помощь | |||
| | 5.1 | Личная гигиена юного туриста. Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. | Знать принципы соблюдения личной гигиены. | |
| | 5.2 | Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок. Правила и способы обработки ран, ссадин, наложения простейших повязок. Правила - игра «Айболит» | Знать способы и правила обработки ран, ссадин; знать правила наложения простейших повязок. | |
| 6 | Основы краеведения | |||
| | 6.1 | Достопримечательности г. Рыбинска. Экскурсионные объекты г. Рыбинска: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места. Практика - сообщение о какой-либо достопримечательности. | Знать достопримечательности родного города. | |
| | 6.2 | История и культура родного края. История, культура и природные особенности родного края. Музеи. | Иметь представление о культуре края. Знать историю родного края. | |
| | 6.3 | Природа родного края. Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Приборы для наблюдений за погодой. Практика - измерение температуры воздуха, воды. | Иметь представление о погоде, особенностях погоды в своей местности; уметь измерять температуру воздуха. | |
| 7 | Азбука спортивно-оздоровительного туризма | |||
| | 7.1 | Пешеходный туризм. Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения). Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы). | Иметь представление о пешеходном туризме. | |
| | 7.2 | Горный туризм. Основы техники скалолазания. Виды лазанья. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазанья. Свободное лазание. Лазание с верхней страховкой. | Иметь представление о горном туризме. Иметь навыки лазания. | |
| 8 | Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка | |||
| | 8.1 | Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Освоение основ техники бега. Комплексы гимнастических упражнений. Утренняя гимнастика. | Иметь навыки бега, выполнения комплексов гимнастических упражнений. |
Календарный учебный график
Календарный график | ||
Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
4 | 12 | 136 |
Особенность организации образовательного процесса:
Программа рассчитана на 1 год 4 академических часа в неделю 136 часов в год.
Занятия проходят два раза в неделю: первое 2 академических часа с перерывом в 5 минут, второе 2 академических часа с перерывом в 5 минут.
Методическое обеспечение
Название раздела | Формы занятий, методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Формы подведения итогов | Снаряжение и материальное оснащение | Дидактические и наглядные пособия |
Введение. Спортивное ориентирование и спортивный туризм | Беседа, рассказ, просмотр видео, фотоматериалов, видеофильмов, отчетов о походах и лагерях | Тестирование, Наличие беговой формы для тренировок и соревнований, личного снаряжения посещаемость | Видео фильмы, фотоальбомы, планшет, беговая форма, компас, личное тур.снаряжение | Видеофильмы, фотоматериалы, карты спортивные и топографические, столик-планшет, журнал «Азимут», Положения соревнований, отчеты о лагерях и походах |
Топография | Рассказ, работа с картами, выполнение упражнений, изготовление заданий для упражнений, спортивные игры, эстафеты, тренировки на местности | Топографические диктанты, тестирование | пластилин, доски для лепки, тетрадь, ручка, цветные карандаши. | Топографические карты. Макеты рельефа, кубики, домино, лото и т.д. |
Спортивное ориентирование | Рассказ, показ приемов, снятие азимута, прохождение дистанций на маркированной трассе, в заданном направлении, по выбору, по обозначенному маршруту, легенде, по азимуту, по фрагментам белой карты, практическая работа на местности, разбор дистанций, анализ дистанций, разбор ошибок, | Тестирование, измерение расстояний на карте и местности, контроль азимутального выхода, скоростная отметка на КП. Топографические диктанты, сорвнования | пластилин, доски для лепки, тетрадь, ручка, цветные карандаши, призмы, компостеры, спортивные карты. Компас, линейка, курвиметр, калька, угловой тренажер, линейный тренажер | Спортивные карты, «Лабиринты», «перевертыши», «Найди коорлинаты», «Цепочка знаков»,пиктограммы, «Путаница», «Конфетти», «Путаница» Макеты рельефа, кубики, домино, лото и т.д. Карточки «Выбор пути» Комплект упражнений «Азимут», «Стороны горизонта», «Отложи отрезки» и т.п. |
Туристское многоборье (спортивный туризм) | Рассказ, беседа, показ приемов, разбор ошибок, тренировка, практическая работа на местности, соревнования, веселые старты. | Тестирование, соревнования | Тетрадь, ручка, страховочные системы, карабины, основные и вспомогательные веревки, прусики, тормозные устройства, жумары, каски, ролики, компасы, голицы, карты топографические и спортивные | Спортивные и топографические карты, схемы дистанций, техническая информация соревнований, правила, стенд «Узлы» |
Психологическая и морально – волевая подготовка | Рассказ, беседа, упражнения на внимание, логику, глазомер, восприятие, пространственную ориентацию, наблюдательность, игра, тренировки на местности практические занятия, аутотренинг, разбор ситуаций, дискуссии, ролевые игры, тренировки на местности, участие в соревнованиях различного уровня | Тесты, анкеты | тетрадь, ручка, цветные карандаши. Аудио магнитофон, аудиокассеты | Игры типа «Memory», пазлы, упражнения и задания из[12], и т.п., кубики, сюжетные картинки, тесты, карты. «Философия ориентирования» |
Общая и специальная физическая подготовка | Разминка, кросс, тренировки на местности, спортивные игры, ОФП, силовая подготовка, комплексы упражнений на развитие координации, ловкости, выносливости, быстроты, силы. Лыжная подготовка, кросс-походы, круговая тренировка, учебно-тренировочные сборы, туристско –спортивная подготовка | Тестирование, результаты участия в соревнованиях | Спортивная форма, мячи, лыжи, спортивные снаряды, тренажеры, спортивные карты, веревки, карабины, системы, голицы | |
Правила соревнований и судейство | Лекция, семинар, практическая работа, судейство на соревнованиях, подведение итогов, проверка карт и карточек | Тестирование, наблюдение, отзывы старшего судейской бригады | Стартовый сигнал, секундомеры, шаблоны, призмы, компостеры, волчатник, «Старт», «Финиш» | Правила соревнований |
Участие в соревнованиях | Беседа, подготовка к старту, разминка, настрой, участие в соревнованиях, заминка, разбор дистанции, ведение дневника | Результат, место в протоколе, выполнение разрядов | Беговая форма, личное снаряжение, компас, палатки, костровые принадлежности, тенты, каны | Положение о соревнованиях, информационные бюллетени, Правила |
Медико-санитарная подготовка | Лекция, показ медикаментов, беседа, самоконтроль, взаимоконтроль, демонстрация плакатов, практическая работа по оказанию первой до врачебной помощи при травмах | Тестирование, самоконтроль, участие в игре «Помоги себе и другу» | Медицинская аптечка | Плакат о строении человека, мед.аптечка |
Начальная туристская подготовка | Лекция, рассказ, беседа, игра, показ, поход, прогулка | Тестирование, поход, соревнование | Походная одежда, личное снаряжение, компас, палатки, костровые принадлежности, тенты, каны | |
Краеведение | Лекция, экскурсия | опрос | | |
Список используемой литературы:
Для педагога:
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании.-М., 1983.
Арне Ингстрем. В лесу и на опушке.-М. 1979.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование – М., 2001.
Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: ФИС, 1981.
Ганопольский В.И. Безносиков Е.Я. Туризм и спортивное ориентирование: учебник для институтов и техникумов. – М.: ФИС, 1987. – стр.
Дмитриев И.В. Программа объединения дополнительного образования. Туризм и спортивное ориентирование. – Белгород: ЦДЮТур и Эк. 1995.
7. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. – М.: ФИС, 1979.
Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. М.: ФИС. 1981
Костылев В. Философия ориентирования. М.: 1995. 10
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся.- М.: ЦДЮТур. 2000.
Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: ФИС, 1990.
Нурмимаа В. Спортивное ориентирование (перевод с финского). – М., 1997.
Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов ориентировщиков
Огородников Б.И., Монянков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.-М.1980.
Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. – М., 1990.
Прус А.С. Спортивное ориентирование , учебное пособие. - Смоленск, 1994.
Правила соревнований по спортивному ориентированию. – М., 2004.
Седова И..А. Специальная подготовка ориентировщиков в системе дополнительного образования. – Рыбинск: ЦДЮТЭ, 2003.
Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования ядетей: Вып.5: Спортивный туризм: туристское многоборье: в 2 ч. Ч.1. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристко-спортивная подготовка.-М.: Советский спорт, 2003.
Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М., 1990.
Для обучающихся:
1.Арне Ингстрем. В лесу и на опушке. - М., 1979.
2.Крайнева И.Н. Узлы. – С.Петербург, 1997.
3.Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинов Ю.С. Словарь юного туриста. – М., 2003
4.Огородников Б.И., Монянков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980.
5.Остапец А.А. На маршруте туристы – следопыты. – М.: Просвещение, 1987.
6.Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. – М., 1990