СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Степанова Елена Александровна1259
Россия, Мордовия респ., Саранск

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

 

Утверждена на педсовете

МУ ДО «Центр

эстетического воспитания детей»

«____»__________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МУ ДО

«Центр эстетического воспитания детей»

_________ Е.И.Давыдова

«____»__________20___г.

 

 

 

Направление туристско - краеведческое

 

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая)

программа «Музей изобразительных искусств»

Возраст детей 7-14 лет

Срок реализации - 3 года

 

Автор-составитель: Степанова Елена Александровна

педагог дополнительного образования

 

Саранск 2018

 

Пояснительная записка

 

«Родина - место, где мы родились,

отечество - родина, мною осознанная».

М. Пришвин

 

Данная программа направлена на удовлетворение потреб­ностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритет­ные направления деятельности - изучение истории и теории различных аспектов мировой культуры, ориентирована на дополнение школьных программ гуманитарного цикла.

 

Актуальностью данной программы является то, что она расширяет возможности дополнительного образования учащихся в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием. Она направлена на повышение внимания учащихся к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и экспонаты хранят память прошлого, передают ее как эстафетную палочку нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времени и поколений, что расширяет возможности учебно - воспитательной работы с учащимися.

Новизна данной программы заключается в том, она предлагает систему по патриотическому, духовному, гражданско-нравственному и историко - культурному воспитанию детей в разновозрастной группе в условиях музейного пространства. Главное отличие музея ЦЭВД от других образовательных центров - его возможность воспитательного воздействия на учащихся, независимо от возраста. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

Цель программы: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации, учащихся средствами музея, создание возможностей для творческого развития учащихся, приобщение к традициям родного края, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти.

Задачи программы:

 

-повышение роли музея в духовно – нравственном воспитании учащихся, их успешной социализации, воспитание у них чувства патриотизма и гражданской ответственности;

- создание условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы музейной работы;

-углубление знаний и компетенций, обучающихся в области краеведения;

- сохранение и развитие истории и культуры мордовского народа, воспитание национального самосознания учащихся;

-воспитание гражданственности и патриотизма;

-развитие творческих способностей;

-формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

 

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ходе ее реализации действует принцип преемственности. Это способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Главный критерий работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музей изобразительных искусств» рассчитана на 3 года.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей: 7-14 лет.

Состав группы: переменный.

 

Формы работы:

- тематические беседы, лекции, уроки, экскурсии;

- встречи и консультации со специалистами;

- работа с литературой, с источниками, документами;

- индивидуальная, коллективная творческая работа;

- наблюдения, посещение музеев, выставок, библиотек, архивов;

- творческие встречи с интересными людьми;

- беседы, акции, «Уроки мужества»;

- праздники, посвященные памятным датам;

- фототеки, тематические стенды, сбор материала для музея;

-привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций;
- посещение музеев города.

Методы работы:

1.Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2.Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, картин, открыток, книг, экспонатов.

3.Поисковый - сбор информации по интересующей нас теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея.

5.Эвристический - поисковые задания, составление анкет.

6. Практический – оформление краеведческого материала.


 

Принципы построения программы:

-принцип преемственности;

- принцип личностно - ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

-формирование прочных знаний по истории и культуре родного края, о выдающихся деятелях нашего города, героических защитниках Отечества;

- через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны;

– приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашего города и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России;

– воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края;

-повысить интерес к деятельности музея изобразительных искусств;

- освоить различные формы работы в музее (экспозиционную, экскурсионную, культурно- массовую);

-помощь в подготовке экспозиций;

- участие в районных и городских олимпиадах, конференциях

Формы текущей и промежуточной аттестации:

- выполнение индивидуальных и групповых заданий;

- защита проектов, творческих работ, презентаций;

- решение познавательных заданий;

- решение проблемных вопросов;

- анализ документов;

- участие в краеведческих олимпиадах;

- контрольные вопросы.

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Первый год обучения

 

 

 

Введение

1

1

 

I. История музея

12

6

8

1.1 История музейного дела

2

1

1

1.2 Главные музеи Республики Мордовия

2

1

1

1.3 Музеи нашего города

1

 

1

1.4 Выдающиеся музеи мира

2

1

1

1.5 Выдающиеся просветители и подвижники музейного дела

1

1

1

1.6 Из жизни замечательных людей (Н.П.Огарёв)

2

1

1

1.7 Оформление экспозиций

2

1

2

II. Отечество

132

108

24

2.1 Символы нашего города

16

14

2

2.2 «Старый Саранск» экскурсия по картине А.И.Коровина

16

16

 

2.3 Обычаи и обряды мордовской свадьбы

16

14

2

2.4 Храмы и соборы мордовского края

16

14

2

2.5 4 ноября - День народного единства

5

3

2

2.6 Выдающиеся люди Мордовии (Н.М.Обухов)

15

11

4

2.7 Самый, самая, самое…

16

16

 

2.8 Моя Мордовия (спорт, театры)

16

14

2

2.9 Обработка и оформление материалов

11

2

9

2.10 Подготовка и проведение тематических вечеров

10

5

5

2.1 Презентация и защита творческих работ: проектов, рефератов и т.д.

7

3

4

Итого:

144

112

32

Второй год обучения

 

 

 

III. Особенности музеев

23

5

18

3.1 Особенности музеев нашего города

2

1

1

3.2 Известные краеведы родного города

2

1

1

3.3 Особенности фондовой работы в музее

2

1

1

3.4 Собирательская (поисковая) работа в музее

2

1

1

3.5 Создание слайдовой презентации

2

1

1

3.6 Экспозиционная работа

13

 

13

I V. Ступени познания прекрасного

193

137

56

4.1 Резьба по дереву (мастера из Подлесной Тавлы)

15

14

1

4.2 Семь чудес света

15

14

1

4.3 Росписи Хохломы

15

14

1

4.4 Русские игрушки: дымковская и каргопольская

11

10

1

4.5 Гжель. Традиции и промыслы

11

10

1

4.6 Искусство Древней Руси

16

15

1

4.7 Самовары

11

10

1

4.8 Рождество Христово

16

15

1

4.9 Православная Пасха

12

10

2

4.10 Встреча Масленицы

11

9

2

4.11 Международный День театра

11

2

9

4.12 Обработка и оформление материалов

15

2

13

4.13 Подготовка и проведение тематических вечеров

20

2

18

4.14 Презентация и защита творческих работ: проектов, рефератов и т.д.

14

10

4

Итого:

216

142

74

Третий год обучения

 

 

 

V. Особенности музея

32

6

26

5.1 Музеи нашего города

2

1

1

5.2 Знакомство с крупнейшими музеями мира

2

 

2

5.3 Крупнейшие музейные комплексы нашей страны

6

2

4

5.4 Ведущие музеи Мордовии

2

 

2

5.5 Особенности в использовании музейных форм работы

4

2

2

5.6 Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

2

1

1

5.7 Методика поисковой работы

2

 

2

5.8 Создание слайдовой презентации

3

 

3

5.9 Создание новых экспозиций в музее

9

 

9

VI. Из жизни замечательных людей

184

125

59

6.1 Строительство кафедрального собора Ф.Ушакова

15

12

3

6.2 Преподобный Серафим Саровский. Чудотворец

15

12

3

6.3 Карл Фаберже (пасхальные яйца)

15

12

3

6.4 Роден из Мордовии. С.Д.Эрьзя

18

16

2

6.5 Царь-колокол

10

9

1

6.6 Икона Рождества Христова

16

16

 

6.7 Святки и Новый год

15

14

1

6.8 Народные весенние праздники.

15

15

 

6.9 Обработка и оформление материалов

20

2

18

6.10 Подготовка и проведение тематических вечеров

24

2

22

6.11 Выдающиеся люди Мордовии. (В.А.Попков)

10

8

2

6.12 Презентация и защита исследовательских проектов.

11

7

4

Итого:

216

131

85

Содержание дополнительной образовательной программы

 

1 год обучения.

Вводное занятие (1ч.)

I. История музея (12 ч.)

1.История музейного дела. (2ч.)

Когда появились первые музеи. Профили первых музеев. Деятельность первых музеев.

Практические занятия: подготовка докладов и сообщений о первых музеях мира. Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

 

2. Главные музеи Республики Мордовия. (2ч.)

Знакомство с Мордовским республиканским краеведческим музеем им. И.Д.Воронина. Дом-музей Героя Советского Союза М.П.Девятаева.

Практическое занятие: Посещение Республиканского краеведческого музея.

 

3. Музеи нашего города. (1ч.)

История создания и экспозиция музеев г. Саранска.

Практические занятия: экскурсия в Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. Посещение музея боевой Славы. Экскурсия в национальный музей.

 

4. Выдающиеся музеи мира. (2ч.)

Заочная экскурсия. Знакомство с выдающимися музеями других стран.

Практическое занятие: просмотр кинофильма об одном из музеев (Лувр, Дрезденская галерея).

 

5. Выдающиеся просветители и подвижники музейного дела. (2ч.)

Знакомство с людьми, много сделавшими для сохранения и возрождения памятников архитектуры, знаменитыми музейными работниками.

 

6. Из жизни замечательных людей (Н.П.Огарёв)(2ч.)

Экскурсии- лекции по местам жизни деятельности Н.П.Огарёва.

Практическое занятие: проведение музейного урока.

7. Оформление экспозиций. (2ч.)

Порядок создания экспозиции. Постоянная экспозиция и временная выставка. Особенности выставки-передвижки. Особенности экспозиции музея ЦЭВД.

Практическое занятие: знакомство с особенностями экспозиции музея. Проведение классификации экспонатов музея.

 

II.Отечество (132ч.)

1.Символы нашего города (16ч.)

Символы нашей родины. Символы геральдических цветов. Флаг

Республики Мордовия. История возникновения гербов. Герб Республики

Мордовия. Гимн Республики Мордовия.

Практические занятия: прослушивание гимна России и Мордовии.

 

2. «Старый Саранск» экскурсия-лекция по картине А.И.Коровина

(16ч.)

Годы основания Саранска. Картина А.И.Коровина «Старый Саранск конца

19 века». Советская площадь. Спасский собор. Храмы и церкви конца 19

века.

Практические занятия: сбор материалов о старом Саранске.

 

3. Обычаи и обряды мордовской свадьбы (16ч.)

Свадебная обрядность мордвы. Формы брака у мордвы. Сватовство. Приготовление к свадьбе, свадьба в доме жениха, Свадьба в доме невесты, день потех или ряженых. Песни и причитания мордвы.

Практические занятия: просмотр видеофильма; обряды мордовской свадьбы разных районов Мордовии, мини – исследование свадебный фольклор.

 

4. Храмы и соборы мордовского края (16ч.)

Сколько куполов у храма. Раскрытая книга. Как выбирали место для храма. Как закладывают храм. Журавкинская церковь. У каждого храма есть имя. Храмы военного подвига. Православное зодчество. Стили храмов.

Практические занятия: провести мини-исследование о храмах Мордовии.

 

5. 4 ноября - День народного единства(5ч.)

Родина и единство. Население России в 17 веке. Истории начала смутного времени (1601-1603). Краткие сведения о Д.Пожарском и К.Минине.

Практические занятия: работа по группам; подготовить сценку о России в начале 17 века; отрывок из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».

 

6. Выдающиеся люди Мордовии (Н.М.Обухов) (15ч.)

Свершить своё предназначенье. Знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Обухова. Монументальные работы Н.М.Обухова.

Практические занятия: Защита проектов «Работы, связанные с именем

Н.М.Обухова».

 

7. Самый, самая, самое…(16ч.)

Поединок с волком. Самые старые деревья в Мордовии. Самое крупное млекопитающее. Самая быстрая птица. Самая…

Практические занятия: составить каталог «Самая…»

 

8.Моя Мордовия (спорт, театры) (16ч.)

Преображение Мордовии. Спорткомплексы. Основа музейной сети Мордовии. Театры Республики Мордовия.

Практические занятия: подготовка и просмотр слайдовой презентации.

 

9. Обработка и оформление материалов(11ч.)

Особенности культурно-массовой работы в музее. Виды и формы культурно-массовой работы.

Практические занятия: подготовка и проведение экскурсий в музее ЦЭВД.

 

10. Подготовка и проведение тематических вечеров (10ч.)

Культурно-массовая работа – одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Особенности тематических и обзорных экскурсий. Методика составления экскурсии. Методика проведения экскурсии на примере музея ЦЭВД. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, заслуженными художниками и известными людьми Р.М.

Практические занятия: проведение в музее различных мероприятий патриотической и краеведческой направленности. Сбор материалов по различным поисковым заданиям в архивах Совета ветеранов, семейных архивах известных людей нашего города.

 

11. Презентация и защита творческих работ: проектов, рефератов и т.д. (7ч.) Как создавать слайдовую презентацию. Как отбирать материал для презентации. Значение слайдовой презентации для проведения защиты исследовательской работы.

Практические занятия: Создание презентаций и защита своих исследовательских работ.

 

Второй год обучения

Особенности музея (23ч.)

1. Особенности музеев. (2ч.)

Профили музеев. Предметность и наглядность в работе музея.

Роль музея в военно-патриотическом воспитании школьников.

Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей.

 

2. Известные краеведы родного города. (2ч.)

Знакомство с краеведами родного города (по материалам библиотеки).

Практические занятия: встречи с известными краеведами.

 

3. Особенности фондовой работы в музее. (2ч.)

Фонды музея. Учёт и хранение музейных фондов.

Практические занятия: изучение инструкции по учёту и хранению фондов.

4. Собирательская (поисковая) работа в школьном музее. (2ч.)

Методика поисковой работы.

Практические занятия: сбор материалов по различным поисковым заданиям в архивах Совета ветеранов, семейных архивах известных людей нашего города.

 

5. Создание слайдовой презентации. (2ч.)

Что такое слайдовая презентация. Как создавать слайдовую презентацию.

Как отбирать материал для презентации. Значение слайдовой презентации для проведения защиты исследовательской работы.

Практические занятия: создание презентаций своих исследовательских работ.

 

6. Экспозиционная работа. (13ч.)

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-экспозиционный план. Порядок создания экспозиции (постоянной, временной, выставки-передвижки). Экспозиция музея ЦЭВД.

Практические занятия: создание новых стендов по собранному поисковому материалу. Создание тематико-экспозиционного плана вновь созданной экспозиции.

 

III.Ступени познания прекрасного (193ч.)

1.Резьба по дереву (мастера из Подлесной Тавлы) (15ч.)

Традиции Подлесной Тавлы. Деревянные скульптуры Н.И. Мастина и его учеников. Сценические образы работ.

Практические занятия: организация выставки работ из дерева.


 

2.Семь чудес света (15ч.)

Александрийский маяк. Висячие сады Вавилона. Колосс Родосский. Статуя Зевса. Египетские пирамиды. Храм Артемиды. Мавзолей в Галикарнасе.

Практические занятия: создание презентаций; мини-исследование.

 

3.Росписи Хохломы (15ч.)

История хохломы. Этапы работы. Традиции хохломского орнамента.

Практические занятия: подготовить экспозицию «Росписи Хохломы»; просмотр слайд - фильма.

4.Русские игрушки: Дымковская и Филимоновская (11ч.)

Культурная традиция Тульской области г.Одоева. Филимоновские свистульки. Этапы изготовления игрушек. Дымковская игрушка.

Практические занятия: подготовить выставку игрушек; просмотр слайдов.


 

5. Гжель. Традиции и промыслы (11ч.)

История гжельского художественного промысла. Возрождение традиционной техники – майолики. Мастера гжели.

Практические занятия: просмотр слайд – фильма.


 

6. Искусство Древней Руси (16ч.)

Собор Святой Софии в Киеве(1037г.): Фреска «Благовещение»; Мозаика «Мария-Оранта». Храм Покрова на Нерли(1165г.): «Дмитриевский собор во Владимире»(1194г.). Храм Василия Блаженного в Москве(1560г.).

Практические занятия: просмотр слайдов; подготовка презентации.


 

7. Самовары (11ч.)

Культура чая. Чайная церемония. Традиции заваривания чая. История происхождения самоваров. О русских самоварах и Андрее Лобанове. Виды самоваров.

Практические занятия: подготовить и провести мероприятие «традиции заваривания чая».


 

8. Рождество Христово (16ч.)

Рождество - христианский праздник. Приход Спасителя Мира. Символические обряды. Народные приметы. Рождественские гуляния.

Практические занятия: составление колядок; проведение экскурсий и мероприятия.


 

9. Православная Пасха (12ч.)

Христово воскресенье. Пасхальные яйца (история дарения друг другу яиц). Обычай покраски яиц. Способы окраски. Крашенки. Писанки.

Практические занятия: подготовить внеклассное мероприятие; просмотр слайд – фильма.

10. Встреча Масленицы (11ч.)

Встреча весны. Закличка масленицы. Название дней масленицы.

Практические занятия: мини-исследование.


 

11. Международный День театра(11ч.)

27 марта - Международный День Театра. Скоморохи. Балаган. Крепостные театры. Императорские театры. Солдатские театры. Частные театры.

Практические занятия: подготовить инсценированный спектакль.

12. Обработка и оформление материалов (15ч.) Особенности культурно-массовой работы в музее. Виды и формы культурно-массовой работы.

Практические занятия: подготовка и проведение экскурсий в музее.

 

13.Подготовка и проведение тематических вечеров(20ч.) Особенности тематических и обзорных экскурсий. Методика составления экскурсии. Методика проведения экскурсии на примере музея ЦЭВД. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, заслуженными художниками и известными людьми Р.М.

Практические занятия: проведение в музее различных мероприятий патриотической и краеведческой направленности. Сбор материалов по различным поисковым заданиям в архивах Совета ветеранов, семейных архивах известных людей нашего города.

 

14. Презентация и защита творческих работ: проектов, рефератов и т.д. (14ч.) Как создавать слайдовую презентацию. Как отбирать материал для презентации. Значение слайдовой презентации для проведения защиты исследовательской работы.

Практические занятия: Создание презентаций и защита своих исследовательских работ.

 

Третий год обучения

Особенности музея (32ч.)

1. Вводное занятие. (2ч.)

Практическое занятие: Инструктаж по технике безопасности во время занятий, правилам дорожного движения.

 

2. Знакомство с крупнейшими музеями мира. (2ч.)

Практические занятия: викторина «Как ты знаешь музеи мира?». Просмотр кинофильма об одном из крупнейших музеев (Дрезденская галерея).

 

3. Крупнейшие музейные комплексы нашей страны. (6ч.)

Эрмитаж. Петродворец. Тарханы. Бородинское, Куликово поле. Старая Рязань. Троице-Сергиева лавра.

Практические занятия: подготовка иллюстративного и информационного ряда о крупнейших музейных комплексах нашей страны. Подготовка групповых проектов по музейным комплексам нашей страны (Эрмитаж, Петродворец, Тарханы, Бородинское, Куликово поле, Старая Рязань, Троице-Сергиева лавра). Проведение заочной экскурсии.

 

4. Ведущие музеи Мордовии. (2ч.)

Практическое занятие: аукцион знаний «Как ты знаешь музеи нашего города?»

 

5. Особенности в использовании музейных форм работы. (4ч.)

Использование музейных форм работы на уроках, во внеклассной работе. Методика проведения музейного урока.

Практическое занятие: проведение музейного урока.

 

6. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. (2ч.)

Знакомство с фондами музея (основным и вспомогательным) на примере музея искусств ЦЭВД. Классификация и систематизация музейных предметов. Задачи фондовой работы.

Практическое занятие: Изучение инструкции по учёту и хранению фондов. Составление актов приёмки вновь поступивших экспонатов.

 

7. Методика поисковой работы. (2ч.)

Учимся брать интервью. Как правильно записать и оформить воспоминания. Методика сбора и фиксации поискового материала.

 

8. Создание слайдовой презентации. (3ч.)

Как создавать слайдовую презентацию. Как отбирать материал для презентации. Значение слайдовой презентации для проведения защиты исследовательской работы.

Практические занятия: Создание презентаций своих исследовательских работ.

 

9. Создание новых экспозиций в музее. (9ч.)

Практические занятия: обобщение и систематизация собранного поискового материала в виде новых стендов. Создание выставки-передвижки по новым экспонатам в музее.

IV. Из жизни замечательных людей (184ч.)

1. Строительство кафедрального собора Ф.Ушакова (15ч.)

Знакомство с биографией адмирала Ф.Ушакова. Санаксарский монастырь. Канонизации Ф.Ушакова. Причисление праведного воина к лику святых. Строительство кафедрального собора Ф.Ушакова.

Практические занятия: просмотр видеофильма «Федор Ушаков».

 

2.Преподобный Серафим. Саровский Чудотворец (15ч.)

Великий подвижник русской церкви. Саровская обитель. Подвиги преподобного Серафима.

Практические занятия: подготовить мини сообщение.

 

3.Карл Фаберже (пасхальные яйца) (15ч.)

Основатель ювелирной фирмы. Работы Карла Фаберже. Императорский стиль. Императорские пасхальные яйца.

Практические занятия: просмотр слайдовой презентации; подготовить реферат о работах К.Фаберже.

 

4.Роден из Мордовии. С.Д.Эрьзя (18ч.)

Путь Степана Нефедова. Москва. Новое имя. Первые победы. Возвращение домой. Коненков и Эрьзя. Творческие искания. Скитания. Снова эмиграция.

Практические занятия: подготовить диалог с одним из ярчайших представителей уходящего века С.Д.Эрьзей.

 

5. Царь-колокол (10ч.)

Создание уникального памятника – Царь-колокола. Состав и вес Царь-колокола. Надпись на пьедестале.

Практические занятия: подготовка реферата.

 

6.Икона Рождества Христова (16ч.)

Русские иконы конца 15-17 веков в собрании Эрмитажа. Композиция «Рождество Христово». Символика иконы Рождества Христова. Киевская Русь. Культура церкви.

Практические занятия: просмотр слайдов

 

7. Святки и Старый Новый год (15ч.)

Святые вечера. Святочные гадания. Старый Новый год.

Практические занятия: подготовить и рассказать сообщение о гаданиях.

 

8. Народные весенние праздники (15ч.)

Обрядовая поэзия. Благовещение. Вербное воскресение. Чистый четверг. Пасха.

 

9. Обработка и оформление материалов (20ч.)

Особенности культурно-массовой работы в музее. Виды и формы культурно-массовой работы.

Практические занятия: подготовка и проведение экскурсий в музее ЦЭВД.

 

10. Подготовка и проведение тематических вечеров (24ч.) Методика составления экскурсии. Методика проведения экскурсии на примере музея искусств ЦЭВД. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, заслуженными художниками.

Практические занятия: проведение в музее различных мероприятий патриотической и краеведческой направленности. Сбор материалов по различным поисковым заданиям в архивах Совета ветеранов, семейных архивах известных людей нашего города.

 

11. Выдающиеся люди Мордовии. (В.А.Попков) (10ч.)

Творчество В.А.Попкова. Раскрытие образа в многофигурных тематических картинах.

Практические занятия: анализ картин В.А.Попкова.

 

12. Презентация и защита исследовательских проектов. (11ч.)

Как создавать слайдовую презентацию. Как отбирать материал для презентации. Значение слайдовой презентации для проведения защиты исследовательской работы.

Практические занятия: Создание презентаций и защита своих исследовательских работ.

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

Программа реализуется по следующим направлениям:

• поисково-исследовательская деятельность;

• учет и хранение фондов;

• экспозиционная деятельность;

• просветительская деятельность.

 

Поисково-исследовательская деятельность

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры.

Такая работа позволит:

 

• проводить на базе музея совместную работу педагога и учащихся по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

• создавать фонд мультимедийных презентаций.

 

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

• организовать прием и выдачу музейных предметов;

• обязательно фиксировать выдачу материалов на занятия и мероприятия.

 

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

• использовать в работе выставки-передвижки;

• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция музея должна стать центром просветительской работы.

 

Просветительская работа

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа учащихся. Для этого необходимо:

• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы музея на занятиях изобразительного искусства.

Материально-техническое оснащение

1.Стол компьютерный -1 шт.

2.Стулья-кресла -25 шт.

3.Стулья ученические -15 шт.

4.Тумбочка -1 шт.

5.Шкаф – витрина -2 шт.

6.Подставка под экспонаты -10 шт.

7.Компьютер - 1 шт.

8. Принтер -1 шт.

9. Телевизор -1 шт.

10. DVD - 1 шт.

11. Колонки - 2 шт.

 

Произведения искусства

1.Подлинные произведения живописи: Рожков Н.П. - 5шт.

Попков В.А. - 4 шт.

Жидков А.А. -1 шт.

Илюхин В.Д. - 4 шт.

Вечканов В.И. - 1 шт.

Макаров В.Ф. - 1 шт.

Сидельников И.И. - 2 шт.

Коровин А.И. -1 шт.

2. Экспонаты скульпторов: Шалаевой Е.М. -17 шт.

Обухова Н.М. -32 шт.

Теплова Н.С. -2 шт.

Ершкова Н.И. -1 шт.

3.Подлинные произведения графики: Шаниной А.С. -1 шт.

Шаниной М.С. -9 шт.

Шанина В.М. -1 шт.

Макушкина М.С. -5 шт.

Попкова В.А. -27 шт.

Коровина В.А. -17 шт.

Аверьянова В.В. -1 шт.

Епифанова Г.Д. - 1 шт.

Алисова Н.В. -1 шт.

Харламова В.Н. -1 шт.

4.Экспонаты декоративно - прикладного творчества народов России и Мордовии, педагогов дополнительного образования ЦЭВД.

5. Художественные и документальные фотографии, отражающие творчество ведущих мастеров Мордовии, жизнь ветеранов ВО войны.

6.Альбомы, открытки произведений искусств.

7.Коллекция старинных елочных украшений и открыток.

8. Куклы в костюмах финно - угорской группы -15 шт.

 

Видео и аудиозаписи. Презентации.

Видео

1.Святой воин адмирал Федор Ушаков.

2.В.Попков - последняя встреча.

3.Рождество.

5.Эти удивительные животные.

6.Мордовия - через тысячелетие.

7.Достопримечательности России.

8.Гжельская птица счастья.

9.Фото - материал по разнообразным тематикам -20 шт.

10. Презентации:

Здоровый образ жизни.

Семь чудес России.

Народные промыслы.

Елочные украшения.

Земля - наш дом.

Памятники нашего горда.

Чудесный мир народной игрушки.

Творчество Н.М.Обухова.

11.Аудио записи песен и музыкального оформления по разным тематикам (по плану) -10 шт.

 

Список литературы


1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977. 
2. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999. 
3. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.

4. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.

5. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ.сб.Вып.I.М.,2001. 
6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. 
7. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000.

7. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

8. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. 
9. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М.,2003. 
10. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб. , 2003.
11.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
12.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
13.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
14.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
15.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

16.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
17.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002.

Интернет – ресурсы

1. http://videouroki.net [Портал «Видео уроки в сети Интернет»];

2. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

4. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

5. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

6. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

7. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

8. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

9. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества). 

 

 

                                          Выставки и экспозиции музея

 

Выставка «Суровое лицо войны»

Выставка представлена произведениями скульптора – фронтовика, заслуженного художника Мордовии Н.М.Обухова.

Подлинные произведения живописи и графики ведущих художников Мордовии

И.И.Коровин «Старый Саранск»

В.Д. Илюхин «Полдень»

В.Д. Илюхин «Девочка в синем платье»

Н.П. Рожков «Багрянец осени», «Колокольчики»

Работы В.В. Попкова «В летний день», «Портрет Н.М. Обухова», скульптура Н.М. Обухова «В.В.Попков»

В.Д. Илюхин «Портрет С.Д. Эрьзи»

Вечканов В.И. «Эрьзя в Риме»

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

«Мир народной игрушки»

 

Выставка представлена экспонатами декоративно - прикладного и народного искусства.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

«Тавлинская деревянная игрушка»

Выставка представлена деревянными скульптурами мастеров из Подлесной Тавлы.

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

«История новогодней игрушки"

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Сингаевская Наталья Валерьевна, 14.06.19 в 11:01 2 Ответить Пожаловаться
От всей души поздравляю Вас с ПОБЕДОЙ в конкурсе, Елена Александровна!!! Замечательная работа!!!
Степанова Елена Александровна, 14.06.19 в 20:34 1 Ответить Пожаловаться
Наталья Валерьевна, большое спасибо! Я очень рада Победе!!!
Ватолина Светлана Анатольевна, 14.06.19 в 15:39 2 Ответить Пожаловаться
Елена Александровна, поздравляю с Победой в конкурсе!!! Отличная программа!!!
Степанова Елена Александровна, 14.06.19 в 20:43 2 Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, большое Вам спасибо!!! Я не первый раз принимаю участие в конкурсах сообщества, но победителем стала впервые.Очень приятно получать поздравления и награды за свой труд!!!
Дементьева Ирина Михайловна, 14.06.19 в 20:37 2 Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ!!!!!! ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА!!!!!!!!!!!!

Степанова Елена Александровна, 14.06.19 в 20:45 2 Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, большое спасибо!!!
Степанова Елена Александровна
Комментарий был удалён пользователем 14 июн 2019 в 20:43
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.