Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Искусство графики»

5
0
Материал опубликован 11 February 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. Биробиджан


Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

«Искусство графики»


Составитель: Ивагина Н.П.,

заместитель директора по УВР, преподаватель МБОУДО «ДХШ»


1. Пояснительная записка

Графическим искусством, или графикой (от греческого «графо» - пишу, рисую), называется один из видов изобразительного искусства. Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. В мире «свободных художеств» искусство графики занимает особое место. По своему содержанию и форме, задачам и методам графика имеет много общего с искусством живописи. И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства (например, скульптуры, произведения которой создаются реальными объемами) имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену).

Целевое назначение программы: развитие творческих способностей детей через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук;

- увеличение способности детей к концентрации внимания;

- развитие умения максимально сосредотачиваться;

- развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира;

- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Срок освоения программы «Искусство графики» - 1 год.

Аудиторная нагрузка по программе - 8 часов в неделю, 33 учебные недели, максимальное количество часов по предмету - 264 часа. Самостоятельные и домашние работы не предусмотрены. Продолжительность занятий составляет 40 минут, 10 минут – перемены.

Методы обучения

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги и художественных материалов).

2. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

на реализацию предмета «Искусство графики»

Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1


Аудиторные занятия

264

264

Вид промежуточной аттестации

К.



К – контрольный урок

3. Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Тип урока

Кол-во часов

1

Уникальная графика (рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец).

лекция

2

2

Точка в искусстве. Метод «тычка» (материалы: кисть, акварель). Сюжет на выбор: животное, фрукты, цветы и т.д.

практика

4

3

Пуантилизм. Сюжет на выбор учащегося и преподавателя. Материалы: бумага, гелевая черная ручка.

практика

4

4

Техника «набрызга» (сочетание различных материалов в работе: кисть, зубная щетка и т.д.)

практика

4

5

Искусство линии и штриха.

практика

4

6

Виды штриховки. Упражнение «Пейзаж».

практика

4

7

Характер линий. Упражнение «Буква» (инициал).

практика

4

8

Фактура различных материалов (стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др.)

практика

4

9

Фактура. Изображение на формате А3: камни, кора дерева, срез дерева, сухие растения, паутина, раковины и т.д.)

практика

4

10

Создание объемной композиции «Птица». Использование фактуры перьев.

практика

4

11

Пятно в искусстве. Графика пятна. Текстура. Упражнение «Следы на снегу»

практика

4

12

Пятно (тональное и цветовое). Выполнение работы в тоне: «Город», «Пейзаж», «Рыбы», «Пушистое животное»

практика

4

13

Кляксография. Выполнение работы в тоне: «Пейзаж», «Животное»

практика

4

14

Основы цветоведения. Цветовой спектр.

лекция, практика

4

15

Цветовая заливка. Теплые и холодные цвета.

лекция, практика

4

16

Выполнение задания: «Зонтик», «Радужные игрушки» (объем)

практика

4

17

Выполнение задания: «Кот», «Собака» (силуэт).

практика

8

18

Дудлинг. Выполнение работы «Елочка», «Сказка». Материалы: бумага, гелевые ручки, фломастеры.

практика

4

19

Орнамент. Классификация орнамента (одномотивный, ленточный, сетчатый, композиционно замкнутый, зооморфный, растительный, гротескный и т.д.).

лекция, практика

4

20

«Русская роспись». Работа гуашью по тонированной бумаге.

практика

4

21

«Мезенская роспись». Выполнение орнамента на объемной форме. Материалы: картон, бумага, гуашь, фломастеры)

практика

4

22

Декоративная роспись объемной основы. Изготовление силуэта фигуры из картона. Выполнение эскиза выбранного сюжета: совы, кошки, лисицы, медведя, зайца и т.д.

практика

4

23

Заполнение плоскости фигуры орнаментом и различными узорами.

практика

8

24

Аппликация. Техника работы гуашью.

лекция, практика

8

25

Композиция из цветной бумаги и цветовое решение гуашью. Тема: «Город», «Натюрморт»

практика

8

26

Декоративная графика. Стилизация. Насыщение орнаментом, дробление изображения.

лекция, практика

4

27

Декорирование форм простым орнаментом. Выполнение эскиза «Улитка». Материалы: бумага, гелевая ручка, фломастеры, маркеры и т.д.

практика

8

28

Оверлеппинг. Выполнение несложного натюрморта. Материалы: бумага, гуашь, маркеры.

практика

8

29

Искусство иллюзии (на плоскости, объемные). Сюжетная композиция в черно-белом решении. Упражнения «Бумажки» и «Объемная линия»

лекция, практика

8

30

Сюжетная композиция в цветовом решении.

практика

8

31

Книжная графика. Иллюстрация.

лекция, практика

4

32

Лубок (пословицы, поговорки, частушки).

практика

4

33

Графика письма (шрифтовые композиции). Темы: «Птицы», «Животные», «Городской пейзаж»

практика

8

34

Работа цветными и акварельными карандашами (по-сухому, по-сырому)

лекция, практика

4

35

Выразительные возможности цветных карандашей. Выполнение этюдов цветов и пейзажа цветными карандашами

практика

8

36

Выполнение этюдов цветов и пейзажа акварельными карандашами

практика

8

37

Основы работы сухими материалами: пастелью («сухая», масляная и восковая), сангиной, углем.

лекция, практика

2

38

Основы работы сухими материалами: сангина и уголь. Выполнение упражнения «Натюрморт» или «Животное»

практика

6

40

Техника работы пастелью. Выполнение эскизов цветов и фруктов.

практика

8

41

Основы работы сухими материалами: масляная и восковая пастель.

практика

8

42

Монотипия. Основные правила отпечатка с гладкой поверхности. Выполнение упражнений с последующей дорисовкой. Тема: «Пейзаж». Материалы: орг.стекло, пленка (файл), акварель, гуашь, водные фломастеры, воск, пульверизатор, гелевая ручка.

лекция. практика

4

43

Монотипия. Выполнение упражнений с последующей дорисовкой. Тема: «Натюрморт», «Рыбы». Материалы: орг.стекло, пленка (файл), акварель, гуашь, водные фломастеры, воск, пульверизатор, гелевая ручка.

практика

8

44

Диатипия. Создание эскиза. Тема: «Пейзаж», «Натюрморт». Материалы: масляные краски, картон, валик, бумага, кисти, деревянные палочки, заточенные с одной стороны или пасты от ручек.

практика

4

45

Диатипия. Отпечатывание на формате с последующей дорисовкой.

практика

4

46

Граттаж. Сюжетная композиция в черно-белом решении.

практика

8

47

Граттаж. Сюжетная композиция на цветной подложке.

практика

8

48

Печатная графика (гравюра).

лекция

2

49

Гравюра на картоне. Работа над натюрмортом в технике гравюры на картоне. Сюжет в черно-белом решении.

практика

8

50

Гравюра на картоне. Работа над пейзажем в технике гравюры на картоне. Сюжет цветовой гамме (3-4 цвета).

практика

8


Промежуточная аттестация (1 и 2 полугодие)

К.

2

​​​​​​​ 4. Формы и методы контроля, система оценок

Видами контроля по программе «Искусство графики» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных работ преподавателем. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в форме контрольных уроков.

Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка 5 «отлично» - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение творческой задачи;

Оценка 4 «хорошо» - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

Оценка 3 «удовлетворительно» - использование готового решения (срисовывание с образца);

Оценка 2 «неудовлетворительно» - отсутствие собственного отношения к работе, небрежно и не полностью выполненное задание.


5. Методическое обеспечение учебного процесса

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).


6. Необходимые материалы:

акварель

гуашь

цветные карандаши

мелки (восковые, масляные)

масляная краска (4 цвета)

фломастеры

тушь

уголь (угольный карандаш)

сангина

пастель (12 цветов)

соус

гелевые ручки (черные, цветные)

бумага белая и тонированная

картон различной толщины

фольга

клей ПВА

клей силикатный (с губкой)

клеевой пистолет (с клеевыми стержнями)

оргстекло или стекло (формат А4, А3)

одноразовые пластиковые тарелки


7. Примеры работ

t1644553069aa.jpg

t1644553069ab.jpg

t1644553069ac.jpg

t1644553069ad.jpg

t1644553069ae.jpg

t1644553069af.jpg

t1644553069ag.jpg

t1644553069ah.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации