Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная ручка» (3–6 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
Согласовано: на педагогическом совете Протокол № «___»____________2018 г.
| Утверждаю: Директор МБУ ДО «Дом детского творчества» ____________Г.Ю.Балуева «___»___________2018 г |
|
|
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
программа «Волшебная ручка»
(вводный уровень)
Возраст детей: 8-11 лет
Срок реализации программы: 24 часа
Автор-составитель:
Баженова Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования
с.Карагай, 2018 г.
Пояснительная записка
Программа «Волшебная ручка» разработана для детей младшего школьного возраста 8-11 лет, обучающихся МБУ ДО «Дом детского творчества». Направленность программы - техническая. Является краткосрочной, рассчитана на 24 часа. Количество детей в группе 8-10 человек.
Актуальность программы заключается в том, что она разработана в соответствии с основным положением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные позиции новых образовательных стандартов находят своё отражение в задачах стратегического развития Дома детского творчества, где особое место отводится практическому содержанию образования; конкретным способам деятельности; применению приобретённых знаний в реальных жизненных условиях.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. В связи с этим возникает проблема создания новых условий в системе образования. Важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Способом решения проблемы является создание метапредметной образовательной среды, которая будет способствовать развитию детского технического творчества.
Новизна программы состоит в том, занятия не сводятся только к развитию творческих способностей или изучению принципов работы 3D ручки. Параллельно идет познание и изучение нескольких смежных областей, таких как астрономия, окружающий мир, физика, изо и дизайн. В процессе освоения навыков 3D рисования будут создаваться модели космической и астрономической тематики. Таким образом, в последствие планируется, что краткосрочная образовательная программа «Волшебная ручка» будет включена как модуль или раздел в программу «Занимательная астрономия», которая уже реализуется в МБУ ДО «Дом детского творчества».
В основы программы лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа знакомит детей с новыми техническими средствами, технологиями, которые являются неотъемлемой частью современного мира творчества. Трехмерное моделирование широко используется в современной жизни и имеет множество областей применения. Полученные знания позволят создавать обучающимся авторские макеты, использовать навыки в решении образовательных и бытовых вопросов (создание декора, украшений, подарков друзьям и близким). Программа позволяет активно развивать творческие навыки и интеллектуальные способности детей.
К реализации программы будут привлечены родители детей. Им будет предложено принять участие в образовательном событии, в рамках которого дети проведут мастер-класс по использованию интересного и современного инструмента 3D ручки. Родители совместно с детьми выполнят творческую работу по собственному замыслу. Данное образовательное событие будет итоговым мероприятием по апробации программы.
Цель программы: создание условий для развития у детей навыков 3D рисования и учебного сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать представление о 3D рисовании и моделировании;
приобрести (сформировать) элементарные навыки создания плоских и объемных моделей с использованием с использованием 3D ручки.
Развивающие
развивать умение планировать свою работу и доводить начатое дело до конца;
способствовать развитию навыков самостоятельного обучения;
развивать творчество, воображение и пространственное мышление.
Воспитательные
воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению.
Прогнозируемые результаты
Предметные универсальные учебные действия.
Учащиеся будут иметь представление:
о принципах 3D моделирования;
о принципе работы 3D ручки;
Будут знать:
способы создания объемных и плоских 3D моделей;
Будут уметь:
использовать изученные алгоритмы при создании объемных и плоских 3D моделей
Будут использования знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Личностные универсальные учебные действия.
Учащиеся будут знать:
правила взаимодействия при работе в группе; уметь слышать и слушать других;
Будут уметь:
Организовывать групповую работу:
Распределять обязанности и роли в группе
Выполнять обязанности члена групповой работы;
Согласовывать цели деятельности с другими участниками группы;
Оказывать помощь членам группы в решении общих задач;
Вступать в диалог, задавать вопросы на уточнение;
Аргументированно отстаивать свою точку зрения;
Находить компромисс.
Надпредметные (регулятивные) универсальные учебные действия.
Учащиеся будут знать:
Алгоритм составления плана деятельности;
Учащиеся будут уметь:
Анализировать и формулировать проблему;
Планировать свою деятельность;
Ставить цель деятельности по решению проблемы;
Прогнозировать ожидаемые результаты деятельности;
Проводить контроль реализации плана деятельности
Оценивать результаты собственной и совместной деятельности.
Для отслеживания результативности освоения детьми образовательной программы будет использоваться метод наблюдения, практические задания, отзывы детей и родителей, выставки работ обучающихся.
Количество детей в группе: 8-10 человек.
Методическое обеспечение
Занятия организуются с учетом возраста детей. Продолжительность занятия 45 минут, в течение которых происходит чередование форм деятельности. Использование современных инструментов для создания интересных творческих решений - 3d-ручек, использование раздаточного иллюстративного материала, видео и аудиоматериалов позволяет удерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Элементы занятия: интерактивная теоретическая часть, подготовка материалов и инструмента, создание уникального изделия с помощью 3d-ручки.
В программе реализуются современные образовательные технологии, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (компьютерные технологии). Использование современных педагогических технологий с привлечением компьютерных средств, игровых методик влияет на всестороннее развитие личности ребѐнка, участвующего в образовательном процессе.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Весь материал доступен и соответствует уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры.
При организации образовательного процесса используются следующие методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные (показ, наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические (устные и письменные упражнения, игры, тесты);
активные (ролевые игры, творческие работы);
стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха, похвала и поощрение).
Материально-технические условия реализации программы
Для проведения занятий необходимо просторное помещение, оборудованное мебелью (столы, стулья) и медиаоборудованием (ноутбук, проектор).
Техническое оснащение должно включать достаточное количество 3D ручек (должно соответствовать количеству участников программы), разноцветного пластика, трафаретов для создания рисунков или элементов модели, прозрачных подложек из стекла или пластика, кусачек –бокорезов для откусывания прутка.
Учебно-тематический план
| Название темы | Количество часов |
1.1 | Вводное занятие. Игры на знакомство. Знакомство с 3D ручкой: приемы работы с ручкой. Пластик для ручки. Правила техники безопасности при работе с прибором. | 2 |
2.1 | Изготовление изделия по готовому трафарету. Изделия: ракета, планеты, космонавт, созвездия, звезды | 2 |
2.2 | Изготовление эскизов и трафаретов для работы | 2 |
2.3 | Изготовление изделия по собственно изготовленному трафарету | 2 |
3.1 | Коллективное создание эскиза и изготовление трафаретов | 2 |
3.2 | Изготовление отдельных фрагментов макета | 2 |
3.3 | Сборка в единую композицию (скрепление 3D ручкой) | 2 |
4.1 | Коллективное создание эскиза и изготовление трафаретов | 2 |
4.2 | Изготовление объемных фигур для макета (ракеты, планеты, звезды и т.д.) | 2 |
4.3 | Объединение отдельных объемных деталей работы в один общий макет | 2 |
5.1 | Итоговое занятие с приглашением родителей. (образовательное событие) Семейная творческая работа по собственному замыслу. | 4 |
Используемая литература
Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Литература для педагога
Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие.-М.: МПСИ, 2006.- 312с.
Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л. Бочков.- СПб.: Питер, 2013.- 304с.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.
Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика. [Электронный ресурс] (http://opac.skunb.ru/index.php?url=/notices/index/IdNotice:249816/Source:default)
Информационно-образовательные ресурсы
https://3dpen-art.ru/news/uroki-risovaniya-3d-ruchkoy/
https://printerprofi.ru/3d/pen-vybor.html
http://illjuzija.ru/3d-risunki/chto-takoe-3d-ruchka-i-kak-ona-rabotaet.html
https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
Информационно-образовательные ресурсы для учащихся
https://3dpen-art.ru/news/uroki-risovaniya-3d-ruchkoy/
https://printerprofi.ru/3d/pen-vybor.html
http://illjuzija.ru/3d-risunki/chto-takoe-3d-ruchka-i-kak-ona-rabotaet.html