Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство. Масляная живопись»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство. Масляная живопись» |
Направленность | Художественная |
Классификация | По функциональному предназначению – учебно-познавательная; по форме организации – групповая, индивидуально-ориентированная; по времени реализации – долгосрочная; по возрастным особенностям – разновозрастная |
Разработчик программы | Ярикова Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования |
Учредитель | Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района |
Название образовательной организации | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Унъюган |
Адрес образовательной организации | 628128, ХМАО-Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. Школьная, д. 15 |
География | Октябрьский район, п. Унъюган |
Целевая группа | Наполняемость: 12-15 человек Возраст: 5-16 лет |
Обоснование для разработки программы | - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14) |
Цель программы | Дать начальные знания и навыки будущему художнику через развитие его творческих способностей в области масляной живописи, освоение прочных основ изобразительной грамоты, необходимых для самостоятельной творческой работы |
Задачи программы | - создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 16 лет; - обучение навыкам работы с оборудованием; - изучение технологических особенностей работы с материалом; - обучение передачи объема, пропорций, пластики и других характеристик предметов через цвет |
Ожидаемые результаты | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной творческой деятельности; - обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества. |
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта |
Форма обучения | Очная |
Срок реализации | 5 лет |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность учебного часа - 40 минут |
I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство. Масляная живопись» (далее – программа) обеспечивает сохранение единства образовательного пространства в сфере культуры и искусства.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству.
Программа относится к художественной направленности и предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по работе с масляными красками.
Программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание учащихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с педагогом и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Новизной программы является изучение художественного искусства, используя нетрадиционную технику для школьной программы такую, как масляная живопись. Тем самым программа не только дает основательную базу по изобразительному искусству, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для учащихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных учебных заведениях).
Отличительные особенности программы прослеживаются по нескольким направлениям:
- данная программа ориентирована на то, чтобы дать детям базовое систематизированное образование по изобразительному искусству, основанное на преимущественном изучении такого вида изобразительного искусства, как живопись. Направление в программе изобразительной деятельности осознанно уходит от популярного сегодня у многих стремления охватить в программе работы детского объединения, рассчитанной на 5 лет обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности. Такой подход, хотя внешне и привлекателен для учащихся и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у учащихся иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях;
- в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на больший объём учебных часов по изобразительному искусству, чем это дают типовые школьные программы. Увеличение обучения потребовало разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем. Расширение и углубление содержания по основам изобразительного искусства в данной программе позволяет учащимся не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу четвертого года обучения общего углублённого уровня подготовки.
Адресат программы: дети от 5 до 16 лет.
Для более качественного обучения необходимо знать психологические особенности учащихся этих возрастных групп.
Младшим возрастом принято считать возраст детей примерно от 5-6 до 10 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Ребенок включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается
Средний школьный возраст (11 – 16 лет) лет является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося переходного возраста. Школьники постарше переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности. Средний школьный возраст характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ масляными красками;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
- овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Условия формирования учебных групп
Количество учащихся в учебной группе составляет 12-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Учащиеся могут быть зачислены в учебную группу не с 1 года обучения при условии успешного прохождения собеседования.
Допускается дополнительный набор учащихся в течение учебного года при условии наличия свободных мест.
Объем программы
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.
Таблица 1
Годы обучения | Объем образовательной нагрузки, ч. (33 учебные недели) | ||
недельная | годовая | за весь период обучения | |
1-4 5 | 4 4 | 132 120 | 648 |
Май текущего учебного года - 3 учебные недели – резервное время, отведенное для 100 % реализации программы в случаях совпадения дней занятий с праздничными днями, отсутствия замены педагога, находящегося на больничном режиме, командировке, отпуске и т.д.
При своевременном исполнении программы резервное время используется педагогом для проведения дополнительных занятий, подготовки к промежуточной или итоговой аттестации учащихся. На данный период составляется дополнительное планирование, которое является неотъемлемой частью рабочей программы текущего учебного года.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие, которое предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы учащихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся - оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности учащегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений классиков и современных художников.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
- вводное занятие: педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей учащихся (особенно 1-го года обучения);
- знакомство с новым материалом: педагог знакомит учащихся с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами, инструментами;
- работа с натуры (пленер): специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру;
- занятие по памяти: занятие проводится после усвоения учащимися полученных знаний в работе с натуры; оно дает возможность тренировать зрительную память;
- занятие-импровизация: на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию учащегося, раскрепощают его; пользуются популярностью у учащихся и родителей;
- повторение пройденного материала: помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить учащихся, которым нужна помощь педагога;
- конкурсное занятие: состоит в участие учащихся в выставках различного уровня, их стремление получить оценку выше за свои работы;
- занятие-экскурсия: проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в детском объединении;
- комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач;
- итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Срок освоения программы: 5 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность учебного часа - 40 минут.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: дать знания и навыки будущему художнику через развитие его творческих способностей в области масляной живописи, освоение прочных основ изобразительной грамоты, необходимых для самостоятельной творческой работы.
Задачи:
- создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 16 лет;
- обучение навыкам работы с оборудованием;
- изучение технологических особенностей работы с материалом;
- обучение передачи объема, пропорций, пластики и других характеристик предметов через цвет;
- воспитание эстетически развитой личности.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план 1 года обучения
Таблица 2
№ | Наименование раздела | Количество учебных часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | 2 |
2. | Мазок кистью | 1 | 3 | 4 |
3. | Наброски форм | 1 | 3 | 4 |
4. | Мазок жидкой краской | 1 | 5 | 6 |
5. | Мастихин | 1 | 3 | 4 |
6. | Распределение цветовых тонов | 1 | 7 | 8 |
7. | Построение формы | 1 | 5 | 6 |
8. | Гармоничные цветовые подходы и односеансная техника письма | 1 | 11 | 12 |
9. | Мастихин и кисть | 1 | 5 | 6 |
10. | От предварительного наброска к подмалевку | 1 | 11 | 12 |
11. | Натюрморт: лессировки, свет и тень | 1 | 3 | 4 |
12. | Моделировка масляными красками | 1 | 3 | 4 |
13. | Цветы | 1 | 9 | 10 |
14. | Пространственная глубина в пейзаже | 1 | 9 | 10 |
15. | Небо | 1 | 7 | 8 |
16. | Вода | 1 | 15 | 16 |
17. | Деревья и растительность | 1 | 9 | 10 |
18. | Так работал художник | - | 4 | 4 |
19. | Подведение итогов | 1 | 1 | 2 |
| Всего: | 18 | 114 | 132 |
1.3.2. Содержание программы 1 года обучения
1. Введение в образовательную программу – 2 часа
Цели и задачи работы детского объединения на учебный год, перспективные планы. Техника безопасности во время занятий. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Повторение пройденного учебного материала.
Материалы и инструменты. Первые опыты с масляными красками. Расширенный набор красок на палитре. Цвет. Цветовая гармония. Как работать кистью.
2. Мазок кистью – 4 часа
Виды кистей. Применение кистей. Красочные плоскости кистей и мазки кистью. Плотное письмо и письмо разжиженными красками. Натюрморт «Фрукты».
3. Наброски форм – 4 часа
Конструктивное построение форм. Геометрические фигуры. Контуры форм. Живописная техника с использованием схематичных форм. Натюрморт с бутылями.
4. Мазок жидкой краской – 6 часов
Приоритет нанесения красок: густым по жидкому. Разжижение краски на палитре. Широкая кисть (флейц). Жидкие краски на холсте. Натюрморт по представлению.
5. Мастихин - 4 часа
Образец. Корректировки. Нанесение красок мастихином. Фактура поверхности. Пейзаж по памяти.
6. Распределение цветовых тонов на заднем плане – 8 часов
Участки с разжиженными красками. Подмалевок в цвете. Синтез форм с помощью красок. Пейзаж с садом.
7. Построение формы – 6 часов
Проработка формы с помощью цветовых оттенков. Многослойное письмо и корректировки. Кроющая сила красок. Красочные слои и нюансировка цветом. Фигура в контражуре.
8. Гармоничные цветовые переходы и односеансная техника письма – 12 часов
Гармоничные цветовые переходы. Основные правила при выполнении цветовых переходов. Импрессионистическая техника письма. Односеансная техника письма (alla prima). Пейзаж с рекой.
9. Мастихин и кисть – 6 часов
Мастихин и кисть: живопись в пастозной манере. Пастозное нанесение красок. Техники письма мастихином. Нанесение красочных слоев и мазков мастихином. Пейзаж «Берег».
10. От предварительного наброска к подмалевку – 12 часов
Способ подачи цвета и построение фигур. Набросок городского пейзажа.
11. Натюрморт: лессировка, свет и тень – 4 часа
Тон и градации цвета. Проработка формы светотенью. Свет и тень с помощью лессировочных слоев. Лессировочные краски на картине. Натюрморт с натуры.
12. Моделировка масляными красками – 4 часа
Моделировка в натюрморте. Использование кисти и красок. Освещенность и цвет. Натюрморт по представлению.
13. Цветы – 10 часов
Цветовые эффекты и лессировки. Блики. Фон. Смешанная техника. Натюрморт «Букет цветов».
14. Пространственная глубина в пейзаже – 10 часов
Композиция пейзажа. Подмалевок красками. Фактура мазка. Пространственная глубина и цвет. Пейзаж по представлению.
15. Небо – 8 часов
Структура облаков. Применение белой краски. Цвет горизонта. Эскизы. Небо с облаками.
16. Вода – 16 часов
Гамма зеленых и синих цветов. Неподвижная вода. Быстрая вода. Медленно текущая вода. Эскизы.
17. Деревья и растительность – 10 часов
Анатомия дерева. Крона дерева. Ветви. Группы деревьев. Эскизы. Деревья вдали. Пейзаж с деревьями.
18. Так работал художник – 4 часа
Клод Моне «Кувшинки», Винсент Ван Гог «Цветущее персиковое дерево».
19. Подведение итогов – 2 часа
1.3.3.Учебно-тематический план 2 года обучения
Таблица 3
№ | Наименование раздела | Количество учебных часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | - | 2 | 2 |
2. | Упражнения по технике лессировке | 1 | 3 | 4 |
3. | Упражнения по пастозной технике | 1 | 5 | 6 |
4. | Осветление цветов с помощью белил и притемнение с помощью черного | 1 | 5 | 6 |
5. | Цветовые контрасты и их изобразительные свойства. Контрасты цвета и света | 1 | 5 | 6 |
6. | Передача настроения с помощью цвета. Зарисовки | 1 | 7 | 8 |
7. | Создание формы с помощью тона | 1 | 5 | 6 |
8. | Натюрморт | 2 | 28 | 30 |
9. | Пейзаж | 4 | 48 | 52 |
10. | Портрет | 2 | 10 | 12 |
| Всего: | 14 | 118 | 132 |
1.3.4. Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие – 2 часа
Цели и задачи работы детского объединения на учебный год, перспективные планы. Техника безопасности во время занятий. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Повторение пройденного учебного материала.
2. Упражнения по технике лессировке – 4 часа
Грунтовка. Импримитура. Прорисовка. Подмалевки. Натюрморт с яблоком.
3. Упражнения по пастозной технике – 6 часов
Живопись «алла прима».
4. Осветление цветов с помощью белил и притемнение с помощью черного – 6 часов
Работа белилами. Композиционное выделение белого цвета. Пастельные сочетания теплого и холодного тонов. Упражнения по смешиванию цветов. Притемнение цветов с помощью черного. Притемнение цветов за счет дополнительного преломления.
5. Цветовые контрасты и их изобразительные свойства. Контрасты цвета и света – 6 часов
Контраст темного светлого. Собственный цветовой контраст. Вторичный контраст. Контраст теплых и холодных тонов. Качественный и количественный контраст. Имитация контраста.
6. Передача настроения с помощью цвета – 8 часов
Зарисовки. Теплая цветовая палитра. Холодная цветовая палитра. Зарисовки.
7. Создание формы с помощью тона – 6 часов
Тон предмета (светлые, средние, темные). Контуры предмета. Игра со светом. Контур предмета с помощью теней.
8. Натюрморт – 30 часов
Упражнения: натюрморты, выполненные по зарисовкам и наброскам. Роль освещения. Постановка натюрморта. Тон. Пропорции и перспектива. («Цветы в стеклянной вазе», «Цветы» (техника «алла прима»), натюрморт по памяти, с натуры, по представлению).
9. Пейзаж – 52 часа
Упражнения: пейзажи, выполненные по зарисовкам и наброскам («Закат», «На реке» (пейзаж с отражением на воде), «Уличные сцены», «Деревья в разные времена года», «Пишем снег», «Вишневый сад весной», пейзаж по памяти, с натуры, по представлению).
10. Портрет – 12 часов
Упражнения: учебный портрет – шаг за шагом. Мера в рисунке. Карандашный замер. Вертикали и горизонтали. Пропорции и контуры. Голова, черты, линии лица. Телесные цвета.
1.3.5. Учебно-тематический план 3 года обучения
Таблица 4
№ | Наименование раздела | Количество учебных часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | - | 2 | 2 |
2. | Упражнения по многослойной технике | 1 | 3 | 4 |
3. | Упражнения по технике живописи штапелем | 1 | 5 | 6 |
4. | Упражнения по основным техникам | 1 | 5 | 6 |
5. | Пространственное построение, глубина и перспектива картины | 1 | 5 | 6 |
6. | Натюрморт | 2 | 34 | 36 |
7. | Пейзаж | 4 | 54 | 58 |
8. | Портрет | 2 | 12 | 14 |
| Всего: | 12 | 120 | 132 |
1.3.6. Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие – 2 часа
Цели и задачи работы детского объединения на учебный год, перспективные планы. Техника безопасности во время занятий. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Повторение пройденного учебного материала.
2. Упражнения по многослойной технике – 4 часа
Белые рельефы. Лессировка. Моделирование.
3. Упражнения по технике живописи штапелем – 6 часов
Различные структурные эффекты, получаемые при использовании техники нанесения краски шпателем или мастихином.
4. Упражнения по основным техникам – 6 часов
Композиция. Набросок заднего плана, проработка основных элементов. Уточнение и детальная проработка. Доработка и завершение.
5. Пространственное построение, глубина и перспектива картины – 6 часов
Перспективное изображение. Линия горизонта. Плоскость картины. Обычная перспектива. Упражнения по пространственной компоновке: натюрморт. Упражнения по перспективному изображению: пейзаж.
6. Натюрморт – 36 часов
Упражнения: по пространственной компоновке: натюрморт, Постановка натюрморта. Форма и пространство. Узор и фактура. Специфические поверхности. («Здесь живет художник (музыкант)», «На террасе», «Натюрморт на столе перед окном»), натюрморт по памяти, с натуры, по представлению).
7. Пейзаж – 58 часов
Упражнения: пейзажи, выполненные по зарисовкам и наброскам («Драматические небеса» (с изображением облаков), пейзаж с воздушной перспективой, «Глубина пейзажа» (с изображением уходящей вдаль дорогой, рекой, улицей и т.п.), пейзаж с изображением ветра, пейзаж с изображением воды, «Контраст природного и рукотворного» (пейзаж с изображением архитектурных объектов), пейзаж по памяти, с натуры, по представлению).
8. Портрет – 14 часов
Упражнения: учебный портрет – шаг за шагом. Структура и форма. Поэтапное изображение человека. Руки. Позы и движение. Телесные цвета.
1.3.7. Учебно-тематический план 4 года обучения
Таблица 5
№ | Наименование раздела | Количество учебных часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | - | 2 | 2 |
2. | Пейзаж | 4 | 48 | 52 |
3. | Натюрморт | 4 | 40 | 44 |
4. | Композиции на свободные темы | - | 34 | 34 |
| Всего: | 8 | 124 | 132 |
1.3.8. Содержание программы 4 года обучения
1. Вводное занятие – 2 часа
Цели и задачи работы детского объединения на учебный год, перспективные планы. Техника безопасности во время занятий. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Повторение пройденного учебного материала.
2. Пейзаж – 52 часа
Упражнения: пейзажи, выполненные по зарисовкам и наброскам (Деревья, растительность. Небо. Перспектива. Вода (река, море). Городской пейзаж. Уличные сцены. Пейзаж с несколькими планами. Перспектива в пейзаже.)
3. Натюрморт – 44 часа
Упражнения: натюрморт с натуры, по памяти, по представлению. (Цветок. Букет цветов. Букет цветов в прозрачной стеклянной вазе. Освещение в натюрморте. Контраст в натюрморте.).
4. Композиции на свободные темы – 34 часа
Выполнение творческих работ на свободные темы.
1.3.9. Учебно-тематический план 5 года обучения
Таблица 6
№ | Наименование раздела | Количество учебных часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | - | 2 | 2 |
2. | Многослойная техника | 4 | 16 | 20 |
3. | Перспектива. Пространство в композиции | 4 | 16 | 20 |
4. | Композиции на свободные темы | - | 78 | 78 |
| Всего: | 8 | 112 | 120 |
1.3.10. Содержание программы 5 года обучения
1. Вводное занятие – 2 часа
Цели и задачи работы детского объединения на учебный год, перспективные планы. Техника безопасности во время занятий. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Повторение пройденного учебного материала.
2. Многослойная техника – 20 часов
Белые рельефы. Лессировка. Моделирование. Модулирование. Размывание контуров (техника сфумато).
3. Перспектива. Пространство в композиции – 20 часов
Перспективное изображение. Центральная перспектива. Перспектива с высоты птичьего полета. Перспектива с положения «лягушки».
4. Композиции на свободные темы – 78 часов
Выполнение творческих работ на свободные темы.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня исполнения учащимися работ в технике живописи, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой масляной живописи, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении учащимися образовательных нормативов.
Кроме этого, результатами обучения по программе является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- вырабатывание готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- изложение своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий.
Предметные результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки по годам обучения содержат два компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками.
К концу 1 года обучения учащиеся будут знать:
- основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства масляных красок и техники работы с ними.
К концу 1 года обучения учащиеся будут уметь:
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе.
К концу 1 года обучения учащиеся получат развитие общеучебных умений и личностных качеств:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
В сфере развития педагогические воздействия должны быть направлены на:
- расширение кругозора учащихся за счет приобретения опыта работы с художественным материалом и применением различных техник;
- развитие эмоциональной восприимчивости произведений изобразительного искусства, способности выстраивать внутренний план действий, пошаговую работу, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
В сфере воспитания основные педагогические воздействия должны быть направлены на:
- мотивацию потребности видеть прекрасное в окружающем мире, в произведениях искусства, на то, чтобы «разбудить» эстетические чувства; налаживание дружеской, уважительной атмосферы в новом коллективе и контакта с родителями для дальнейшего сотрудничества;
- воспитание толерантности к творчеству других учащихся;
- стимулирование стремления доводить начатую работу до конца, любознательности в приобретении знаний;
- формирование навыка подготовки и уборки своего рабочего места.
К концу 2 года обучения учащиеся будут знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- пропорции плоскостных и объёмных предметов.
К концу 2 года обучения учащиеся будут уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать с натуры (на пленере);
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- применять на практике основы работы с масляными красками;
- выполнять подготовку (грунтовку) картона к работе с маслом;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет).
К концу 2 года обучения учащиеся получат развитие общеучебных умений и личностных качеств:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
В сфере развития основное внимание следует уделить:
- накоплению эмоционально-ценностного, чувственного опыта через собственное переживание, «проживание» художественного образа;
- развитию эмпатии (сопереживания);
- произвольному вниманию, наблюдательности, зрительной памяти;
- воссоздающемуся воображению;
- аналитическим способностям;
- цветовосприятию, восприятию пропорций.
В сфере воспитания педагогические воздействия должны быть направлены на:
- стимулирование средствами изобразительного искусства к размышлению о ключевых ценностях человеческой жизни;
- проявление трудолюбия;
- любовно-созерцательного отношение к родной природе;
- творческую атмосферу в коллективе;
- интерес к произведениям изобразительного искусства.
К концу 3 года обучения учащиеся будут знать:
- основные законы композиции;
- различные виды графики;
- основные жанры изобразительного искусства.
К концу 3 года обучения учащиеся будут уметь:
- работать в различных жанрах;
- выделять главное в композиции;
- передавать движение воздушных, водных масс в пейзаже.
К концу 3 года обучения учащиеся получат развитие общеучебных умений и личностных качеств:
- умение воспринимать конструктивную критику;
- способность к адекватной самооценке.
В области развития на этапе 3 году обучения педагогические усилия должны быть направлены на:
- осознание эстетики разных видов искусства;
- накопление эмоционально-ценностного, чувственного опыта через «проживание» художественного образа;
- развитие способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру, пользоваться художественными терминами;
- пространственные представления;
- цветовосприятие, восприятие пропорций.
В области воспитания на этапе 3 года обучения особое внимание следует уделить:
- стимулированию к осознанию через искусство ключевых ценностей человеческой жизни, к нравственному и культурному самоопределению;
- самостоятельности, творческой индивидуальности;
- воспитанию установки к совершенствованию своих работ.
К концу 4 года обучения учащиеся будут знать:
- основы линейной перспективы;
- технологии работы с масляной живописью;
- основы цветоведения.
К концу 4 года обучения учащиеся будут уметь:
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.
К концу 4 года обучения учащиеся получат развитие общеучебных умений и личностных качеств:
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- взаимопомощь.
В области развития на этапе 4 года обучения педагогические усилия должны быть направлены на:
- воссоздающее и творческое воображение;
- задатки абстрактного мышления;
- умение выделять общее и частное, подчинять частное общему;
- способности видеть (воспринимать) красоту в окружающем мире, потребности эту красоту запечатлеть;
- развитие потребности в самостоятельной работе, в творческом поиске, в дальнейшем совершенствовании художественных способностей;
- создание мотивации к самостоятельному поиску.
В области воспитания на этапе 4 года обучения особое внимание следует уделить:
- культуру восприятия произведений профессионального и народного искусства, уважение к русским традициям, культуре;
- восприятие собственных способностей.
В результате освоения программы (5 год обучения) выпускник должен знать:
- теоретические основы живописи с основами цветоведения, воздушной перспективы, технологией живописи масляными красками;
- технические приемы работы масляными красками;
- методику работы приемами «алла-прима» и лессировки;
- последовательность ведения живописной работы по принципу: от простого к сложному, от большой формы к малой, от общего к частному;
- законы и методы живописного решения работы;
- знание терминологии изобразительного искусства.
Выпускник должен уметь:
- применять теоретические законы живописи в решении учебных практических задач;
- методически грамотно строить весь процесс работы над живописным этюдом;
- передавать цветотоновыми отношениями объемную форму изображаемых объектов, их пространственное расположение, состояние освещенности;
- писать живописный этюд в технике «алла-прима» и в технике лессировка;
- цельно воспринимать форму изображаемой модели;
- выдерживать колористический строй этюда;
- иметь представление о видах и жанрах изобразительного искусства, теоретических основах реалистической живописи, материалах и инструментах, применяемых в живописи, различных техниках выполнения работ, различных методиках выполнения живописных работ.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
II. Организационно-педагогические условия
реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Таблица 7
Наименование критерия | Показания критерия | |
Возрастная категория | 5-16 лет | |
Календарная продолжительность учебного года, в том числе: | 01 сентября 2018 г. 31 мая 2019 г. 36 недель и 2 дня | |
1-е полугодие | 01.09.2018 г. - 24.12.2018 г. 17 недель и 1 день | |
2-е полугодие | 09.01.2019 г. – 30.04.2019 г. 15 недель и 5 дней
Резервное время 01.05.2019 г. – 31.05.2019 г. 3 недели и 3 дня | |
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: | 4 учебных часа | |
В 1 половину дня | - | |
Во 2 половину дня | 4 учебных часа | |
Сроки проведения мониторинга реализации программы | Декабрь, май текущего учебного года | |
Летний период | ||
Календарная продолжительность летнего периода | 01 июня 2019 г. - 31 августа 2019 г. | |
13 недель |
| |
Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе: | - | |
В 1-ю половину дня | - | |
Во 2-ю половину дня | - | |
Праздничные дни | 1 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1,2,3,9,10 мая |
2.2. Условия реализации программы
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся).
Таблица 8
Печатные пособия | |
Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д Д
Д |
Технические средства обучения (ТСО) | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Интерактивная доска Мультимедийный проектор Компьютер Мольберт | Д Д Д Д К |
Звуковые пособия | |
Аудиозаписи по музыкальным и литературным произведениям | Д |
Учебно-практическое оборудование | |
Материалы для художественной деятельности: карандаши, ластики, масляные краски кисти разных размеров (плоские, круглые; синтетика, щетина), флейц (№ 50,№ 60) мастихины от № 1 до № 3. Мольберт Стул ученический Стол учительский Стул учительский | К
К К К К |
2.3. Формы аттестации и педагогического контроля
Этапы и формы педагогического контроля
Можно выделить предварительный, текущий и итоговый этапы педагогического контроля.
На предварительном этапе педагог в ходе беседы с учащимися, наблюдения за их работой выясняет исходный уровень подготовленности.
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы, когда проводится общий просмотр и анализ работ совместно с детьми, где каждая работа оценивается по четырем критериям:
- уровень работы в целом;
- творческий подход;
- аккуратность;
- самостоятельность.
В тоже время эта система должна быть достаточно гибкой, чтобы не пропало желание работать у отстающих учащихся. Учитываться должен не только результат относительно всей группы, но и личный результат учащегося относительно предыдущих его работ.
Так же оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Оценивать деятельность учащихся необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого учащегося, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого учащегося и отметить это перед всем коллективом. Особенно это касается оценок творческих работ. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить учащихся, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что на занятиях изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность учащегося, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление учащегося самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Педагог должен акцентировать внимание учащихся на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать их стремление к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного учащегося.
Итоговый педагогический контроль - проводимый в виде промежуточной аттестации – оценки качества обученности учащихся по программе по итогам окончания учебного года или итоговой аттестация - по итогам окончания обучения по программе.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося, их соответствие прогнозируемым результатам программы на данном этапе обучения.
Задачи аттестации:
- определение уровня теоретической подготовки обучающихся;
- выявление степени сформированности практических умений и навыков детей;
- анализ полноты реализации программы детского объединения;
- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательного процесса;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы;
- внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.
Промежуточная аттестация учащихся в конце учебного года проводится в форме итоговой открытой выставки детских работ. Педагог совместно с учащимися, аттестационной комиссией оценивают творческие детские работы.
Для выяснения степени усвоения материала программы возможно проведение тестирования на итоговом занятии в виде игры либо конкурсной программы (как по итогам года, так и по итогам 5-го года обучения).
Итоговая аттестация проводится в конце пятого года обучения в форме конкурса творческих работ. Каждый учащийся представляет по одной работе, которую выполняет на 5 году обучения, самостоятельно выбирая направление, тему и материалы.
Все работы, которые выполняет учащийся, отражают личность, душу юного художника, и являются основным диагностическим тестом его внутреннего состояния, жизненных ценностей. Тем более работа на свободную тему является «говорящей», по ней можно отследить не только успешность овладения художественной деятельностью, но и жизнь «внутреннего человека», эта работа будет представлять собой послание окружающему миру.
Соответственно и при оценке итоговых работ не стоит делить учащихся на победителей и проигравших, в зависимости от представленных работ определить номинации, например, «за лучшее композиционное решение», «за лучшее владение акварельной техникой», «за самый яркий образ» и т. д.
Возможные формы аттестации: тестирование, защита творческих работ и проектов, конкурс творческих детских работ.
Формы и содержание, сроки промежуточной аттестации определяются педагогом на основании содержания программы, рассматриваются на заседании методического объединения.
Если учащийся в течение учебного года добивается успехов на внутренних или внешних профильных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, и т.п.), то он считается аттестованным и освобождается от этой процедуры. Соотнесение уровня успешности выступления с уровнем аттестации осуществляет на основе побед и призовых мест в профильных мероприятиях.
В течение года детские работы отправляются на поселковые, районные, окружные, областные, всероссийские конкурсы. Победители и призеры конкурсов автоматически освобождаются от аттестации, как по итогам учебного года, так и по окончании обучения.
Педагогический контроль
Таблица 7
Название |
Сроки |
Задачи | Формы оценки ожидаемого результата |
Предварительный | сентябрь-октябрь (для первого года обучения) | - выявить исходный уровень подготовки учащихся | наблюдение, собеседование |
Текущий | по итогам темы | - выявить степень усвоения учащимися учебного материала; - выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей | просмотр работ, составление карты наблюдений |
Промежуточный
Итоговый | По итогам учебного года
По итогам освоения всей программы (за 5 лет обучения) | - диагностика усвоения учащимися программы за год; - закрепление знаний; - степень достижения результатов по итогам освоения всей программы; - закрепление знаний; - получение сведений о необходимости корректировки программы; - ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству | выставка внутри учреждения; игра, викторина по предмету, выставка, конкурс творческих работ; итоговое тестирование |
2.4. Методическое обеспечение программы
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
- гуманизации - образования, состоящий в том, что развитие учащегося, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому учащемуся: каждая личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-учащийся» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности;
- от простого – к сложному - обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения учащихся;
- единства индивидуального и коллективного - предполагающий развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий, соотношение коллективного и индивидуального начал, позволяющий каждому учащемуся, как члену своеобразного творческого коллектива, максимально проявлять свои творческие возможности;
- творческого самовыражения - предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и учащегося на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого учащегося в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию;
- психологической комфортности - предполагающий снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- принцип активности - предполагающий сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:
- развитие активной мыслительной деятельности
- развитие навыков и умений самостоятельной работы, использование разных техник и материалов;
- индивидуализация обучения - предполагающий выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия учащихся, уровнем их творческих способностей;
- принцип наглядности - предусматривающий использование наглядности, которая помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;
- принцип дифференцированного подхода - требующий четко разграничивать обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и качеств;
- принцип доступности и посильности - реализующий в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащимся.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные: беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово;
- информативно– рецептивные: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец педагога, показ педагога;
- практические;
- репродуктивные: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
- исследовательские;
- эвристические.
Предполагается дать основы теории живописи, научить различать жанры изобразительного искусства.
Учащиеся будут работать над освоением техники работы масляными красками, овладевать новыми техниками и приёмами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие, расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых направлений, апробируют работу на пленэре.
Используемые методы дают:
- дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
- созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:
- предоставление учащемуся свободы в выборе способов работы;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в живописи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
2.5. Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
2.6. Воспитательная деятельность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Таблица 8
Направление деятельности | Цель |
Выполнение творческих работ | |
Тематические рисунки к праздникам | Воспитание духовного, творческого патриотизм, любви к Родине, родителям и близким, к семейным традициям |
Пейзаж | Воспитание любви к родному краю, к родной природе и тому, что окружает нас |
Натюрморт | Воспитание чувства видения красоты обыкновенного, неприметного на первый взгляд, воспитывая тем самым чувство прекрасного |
Иллюстрации сказок, художественных произведений | Развитие нравственного сознания, но и избегание назидательности. Воспитание таких нравственных категорий, как добро, справедливость, долг, совесть, трудолюбие, честь |
Декоративно-прикладная роспись | Воспитание уважения к национальному культурному наследию |
Внеклассные мероприятия по профилю объединения | |
Мастер-классы, викторины, экскурсии и т.д. | Воспитание потребности в изобразительном искусстве, целенаправленного и профессионального восприятия окружающего мира |
Воспитательные мероприятия совместно с родителями, членами семьи | |
Семейные праздники, участие в заседаниях семейного клуба, мастер-классы и т.д. | Воспитание любви к семье, семейным традициям, уважения к старшему поколению, желания быть примером для младших членов семьи и т.д. |
2.7.Система работы с родителями
Цель: создание условий для совместной деятельности педагога, учащегося и его родителей по образованию, воспитанию и творческому развитию ребенка.
Таблица 9
№ | Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения |
1 | Родительские собрания, встречи Цель: информирование родителей о работе ДДТ, расширение их педагогических знаний, активизация роли родителей в воспитательно-образовательном процессе ДДТ (участие в организации и совершенствовании условий осуществления образовательной деятельности) | Участие в семейном клубе «Счастливы вместе» | |
Согласно плану работы Семейного Клуба | |||
Родительски собрания в объединении | 2 раза в учебный год | ||
Участие родителей в Совете ДДТ | в течение учебного года по мере приглашения | ||
2 | Консультирование родителей Цель: оказание методической помощи по проблемам воспитания и обучения детей | Устные групповые и индивидуальные консультации для родителей | в течение учебного года по потребностям родителей |
3 | Досуговые мероприятия Цель: активизация роли родителей в осуществлении воспитательной деятельности ДДТ | Привлечение родителей к подготовке, проведению досуговых мероприятий в ДДТ, на уровне поселка, района, округа | в течение года согласно плану воспитательной работы |
4 | Организация открытого пространства Цель: установление доверительных отношений между родителями и педагогами, ознакомление с воспитательно-образовательным процессом в ДДТ | Посещение открытых занятий | в течение учебного года |
Поощрение родителей за активное участие в деятельности ДДТ, в воспитании и образовании детей | |||
5 | Анкетирование и опросы Цель: тематический сбор информации, опрос мнения, оценка качества удовлетворенности услугами ДДТ | Проведение мониторинга удовлетворенности услугами ДДТ | согласно плану работы ДДТ |
Анкетирование, опросы в рамках работы ДДТ | в течение учебного года согласно плану работы ДДТ | ||
6 | Совместное творчество детей, родителей, специалистов Цель: установление творческого взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание | Участие родителей в мастер-классах, творческих конкурсах и т.п. | в течение учебного года |
Участие в подготовке к итоговой выставке творческих работ | май | ||
7 | Наглядная педагогическая пропаганда Цель: повышение педагогической грамотности родителей | Тематическая пропаганда по вопросам воспитания и развития детей (буклеты, листовки) | в течение учебного года |
8 | Сайт ДДТ Цель: обеспечение родителей оперативной информацией о деятельности ДДТ; соблюдение прав родителей на информацию по реализации образовательной программы ДДТ, а также повышение информационной компетентности родителей ДДТ | Ознакомление родителей с сайтом ДДТ и агитация их на регулярное посещение сайта ДДТ | в течение учебного года |
Размещение новостей, событий в детском объединении на информационном стенде ДДТ, на сайте ДДТ, по электронной почте, через соц. сети |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виффен, В. Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию/ В. Виффен. – М.: Эксмо, 2001.
2. Гвоздева, Т. Большой энциклопедический словарь. Искусство/ Т. Гвоздева, Ю. Дубровин, О. Зверева, В. Наумова. - М.: Внешсигма, 2000.
3. Женевьев, К. Живопись/К. Женевьев. – М.: АСТ. Астрель, 2002.
4. Максимова, О. Как нарисовать воду/О. Максимова. - М.: Астрель, 2007.
5. Мур, Р. Масляная живопись/Р. Мур. - М.: Астрель, 2004.
6. Патенал, Ф. Как научиться рисовать портрет. Пособие по рисованию/ Ф. Патенал. – М.: Эксмо, 2001.
7. Руиссинг, Х. Масляная живопись для начинающих/Х. Руиссинг. - М.: Внешсигма, 1998.
8. Сервер, Ф.А. Масляная живопись для начинающих/ Ф. А. Сервер. - М.: Астрель, 2004.
9. Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Учебник/Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
10. Сокольникова, Н.М. Основы живописи. Учебник/Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
11. Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Учебник/Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
12. Сокольникова, Н.М.. Краткий словарь художественных терминов. Учебник/Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
13. Томас, Б. Пишем масляными красками/Б. Томас. - М.: Астрель, 2004 г.
14. Чармиан, Э. Как научиться рисовать цветы. Пособие по рисованию/ Э. Чармиан. – М.: Эксмо, 2001.