Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительное искусство «Графика»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" (МБУДО "ДХШ")
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительное искусство «Графика»
Автор - составитель Гирич А.В.
Автор Гирич Анна Владимировна - преподаватель ДХШ г.Железногорска, член Союза художников России, член Красноярской школы ксилографии Германа Паштова. Член Союза художников России Родилась в г.Красноярске 13 июня 1977г.
1987-1992г. Закончила ДХШ имени Сурикова №1 Красноярск.
1992г. Красноярское художественное училище им.Сурикова , педагогическое- живописное отделе- ние.1993- 1998г. Красноярское художественное училище им.Сурикова , театрально- декорацион- ное отделение. Диплом по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра».
2000-2006г. Красноярский государственный художественный институт, академическое отделение графики. Закончила по специальности художник- график (искусство книги) мастерскую профес- сора Г.С. Паштова. Диплом на тему «Рассказы. Алана Эдгара По» (16 обрезных ксилографий).
Является с 1998г. участником городских, региональных, краевых, всероссийских, международных, зарубежных выставок.
Содержание
Пояснительная записка
Оснавная цель. Задачи учебного процесса.
Основные средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета.
Практические занятия по предмету графика. 6 Вступительный урок
Эскиз композикионного натюрморта.
Декоративная композиция «Стилизация сказочного персонажа» в технике графика. 9«Натюрморт» в технике графики. (Линогравюра, ксилография)
«Ex Libris» или «Из книг»
Станковая композиция «Город». 12 Иллюстрации книги.
13 Практические задания в работах учеников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Графика – один из видов изобразительного искусства, в котором изображение делается в виде рисун- ка, нанесённого на какую –либо плоскость в форме линии пятна или фактуры. Слово графика прои- зошло от греческого grapho, что означает –«пишу, рисую». Рисунок выполняется карандашом, углём, тушью или краской одного цвета.
Рисунок является основой создания образа в других видах искусства – живописи, скульптуре, архи- тектуре.
В зависимости от назначения графика делиться на несколько видов: станковую, книжную, плакатную и прикладную.
К станковой графике относятся рисунки, имеющие самостоятельное значение, где художник сам вы- бирает тему, материалы и способы выполнения.
В рисунках для иллюстрирования литературных произведений художник должен создавать графиче- ский образ, соответствующий образу, созданному писателем. Художник лишь обогащает этот образ деталями, изображением окружающей обстановки, о которых могло даже не упоминаться.
К прикладной или производственной графике относятся рисунки оформительского характера: эти- кетки, грамоты и т.п.
Гравюра- печатное воспроизведение рисунка, выполненного различными способами гравирования на доске. Есть три вида печатной графики: высокая печать, глубокая печать, плоская печать.
К высокой печати относятся линогравюра, ксилография и гравюра на картоне. К глубокой печати относятся все виды офорта.
К плоской печати относится литография, монотипия.
Программа «Графика» расщитана натрадиционногое художественне воспитание. Даёт твёрдую плат- форму будущему профессионалу, любителю искусства, формирует цельную творческую личность.
Развивает мышление, память, воображение, концентрацию внимания и закрепляет основы компози- ции.
Специфика изучение разных видов эстампа – линогравюры, ксилографии, гравюры на картоне и искусство оформления книги, экслибрис, буквица. Вот эта особенность заставляет учеников искать средства выражения и мыслить внутри художественной формы. Сам материал, сами техники откры- вают новые возможности и заставляют действовать в рамках этих возможностей. Книжная иллю- страция требует, хорошего знания материала о том времени , о котором говориться в книге. Кроме того, специфика работы на бумаге, в книге или станковом листе отличается способами решения пространства и разными формальными приёмами.
Оснавная цель.
Программа «Графика» предусматривает практическую подготовку учеников.
В процессе практических занятий осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с графическими мате- риалами. В результате ученики должны приобрести умение самостоятельно и творчески использо- вать знания и навыки в дальнейшем обучении.
Из всего многообразия изобразительных графических средств по каждому виду отобраны в опреде- лённой системе основные, которые дают возможность грамотно изображать предметы и раскрывать свои темы в работах более выразительными способами.
В систему положены два принципа: учёт специфики данного вида искусства и постепенность услож- нения приёмов изображения.
Большое внимание на занятиях должно быть уделено овладению каждым учеником изобразительны- ми приёмами по графическим видам и развитию умений самостоятельно использовать эти навыки.
Практическое ознакомление подкрепляется из теории изобразительного искусства и различного наглядного материала: произведений искусства, примерных образцов выполнения работы и работ учеников.
Полученные умения ученики закрепляют в самостоятельной работе при выполнении сбора материа- ла и кратковременных упражнениях.
В течении года все работы проверяются и оцениваются преподавателем, на основании этого в конце года и по итогам просмотра ставиться оценка.
Задачи учебного процесса:
Познокомить с историей развития графического искусства.
Усвоить профессиональные понятия
3.Научить применять контрасты, в графической композиции
Дать понятие силуэт, линия, пятно, фактура.
Научить качественно работать с эскизами, форэскизами, последовательно, профессионально вести работу.
Научить техние печатной графики.
Воспитывать активное отношение к трудовой, исследовательской деятельности, интерес к искус- ству, понимание традиций реалистической школы.
Основные средства художественной выразительности.
Линия в рисунке – основное изобразительное средство. Линия может иметь значение как самостоя- тельное, так и совокупность нескольких линий, дающая изображение данного предмета.
Линия однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передаёт форму предмета, прорисовывает детали. Может работать как более выразительное средство в каче- стве штриха, который на одном и том же рисунке может быть тоньше, толлще, короче, длиннее, быть менее разряжённым или плотнее ложиться друг к другу.
Силуэт - наиболее выразительная форма предмета, общая обрисовка его контура. В условно- пло- скостном рисунке предмет изображается в двух измерениях, без передачи объёма светотеневыми средствами. При таком типе изображения важно выбрать точку зрения, с которой лучше выделяется характерная форма предмета.
Фактура-состоит из линий, точек, множества пятен, различных штриховок и т.п. Являеться частью фона или предмета.
Практические занятия по предмету графика.
Занятие 1. Вступительный урок.
Познакомить учеников с техникой печатной художественной графики. Познакомить с историей раз- ных печатных техник.
Цель. Привить интерес к гравюре, к экспериментам над рисунком, фактурам, исследованию воспри- ятия натуры.
Материаллы и оборудование. Иллюстрации работ художников, и работ учеников.
Занятие 2. Техника безопасности и практичекое задание.
Цель. 2. Научить технике безопасности с инструментами и при печати на станке. 3.Материаллы и оборудование. Инструменты для гравюры, концелярский нож маленький, линолиум. Практическое задание. Пробное упражнение приучает к правильному пользованию инструментами. Первое чему должен научиться ученик- дисциплина штриха. Задача- загравировать небольшую до- щечку разными фактурами: линия прямая, волнистая, спираль, точка, тон, растяжка от светлого к чёрному. Белые места вынимаються. Это задание воспитывает аккуратность и точность в работе.
Занятие 3. Эскиз композикионного натюрморта.
Цель. Научить построению графической композиции.
Материаллы и оборудование. Гуашь чёрная, белая. Тушь. Уголь. Гелевая ручка. Бумага. Практическое задание. Упражнение делаеться 2-3я ахроматическими цветами. В эскизе решаються массы чёрного, белого и серого. Их распределение по листу в количественном соотношении пятен. Выявить пропорции, светлое на тёмном и наоборот, организовать в листе компоновку форм и масс,
найти пластическое решение форэскиза.
Занятие 4. Декоративная композиция «Стилизация сказочного персонажа» в технике графика.
Цель. Познакомить с гравюрой на картоне.
Материаллы и оборудование. Картон, ткань, клей, концелярский нож маленький. Бумага , тушь для эскиза.
Практическое задание. Выполнить устойчивую композицию в прямоугольном формате по собствен- ному замыслу, используя абстракцию, стилизацию природных элементов. Подчинить второсте- пенные элементы главным, применить в работе ритм тона, формы, фактур. Перенести рисунок на картон, с учётом тональности наклеить силуэты фигур и ткани. Напечатать на офортном станке.
Занятие 5. «Натюрморт» в технике графики. (Линогравюра)
Цель. Познакомить с гравюрой на линолеуме.
Материаллы и оборудование. Инструменты для гравюры, концелярский нож маленький, линолиум. Практическое задание. 1. Эскиз тушью несложного натюрморта (Ваза, книги, драпировки, фрукты). 1/8 листа. Учить детей передавать материальность и пространство в натюрморте. 2.Передать в ри- сунке характерную форму плодов и предметов, составляющих натюрморт с учетом их освещенно- сти и пространственного положения за счёт разных фактур. 3.Развивать умение передавать большие тональные отношения, взаимодействие крупных масс. Развивать умение использовать графические средства для выразительности. 4. Перевести рисунок в зеркальном отображении на линолиум через кальку. Задача - решить графический этюд, композиция которого построена на контрасте чёрного и белого. Сначала гравируються белые места, затем серые.
На линолеуме можно применять чёрные и белае линии, чёрное и белое пятно, разнообразные точки и штрихи. Таким образом, можно разнообразить графические приёмы, выбирая наиболее подходящие для выбранной темы.
Печать работ на офортном станке.
Занятие 6. «Натюрморт» в технике графики. (Ксилография) 1-Гравюра на дереве.
Цель. Познакомить техникой обрезной ксилографии.
Материаллы и оборудование. Инструменты для гравюры, концелярский нож маленький, отшлифо- ванная доска.
Практическое задание. 1. Эскиз тушью натюрморта. 1/8 листа. Учить детей передавать материаль- ность и пространство в натюрморте. 2.Передать в рисунке характерную форму предметов, состав- ляющих натюрморт с учетом их освещенности и пространственного положения за счёт разных фак- тур. 3.Развивать умение передавать большие тональные отношения, взаимодействие крупных масс. Развивать умение использовать графические средства для выразительности. 4. Перевести рисунок в зеркальном отображении на доску через кальку. Задача - решить графический этюд, композиция которого построена на контрасте чёрного и белого. Сначала гравируються белые места методом под- резания линии под углом, затем серые. В ксилографии хорошо работает фактура дерева.
Печать работ на офортном станке.
Занятие 7. «Ex Libris» или «Из книг».
Цель. «Ex Libris» 1. Изучение обобщения знака и иллюстрации . Воспитывать трудолюбие и бе- режное отношение к работе.
Материаллы и оборудование.
Практическое задание. 1. Эскиз 1/8 листа, тушь. 2. Стилизация образа, и выражение характера. 3.Эмблема и символ графического произведения. Темы от героических до шуточных, при этом изо- бражение в концентрированной символической форме рассказывает о круге интересов и вкусов вла- дельца. Перевод в материал.
Занятие 8. Станковая композиция «Город».
Цель. 1. Познакомить учащихся со способами выражения движения в станковой композиции.
Материаллы и оборудование. ¼ листа, тушь, образцы работ, инструменты для гравюры, концеляр- ский нож маленький, линолиум.
Практическое задание. 1. Эскиз 1/8 листа, тушь. Познакомить учащихся со способами выражения движения в станковой композиции. Можно использовать зарисовки из пленэра 2. Выполнить ком- позицию, выбрав сюжет с передачей динамики из окружающей жизни, основанный на собственных наблюдениях. 3.Развивать умение применять в композиции закон равновесия и организации плоско- сти. 4. Создать образ города, используя приемы стилизации и графические зарисовки.
5. Перевести рисунок в зеркальном отображении на линолиум через кальку. Приступить к грави- рованию, важно обдумывать каждую линию. При сомнении лучше оставит больше чёрного. После предворительной печати пожно поправить оттиск белилами и продолжить гравировать до оконча- тельного желаемого результата.
Печать работ на офортном станке.
Занятие 7. Иллюстрации книги.
Цель. Для книги нужно уметь сделать обложку,2-5 иллюстраций, буквицу и заставку на заданную тему.
Материаллы и оборудование. Эскиз ¼ листа,, тушь, образцы работ, ¼ листа, тушь, илл-ции картин художников по теме. Линогравюра, картонография или ксилография по выбору.
Практическое задание. 1.Книжная иллюстрация требует, хорошего знания материала о том времени, о котором говориться в книге. Сделать сбор материалла (зарисовки костюмов, местности, архитек- туры и т.п.)
Добиваться от учащихся ясного выражения идеи в композиции и содержания литературного произведения.
Передать характер изображаемых лиц, обстановку и место действия.
Развивать умение применять законы композиции для большей выразительности.
Воспитывать интерес к литературным произведениям и прилежность в работе.
Перевести рисунок в зеркальном отображении на линолиум через кальку. Приступить к грави- рованию, важно обдумывать каждую линию. При сомнении лучше оставит больше чёрного. После предворительной печати пожно поправить оттиск белилами и продолжить гравировать до оконча- тельного желаемого результата.
Печать работ на офортном станке.
Практические задания в работах учеников.
Занятие 2. Техника безопасности и практичекое задание.
Упражнение - загравировать небольшую дощечку разными фактурами: линия прямая, волнистая, спираль, точка, тон, растяжка от светлого к чёрному.
Занятие 3. Эскиз композикионного натюрморта.
В эскизе решаються массы чёрного, белого и серого.
Форэскизы
Эскизы
Занятие 5. «Натюрморт» в технике графики. (Линогравюра)
Натюрморт. Линогравюра.
Занятие 4. Декоративная композиция «Стилизация сказочного персонажа» в технике графика.
Занятие 7. «Ex Libris» или «Из книг».
Занятие 8. Станковая композиция «Город».
Зарисовка на пленэре Линогравюра
Станковая композиция .
Занятие 7. Иллюстрации книг