12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Анна Владимировна Гирич43
Художник график
Россия, Красноярский край, Железногорск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" (МБУДО "ДХШ")

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительное искусство «Графика»

Автор - составитель Гирич А.В.

Автор Гирич Анна Владимировна - преподаватель ДХШ г.Железногорска, член Союза художников России, член Красноярской школы ксилографии Германа Паштова. Член Союза художников России Родилась в г.Красноярске 13 июня 1977г.

1987-1992г. Закончила ДХШ имени Сурикова №1 Красноярск.

1992г. Красноярское художественное училище им.Сурикова , педагогическое- живописное отделе- ние.1993- 1998г. Красноярское художественное училище им.Сурикова , театрально- декорацион- ное отделение. Диплом по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра».

2000-2006г. Красноярский государственный художественный институт, академическое отделение графики. Закончила по специальности художник- график (искусство книги) мастерскую профес- сора Г.С. Паштова. Диплом на тему «Рассказы. Алана Эдгара По» (16 обрезных ксилографий).

Является с 1998г. участником городских, региональных, краевых, всероссийских, международных, зарубежных выставок.

Содержание

    Пояснительная записка

    Оснавная цель. Задачи учебного процесса.

    Основные средства художественной выразительности.

    Содержание учебного предмета.

    Практические занятия по предмету графика. 6 Вступительный урок

    Эскиз композикионного натюрморта.

    Декоративная композиция «Стилизация сказочного персонажа» в технике графика. 9«Натюрморт» в технике графики. (Линогравюра, ксилография)

    «Ex Libris» или «Из книг»

    Станковая композиция «Город». 12 Иллюстрации книги.

13 Практические задания в работах учеников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Графика один из видов изобразительного искусства, в котором изображение делается в виде рисун- ка, нанесённого на какую –либо плоскость в форме линии пятна или фактуры. Слово графика прои- зошло от греческого grapho, что означает –«пишу, рисую». Рисунок выполняется карандашом, углём, тушью или краской одного цвета.

Рисунок является основой создания образа в других видах искусства живописи, скульптуре, архи- тектуре.

В зависимости от назначения графика делиться на несколько видов: станковую, книжную, плакатную и прикладную.

К станковой графике относятся рисунки, имеющие самостоятельное значение, где художник сам вы- бирает тему, материалы и способы выполнения.

В рисунках для иллюстрирования литературных произведений художник должен создавать графиче- ский образ, соответствующий образу, созданному писателем. Художник лишь обогащает этот образ деталями, изображением окружающей обстановки, о которых могло даже не упоминаться.

К прикладной или производственной графике относятся рисунки оформительского характера: эти- кетки, грамоты и т.п.

Гравюра- печатное воспроизведение рисунка, выполненного различными способами гравирования на доске. Есть три вида печатной графики: высокая печать, глубокая печать, плоская печать.

К высокой печати относятся линогравюра, ксилография и гравюра на картоне. К глубокой печати относятся все виды офорта.

К плоской печати относится литография, монотипия.

Программа «Графика» расщитана натрадиционногое художественне воспитание. Даёт твёрдую плат- форму будущему профессионалу, любителю искусства, формирует цельную творческую личность.

Развивает мышление, память, воображение, концентрацию внимания и закрепляет основы компози- ции.

Специфика изучение разных видов эстампа линогравюры, ксилографии, гравюры на картоне и искусство оформления книги, экслибрис, буквица. Вот эта особенность заставляет учеников искать средства выражения и мыслить внутри художественной формы. Сам материал, сами техники откры- вают новые возможности и заставляют действовать в рамках этих возможностей. Книжная иллю- страция требует, хорошего знания материала о том времени , о котором говориться в книге. Кроме того, специфика работы на бумаге, в книге или станковом листе отличается способами решения пространства и разными формальными приёмами.

Оснавная цель.

Программа «Графика» предусматривает практическую подготовку учеников.

В процессе практических занятий осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с графическими мате- риалами. В результате ученики должны приобрести умение самостоятельно и творчески использо- вать знания и навыки в дальнейшем обучении.

Из всего многообразия изобразительных графических средств по каждому виду отобраны в опреде- лённой системе основные, которые дают возможность грамотно изображать предметы и раскрывать свои темы в работах более выразительными способами.

В систему положены два принципа: учёт специфики данного вида искусства и постепенность услож- нения приёмов изображения.

Большое внимание на занятиях должно быть уделено овладению каждым учеником изобразительны- ми приёмами по графическим видам и развитию умений самостоятельно использовать эти навыки.

Практическое ознакомление подкрепляется из теории изобразительного искусства и различного наглядного материала: произведений искусства, примерных образцов выполнения работы и работ учеников.

Полученные умения ученики закрепляют в самостоятельной работе при выполнении сбора материа- ла и кратковременных упражнениях.

В течении года все работы проверяются и оцениваются преподавателем, на основании этого в конце года и по итогам просмотра ставиться оценка.

Задачи учебного процесса:

    Познокомить с историей развития графического искусства.

    Усвоить профессиональные понятия

3.Научить применять контрасты, в графической композиции

    Дать понятие силуэт, линия, пятно, фактура.

    Научить качественно работать с эскизами, форэскизами, последовательно, профессионально вести работу.

    Научить техние печатной графики.

    Воспитывать активное отношение к трудовой, исследовательской деятельности, интерес к искус- ству, понимание традиций реалистической школы.

Основные средства художественной выразительности.

Линия в рисунке основное изобразительное средство. Линия может иметь значение как самостоя- тельное, так и совокупность нескольких линий, дающая изображение данного предмета.

Линия однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передаёт форму предмета, прорисовывает детали. Может работать как более выразительное средство в каче- стве штриха, который на одном и том же рисунке может быть тоньше, толлще, короче, длиннее, быть менее разряжённым или плотнее ложиться друг к другу.

Силуэт - наиболее выразительная форма предмета, общая обрисовка его контура. В условно- пло- скостном рисунке предмет изображается в двух измерениях, без передачи объёма светотеневыми средствами. При таком типе изображения важно выбрать точку зрения, с которой лучше выделяется характерная форма предмета.

Фактура-состоит из линий, точек, множества пятен, различных штриховок и т.п. Являеться частью фона или предмета.

Практические занятия по предмету графика.

Занятие 1. Вступительный урок.

Познакомить учеников с техникой печатной художественной графики. Познакомить с историей раз- ных печатных техник.

Цель. Привить интерес к гравюре, к экспериментам над рисунком, фактурам, исследованию воспри- ятия натуры.

Материаллы и оборудование. Иллюстрации работ художников, и работ учеников.

Занятие 2. Техника безопасности и практичекое задание.

Цель. 2. Научить технике безопасности с инструментами и при печати на станке. 3.Материаллы и оборудование. Инструменты для гравюры, концелярский нож маленький, линолиум. Практическое задание. Пробное упражнение приучает к правильному пользованию инструментами. Первое чему должен научиться ученик- дисциплина штриха. Задача- загравировать небольшую до- щечку разными фактурами: линия прямая, волнистая, спираль, точка, тон, растяжка от светлого к чёрному. Белые места вынимаються. Это задание воспитывает аккуратность и точность в работе.

Занятие 3. Эскиз композикионного натюрморта.

Цель. Научить построению графической композиции.

Материаллы и оборудование. Гуашь чёрная, белая. Тушь. Уголь. Гелевая ручка. Бумага. Практическое задание. Упражнение делаеться 2-3я ахроматическими цветами. В эскизе решаються массы чёрного, белого и серого. Их распределение по листу в количественном соотношении пятен. Выявить пропорции, светлое на тёмном и наоборот, организовать в листе компоновку форм и масс,

найти пластическое решение форэскиза.

Занятие 4. Декоративная композиция «Стилизация сказочного персонажа» в технике графика.

Цель. Познакомить с гравюрой на картоне.

Материаллы и оборудование. Картон, ткань, клей, концелярский нож маленький. Бумага , тушь для эскиза.

Практическое задание. Выполнить устойчивую композицию в прямоугольном формате по собствен- ному замыслу, используя абстракцию, стилизацию природных элементов. Подчинить второсте- пенные элементы главным, применить в работе ритм тона, формы, фактур. Перенести рисунок на картон, с учётом тональности наклеить силуэты фигур и ткани. Напечатать на офортном станке.

Занятие 5. «Натюрморт» в технике графики. (Линогравюра)

Цель. Познакомить с гравюрой на линолеуме.

Материаллы и оборудование. Инструменты для гравюры, концелярский нож маленький, линолиум. Практическое задание. 1. Эскиз тушью несложного натюрморта (Ваза, книги, драпировки, фрукты). 1/8 листа. Учить детей передавать материальность и пространство в натюрморте. 2.Передать в ри- сунке характерную форму плодов и предметов, составляющих натюрморт с учетом их освещенно- сти и пространственного положения за счёт разных фактур. 3.Развивать умение передавать большие тональные отношения, взаимодействие крупных масс. Развивать умение использовать графические средства для выразительности. 4. Перевести рисунок в зеркальном отображении на линолиум через кальку. Задача - решить графический этюд, композиция которого построена на контрасте чёрного и белого. Сначала гравируються белые места, затем серые.

На линолеуме можно применять чёрные и белае линии, чёрное и белое пятно, разнообразные точки и штрихи. Таким образом, можно разнообразить графические приёмы, выбирая наиболее подходящие для выбранной темы.

Печать работ на офортном станке.

Занятие 6. «Натюрморт» в технике графики. (Ксилография) 1-Гравюра на дереве.

Цель. Познакомить техникой обрезной ксилографии.

Материаллы и оборудование. Инструменты для гравюры, концелярский нож маленький, отшлифо- ванная доска.

Практическое задание. 1. Эскиз тушью натюрморта. 1/8 листа. Учить детей передавать материаль- ность и пространство в натюрморте. 2.Передать в рисунке характерную форму предметов, состав- ляющих натюрморт с учетом их освещенности и пространственного положения за счёт разных фак- тур. 3.Развивать умение передавать большие тональные отношения, взаимодействие крупных масс. Развивать умение использовать графические средства для выразительности. 4. Перевести рисунок в зеркальном отображении на доску через кальку. Задача - решить графический этюд, композиция которого построена на контрасте чёрного и белого. Сначала гравируються белые места методом под- резания линии под углом, затем серые. В ксилографии хорошо работает фактура дерева.

Печать работ на офортном станке.

Занятие 7. «Ex Libris» или «Из книг».

Цель. «Ex Libris» 1. Изучение обобщения знака и иллюстрации . Воспитывать трудолюбие и бе- режное отношение к работе.

Материаллы и оборудование.

Практическое задание. 1. Эскиз 1/8 листа, тушь. 2. Стилизация образа, и выражение характера. 3.Эмблема и символ графического произведения. Темы от героических до шуточных, при этом изо- бражение в концентрированной символической форме рассказывает о круге интересов и вкусов вла- дельца. Перевод в материал.

Занятие 8. Станковая композиция «Город».

Цель. 1. Познакомить учащихся со способами выражения движения в станковой композиции.

Материаллы и оборудование. ¼ листа, тушь, образцы работ, инструменты для гравюры, концеляр- ский нож маленький, линолиум.

Практическое задание. 1. Эскиз 1/8 листа, тушь. Познакомить учащихся со способами выражения движения в станковой композиции. Можно использовать зарисовки из пленэра 2. Выполнить ком- позицию, выбрав сюжет с передачей динамики из окружающей жизни, основанный на собственных наблюдениях. 3.Развивать умение применять в композиции закон равновесия и организации плоско- сти. 4. Создать образ города, используя приемы стилизации и графические зарисовки.

5. Перевести рисунок в зеркальном отображении на линолиум через кальку. Приступить к грави- рованию, важно обдумывать каждую линию. При сомнении лучше оставит больше чёрного. После предворительной печати пожно поправить оттиск белилами и продолжить гравировать до оконча- тельного желаемого результата.

Печать работ на офортном станке.

Занятие 7. Иллюстрации книги.

Цель. Для книги нужно уметь сделать обложку,2-5 иллюстраций, буквицу и заставку на заданную тему.

Материаллы и оборудование. Эскиз ¼ листа,, тушь, образцы работ, ¼ листа, тушь, илл-ции картин художников по теме. Линогравюра, картонография или ксилография по выбору.

Практическое задание. 1.Книжная иллюстрация требует, хорошего знания материала о том времени, о котором говориться в книге. Сделать сбор материалла (зарисовки костюмов, местности, архитек- туры и т.п.)

    Добиваться от учащихся ясного выражения идеи в композиции и содержания литературного произведения.

    Передать характер изображаемых лиц, обстановку и место действия.

    Развивать умение применять законы композиции для большей выразительности.

    Воспитывать интерес к литературным произведениям и прилежность в работе.

    Перевести рисунок в зеркальном отображении на линолиум через кальку. Приступить к грави- рованию, важно обдумывать каждую линию. При сомнении лучше оставит больше чёрного. После предворительной печати пожно поправить оттиск белилами и продолжить гравировать до оконча- тельного желаемого результата.

    Печать работ на офортном станке.

Практические задания в работах учеников.

Занятие 2. Техника безопасности и практичекое задание.

Упражнение - загравировать небольшую дощечку разными фактурами: линия прямая, волнистая, спираль, точка, тон, растяжка от светлого к чёрному.

Занятие 3. Эскиз композикионного натюрморта.

В эскизе решаються массы чёрного, белого и серого.

Форэскизы

Эскизы

Занятие 5. «Натюрморт» в технике графики. (Линогравюра)

Натюрморт. Линогравюра.

 


Занятие 4. Декоративная композиция «Стилизация сказочного персонажа» в технике графика.


Занятие 7. «Ex Libris» или «Из книг».


Занятие 8. Станковая композиция «Город».


Зарисовка на пленэре Линогравюра

Станковая композиция .

Занятие 7. Иллюстрации книг

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.