ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ПУГОВКА» Разработчик: Стародымова Елена Константиновна, педагог дополнительного образования Реализатор: Стародымова Елена Константиновна, педагог дополнительного образования
Управление образования и молодежной политики администрации
городского округа город Воронеж
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»
Принята: на заседании ПС Протокол № от июня 20 г. Рассмотрена: на заседании МС Протокол № от июня 20 г. |
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУДО «ГЦПОО» ________________
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«ПУГОВКА»
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Объем учебных часов: 144 часа
Разработчик:
Стародымова Елена Константиновна,
педагог дополнительного образования
Реализатор:
Стародымова Елена Константиновна,
педагог дополнительного
образования
Воронеж – 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка …………………………………………………………………………....3
Аннотация
Актуальность программы
Новизна программы и педагогическая целесообразность
Адресат
Форма обучения и режим занятий
Цель и задачи программы ………………………………………………………………………….5
Содержание ……………………………………………………………………………………………6
Учебный план
Учебно-тематический план
Содержание учебно - тематического плана
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Формы аттестации и оценочные материалы …………………………………………………..11
Комплекс организационно-педагогических условий ……………….12
Учебно-методические условия
Кадровые условия
Материально-технические условия
Информационные условия:
Нормативно-правовая база
Литература для педагога
Литература для обучающихся
Приложения ………………………………………………………………………………………..19
Оценочные материалы
Календарный учебный график
Календарный тематический план
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пуговка» относится к базовому уровню и имеет техническую направленность. Программа «Пуговка» развивает креативное мышление, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, что является неотъемлемой частью функциональной грамотности.
В ходе реализации программы обучающимся предоставляется возможность изучить в комплексе следующие виды деятельности: конструирование, моделирование, технологию и дизайн костюма, а также приобрести навыки пошива одежды и представить ее на сцене.
Данная программа помогает воспитывать в обучающихся художественный вкус и подчеркивает индивидуальность человека.
Актуальность программы
Модный дизайн и пошив – это сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Человек, который занимается модным дизайном и пошивом одежды, стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми. Этот процесс требует воображения, творческой энергии и оригинального мышления, а так же способности рисовать и шить. Профессии модного дизайнера одежды и портной считаются одними из самых привлекательных, так как их сопровождает популярность, интересная светская жизнью и материальное благополучие. Профессии модного дизайнера одежды и портной прекрасно подходят творческим личностям, которые искренне интересуются модой во всех ее проявлениях, имеют хороший художественный вкус и навыки рисования и пошива одежды, а также не боятся монотонной работы.
Актуальность программы «Пуговка» связана с развитием творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
Новизна программы и педагогическая целесообразность
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о профессиях и видах деятельности в мире моды: конструировании, моделировании, технологии и дизайне костюма, пошиве одежды и как представить творческую работу на сцене и подиуме. Программа подразумевает изучение более широкого спектра ремесел и видов искусства для создания интересных и творческих работ обучающихся
Отличительной особенностью программы является то, что она создана по принципу «от модной модели к пошиву изделия». Обучающийся продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Выбирая для реализации всё более и более сложные модели творческих изделий. У обучающихся возникает заинтересованность в пошиве более сложных изделий, придуманных самим ребёнком и впечатляющих моделей из журналов.
Планируются групповые проекты, в ходе которых обучающиеся обмениваются творческими идеями, формируют коммуникативные навыки работы в команде.
Адресат
Программа «Пуговка» предназначена для детей в возрасте от 7 до 16 лет, реализуется в течении 1 года. Характер групп разновозрастной. Численный состав группы - от 10 до 15 чел.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Младшие школьники (7-10 лет) характеризуются, прежде всего, готовностью к учебной деятельности. Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Детям этого возраста очень важен авторитет взрослого человека.
В работе большое внимание нужно уделять организации рабочего места ребенка. Главное, чтобы дети были постоянно заняты.
Программа предусматривает определенный уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического развития обучающегося. Главное в формировании личности обучающегося – взаимосвязь умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания.
Характерные формы и особенности:
- высокий уровень активности;
- значимая награда – похвала;
- рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
- требуют постоянной деятельности и внимания;
- бурно проявляют эмоции;
У школьников 11-16 лет определяющую роль играет общение со сверстниками, работа в команде. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, творческая, трудовая.
Учитываются возрастные и индивидуальные формы и особенности
направлены на:
- выявление одаренных детей в области пошива и творческого подхода к одежде в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
творческих работ
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- профессиональное ориентирование обучающихся
Форма обучения и режим занятий
Используемая форма обучения: очная с использованием дистанционных технологий по необходимости.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа 45 мин, при дистанционном обучении – 30 мин. Перерыв между занятиями 10 мин. Полный объем учебных часов – 144 часа. (70% - практика)
Формы учебной деятельности по количеству детей: групповая работа и индивидуальная работа. Основные формы занятий всем составом объединения:
• Занятие с творческим заданием
• Занятие-мастерская
• Занятие-соревнование
• Деловая игра
• Викторина
• Круглый стол
• Экскурсия
Цель и задачи программы
Цель обучения: раскрыть творческие способности и развить эстетический вкус обучающихся при овладении основами самостоятельного проектирования и создания одежды.
Задачи обучения:
личностные:
-формировать у обучающегося умения, готовность к успешному самоопределению: при выборе творческой работы и будущей профессии
-воспитывать у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду
-формировать необходимые в повседневной деятельности качества личности: чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность, трудолюбие, бережное отношение к инструментам и оборудованию;
-прививать элементарные знания и умения по личной гигиене и этикету;
-соблюдать технику безопасности и санитарию.
метапредметные:
-развивать у обучающихся общетрудовые умения, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самоконтроль;
- формировать IT- компетенции;
-развивать компетенции функциональной грамотности: творческое мышление, мелкую и крупную моторики;
-стимулировать критическое мышление у обучающихся;
-развивать коммуникативные навыки, стремление к самообразованию
предметные:
-формировать у обучающихся доступные технологические знания, трудовые навыки,
-алгоритм пошива изделий,
- ответственность за полученное дело и доведение пошива до полной готовности изделия;
-способствовать самоопределению обучающихся в сфере швейного производства и модной индустрии.
Содержание
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 2,5 | 7,5 | 10 |
2. | Создание одежды | 5,5 | 16,5 | 22 |
3. | Модные тенденции и конструирование. | 4,5 | 13,5 | 18 |
4. | Швейное дело | 4 | 14 | 18 |
5. | Швейные машины | 4 | 14 | 18 |
6. | Швейное рукоделие | 7 | 21 | 28 |
7. | Домашний текстиль | 2 | 6 | 8 |
8. | Профессиональная ориентация | 4 | 14 | 18 |
9. | Промежуточная аттестация. Итоговый контроль: (творческая работа). | 0,5 | 3,5 | 4 |
| Итого | 34 (24%) | 110 (76%) | 144 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||||
Всего | Теория | Практика | | ||||||
1 | Вводное занятие. | 10 | 2,5 | 7,5 | | ||||
Введение в специальность. Техника безопасности при ручных, машинных и при влажно тепловых работах. | 10 | 2,5 | 7,5 | Устный опрос по работе с оборудованием | |||||
2 | Создание одежды | 22 | 5,5 | 16,5 | | ||||
Одежда. Выполнение выкройки юбки или топ на лямках | 6 | 1,5 | 4,5 | Устный опрос, практикум | |||||
История костюма. Скалываем детали юбки или топа на лямках | 6 | 1,5 | 4,5 | Педагогическое наблюдение, практикум | |||||
Создание одежды. Смётываем юбку или топ на лямках | 10 | 2,5 | 7,5 | Педагогическое наблюдение, практикум | |||||
3 | Модные тенденции и конструирование. | 18 | 4,5 | 13,5 | | ||||
Знакомство с правилами раскроя тканей. Намечаем линии шва юбки или топа на лямках | 6 | 1,5 | 4,5 | Диалог, практикум работы | |||||
Путешествие в королевство моды. Стачиваем шов юбки или топа на лямках. | 6 | 1,5 | 4,5 | Беседа, практикум | |||||
Модные журналы. Удаляем намётку из изделия. Промежуточная аттестация. | 6 | 1,5 | 4,5 | Устный опрос, практикум | |||||
4 | Швейное дело | 18 | 4 | 14 | | ||||
Знакомство со швейным делом. Вяжем узелки | 9 | 2 | 7 | Беседа, практикум | |||||
Модельеры. Подгибаем верхний край. | 9 | 2 | 7 | Диалог, практикум | |||||
5 | Швейные машины | 18 | 4 | 14 | | ||||
Универсальные швейные машины. Скалываем верх юбки или топа на лямках. | 9 | 2 | 7 | Устный опрос, практикум | |||||
Массовое производство одежды. Обработка пояса. | 9 | 2 | 7 | Беседа, практикум | |||||
6 | Швейное рукоделие | 28 | 7 | 21 | | ||||
Швейное рукоделие. Подгибка низа. | 10 | 2,5 | 7,5 | Устный опрос, практикум | |||||
Изделия из кожи. Смётываем низ юбки или топа на лямках. | 10 | 2,5 | 7,5 | Диалог, практикум | |||||
Женские наряды. Осноровка. Ремонт одежды. | 8 | 2 | 6 | Беседа, практикум | |||||
7 | Домашний текстиль | 8 | 2 | 6 | | ||||
Домашний текстиль. Примерка. | 6 | 1,5 | 4,5 | Устный опрос, практикум | |||||
Декор | 2 | 0,5 | 1,5 | Диалог, практикум | |||||
8 | Профессиональная ориентация | 18 | 4 | 14 | | ||||
Разнообразие моих интересов и возможностей. Профессии наших родителей | 4,5 | 1 | 3,5 | Беседа, диалог, игра, анкетирование | |||||
Знакомимся с профессиями в мире моды. | 4,5 | 1 | 3,5 | Беседа, диалог, игра, практикум | |||||
Профессии швейной сферы | 4,5 | 1 | 3,5 | Беседа, диалог, игра, | |||||
Творческие профессии (встреча с интересными людьми) .Разнообразные профессии (экскурсии) | 4,5 | 1 | 3,5 | Беседа, диалог, игра, экскурсия | |||||
| | | | | |||||
9 | Промежуточная аттестация. Итоговый контроль: (творческая работа). | 4 | 0,5 | 3,5 | | ||||
Итоговое занятие. Итоговый контроль: (творческая работа: юбка или топ на лямках). | 4 | 0,5 | 3,5 | Устный опрос, Выставка готовых изделий | |||||
| Итого | 34 | 110 | 144 | | ||||
Содержание учебно - тематического плана
Вводное занятие - 10ч.
Знакомство с работой центра и своего творческого объединения
«Пуговка ». Инструктаж по технике безопасности- 2,5 ч.
Практическая работа: Знакомство с ТБ, с инструментами, со швейными машинами, с утюгом организация рабочего места - 7,5 ч.
2. Создание одежды - 22ч.
Беседа об одежде, о создании, образы, классификация и виды, предназначение и эстетическое значение. Функции современной одежды и способы ее производства. Понятие стиля. Знакомство с историей костюма его развитием. Беседа о коллекциях одежды, виды, идеи, адресность коллекции, зарисовки - 5,5 ч.
Практическая работа: формирование начальных умений выполнения построения выкройки на кальке, подготовка ткани для раскроя, нанесение выкройки юбки или топа на лямках на ткань. Формирование начальных навыков раскроя юбки или топа на лямках, соединения и скалывания деталей, ручные швы: виды и классификация. Знакомство с технологией выполнения смётывания - 16,5 ч.
3. Модные тенденции и конструирование- 18ч.
Знакомство с правилами раскроя тканей, рассказ о натуральных растительных волокнах и волокнах животного происхождения, способы их получения. Общее понятие о процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей и краткие сведения о модном ассортименте тканей. Беседа-игра: «Путешествие в королевство моды», викторины, конкурсы. Беседа о модных журналах, показ, изучение, рассмотрение, зарисовка модных моделей одежды, о модельерах прошлых и нынешних. Формирование грамотного чтения линий и разметок в журнале и на ткани. Промежуточная аттестация – 4,5ч.
Практическая работа: знакомство со способами разметки линий шва на деталях юбки или топа на лямках. Формирование навыка выполнения швов на деталях, удаления намётки и оверловка швов – 13,5 ч.
4. Швейное дело- 18ч.
Знакомство со швейным делом с видами подгибки края изделия, особенностями и разновидностями, технологией выполнения швов, виды, классификация и назначение – 4,5 ч.
Практическая работа: знакомство с технологией вязания узелков, завязываем узелки. Формирование умения выполнять оверловку швов верха юбки или топа на лямках, намечаем линии верха изделия, линию подгибки и отстрочки верха юбки или топа на лямках. -13,5 ч.
5. Швейные машины- 18ч.
Обзор швейных машин 97 и 22 класса, бытовых и универсальных, рассказ о машине «Оверлок». Знакомство с массовым производством одежды: с лёгкой промышленностью, изделиями бытового и технического назначения из тканей, трикотажа, искусственной и натуральной кожи и меха, новых конструкционных материалов, а также с разнообразными отделочными материалами и фурнитурой. – 4 ч.
Практическая работа: знакомство с техникой скалывания булавками, многообразием видов способов: муляжный способ, укрепление деталей для смётывания и украшение изделия. Формирование навыка скалывания булавкам, смётывания, отстрачивать, удалять намётку и украшать пояс юбки или топа на лямках. – 14 ч.
6. Швейное рукоделие- 28ч.
Знакомство со швейным рукоделием, виды, классификации эксклюзивного направления создания: верхней мужской или женской одежды (пальто), лёгкого женского платья, нижнего белья, пошив мягких игрушек для детей, сумок.
Освещение изделий из кожи: способы получения, сорта, свойства, качества, применение, меховое производство и продукция. Беседа по теме «Женские наряды», викторины, игры, рисуем коллекции. Знакомство с применением резинок: история появления, виды, назначение, способы использования.
Знакомство с технологией осноровки изделия, с причинами и результатом-7
Практическая работа: Формирование умения вставлять резинку, пользоваться английской булавкой, оверловывать и намечать линии подгиба. Знакомство со швом вподгибку: виды, технология, применение. Формируем умения выполнять: осноровку, смётывание и отстрочку низа юбки или топа на лямках. Ремонт одежды. – 21 ч.
7. Домашний текстиль- 8ч.
Беседа о домашнем текстиле: понятие, все тканые предметы в интерьере: мебельная обивка, шторы, тюль, постельное белье, скатерти. Знакомство с понятием «декор»: понятие, виды, классификации, эстетическое значение и уместность - 2 ч.
Практическая работа: игра «Дом Моды»: демонстрация готовых изделий, контроль и оценка качества готовых изделий, поиск красивых поз для портфолио. - 6 ч.
8. Профессиональная ориентация- 18ч.
Знакомимся с профессиями в мире моды. Разнообразие моих интересов и возможностей. Профессии наших родителей Профессии швейной сферы Творческие профессии (встреча с интересными людьми). Разнообразные профессии (экскурсии)-4 ч.
Практическая работа: рисуем будущую профессию, тесты, игры, тренинги, анкетирование, экскурсии - 14 ч.
9. Промежуточная аттестация. Итоговый контроль: (творческая работа) – 4ч.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год - 0,5 ч.
Практическая работа: выставка и демонстрация творческих работ. - 3,5 ч.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
- формировать понимание роли повседневной художественной культуры одежды в жизни людей.
- научить самоопределению при выборе творческой работы.
-формировать положительного отношения к труду и личной успешности.
-формировать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность, трудолюбие, бережное отношение к инструментам и оборудованию;
-развивать элементарные знания и умения по личной гигиене и этикету;
-научить соблюдать технику безопасности и санитарию.
Метапредметные :
Умение самостоятельно определять цели, самостоятельно осуществлять творческую деятельность.
Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Cформировать IT- компетенции
Развитие компетенций функциональной грамотности: математической, финансовой
Умение ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самоконтроль;
Умение проявлять творческое и критическое мышление, коммуникативные навыки, стремление к самообразованию.
Предметные:
К концу года обучения обучающийся будет знать:
- безопасные приемы труда с инструментами и приспособлениями для ручных и машинных работ;
- терминологию и технологию выполнения ручных работ;
- терминологию и технологию выполнения машинных швов;
- устройство и регуляторы швейной машины;
- историю костюма, стили одежды;
- технологию пошива изделия и правила отделки;
- изучит каталог форм и деталей, используемых в одежде;
- правила выбора ткани для одежды;
научится:
- выполнять простые эскизы изделий;
-пользоваться готовыми выкройками и конструировать индивидуальные;
- выполнять индивидуальный пошив юбки или топа на лямках;
-испытать опыт творческого отношения к швейному делу;
-проявить желание совершенствоваться в данном направлении.
Формы аттестации и оценочные материалы
Уровень реализации программы определяется регулярно на занятиях. Однако ключевыми точками определения уровня реализации программы является промежуточная аттестация (декабрь) и итоговый контроль (апрель).
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия для педагогов, родителей;
- промежуточная аттестация и итоговый контроль (творческая работа)
- участие в выставках, представление своих лучших творческих работ.
Периодичность подведения итогов реализации программы
Время проведения | Цель проведения |
Начальный контроль или входной контроль | |
Первое занятие по программе | Оценка уровня знаний обучающихся, принятых на первых год обучения через наблюдение за владением швейного оборудования и устного опроса по ручным работам |
Промежуточная аттестация | |
В декабре | Проверка знаний и умений обучающихся за первое полугодие учебного года (начальный этап выполнения творческой работы), выявление отстающих обучающихся. |
Итоговый контроль | |
Последняя неделя апреля | Осуществляется на этапе готовности изделия, предоставляется творческая работа. Оценка уровня знаний обучающихся, прошедших (годовую) программу обучения, с целью выявления слабых мест учебной программы для ее последующей корректировки. |
Формы предъявления итогов реализации программы
1. Материалы начального контроля: анализ знаний, обучающихся о ручных работах и владению швейным оборудованием;
2. Творческие работы в виде фотоальбома (в электронном виде) хранятся в течение года;
3. Протоколы аттестации. Протоколы аттестации заполняются педагогом по итогам аттестации и предоставляются в электронном виде и бумажном варианте с подписью.
4. Итоговый анализ составляется с целью выявления степени эффективности образовательной деятельности в объединении, качества освоения программы предоставляется в электронном и бумажном виде с подписью.
Кроме того, итоги реализации программы оцениваются по результатам участия воспитанников в проектах, конкурсах, конференциях, смотрах.
Такая форма подведения итогов реализации программы способствует активизации познавательной деятельности детей, повышает интерес к изучаемым дисциплинам, раскрывает творческий потенциал обучающихся.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-методические условия
Основной формой реализации образовательной деятельности является учебное занятие, состоящее из теоретического изучения модных тенденций и практического выполнения творческой работы, наряду с этим используются такие формы, как проекты, конкурсы, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер – классы для педагогов и родителей и др.
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации образцов поузловой обработки, показ электронных презентаций и т. д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому обучающемуся с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:
- совместно – индивидуальная форма; при такой форме каждым воспитанником выполняется определенная часть коллективной работы;
- совместно – последовательная форма; в этом случае младшие обучающиеся выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий;
- совместно – взаимодействующая форма; при такой форме одну работу делают группой, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы.
Для реализации программы «Пуговка» используются следующие методы обучения:
А. словесные:
- рассказом или беседой начинается, например, разговор об истории одежды, о законах композиции костюма, и т.д.;
- объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.;
- инструктаж по технике безопасности.
Б. наглядные:
- демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д.
- демонстрация мультимедийных презентаций.
В. практические:
- выполнение обучающимся изделий, разработка дизайн – проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
Г. творческие:
- креативный подход к выполнению творческой работы. При выполнении творческих заданий воспитанник самостоятельно разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Используемые педагогические технологии:
технология диалогового обучения;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникативные технологии.
Одним из необходимых условий реализации программы является:
- сохранность контингента обучающихся по годам обучения;
- интерес к виду деятельности;
- предоставление ребенку выбора для самореализации;
-доверительные отношения между обучающимися и педагогом.
Дидактический материал:
- тематические альбомы,
- наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура; образцы готовых изделий;
- инструкционно – технологические карты;
- карточки – подсказки;
- дидактические задания для выполнения самостоятельных работ, для решения ситуационных задач;
- тестовые задания;
- специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды с различными иллюстрациями;
- электронные презентации по разделам программы
- журналы мод.
Кадровые условия
Образование педагогического работника, реализующего ДОП «Пуговка» средне - техническое по специальности «Портной лёгкого женского платья» и высшее педагогическое образование.
Материально-технические условия
Основные расходные материалы, необходимые для реализации программы: фартук, нарукавники, косынку, калька, ручка, тетрадь, карандаш простой мягкий, карандаши цветные, линейка, ножницы большие, ножницы маленькие, игольницу, иглы ручные, булавки, английскую булавку, нитки х/б белые, нитки армированные, ткань при ширине 1,5 м* 1 длину юбки, белый мелок для портных, цветной мелок для портных, сантиметр, напёрсток, скотч тонкий, скотч толстый, резинку белую, ткань белую без рисунка 50*50 см (проутюжельник).
Материалы, инструменты и приспособления:
- линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
- лекало закройщика, для раскроя изделий;
- игла швейная для выполнения швейных работ;
- бумага для конструирования
Для занятий необходимы: аудитория, оборудованная компьютером, принтером, экраном, учебной доской, стульями и столами для раскроя, гладильной доской, утюгом, швейными машинками, оверлоком, петельной машиной, шкафом, манекенами.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы обучающиеся сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются шкафы для хранения незаконченных работ обучающихся, материалов и приспособлений.
Информационные условия:
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) «Пуговка» разработана в соответствии с имеющимися нормативными документами:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
3.Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
4.Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
5.Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
6.Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
7.Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (в редакции от 25 января 2023 г. N 35);
8.Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
9.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
10.Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. №4088-р.
11.Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
12.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
13.Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р
14.Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;
15.Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
16.Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021г.№3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»
17.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
18.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
19.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
20.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";
21.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ";
22.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
23.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 952н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель";
24.Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
25.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", "Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации");
26.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. N АБ-3935/06 «О методических рекомендациях (вместе с "Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей…»
27.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания».
28.Письмо Минпросвещения России, Минцифры России от 10.03.2022 · №№ МШ-П13-070-12363, СК-230/04. «Об использовании в образовательном процессе отечественного программного обеспечения».
29.Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха N АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года.
30.Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29 марта 2022г. № 386 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Воронежской области».
31.Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.07.2022г №1055 «О внедрении целевой модели наставничества педагогических работников в образовательной организации Воронежской области».
32.Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся», утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 10.11.2021 №1091
33.Приказ директора МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» №37 от 10.03.2023г об утверждении Правил приема, перевода и отчисления, обучающихся МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся».
34.Приказ директора МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» №37 от 10.03.2023г об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
35.Приказ директора МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» №37 от 10.03.2023г об утверждении Положения о промежуточной аттестации и итоговом контроле освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
36.Приказ директора МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» №37 от 10.03.2023г об утверждении Положения об организации и контроле работы обучающихся и педагогов допобразования в электронной информационно-образовательной среде.
Литература для педагога:
Андреева И.А. Популярная энциклопедия рукоделия/ И.А. Андреева - Москва: Вагриус, 2000. - 260с.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выгодский - Москва: Просвещение, 1991. – 76с.
Волков И.П. Учим творчеству/ И.П. Волков - Москва: Педагогика, 1987. – 8с.
Демидова И. Г. Ваш гардероб – стиль – имидж/ И. Г. Демидова - Минск: Миринда 2000.- 66с.
Дудникова Г.П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»/ Г.П. Дудникова -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 108с.
Егорова Р.И. Учись шить/ Р.И. Егорова - Москва: Просвещение, 1989. – 45с.
Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться/ Н.В. Ерзенкова - Рига: Импакт, 2000. – 23с.
Литература для обучающихся:
Криксунова И. И. Создай свой имидж/ И. И. Криксунова - Санкт-Петербург: Лань, 1997. -39с.
Мартопляс Л.В. Курсы кройки и шитья/ Л.В. Мартопляс - Минск: Полымя, 1992. – 101с.
Орлова Л. В. Азбука моды/ Л. В. Орлова - Москва: Просвещение, 1992. – 49с.
РачицскаяЕ.И. Моделирование и художественное оформление одежды/ Е.И. Рачицская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 86с.
Берг Р.Г. От стандарта к индивидуальности. Выкройки/ Р.Г. Берг - Москва: Ниола-Пресс, 1995. – 37с.
Чернякова В.Н. Технология обработки тканей/ В.Н. Чернякова - Москва: Просвещение, 1998. – 4с.
Интернет – ресурсы:
Интернет для женщин (мода) . URL: http://www.woman.ru/fashion/
Женский журнал «Cosmopolitan Россия». URL: http://www.cosmo.ru/fashion/.
Ежедневный женский сетевой журнал (мода) «Клео». URL: http://www.kleo.ru/items/fashion/.
Швейных дел мастер. Школа для начинающих. URL: http://www.newsewing.com.
Ателье на дому. Все о шитье (мода). URL: http://atelie-nadomu.ru/category/moda-ponyatie.
Ярмарка Мастеров. URL: https://www.livemaster.ru/topic/398895-razrabotka-svoej-kollektsii-odezhdy-s-chego-nachat.
Материал из Википедии — Свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki - .
Домашний текстиль URL: http://mrokna.ru/stroit/interer/chto-takoe-domashniy-tekstil.html - .
Декор одежды . URL: https://sinref.ru/000_uchebniki/02600_kroika_i_shitio/004_modelirovanie_i_hudojestvenoe_oformlenie_odejdi/055.htm -.
Приложения
Оценочные материалы для промежуточной аттестации и итогового контроля
Промежуточная аттестация и итоговый контроль проводится в форме демонстрации творческой работы:
1 часть: Демонстрация изделия (максимально 15 баллов),
Демонстрируется изделие, созданное на занятиях объединения.
Основные критерии оценки работ обучающихся:
- соответствие изделия образцу (до 3 баллов);
- аккуратность исполнения работы (до 3 баллов);
- цветовое решение (до 3 баллов);
- скорость выполнения изделия (до 3 баллов)
- креативный подход к выполнению работы (до 3 баллов).
2 часть: Ответ на вопросы по изготовлению изделия
(максимально 5 баллов)
Блок вопросов охватывает весь материал, пройденный на занятиях объединения
Вопросы по предоставленному изделию:
1. Почему выбрано данное изделие?
2. Какие материалы и инструменты применялись в данном изделии?
3. Описать ход работ над изделием?
4. Какова техника безопасности при выполнении изделия на ручных операциях и при работе с ручными электрическими утюгами?
5. Какова техника безопасности людей, работающих на швейных машинах?
Уровень освоения теоретических и практических навыков ДООП:
Уровень | Критерии установления уровня освоения знаний: |
Высокий | успешное выполнение творческой работы воспитанником более 70% содержания ДООП, которое включает в себя правильное и точное выполнение работы (соответствие изделия образцу); аккуратность исполнения работы; цветовое решение; скорость выполнения изделия; креативный подход к выполнению работы. |
Средний | успешное выполнение творческой работы воспитанником менее 70 -30% содержания ДООП, которое включает в себя не точное выполнение творческой работы не рациональное использование материалов для работы отсутствие творческого подхода при выполнение работы |
Низкий | менее 30% содержания ДООП, которое включает в себя не правильное выполнение заданий не верное устное описание выполнения работы отсутствие творческого подхода при выполнение работы |
Уровень освоения матапредметных результатов ДООП:
№ | Критерий | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1 | Креативные и исследовательские навыки | Высокий уровень – творческий подход к работе, самостоятельно выбирает тему, проект, алгоритм выполнения, не испытывает трудности при работе с дополнительными источниками Средний уровень - обучающийся работает с частичным изменением образца, работает с литературой и иными источниками с помощью педагога или родителей Низкий - обучающийся выполняет простейшие задания педагога по образцу, проявляет репродуктивные навыки, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | Анализ творческой (исследоват) работы |
2 | Работа в команде, коммуникативные навыки | Высокий уровень – обучающийся соблюдает правила ведения диалога, умеет задавать вопросы, устанавливает причинно-следственные связи, высказывает понимание чужой позиции, формулирует свое отношение к чему-либо, свободно выступает перед аудиторией, проявляет лидерские качества - готовность руководить Средний уровень – обсуждает и согласовывает цель и способы достижения общего результата совместной деятельности, дает развернутые ответы на вопросы, выполняет поручения; участвует при побуждении извне в совместной деятельности Низкий – низкая активность в обсуждении, односложные ответы на вопросы, самоустранение в совместной деятельности, часто отвлекается при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы | Наблюдение анализ |
3 | Организовывать себя и свое учебное место | Высокий уровень – всегда организует и контролирует свою работу на занятии, наличие чувства ответственности, собранности, умения не разбрасываться, сосредоточиться на главном, все делать по порядку, не упускать мелочей, рациональная организация труда на учебном месте, соблюдение ТБ. Средний уровень – организовывать и контролировать свою работу на занятии с подсказкой извне, наличие чувства ответственности, напоминание о соблюдении ТБ со стороны педагога, стремление к аккуратности на учебном месте. Низкий – отсутствие умения организовывать и контролировать свою работу на занятии, разбросанность и бессистемность в выполнении заданий, загромождение учебного места, нарушение ТБ. | Наблюдение |
Календарный учебный график
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с 15 сентября текущего года по 31 мая текущего учебного года (если группа укомплектована на 1 сентября текущего учебного года, занятия могут начинаться с 1 сентября). Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебного периода в течение учебного года - 36 недель. Учебная деятельность по программе не осуществляется во время школьных зимних каникул. Осенние и весенние каникулы – учебные дни. Примерные сроки проведения промежуточной аттестации и итогового контроля – с 15.12.25 - 25.12.2025, с 20.04.2026 по 27.04.2026. Для каждой учебной группы предусмотрен календарно-тематический план занятий по данной программе.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата (учебная неделя) | Форма Занятия | Кол-во часов | Раздел/ Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Вводное занятие. ТБ | 10 | | ||||
| | 08.09 – 13.09 | Комбинированное. | 2 | Вводное занятие. | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа |
08.09 – 13.09 | Комбинированное. | 2 | Введение в программу | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение | |
15.09 – 20.09 | Комбинированное. | 2 | Техника безопасности при ручных работах | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос по работе с оборудованием | |
15.09 – 20.09 | Комбинированное. | 2 | Техника безопасности при машинных работах | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
22.09 – 27.09 | Комбинированное. | 2 | Техника безопасности при влажно тепловых работах | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
Создание одежды | 22 | | ||||
22.09 – 27.09 | Комбинированное. Показ, объяснение, практика | 2 | Беседа об одежде. | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение | |
29.09 -04.10 | Комбинированное. Показ, объяснение, практика | 2 | Общие понятия построения юбки или топа на лямках. | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
29.09 -04.10 | Комбинированное. Показ, объяснение, практика | 2 | Выполнение выкройки на кальке | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
06.10 -11.10 | Комбинированное. | 2 | Подготовка ткани для раскроя | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
06.10 -11.10 | Комбинированное. | 2 | Нанесение выкройки юбки или топа на лямках на ткань | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
13.10 -18.10 | Комбинированное. | 2 | История костюма | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдени, практическая работа | |
13.10 -18.10 | Комбинированное. | 2 | Соединение деталей | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
20.10 -25.10 | Комбинированное. | 2 | Скалываем детали юбки или топа на лямках. | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
20.10 -25.10 | Комбинированное. | 2 | Беседа о создании одежды | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение | |
27.10 -01.11 | Комбинированное. | 2 | Ручные стежки | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
27.10 -01.11 | Комбинированное. | 2 | Смётывание деталей | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
Модные тенденции и конструирование. | 18 | | ||||
03.11 -08.11 | Комбинированное. | 2 | Знакомство с правилами раскроя тканей. | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
03.11 -08.11 | Комбинированное. | 2 | Чтение линий и разметок. | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
10.11 -15.11 | Комбинированное. | 2 | Намечаем линии шва | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
10.11 -15.11 | Комбинированное. | 2 | Путешествие в королевство моды. Знакомство с Модельерами | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, беседа | |
17.11 -22.11 | Комбинированное. | 2 | Знакомство с технологией выполнения швов. | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
17.11 -22.11 | Комбинированное. | 2 | Стачивание швов | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
24.11 -29.11 | Комбинированное. | 2 | Беседа о Модных журналах | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение | |
24.11 -29.11 | Комбинированное. | 2 | Удаление намётки | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
01.12 - 06.12 | Комбинированное. | 2 | Оверловка швов | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
Швейное дело | 18 | | ||||
01.12 - 06.12 | Комбинированное. | 2 | Знакомство со швейным делом | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
08.12 - 13.12 | Комбинированное. | 2 | Знакомимся с вязанием узелков | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
08.12 - 13.12 | Комбинированное. | 2 | Оверловываем верх юбки или топа на лямках. | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
15.12 - 20.12 | Комбинированное. | 2 | Намечаем линии верха | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
15.12 - 20.12 | Практикум. | 2 | Промежуточная аттестация (творческая работа) юбка или топ на лямках в намётке | МБУДО «ГЦПОО» | практическая работа | |
22.12 - 27.12 | Комбинированное. | 2 | Знакомство с видами подгибки края | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
22.12 - 27.12 | Комбинированное. | 2 | Намечаем линию подгибки верха | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
29.12 -10.01 | Комбинированное. | 2 | Линия отстрочки верха | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
29.12 -10.01 | Комбинированное. | 2 | Намечаем линию отстрочки верха | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
Швейные машины | 18 | | ||||
12.01 -17.01 | Комбинированное. | 2 | Универсальные машины, оверлок и обмётка края. | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
12.01 -17.01 | Комбинированное. | 2 | Знакомство с техникой скалывания булавками | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
19.01 -24.01 | Комбинированное. | 2 | Скалываем верх | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
19.01 -24.01 | Комбинированное. | 2 | Смётываем верх | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
26.01 – 31.01 | Комбинированное. | 2 | Знакомство с массовым производством одежды | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
26.01 – 31.01 | Комбинированное. | 2 | Рассматриваем способы оформления пояса. | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
02.02 – 07.02 | Комбинированное. | 2 | Смётываем пояс | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
02.02 – 07.02 | Комбинированное. | 2 | Отстрачиваем пояс | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
09.02 – 14.02 | Комбинированное. | 2 | Удаление намётки | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
Швейное рукоделие | 28 | | ||||
09.02 – 14.02 | Комбинированное. | 2 | Знакомство со швейным рукоделием | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
16.02 – 21.02 | Комбинированное. | 2 | Знакомство с применением резинок | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
16.02 – 21.02 | Комбинированное. | 2 | Оверловываем низ | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
23.02 - 28.02 | Комбинированное. | 2 | Намечаем линии низа | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
23.02 - 28.02 | Комбинированное. | 2 | Линия подгиба низка | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
02.03 – 07.03 | Комбинированное. | 2 | Знакомимся с изделиями из кожи. | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
02.03 – 07.03 | Комбинированное. | 2 | Знакомство со швом вподгибку | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
09.03 – 14.03 | Комбинированное. | 2 | Намечаем линию отстрочки | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
09.03 – 14.03 | Комбинированное. | 2 | Смётываем низ. | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
16.03 – 21.03 | Комбинированное. | 2 | Смётываем низ юбки или топа на лямках. | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
16.03 – 21.03 | Комбинированное. | 2 | Беседа «Женские наряды» | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение | |
23.03 – 28.03 | Комбинированное. | 2 | Знакомимся с технологией осноровки изделия | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
23.03 – 28.03 | Комбинированное. | 2 | Смётываем и отстрачиваем низ | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
30.03 - 04.04 | Комбинированное. | 2 | Удаление намётки. Ремонт одежды. | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
Домашний текстиль | 8 | | ||||
30.03 - 04.04 | Комбинированное. | 2 | Беседа о домашнем текстиле | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
06.04 - 11.04 | Комбинированное. | 2 | Примерка готового изделия | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
06.04 - 11.04 | Комбинированное. | 2 | Демонстрация изделия | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
13.04 - 18.04 | Комбинированное. | 2 | Знакомимся с понятием «Декор» | МБУДО «ГЦПОО» | Устный опрос, практическая работа | |
Профессиональная ориентация | 18 | | ||||
13.04 - 18.04 | Комбинированное. | 2 | Разнообразие моих интересов и возможностей. Познай самого себя | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, анкетирование | |
20.04 – 25.04 | Комбинированное. | 2 | Итоговый контроль: творческая работа: юбка или топа на лямках. | МБУДО «ГЦПОО» | Демонстрация творческой работы | |
20.04 – 25.04 | Комбинированное. | 2 | О профессиях разных, нужных и важных Профессии наших родителей | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
27.04 – 02.05 | Комбинированное. | 2 | С чего начинается путь в профессию | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, диалог, игра | |
27.04 – 02.05 | Комбинированное. | 2 | Знакомимся с профессиями в мире моды. | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, беседа, практическая работа | |
04.05 – 09.05 | Комбинированное. Показ, объяснение, практика | 2 | Профессии швейной сферы | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, устный опрос, практическая работа | |
04.05 – 09.05 | Комбинированное. | 2 | Знакомимся с профессиями в мире текстиля. | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог, практическая работа | |
11.05 – 16.05 | Комбинированное. | 2 | Моя мечта о будущей профессии в мире моды | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
11.05 – 16.05 | Комбинированное. | 2 | Творческие профессии (встреча с интересными людьми) | МБУДО «ГЦПОО» | Беседа, практическая работа | |
18.05 – 30.05 | Комбинированное. | 2 | Разнообразные профессии (экскурсии) | МБУДО «ГЦПОО» | Педагогическое наблюдение, экскурсия | |
Итоговое занятие: (творческая работа). | 2 | | ||||
18.05 – 30.05 | Комбинированное. практика | 2 | Итоговое занятие. (рисуем коллекцию) | МБУДО «ГЦПОО» | Диалог | |
Итого: | 144 | | | | ||
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания обучающихся определяет направления воспитательной работы с обучающимися в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пуговка».
Целью разработки рабочей программы воспитания является планирование, организация и управление воспитательным процессом в объединении в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пуговка».
Приоритетные направления в организации воспитательной работы объединения:
- духовно-нравственное воспитание:
формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
- гражданско-патриотическое воспитание:
формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
- художественно-эстетическое воспитание:
понимание ценностей отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве, осознание роли художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения, развития хорошего вкуса в современном обществе, понимание значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
- спортивно-оздоровительное воспитание:
формирование здорового образа жизни, неприятия вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
- трудовое и профориентационное воспитание:
формирование уважения к результатам своего труда и труда других людей, формирование знаний, представлений о трудовой деятельности; выявление творческих способностей и профессиональных ориентиров, обучающихся;
- экологическое воспитание:
формирование знаний о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, осознание своей ответственности в области охраны природы, участие в практической деятельности экологической и природоохранной направленности;
- воспитание познавательных интересов: формирование потребности в приобретении новых знаний, интереса к творческой деятельности.
2.Цель и задачи воспитания обучающихся:
Цель воспитательной работы ориентирована на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи рабочей программы воспитания:
-способствовать положительной социальной адаптации обучающихся;
-обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся;
-воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности;
-способствовать формированию научного мировоззрения;
-создать условия для творческой реализации и развития обучающихся;
-способствовать формированию у обучающихся активной жизненной позиции, здорового образа жизни и бережного отношения к окружающему миру.
3.Характеристика группы (возрастные особенности).
Краткая характеристика психофизиологических особенностей, обучающихся:
Важнейшее значение в планировании организации педагогического воздействия на личность ребенка всегда имеют его возрастные и психологические особенности.
Поведение младшего школьника в большей степени определяется эмоциями, которые испытывает ребенок, а не сознанием. Учитывая все возрастные и психологические особенности детей 7-16 лет, программа «Пуговка» построена не только на расширении кругозора учащихся, но и на формирование прочных навыков.
Младшие школьники (7-10 лет) характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Детям этого возраста очень важен авторитет взрослого человека.
В работе большое внимание нужно уделять организации быта ребенка.
Главное, чтобы дети были постоянно заняты. Программа предусматривает определенный уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического развития обучающегося. Главное в формировании личности обучающегося – взаимосвязь умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания.
Характерные формы и особенности:
- высокий уровень активности;
- значимая награда – похвала;
- рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
- требуют в постоянной деятельности и внимания;
- бурно проявляют эмоции;
- достаточно часто проявление беспокойного состояния;
У школьников 10-16 лет определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, творческая, трудовая.
Учитываются возрастные и индивидуальные формы и особенности
направлены на:
- выявление одаренных детей в раннем детском возрасте;
- создание условий для воспитания, образования, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми опыта;
- профессиональное ориентирование обучающихся
4. Используемые формы воспитательной работы с обучающимися.
Основная форма воспитательной деятельности:
- очная с применением дистанционных технологий,
Формы организации воспитательной деятельности:
-групповые,
-коллективные,
-индивидуальные.
Виды мероприятий по воспитательной работе:
- мастер-классы,
- игры,
-акции,
- экскурсии,
- профориентационные мероприятия,
- тематические мероприятия,
- тренинги,
- просмотр видео - роликов по теме мероприятий;
- видео-экскурсия;
- онлайн-игры;
- просмотр и обсуждение книг, фильма (мультфильма).
5. Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
№ | Дата | Мероприятие | приложение |
Начало учебного года, Конец учебного года, По требованию | Родительские собрания | | |
В течение года | Индивидуальные консультации | | |
сентябрь | Тематические беседы: участия воспитанников в выставках, конкурсах, фестивалях мероприятие проводимые с родительской общественностью | | |
октябрь | Тематические беседы: «Ими гордится наш Центр» при поддержке педагогической и родительской общественности | | |
декабрь | Совместные праздничные мероприятие приуроченные Новогодним праздникам | | |
январь | Тематические беседы: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма мероприятие проводимые с родительской общественностью | | |
апрель | Тематические беседы: Профилактика и предупреждение детского суицида проводимые с родительской общественностью | | |
май | Тематические беседы: «Россия в годы ВОВ» мероприятие проводимые с родительской общественностью | |
6.Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Корректировка |
СЕНТЯБРЬ | |||
Тематические беседы: участия воспитанников в выставках, конкурсах, фестивалях мероприятие проводимые с родительской общественностью | 1 сентября | | |
|
| Родительское собрание . Беседа: «Швейное дело» «Антитеррористических мероприятиях» «Профилактика суицида» «СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР» по оказанию профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида, по недопущению жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и детей по отношению друг к другу. | сентябрь | |
|
| Международный день охраны озонового слоя, экологичные материалы. Информационные беседы, просмотр видеоматериала, тематические мероприятия. | сентябрь | |
|
| Тематический рисунок с последующей выставкой в объединении: *по профилактике и предупреждению детского суицида «Жизнь прекрасна»; *по профилактике алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании «ЗОЖ и Я» * по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних обучающихся «Мои права, мои обязанности» | сентябрь | |
|
| Профориентация. Профессии «Мира мод» Виртуальная экскурсия «Совершите свое первое путешествие в мир многообразия профессий». | сентябрь | |
|
| Подготовка выставки детского творчества, посвящённой Дню учителя. | сентябрь | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | сентябрь | |
ОКТЯБРЬ | |||
|
| Выставка детского творчества, посвящённая Дню учителя. | 5 октября | |
|
| Тематические беседы: «Ими гордится наш Центр» при поддержке педагогической и родительской общественности | | |
|
| Групповая профилактическая работа с родителями на тему «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и вредных привычек у детей». | октябрь | |
|
| Мероприятие ко Дню защиты животных. | 4-10 октября | |
|
| Беседы «Что такое здоровье и здоровый образ жизни». Рисуем «Спортивную одежду» | октябрь | |
|
| Тематическое мероприятие «Знание-Ответственность-Здоровье». | октябрь | |
|
| Профилактическое мероприятие «10 причин сказать «нет» наркотикам», включая анкетирование психологом на предмет отношения к употреблению наркотиков, алкоголя, табака. | октябрь | |
|
| Конкурс рисунков «Мои права, мои обязанности». | октябрь | |
|
| Экскурсии на предприятия, посещение музеев, выставок, массовых мероприятий | октябрь | |
|
| Мероприятия ко Дню отца в России (информационные часы, выставки рисунков, беседы, просмотр тематических фильмов и видеороликов). | 12-17 октября | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | октябрь | |
НОЯБРЬ | |||
|
| Подготовка и проведение бесед ко Дню народного единства. | 4 ноября | |
|
| Информационная беседа, аудио- книги, выставки «Дни воинской славы России» | | |
|
| Профилактические беседы «Береги себя для жизни» детского дорожно-транспортного травматизма. Одежда со светоотражающими элементами. | ноября | |
|
| Рисуем «Внимание, каникулы». «Безопасность детям! Знатоки безопасного поведения » | ноябрь | |
|
| Беседы, посвящённые Международному отказа от курения, Всемирному дню отказа от табака. | ноябрь | |
|
| Мероприятие по пропаганде здорового образа жизни. | ноябрь | |
|
| К дню матери конкурс рисунков «Мама, милая мама» | ноябрь | |
|
| Участие в мероприятии «Жертвам ДТП» Плокат: «Дорога ошибок не прощает» | ноябрь | |
|
| Организация и поведение мероприятия «Минутки психологии» по профилактике эмоционального неблагополучия среди обучающихся. | ноябрь | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | ноябрь | |
ДЕКАБРЬ | |||
|
| Организация и проведение конкурса рисунков посвященному Международному дню борьбы с коррупцией | декабрь | |
|
| Профилактическая работа с родителями в группах на тему «Проблемная семья, как фактор агрессивности детей и взрослых». | декабрь | |
|
| Беседы с обучающимися на тему «За что я отвечаю» по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. | декабрь | |
|
| День Конституции Российской Федерации, конкурс рисунков | декабрь | |
|
| Профориентационное мероприятие «Посвящение в профессию швея». | декабрь | |
|
| Совместные праздничные мероприятие приуроченные Новогодним праздникам | декабрь | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | декабрь | |
ЯНВАРЬ | |||
|
| Конкурс «Рождественские наряды» | январь | |
|
| Тематические беседы: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма мероприятие проводимые с родительской общественностью | январь | |
|
| Родительское собрание Беседа: «Дорожный патруль безопасности» «Антитеррористических мероприятиях» «Профилактика суицида». Лекториум: «О Правонарушениях несовершеннолетних | январь | |
|
| Урок мужества «Воронеж в годы Великой отечественной войны», посвящённый дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. «Я рисую: «Воронеж в годы ВОВ» | 25 января | |
|
| Слушаем аудио- книги на тему «Блокадный Ленинград». | январь | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | январь | |
ФЕВРАЛЬ | |||
|
| Месячник "Мой выбор", "Мои права" | | |
|
| Участвуем в Городском творческом конкурсе обучающихся образовательных учреждений «В профессиях наша жизнь» | февраль | |
|
| Беседа с обучающимися «Что такое коррупция?» | февраль | |
|
| Проведение тренинга «Моя будущая профессия ». | февраль | |
|
| «Минутки психологии» - анкетирование обучающихся, беседы о профессиях в «Мире мод». | февраль | |
|
| Мероприятия в рамках «Недели Мужества». Ко дню Защитника Отечества Слушаем аудиокнигу рассказы о войне. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Конкурс рисунков и открыток на тему:«23 февраля» | февраль | |
|
| Мероприятие «Широкая Масленица» | февраль | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | февраль | |
МАРТ | |||
|
| Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к празднованию Международного женского дня 8 марта. | март | |
|
| Профилактическое занятие с элементами тренинга «Моя жизнь в моих руках». | март | |
|
| Экскурсии в музеи и на предприятия города Воронежа. | март | |
|
| Посещение театра. Знакомство с историей Всемирного дня театра. | март | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | март | |
АПРЕЛЬ | |||
|
| Неделя профориентационной работы (тестирование, собеседование, проведение профориентационного мероприятия «Профессиональный вектор») | апрель | |
|
| Тематические беседы: Профилактика и предупреждение детского суицида проводимые с родительской общественностью | апрель | |
|
| День Космонавтики | 12 апреля | |
|
| Мероприятия ко Всемирному дню Земли | апрель | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | апрель | |
МАЙ | |||
|
| Мероприятия, посвящённые Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. | май | |
|
| Тематические беседы: «Россия в годы ВОВ» мероприятие проводимые с родительской общественностью | май | |
|
| Слушаем аудиокнигу рассказы о войне: Михаил Шолохов «Судьба Человека» Конкурс рисунков на тему:«9 мая» | май | |
|
| Экскурсия: Памятник Воинам Интернационалистам | май | |
|
| Экскурсия: Возложение цветов Воинам ВОВ | май | |
|
| Экскурсия: Памятник Славы | май | |
|
| Экскурсия: - памятник Генералу Ватутину | май | |
|
| Выставка рисунков «Весна Победы» | май | |
|
| Анкетирование обучающихся на тему «итоги учебного года» | май | |
|
| Участие в тематических конкурсах различного уровня. | май | |
ИЮНЬ | |||
|
| Подготовка информации для сайтов ОУ по итогам года | июнь | |
|
| Подготовка рекламы объединений для набора обучающихся на следующий учебный год | июнь | |
|
| Организация работы в Летних лагерях | июнь | |
7.Список использованной литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства труда и социальной сферы Российской Федерации от 22 09.2021г. № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г.№474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
7. Указ Президента РФ от 09.11.2022 г.№809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Федеральный закон от 14.07.2022г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
11. Национальный проект «Образование» от 24.12.2018г. №16.
12.Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Цифровая образовательная среда».
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».
14. Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. №4088-р «О Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ».
15. Письмом Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания».
16. Распоряжение Правительства Воронежской области от 23 июня 2020 г. № 784-р «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Воронежской области на 2020-2025 годы».
8.Литература для педагогов
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль; Академия развития , 2003.-28с.
Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – Москва.: Просвещение, 2012. – 32 с.
Данкевич Е., Жарова О. Пластилиновый мир - Санкт-Петербург: Кристалл, 1998. - 567с.
Жегалина М.А. Дорожные работы в классе: урок «Безопасность на улицах и дорогах» ОБЖ. – 2005. - №6 – С.43-45. – 356с.
Кулинич Г.Г. Сценарий встречи-конкурса «Твоя дорога в школу» Сценарии клубных мероприятий. – Москва.: Вако, 2015. - 143с.
Новикова Н.В. 100 поделок из природного материала Ярославль: Академия развития, 2001. -167с.
Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении Научно-методическое пособие. Москва. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. -156с.
100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1999. -205с.
Большая книга поделок. - Москква.: Олма – пресс, 2000.- 250с.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие Москва: Издательство Третий Рим, 2015. -76с.
9.Литература для обучающихся
Колесов, Д. В. Антинаркотическое воспитание - Москва.: МОДЭК, МПСИ, 2015. - 224 c.
Личная безопасность. Энциклопедия для детей Аванта. Гл. редактор В. А. Володин. - Моква: Аванта, 2018. -687с
ФОТО:









