Статья «Развитие компетенций учащихся в дополнительном образовании как компонент дополнительной общеобразовательной программы»

0
0
Материал опубликован 7 April 2022

Статья: «Развитие компетенций учащихся в дополнительном образовании как компонент дополнительной общеобразовательной программы»

Правительством Российской Федерации 31 марта 2022 г подписано Распоряжение № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года». Содержание документа направлено на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.

В Плане мероприятий по реализации Концепции одной из задач обозначено «…обновление содержания дополнительных общеобразовательных программдля формирования компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека…». Следовательно, перед системой дополнительного образования ставится задача и поиска новых форм оце­нивания результата образования, исследование процесса развития компетентности учащихся. Содержание статьи рассматривает процесс формирования и развития компетенций учащихся в системе дополнительного образования детей как компонент дополнительной общеобразовательной программы с целью изменения в лучшую сторону качества образования.

Как актуализировалась данная тема. После опубликования текста Концепции, методические службы учреждений ДО, по видимому, начнут осмысливать пути решения задач поставленных российским образованием.

По выбранной теме формирования компетентностей, мне как методисту, представляется возможным опереться в данной статье на научные материалы доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии г. Москва, автора наиболее полного набора ключевых компетенций учащихся Хуторского Андрея Викторовича, поскольку в основу обновляющегося содержания образования новой Концепции полагаются «ключевые компетентности».

Также в статье будут ссылки на материалы формирования и развития компетенций учащихся в сфере дополнительного образования представленные аспирантом Коми государственного педагогического института города Сыктывкар Ольги Юрьевны Писновой.

Говоря о понятии качество образования, нельзя обойти стороной и понятие модернизация образования, которое и предполагает возникновение новых форм оце­нивания результатов образования, поскольку содержание образования как ком­понент образовательного стандарта позволяет достигнуть повышения качества образования, в том числе и в дополнительном образовании.

Дополнительное образование не является регламен­тированным, и не смотря на это, оно призвано иметь стандарты, характери­зующиеся основными элементами общепредметного со­держания: реальностью объектов изучаемой деятельности, общекультурным со­держанием образования, общеучебными умениями, на­выками, способами деятельности и образовательными компетенциями.

Сосредотачивая вни­мание на результате внешкольного дополнительного образования с позиции требований новой Концепции, следует отметить необходимость обеспечения современного эффективного качества образования и его оценки. Нерегламентированность оценивания приобретаемых знаний, умений, навыков и развиваемых ком­петенций может представлять определенную сложность в изучении результата.

Рассмотрим подробнее в этой связи понятие компетенция, под которой принято понимать способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Какие ключевые (основные) компетенции обучающихся выделяются в дополнительном образовании отвечающие федеральным государственным стандартам и можно ли составить современную модель обучающегося в соответствии с таковыми.

Для этого упомянем в обзоре используемые в ДО образовательные технологии:

- Информационно-коммуникативные;

- сотрудничества;

- дифференцированного обучения;

- Здоровьесберегающие.

Компетентности формируются в различных процессах: обучения в школе, под воздействием семьи, друзей, работы, в дополнительном образовании и т.д. Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению». Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».

Компетенция и умение это не одно и тоже. Умение – это действие, компетенция – это то, что можно извлечь из наблюдений за действиями, или умениями.

«Умения - компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие». Самоорганизация, самоконтроль, самостоятельность и рефлексия, саморегуляция и самоопределение – это тоже компетенция, в основе которой находится знание, а также умение его использовать. Дополняет её готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различных задач.

Компетентность - личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний.

«Создание условий для качественного обучения - главная задача современного образования, а важное условие повышения качества образования - внедрение компетентностного подхода».

По всей видимости, в результате редактирования дополнительных общеобразовательных программ, в связи с выше упомянутыми требованиями к современному качеству образования, педагоги дополнительного образования должны сослаться на какой-то свой перечень компетенций, которые они будут формировать у обучающихся в ходе реализации своих программ.

А.В. Хуторской – автор наиболее полного набора ключевых (основных) компетенций, которые необходимы учащимся. Им выделены:

- «Компетенции, связанные с ценностными ориентирами учащихся - ценностно-смысловые компетенции. Это способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

- Компетенции учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности - учебно-познавательные компетенции. По отношению к изучаемым объектам ученики овладевают креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

- Навыки деятельности по отношению к информации в образовательных областях и окружающем мире - информационные компетенции. Это владение современными средствами информации и информационными технологиями.

- Владение способами взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями - коммуникативные компетенции.

- Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, а также выполнение прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения - социально-трудовые компетенции.

- Опыт освоения учащимися картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира - общекультурные компетенции.

- Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки - компетенции личностного самосовершенствования. Выражаются в овладевании способами деятельности в собственных интересах и возможностях, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Сюда же относятся и правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности».

Формирование компетентностей обучающихся в дополнительном образовании, как и в общем образовании, происходит в процессе обучения с применением адекватных методов и технологий обучения. Перечень этих методов и технологий может быть разнообразным, поэтому каждый педагог выбирает сам наиболее целесообразные для себя и своей деятельности и в результате получить результативность их применения.

Аспирант Коми государственного педагогического института (г. Сыктывкар) Ольга Юрьевна Писнова отмечает: «Повышение качества российского образования в последние годы стало осуществляться за счет общепредметного содержания как компонента образовательного стандарта.

Нерегламентированное дополнительное образование также должно содержать стандарты, характеризующиеся основными элементами общепредметного со­держания образовательных стандартов.

Некоторую сложность может представлять нерегламентированность оценивания в до­полнительном образовании общепринятых ЗУНов, а тем более — необходимого минимума развиваемых ком­петенций.

Компетентностный подход может быть и должен быть описан как формирование компетенций сред­ствами содержания образования в комплексных дополнительных общеобразовательных программах.

Направления развития компетенций могут быть различными: как единично част­ными (для каждого модуля комплексной программы), так и объединенными в группы (для всей программы).

При проектировании данного компонента комплексной программы необходимо учитывать, что «компетенция» должна отражать заданные требования к образовательной подготовке учащегося, а «компетентность» — представлять уже состо­явшееся личностное качество. Термин «компетент­ность» рассматривается как совокупность таких понятий, как «подготовленность», «обученность», «воспитан­ность».

Набор ключевых компетенций может меняться в зависи­мости от ступени обучения, учебного предмета и обра­зовательной области.

Как и ЗУНы, компетенции формиру­ются различными методами. Приемы, используемые педагогом ДО при формировании компетенций, могут меняться в зависимости от возраста учащихся, уровня начальных (уже сформированных) ком­петенций и эмоционально-психологического фона в объе­динении детей.

В своём стремлении к достижению результата образования, педагог, как правило, опирается на современные педагогические технологии. Например, чтобы формировать и развивать информационно-коммуникативную компетенцию учащихся, надо внедрять и пользоваться проблемно-поисковыми и логическими методами, применяя их ещё и через методы проектов в решении ситуационных и информационно-технологических задач. Результатом при формировании информационно - коммуникативной компетенции может является готовность использования ин­формационно-коммуникативных технологий, готовность стать источником инфор­мации в процессе общения и способность анализировать и продуктивно ориентироваться в разнообразном содер­жании информационных сетей.

Этапы формирования компетенций моделируются и описываются в комплексных допол­нительных общеобразовательных программах и там же описываются способы их формирования. Отражением данного компонента программы может образоваться некая «Модель выпускника детского объединения», в которой должны будут прописываться компетентности, т.е. владение учащимися соответству­ющими компетенциями.

На этапе мониторинга качества реализации программы может возникнуть вопрос: как определить уровень сформированности компетенций учащихся творческого объединения?

Решение данного вопроса можно осуществить в виде контрольных мероприятий. Для этого можно запланировать 2 – 3 раза в год обучения контрольные снятия показаний уровня развития компетенций. При этом необходимо точно знать цель данного контроля (диагностики), кри­терии контроля, уровни оценочных критериев (упрощенно сведенных к 2 понятиям: «сформировано» — «не сформировано»), методы и приемы контроля.

Необходимо всегда четко понимать каким методом формиро­валась каждая компетенция.

Для 1 года обучения, если диагностика будет проводиться в начале учебного года, определяется уже существующий уровень, который впоследствии и принимается за отправную точку. Поэтапно далее следует планировать оценивание уровня владения компетенцией как этапы про­межуточного и итогового контроля. На втором и последующем году обучения следует также проводить про­межуточный и итоговый контроль. Методы ди­агностики могут быть представлены в виде тестирования, тренинга, наблюдений, защиты проекта.

Сформированность компетенций может диагностиро­ваться и независимо друг от друга и в комплексе с другими компетен­циями.

Практически в каждом образовательном учреждении (тем более дополнительного образования) разработана форма мониторинга изучения качества реализации дополнительной общеобразовательной программы. В форму такого мониторинга есть смысл включить и раздел изучения результатов уровня формирования компетенций учащихся, процедуру исследования которого необхо­димо проводить на протяжении всего периода обучения.

Нецелесообразно дробить планируемый результат развития ком­петентности, по годам обучения, ведь это динамическая категория, формирование которой не заканчивается в середине некоего периода по причине ее окончатель­ного формирования. Оно будет сопутствовать человеку в течении всей жизни.

Представление компетентности, таким образом, может стать системообразующей основой отдельных ступеней обучения. Компонент комплексной про­граммы, отвечающий за развитие ключевых компе­тенций является программообразующей единицей, позволяющей достигать развитие личности не только на уровне предметных, но и метапредметных ре­зультатов обучения.

Потенциал дополнительного образования, построен­ного на системе компетентностного подхода выше, чем это может показаться на первый взгляд. Благодаря особенностям организации занятий в ДО, становится возможным организовать образование подлинно личностно-значимое для учащегося на каждом этапе развития.

Для педагога дополнительного образования стан­дартом образования всегда выступала дополнительная общеобразова­тельная программа.

Реализация комплексной дополни­тельной общеобразовательной программы учреждения может стать предпосылкой разработки «образовательного стан­дарта» дополнительного технологического образования в данном учреждении.

Нормативной основой опре­деления критериев результативности образовательного процесса, при этом, выступает единая компетентностная модель выпускника, учитывающая личностные и мета­предметные результаты.

Компетентностная модель выпускника в рисунке может выглядеть так:

«Основные КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

СФОРМИРОВАННОСТЬ И ВЛАДЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

КОМПЕТЕНЦИЯМИ

ВЛАДЕНИЕ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫМИ

КОМПЕТЕНЦИЯМИ (НА УРОВНЕ

НАПРАВЛЕННОСТИ)

ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО

ОТНОШЕНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЛАДЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К

КОМПЕТЕНЦИИ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИМОГО

МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПРОДУКТА

(ГРАМОТЫ, ДИПЛОМЫ, ЦЕЛЕВАЕ ГРАНТЫ)

 

Используемая литература:

1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»).

Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

5. Писнова О.Ю. Публикация «Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования» ttps://nsportal.ru/pisnova

ПРИЛОЖЕНИЕ

Для проведения мониторинга уровня развития компетенций учащихся можно использовать следующую примерную диагностическую карту (с упрощенными уровнями оценочных критериев, сведенных к 2 понятиям: «сформировано» — «не сформировано»):

Направления контроля

Критерии контроля

Ф.И.О.

учащихся

1.

2.

3.

4.

Личностные результаты

Устойчивые интерес к технологической составляющей образования как зна­чимой сферы человеческой жизни

 

 

 

 

Эстетика и ориентация на искусство

 

 

 

 

Принятие ценности природного мира

 

 

 

 

Принятие ценности здорового образа жизни

 

 

 

 

Способность к сопереживанию и пони­манию чувств других людей

 

 

 

 

Учебно-познавательный интерес

 

 

 

 

Метапредметные результаты

Мотивационная основа и внутренняя личностная позиция на уровне поло­жительного отношения к исследова­тельской и проектной деятельности, включающей социальные, учебно-по­знавательные и внешние мотивы

 

 

 

 

Использование речевых средств для ре­шения коммуникативных задач

 

 

 

 

Осуществление взаимного контроля и оказание помощи

 

 

 

 

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель­ности и сотрудничества

 

 

 

 

Преставление аргументированности собственной позиции и её координация с другими членами проектной группы

 

 

 

 

Принятие относительности мнений и подходов к решению проблемы

 

 

 

 

Учёт интересов других, обоснованность собственной позиции

 

 

 

 

Координирование в сотрудничестве

 

 

 

 

Построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

Оценка правильности выполнения дей­ствий, умение вносить коррективы

 

 

 

 

Постановка новых учебных, исследова­тельских и проектных задач

 

 

 

 

Сотрудничество с педагогом

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации