Программа самообразования педагога дополнительного образования
Программа самообразования педагога дополнительного образования
Тема
Формирование коммуникативной компетенции учащихся через использование интерактивных форм обучения
Программа разработана на основании основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 33»
Обоснование программы
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.
Самообразование – средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе самооценке своей деятельности – важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях.
Становление профессионализма – процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и не ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления.
Цель программы: Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.
Задачи программы:
- приобретение учителем новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий;
- обобщение и распространение своего педагогического опыта.
Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год.
Формы самообразования по направлениям представлены в таблице.
Направление | Формы |
Систематическое обучение | - Обучение на проблемных или квалификационных курсах - Обучение на методических семинарах |
Педагогическое общение | - Участие в работе школьных методических объединений - Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий - Посещение уроков коллег - Участие в конкурсах профессионального мастерства |
Практика | - Разработка программ и методических материалов. - Внедрение в практику современных педагогических технологий. - Обобщение и оформление опыта экспериментальной работы. - Обобщение опыта педагогической деятельности |
Индивидуальная работа | - Работа над индивидуальными методическими темами. - Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта, - Знакомство с опытом работы коллег. |
Примерный план реализации программы
Планируемые мероприятия | Сроки | |
Систематическое обучение | - Обучение на курсах повышения квалификации: - квалификационных - проблемных Обучение на методических семинарах: - школьных - муниципальных | В соответствии с планом методической работы школы |
Педагогическое общение | - Руководство школьным методическим объединением - Организация проектной деятельности учащихся - Научно-исследовательская деятельность учащихся как составляющая внеклассной работы - Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся - Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий - Посещение уроков коллег - Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - Консультирование педагогов по вопросам организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников | Постоянно |
Практика | - Разработка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования - Корректировка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования - Разработка рабочей программы внеурочной деятельности - Реализация рабочей программы внеурочной деятельности - Подготовка к выступлениям на заседаниях ШМО - Разработка собственных сценариев уроков, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов - Формирование и пополнение банка данных по педагогике, психологии, методике, предмету - Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности - Изучение нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования, локальных нормативных правовых актов муниципалитета и школы - Приобретение новейшей методической литературы | В соответствии с планом основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 33 на 2020-2021 уч. г. Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно |
Сроки и этапы реализации программы
Ожидаемые результаты
- приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности;
- приобретение знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по педагогическому проектированию;
- осознание самообразования как постоянной жизненной потребности педагога, готовности к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Критерии, по которым оценивается эффективность реализации программы
- Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования
- Знание и активное использование современных педагогических технологий
- Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки
- Знание и внедрение в практику работы передового педагогического опыта
- Использование в работе основ научной организации труда, возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий
- Удовлетворенность собственной деятельностью
- Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию
Управление реализацией программы
Управление реализацией программы осуществляет учитель, который:
- разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;
- определяет содержание и формы самообразования;
- обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.