Программа дополнительного образования «Коннект» техниеской направленности
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) реализуется в технической направленности.
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатизация и компьютеризация общества. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества (термины «Word», «Excel», «Internet» стали такими же обыденными, как «телефон» или «шахматы») убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека. В последнее время компьютер часто рассматривается не как некоторое устройство, позволяющее организовать конкретную практическую деятельность на более высоком профессиональном уровне, а как один из путей повышения эффективности профессиональной деятельности за счёт более полного и широкого применения возможностей различных программ и систем. Их использование стало обязательным элементом практически для представителей всех профессий. Поэтому содержание данной Программы представляется весьма актуальным.
Педагогическая целесообразность Программы представлена тем, что позволяет воспитанникам научиться профессиональным практическим приёмам работы на компьютере, получить пользовательские навыки использования оргтехники и мультимедийного оборудования.
Особенности и новизна Программы заключается в обучении созданию информационных ресурсов, необходимых для деловой деятельности и являющихся основой для формирования системы документооборота организации, а также развитие конкурентоспособной личности, отвечающей потребностям современного научно-технического прогресса.
Данная Программа ориентирована на создание условий для развития личности обучающегося; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия учащихся; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности; интеллектуальное и духовное развитие детей; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Основная цель обучения – овладение учащимися навыками и умениями работы на персональном компьютере.
Для достижения цели Программы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обучить навыкам и умениям разработки, преобразования и хранения документов на персональном компьютере.
2. Развить творческий потенциал и рациональный подход к решению задач; способствовать развитию абстрактного и логического мышления, памяти, внимания и наблюдательности. Развить лидерские, творческие, коммуникативные способности воспитанников.
3. Воспитать собранность, организованность, аккуратность, умение работать в мини-группе, культуру общения, бережное отношение к имуществу Центра творчества.
Программа рассчитана на 3 года обучения. В учебные группы первого года обучения входят учащиеся младшего школьного возраста (от 8 до 11 лет), т.к. именно в этом возрасте необходимо заинтересовать детей изучением информатики вообще и помочь найти ответы на вопросы, с которыми младшим школьникам приходится сталкиваться в повседневной жизни. На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером, а также создаются условия мотивации для участия во внеклассных мероприятиях.
В группы 2 года обучения переводятся учащиеся, успешно усвоившие программу 1-го года обучения, и зачисляются воспитанники в возрасте от 12 до 14 лет, прошедшие собеседование. За этот год учащиеся должны овладеть теоретическими и практическими основами об устройстве персонального компьютера, алгоритмизации, технологии обработки графической информации. Год характеризуется получением первоначальных представлений о работе текстового редактора, а также включены занятия по навыкам работы в сети Internet.
Учитывая то, что все основные продукты, используемые на персональном компьютере, написаны на английском языке, на втором году обучения предусмотрены интегрированные занятия по изучению детьми английского языка. Данная интеграция вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет совместить изучение различных дисциплин, тем самым, снижая нагрузку учащихся, и помогает детям осознать значимость практической деятельности в новой информационной среде.
В учебные группы 3-го года обучения входят учащиеся, которые успешно завершили обучение по программе 2-го года, а также учащиеся старшего школьного возраста (14-17 лет). Третий год обучения носит пользовательский характер, т.е. учащиеся получают знания и умения работы с программами семейства Microsoft Office.
При реализации Программы часы распределяются по годам обучения следующим образом: в первый год обучения – 144 ч., второй и третий - 216 ч. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа в 1 год обучения, 3 раза в неделю по 2 часа во 2-ой и 3-й год обучения. С учётом санитарно-гигиенических требований при реализации программы 2-го и 3-го годов обучения воспитанники проводят непосредственно за ПК не более 4-х часов в неделю, остальное время (2 часа) отводятся на выполнение творческих заданий. Количество учащихся в группе зависит от оснащённости компьютерного класса персональными компьютерами.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Методическое пособие. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010 г.
- Захарова О.М. Авторская программа «Компьютерная грамотность», интернет ресурс: www.zavuch.ru/methodlib; 2014 г.
Они обеспечивают не только обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам работы, но и содержат более сложный материал, предусматривающий изучение дополнительных возможностей компьютерных программ.
Отличительные особенности Программы представлены увеличением часов при изучении на третьем году обучения прикладной программы Microsoft Excel, в связи с тем, что большая часть учащихся испытывают затруднения в обучении при прохождении материала по этой теме. Также в образовательную программу включен раздел по изучению программы Adobe Photoshop, который не присутствует в школьной программе по изучению информатики.
Данная Программа не предполагает чёткого разделения на теоретические и практические занятия, т.к. теоретический материал сопровождается практическими действиями педагога и одновременным выполнением задания учащимися, в силу их возрастных особенностей, что, безусловно, приводит к успешному усвоению материала и положительному результату.
При организации учебных занятий используются следующие формы их проведения:
- учебное занятие;
- занятие-лекция;
- дискуссия;
- занятие-выставка;
- защита творческого проекта;
- занятие-игра;
- зачёт, контрольная работа, собеседование;
- брейн-ринг;
- занятие-презентация.
Предполагаемый результат обучения по Программе – это овладение воспитанниками навыками и умениями работы на персональном компьютере.
Учащиеся научатся навыкам и умениям разработки, преобразования и хранения документов на персональном компьютере; сформируют творческий потенциал и рациональный подход к решению задач, абстрактное и логическое мышления, память, внимание и наблюдательности, творческие, коммуникативные способности, собранность, организованность, аккуратность, культуру общения.
Учебно-тематический план:
1-й год обучения
№ п/п |
Наименование темы |
количество часов |
||
всего |
в том числе |
|||
теория |
практика |
|||
1. |
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Области применения персональных компьютеров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
3. |
Компьютер и его основные устройства. |
2 |
0,5 |
1,5 |
4. |
Клавиатура, работа на клавиатуре. |
20 |
2 |
18 |
5. |
Мышь. Пиктограммы. |
4 |
- |
4 |
6. |
Графика. Графический редактор Paint. |
40 |
2 |
38 |
7. |
Раскрашивание компьютерных рисунков. |
4 |
- |
4 |
8. |
Конструирование. |
4 |
- |
4 |
9. |
Информация: виды, способы представления. |
4 |
1 |
3 |
10. |
Логика. Решение логических задач. |
10 |
2 |
8 |
11. |
Множество. Решение задач на нахождение общих свойств или признаков. |
6 |
- |
6 |
12. |
Обобщение. Решение задач на обобщение предметов. |
4 |
- |
4 |
13. |
Модели. Графическое представление модели. |
6 |
2 |
4 |
14. |
Алгоритмы и исполнители. |
20 |
2 |
18 |
15. |
Повторение. |
6 |
- |
6 |
16. |
Игровые занятия. |
10 |
- |
10 |
ИТОГО: |
144 |
13 |
131 |
Содержание программы:
1-й год обучения
1. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе – 2 ч.
Теория – 1 ч.
Правила поведения в компьютерном классе.
Практика – 1 ч.
Общие требования техники безопасности при работе с персональным компьютером (презентация).
2. Области применения персональных компьютеров – 2 ч.
Теория – 0,5 ч.
Сферы применения персональных компьютеров
Практика – 1,5 ч.
Перспективы развития компьютерной техники (презентация).
3. Компьютер и его основные устройства – 2 ч.
Теория – 0,5 ч.
Основная конфигурация персональных компьютеров.
Практика – 1,5 ч.
Основная конфигурация персональных компьютеров.
4. Клавиатура, работа на клавиатуре – 20 ч.
Теория – 2 ч.
Состав и функции клавиатуры. Основные группы клавиш клавиатуры.
Практика – 18 ч.
Порядок расположения пальцев рук при работе на клавиатуре. Изучение клавиатурных комбинаций. Набор текста. Печать на скорость.
5. Мышь. Пиктограммы – 4 ч.
Практика – 4 ч.
Назначение манипулятора – мышь. Выбор пиктограмм с помощью мыши.
6. Графика. Графический редактор Paint – 40 ч.
Теория – 2 ч.
Основы обработки графических изображений. Назначение и возможности графического редактора Paint. Структура окна Paint. Атрибуты изображения.
Практика – 38 ч.
Сохранение и загрузка изображения. Техника создания изображения, изменение размеров. Рисование простых и сложных геометрических фигур.
7. Раскрашивание компьютерных рисунков – 4ч.
Практика – 4 ч.
Выбор цвета при раскрашивании компьютерного рисунка. Раскрашивание по образцу.
8. Конструирование – 4 ч.
Практика – 4 ч.
Составление изображения из геометрических фигур. Конструирование различных предметов.
9. Информация: виды, способы представления – 4ч.
Теория – 1 ч.
Определение информации. Компьютер и информация.
Практика – 3 ч.
Восприятие информации и способы её представления.
10. Логика. Решение логических задач – 10 ч.
Теория – 2 ч.
Понятие логики. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.
Практика – 8 ч.
Сопоставление. Решение логических задач.
11. Множество. Решение задач на нахождение общих свойств или признаков – 6 ч.
Практика – 6 ч.
Понятие множества. Решение задач на нахождение общих свойств или признаков предметов.
12. Обобщение. Решение задач на обобщение предметов – 4 ч.
Практика – 4ч.
Обобщение как важная логическая операция. Решение задач на обобщение нескольких предметов в одно множество.
13. Модели. Графическое представление модели – 6ч.
Теория – 2ч.
Понятие модели. Создание модели для реального объекта.
Практика – 4ч.
Материальные и информационные модели. Создание графической модели.
14. Алгоритмы и исполнители – 20 ч.
Теория –2 ч.
Понятие алгоритма. Формирование навыков алгоритмического мышления. Алгоритмический язык.
Практика – 18 ч.
Исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Составление простейших алгоритмов: «Приготовление домашнего задания», «Режим дня школьника», «Смена времён года», «Моя семья», «Свободная тема».
15. Повторение – 6ч.
Практика – 6ч.
Работа с программой Paint. Решение логических задач. Составление алгоритмов. Викторина по изученным темам.
16. Игровые занятия- 10 ч.
Практика – 10ч.
«Мир мозаики», «Арифметика», «Мания вращения», «Цветочная история. Приключения феи», «Пиратский ребус».
Формы и виды контроля:
1–й год обучения
Наименование темы |
Формы контроля |
Вид контроля |
1. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
Устный опрос. |
Текущий контроль. |
2. Области применения персональных компьютеров. |
Викторина. |
Текущий контроль. |
3. Компьютер и его основные устройства. |
Игра. |
Обобщающий контроль. |
4. Клавиатура, работа на клавиатуре. |
Работа по карточкам. |
Диагностирующий контроль. |
5. Мышь. Пиктограммы. |
Игра. |
Текущий контроль. |
6. Графика. Графический редактор Paint. |
Работа по карточкам. Контрольная работа. |
Итоговый контроль. |
7. Раскрашивание компьютерных рисунков. |
Работа по карточкам. |
Текущий контроль. |
8. Конструирование. |
Игра. |
Текущий контроль. |
9. Информация: виды, способы представления. |
Устный опрос. |
Текущий контроль. |
10. Логика. Решение логических задач. |
Письменная зачетная работа. |
Обобщающий контроль. |
11. Множество. Решение задач на нахождение общих свойств или признаков. |
Тестирование. |
Текущий контроль. |
12. Обобщение. Решение задач на обобщение предметов. |
Работа по карточкам. |
Текущий контроль. |
13. Модели. Графическое представление модели. |
Конкурс графической модели. |
Обобщающий контроль. |
14. Алгоритмы и исполнители. |
Зачетная работа. |
Предварительный контроль. |
15. Повторение. |
Викторина «Первые шаги в мире информатики» |
Итоговый контроль. |
16. Игровые занятия. |
Работа по карточкам. |
Диагностирующий контроль. |
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся 1 года обучения на конец учебного года:
должны знать: |
должны уметь: |
||
правила поведения в компьютерном классе; области применения компьютера; понятие компьютера как информативной машины; состав ПК и назначение его основных устройств; основные группы клавиш клавиатуры; правила работы в графическом редакторе и его возможности; основные понятия, относящиеся к сбору, представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник, канал связи, приемник, алгоритм, исполнитель); виды моделей. |
корректно начинать и завершать работу на персональном компьютере; работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру; изображать геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора; различать виды информации; решать логические задачи; решать задачи на нахождение множества; решать задачи по обобщению предметов; представлять различные виды моделей. |
Учебно-тематический план:
2-й год обучения
№ п/п |
Наименование темы |
количество часов |
||
всего |
в том числе |
|||
теория |
практика |
|||
1. |
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Системы счисления. |
8 |
4 |
4 |
3. |
Алгоритмы, алгоритмический язык. |
30 |
2 |
28 |
4. |
Устройства, подключаемые к персональному компьютеру. |
10 |
2 |
8 |
5. |
Антивирусные программы. |
8 |
2 |
6 |
6. |
Технология обработки графической информации Paint. |
30 |
4 |
26 |
7. |
Технология обработки текстовой информации. Текстовой редактор Word. |
60 |
8 |
52 |
8. |
Internet. |
34 |
8 |
26 |
9. |
Игровые занятия. |
20 |
- |
20 |
10. |
Повторение. |
14 |
- |
14 |
ИТОГО: |
216 |
31 |
185 |
Содержание программы:
2-й год обучения
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе – 2ч.
Теория – 1ч.
Правила поведения в компьютерном классе.
Практика – 1ч.
Общие требования техники безопасности при работе с персональным компьютером.
2. Системы счисления – 8ч.
Теория – 4ч.
История чисел. Виды систем счисления. Виды обозначения чисел: в древнем Египте, Риме.
Практика – 4ч.
Кодирование информации. Алфавитные системы счисления: славянский цифровой алфавит, ясачные грамоты.
3. Алгоритмы, алгоритмический язык – 30 ч.
Теория – 2 ч.
Алгоритм в информатике. Типы алгоритмов. Правильность составления.
Практика – 28 ч.
Команды алгоритмического языка: ветвления, повторения. Составление алгоритмов с повторениями, с ветвлениями. Выделение алгоритмов из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты). Выполнение алгоритмов: «Позвони другу по телефону», «Собери урожай», «Маршрут корабля», «Расположение букв в алфавитном порядке», «Построение имён учащихся группы в алфавитном порядке», «Путешествие в школу», «Поиск книги в библиотеке».
4. Устройства, подключаемые к персональному компьютеру – 10 ч.
Теория – 2 ч.
Название, назначение устройств, подключаемых к персональному компьютеру.
Практика – 8 ч.
Клавиатура, её модели. Принтер, виды принтеров. Сканер, виды сканеров. Модем, виды модемов.
5. Антивирусные программы – 8 ч.
Теория – 2 ч.
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы: понятие, применение.
Практика – 6 ч.
Виды антивирусных программ, выделение основных. Средства профилактики и лечения. Антивирусная система Nod32 – запуск, возможности, использование. Проверка диска «С» на наличие вирусов.
6. Технология обработки графической информации в Paint – 30 ч.
Теория – 4ч.
Запуск и завершение работы редактора. Сохранение вновь созданных и загрузка ранее сохранённых изображений.
Практика – 26ч.
Открытие изображение в программе Paint. Изменение ширины и высоты рисунка. Вставка объектов из других приложений. Работа с фрагментами изображения: общие операции. Редактирование деталей изображения. Рисование сложных геометрических фигур. Использование рисунка в качестве фона рабочего стола. Порядок распечатки изображения. Выставка и анализ детских работ.
7. Технология обработки текстовой информации. Текстовой редактор Word – 60 ч.
Теория – 8 ч.
Текстовой редактор Microsoft Word: назначение и основные возможности. Запись и хранение документа.
Практика – 52 ч.
Установка шрифта текста документа. Организация текста: выделение фрагментов, выравнивание абзаца. Состав и функции клавиатуры. Основные группы клавиш. Набор текста. Режим латинских букв. Использование автофигур в текстовом документе. Использование основных фигур, фигурных стрелок, блок-схем, звёзд и лент, выносок. Совмещение автофигур в одном документе. Оформление открыток, визиток, приглашений, рефератов, сочинений.
8. Internet – 34 ч.
Теория – 8 ч.
Компьютерные коммуникации в современном мире. Общие сведения о Internet. Набор аппаратных программных средств.
Практика – 26 ч.
Основные службы Internet. Обозреватель Internet Explorer. Адресация ресурсов Internet. Достоинства и опасности Internet. Информационно-поисковая работа. Электронная переписка. Открытие сайтов сети.
9. Игровые занятия – 20 ч.
Практика – 20 ч.
«Загадки царства сна», «Элементы», «Три нотки», «Судоку. Игры разума», «Мир загадок. Животные», «Удивительные пирамиды», «Сокровища пиратов», «Лесные приключения», «Стримко», «Мир загадок. 7 чудес».
10. Повторение – 14 ч.
Практика – 14ч.
Антивирусные программы. Проверка носителей информации на наличие вирусов. Графический редактор Paint. Текстовый редактор Microsoft Word. Брейн-ринг по информатике.
Формы и виды контроля:
2 –й год обучения
Наименование темы |
Формы контроля |
Вид контроля |
1. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
Устный опрос. |
Текущий контроль. |
2. Системы счисления. |
Игра. |
Текущий контроль. |
3. Алгоритмы, алгоритмический язык. |
Зачетная работа. |
Обобщающий контроль. |
4. Устройства, подключаемые к персональному компьютеру. |
Тестирование. |
Текущий контроль. |
5. Антивирусные программы. |
Собеседование. |
Текущий контроль. |
6. Технология обработки графической информации в Paint. |
Выставка рисунков. |
Итоговый контроль. |
7. Технология обработки текстовой информации. Текстовой редактор Word. |
Контрольная работа. |
Итоговый контроль. |
8. Internet. |
Работа по карточкам. |
Итоговый контроль. |
9. Игровые занятия. |
Собеседование. |
Предварительный контроль. |
10. Повторение. |
Брей-ринг. |
Итоговый контроль. |
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся 2 года обучения на конец учебного года:
должны знать: |
должны уметь: |
||
способы представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, закодированное письмо и др.) в учебной и игровой деятельности; назначение и основные возможности текстового редактора Microsoft Word. принципы работы в графическом редакторе; определение термина «компьютерный вирус»; пути заражения компьютерными вирусами; способы профилактики и методы борьбы с вирусами; принципы работы устройств, подключаемых к ПК; основные элементы сети Internet. Порядок осуществления поиска информации в Internet; Порядок приема и отправки электронного письма. |
осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске и др.); представлять информацию, используя различные способы кодирования; уверенно набирать текст с помощью клавиатуры; создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц; работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать); работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать и сохранять их); проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов; выделять алгоритмы из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты и т.д.); выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями; находить нужную информацию в сети Internet, используя различные информационно-поисковые системы; осуществлять электронную переписку. |
Учебно-тематический план:
3-й год обучения
№ п/п |
Наименование темы |
количество часов |
||
всего |
в том числе |
|||
теория |
практика |
|||
1. |
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Компьютеры IBM PC. |
6 |
6 |
- |
3. |
Операционная система Windows XP. |
18 |
6 |
12 |
4. |
Организация работы с текстовыми документами. Текстовой редактор Microsoft Word. |
68 |
10 |
58 |
5. |
Электронные таблицы MS Excel. |
52 |
6 |
46 |
6. |
Обработки фактографической информации. Базы данных MS Access. |
8 |
2 |
6 |
7. |
Организация информации в системах презентации деловой деятельности MS Power Point. |
10 |
2 |
8 |
8. |
Работа в среде Adobe Photoshop. |
18 |
2 |
16 |
9. |
Компьютерные телекоммуникации. Интернет. |
20 |
2 |
18 |
10. |
Повторение. |
14 |
2 |
12 |
ИТОГО: |
216 |
39 |
177 |
Содержание программы:
3-й год обучения
1. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе – 2ч.
Теория – 1 ч.
Правила поведения в компьютерном классе.
Практика – ч.
Общие требования техники безопасности при работе с персональным компьютером.
2. Компьютеры IBM PC – 6 ч.
Теория – 6 ч.
Основная конфигурация персонального компьютера. Операционные системы и приложения. Оптимизация функций компьютера.
3. Операционная система Windows XP – 18 ч.
Теория – 6 ч.
Графический интерфейс Windows XP. Рабочий стол: назначение, элементы, оформление. Кнопка Пуск и Главное меню. Объект Корзина: назначение, окно, удаление файлов. Мой компьютер – «приложение» Windows.
Практика –12 ч.
Работа с файлами: создание, переименование, копирование, удаление, восстановление. Оконный интерфейс Windows XP. Управление окнами. Изменение размеров и позиций окна. Программа Калькулятор. Запуск, функциональные возможности.
4. Организация работы с текстовыми документами. Текстовой редактор Microsoft Word – 68 ч.
Теория – 10 ч.
Простейшие текстовые редакторы: Блокнот и Word Pad. Создание, сохранение и редактирование файлов, вывод их на печать. Состав текстового документа. Подготовка к работе в среде текстового редактора Microsoft Word. Справочная информация. Подготовка к работе с текстовым документом.
Практика – 58 ч.
Запись и хранение документа. Вызов ранее подготовленного документа. Установка шрифта, выделение фрагментов, выравнивание абзацев. Расстановка переносов. Движение по тексту документа. Редактирование документа: перемещение фрагментов текста, буфер обмена, отмена и восстановление операции, предварительный просмотр перед печатью. Применение табуляции для размещения текста. Оформление нумерованных и маркированных списков. Изменение ориентации страницы. Проверка правописания. Установка специальных символов. Копирование формата документа. Вставка нумерации страниц. Организация многоколонного текста. Установка буквицы. Вставка и размещение колонтитулов и водяных знаков. Форматирование таблиц: установка, запись данных в ячейки таблицы, установка разделительных линий, настройка шрифта. Вставка в текст математических формул. Построение диаграмм в текстовом документе.
5. Электронные таблицы MS Excel – 52 ч.
Теория – 6 ч.
Рабочий лист электронной таблицы. Форматирование рабочего листа. Ввод информации в ячейку. Вычисление по формулам.
Практика – 46 ч.
Работа с панелью инструментов, добавление и удаление команд. Форматирование данных: ручной формат, автоформатирование. Рамки и разделительные линии рабочего листа. Мастер функций для организации вычислений. Использование встроенных функций электронных таблиц. Работа с Мастером диаграмм. Редакция числовых значений на полях таблицы. Работа со списками: применение форм для ввода и поиска данных в списках. Сортировка и подведение итогов в списке. Применение фильтрации списка. Расширенный фильтр. Применение клавиатуры при работе в среде табличного редактора. Редактирование документа: перемещение фрагментов текста, буфер обмена, отмена и восстановление операции, просмотр документа перед печатью. Виды адресации в Excel, её применение при организации вычислений. Реструктуризация таблицы. Изменение ориентации страницы. Разбиение листа на печатные страницы.
6. Обработки фактографической информации. Базы данных MS Access – 8 ч.
Теория – 2 ч.
Работа в среде СУБД Microsoft Access. Ввод информации в базу данных. Формы, их структура.
Практика – 6 ч.
Создание форм с помощью мастера. Поиск, удаление и сортировка данных. Подготовка отчёта по результатам поиска.
7. Организация информации в системах презентации деловой деятельности MS Power Point – 10 ч.
Теория –2 ч.
Система подготовки презентаций Power Point: назначение, редактор, структура.
Практика – 8 ч.
Разработка слайдов презентации, редактирование. Подготовка к демонстрации. Показ слайдов.
8. Работа в среде Adobe Photoshop – 18 ч.
Теория – 2 ч.
Основные сведения о программе Adobe Photoshop: назначение, основные понятия. Структура рабочего окна Adobe Photoshop.
Практика – 16 ч.
Панель инструментов: состав, назначение. Изучение опции «Файл», «Редактирование», «Изображение». Открытие изображение: изменение размера, яркости/контрастности, насыщенности. Изучение опции «Слои». Работа со слоями. Изменение фона фотографии. Изучение опции «Фильтры». Рассеянное свечение на фотографии. Выставка и анализ детских работ.
9. Компьютерные телекоммуникации. Интернет – 20 ч.
Теория – 2 ч.
Общие сведения о Internet. Человеческое сообщество и Internet. Создание Web-страницы в Microsoft Word и загрузка в Internet.
Практика – 18 ч.
Поиск информации. Создание индивидуального e-mail адрес, отправка электронных сообщений. Обозреватель Internet Explorer. Работа с папкой «Избранное», добавление адресов. Навигация в Internet.
10. Повторение – 14 ч.
Теория – 2 ч.
Основные операции в Microsoft Windows XP.
Практика – 12 ч.
Текстовый редактор Microsoft Word. Электронные таблицы MS Excel. Разработка самопрезентации в MS Power Point.
Формы и виды контроля:
3 –й год обучения
Наименование темы |
Формы контроля |
Вид контроля |
1. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
Устный опрос. |
Текущий контроль. |
2. Компьютеры IBM PC. |
Собеседование. Зачетная работа. |
Текущий контроль. |
3. Операционная система Windows XP, |
Работа по карточкам. Зачетная работа. |
Обобщающий контроль. |
4. Организация работы с текстовыми документами. Текстовой редактор Microsoft Word. |
Устный опрос. Тестирование. Работа по карточкам. Контрольная работа. |
Итоговый контроль. |
5. Электронные таблицы MS Excel. |
Письменный опрос. Работа по карточкам. Тестирование. Контрольная работа. |
Итоговый контроль. |
6. Обработки фактографической информации. Базы данных MS Access. |
Зачетная работа. |
Обобщающий контроль. |
7. Организация информации в системах презентации деловой деятельности MS Power Point. |
Работа по карточкам. Контрольная работа. |
Итоговый контроль. |
8. Работа в среде Adobe Photoshop. |
Выставка работ. |
Итоговый контроль. |
9. Компьютерные телекоммуникации. Интернет. |
Зачетная работа. Собеседование. |
Обобщающий контроль. |
10. Повторение. |
Контрольная работа. |
Итоговый контроль. |
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся 3 года обучения на конец учебного года:
должны знать: |
должны уметь: |
|
словарь терминов, используемых при обучении; принцип работы основных блоков персонального компьютера; последовательность основных операций, производимых с дисками, файлами, папками (форматирование, перемещение, копирование, удаление, переименование и т.д.); принципы работы компьютерных программ: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop; принципы работы в сети Internet. |
управлять офисной системой; организовывать работу с текстовым документом в текстовом редакторе Microsoft Word; подготовить аналитический отчет на базе электронных таблиц Microsoft Excel; обработать фактографическую информацию, посредством программы Microsoft Access. организовать информацию в системах презентации Microsoft Power Point; работать в сети Internet; использовать инструменты программы Adobe Photoshop, с целью редактирования изображения, работать со слоями при изменении фона фотографии; накладывать фильтры на изображение. |
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации Программы необходимо следующее оборудование и материал:
- компьютерный класс;
- персональные компьютеры, с установленной на все компьютеры операционной системой Windows XP и графическим редактором Adobe Photoshop, имеющие выход в сеть Internet;
- мультимедийный проектор с интерактивной доской;
- музыкальные колонки, наушники, сканер, принтер (цветной, струйный);
- накопители информации (индивидуально для каждого учащегося);
- медиотека: клавиатурные тренажёры, интерактивные курсы обучения, развивающие и обучающие игры, электронные словари и т.д.;
- бумага формата А4, скоросшиватель;
- рабочие тетради;
- тетради для конспектирования лекционного материала;
- раздаточный материал преподавателя.
Применение персонального компьютера стало обязательным элементом практически для представителей всех профессий. Повсеместная компьютеризация общества диктует нам необходимость овладения навыками и умениями разработки, преобразования, хранения и использования различных информационных массивов. Курс Программы заключается в овладении приёмами работы на персональном компьютере, что благоприятствует социальной адаптации и профессиональном становлении учащихся. Это особенно важно в настоящее время, когда обязательное обучение ограничивается 9-ю годами, а к 15-ти – подросток должен научиться сделать правильный выбор относительно своего дальнейшего пути: либо в сфере образования (общего или профессионального), либо на рынке труда. Задача Программы – помочь подросткам сделать этот правильный выбор.
Первая проблема, с которой может столкнуться педагог – это восприятие некоторыми младшими школьниками персонального компьютера только как средства для игры. В этот момент важно заинтересовать детей информатикой как наукой, помня о том, что основные логические структуры мышления формируются именно в начальной школе и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа. Для решения проблем могут использоваться следующие приёмы:
1. Применение принципа игровой деятельности, т.е. ведущим видом деятельности на первоначальных ступенях обучения выступает игра. Необходимо как можно более активно включать её в различные этапы занятия. Особенно эффектны ролевые игры.
2. Применение проблемно-игрового принципа, т.е. сформулировать тему занятия так, чтобы она содержала в себе определённую проблему, либо не разрешённую по сей день, либо специально сформулированную для обсуждения на занятии. Причём само обсуждение должно быть построено в форме беседы, диалога и/или игры.
Также на первом году обучения при работе с младшими школьниками особое внимание необходимо уделить вопросу организации деятельности, т.к. от этого зависит результативность решения учебных задач. А именно организовать коллективную работу учащихся, т.к. она является в этом возрасте детей более продуктивной, чем индивидуальная работа; работа в режиме сотрудничества – более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация коллективной работы, при которой одному из учащихся поручается роль консультанта-контролёра, положительно влияет на процесс и результаты учебной деятельности. При этом желательно такие роли отводить учащимся менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству.
На последующих годах обучения приоритетным элементом учебного занятия должно явиться выполнение практической работы по темам Программы (приложение 1), выполнение поисково-творческих работ.
При разработке практической работы преподавателю должное внимание необходимо уделить таким составляющим, как: обязательное оформление темы и цели работы, описание хода работы с демонстрацией применяемых команд изучаемой прикладной программы, сверка полученного результата с образцом, сохранение созданного документа на накопитель информации. По ходу занятия желательно применять принцип рефлексии: иногда дети забывают, какую цель они должны достичь, поэтому время от времени педагог задаёт вопросы. Например, «Зачем мы это делаем?», «С какой целью?» и т.д.
Отмечено, что положительно влияет применение на учебных занятиях имитации серьёзной деятельности, т.е. работа на занятии должна имитировать профессиональную деятельность человека. Педагог: «Сейчас мы с вами с помощью электронных таблиц Microsoft Exсel рассчитает заработную плату работникам, как это делают настоящие бухгалтеры на предприятиях» или «Оформим деловое письмо, как это делают на всех процветающих фирмах». Также необходимо (особенно в 1-й и 2-ой год обучения) уделять большое внимание творческой работе. Например, когда учащиеся знакомятся с понятиями «мышь» или «клавиатура» можно предложить составить короткий рассказ или стихотворение как встретились мышиный и текстовый курсоры и т.п.
На протяжении всего курса обучения незаменимыми действенными помощниками являются электронные средства учебного назначения, такие как: клавиатурные тренажёры, с регулируемой скоростью работы на них; компьютерные раскраски и геометрические конструкторы: лабиринты для управления объектом; мозаики, логические и развивающие игры; компьютерные учебники и вычислительные игровые и алгоритмические среды; азбуки и словари для работы с текстом, в том числе на английском языке и др.
При подведении итогов работы за каждый учебный год целесообразно проводить итоговые занятия в нетрадиционной форме. Например, в форме викторин, брейн-рингов (приложение 2). Также при отслеживании уровня освоения материала программы по конкретной теме, положительные результаты приносят выставки компьютерного рисунка, конкурсы фотографий и изображений, представление авторских разработок графических моделей и т.д. (приложение 3).
Педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого учащегося с указанием в них уровня усвоения тем (приложение 4), особые отметки. Контролируя, как каждый учащийся усваивает тему, для хорошо успевающих детей можно рекомендовать выполнение дополнительного задания – более сложного.
Программа курса не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путём использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, применения интерактивных форм обучения.
При реализации Программы используется модульное изложение материала по годам обучения. Поэтапное изучение тем позволяет не просто рассматривать применений той или иной компьютерной программы, но и выстроить модули в такой последовательности, чтобы ЗУН, приобретённые в каждом модуле могли пригодиться в последующих модулях. Однако, не следует забывать о нормативной базе - построение порядка изложения учебного материала должно соответствовать обязательному минимуму содержания образования по информатике.
Периодически в течение учебного года воспитанникам необходимо напоминать о технике безопасности при нахождении в компьютерном классе и с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности детей включать в план воспитательных мероприятий объединения темы о правилах поведения в экстремальных ситуациях, при поездках, при купании на море и реке, о правилах дорожного движения, пожарной безопасности и др.
Литература для педагога:
1. Босова Л.Л. Информатика.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.- 208 с.
2. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика /Под ред д.э.н., проф. В.В. Евдокимова. – СПб.: Питер, 1997 – 592 с.
3.Информатика и ИТК. Практикум. 8-9 класс /Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер, 2007 – 384 с.
4. Стоцкий Ю. Самоучитель Office 2000. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
5. Меняев М.Ф. Документные компьютерные технологии: в 3 кн. Книга 1: Офисные документальные системы: Учебное пособие. – М.: МГТУ, 2011. – 342с.
6. Меняев М.Ф. Документные компьютерные технологии: в 3 кн. –
Книга 2: Управление информационными процессами в офисных системах: Учебное пособие. – М.: МГТУ, 1997. – 122 с.
Новиков Ф.А., Яценко А.Д., Microsoft Office в целом. – СПб: БХВ-Петербург, 2002. – 928 с.
Симонович СВ. Специальная информатика: Учебное пособие для средней школы Универсальный курс - М.: ACT - ПРЕСС: Информ - Пресс, 1998
Угринович Н.Д. Информатики и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. - М.: Юнимедиастайл, 2002. - 464 с: ил.
Литература для учащихся:
Гаевский А.Ю. Самоучитель работы на персональном компьютере – К.: 2010. – 416 с.
Меняев М.Ф. Эффективный самоучитель MS Office XP. – Омега-Л, 2005. – 464 с.
Симонович С., Евсеев Г., А. Алексеев Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. – 480 с.
Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии – М.: 2007. – 655 с.
Шафрин Ю.А. IBM PC. Учебник. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 536 с.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий – М.: БИНОМ, 2003. – 320с.
Приложение 1
Практическая работа.
Тема: «Форматирование таблиц в текстовом редакторе».
Цель: научить учащихся:
создавать таблицу в Microsoft Word, заносить в таблицу текстовую и цифровую информацию;
использовать программу Калькулятор для выполнения расчётных операций;
выполнять обрамление таблицы.
Ход работы:
1. Откройте тестовый редактор MS Word и установите параметры страницы: Файл/Параметры страницы – верхнее поле -1 см, нижнее - 1,7 см, левое – 2,5 см, правое – 1 см.
2. Оформите заголовок практической работы, содержащий её тему и цель проведения.
3. Вставьте таблицу с заголовком, состоящую из 7-ми столбцов и 13 строк (Таблица – Вставить – Таблица …).
№ п/п |
Товар |
Курс доллара, руб. |
Курс евро, руб. |
Стоимость товара |
|||||
в $ |
в рублях |
в € |
|||||||
|
Системный блок |
27 |
32 |
500 |
|||||
|
Монитор |
27 |
32 |
5400 |
|||||
|
Клавиатура |
27 |
32 |
4 |
|||||
|
Мышь |
27 |
32 |
60 |
|||||
|
Дискета |
27 |
32 |
0,5 |
|||||
|
Дискетница |
27 |
32 |
25 |
|||||
|
Коврик для мыши |
27 |
32 |
2 |
|||||
|
Струйный принтер |
27 |
32 |
6300 |
|||||
|
Сканер |
27 |
32 |
95 |
|||||
|
Музыкальные колонки |
27 |
32 |
200 |
|||||
ИТОГО: |
4. Рекомендации по оформлению таблицы:
4.1. Для оформления названия таблицы воспользуйтесь кнопкой . Для оформления заливки и линий названия щёлкните по кнопке Формат объекта WordArt и в окне выполните следующие настройки:
, ОК.
4.2. Оформление «шапки» таблицы:
4.2.1. Воспользуйтесь кнопкой объединения ячеек , предварительно выделив ячейки, которые необходимо объединить. Операции объединения ячеек в «шапке» таблицы выглядят следующим образом:
|
||||||
4.2.2. Выделите всю «шапку» таблицы и щёлкните по кнопке (выровнять по центру) для расположения слов в ячейках по центру и по вертикали и по горизонтали.
4.2.3. Для изменения направления текста в отдельный ячейках (с курсами валют) – выделите эти ячейки и щёлкните по кнопке .
4.2.4. Вставка символов: $, € - осуществляется командами: Вставка – Символ …
4.2.4. Выполнение обрамления:
- выделите всю «шапку» таблицы, щёлкните по кнопке и выберите тип линии .
4.3. Для оформления столбца с номером по порядку от 1 до 10: - выделите нужные ячейки, примените команды: Формат – Список – Нумерованный – изменить – начать с: 1, положение номера «по центру», на 0 см, положение текста – табуляция после и отступ – 0 см. , ОК.
4.4. Значения курса валют для всех видов товара одинаковые, поэтому:
- 1 раз занесите значения 27 и 32; выделите их, затем скопируйте с помощью кнопки ;
- выделите остальные ячейки, где будут размещаться эти значения и щёлкните по кнопке .
4.5. Последнюю строку оформите аналогично:
- объедините ячейки для записи слова «итого»:
- выделите последнюю строку таблицы целиком, щёлкните по кнопке и выберите тип линии.
5. Выполните расчётные операции.
Для этого запустите программу Калькулятор и рассчитайте стоимость каждого товара и в долларах. и в рублях, и в евро.
!!!В программе Калькулятор применяйте команды Правка – Копировать для копирования посчитанного значения с индикатора. Затем ставьте курсор в нужную ячейку и применяйте команды: Правка- Вставить
После расчётных операций в таблицу должны быть занесены следующие значения:
500 |
13500 |
421,9 |
||
200 |
5400 |
168,8 |
||
4,74 |
128 |
4 |
||
2,22 |
60 |
1,88 |
||
0,5 |
13,5 |
0,42 |
||
0,93 |
25 |
0,78 |
||
2,37 |
64 |
2 |
||
233,3 |
6300 |
196,9 |
||
95 |
2565 |
80 |
||
7,4 |
200 |
6,25 |
||
1046,46 |
28255,5 |
882,93 |
Формулы для расчёта:
Если есть значение стоимости товара в $, тогда
стоимость товара в рублях = в$ * курс доллара
стоимость товара в € = в рублях / курс евро.
Если есть значение стоимости товара в рублях, тогда
стоимость товара в $ = в рублях / курс доллара
стоимость товара в € = в рублях / курс евро.
Если есть значение стоимости товара в €, тогда
стоимость товара в рублях = в € * курс евро
стоимость товара в $ = в рублях / курс доллара.
6. Сохраните работу в свою папку: под именем Таблица Прайс лист.
Приложение 2
Брейн-ринг по теме:
«Основные сведения о персональном компьютере»
для учащихся 3-го года обучения
Цель: контроль теоретических знаний и практических умений учащихся за первое полугодие учебного года.
Задачи:
Выявить уровень усвоения теоретических знаний по пройденным темам программы.
Закрепить практические навыки работы на персональном компьютере, в том числе с носителями информации: дискетами, СD-дисками, а также умение использовать принтер для распечатки файлов.
Развить внимание и аккуратность при выполнении работы.
Воспитать этические нормы поведения, умение работать коллективно.
Материалы и оборудование:
оборудованный компьютерный класс (столы и стулья, персональные компьютеры, принтер, средства мультимедиа - проектор);
бумага формата А4;
диск 3,5 А: - 4 шт.;
CD-R диски;
карточки с заданием.
Литература:
Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов, Ю. Шафрин М.: - АБФ, 2000.
Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей/М.И. Фролов. – 5-е изд., - М.: БИНОМ, 2004.
Как сдать экзамен и тестирование по информатике на 100 баллов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами в течение первого полугодия изучили такие темы, как история развития ПК, единицы измерения информации, устройство персонального компьютера, виды памяти и начали изучать текстовый редактор MS Word. Сегодня мы посмотрим, как вы усвоили теоретические знания по этим темам, и, конечно же, какими вы обладаете практическими умениями работы на персональном компьютере. Сегодня я предлагаю провести наше занятие в форме брейн-ринга и его темой станет «Основные сведения о персональном компьютере».
-Для проведения брейн-ринга нам необходимо разделиться на две команды.
Сейчас вам нужно подойти к столу и выбрать листочек с надписью команды, в которую вы попали.
/Учащиеся делятся на команды/.
Итак, команды определены: название 1-ой команды – «Винчестер», название 2-ой команды «Мегабайт».
-Ребята, как вы думаете, что обозначает название ваших команд.
/Ответы детей/.
-Теперь каждая команда выберите, пожалуйста, капитана.
Основная часть:
1 конкурс «Разминка».
Условия конкурса: Преподаватель задаёт вопрос. Команда совещается в течение нескольких секунд, после чего капитан поднимает руку и даёт ответ. Первой отвечает та команда, капитан которой быстрее поднял руку. Если у капитана неверный ответ, то свой вариант ответа может предложить вторая команда.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – 1 «УМ».
Вопросы.
Как называется устройство для вывода видеоинформации?
/монитор/
Как называется минимальная единица измерения информации?
/бит/
Сколько байт в килобайте?
/1024/
Как называется устройство для чтения и записи информации с дискеты?
/дисковод/
Как называется устройство для передачи и приёма данных по телефонным линиям?
/модем/
Как называется набор программ, организующих диалог с пользователем (управляет оперативной памятью)?
/операционная система/
Кто изобрёл систему кодирования информации, использующую 2 символа – точку и тире?
/Морзе/
Что представляют несколько соединённых между собой компьютера?
/сеть/
Подводятся итоги разминки,
подсчитывается количество набранных «умов».
2 конкурс «Выбери правильный ответ»
Условие конкурса: Командам по очереди задаются вопросы, которые они могут видеть на экране видеть на экране. Они выбирают, правильный на их взгляд, вариант ответа. За правильный ответ ребята получают 1 «УМ», за неправильный ответ – отдают 1 «УМ».
Вопросы.
1 вопрос команде «Винчестер»
Информация, которая важна в настоящий момент, называется:
а) полезной;
б) актуальной;
в) достоверной;
г) объективной;
д) полной.
1 вопрос команде «Мегабайт»
Информация, которая отражает истинное положение дел, называется:
а) понятной;
б) полезной;
в) объективной;
г) полной;
д) достоверной.
2 вопрос команде «Винчестер»:
Первый арифмометр, выполнявший 4 действия (+, -, /, *), сконструировал в 1662 году:
а) Чарльз Бэббидж;
б) Блез Паскаль;
в) Джордж Буль;
г) Вильгельм Лейбниц.
2 вопрос команде «Мегабайт»:
Первая отечественная ЭВМ, разработанная под руководством академика Лебедева С.А., называлась:
а) «Стрела»;
б) «Урал»;
в) «Киев»;
г) МЭСМ (малая электронная счётная машина);
д) БЭСМ (быстродействующая электронная счётная машина).
3 конкурс «Невероятные истории»:
Условие конкурса: Задача команды определить правдивая или выдуманная история. Если команда верит в правдивость истории, то капитан команды поднимает руку. За правильный ответ – 2 «УМа».
1 история: «Основатели фирмы Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен учились ещё в 9-м классе, когда получили свой первый оплачиваемый заказ на написание программы. Естественно, чтобы получить заказ, им пришлось скрыть свой возраст». Как вы считаете, правдива ли эта история?
/Да/.
2 история: Ещё одна история про корпорацию Microsoft. Эта компания была основана в 1975 году и сначала в ней работали 3 сотрудника. Годовой оборот первого года работы составил 16005 $. Сейчас офисы фирмы располагаются во многих городах мира и в них трудятся свыше 40 тыс. человек. Как вы считаете, так ли это? /Да/
4 конкурс «Конкурс анаграммы»
Условия конкурса: Дано словосочетание «КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД». Задача команд – из предложенного словосочетания по правилам анаграммы сформировать слова, связанные с информатикой, электроникой, компьютерами. В формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном словосочетании. На это задание отводиться 1 минута.
Команды по очереди будут называть слова. Начинает называть слова та команда, у которой меньше «Умов». Выиграет та команда, которая придумала больше слов.
Возможные варианты слов:
абак |
база |
бейсик |
блик |
бод |
стиль |
строка |
анод |
байт |
бит |
блок |
вектор |
среда |
терабайт |
два |
делитель |
диск |
дискета |
длина |
сканер |
тире |
искра |
катод |
килобайт |
килобод |
код |
сеть |
транзистор |
ноль |
один |
остаток |
раздел |
сбой |
сектор |
три, триод |
5 конкурс «Сочетание клавиш»
Условие конкурса: В задании в первой колонке приведены сочетания клавиш, используемые при оформлении текстового документа, а во второй - команды и символы, расположенные на алфавитно-цифровой клавиатуре. Необходимо для каждого сочетания клавиш указать соответствующий символ или команду.
-Предлагаю командам посовещаться, и когда будете готовы можно приступать к ответам.
1 |
Shift + 1 |
1 |
% |
2 |
Shift + 2 |
2 |
сохранение документа |
3 |
Shift + 3 |
3 |
* |
4 |
Shift + 4 |
4 |
( |
5 |
Shift + 5 |
5 |
« |
6 |
Shift + 6 |
6 |
перезагрузка ПК |
7 |
Shift + 7 |
7 |
; |
8 |
Shift + 8 |
8 |
? |
9 |
Shift + 9 |
9 |
№ |
10 |
Shift + 0 |
10 |
: |
11 |
Ctrl+Alt+Delete |
11 |
смена языка |
12 |
Shift + F12 |
12 |
! |
13 |
Shift + Alt |
13 |
) |
За каждый правильный ответ команда получает 1 «УМ».
Правильные ответы:
1 - 12 |
4 - 7 |
7 - 8 |
10 - 13 |
13 - 11 |
2 - 5 |
5 - 1 |
8 - 3 |
11 - 6 |
|
3 - 9 |
6 - 10 |
9 - 4 |
12 - 2 |
6 конкурс «Разгадаем ребусы»
Условие конкурса: Команды получают три ребуса. В каждом ребусе зашифровано слово. Эти слова ребята могли неоднократно слышать на наших занятиях. Конкурс заканчивается, как только первая из команд разгадает все ребусы. За каждый правильный ответ – 1 «УМ».
Это слово обозначает устройство, которое работает в двух режимах – текстовом и графическом.
2
Это слово обозначает устройство, подключаемое к компьютеру.
3
-Давайте потренируемся и попробуем разгадать ребус вместе. Вот вам дан такой ребус:
к л ю ч с а в о к И б а н т ура
С
получаем слово
КЛАВИАТУРА
первого слова убираем, согласно ребуса, последние две буквы.
Со второго слова убираем первую букву и две последних.
С третьего слова убираем первую букву и букву Н.
Добавляем четвёртое слово «ура».
7 конкурс «Поздравительная открытка»
Условие конкурса: Ребята занимают места за компьютерами. Преподаватель раздаёт поздравительный текст к Новому году:
С Новым годом, праздником зимы,
Поздравляем мы вас от души!
Пускай счастливым будет этот год,
Пускай не будет ни забот и ни хлопот!
Задание ребятам – оформить поздравительную открытку, добавив к тексту поздравления новогодний рисунок, объект WortArt и т.д., не забыв выполнить шрифтовое оформление текста.
-
Но перед тем, как приступить к работе давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе с персональным компьютером.
Кто готов рассказать нам эти правила.
/Члены обоих команд рассказывают ТБ/
На выполнение задания отводиться 5-10 минут. По истечении этого времени проводит ся оценка выполненных на компьютере работ. Определяются наиболее удачные работы. Авторы этих работ приносят своей команде 1 «УМ».
Итог занятия.
По итогам семи конкурсов подсчитывается количество заработанных УМов в копилке команды. Выявляется команда-победитель, члены которой получают призы. Членам второй команды тоже вручаются призы.
Спасибо Вам, ребята, за участие в нашем брей-ринге,
за ваши ответы и поздравительные открытки.
Спасибо гостям за внимание. До свидания!
Приложение 3
Организация конкурсов компьютерного рисунка
«Рисунок для мамы». «Домики» «Пасхальный набор»
Прокопец Андрей, Чайникова Снежана, Воловик Дмитрий,
1-й год обучения. 2-й год обучения 1-й год обучения
«Весенний луг» «Прищла зима» «Модель автомобиля»
Таранец Виктория, Габоян Геннадий, Мезиров Ахиллес,
1-й год обучения 1-й год обучения 2-й год обучения
«Космос» «Ко Дню Победы»
Краснов Евгений, Петров Денис,
2-й год обучения 2-й год обучения
Приложение 4
Диагностическая карта
учащегося объединения «Коннект»
Фамилия, имя учащегося ________________________________________________, год рождения __________________________
№ группы _____ год поступления в объединение ____________________________, год выпуска из объединения __________________
Тема программы |
Формы контроля |
Уровень теоретических знаний |
Уровень практических умений |
Общая оценка уровня усвоения темы |
||||||||||
Устный опрос |
Работа по карточкам |
Контрольная работа |
Зачётная работа |
Тестирование |
Собеседование |
|||||||||
1-й год обучения |
||||||||||||||
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
х |
х |
х |
х |
х |
|||||||||
Области применения персональных компьютеров. |
х |
х |
х |
х |
х |
|||||||||
Компьютер и его основные устройства. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Клавиатура, работа на клавиатуре. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Мышь. Пиктограммы. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Графика. Графический редактор Paint. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Раскрашивание компьютерных рисунков. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Конструирование. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Информация: виды, способы представления. |
х |
х |
||||||||||||
Логика. Решение логических задач. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Множество. Решение задач на нахождение общих свойств или признаков. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Обобщение. Решение задач на обобщение предметов. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Модели. Графическое представление модели. |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
Алгоритмы и исполнители. |
х |
|||||||||||||
Тема программы |
Формы контроля |
Уровень теоретических знаний |
Уровень практических умений |
Общая оценка уровня усвоения темы |
||||||||||
Устный опрос |
Работа по карточкам |
Контрольная работа |
Зачётная работа |
Тестирование |
Собеседование |
|||||||||
2-й год обучения |
||||||||||||||
Системы счисления. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Алгоритмы, алгоритмический язык. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Устройства, подключаемые к персональному компьютеру. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Антивирусные программы. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Технология обработки графической информации Paint. |
х |
х |
||||||||||||
Технология обработки текстовой информации. Текстовой редактор Word. |
х |
|||||||||||||
Internet. |
х |
|||||||||||||
3-й год обучения |
||||||||||||||
Компьютеры IBM PC. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Операционная система Windows XP. |
х |
х |
||||||||||||
Текстовой редактор Microsoft Word. |
х |
|||||||||||||
Электронные таблицы MS Excel. |
х |
|||||||||||||
Обработка фактографической информации. Базы данных MS Access. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Организация информации в системах презентации деловой дея-ти MS Power Point. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Работа в среде Adobe Photoshop. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Компьютерные телекоммуникации. Интернет. |
х |
х |
х |
|||||||||||
Итоговое занятие |
х |
х |
- высокий уровень - средний уровень - низкий уровень