ДООП для старшеклассников и взрослой возрастной категории «ШКОЛА ДПИ»

2
0
Материал опубликован 9 March 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД БИРОБИДЖАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСВЕННАЯ ШКОЛА»



«ШКОЛА ДПИ»

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

для старшеклассников и взрослой возрастной категории

78 часов


Составитель: Ивагина Н.П., преподаватель ДХШ



I.Пояснительная записка

Характеристика образовательного курса

Программа учебного курса «Школа ДПИ», предназначена для людей разного возраста и рассчитана на людей с любым уровнем подготовки. Программа включает в себя изучение как элементарных основ в области композиции, рисунка, орнамента, так и более сложных законов в области изобразительного искусства и дизайна. Данный курс слово «дизайн» определяет как организацию эстетической среды жизни человека (работа с текстилем и шерстью для украшения домашнего интерьера).

Структура программы «Школа ДПИ» делится на блоки-модули, что позволяет начинать обучение с любого раздела. Отличительной особенностью такого построения является цикличность в получении основ в области пластических искусств, то есть их повторения и углубления. В основе обучения лежат методики, способствующие формированию художественной уверенности, получению доступа к творческой части своей личности, что позволяет раскрыть свой внутренний потенциал.

Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предполагает освоение обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы. Прежде, чем приступить к практической работе, слушатели курсов выполняют эскиз своего изделия на бумаге, подбирают необходимые материала, инструменты, приспособления. При выполнении практических работ слушатели изготавливают изделие, проявляя свои художественные и индивидуальные способности. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий с использованием самых разнообразных техник (росписи ткани в технике холодного батика, изготовление кукол, работа с шерстью и войлоком) и стилей. В процессе занятий, по дизайну накапливая, практический опыт обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования авторских поделок. Обучение дизайну способствует развитию слушателя в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по дизайну актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта слушателей в процессе собственной художественно-творческой активности.

Искусство изготовления игрушек – один из видов прикладного творчества и дизайна, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания. На курсах слушателям предлагается освоить изготовление русской народной куклы и игрушки из шерсти и войлока. Эти изделия служат элементами интерьера, выступают в роли подарков родственникам и друзьям, а иногда становятся настоящими хранителями домашнего очага.

Искусство оформления ткани – поистине выдающееся явление. Блок занятий по батику, не только позволит научиться разбираться в сортах натурального шелка, красках и методах росписи, но и ознакомиться с историей костюма и стилей. Слушатели курса изучат приёмы орнаментации тканей, принципы гармонии цвета и сочетаний, его природу и психологическое влияние цвета на человека.

Курсы очень привлекательны для тех людей, кто своими руками и в короткий срок желает создать незатейливый шедевр или изготовить подарки родным и близким. В эти произведения вкладывается душа, а в процессе труда зарождается любовь к творчеству. Кроме художественных навыков, слушатели курсов приобретают новые возможности личностного роста. Человек получает возможность раскрыть свою индивидуальность через творчество.

Слушатели курса получают навыки в различных областях изобразительного искусства – композиции, орнамента, цветоведения, рисунка и графики. Они познакомятся с закономерностями передачи пространства на плоскости.

Отличительные особенности программы

- Предварительная подготовка слушателей к занятиям не имеет значения.

- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.

- Программа дает возможность каждому открыть для себя волшебный мир дизайна, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

- Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития слушателя преподаватель может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение создать панно, картину, платок, игрушки для интерьеров, выполнить в материале элементы дизайна и украшений для интерьеров и т.д.

Цель – развитие у слушателя мотивации к познанию, расширение творческих способностей, художественного воображения и мышления, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

Приобретение навыков работы в области живописи акварелью;

Обучение приемам самостоятельной разработки изделия;

Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства;

Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Знакомство с различными направлениями народного творчества разных стран.

К концу обучения слушатели должны

Знать:

Основы композиции, перспективы, орнамента и цветоведения;

Разнообразие материалов и изобразительные средства;

Некоторые понятия, термины изобразительного искусства, дизайна и декоративно - прикладного творчества;

Технологию того или иного творчества;

Разнообразие выразительных средств.

Уметь:

Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, красители для ткани и.тд.);

Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;

Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;

Выбирать средства для выражения замысла;

Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания;

Составить композицию, учитывая законы композиции;

Уметь подбирать гармоничную цветовую гамму;

Правильно использовать художественные материалы;

Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;

Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания и т.д.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.


II. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного курса,

сведения о затратах учебного времени

Форма проведения учебных занятий

При реализации программы «Школа ДПИ» с нормативным сроком обучения 3 месяца общая трудоемкость учебного процесса составляет 78 аудиторных часов. Занятия с группой проводятся по 6 часов в неделю. Длительность одного занятия 40 минут.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и любым уровнем подготовки слушателя. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 5 до 8 человек. Для развития навыков творческой работы слушателей, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.


III. Учебно–тематический план




Наименование темы

Практическое задание

Теория

Всего часов

РАЗДЕЛ 1. «ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ»

1.1.

Техники сухого и мокрого валяния из шерсти. Войлок. Основные техники сухого валяния. Фильцевание. Иглы для валяния. Изготовление игрушки в технике сухого валяния.

12

1

13

1.2.

Техника мокрого валяния. Изготовление панно или палантина из шерсти.

12

1

13

Всего:

24

2

26

РАЗДЕЛ 2. «РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА»

2.1.

История возникновения игрушек.

Разновидности русской народной куклы. Выполнение ее в материале

12

1

13

2.2.

Раскрой, шитье и сборка игрушки из нескольких отдельных деталей.

12

1

13

Всего:

24

2

26

РАЗДЕЛ 3. «БАТИК. РОСПИСЬ ПО ТЕКСТИЛЮ»

3.1.

История росписи по ткани и батика.

Три основных метода росписи тканей, узелковый батик, горячий батик, холодный батик. Композиция и цвет в росписи.

Материалы, применяемые в росписи. Свободная роспись по соляному грунту. Резервирование. Материалы для резервирования, приемы, методы. Свободная роспись по ткани. Приемы, эффекты.

12

1

13

3.2.

Композиция «Осенний букет».

Рисование с натуры растительных форм. Стилизация растительных форм (графика). Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. Техника холодного батика. Перевод рисунка контурных линий на ткань. Натягивание ткани на раму. Обводка контурных замкнутых линий резервом.

12

1

13

Всего:

24

2

26

Итого:

72

6

78


IV. Содержание учебного курса

РАЗДЕЛ 1. «ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ»

1.1. Техники сухого и мокрого валяния из шерсти. Войлок. Основные техники сухого валяния. Фелтинг, фильцевание. Иглы для валяния. Изготовление игрушки в технике сухого валяния.

1.2. Техника мокрого валяния. Изготовление панно или палантина из шерсти.

РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА

2.1. История возникновения русской народной игрушки, ее разновидности. Технологическая карта «примитивной» игрушки. Первые игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Правила кроя игрушки. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Технология выполнения швов. Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки.

2.2. Раскрой, шитье и сборка игрушки из нескольких отдельных деталей.

Выкройка и изготовление куклы из отдельных деталей по рисунку. Конструирование и оформление игрушки. Разные способы украшения игрушек. Технология изготовления волос.

РАЗДЕЛ 3. БАТИК. РОСПИСЬ ПО ТЕКСТИЛЮ

3.1. История росписи по ткани и батика. Три основных метода росписи тканей, узелковый батик, горячий батик, холодный батик. Композиция и цвет в росписи. Материалы, применяемые в росписи. Свободная роспись по соляному грунту. Резервирование. Материалы для резервирования, приемы, методы. Свободная роспись по ткани. Приемы, эффекты.

3.2. Композиция «Осенний букет». Рисование с натуры растительных форм. Стилизация растительных форм (графика). Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. Техника холодного батика. Перевод рисунка контурных линий на ткань. Натягивание ткани на раму. Обводка контурных замкнутых линий резервом.


V. Формы и методы итоговой аттестации

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Преподаватель по своему усмотрению проводит промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной аттестации:

творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании отдельных разделов программы (модулей) - текущий контроль.

итоговый просмотр (проводится выставка творческих работ);

Выставка творческих работ слушателей проводится по окончанию курсов.


VI. Описание материально-технических условий реализации программы курсов

Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

хорошо освещенный кабинет;

оборудование – натурные столы, предметы натурного фонда, компьютер и проектор, столы, стулья, шкафы;

методические и наглядные пособия по изобразительному искусству (учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции; альбомы и т.д.)


VII . МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

2. Материалы для работы с шерстью:

- непряденая шерсть разных цветов (гребенная лента, кардочес, сливер);

- иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации);

- подложка (поролон, щетка, мат для валяния);

- цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки;

- клеенка;

- марля;

- пуходерка;

- нитки, бусины, проволока;

- ткань, рваные кусочки тканей, шерстяные нитки разного цвета.

2. Материалы для изготовления русской народной куклы:

- большие и маленькие лоскутки разных тканей, лент, кружев, меха, кожи, фетр;

- разного цвета и разной прочности нитки;

- вата, синтепон, поролон;

- фурнитура, пуговицы и бусины;

- разных размеров иголки, ножницы, наперсток.

Материалы и инструменты для батика:

- подрамник, кнопки;

- беличьи или колонковые кисти №3,6,10, маркеры, баночки для воды;

- резервирующий состав, стеклянные трубочки, контур по стеклу, пипетки;

- краски (батик-акрил для росписи тканей, краски для росписи по ткани);

- ткань х/б, атлас или шелк размер по подрамнику(50х40, 60х50).


VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.

Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник»,2001

Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник»,2001

Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984

Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994

Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999. – С. 136-163, 192-194, 204-206, 260-261.

Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1985.

Дополнительная литература

Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.

Аллахвердова Е.Э. «Батик, глина, дерево», -М., ООО “Издательство АСТ”, 2001;

Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону, 2000.

Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008;

Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.

Давыдов С.Г. «Батик» (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006.

Давыдов С.П. «Батик» М. АСТ-Пресс Книга 2005.

Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.

Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000.

Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.

Журнал «Валентина – роспись по шелку», Изд. Дом ОВА-ПРЕСС, 1995;

Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.

Масалова Е.В. «Батик в интерьере». Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.

Успенская Е, Ивахнов А. «Искусство батика», -М., “Внешсигма”, 2000. 4. Гильман Р.А «Художественная роспись тканей» Москва “Владос” 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.