Дополнительная общеразвивающая программа для старшеклассников и взрослой возрастной категории «ПЛЕНЭР»

Муниципальное образование «Город Биробиджан»
Еврейской автономной области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа»
дополнительная общеразвивающая программа
для старшеклассников и взрослой возрастной категории
«ПЛЕНЭР»
24 часа
Составитель:
Ивагина Н.П., заместитель директора по УВР
1.Пояснительная записка
Программа курса «Пленэр» является продолжением процесса обучения по дополнительной общеразвивающей программе для старшеклассников (с 16 лет) и взрослой возрастной категории по программе «Живопись», но более углубленно и расширено.
В процессе работы по программе «Пленэр» слушатели учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Вводное занятие проходит в аудитории, а последующие занятия проводятся на свежем воздухе в утренние и вечерние часы.
При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы преподаватель должен учитывать индивидуальные качества и уровень развития творческих навыков слушателя. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем, познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия плановости. На пленэре слушатели изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи, краткосрочные живописные работы.
1 неделя. Преодоление стереотипа в цветовом решении пейзажа. Приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения. Изучение последовательности в работе. «Постановка глаза». Решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды и т.п.
2-я неделя. Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т.д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных построек, набросков животных в движении.
3-я неделя. Колористическое решение пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, вечер, утро и т.п. Изучение особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы: выполнение а’la prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи лессировкой, с подробной проработкой деталей.
4-ая неделя. На выбор слушателя:
1. Длительный этюд пейзажа с фигурой человека. За основу может быть взят городской или сельский пейзаж.
2. Этюд аллеи (парк, улица, пешеходная зона и т.д.).
5-ая неделя. Итоговая работа (творческий проект). Жанр и материал на выбор слушателей.
Перед выходом на пленер необходимо настроить слушателей на серьезную, увлекательную работу, создать творческую атмосферу: провести небольшую беседу с показом этюдов из методического фонда, репродукции работ мастеров акварельной живописи, графики (этюдов Т.Остроумовой-Лебедевой, В. Серова, М. Врубеля, В. Сурикова, рисунков И. Шишкина). Слушатели курсов тренируют руку в простых сюжетах, отрабатывают карандашные навыки рисунка и живописи учатся технике штрихования и продолжают оттачивать технику основных приемов акварельной живописи, на практике закрепляя основные законы линейной и воздушной перспективы. Обучающиеся используют в своей работе акварель, карандаш, гелевую ручку, пастель, акрил, они пробуют рисовать более сложные сюжеты, а также изучают пейзажную технику и знакомятся с архитектурным пейзажем. Творческий этап освоения программы по живописи начинается, когда слушатели курсов заканчивают обучение и решают различные задачи при выполнении творческого проекта в конце курсов, самостоятельно выбирая жанр и материалы для его выполнения.
Структура программы «ПЛЕНЭР» делится на 8 творческих заданий. Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предполагает освоение обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы на свежем воздухе.
Форма и срок реализации учебного предмета
Программа «Пленэр» осуществляется в период с мая по сентябрь (включительно) в течение одного месяца. Общая трудоемкость пленэра составляет 24 часа, из них: 1 час – теория, 23 часа – практика. Слушатели занимаются творчеством 4 учебных недели, 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в неделю). Длительность одного занятия – 40 минут, перемена – 10 минут. За это время они должны выполнить 8 учебных заданий. Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий на открытом воздухе. Наполняемость группы – 6 человек. В случае плохой погоды занятия проводятся в учебных аудиториях, где слушатели знакомятся с теоретическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- подготовка слушателей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи учебного предмета:
- развивать умения и навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
- приобрести навыки работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- сформировать умения находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Краткий экскурс в распространенные техники и материалы пленэра. Кратковременные зарисовки листьев различных пород деревьев и растений (одуванчик, клевер, лопух, береза, дуб, клен и т.д.). Формат – А4 (3 штуки). Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, пастель и т.д.). | 3 | 1 | 2 |
2. | Этюд с изображением глади воды (с передним планом). Формат – А3 (1 шт.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель и т.д.). | 2 | - | 2 |
3 | Этюд воды с камнями и зеленью. Формат – А3 (1 шт.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель и т.д.). | 2 | - | 2 |
4 | Зарисовка группы деревьев с архитектурными постройками. Формат – А3 (1 шт.). Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, пастель и т.д.). | 3 | - | 3 |
5 | Этюд предметов обихода на фоне сельской постройки (сарай, изгородь и т.д.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель, масло и т.д.). | 3 | - | 3 |
6 | Кратковременные этюды на состояние (солнечно, жарко, пасмурно, туманно, утро, вечер). Формат – А4 (4 штуки). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель, масло и т.д.). | 2 | - | 2 |
7 | 1 тема: Длительный этюд пейзажа с фигурой человека. 2 тема: Этюд аллеи с фигурами людей (парк, улица, пешеходная зона и т.д.). Формат – А3 (1 шт.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель, масло и т.д.). Зарисовки подготовительного материала к этюду (архитектура, постройки). Зарисовки людей и животных. Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, пастель и т.д.). | 3 | - | 3 |
8 | Завершающий этап работы над этюдом. | 3 | - | 3 |
9 | Итоговая работа (творческий проект). Жанр и материал на выбор слушателя. Формат – А3 (1 шт.). | 3 | - | 3 |
| Итого | 24 | 1 | 23 |
3. Список литературы
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981
Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985
Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973
Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981
Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический Проект, 2012
Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.
Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980.