12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ивагина Надежда Петровна576
Педагогическая деятельность - более 17 лет. Зам.директора по УВР. Преподаватель учебных дисциплин в области искусства.
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
2

Дополнительная общеразвивающая программа для старшеклассников и взрослой возрастной категории «ПЛЕНЭР»

Муниципальное образование «Город Биробиджан»

Еврейской автономной области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа»


дополнительная общеразвивающая программа

для старшеклассников и взрослой возрастной категории

«ПЛЕНЭР»

24 часа


Составитель:

Ивагина Н.П., заместитель директора по УВР


1.Пояснительная записка

Программа курса «Пленэр» является продолжением процесса обучения по дополнительной общеразвивающей программе для старшеклассников (с 16 лет) и взрослой возрастной категории по программе «Живопись», но более углубленно и расширено.

В процессе работы по программе «Пленэр» слушатели учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Вводное занятие проходит в аудитории, а последующие занятия проводятся на свежем воздухе в утренние и вечерние часы.

При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы преподаватель должен учитывать индивидуальные качества и уровень развития творческих навыков слушателя. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем, познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия плановости. На пленэре слушатели изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи, краткосрочные живописные работы.

1 неделя. Преодоление стереотипа в цветовом решении пейзажа. Приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения. Изучение последовательности в работе. «Постановка глаза». Решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды и т.п.

2-я неделя. Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т.д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных построек, набросков животных в движении.

3-я неделя. Колористическое решение пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, вечер, утро и т.п. Изучение особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы: выполнение а’la prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи лессировкой, с подробной проработкой деталей.

4-ая неделя. На выбор слушателя:

1. Длительный этюд пейзажа с фигурой человека. За основу может быть взят городской или сельский пейзаж.

2. Этюд аллеи (парк, улица, пешеходная зона и т.д.).

5-ая неделя. Итоговая работа (творческий проект). Жанр и материал на выбор слушателей.

Перед выходом на пленер необходимо настроить слушателей на серьезную, увлекательную работу, создать творческую атмосферу: провести небольшую беседу с показом этюдов из методического фонда, репродукции работ мастеров акварельной живописи, графики (этюдов Т.Остроумовой-Лебедевой, В. Серова, М. Врубеля, В. Сурикова, рисунков И. Шишкина). Слушатели курсов тренируют руку в простых сюжетах, отрабатывают карандашные навыки рисунка и живописи учатся технике штрихования и продолжают оттачивать технику основных приемов акварельной живописи, на практике закрепляя основные законы линейной и воздушной перспективы. Обучающиеся используют в своей работе акварель, карандаш, гелевую ручку, пастель, акрил, они пробуют рисовать более сложные сюжеты, а также изучают пейзажную технику и знакомятся с архитектурным пейзажем. Творческий этап освоения программы по живописи начинается, когда слушатели курсов заканчивают обучение и решают различные задачи при выполнении творческого проекта в конце курсов, самостоятельно выбирая жанр и материалы для его выполнения.

Структура программы «ПЛЕНЭР» делится на 8 творческих заданий. Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предполагает освоение обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы на свежем воздухе.

Форма и срок реализации учебного предмета

Программа «Пленэр» осуществляется в период с мая по сентябрь (включительно) в течение одного месяца. Общая трудоемкость пленэра составляет 24 часа, из них: 1 час – теория, 23 часа – практика. Слушатели занимаются творчеством 4 учебных недели, 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в неделю). Длительность одного занятия – 40 минут, перемена – 10 минут. За это время они должны выполнить 8 учебных заданий. Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий на открытом воздухе. Наполняемость группы – 6 человек. В случае плохой погоды занятия проводятся в учебных аудиториях, где слушатели знакомятся с теоретическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.

Цели учебного предмета:

- художественно-эстетическое развитие личности, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;

- подготовка слушателей к поступлению в образовательные учреждения.

Задачи учебного предмета:

- развивать умения и навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

- приобрести навыки работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;

- сформировать умения находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.


2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Краткий экскурс в распространенные техники и материалы пленэра.

Кратковременные зарисовки листьев различных пород деревьев и растений (одуванчик, клевер, лопух, береза, дуб, клен и т.д.). Формат – А4 (3 штуки). Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, пастель и т.д.).

3

1

2

2.

Этюд с изображением глади воды (с передним планом). Формат – А3 (1 шт.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель и т.д.).

2

-

2

3

Этюд воды с камнями и зеленью. Формат – А3 (1 шт.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель и т.д.).

2

-

2

4

Зарисовка группы деревьев с архитектурными постройками. Формат – А3 (1 шт.). Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, пастель и т.д.).

3

-

3

5

Этюд предметов обихода на фоне сельской постройки (сарай, изгородь и т.д.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель, масло и т.д.).

3

-

3

6

Кратковременные этюды на состояние (солнечно, жарко, пасмурно, туманно, утро, вечер). Формат – А4 (4 штуки). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель, масло и т.д.).

2

-

2

7

1 тема: Длительный этюд пейзажа с фигурой человека.

2 тема: Этюд аллеи с фигурами людей (парк, улица, пешеходная зона и т.д.).

Формат – А3 (1 шт.). Материал: белая бумага, тонированная бумага, картон, холст, простой карандаш, акварель, акрил, гелевая ручка, пастель, масло и т.д.).

Зарисовки подготовительного материала к этюду (архитектура, постройки). Зарисовки людей и животных.

Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, пастель и т.д.).

3

-

3

8

Завершающий этап работы над этюдом.

3

-

3

9

Итоговая работа (творческий проект). Жанр и материал на выбор слушателя. Формат – А3 (1 шт.).

3

-

3


Итого

24

1

23


3. Список литературы

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981

Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985

Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981

Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981

Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический Проект, 2012

Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.

Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992

Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986

Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980.

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.