Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по курсу «Сделай сам» (5–9 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» города Магнитогорска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности по курсу
«СДЕЛАЙ САМ»
для учащихся 5-9 классов
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________/Е.А.Самсонова/
| | | УТВЕРЖДЕНО: директор МОУ «СОШ № 12» г. Магнитогорска ____________/М.А. Иванушкина/ Приказ № ___ от «___» «_______» 201__года |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете МОУ «СОШ №12» г .Магнитогорска «___» «________» 201___ года протокол № ____ | | | |
Разработчик: А.Г. Мушкарёв
учитель технологии
первой квалификационной категории
Магнитогорск-2017
Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Курс предлагает развитие ребенка в различных направлениях: художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из дерева и других материалов, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.
Настоящая программа составлена в соответствии с программой по технологии, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.
Данная модифицированная программа разработана на основе сборников программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:
примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко — М.: Просвещение, 2010;
Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144 с.
Цель программы:
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.
выполнение качественных и красивых поделок при самостоятельной работе.
совершенствование общетрудовых и специальных навыков пользования инструментами и приспособлениями.
трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора
Задачи программы:
Обучающие: сформировать практические навыки и умения в различных областях художественной обработки древесины, ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учреждениях. Овладение технологическими знаниями, умениями и навыками; опытом практической деятельности по созданию поделок; способами планирования и организации трудовой деятельности; навыками творческого сотрудничества.
Развивающие: мотивировать познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, организаторские способности и самостоятельность у воспитанников. Развитие творчества, пространственного воображения, технического и логического мышления, способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитательные: развить трудолюбие и аккуратность, воспитать чувство прекрасного, развить навыки самопознания и самоанализа, интереса к творческой и трудовой деятельности, практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать
Программа рассчитана на 1 год обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (1 занятие 2 часа в неделю).
Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в школьном или домашнем интерьере, послужат хорошим подарком. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми.
Данная программа позволяет выбрать понравившийся вид художественной обработки древесины и в дальнейшем совершенствовать свое мастерство на занятиях кружка и дома.
Формы работы: лекции, беседы, выполнение работы с материалами, инструментами и приспособлениями.
Формы контроля уровня и качества обученности
1.На этапе обучения сравнительный анализ изготавливаемого изделия с образцом.
2.На этапе закрепления выполнение изделия по собственному замыслу и его самоанализ. Коллективная оценка качества выполненных изделий.
3.Определение уровня самостоятельности выполнения и качества работ при выполнении проектной итоговой работы самими учащимися и педагогом.
4.Оформление выставок работ.
Учащиеся должны знать:
1. Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности.
2. Основы композиции: принципы декоративного оформления плоскости.
3. Виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева: инструменты, оборудование и приспособления, о ручной и механизированной обработке древесины.
4. Основные приемы и правила выжигания и выпиливания, выполнения ажурной и прорезной резьбы.
5. Технологический процесс изготовления изделий из древесины столярным способом и их декорирование, о видах художественного оформления поделок.
6.Правила безопасности труда и пожарной безопасности, личной гигиены, требования к организации рабочего места.
7. Представления о современных производствах.
Учащиеся должны уметь:
1.Различать изделия разных видов искусства деревообработки.
2.Владеть инструментом и технологией художественной обработки древесины.
З. Проектировать простое изделие и выполнять его.
4.Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, выжигания, росписи или резьбы. Выполнять эти операции.
5.Работать по технологической карте.
6.Читать и составлять чертежи и эскизы.
7.Владеть инструментом и технологией художественной обработки древесины, знать правила безопасной работы с инструментом.
8.Организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Учебно-тематический план
№ занятия | Дата | Темы занятий | Кол-во часов | Примечание |
1 | 6.09 | Вводное занятие. Краткое знакомство с народными художественными промыслами. Планирование работы | 2 | Теория |
2 | 13.09 | Технология изготовления изделия. Виды пиломатериалов. Древесные материалы. | 2 | Теория |
3 | 20.09 | Технология изготовления изделия. Назначение и приемы работы со столярным инструментом | 2 | Практика |
4 | 27.09 | Технология изготовления изделия. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. | 2 | Практика |
5 | 4.10 | Технология изготовления изделия. Понятие о технологическом процессе. | 2 | Практика |
6 | 11.10 | Технология художественной обработки древесины. Понятие об орнаменте и узоре. | 2 | Теория |
7 | 18.10 | Технология художественной обработки древесины. Виды орнаментов: растительный, геометрический и др. | 2 | Теория |
8 | 25.10 | Технология художественной обработки древесины. Виды соединения деталей из дерева. | 2 | Практика |
9 | 8.11 | Технология художественной обработки древесины. Виды соединения деталей из дерева. | 2 | Практика |
10 | 15.11 | Технология художественной обработки древесины. Виды соединения деталей из дерева. | 2 | Практика |
11 | 22.11 | Технология художественной обработки древесины. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями | 2 | Практика |
12 | 29.11 | Технология художественной обработки древесины. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. | 2 | Практика |
13 | 6.12 | Технология художественной обработки древесины. Склеивание деревянных деталей. | 2 | Практика |
14 | 13.12 | Технология художественной обработки древесины. Склеивание деревянных деталей. | 2 | Практика |
15 | 20.12 | Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. | 2 | Практика |
16 | 27.12 | Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. | 2 | Практика |
17 | 10.01 | Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. | 2 | Практика |
18 | 17.01 | Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. | 2 | Практика |
19 | 24.01 | Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. | 2 | Практика |
20 | 31.01 | Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. | 2 | Практика |
21 | 7.02 | Технология художественной обработки древесины. Графическое изображение соединений деталей на чертежах | 2 | Практика |
22 | 14.02 | Технология художественной обработки древесины. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. | 2 | Практика |
23 | 21.02 | Технология художественной обработки древесины. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. | 2 | Практика |
24 | 28.02 | Технология художественной обработки древесины Выжигание. Сущность выжигания | 2 | Практика |
25 | 7.03 | Технология художественной обработки древесины. Выжигание. Сущность выжигания | 2 | Практика |
26 | 14.03 | Общие основы художественного конструирования. Исходные принципы художественного конструирования. Понятие о композиции. | 2 | Теория |
27 | 21.03 | Общие основы художественного конструирования. Требования технической эстетики к промышленным изделиям. | 2 | Практика |
28 | 4.04 | Общие основы художественного конструирования. Требования к внешней отделке изделия. | 2 | Практика |
29 | 11.04 | Отделка древесины лакокрасочным материалами. Виды лаков, область их применения. | 2 | Теория |
30 | 18.04 | Отделка древесины лакокрасочным материалами. технология покрытия поверхности лаками, условия и правила безопасного труда | 2 | Практика |
31 | 25.04 | Индивидуальная работа над своим изделием. Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки. | 2 | Теория |
32 | 16.05 | Индивидуальная работа над своим изделием. Безопасные приемы работы с инструментом. | 2 | Практика |
33 | 23.05 | Индивидуальная работа над своим изделием. Владение необходимыми способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками). | 2 | Практика |
34 | 30.05 | Индивидуальная работа над своим изделием. Владение необходимыми способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками). | 2 | Практика |
Учебно-тематический план работы с учащимися
Ресурсное обеспечение
Мастерская:
персональный компьютер
мультимедийный проектор
верстаки
спецодежда
ручной инструмент для обработки древесины
электроинструмент для обработки древесины
лакокрасочные материалы, клей
Литература:
Учебники технологии:
А Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с. : ил.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 176 с. : ил.
Пай Крис. Резьба по дереву / Пер. с англ. Н. С. Соколовой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 168 с.: ил.
Амбросимова А.А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. – М.: Высш. Шк., 1984, – 159 с., ил.
Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М., 2001.
Мультимедийные презентации, созданные учителем по технологии.
Мультимедийные презентации, созданные учениками.
Интернет-ресурсы.