Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по курсу «Сделай сам» (5–9 классы)

3
0
Материал опубликован 9 September 2020


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» города Магнитогорска








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности по курсу

«СДЕЛАЙ САМ»

для учащихся 5-9 классов




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______________/Е.А.Самсонова/



УТВЕРЖДЕНО:

директор МОУ «СОШ № 12»

г. Магнитогорска

____________/М.А. Иванушкина/

Приказ № ___ от «___» «_______» 201__года


ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МОУ «СОШ №12» г .Магнитогорска

«___» «________» 201___ года

протокол № ____








Разработчик: А.Г. Мушкарёв

учитель технологии

первой квалификационной категории















Магнитогорск-2017

Пояснительная записка


Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Курс предлагает развитие ребенка в различных направлениях: художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из дерева и других материалов, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.

Настоящая программа составлена в соответствии с программой по технологии, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.

Данная модифицированная программа разработана на основе сборников программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);

Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко — М.: Просвещение, 2010;

Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144 с.



Цель программы:

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

создание условий для самореализации ученика в творчестве;

формирование практических трудовых навыков;

развитие индивидуальных творческих способностей.

выполнение качественных и красивых поделок при самостоятельной работе.

совершенствование общетрудовых и специальных навыков пользования инструментами и приспособлениями.

трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора




Задачи программы:

Обучающие: сформировать практические навыки и умения в различных областях художественной обработки древесины, ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учреждениях. Овладение технологическими знаниями, умениями и навыками; опытом практической деятельности по созданию поделок; способами планирования и организации трудовой деятельности; навыками творческого сотрудничества.

Развивающие: мотивировать познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, организаторские способности и самостоятельность у воспитанников. Развитие творчества, пространственного воображения, технического и логического мышления, способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные: развить трудолюбие и аккуратность, воспитать чувство прекрасного, развить навыки самопознания и самоанализа, интереса к творческой и трудовой деятельности, практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.


Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать

Программа рассчитана на 1 год обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (1 занятие 2 часа в неделю).

Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в школьном или домашнем интерьере, послужат хорошим подарком. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми.

Данная программа позволяет выбрать понравившийся вид художественной обработки древесины и в дальней­шем совершенствовать свое мастерство на занятиях кружка и дома.


Формы работы: лекции, беседы, выполнение работы с материалами, инструментами и приспособлениями.


Формы контроля уровня и качества обученности


1.На этапе обучения сравнительный анализ изготавливаемого изделия с образцом.

2.На этапе закрепления выполнение изделия по собственному замыслу и его самоанализ. Коллективная оценка качества выполненных изделий.

3.Определение уровня самостоятельности выполнения и качества работ при выполнении проектной итоговой работы самими учащимися и педагогом.

4.Оформление выставок работ.







Учащиеся должны знать:


1. Основные сведения о видах художественной обработки дерева на тер­ритории родного края, их характерные особенности.

2. Основы композиции: принципы декоративного оформления плоскости.

3. Виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева: инструменты, оборудование и приспособления, о ручной и механизированной обработке древесины.

4. Основные приемы и правила выжигания и выпиливания, выполнения ажурной и прорезной резьбы.

5. Технологический процесс изготовления изделий из древесины столяр­ным способом и их декорирование, о видах художественного оформления поделок.

6.Правила безопасности труда и пожарной безопасности, личной гигиены, требования к организации рабочего места.

7. Представления о современных производствах.


Учащиеся должны уметь:


1.Различать изделия разных видов искусства деревообработки.

2.Владеть инструментом и технологией художественной обработки дре­весины.

З. Проектировать простое изделие и выполнять его.

4.Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, выжигания, росписи или резьбы. Выполнять эти операции.

5.Работать по технологической карте.

6.Читать и составлять чертежи и эскизы.

7.Владеть инструментом и технологией художественной обработки дре­весины, знать правила безопасной работы с инструментом.

8.Организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.


Учебно-тематический план


занятия

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

1

6.09

Вводное занятие. Краткое знакомство с народными художественными промыслами. Планирование работы

2

Теория

2

13.09

Технология изготовления изделия. Виды пиломатериалов. Древесные материалы.

2

Теория

3

20.09

Технология изготовления изделия. Назначение и приемы работы со столярным инструментом

2

Практика

4

27.09

Технология изготовления изделия. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

2

Практика

5

4.10

Технология изготовления изделия. Понятие о технологическом процессе.

2

Практика

6

11.10

Технология художественной обработки древесины. Понятие об орнаменте и узоре.

2

Теория

7

18.10

Технология художественной обработки древесины. Виды орнаментов: растительный, геометрический и др.

2

Теория

8

25.10

Технология художественной обработки древесины. Виды соединения деталей из дерева.

2

Практика

9

8.11

Технология художественной обработки древесины. Виды соединения деталей из дерева.

2

Практика

10

15.11

Технология художественной обработки древесины. Виды соединения деталей из дерева.

2

Практика

11

22.11

Технология художественной обработки древесины. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями

2

Практика

12

29.11

Технология художественной обработки древесины. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями.

2

Практика

13

6.12

Технология художественной обработки древесины. Склеивание деревянных деталей.

2

Практика

14

13.12

Технология художественной обработки древесины. Склеивание деревянных деталей.

2

Практика

15

20.12

Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.

2

Практика

16

27.12

Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.

2

Практика

17

10.01

Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.

2

Практика

18

17.01

Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.

2

Практика

19

24.01

Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.

2

Практика

20

31.01

Технология художественной обработки древесины. Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.

2

Практика

21

7.02

Технология художественной обработки древесины. Графическое изображение соединений деталей на чертежах

2

Практика

22

14.02

Технология художественной обработки древесины. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.

2

Практика

23

21.02

Технология художественной обработки древесины. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.

2

Практика

24

28.02

Технология художественной обработки древесины Выжигание. Сущность выжигания

2

Практика

25

7.03

Технология художественной обработки древесины. Выжигание. Сущность выжигания

2

Практика

26

14.03

Общие основы художественного конструирования. Исходные принципы художественного конструирования. Понятие о композиции.

2

Теория

27

21.03

Общие основы художественного конструирования. Требования технической эстетики к промышленным изделиям.

2

Практика

28

4.04

Общие основы художественного конструирования. Требования к внешней отделке изделия.

2

Практика

29

11.04

Отделка древесины лакокрасочным материалами. Виды лаков, область их применения.

2

Теория

30

18.04

Отделка древесины лакокрасочным материалами. технология покрытия поверхности лаками, условия и правила безопасного труда

2

Практика

31

25.04

Индивидуальная работа над своим изделием. Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки.

2

Теория

32

16.05

Индивидуальная работа над своим изделием. Безопасные приемы работы с инструментом.

2

Практика

33

23.05

Индивидуальная работа над своим изделием. Владение необходимыми способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками).

2

Практика

34

30.05

Индивидуальная работа над своим изделием. Владение необходимыми способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками).

2

Практика


Учебно-тематический план работы с учащимися


п\п

Тема

Кол-

Теория

Кол

-во

час

Практика

(обобщение, систематизация изученного

во

на основных уроках)

час

1

Вводное занятие. Краткое знакомство с народными художественными промыслами.

2

Планирование работы. Материалы и инструменты. Безопасность труда и правила поведения в мастерской. Материал и знакомство с декоративными и технологическими разновидностями художественной обработки древесины. Физико-механические свойства древесины. Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера. Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т.д.


2

Технология изготовления изделия

2

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения, умение распознавать пороки древесины. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов. Назначение и приемы работы со столярным инструментом.

Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Понятие о технологическом процессе изготовления деталей с помощью шаблонов

6

Обработка поверхностей детали ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины, шлифовальный станок, ручное и механическое выпиливание. Подготовка под следующую отделку.

3

Технология художественной обработки древесины

4

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: растительный, геометрический и др. Виды узоров. Основы построения узоров. Понятие о видах мозаики по дереву. Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. Склеивание деревянных деталей.

Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.


36

Выжигание. Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию с применением выжигательного аппарата.

4

Общие основы художественного конструирования.

1

Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне.
Требования технической эстетики к промышленным изделиям.
Требования к внешней отделке изделия

5

Исходные принципы художественного конструирования. Понятии о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Виды композиции.

5

Отделка древесины лакокрасочными материалами

1

Виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхности лаками, условия и правила безопасного труда. Виды защитной и декоративной отделки изделий из древесины. Затраты на изготовление изделия

3

Лакирование. Полирование. Отделка изделий красящими веществами.

6

Индивидуальная работа над своим изделием.

1

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки. Безопасные приемы работы с инструментом. Владение необходимыми способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками).

7

Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесения рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий, отделка древесины различными способами.

Ресурсное обеспечение

Мастерская:

персональный компьютер

мультимедийный проектор

верстаки

спецодежда

ручной инструмент для обработки древесины

электроинструмент для обработки древесины

лакокрасочные материалы, клей


Литература:

Учебники технологии:

А Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил.

Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с. : ил.

Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 176 с. : ил.

Пай Крис. Резьба по дереву / Пер. с англ. Н. С. Соколовой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 168 с.: ил.

Амбросимова А.А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. – М.: Высш. Шк., 1984, 159 с., ил.

Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М., 2001.


Мультимедийные презентации, созданные учителем по технологии.

Мультимедийные презентации, созданные учениками.

Интернет-ресурсы.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации