Дополнительная программа «Поющие колокольчики» (инклюзивная, стартовый уровень)

0
0
Материал опубликован 18 September 2022

Управление образования администрации округа Муром

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»



Рассмотрено «Утверждаю»

На методическом совете Директор МБУДО ЦВР

«____» _________20__г. ___________Г.Г. Алексеева

Протокол №__ Приказ №_____ от ______



Дополнительная Общеобразовательная

Общеразвивающая программа

«Поющие колокольчики»

(инклюзивная, стартовый уровень)







Срок реализации 1 год

Возраст детей 5-10 лет

Составитель: педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Николаева Ирина Геннадьевна













Округ Муром, 2020 г.




Пояснительная записка

Данная программа опирается на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Эстрадное пение» Е. Н. Вершининой.

Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос-

инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к

активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты музыкального

искусства.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей этот

вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач

данного предмета является развитие творческих способностей детей,

возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и

эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди

детей. Телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные

проекты в этом направлении: «Голос. Дети», «Новая Волна», «Славянский

базар», «Детское Евровидение» и т.д. По результатам таких мероприятий и,

по мнению специалистов в этом направлении, стало очевидным, что

начинать заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.

Вокал, кроме всего прочего, это и хорошее дыхание, что в свою очередь

означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому

занятия пением, оздоравливают наш организм. Для пения рожден любой

человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные

способности, данные ему с рождения.


Дополнительная образовательная программа по уровню является стартовой, по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой.

Данная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами инклюзии имеет социально-педагогическую направленность и разработана в соответствии с основными направлениями государственной образовательной и социальной политики и современными нормативными документами в сфере образования.


Актуальность программы

Актуальность данной программы обусловлена социальным заказом общества в первую очередь- родительской общественности, в создании оптимальных условий для социализации и раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с нормально развивающимися детьми через вокально-хоровое творчество.

Голос всегда был и остаётся основным инструментом человеческого общения. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.

В то же время, в современном обществе остро стоит проблема «принятия» детей с ОВЗ их же сверстниками. Музыка, песня как эмоциональное отображение окружающего мира, способствует формированию доброго, внимательного, чуткого отношения к ближнему.

В инклюзивной образовательной среде развивается социальная компетенция и навыки коммуникации как детей с ОВЗ, так и детей «нормы». Это связано с тем, что у первых появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими «обычными» сверстниками, которые, в свою очередь, выступают носителями модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной конкретной возрастной группе.

В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей, которая располагает большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству. Ценность этого вида образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жёсткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг, гуманистическим взаимодействием участников образовательного процесса, что создаёт атмосферу, максимально благоприятную для самореализации.

Вокальное искусство в дополнительном образовании является одним из приоритетных направлений деятельности художественно-эстетического содержания.

Образовательная деятельность по программе «Поющие колокольчики» осуществляется в соответствии с современными требованиями ФГОС, наполнена обучающими и воспитывающими блоками духовно-

нравственного, общекультурного, социального направления деятельности одновременно.

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (ЦВР, городские и областные конкурсы, фестивали).

Актуальность программы обусловлена серией нормативных документов:

«Концепция развития дополнительного образования детей», распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.,

«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 г.,

Приказ Министерства просвещения РФ № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г

Каждый из этих документов акцентирует внимание на необходимости разработки инклюзивных образовательных программ.

«Концепция развития дополнительного образования» обращает внимание на важность создания условий для развития потенциала детей с различными способностями, в том числе и детей с ОВЗ. Она утверждает необходимость создания социальных лифтов для детей разных социальных групп и возможностей.

Стратегия развития указывает на особую необходимость деятельности по оказанию поддержки детям уязвимых категорий, в том числе и детям с ОВЗ,

способствуя их реабилитации и инклюзии в современное общество.

Среди ценностей, выделяемых Стратегией – духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей как важнейшее направление организации воспитания и социализации подрастающего поколения.

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 (ст. 19) указывает на необходимость создания специальных условий для детей с ОВЗ, под которыми понимается «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания», какой и является данная программа.

Согласно Постановлению губернатора Владимирской области от 04 февраля 2014 года № 59 «Об утверждении Государственной программы Владимирской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 г.» программа «Поющие колокольчики» разработана с целью формирования «современных развивающих пространств» как «инструмент поддержки особых групп детей в системе образования (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации)».


Новизна данной программы заключается в применении элементов инклюзивного образования, подразумевающего полное включение детей с различными способностями и особенностями (вокальными, речевыми, интеллектуальными и пр.) во все аспекты жизни вокально-хорового коллектива.

На занятиях по программе используются не только традиционные образовательные технологии, но особое место уделяется специальным методам обучения в инклюзивной среде. Одной из них является технология АМО (активных методов обучения). Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

Актуальность использования активных методов обучения заключается в том, что обучающимся с ОВЗ необходим:

особый подход;

необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме, их социальная адаптация;

учебный процесс становится более доступным и социально значимым.

Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых способностей, навыков ансамблевого пения и индивидуальных вокальных данных детей, на развитие творчески активной личности.

Кроме того, при работе в коллективе происходит развитие коммуникативных навыков, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Программа «Поющие колокольчики» позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, «такими же как все», но и способствует формированию у детей «нормы» умений сочувствовать, дружить, помогать.

Обучение по темам обобщения и повторения реализуется с применением электронного обучения и дистанционных технологий (Приложение 3).Материалы модуля загружаются педагогом в облачное хранилище данных Google Диск.



Педагогическая целесообразность программы


Творческие занятия вокальным искусством способствуют решению проблем социализации уязвимых категорий детей, в том числе и детей с ОВЗ, формирование у них социальных и коммуникативных компетенций.

Л.С. Выготский утверждал, что творчество существует везде, и в основном там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое для себя. Приобщение к культурным ценностям, развитие творческой активности на занятиях в процессе непосредственной продуктивной деятельности позволяет ребенку проявить свою индивидуальность, развить такие социальные компетенции как умение ориентироваться и адаптироваться в меняющихся условиях общества, мотивацию к созиданию, умение и желание постоянно учиться и общаться, потребность изменять (пусть пока и в узком смысле) мир вокруг себя.



Цели и задачи программы

  Цель программы – развитие вокальных способностей детей, личностное развитие и социализация учащихся посредством совместной творческой вокально-хоровой деятельности.

Задачи программы.

Предметные:

-развитие природных вокальных данных учащегося;

-овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое

дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной

артикуляции);

-овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа

над словом, раскрытием художественного содержания.

Метапредметные:

-развитие речи и артикуляционного аппарата;

-развитие мимических мышц лица;

-развитие голоса: его силы, диапазона;

-развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма;

-развитие художественного вкуса;

-развитие внимания;

-развитие творческой инициативы и самостоятельности.



Личностные:

-формирование коммуникативных навыков;

-формирование трудолюбия, целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленных целей;

-формирование нравственных качеств личности: доброжелательности, сопереживания, чуткого отношения друг к другу;

-формирование основ музыкальной культуры;

-формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать внимание, слух, мышление, память;

-формирование навыков социального общения, группового согласованного действия, чувства коллективизма, взаимовыручки.


Отличительные особенности программы


Программа разработана для интегрированной группы обучающихся и является инклюзивной по своей сути и содержанию. Одна из ключевых особенностей данной программы базируется на идее компенсаторной функции воспитания в дополнительном образовании. Независимо от условий и социальных возможностей позволить максимально реализовать себя в вокальном искусстве, научиться взаимодействовать с детьми разных возможностей, разного потенциала, оказывать помощь и поддержку друг другу в условиях совместной деятельности. Приобщение к искусству, умение видеть прекрасное позволяет реализовать потребность в получении эстетического удовольствия, тем самым способствуя самовоспитанию, самореализации посредством воплощения творческих замыслов. То есть, программа позволяет раскрыть потенциал ребенка с ОВЗ и вселить в него уверенность в собственные силы, укрепить желание развиваться, общаться со сверстниками. Программа дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в вокальном творчестве и максимально реализовать себя в нем.

Применение дистанционной формы обучения является логическим продолжением построения индивидуальной траектории развития ребенка, в том числе и детей с ОВЗ.

Программа инклюзивного образования «Поющие колокольчики» создана с учетом возможного включения в группу детей с ограниченными возможностями здоровья, с разным образовательным потенциалом: это дети с сохранным интеллектом и дети с нарушением интеллектуального развития. Для категории детей с особенностями развития в рамках общего образовательного процесса разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (см. Приложение 2), с целью учета возрастных, психических, физиологических особенностей развития и создания благоприятных условий для раскрытия потенциала ребенка с ОВЗ.


Организация инклюзивного образования детей в МБУДО

«Центр внешкольной работы» регламентируется Положением об этой деятельности и опирается на следующие нормативные документы:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.28);

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;

-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ– 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»;

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г.№ 41, зарегистрированным Минюстом России 20.08.2014г., регистрационный № 33660);

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г. № 26.

-Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы». Педагог в процессе дистанционного обучения выполняет консультативно-информационную, координирующую и контрольную функции:

созданный педагогом учебный контент носит обучающий, информационный, контролирующий характер;

постоянная дистанционная связь с обучающимися обеспечивает обратную связь с ними, консультирование по возникающим проблемам, направление в поиске нужной информации;

организовывает техническую поддержку учащихся;

проводится постоянный мониторинг процесса освоения обучающимися программного материала посредством текущего и итогового контроля.

Основными принципами построения обучения с применением дистанционных технологий являются:

индивидуальное обучение, основанное на взаимодействии учащегося с образовательными ресурсами, а также с педагогом в индивидуальном общении;

непрерывность (обеспечивает возможность продолжения обучения в условиях временной и/или постоянной невозможности посещения аудиторных занятий).


Содержание программы соответствует нормативно-правовому аспекту. В соответствии со статьей 9 Закона о Российской Федерации «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные образовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844).

При отборе и выстраивании вокального (ансамблевого, индивидуального) репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся; на раскрытие интонационной природы вокальной музыки, ее содержательного смысла.

Ансамблевое репертуарное планирование разработано в соответствии с условиями применения, целями учреждения дополнительного образования, образовательными запросами родителей, обучающихся.

Используются произведения отечественных композиторов, а также обработки народных песен.

Индивидуальное репертуарное планирование разработано в соответствии с учетом контингента воспитанников, образовательными запросами родителей, обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, развития и других), находит свое отражение в индивидуальных маршрутах воспитанников вокальной студии «Надежда».

На первый план выступают умения представлять каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание исполняемого произведения.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг вокальных навыков, формируемых в певческой деятельности: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, вокального строя и ансамбля, координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами детского певческого голоса (звонкостью, «полётностью»), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.

Установка на подготовку участников вокального коллектива к музыкальному самообразованию, реализующую в программе в виде требований к уровню подготовки обучающихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования.


Содержание программы направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей.

Занятия по программе органично сочетают в себе учебный процесс с концертной деятельностью, т.е. каждый участник будет иметь исполнительскую практику, возможность выступить перед зрительской аудиторией.

Научить основам эстрадного вокала, развить детский голос на доступном для ребенка материале -задачи, которые ставит перед собой педагог.

В основу образовательной программы положен метод щадящего обучения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребенка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, звонкости, «полетности» звучания, серебристости окраски звука.

Идея программы - развитие и открытие творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Принципы построения программы.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностный и деятельностный подход.



Программа опирается на принципы:

-принцип увлеченности, согласно которому в основе занятий лежит эмоциональное восприятие вокальной музыки;

-принцип развивающего характера;

-принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления

интонационных, жанровых, стилистических связей вокальных

произведений и освоения музыкального языка;

-принцип последовательности и систематичности в усвоении учебного материала;

-принцип доступности;

-принцип индивидуального подхода и опоры на непосредственный жизненный опыт обучающихся;

-принцип опоры на достижения вокальной педагогики;

-принцип сочетания художественного восприятия музыкального произведения и техники исполнения (видео);

-принцип деятельностного освоения вокального искусства;

-принцип незаменимости той или иной вокальной музыки для данного возраста.

На сегодняшний день данная программа востребована, удовлетворяет интересы детей, родителей. Эффективность программы оценивается повышением интереса к обучению, качеством знаний, умений, навыков.

Адресат программы


Данная программа рассчитана на обучение интегрированных групп, включающих в себя детей в возрасте 5-10 лет с разным потенциалом: детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллектуального развития, не имеющих нарушений развития. Возрастная характеристика и психологические особенности детей, обучающихся по инклюзивной программе «Поющие колокольчики», представлены в таблице «Возрастные психологические особенности детей».

Возрастные психологические особенности детей.

Особенности детей общего развития

Особенности детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллектуального развития

Познавательная сфера

В возрасте 5-10 лет в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка. Наблюдается переход воображения от репродуктивной формы к творческой. Активно совершенствуются навыки устной речи, расширяется словарный запас, появляются сложные грамматические структуры. При этом всё ещё остаются:

слабая произвольность и осознанность восприятия;

непроизвольное и неустойчивое внимание, отсутствует умение распределять внимание при выполнении нескольких действий;

мышление наглядно-образное и характеризуется конкретностью;

познавательная самостоятельность и инициатива ограничены.



Познавательное развитие детей с ОВЗ значительно отстает от здоровых сверстников, а у детей с умственной отсталостью познавательная активность не развита. Отмечается замедленный темп переработки информации.

Проблемы восприятия у таких детей (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные) зависят от особенностей организации сенсорной системы и являются индивидуальными для каждой категории [4].

Отмечается общая:

недостаточность знаний об окружающем мире;

слабая пространственно-ориентировочная деятельность;

неустойчивое внимание, зависящее от интеллектуальных качеств ребенка;

не способность к длительной целенаправленной деятельности;

мышление наглядно-действенное;

память кратковременная, механическая, наглядная;

собственная речь не развита, затруднено понимание речи окружающих.

Психоэмоциональная сфера

Дети 5-10 лет с легкой эмоциональной отзывчивостью реагируют на происходящие события. У них отмечается:

склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям,

высокая эмоциональная неустойчивость с частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности).


.

Как правило, дети с ОВЗ характеризуются:

повышенной эмоциональностью в оценки событий;

повышенной утомляемостью, что приводит к низкой работоспособности;

повышенной тревожностью и подвержены различного рода страхам и фобиям.

Особенности саморегуляции

Начинают формироваться произвольные умственные действия:

намеренное запоминание и припоминание учебного материала;

произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение;

упорство в решении мыслительных задач.


.

Слабо развита волевая сфера.

У детей с ОВЗ наблюдается:

отсутствие мотивации к деятельности;

неумение планировать свою деятельность;

несформированность произвольного поведения;

несовершенство навыков и умений самоконтроля;

низкая самооценка.

Особенности коммуникации

Одной из характерных особенностей развития общения является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Ребята присматриваются друг к другу, учатся завязывать контакты, находить общие интересы, договариваться.


.

У детей этой группы

снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;

контакты избирательны, основаны на взаимной симпатии, непродолжительны и не всегда развиваются до уровня диалога;

не развит опыт взаимоотношений с разными людьми;

отсутствуют практики конструктивного взаимодействия.

Проблемы социализации

Наиболее трудно решаемые проблемы социализации:

нетерпимость к другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства;

не соблюдение элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, ПДД), правил этикета;

не умение решать конфликты.


.

Особенности развития каждой категории детей с ОВЗ оказывают разное/особенное влияние на социализацию и адаптацию к условиям общества, но есть и ряд общих проблем, таких как:

проблема вхождения в группу сверстников;

малый опыт ориентации в социально-бытовых отношениях;

затруднение освоения социального окружения;

навыков по сохранности здоровья;

низкий уровень самооценки.


Данная программа рассчитана на одногодичную форму обучения, гарантирует учащимся систему основных знаний, практических умений и навыков.

По данной программе в студию принимаются дети с 5 до 10 лет. Каждого поступающего прослушивают индивидуально, учитывая состояние слуха и голоса, намечая перспективы развития. Организация обучения формируется по занятиям в возрастных группах. Данное планирование распределено по 2 возрастным категориям:

1.Старшая дошкольная 5-7 лет;

2.Младшая школьная 8-10лет.


Особенности возрастной группы 5-7 лет

В этом возрасте у детей развивается система устойчивых чувств и отношений, глубокая и осознанная любовь к близким.

Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать содержание и быть внимательным.

Речь. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка.

 Мышление ребёнка отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества.

 Деятельность. Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым. Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу.

Сознание. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь.





Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми, убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают.

Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.

Особенности возрастной группы 8-10 лет

Этот возраст соответствует младшей школе. В данный период для ребёнка многое меняется, мир вокруг становится сложнее, идёт активная работа психики. Появляются новые личностные качества, начинают функционировать особые психологические механизмы. Это позитивный момент развития личности, ребёнок начинает осознавать важность собственного «Я». У детей появляется возможность понять самих себя лучше.

Психологическое развитие. Дети начинают понимать, как устроена жизнь, поэтому в своей среде пытаются выстроить вполне взрослые отношения. В связи с этим отношения между ними всё больше приобретает соревновательный характер. В детской среде активно складываются компании по интересам, каждая из которых имеет своих лидеров и подчиняемых.

Позитивные проявления.

Сюда можно отнести:

-повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки,

-расширение интересов,

-появление планов на будущее.

Для того, чтобы ребёнок полностью раскрыл позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточное общение со взрослыми.

Негативные проявления.

Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать.

Сюда относятся:

-частые смены настроения,

-огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним,

-протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными.

Учебная деятельность. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности-центральное место в формировании личности. У детей активизируется потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Если процесс формирования у ребёнка проходит успешно, то появляются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (сознательное регулирование своего поведения, деятельность, внимание).


Формы и режим занятий


Занятия в вокальной студии «Надежда» носят практический характер и

проходят в форме занятий по группам, подгруппам, очно.

Эти занятия проводятся систематически:

2 раза в неделю, где продолжительность занятий по группам, подгруппам:


- 1 возрастной категории (старшая дошкольная-5-7 лет)-подгруппа по 45 мин.,

- 2 возрастной категории (младшая школьная-8-10 лет)- группа по 2 часа.


Группа детей от 10 до 15 человек, подгруппа 7-8 человек.


Формы проведения занятий

Традиционные формы: учебное занятие, беседа, репетиция, концерт, праздник, фестиваль.

Нетрадиционные формы: конкурс лучших мелодий на определённые слова, урок-зачёт, занятие-конкурс, интегрированное занятие.

Формы организации деятельности детей на занятии:

-фронтальная (показ и объяснение педагогом нового материала, объяснение техники выполнения упражнения, отработка определённого вокального приёма);

-групповая (работа в малых группах);

-индивидуальная (отработка сольных партий);

-коллективная (репетиции, подготовка к мероприятию, концерты);

-открытое занятие;

- итоговый отчётный концерт (в конце полугодия, в конце учебного года);

-конкурс, фестиваль, концерт.


Дополнительные формы занятий:

- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений детских вокальных коллективов;

- посещение концертных программ с последующим обсуждением с детьми;

- творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими вокальными коллективами;

- анализ собственных выступлений по видеозаписям родителей или ответственного лица за видеосъёмку;

- запись фонограмм в студийных условиях.

Специальные формы работы на занятиях:

-элементы арт-терапии;

-сочинение слов к попевкам;

-импровизация в вокальных упражнениях;

-придумывание движений под музыку и исполняемые произведения.

Особенности организации образовательного процесса

В структуру занятия обязательно вводятся: в начале занятия – релаксационные, логоритмические упражнения, фонопедические упражнения;

-в физкультминутки –упражнения на развитие мелкой и общей моторики.



Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные.

В соответствии с особенностями развития и здоровья у учащихся будут развиты:

-речь и артикуляционный аппарат;

-мимика лица;

-общая и мелкая моторика;

-музыкальный кругозор;

-интерес к музыкальному искусству;

-эмоционально-чувственная сфера;

-творческая инициатива и самостоятельность;

-способность самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни социума;

Учащиеся проявляют:

-познавательную активность;

-трудолюбие, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей;

-доброжелательность, сопереживание, чуткое отношение друг к другу.



Предметные:

-вовлечение ребёнка в систему опорных знаний, умений и навыков, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

-развитие музыкальности; певческого голоса;

-развитие музыкального слуха (мелодического, ритмического, динамического, тембрового), чувства ритма,

-развитие музыкальной памяти и восприимчивости;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческих способностей и особенностей;

Учащиеся будут уметь:

-эмоционально-образно воспринимать и выразительно исполнять вокальные произведения;

-узнавать на слух изученные произведения.



Метапредметные

У учащихся будут сформированы:

-коммуникативные навыки (поддерживают доброжелательные отношения со сверстниками и со взрослыми, позитивно взаимодействуют с окружающими);

-умение адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;

-основы музыкальной культуры;

-навыки самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать внимание, слух, мышление, память;

-начальные навыки и умения, позволяющие правильно использовать свои музыкальные, вокальные и речевые данные в дальнейшей социализации в обществе.


Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Общее

Теоретические занятия

Практические занятия


Раздел 1. Физиологическая основа пения

28

15

13

1

Строение голосового аппарата

2

1

1

2

Певческая установка

6

4

2

3

Охрана и гигиена голоса

4

3

1

4

Смыкание связок

4

2

2

5

Работа артикуляционного аппарата

4

3

1

6

Артикуляция гласных звуков

4

1

3

7

Артикуляция согласных звуков

4

1

3


Раздел 2





Работа над техникой исполнения

96

43


53

8

Певческое дыхание

20

10

10

9

Певческая опора

6

3

3

10

Дикция в пении

20

10

10

11

Прием вокализации-легато

10

4

6

12

Пользование динамикой звука

20

10

10

13

Интонационная точность

20

6

14


Раздел 3. Сценическое искусство

20

7

13

14.

Музыкально-ритмические движения

10

2

8

15.

Мимический тренинг

2

1

1

16.

Актерское мастерство

2

1

1

17.

Выразительное чтение

2

1

1

18.

Музыкальные игры

2

1

1

19.

Формирование вокальной и музыкальной культуры. Открытый урок.

2

1

1


Итого

144

65

79


Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Физиологическая основа пения.

Тема 1. Строение голосового аппарата.

Теория. Основные компоненты системы голосообразования.

Практика. Работа голосового аппарата.



Тема 2. Певческая установка.

Теория. Основные положения головы и корпуса.

Практика. Упражнения на формирование правильной певческой установки.


Тема 3. Охрана и гигиена голоса.

Теория. Введение понятия гигиена голоса.

Практика. Упражнения на снятие мышечных зажимов.



Тема 4. Смыкание связок.

Теория. Знакомство с понятиями «Разомкнутые связки», «Сомкнутые связки».

Практика. Упражнения на контроль смыкания связок.



Тема 5. Работа артикуляционного аппарата.

Теория. Органы речевого аппарата (ротовая полость, язык, мягкое нёбо,

твёрдое нёбо, нижняя челюсть, верхняя челюсть, глотка, гортань).

Практика. Артикуляционная гимнастика.



Тема 6. Артикуляция гласных звуков.

Теория. Понятие «Артикуляция».

Практика. Упражнения на правильное формирование вокальных гласных звуков.



Тема 7. Артикуляция согласных звуков.

Теория. Понятия «Глухие согласные звуки», «Звонкие согласные звуки».

Практика. Упражнения на звукоподражания, звукосочетания, труднопроизносимые сочетания звуков.



Раздел 2. Работа над техникой исполнения.

Тема 8. Певческое дыхание.

Теория. Правильная организация вдоха и выдоха. Типы дыхания.

Практика. Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастик А. Стрельниковой.


Тема 9. Певческая опора.

Теория. Что такое певческая опора.

Практика. Упражнения на выработку певческой опоры.



Тема 10. Дикция в пении.

Теория. Понятие о дикции.

Практика. Дикционные упражнения на развитие силы голоса. Скороговорки.


Тема 11. Приемы вокализации – legato (легато).

Теория. Общее понятие звуковедения. Плавное звуковедение.

Практика. Вокальные упражнения на легато (плавное звуковедение).

Тема 12. Пользование динамикой звука.

Теория. Понятие «Динамика звука».

Практика. Упражнения на различные виды динамики звука.


Тема 13. Интонационная точность исполнения.

Теория. Понятие «Музыкальная интонация».

Практика. Выработка у учащихся внутреннего слуха. Упражнения на развитие чистой интонации.


Раздел 3. Сценическое искусство.

Тема 14. Музыкально-ритмические движения.

Теория. Значение музыкально-ритмических движений в деятельности начинающего певца.

Практика. Прыжковые движения.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Плясовые движения.


Тема 15. Мимический тренинг.

Теория. Что такое мимика.

Практика. Мимический тренинг.


Тема 16. Актерское мастерство.

Теория. Правила поведения на сцене во время выступления.

Практика. Упражнения на снятие мышечных зажимов.


Тема 17. Выразительное чтение.

Теория. Творческая трактовка произведения.

Практика. Упражнения с применением движений.


Тема 18. Музыкальные игры.

Теория. Игровые формы исполнения.

Практика. Пение по ролям. Пение с движением.


Тема 19. Формирование вокальной и музыкальной культуры. Открытый урок. Теория. Рассказ о том, как проходят музыкальные квесты, викторины. Беседа о правилах поведения во время концертов, праздников, открытых уроков, культура поведения при выходе и уходе со сцены. Беседа о предстоящем мероприятии.

Практика. Приветствие гостей, родителей. Самостоятельное исполнение программных произведений. Исполнение интонационных упражнений. Выполнение творческих заданий.



Календарно-тематический план 1 года обучения



п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Форма контроля

1



06.09

Раздел 1. Физиологическая основа пения

Строение голосового аппарата



2 часа



входной

2

08.09

13.09

15.09

Певческая установка

6 часов

промежуточный

3

20.09

22.09

Охрана и гигиена голоса

4 часа

входной

4

27.09

29.09

Смыкание связок

4 часа

текущий

5

04.10

06.10

Работа артикуляционного аппарата


4 часа

текущий

6

11.10

13.10

Артикуляция гласных звуков


4 часа

текущий

7

18.10

20.10

Артикуляция согласных звуков


4 часа

текущий

8

25.10

27.10

01.11

03.11

08.11 10.11

15.11

17.11 22.11

24.11


Раздел 2. Работа над техникой исполнения.

Певческое дыхание





20 часов





текущий

9

29.11

01.12

06.12


Певческая опора


6 часов

промежуточный

10

08.12

13.12

15.12

20.12

22.12

27.12

29.12 10.01

12.01

17.01


Дикция в пении


20 часов

текущий







11

19.01

24.01

26.01

31.01

02.02


Приемы вокализации – legato (легато)


10 часов

текущий

12

07.02

09.02

14.02

16.02

21.02

28.02

02.03

09.03

14.03

16.03


Пользование динамикой звука


20 часов

текущий

13

21.03

23.03

28.03

30.03

04.04

06.04

11.04

13.04

18.04

20.04


Интонационная точность исполнения.


20 часов

текущий

14



25.04

27.04

02.05

04.05

11.05


Раздел 3. Сценическое искусство.

Музыкально-ритмические движения.




10 часов

текущий

15

16.05


Мимический тренинг.


2 часа

текущий

16

18.05

Актерское мастерство

2 часа

текущий

17

23.05


Выразительное чтение.


2 часа

текущий

18

25.05


Музыкальные игры. Занятие-зачет.

2 часа

итоговый

19.

30.05

Формирование вокальной и музыкальной культуры. Открытый урок.

2 часа

итоговый

Итого



144 часа




В результате прохождения обучения учащийся должен освоить:

-Правильную певческую установку (положение корпуса, головы, естественность и свобода мышц лица, шеи, всего артикуляционного аппарата).

-Правильную организацию плавного вдоха и выдоха.

-Мягкую атаку звука.

-Высокую певческую позицию.

-Пение на легато (в поступательном движении мелодии).

-Приобрести начальные навыки интонирования песен без сопровождения.





Методическое обеспечение


Принципы, формы и методы обучения.

Принципы обучения:

-единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;

- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;

- принцип эмоционального положительного фона обучения;

- индивидуальный подход к учащимся.


Основная форма обучения - учебное занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть включает наглядный и словесный методы.

Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательного возрастания трудностей заданий.

На занятиях по эстрадному вокалу используются следующие методы обучения: - наглядный: концентрический и фонетический метод обучения пения - показ;

- словесный : музыкально-тематические и познавательные беседы, пояснения, указания и замечания;

- практический : упражнения на технику пения и выразительность исполнения; работа на сцене - постановка номера.


Контроль уровня освоения программы

Входящий контроль (сентябрь текущего учебного года). Цель-фиксация уровня личностного развития, практических вокальных навыков с целью выбора методов и форм работы с обучающимися.

Текущий контроль. Его цель - проверка степени усвоения воспитанником изучаемого материала, отработка практических навыков, своевременное выявление возникающих проблем в ходе реализации программы с целью их устранения. Текущий контроль проводится методом наблюдения.

Промежуточный контроль (декабрь текущего учебного года). Его цель-изучение динамики освоения содержания программы ребёнком, его личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Итоговый контроль (май текущего учебного года). Цель- проверка уровня усвоения программы за определённый год обучения, учёт изменений качеств личности каждого ребёнка с целью анализа результативности воспитательно-образовательной работы по программе.

Усвоение материала по каждому разделу программы отслеживается через выполнение обучающимися теоретических и практических заданий.

Для фиксации и отслеживания индивидуальных результатов каждого конкретного ученика ведется «Индивидуальная карта учета результатов обучения» (Приложение 1). Индивидуальная карта является основой для разработки Индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (Приложение 2)


Основные принципы оценивания. 
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок: 
- доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности; 
- положительное отношение к усилиям воспитанника;

- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок; 
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат;

- качественная система оценок. 

Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу.

Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, уверенно чувствует себя на сцене. 
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей. 
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения. 


Условия реализации программы



Руководитель Образцовой вокальной студии «Надежда»-

Николаева Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории занимается образовательной деятельностью в области эстрадного вокального пения, осуществляет воспитательный и творческий процесс.

Педагог, реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

-обладает высшим музыкально-педагогическим образованием;

-владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;

-знает физиологию и психологию детского возраста;

-умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

-умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

-умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;

-осуществляет педагогическую диагностику детей с ОВЗ;

-проводит занятия с детьми с ОВЗ по дополнительной общеобразовательной программе в соответствии с Индивидуальным образовательным маршрутом;

-систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.







Материально – техническая база

учебный кабинет;

стулья со спинками по количеству учащихся;

фортепиано;

музыкальный центр;

зеркало;

записи фонограмм в режиме «+» и «-».;

нотный материал, подборка репертуара.


Список литературы



1. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей: Информационно-методические материалы/ Сост.: Л.В.

2. Якимова, А.И. Малофеева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. (4стр.)

3 Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.

4. Егоров А. Гигиена певца. - М.,1955

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / В.В.

Емельянов. – СПб.2010.

6. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной педагогики. – М., 1965.

7. Козин А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном обществе/ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.

8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М., 1965.

10. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.

11. Петрова Е.П. о динамике звука певческого голоса. – М. 1963.

12. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого голоса. -В, 1991.


Инклюзивное образование

1.Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 164 с.

2.Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с.







Приложение 1



Индивидуальная карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Поющие колокольчики»


Фамилия, имя ребенка __________________________ Возраст ____________

В студии __________________по предмету_____________________________

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

Дата начала наблюдения «_____»____________20____ г



Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, исходя из суммы среднего значения.



Сроки диагностики


Первый год обучения

Показатели

Конец

I полугодия

Конец

II полугодия

1.Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания:

а)строение голосового аппарата

б) певческая установка

в)работа артикуляционного и голосового аппарата

г) охрана и гигиена голоса

2. Владение спец. терминологией.



2.Практическая подготовка ребенка:

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а) певческое дыхание

б) дикция

в) приемы вокализации

г) пользование динамикой звука

д) интонационная точность исполнения

е) высокая позиция звука

ж) атака звука

з) певческая опора

2.Творческие навыки:

а)определение характера и настроения музыкального произведения

б)переживание музыкальных образов

в) творческое восприятие музыкальных образов





















Приложение 2



«Центр внешкольной работы»




«Утверждаю» Директор МБУДОЦВР

Г. Г. Алексеева

«__»__________2021г.

«Согласовано»



Подпись родителей





ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для обучающегося с особыми образовательными потребностями включенного в общий образовательный процесс по дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности

«Поющие колокольчики» (сертифицированная)



ФИ обучающегося С.Алексей

Возраст обучающегося 5 лет

Название объединения вокальная студия «Надежда»

Группа Надежда 1

Форма обучения интегрированная группа

ФИО педагога Николаева Ирина Геннадьевна



о. Муром – 2021



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Ф.И.О. ребёнка С. Алексей

Дата рождения 03.10.2016

Вокальная студия «Надежда», 1й год обучения

Приоритетное направления внеурочной деятельности «Эстрадный вокал»

Ф.И.О. мамы

Адрес

Контактный телефон



Характеристика ребенка.

Алексей С.-ребёнок - инвалид детства (артрогрипоз). Поступил на обучение в образцовый вокальный ансамбль «Надежда» в 2021году в возрасте 5 лет по медицинским показаниям для поддержания мышечного тонуса речевого аппарата. По медико-социальным показаниям, ребенок относится к 1 группе сформированности познавательных и социальных способностей. Его интеллектуальное развитие сохранено.

Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Эмоционально-волевая сфера:

Алексей различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Самостоятельно проявляет эмпатию к другим. Общий эмоциональный фон ровный, положительный. Адекватно реагирует на запрет. Он в основном следует общепринятым правилам поведения. Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и/или многократное повторение. Работоспособность средняя, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив. Отсутствует критичность к результатам своей работы.

Социально-коммуникативная сфера:

Алексей немного напряжен в общении со взрослыми, поддерживает несколько циклов общения. Для выполнения заданий необходима помощь педагога. В общении со сверстниками неконфликтный.

Познавательное развитие:

Уровень общей осведомленности, ориентации в явлениях окружающего мира у Алексея - ниже возрастной нормы. Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания.

Речевое развитие:

Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. Словоизменительные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Словообразовательные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец).

Синтаксические навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции: в стадии формирования. Фонематический слух значительно снижен.

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Слоговая структура слов нарушена (пропуск и перестановка слогов);

Звукопроизношение: Л, Р, Рь.

Подвижность мышц артикуляционного аппарата - низкая. Объем движения губ и языка – все движения доступны, темп и переключаемость несколько замедленны. Голос-нормальный, объем речевого дыхания - недостаточен.

Интеллектуальное развитие А. иногда сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость его проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Алексею рекомендованы занятия по постановке голоса, по вокалу. Он испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, слушания музыки. Познавательная активность в музыкальной деятельности у него высокая. Уровень образовательной базы ребенка-средний.

По личностным качествам А. зарекомендовал себя с положительной стороны. Он старательный, любознательный мальчик. Его отличительные черты характера-открытость, дружелюбие, общительность, доброта. Умеет работать и в коллективе, и индивидуально.

Основное направление деятельности А.-эстрадный вокал.

Алексей занимается по Индивидуальному образовательному маршруту. Основные направления работы с ребенком: постановка певческого дыхания, развитие артикуляции, эмоциональное раскрепощение, самореализация. Данный образовательный маршрут имеет социально-гуманитарную направленность.


Режим пребывания ребенка в образовательном учреждении

Режим занятий: понедельник 18.50-19.30

среда 18.50-19.30

















Освоение дополнительной общеобразовательной программы

Этапы разработки образовательного маршрута

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диагностика

Роль педагога

Роль обучающегося

Роль родителя

Обобщенная характеристика обучающегося


Сильные стороны:

Высокая степень мотивации для занятий вокальным искусством

Желание в участии концертной деятельности коллектива


Слабые стороны:

Высокая степень утомляемости

Быстрое снижение внимания и самоконтроля

«Что я могу?»

Самодиагностика своих возможностей:

Интерес к вокальному искусству

Музыкальный слух и музыкальная память

Начальные навыки и умения, позволяющие правильно использовать свои вокальные данные

Беседа с педагогом, составление полной картины способностей, увлечений, потребностей ребенка.


Проектирование

Определяет цели и задачи и соотносит их с потребностями ребенка и пожеланиями родителей


Цель: развитие и коррекция вокальных способностей учащегося, личностное развитие и социализация обучающегося посредством совместной творческой вокальной деятельности











Задачи:

Развивающие:

Развитие речи и артикуляционного аппарата

Развитие внимания

Воспитательные:

Формирование коммуникативных навыков

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать внимание, слух, мышление, память

Формирование навыков социального общения, группового согласованного действия, чувства коллективизма, взаимовыручки.

Обучающие:

Сформировать навыки певческой эмоциональности, выразительности

Научить правильно пользоваться дыханием при пении и речи




«Что я должен знать и уметь?»:


Развитие речи и артикуляционного аппарата

Развитие мимических мышц лица

Развитие вокальных способностей

Развитие слуха и музыкальной памяти

Формирование коммуникативных навыков

Научиться правильно использовать дыхание при пении и речи

Развитие голоса

Формирование строить плавную и непрерывную речь



Пожелания родителей:

Коррекция и развитие вокальных способностей

Развитие речи и артикуляционного аппарата

Формирование трудолюбия, целеустремленности

Личностное развитие и социализация ребенка

Активно развиваться и познавать окружающий мир

Развитие коммуникационных навыков


Срок действия индивидуального образовательного маршрут согласно поставленной цели и в соответствии с задачами: 1 учебный год.


Определение роли родителей и реализации маршрута:

Доставка ребенка на вокальные занятия

Оформление песен исполняемых песен

Согласовывают необходимость и степень участия родителей в реализации маршрута (возможность и необходимость участия в совместной творческой деятельности, решения организационных вопросов)

Содержание, формы и методы работы, виды практической деятельности и оценки результатов

Решено:


Определение содержания работы:

Диагностика голосовых данных учащегося

Развитие певческого дыхания

Развитие артикуляционных и мимических мышц

Развитие чувства ритма

Интонационное развитие

Развитие речи учащегося


Формы проведения занятий:

Учебное занятие

Беседа

Урок-концерт

Формы организации деятельности на занятии:

Фронтальная (показ и объяснение педагогом нового материала, объяснения техники выполнения упражнения, отработка определенного вокального приема

Групповая (работа в малых группах)

Индивидуальная (отработка дыхательных и вокальных упражнений

Этапы работы:

1 этап. Проработка голосовых просодических данных.

2 этап. Работа над интонациями в произведениях.

3 этап. Работа над вокальным репертуаром.

4 этап. Формирование вокальной культуры.

5 этап. Развитие речи учащегося.


Этапы оценивания результатов:

Входной (беседа для выявления: кругозора, личной мотивации, особенностей голоса, слухового восприятия, звукопроизношения; выполнение практических заданий; педагогическое наблюдение; анализ педагогом выполнения задания).

Текущий (педагогическое наблюдение; беседа, опрос; анализ педагогом выполнения заданий; собеседования (индивидуальное и групповое);

Промежуточный (опрос, прослушивание; выполнение практических заданий;).

Итоговый (опрос, прослушивание; выполнение практических заданий;).

Определение необходимости интеграции с другими специалистами.


«Как я буду идти к поставленной цели»


Учащийся проектирует свою деятельность, определяет способы деятельности и самореализации на каждом этапе реализации.


3.Реализация

Наблюдает, оказывает необходимую помощь, корректирует формы работы



Включение в различные этапы практической деятельности специфических разделов:

Фонопедические приемы

Релаксационные упражнения


Осуществляет практическую деятельность, получает информацию, осваивает технологии и/или какую-либо новую деятельность, необходимую для более полной реализации поставленной цели

Наблюдает, может присутствовать на занятиях, оказывает необходимую помощь, включается в творческую деятельность, если это предусмотрено педагогом.

4.Предъявление результата

Наблюдает, организует поддержку

Предъявляет результат своего творчества:

Выполненные самостоятельно задания


Может присутствовать при предъявлении результатов

Оценка результатов

Осуществляет оценку и корректировку полученных результатов


Планируемые результаты 1-го года обучения:

Предметные:

Учащийся будет знать:

Устройство и принципы работы голосового аппарата

Метроритмические особенности разножанровых музыкальных произведений


Учащийся будет уметь:

Эмоционально и выразительно исполнять разученные вокальные произведения

Правильно пользоваться певческим и речевым дыханием

Грамотно произносить текст в исполняемых произведениях

Слышать свой голос и понимать его функциональное значение


Метапредметные:

У учащегося будут сформированы:

Коммуникативные навыки (поддерживает доброжелательные отношения со сверстниками и со взрослыми, позитивно взаимодействует с окружающими)

Умение адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

Основы музыкальной культуры.

Навыки самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать внимание, слух, мышление, память

Начальные навыки и умения, позволяющие правильно использовать свои музыкальные вокальные и речевые данные в дальнейшей адаптации и социализации в обществе.


Личностные:

В соответствии с особенностями развития и здоровья у учащейся будут развиты:

Речь и артикуляционный аппарат

Мимика лица

Интерес к вокальному искусству

Эмоционально-чувственная сфера

Вокальные способности

Слух и музыкальная память

Внимание


Учащийся проявляет:

Доброжелательность, сопереживание, чуткое отношение к учащимся коллектива


«Чему я научился и

что мне надо

доработать?»

Осуществляет самооценку, самоанализ.




Учебный план 1-го года обучения



Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика голосовых данных учащегося

2

-

2

Выполнение заданий педагога

Наблюдение

2

Строение голосового аппарата

2

1

1

Педагогический анализ, диагностика

3

Охрана и гигиена голоса

2

1

1

Педагогический анализ, диагностика

4

Работа артикуляционного аппарата

16

7

9

Педагогический анализ

5

Развитие певческого и физиологического дыхания

10

1

9

Педагогический анализ

6

Развитие речи.

Фонопедические упражнения

10

4

6

Педагогический анализ

7

Интонационное развитие.

10

1

9

Педагогический анализ

8

Высокая позиция звука

4

2

2

Анализ участия в мероприятиях, результативность участия.

9

Атака звука

4

2

2

Педагогический анализ

10

Певческая опора

4

2

2

Педагогический анализ, диагностика

11

Пользование динамикой звука

8

2

6

Педагогический анализ

12

Приемы вокализации- легато, нон легато

6

1

5

Педагогический анализ, диагностика

13

Сценическое искусство


6


6

Анализ участия в мероприятиях, результативность участия.


Всего

84

24

60






Вокальный репертуар 1-го года обучения.

«Люблюка» из репертуара детского хора «Великан»

«Весёлая песенка» сл. и муз. А. Ермолова.

«Топотушки» муз. и сл. Ю. Кудинова

«Паучок» муз. и сл .К. Костина

«Гномики» муз. и сл. К. Костина





Список литературы

Абакумова Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.

Алмазова Е.С. Органические нарушения голоса. / Развитие высоты голоса // Развитие тембра голоса. //Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс,2005. - с.24-34,133-137, с.138-165.

Бордовский Г.А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008. – стр. 15, 31.











































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.