Дополнительная общеразвивающая программа «Информатическая мастерская» (стартовый уровень)

5
0
Материал опубликован 13 May 2021 в группе

Управление образования Городского округа Коломна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»



Принята на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Директор МБУ ДО «ЦВР»

от «___» _____________ 20____г.

_____________________Костомаха Т.А.

Протокол № __________________

«___» ________________ 20____г.



Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности


«Информатическая мастерская»

(стартовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 40 часов






Автор-составитель:

Лесцов Алексей Викторович,

педагог дополнительного образования







Городской округ Коломна, 2021г.


Пояснительная записка

Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Организация досуга в летний период на базе МБУ ДО «Центр внешкольной работы» построена так, чтобы наиболее плотно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем.

Комплексная оздоровительно-образовательная программа летней занятости детей «Информатическая мастерская» является краткосрочной программой, стартового уровня и реализуется в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» 4 недели в летнее каникулярное время для обучающихся 7-9 лет.

Данная программа по своей направленности является технической, включает в себя деятельность, направленную на отдых и развитие творческого потенциала личности, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях летней оздоровительной площадки. Программа разработана на основании методического пособия Волохов А.В., Фришман И.И. «Внимание каникулы!»: «Центр гуманной литературы», 2005. – 128 с..

Комплексная оздоровительно-образовательная программа летней занятости детей «Спортивная робототехника» это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовному и физическому саморазвитию, возможности воспитания активности, целеустремленности, любознательности, трудолюбия, привитию здорового образа жизни. Программа предлагает широкий комплекс мероприятий, включает детей в различные виды деятельности.

Приобретенные в ходе реализации проекта навыки творческой и исследовательской работы могут быть с успехом транслированы в любую предметную область.

Таким образом, актуальность программы состоит в том, что в основу её реализации положены разнообразные виды деятельности, отвечающие современным требованиям:

-оздоровление воспитанников;

-учебно-познавательная деятельность в сфере технического творчества;

-организация досуга (техническое направление).

Программа спроектирована исходя из социального заказа родителей и государства, потребностей учащихся с учетом методического кадрового и материально-технического обеспечения учреждения.

В основе программы заложены следующие нормативно правовые документы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов с учётом их образовательных потребностей (Приложение к письму Мин. обр. науки России от 29.03.2016 № ВК – 641/09).

Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы».

Педагогическая целесообразность – заключается в содержании программы, с помощью которой ученику шаг за шагом следует раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе программирования и конструирования, учащиеся получат дополнительные знания в области информатики и робототехники, что в итоге изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин.

Актуальность программы заключается в динамическом развитии технических дисциплин. Краткосрочный характер, данной программы, а так же использование интерактивных и игровых технологий, носящих динамический характер и ориентированный на деятельностный подход позволят наиболее эффективно вовлечь обучающихся в процесс отдыха, обучения и воспитания.

Цель программы: организация досуга для обучающихся с целью оздоровления, отдыха, творческого, личностного и интеллектуального развития детей.

Задачи программы:

Предметные:

приобщение детей к творческой деятельности, развитие их творческих способностей;

приобретение определенных компетенций в технической направленности;

включение в познавательную деятельность в процессе реализации программы.

Метапредметные:

развитие у детей чувства товарищества и взаимопомощи;

сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них практических навыков ЗОЖ;

вовлечение детей и подростков в активную интеллектуально – познавательную, научно-техническую деятельность;


Личностные:

формирование культуры поведения детей;

организация интересного досуга детей;

развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных творческих делах;

оздоровление и отдых в условиях творческой деятельности.

Адресат программы.

Данная программа рассчитана на обучающихся 7-9 лет.

Физические особенности

1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.

2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

1.Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»

4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

3. Ребенок нуждается в любви и опеке.

4. Старается помочь маме по дому и учителям.

СОЦИАЛЬНЫЕ

1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

2. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

Объем и срок освоения программы.

Продолжительность реализации программы 4 недели, общее количество учебных часов - 40 (из расчёта 4 учебных недель).

Формы обучения:

Очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Дистанционная с применением дистанционных образовательных технологий. При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:

видео-занятия, лекции, мастер-классы;

тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, ЯндексДиск, чаты в Viber, сервисы навигатора дополнительного образования https://booking.dop.mosreg.ru/ (разделы: вебинары, занятия, проверочные задания, выполнение и проверка заданий).

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде фотографий выполненных заданий и промежуточных результатов работы.

Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы и теоретический материал).

Особенности организации образовательного процесса.

На обучение по программе принимаются обучающиеся в возрасте 7-9 лет.

Состав группы постоянный от 12 до 15 человек одного возраста.

Режим занятий.

Всего 10 часов в неделю. Занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 учебных часа. 45 минут занятия + 15 минут перемена = 1 астрономический час. Итого 10 астрономических часа в неделю.

Кратность занятий и их продолжительность обосновывается рекомендуемыми нормами санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», целью и задачами программы.

Планируемые результаты освоение программы

Личностные результаты

Должны знать:

о ценности семьи и общества;

пользе самостоятельного обучения;

правила работы в группе и паре.

Должны уметь:

работать в команде;

получать обратную связь, анализировать и адекватно реагировать на неё;

ставить перед собой цель и добиваться её;

анализировать и интерпретировать данные;

сотрудничать и устанавливать контакт с одногруппниками.

Метапредметные результаты

Должны знать:

как правильно выстраивать свою деятельность для достижения результата;

как правильно оценить свои результаты.

Должны уметь:

творчески подходить к решению любой задачи;

грамотно выражать свои мысли при объяснении работы модели;

вести диалог с аудиторией в процессе выступления;

самостоятельно находить решение поставленной задачи и добиваться результата.

Предметные результаты

Должны знать:

основные понятия, связанные с программированием;

правила изучаемых соревнований;

алгоритмы для успешного участия в конкретном виде соревнования;

как сделать конструкцию для основных видов соревнования;

Должны уметь:

создавать программы для соревнований в среде Lego Mindstorms EV3;

собирать конструкции для соревнований по робототехнике;

переводить письменные алгоритм в программу;

распределять роли внутри своей команды;

организовывать свой досуг в условиях летнего отдыха;


Компетенции и личностные качества

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы и они овладеют ключевыми компетенциями:

Учебно-познавательные компетенции

умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

Информационные компетенций

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

Коммуникативные компетенции

владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта);

умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

Компетенция личностного самосовершенствования

создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы);

создание условий для самопознания и самореализации;

Формы аттестации.

Содержательный контроль и оценка планируемых результатов для школьников направлены на выявление индивидуальной динамики развития учащихся с учётом личностных и индивидуальных особенностей детей.

Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы:

соревнование;

анкетирование;

фронтальный опрос;

наблюдение;

практическая работа;


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:

журнал посещаемости;

материал анкетирования и тестирования;

фото отчёт;

видео отчёт.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

результаты соревнования;

итоговый фото/видео отчёт.


Материально-техническое обеспечение.

Характеристика помещения:

Занятия проводятся в кабинете №17. В кабинете располагаются:

Парты для учеников – 6 парт

Стулья для учеников – 11 стульев

Столы Компьютерные – 10 столов

Кресла компьютерные – 9 кресел

Стол учительский – 1 стол

Стул учительский – 1 стул

Шкафы для литературы и оборудования – 3 шкафа

МФУ (Цветное) – 1 штука

Проектор + Экран – 1 комплект

Подставки для ног – 10 штук

Магнитная доска переносная – 1 штука

Комплект ПК + Монитор + Клавиатура + Мышь – 6 комлпектов

Ноутбук – 4 штуки

Набор конструктора Lego MindStorms EV3 (базовый) – 6 штук

Набор конструктора Lego MIndStorms EV3 (ресурсный) – 4 штуки

Набор Lego для проведения физических экспериментов – 1 штука

Маршрутизатор для раздачи интернета в кабинете – 1 штука

Поле для соревнования Кегельринг и Сумо – 1 штука

Поле для соревнования «Биатлон роботов» - 1 штука

Стенд «Техника безопасности» - 1 штука

Стенды «Комлпектующие ПК и переферийные устройства» - 5 штук

Компьютерный гарнитур (микрофон + наушники) – 8 штук

Дополнительные датчики Lego Mindstorms EV3 – 4 штуки

Учебная и методическая литература для обучающихся и педагога:

Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов – Ю. Винницкий и А.Григорьев

Lego Education Каталог 2018 Практические образовательные решения для успеха каждого ученика

Lego Education Каталог 2019 Практические образовательные решения для успеха каждого ученика

Олимпиады по математике для 1-4 классов – Э.Н. Балаян

Задания для подготовки к олимпиадам 5-6 классов (Для преподавателей) – Ю.В. Лепёхин

Учебник Математика 5 класс – Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон 1 и 2 часть.

Техническое зрение роботов с использованием TRACKINGCAM – Воротников С.А. Девятериков С.А.

Конструируем роботов на Lego Mindstorms Education EV3 В поисках сокровищ – Е.И. Рыжая, В.В. Иванов

Конструируем роботов на Lego Mindstorms Education EV3 Посторонним вход воспрещён! – В.Г. Сафули, Н.Г. Дорожкина

Человек – всему мера? – Н.Н. Зайцева, Е.А. Цуканова

Python для детей. Самоучитель по программированию. – Джейсон Бриггс. (Электронный учебник)

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ командной инженерной олимпиады школьников «Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы» по профилю «Интеллектуальные робототехнические системы» 2019-2020 учебный год. (электронная методичка)

Технология 5 класс – Копосов Д.Г. (электронный учебник)

Технология 6 класс – Копосов Д.Г. (электронный учебник)

Технология 7 класс – Копосов Д.Г. (электронный учебник)

Технология 8 класс – Копосов Д.Г. (электронный учебник)



Перечень необходимого оборудования для реализации программы

п\п

Наименование рабочего материала и оборудования

Количество

Примечание

Ноутбук или ПК

1 на 2 обучающихся

Характеристики:

Процессор c частотой от 2 ГГц и количеством ядер от 2; Оперативная память от 4 Гб и выше;

HDD или SSD от 128 Гб.

**

Программное обеспечение: операционная система Windows 10

На каждый ПК


Набор конструктора Lego MindStorms EV3 (базовый)

1 на 2 обучающихся

**

Дополнительные датчики для конструктора Lego MindStorms EV3: Инфракрасный маяк и инфракрасный датчик, датчик температуры.

Для каждого набора Lego MindStorms EV3.

**

Игровое поле для проведения соревнования Сумо роботов

1 штука


Проектор + Экран для демонстрации

1 комплект


Компьютерный гарнитур (Наушники + Микрофон)

Для каждого стационарного компьютера


Кресла компьютерные

10 штук

**

Подставки для ног

10 штук


Компьютерные столы

10 штук


МФУ (Цветное)

1 штука


Шкаф для оборудования

2 штуки


Информационный стенд по технике безопасности работы за ПК

1 штука


Маршрутизатор для доступа в интернет каждого рабочего места

1 штука



* - оборудование, которое нужно приобрести дополнительно (количество звёздочек указывает на количество экземпляров оборудования)


Информационное обеспечение.

Информационное сопровождение жизнедеятельности объединения «Информатическая мастерская» осуществляется на страницах сайта МБУ ДО «ЦВР» и фото - отчетами о творческой работе объединения в социальных сетях центра: Instagram, ВКонтакте, YouTube.

Кадровое обеспечение.

Реализацию программы объединения «Информатическая мастерская» осуществляет педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Лесцов А.В. Выпускник ГОУ ВО МО «ГСГУ» (бакалавриат), направление подготовки – педагогическое образование, профиль – информатика. Выпускник ГОУ ВО МО «ГСГУ» (магистратура), направление подготовки – «Методика обучения и воспитания математике».

Участник международной педагогической олимпиады «Педагогические технологии».

Участник IV форума «Я – педагог Коломны!».

Участник школы наставников в инновационном центре «Сколково».

Победитель муниципального этапа областного конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям».

Победитель областного этапа областного этапа всероссийского конкурса работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Лауреат конкурса "Лучшая визитная карточка педагога" конкурса "Ступени мастерства - 2020" в номинации "Лучший педагог дополнительного образования".


Учебный план

(40 часов)

п\п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика


Всего

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПДД. Правила поведения на занятиях. Введение в дополнительную общеразвивающую программу.


2

-

2

Наблюдение, беседа.

Борьба роботов – сумоистов. Обсуждение правил, конструкций, регламента. Раунд №1.

0,5

1,5

2

Практическая работа, фронтальный опрос, наблюдение, соревнование, защита итоговой работы.


Борьба роботов – сумоистов. Конструирование и программирование моделей. Раунд №2.

0,5

1,5

2

Борьба роботов – сумоистов. Конструирование и программирование моделей. Раунд №3.

0,5

1,5

2

Борьба роботов – сумоистов. Конструирование и программирование моделей. Раунд №4.

0,5

1,5

2

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Обсуждение правил, регламента. Игра 1 на 1.

0,5

1,5

2

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Конструирование модели, программирование робота. Игра 2 на 2.

0,5

1,5

2

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Конструирование модели, программирование робота. Игра 3 на 3.

0,5

1,5

2


Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Обсуждение тактики. Конструирование модели, программирование робота. Игра 3 на 3.

0,5

1,5

2

Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Обсуждение правил, регламента. Составление конструкций, алгоритма. Раунд №1.

0,5

1,5

2


Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №2.

0,5

1,5

2


Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №3.

0,5

1,5

2


Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №4.

0,5

1,5

2


Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №5.

0,5

1,5

2


Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Правила работы с видеоредактором.

0,5

1,5

2


Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Обрезка видеороликов.

0,5

1,5

2


Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Оформление переходов, подбор фильтров.

0,5

1,5

2


Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Оформление титров.

0,5

1,5

2


Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Подбор музыки, итоговое сохранение видео.

0,5

1,5

2


Итоговое занятие. Защита видеороликов.

0,5

1,5

2


ИТОГО:

11,5

28,5

40




Содержание учебного плана

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПДД. Правила поведения на занятиях. Экскурсия по учреждению. Введение в дополнительную общеразвивающую программу.

Всего 2 часа.

Теория (2 часа): Знакомство с правилами безопасности в кабинете информатики, общеобразовательной программой. Правила пожарной безопасности и поведение на дорогах. Экскурсия по учреждению. Введение в дополнительную общеразвивающую программу.

Борьба роботов – сумоистов. Обсуждение правил, конструкций, регламента. Раунд №1.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Знакомство с правилами соревнования, обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для борьбы роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Борьба роботов – сумоистов. Конструирование и программирование моделей. Раунд №2.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для борьбы роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Борьба роботов – сумоистов. Конструирование и программирование моделей. Раунд №3.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для борьбы роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Борьба роботов – сумоистов. Конструирование и программирование моделей. Раунд №4.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для борьбы роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Обсуждение правил, регламента. Игра 1 на 1.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Знакомство с правилами соревнования, обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для футбола роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Обсуждение правил, регламента. Игра 2 на 2.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Знакомство с правилами соревнования, обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для футбола роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Обсуждение правил, регламента. Игра 3 на 3.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Знакомство с правилами соревнования, обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для футбола роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Футбол управляемых роботов». Обсуждение правил, регламента. Игра 3 на 3.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Знакомство с правилами соревнования, обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для футбола роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Обсуждение правил, регламента. Составление конструкций, алгоритма. Раунд №1.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Знакомство с правилами соревнования, обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для биатлона роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №2.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для биатлона роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №3.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для биатлона роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №4.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для биатлона роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Проведение мини-чемпионата «Биатлон роботов». Составление конструкций, алгоритма. Раунд №5.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обсуждение тактики на будущие поединки, деление на команды.

Практика (1,5 часа): Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена, составление программы для биатлона роботов. Конструирование моделей роботов для соревнования.

Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Правила работы с видеоредактором.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обсуждение проектного задания, обзор интерфейса программы видеоредактора.

Практика (1,5 часа): Обзор инструментария программы для видеомонтажа, загрузка файлов, сохранение и загрузка проекта, возможности редактирования звуков и фрагментов видео. Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена.

Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Обрезка видеороликов.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обзор инструментов для обрезки видеороликов. Правила обрезки видеороликов.

Практика (1,5 часа): Практикум по обрезке фрагментов видео и аудиодорожек. Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена.

Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Оформление переходов, подбор фильтров.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Обзор правил применения фильтров и переходов в итоговом видео.

Практика (1,5 часа): Практикум по добавлению фильтров и переходов к видео. Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена.

Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Оформление титров.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Правила работы с титрами, оформление титров на видео.

Практика (1,5 часа): Практикум по работе с титрами в Movavi VideoEditor. Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена.

Оформление итогового видеоролика с фрагментами соревнований. Подбор музыки, итоговое сохранение видео.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Работа по подбору музыки.

Практика (1,5 часа): Оформление и сохранение итогового варианта видео. Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена.

Итоговое занятие. Защита видеороликов.

Всего 2 часа.

Теория (0,5 часа): Беседа об итогах реализации программы.

Практика (1,5 часа): Презентация итоговых видеороликов своим одногруппникам. Подвижные игры на улице, зарядка, танцевальная перемена.



Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.

Словесный.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. При объяснении теоретического материала по робототехнике без словесных методов никак не обойтись. Этот метод является основным на ряду с наглядным, когда необходимо рассказать ученикам что то новое.

Наглядный

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения. При изучении робототехники без этого метода обучения никак не обойтись. Как говорят, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать, в данном предмете эта фраза актуальна как никогда. Проще показать, как работает конкретная модель, чем описывать её словами.


Практический

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры. Когда мы говорим о предметах, где необходимо конструировать, делать что-то руками, делать выполнять работу за компьютером, сразу возникает необходимость внедрения практического метода обучения, ученикам необходимо попробовать самим сделать тот или иной вид работы.

Объяснительно-иллюстративный

Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами и организует ее восприятие, осознание и запоминание учащимися. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.


Исследовательский.

Исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

Деятельность учащихся сводится к восприятию, запоминанию и воспроизведению учебной информации, которое является основным критерием эффективности. При выполнении практических работ, у учащихся нет готового решения задачи, чтобы найти решения им приходится самим мыслить и пытаться прийти к верному пути, пока они до него доберутся им предстоит выполнить ряд экспериментов. Исследовательский метод на уроках робототехники реализуется очень эффективно, т.к. здесь нужно постоянно пробовать, экспериментировать и находить наиболее удачные алгоритмы решения, поэтому данный метод является основополагающим методом обучения при изучении предмета робототехники, он позволяет активно вовлечь учащихся в образовательный процесс.

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Формы организации учебного занятия:

Беседа;

Игра;

Конкурс;

Практическое занятие;

Соревнование.

Педагогические технологии:

На занятиях педагогом применяются следующие педагогические технологии:

Технология группового обучения;

В системе дополнительного образования детей широко используются групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Выделяют несколько видов групповых технологий.

технология дифференцированного обучения;

Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Мы выбрали в данном случае из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики именно эти технологии по двум причинам:

во-первых, потому, что в условиях еще существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания образования, которое определено образовательным стандартом и государственными программами для базового уровня;

во-вторых, потому, что это педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте, обеспечивающие успешное усвоение учебного материала всеми учениками, их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу.


технология исследовательской деятельности;

Исследовательская деятельность – это инновационное движение в дошкольном образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.

Переход к инновационной модели образования предполагает выполнение как минимум двух важных шагов:

частичный отказ от репродуктивной формы обучения, когда ребенку «навязывают» знания;


переход к проектно-исследовательской деятельности, в процессе которой дошкольник сможет добывать знания самостоятельно – через свой опыт, преодоление трудностей и неудач, путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

технология игровой деятельности;

Важным средством и эффективной технологией воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

технология решения изобретательских задач;

это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

здоровьесберегающая технология;

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Дидактические материалы:

В качестве дидактических материалов для реализации программы будут использованы раздаточные материалы: оформленные практические работы, мультимедиа презентации «Путешествие в мир современных профессий», кроссворды по программированию, технологические карты «Заполни пропуск», «Найди лишнее среди предложенного» и др.










Список литературы.

Литература, используемая педагогом при разработке программы:

Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота LegoMindStorms EV3 в среде EV3 :изд. второе, перераб. и допол. / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – М.: «Перо», 2016 – 296 с.

Волохов А.В., Фришман И.И. «Внимание каникулы!» Методическое пособие. – М: «Центр гуманной литературы», 2005. – 128 с. (основное).

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота LegoMindStorms EV3 в среде EV3 :изд. второе, перераб. и допол. / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – М.: «Перо», 2016 – 296 с. (основное).


31


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации