12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алымова Елена Петровна1526
Россия, Московская обл., Наро-Фоминск


Управление по образованию администрации Наро-Фоминского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом творчества №1 им. В.Волошиной





Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Родной край»

(стартовый уровень)



Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Алымова Елена Петровна

педагог дополнительного образования






г. Наро-Фоминск, 2020



СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………. 3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения…………………… 11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения…... 12

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 17

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….. 22



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеразвивающая программа «Родной край» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».                        Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).                                                                                   Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».                                                                                   Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».                                                                  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».          Письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах, от 26.08.2013г.                       Устав МБУ ДО ДТ №1 им. В. Волошиной.

Дополнительная общеразвивающая программа «Родной край» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на воспитание ребенка в духе любви к «Малой Родине» и уважения к культурно историческому наследию своего региона и своей страны в целом.

Актуальность программы.

  В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой родного края, учить бережно, относиться к природе, прививать любовь к «Малой Родине».                                                                                                                           Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей «Малой Родине», развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.

Данная программа поможет детям в изучении своей «Малой Родины», будет способствовать воспитанию патриотизма, таких духовно-нравственных качеств, как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственности.

Цель программы: познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает.

Личностные:

воспитывать любовь и уважение к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, чувство гордости за свою « Малую Родину»;

формировать культуру общения и поведения в социуме;

формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность.

Метапредметные:

развивать любознательность, расширять кругозор детей, желание узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;

развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.

Предметные:

 формировать представления о родном городе и крае: о культуре, традициях, достопримечательностях защитниках, замечательных людях, прославивших родной город и край;

формировать представления о растительном и животном мире родного края;

формировать элементарные знания о правах человека.

Отличительные особенности программы.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины-города Наро-Фоминска, как части России. На занятиях большое внимание отводится беседам с детьми, благодаря которым них формирует положительное эмоциональное отношение к «Малой Родине, ее культуре, истории, происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, бережное отношение к природе родного края.

Адресат программы.

Адресатом программы являются дети дошкольного школьного (5- 6 лет). К 5-6 годам дети обладает большим запасом представлений об окружающем мире, который получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. В этом возрасте дети продолжают осваивать представления о своем городе, его особенностях. Проявляет интерес к родной стране. Складываются представления о содержании основных государственных, городских праздников, ярких исторических событиях. Понимают многообразие разных национальностей – особенностей внешнего вида, одежды, традиций. Способны проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, населяющих город, край.Развиты художественно-эстетические способности, умения откликаться и замечать красоту окружающей действительности (природы, архитектуры города), проявляют интерес к посещению музеев, выставочных залов. Различают произведения декоративно-прикладного искусства и промыслов разных народностей, живущих в городе. 

Объем и срок освоения программы.

Сроки реализации программы 1год. Объём 72 часа в год. Стартовый уровень усвоения.

Форма обучения.

Программа предполагает очную форму обучения. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Особенности организации образовательного процесса

В объединение принимаются дети дошкольного возраста, проживающие в городе и районе. Зачисление производится по заявлениям родителей. Заниматься по программе может любой ребенок, без предварительной подготовки, без конкурсного отбора, имеющий интерес и мотивацию к занятиям в данной предметной области. Состав групп постоянен, сформирован из обучающихся одного возраста. Допускается приём новых обучающихся на любом этапе обучения.

Режим занятий.

«Стартовый уровень» 1 год обучения - 72 часа в год;

Количество занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность: 1 занятие 30 мин х 2, перемена 10 мин.

В соответствии с нормами СанПиНа, в МБУ ДО ДТ №1 им. В. Волошиной продолжительность 1 часа для дошкольников, объем нагрузки в неделю соответствует рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и Приложению №3 СанПиН 2.4.4.3172-14 и составляет 2 учебных часа (по 30 минут), перерывы между занятиями составляют 10 минут.

Наполняемость групп.

«Стартовый уровень» - 1 год обучения - 15 человек.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование чувства гордости за свой край, город, историю своего края;

осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, формирование семейных ценностей;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци­онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;

первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

представление о необходимости бережного отношения к культуре других родного края;

ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения на улице, в общественных местах.

Метапредметные:

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения событий;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

формирование первоначальных представлений о народных традициях;

формирование начальных нравственных представлений о добре и зле,

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Предметные:

сформированность уважительного отношения к городу, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе;

освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

Ожидаемые результаты программы.

По окончании обучения, обучающиеся будут знать:

свой домашний адрес, название города;

названия: главной улицы города, улицы, на которой живет, улицы, где находится дом детского творчества

представления: об истории возникновения города, его названии;

о людях, в честь которых названы улицы города;

о Президенте, правительстве России;

о воинах защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;

столицу нашей Родины – Москву;

флаг, герб, гимн России;

некоторые достопримечательности города:

наиболее важные исторических событиях города, края;

символику города Наро- Фоминска;

элементарные представления о природе родного края;

историю своей семьи;

элементарные представления о традициях, обычаях и праздниках родного края;

свои права и обязанности;

этические нормы поведения во время экскурсий в музеях и в парках;

правила безопасного поведения в природе и на улице города.

По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:

составлять небольшие рассказы о семье, культуре, истории, великих людях, достопримечательностях «Малой Родины»;

соблюдать правила охраны природы;

узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них;

узнавать в окружающем мире изученные растения и животных родного края;

выстраивать добрые отношения с семьей, со сверстниками и взрослыми;

рассказать о «Красной книге» и ее значении;

применять правила поведения в общественных местах.

Формы аттестации:

выставки;

итоговые занятия;

беседы;

конкурсы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Для оценки качества реализации программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение. Проводится в сентябре.

Формы оценки: диагностическое анкетирование, собеседование с детьми и родителями в виде тестовых заданий, беседы.

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем программы. Осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися программы по завершении учебного года.

грамоты, дипломы;

материал анкетирования и тестирования;

отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

диагностическая карта;

открытое занятие;

портфолио;

праздники;

конкурсы.

Материально-техническое обеспечение.

Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к естественному.

Оборудование.

шкафы для пособий  - 3 шт;

стол  для педагога-1шт.;

столы ученические - 8 шт.

стулья ученические -8шт. 

Технические средства.

компьютер-1шт; 

интерактивная доска -1шт.;

принтер лазерный-1шт.

Информационное обеспечение.

Экранно – звуковые пособия

«Звуки природы»;

«Песни Великой Отечественной войны»;

«Классическая музыка для детей»;

«Сборник детских песен»;

диск с записью Гимна России;

диски с документальными фильмами о Великой Отечественной войне;

презентация «Улицы города Наро-Фоминска»;

презентация «Храмы Наро-Фоминского района»;

презентация «Творчество наших земляков»;

презентация «Народные ремесла и художественные промыслы края»;

презентация «Земляки, прославившие наш край»;

презентация «История малой Родины»;

диафильм «Наро-Фоминск – город Воинской славы» ;

презентация «Земляки – Герои Советского Союза»;

презентация «Памятники и мемориалы города»;

презентация «Растительный и животный мир нашего края»;

презентация «Природные богатства родного края»;

презентация «Растения и животные края, занесенные в красную книгу»;

презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»;

презентация «Великая Отечественная война 1941-1945;

презентация «Что такое семейные традиции?»;

видеофильм «Русские традиции»;

презентация «Православные праздники»;

видеофильм «Живая природа»;

видеофильм «Многообразие животного мира»;

видеофильм «Береги природу»;

фильм «Секреты природы»;

слайд–комплект «Живая и неживая природа»;

слайд-комплект «Растения»;

слайд-комплект «Животные нашего края»;

видеофильм «Улица полна неожиданностей»;

презентация «Дорожные знаки для детей»;

презентация «Правила поведения дома и общественных местах».

Кадровое обеспечение.

В реализации программы «Родной край» принимает участие педагог, дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы, владеющие базовыми знаниями возрастной и педагогической психологии, педагогики и методики организации работы с детьми дошкольного возраста.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.

п/п



Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

Диагностика

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

Диагностика

2.

Родной край

22

6

16

Викторина, беседа, конкурс рисунков, мини-тест

2.1.

Мой край на карте Родины

6

2

4

Конкурс рисунков

2.2.

Моя малая Родина-Наро-Фоминск

10

2

8

Викторина

2.4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

6

2

4

Беседа

3.

Культурное наследие родного края

24

8

16

Викторина

Конкурс рисунков

3.1.

Искусство. Культура

12

4

8

Викторины. Мини-конкурсы

3.2.

Традиции и обычаи

12

4

8

Праздник

4.

Природа родного края

12

4

8

Мини-тест

4.1.

Растительный и животный мир

12

4

8

Викторина, проект,

5

Законы, по которым мы живем.

6

2

4

Беседа

6.

Безопасность дорожного движения

4

2

2

Викторина

7

Итоговое занятие

2

-

2

Диагностика


Итого:

72

23

49




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Раздел 1. Введение

(теория 1 ч., практика 1 ч.)

Тема 1.1. Введение в программу.

Теория (1 ч.): Введение в образовательную программу. Цели и задачи занятий в объединении. Игра «Мои друзья».

Практика (1 ч.): Диагностика.

Раздел 2. «Родной край»

(теория 6 ч., практика 16 ч.)

Тема 2.1. Моя Россия.

Теория (2 ч.): Россия-родина моя. Символика: флаг, герб, гимн. Москва - столица. Красная площадь.

Практика (4 ч.): Просмотр фильма «Достопримечательности Москвы». Рисование (аппликация) флага.

Тема 2.2. Моя малая Родина Наро-Фоминск.

Теория (2 ч.): История возникновения города Наро-Фоминска и Наро-Фоминского района. История семьи.

Практика (8 ч.): Конкурсы рисунков: «Моя семья». Экскурсия в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей «Мой родной край». Викторина. Конкурс рисунков «Мой край». Экскурсия по дому творчества.

Тема 2.3. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Теория (2 ч.): Наш край в годы Великой Отечественной войны. Наро-Фоминск - Город воинской славы. Земляки-Герои Советского Союза.

Практика (4 ч.): Экскурсия к Мемориалу павшим в боях за Родину в 1941 году. Встреча с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Раздел 3. «Культурное наследие родного края».

(теория 4 ч., практика 8 ч.)

Тема 3.2 Искусство. Культура.

Теория (4 ч.): Литературное, художественное, музыкальное творчество. Фольклор – народное творчество. Земляки, прославившие родной край. Истори­ческие и культурные достопримечательности г.Наро-фоминская. Народные ремёсла и художественные промыслы края. История развития промыслов, современное состояние.

Практика (8 ч.): Рассматривание репродукции В. Васнецова «Три богатыря».

Знакомство с архитектурой церкви, рассматриванием фотографий. Виртуальная экскурсия «Творчество наших земляков». Игра - задание «Легенды, пословицы, загадки, сказки».

Тема 3.2. Традиции и обычаи.

Теория (4 ч.): Обычаи, обряды, праздники, народные игры, приметы.

Практика (8 ч.): Конкурс рисунков «Обычаи и праздники», игровая программа

Конкурс поделок «Забытые ремесла». Праздники нашего края.

Раздел 4. Природа родного края.

(теория 4 ч., практика 8 ч.)

Тема 4.1. Растительный и животный мир.

Теория (2 ч.): Растительный и животный мир края. Правила поведения в природе. Экологические проблемы. Растения и животные края, занесенные в Красную  книгу.

Практика (4 ч.): Проект «Экологический муссов на службе у человека».

Законы, по которым мы живем.

(теория 2 ч., практика 4 ч.)

Теория (2 ч.): Конституция. Конвенция о правах ребенка. День защиты детей. 

Практика (4 ч.): Викторина «Символика и традиции праздника». Просмотр слайдов «Праздник День народного единства»

Раздел 6. Безопасность дорожного движения

(теория 2 ч., практика 3 ч.)

Теория (2 ч.): ПДД. Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы. Скрытые опасности на дороге. Игры детей и дорожная безопасность.

Практика (2 ч.): Конкурс рисунков «Светофор». Игра «Мы пешеходы», просмотр фильма «Уроки безопасности».

Раздел 7. Итоговое занятие

(практика 2 ч.)

Практика (2 ч.): Итоговое занятие. Игра- викторина «Наш край».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия.

В процессе реализации программы используются различные методы обучения:

словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

наглядные методы (демонстрации рисунков, коллекций, иллюстраций, просмотр презентации) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы (изготовление рисунков, плакатов, поделок) позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

В процессе реализации программы используются различные методы воспитания.

методы формирования сознания (убеждение, дискуссия, положительный пример);

методы организации практической деятельности (упражнение, создание воспитывающих ситуаций);

методы стимулирования (поощрение).

Формы организации образовательного процесса.

групповая.

Формы организации учебного занятия:

занятие- беседа;

занятие- соревнование;

занятие-экскурсия;

занятие встреча с интересными людьми;

занятие- праздник;

занятие- конкурс.

Педагогические технологии.

технология педагогического общения (Кан Калик) - технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности;

технология на основе личностной – ориентации педагогического процесса (И.С. Якиманская) - в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка;

информационно-коммуникативные технологии (Г.Р. Громов, Г. Клейман, Б. Хантер) способствуют активизации образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний, что приводит к достижению обучающимися максимальных результатов в различных областях;

технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) - создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума;

технология игровой деятельности (А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) - в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта;

здоровьесберегающая технология (Н.К. Смирнов) - система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.

Алгоритм учебного занятия:

Организационный этап.

Проверочный этап.

Подготовительный этап.

Этап актуализации знаний.

Этап работы по новому материалу.

Этап закрепления полученных знаний.

Этап повторения изученного материала.

Этап обобщения пройденного материала.

Этап закрепления новых знаний, умений и навыков.

Физкультурная минутка или этап релаксации. Контрольный этап.

Итоговый этап.

Этап релаксации.

Информационный этап.

Дидактические материалы:

дорожные знаки из картона;

экран «Мое настроение» из картона;

ширма для театральных представлений; куклы для кукольного представления;

наборы мелких фигурок людей, животных;

наборные полотна с картонными трафаретами животных, птиц.

Раздаточный материал:

карточки с изображением: «Наро-Фоминс», «Улицы Наро-Фоминска», «;

карточки с изображением дорожных знаков;

карточки с загадками: «Растения», «Животные»;

наборы разрезных картинок «Улицы города Наро-Фоминска»;

карточки с пословицами и поговорками по темам: «Мой край», «Дружба», «Доброта», «Семья» .


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: Просвещение, 2014.

Верея и храмы Наро-Фоминского района./ Сост. Протоиерей Олег Пэнэжко. Владимир: ОАО Владимирская офсетная тип., 2009.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М. - 2006.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Сценарии мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию. - М.: ВАКО, 2015.

Комаровский Ю.В. Памятные и самые красивые места Наро-Фоминской земли. - Наро-Фоминск: Издательский комплекс газеты Основа, 2011.

Комаровский Ю.В. Культурные традиции и современность.- Наро-Фоминск: Издательский комплекс газеты Основа, 2015.

Козлов В.Л. Откуда есть пошла земля Наро - Фоминская: Историко–краеведческие  очерки.  Наро-Фоминск: Издательский комплекс газеты Основа, 2016.

Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. / Сост. Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина?- М.: ТЦ Сфера, 2014.

Красная книга Московской области. / Сост. Министерство экологии и природопользования Московской области.- М.: ТЦ Сфера, 2014.

Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.

Македонская Е. И. История сел и деревень Подмосковья XIV–XX вв. / Сост. РАН. Институт российской истории. – Вып.1. – М.:, 1992.

Мой дом, моя семья: Книжка с наклейками: Для занятий с детьми 5-7 лет. М.: Школьная пресса, 2011

Наро - Фоминск - город Воинской славы. - Наро-Фоминск.: Издательский комплекс газеты. Основа, 2015.

Немов Р.С. Общая психология.- М.: ВЛАДОС, 2015.

Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий / Сост. Гайдина Л. И., Яровенко В.А., Жиренко О.Е. - М.: ВАКО, 2013 .

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе.

Права ребёнка: Нормативные правовые документы. / Сост. Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Сост. Н.В. Сократова – М.: ТЦ Сфера 2010.

Фопель К. Психологические игры и упражнения - М.: Просвещение, 2010.

Хорошева Н. Р. Памятник архитектуры. - Наро-Фоминск: газета Основа №12, 2015.

Хорошева Н. Р. Здесь Родины моей начало. - М.: ФГУП, Известие, 2012.

Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития дошкольников. Диагностические методики. – Новгород: Вектор ТиС, 2016.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся:

Астахов П.А. Я и государство. — М.: Эксмо, 2011.

Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне . - М.: Махаон, 2017.

Алексеев С. П.  Великая Московская битва. – М.: Дрофа-Плюс, 20015.

Греханкина Л.Ф. « Родное Подмосковье» М., МГОУ 2016.

100 великих загадок живой природы/ Сост. Н.Н.Непомнящий.- М.: Вече,.

Мир живой природы./ Сост. Т. Ниловой. - М.: АСТ-Пресс, 2016.

Мы все рождены свободными: всеобщая декларация прав человека в картинках: / пер. с англ. М. Кадетовой — М.: Компас Гид, 2016.

Остер Г.Б. Права детенышей. Перевод Конвенции о правах ребенка на детский язык.- М.: Астрель. Харвест, 2015 г.

Праздники. Традиции. Обычаи Энциклопедия для детей.-М.: Махаон, 2015.

Подивилова О.В. Рассказы о войне.- М.: Смовар, 2015.

Ротенберг Р.  Энциклопедия здоровья. - М.: Махаон, 2014.

Шабельник Е.С. Права ребенка. - М.: Вита Пресс,2015.

Календарно-тематическое планирование
Дополнительная общеразвивающая программа «Родной край»






Число

Месяц

Год


Форма
занятия



Кол-во
часов



Тема занятия


Форма
контроля

1


занятие-игра

2

Введение в образовательную программу. Игра «Мои друзья».

игра-задание тест

2


занятие-беседа

2


Дом творчества, в котором я учусь. Экскурсия по дому творчества.

беседа

3


комплексное

2

Россия-родина моя. Символика: флаг, герб, гимн. Рисование (аппликация) флага.

викторина

4


комплексное

2

Москва - столица. Красная площадь.

беседа

5


комплексное

2

Просмотр фильма «Достопримечательности Москвы.

игра

6


комплексное

2

Мой родной город Наро-Фоминск. С чего начинается Родина.

викторина

7


комплексное

2

История возникновения города Наро-Фоминска и Наро-Фоминского района. Виртуальная экскурсия «Улицы нашего города».

беседа

8


занятие- экскурсия

2

Экскурсия в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей «Мой родной край». Основные правила поведения на улице, дороге.

викторина

9


комплексное

2

Викторина. Конкурс рисунков «Мой край».

конкурс рисунков

10


занятие-беседа

2

Экскурсия в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей «Мой родной край».

беседа

11


комплексное

2

Достопримечательности г. Наро-Фоминска.

викторина

12


комплексное

2

Путешествие в прошлое. Народные ремёсла и художественные промыслы края.

беседа

13


занятие- экскурсия

2

Конкурс поделок «Забытые ремесла».

беседа

14


комплексное

2

Храмы нашего города. Знакомство с архитектурой церкви, рассматриванием фотографий.

беседа

15


комплексное

2

Праздники нашего края. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

беседа

16


комплексное

2

Зимний праздник русского народа. Коляда.

игра

17


комплексное

2

«Зимние игры и забавы». Рисование детских забав.

конкурс рисунков

18


комплексное

2

Наш край богат талантами. Знакомство со знаменитыми людьми края.

беседа

19


комплексное

2

Виртуальна экскурсия «Творчество наших земляков».

беседа

20


комплексное

2

Памятники нашего города.

викторина

21


комплексное

2

Просмотр фильмов «Уроки безопасности».

игра

22


комплексное

2

Беседа «Защитники нашего края».

беседа

23


комплексное

2

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

беседа

24


занятие- экскурсия

2

Экскурсия в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей «Наро-Фоминск- Город воинской славы»

беседа

25


комплексное

2

Традиции и обычаи «Весна - красна».

игра

26


комплексное

2

Растительный и животный мир края.

игра

27


комплексное

2

Правила поведения в природе

конкурс рисунков

28


занятие-экскурсия

2

Красная книга. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

беседа

29


комплексное

2

Экологические проблемы края.

беседа

30


комплексное

2

Проект «Экологический муссов на службе у человека».

проект

31


комплексное

2

Беседа о Конституции. Конвенция о правах ребенка. Д. Родари «Приключения Чиполлино».

беседа

32


занятие-встреча

2

Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

беседа

33


занятие-экскурсия

2

Земляки-Герои Советского Союза. Экскурсия к Мемориалу павшим в боях за Родину в 1941 году.

беседа

34


комплексное

2

День народного единства. Что значит быть гражданином.

игра

35


комплексное

2

День защиты детей. Символика и традиции праздника.

игра

36


занятие-игра

2

Игра – викторина «Наш край».

викторина


Диагностический материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Беседа «Родной город»

Цель: выявление уровня знаний и представлений дошкольников о родном городе.

Как называется город, в котором мы живем?

Сколько лет нашему городу?

Как зовут жителей нашего города?

Что представляют собой герб и флаг нашего города?

Какая река протекает в Наро-Фоминске?

Какие главные улицы и площади ты знаешь?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

Назови улицу, на которой находится дом детского творчества ?

Как называется улица, на которой ты живешь? Почему она так называется?

Уровни выполнения задания

Ответил на вопрос (+) – 1 балл;

не ответил на вопрос (-) – 0 баллов.

10 – 8 баллов высокий уровень

7 – 5 баллов средний уровень

1 – 4 баллов низкий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Беседа «Моя Родина»


Цель — выявление особенностей представлений дошкольников о родной стране и отношения к ней.

Организация диагностической процедуры.

Как называется страна, в которой ты живешь?

Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.

Выбери из предложенных герб, флаг своего города.

В каких городах нашей страны ты еще бывал?

О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другого города, что ты ему мог бы рас сказать о своем городе?

Расскажи, что ты знаешь об истории своего города. (Как в нем жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

Анализ беседы:

2 балла – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре;

1 балл – ребенок отвечает на вопросы при помощи педагога, интерес ситуативен, ребенок отвлекается во время игры или беседы;

0 баллов – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не поддерживает

Высокий уровень ( 12 -20 баллов).

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, Наро-Фоминска. Может объяснить символику герба; называет народные праздники, приметы быта; называет природные богатства родного края, передаёт настроение.

Средний уровень (6 - 11 баллов).

Знает название города, свой домашний адрес, герб Наро-Фоминска; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень (0 – 5 баллов).

Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анализ детских рисунков на тему «Мой город».

Цель диагностики — уточнить представления детей о родном городе, выявить, что дети вкладывают в пони мание слова малая «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свой город таким, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

содержание рисунка;

расположение его на листе;

цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;

комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.


Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.


Высокий уровень. 

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей малой Родине, г с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе, чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень. 

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может нарисовать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе.

Низкий уровень.

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, не может нарисовать, что ему нравится в родном городе, районе, не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Диагностическая ситуация «Выбери книгу»

Цель диагностики — определить проявление интереса к особенностям своего города, края страны, желание узнать больше.

Методика проведения.

Детям предлагается сделать выбор из разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг (культура, природа, история, традиции, город ).

Инструкция.

Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной конкретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особенностями своего города, края.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Наблюдение за деятельностью детей

В  группе представлены материалы по теме «Моя малая Родина». Это могут быть: книги о городе и крае, альбомы с фотографиями достопримечательностей города, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.

В ходе наблюдения отмечаются:

Как часто дети обращаются к пособиям;

какие пособия вызывают у детей больший интерес;

обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные материалы возникновению разговоров, игр на темы родной город.

Для изучения проявления интереса дошкольников к разным сторонам жизни родного города, края, страны целесообразно провести анализ вопросов, которые дети задают в повседневной жизни.

Анализ вопросов детей.

В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые задают дети об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружающем, о возможном будущем).

При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок задает один и тот же вопрос.

При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и разделяться на группы по критериям, представленным в таблице.




Критерии для анализа вопросов детей

Количество вопросов

Критерий часто проявляется

Критерий иногда проявляется

Критерий редко проявляется

1) Вопросы касаются:





истории





современности





возможного будущего.





2) Вопрос задается:





из любопытства





под влиянием познавательного инте­реса





по просьбе кого-либо





3) Отношение к ответу :





внимательно слушает,





слушает невнимательно, отвлекаясь.





4) Область интереса ребенка:





социальные отношения,





экономика,





окружающий мир.





география,





природа.





культура и традиции





взаимоотношения





5) Как часто повторяется один и тот же вопрос:





спустя несколько часов после того, как был задан,





через несколько дней (для уточне­ния).





повторяется через короткий проме­жуток времени, так как невнимательно слушался ответ






Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни людей в повседневном общении, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало позна­вательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.

Анализ представлений дошкольников о малой Родине, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе сле­дующих критериев:

особенности представлений (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни или разнообразны);

характер отношения дошкольника к малой Рознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопреде­ленное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;

проявления интереса к истории, культуре, желание узнать о ней больше;

самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, городе ной стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о городе, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес, задает вопросы о разных сторонах жизни родного города, края.

Средний уровень. 

Дошкольник проявляет положительное отношение к родному городу, краю, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.

Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном городе, крае, может путать названия страны и города, не знает символики города, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Анкета «Культура и традиции».

Цель: выявление уровня знаний и представлений о культуре и традициях.

Ход обследования.

Задание 1.

Цель: выявить знания детей о народных костюмах и их элементах.

Детям раздаются картинки с изображением национальных костюмов и предлагается ответить на вопросы: какому народу принадлежит данный костюм и назвать отдельные элементы костюма.

Результат. Высокий уровень – 3 балла,

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – от 0 до 1 балла.

Задание 2.

Цель: Выявить знания детей о сезонных праздниках.

Ход обследования.

Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние и летние праздники они знают.

Результат. Высокий уровень – 3 балла,

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – то 0 до 1 балла.

Задание 3.

Цель. Выявить знания детей о народных праздниках.

Ход обследования.

Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников. Затем зачитывается описание праздника, дети должны указать его название.

Диагностика проведена в виде устной викторины. Прослушав описание праздника, дети должны были определить его название.
Описание праздников (для вводной и итоговой диагностики).

1. Этот праздник отмечается только в воскресный день. В народе его называют праздник праздников. Символом праздника считается яйцо, раскрашенное в ручную. Люди выражают друг другу уважение, прощают обиды. (Пасха)

2. Этот праздник длится целую неделю. В эти дни проводятся гуляния, катания с гор, на качелях. Накрываются столы. Основным блюдом являются блины, олицетворяющие солнце. Самое красочное зрелище – сжигание чучела Зимы. (Масленица).

3. Праздник отмечается 7апреля. Перед праздником пекут особые хлебцы и раздают им детям вместе с маленькими иконками. Выпускают из клеток птиц на волю, сжигают ветхие вещи, прыгают через костры. Взрослые одаривают молодежь печеньем. (Благовещенье).

4. В святочные ночи народ не спал, ходили из дома в дом, угощались, колядовали. Колядование начинают дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб и получали за это угощение (Рождество)


Результат.

Высокий уровень – от 17 до 24 балла,

Средний уровень – от 9 до 16 баллов,

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Диагностика «Растения и животные родного края»

Цель: определить уровень знаний о природных богатствах, о историко – географическом расположении родного края.

Ход диагностики.

Ведущий выводит на экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Наро-Фоминске, объясняют почему.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Анкета « Мой родной город».

1.Как называется город, в котором ты живешь?

2. Какая река протекает вблизи нашего города?

3.Как называются жители нашего города?

4.Какие улицы города ты еще знаешь? Назови улицы, которые первыми появились в нашем городе.

5. Какие культурные объекты нашего района вы можете назвать? Покажите их на фотографиях (музей, Дом культуры, кинотеатр, библиотека).

6. Детям предлагают рассмотреть фотографии социально-значимых объектов и назвать их (администрация, поликлиника, почта, магазин, аптека, школа).

7.Детям предлагаются фотографии спортивной школы, стадиона. Что это за объекты? Для чего они предназначены?

8.Посещаешь ли ты с родителями городские праздники? Где чаще всего они проводятся?

9.Какие мероприятия тебе запомнились больше всего?

10. Какие памятники героям войны установлены в нашем городе? Назовите их.

11. Чтобы ты показал гостям нашего города?

12. Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем городе (воспитатели в детском саду, родители, бабушка или дедушка)?

13.Вы любите свой город? За что?

14. Что ты можешь сделать, чтобы наш город стал краше?


Анкета « Мой родной город».

1.Назовите город, в котором живете?

2. Как раньше назывался наш город?

3. Назови улицы нашего города, которые знаешь. Какие улицы первыми появились в нашем городе?

5.Что ты можешь рассказать о районе, в котором ты живешь?

6.Найдите на открытках и назовите знакомые вам места нашего района Детям предлагаются фотографии памятных мест, достопримечательностей и мест отдыха горожан.

7. Какой объект является центром нашего города?

8.Назовите предприятия нашего города, которые ты знаешь.

9. Отберите на фотографиях продукцию, которую выпускают на этих предприятиях?

10. Назовите известных, талантливых людей нашего района.

Чем они знамениты?

11. Какие праздники отмечаются в нашем районе и где?

12.Что ты хотел бы показать гостям нашего района?

13. Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем районе? (педагог, родители, бабушка или дедушка)

14.Вы любите свой город? За что?

Результат.

Высокий уровень – от 9 до 14 балла,

Средний уровень – от 5 до 8 баллов,

Низкий уровень – от 0 до 4 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Анкетирование родителей.

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родного города, края, воспитывают интерес к ней.

1.  Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2.  Как вы развиваете представления о своей малой Родине, отношение к ней у своего ребенка?

3.  Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, родного края, города, символикой страны, родного края, города ?

4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашем городе, его истории? Почему?

7.  Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со циальной компетентности маленького гражданина были бы вам интересны:

 «круглые столы» со специалистами по данной теме;

совместные экскурсии, походы;

 конкурсы по темам истории и современности нашего города;

встречи для родителей по проблемам воспитания граждаских чувств у современных дошкольников;

домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

 другое_______________________________________________













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.