Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька: развитие личности ребёнка средствами альтернативного рисования», (Ознакомительный уровень)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества Багратионовского городского округа»
238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 62, тел./факс.: (40156) 3-31-61, e-mail: dodddt@mail.ru
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета ДДТ Багратионовского городского округа «_____» _______________ 2017 г. Протокол № _________ |
Утверждаю Директор ДДТ Багратионовского городского округа _____________________В.В. Чайка «_____» _________________ 2017 г. Приказ № _____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АКВАРЕЛЬКА: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО РИСОВАНИЯ»
(ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Направленность программы: художественная
Программа ориентирована на детей 7 – 11 лет
Срок реализации программы: 8 месяцев
Разработчик программы:
методист Смирнова Инга Викторовна
г. Багратионовск
2017
Содержание программы
-
Педагогическая целесообразность программы 5
Отличительные особенности программы 5
Основные формы и методы работы 10
Возраст детей, участвующих в реализации программы 10
Возрастные особенности детей 10
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты 12
Организационно-педагогические условия
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька: развитие личности ребёнка средствами альтернативного рисования» (далее – Программа) художественной направленности детского творческого объединения «Акварелька» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества Багратионовского городского округа» (далее по тексту – Учреждение, ДДТ Багратионовского городского округа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Направленность программы: художественная.
Программа предназначена для занятий в объединении (студии) с детьми школьного возраста (преимущественно — учащимися начальной школы).
Программа направлена на свободное развитие личности ребенка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование его учебно-предметной, социальной, информационно-коммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению.
Актуальность программы обусловлена следующими причинами:
занятие альтернативным рисованием является одним из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных видов дополнительного образования, не уступающим по указанным критериям от рисования традиционного, поскольку позволяет создавать красивые, яркие, эстетически привлекательные работы разного уровня сложности;
альтернативное рисование даёт возможность детям удовлетворить свои потребности в творчестве даже в том случае, когда они испытывают затруднения при выборе сюжета, изображении предметов, образов, оформлении работы;
простые приёмы и гарантированный положительный результат делает программу привлекательной как для детей, имеющих некоторые (слабо выраженные) затруднения в овладении техниками традиционного рисования, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для занятий этим видом деятельности.
любая продуктивная деятельность способствует социализации детей, их адаптации к школе и является неспецифической профилактикой асоциального поведения;
программа является малозатратной, что имеет большое значение при работе с детьми из малообеспеченных семей; может легко встраиваться в другой программный блок и/или использоваться в летний период как модуль программы летнего лагеря;
реализовывать программу может практически любой педагог, так как техниками альтернативного (нетрадиционного) рисования может быстро овладеть любой желающий, в том числе не владеющий приёмами академического рисования и не имеющий соответствующего образования;
в условиях удалённости от города и невозможности посещать кружки, творческие объединения и секции при специализированных учреждениях дополнительного образования программа позволяет детям получить дополнительное образование на базе своей школы;
программа нетребовательна к условиям и легко тиражируется.
При работе над творческими заданиями у детей развиваются воображение, фантазия, логическое и абстрактное мышление, изобразительные навыки, навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объемные композиции, коллективные работы), свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы: формы и методы педагогической работы, используемые при реализации программы, полностью соответствуют возрастным особенностям детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний к занятиям этим видом деятельности; освоение основных разделов программы поможет естественному развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем и их взаимодействия (зрительно-моторная координация), а также создаст положительный психологический настрой и будет способствовать развитию личности ребёнка.
Отличительная особенность программы данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, в том числе альтернативных техник рисования (монотипия, граттаж, набрызги, рисование тычком, пальцами и т.д.). Несомненным достоинством программы является наличие оценочных материалов, позволяющих фиксировать результаты освоения программы обучающимисяэ
Кроме того, программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Ведущие педагогические идеи, на которых базируется данная Программа:
Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Ключевые понятия, используемые в программе:
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.
Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Альтернативное (нетрадиционное) рисование — рисование, основанное не на традиции, с использованием техник, приёмов смежных искусств (монотипии, эстампа и т.д.) и нестандартных материалов (листьев, овощей, ткани, пробок и т.п.).
Граттаж — (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.
Рису́нок, или академи́ческий рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Компози́ция — составление целого из частей. Искусство. Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность...
Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи, вид печатной графики.
Набросок --- грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения. Предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно,
Развитие личности ребёнка и формирование индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Образовательные:
познакомить обучающихся с нетрадиционными техниками рисования;
прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
научить находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.
Развивающие:
развивать творческие и созидательные способности обучающихся, мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, кругозор, навыки самостоятельного выражения в творческом рисунке, лидерства, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
совершенствовать психомоторные способности детей, мелкую моторику., памяти, внимания, умения согласовывать анализировать и планировать свою работу.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
прививать навыки культурного поведения не только в помещении изостудии, но и в обществе;
сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
укреплять взаимосвязь между обучающимися, родителями, путем привлечения их к совместным внестудийным мероприятиям.
Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника с позиции его уникальности и индивидуальности.
Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом коллективе.
Доступность. Системность.
Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.
Целостность.
Последовательность и приемственность содержания.
Культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения).
Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.
Принцип гуманистической направленности
Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и обучение.
Основные формы и методы работы:
Форма работы: групповая
Методы работы:
словесные методы;
демонстрационные методы;
методы практико-ориентированной деятельности;
методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,
беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 11 лет (младшие школьники).
Возрастные особенности детей 7 – 11 лет (младший школьный возраст):
Физиологические особенности:
Дети 7—11 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
руки и ноги растут быстрее тела;
рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
нервная система развивается очень активно;
опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Психологические особенности
высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость
значимая награда – похвала;
рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
требуют в постоянной деятельности и внимания;
бурно проявляют эмоции;
достаточно часто проявление беспокойного состояния;
при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Основные формы задержки психического развития детей (по К.С. Лебединской):
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера у детей с этой формой задержки психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом (преобладают игровые интересы).
Задержка психического развития соматогенного происхождения, обусловленная длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития. Стойкая астения снижает не только общий, но и психический тонус (учебная мотивация снижена из-за неблагоприятного физического и психического состояния).
Задержка психического развития психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера (эмпирический опыт показывает, что в подростковом периоде при этом типе задержки чаще всего наблюдается нежелание учиться).
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения вызывается негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы. Этот тип ЗПР встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения, как и при остальных ее типах, учебная мотивация значительно снижена
Психологические особенности умственно отсталых детей:
недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании;
неполные, а порой искаженные представления об окружающем, бедность опыта;
дефектность восприятия, первой ступени познания, обусловленное снижением слуха, зрения, недоразвития речи, а также в случаях сохранности анализаторов;
нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми; меньшая дифференцированность;
потребность в значительно большем времени для восприятия предлагаемого материала (картины, текста и т. п.);
затруднения в выделении главного, не понимание внутренних связей между частями, персонажами и пр.
замедленный темп узнавания, ошибки в узнавании графически сходных букв, цифр, предметов, сходных по звучанию звуков, слов и т. п.
узость объема восприятия; умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал;
нарушение избирательности восприятия.
Особенности набора детей: свободный; набор в группу осуществляется в период с мая по август включительно на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
В результате обучения по программе учащиеся будут иметь представление об изобразительном искусстве вообще и об альтернативных (нетрадиционных) техниках рисования (граттаж, монотипия, рисование тычком и т.д.), владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объеме данной программы, приобретут общую эстетическую и художественную культуру; научатся самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:
Ориентироваться на плоскости листа.
Знать основы цветоведения.
Пользоваться художественными материалами.
Раскрывать тему рисунка/ композиции.
Аккуратно вести работу
Трудиться в коллективе.
Уважительно и толерантно относиться к работам друг друга.
Иметь стремление к саморазвитию и самосовершенствованию через выставочную деятельность.
Кроме того, предполагается, что проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник будет способствовать развитию:
уверенности в своих силах;
пространственного мышления;
умения свободно выражать свой замысел;
мотивации детей к творческим поискам и решениям;
умения действовать с разнообразным материалом;
чувства композиции, ритма, колорита, фактурности и объёмности;
мелкой моторики рук;
творческих способностей, воображения и полёта фантазии;
положительному влиянию на общее эмоциональное самочувствие ребёнка;
снятию детских страхов;
получению эстетического удовольствия.
Механизм оценивания образовательных результатов (способ определения результативности освоения программы):
Образовательная деятельность в творческом объединении предполагает не только обучение детей определенным универсальным учебным действиям, но и развитие их творческой активности, а также разнообразных личностных качеств. Для того чтобы отследить то, как у ребенка происходит освоение образовательной программы, трижды (в начале, в середине и в конце обучения), проводится мониторинг результативности усвоения образовательной программы. На основе данных мониторинга проводится анализ всего образовательного процесса.
Способ определения результативности:
Метод включённого наблюдения;
Тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
Собеседование, игровые конкурсы, открытые занятия (два раза в год – в конце каждого полугодия).
Выставки творческих работ
Участие в различных конкурсах
Участие в мероприятиях Учреждения и т.п. (согласно плану работы ДДТ Багратионовского городского округа).
Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:
творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление;
умение выразить чувства;
коммуникативные навыки;
активность, сообразительность, умение импровизировать, сформированность общей культуры;
развитый профессиональный уровень;
сформированность теоретических знаний и практических умений;
творческая индивидуальность.
Организационно-педагогические условия реализации Программы:
Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.
№№ п/п |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения |
Количество |
|
Кабинет изостудии |
1 |
|
Стулья для детей |
12 – 15 |
|
Стул для педагога |
1 |
|
Стол педагога |
1 |
|
Столы (парты) для детей |
6 – 8 |
|
Стеллаж для хранения художественных принадлежностей |
1 – 3 |
|
Емкости для воды (пластиковые стаканчики «непроливайки» с крышкой) |
15 – 20 |
|
Расходный материал |
Бумага, гуашь, акварельные краски, карандаши, ручки и т.д. |
|
Мольберты настольные |
12 – 15 (по возможности) |
|
Мольберты напольные |
12 – 15 (по возможности) |
|
Выставочные стенды |
3 – 4 (по возможности) |
Учебно-методический материал |
||
|
— |
|
|
По возможности |
|
Технические средства обучения |
||
|
Компьютер (ноутбук) |
1 (по возможности) |
|
Проектор |
1 (по возможности) |
|
Фотоаппарат (видеокамера) |
1 (по возможности) |
|
Сетевой фильтр-удлинитель |
1 |
|
Внешний жесткий диск и/или флеш-память |
1 – 3 (по возможности) |
|
Электронное пособие «Декоративно – прикладное искусство России» |
1 (по возможности) |
|
Музыкальный центр |
1 (по возможности) |
|
Электронное пособие «Художественные галереи мира» |
1 (по возможности) |
|
||
Учебно-практическое и наглядное оборудование |
||
|
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки; изделия Гжели, Городца, Хохломы), самовары, Матрёшки, изделия из глины нерасписанные) |
По возможности |
|
Натурный фонд изобразительного искусства (муляжи, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, модель фигуры человека, предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.) |
По возможности |
|
Набор плоских геометрических фигур (для художественного конструирования) |
По возможности |
|
Материалы, предметы с ярко выраженной фактурой (для развития тактильных ощущений) |
По возможности |
|
Набор объёмных геометрических фигур (шара, цилиндр, конус и др.) |
По возможности |
|
Подборка иллюстративного материала (по темам) |
По возможности |
Режим занятий:
Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в неделю.
Общее количество часов, отведённое на реализацию программы – 34 часа.
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Само-под-готовка |
|||
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (14 НЕДЕЛЬ) |
|||||
|
Вводное занятие. ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
|
Пальцевая живопись |
2 |
1 |
1 |
0 |
|
Печатание |
3 |
1,5 |
1,5 |
0 |
|
Рисование мазками |
2 |
1 |
1 |
0 |
|
Рисование свечой |
2 |
1 |
1 |
0 |
|
Смешанная техника |
2 |
1 |
1 |
0 |
|
Мониторинг |
1 |
0 |
1 |
0 |
|
Свободная техника |
1 |
0 |
1 |
0 |
Итого за 1-й учебный период: |
14 |
6 |
8 |
0 |
|
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (20 НЕДЕЛЬ) |
|||||
|
Монотипия |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Рисование набрызгом |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Рисование по мокрой бумаге |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Совмещение техник |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
|
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Мраморные краски |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
|
Аппликация с дорисовыванием |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Рисование мелом |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Граттаж |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Ниткография (изонить) |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
|
Мониторинг |
1 |
0 |
1 |
0 |
|
Свободная техника |
1 |
0 |
1 |
0 |
Итого за 2-й учебный период: |
20 |
5 |
15 |
0 |
|
Всего за аудиторный период |
34 |
11 |
23 |
Учебно-тематический план
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
||||||
Теория |
Практика |
Само-под-готовка |
|||||||
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (14 недель) |
|||||||||
«Необычное рисование»: знакомство с педагогом, предметом альтернативное рисование, друг с другом. |
|||||||||
|
1. Вводное занятие. ТБ на занятиях рисованием. 2. Диагностическое рисование |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Пальчики-художники»: знакомство с пальцевой живописью |
|||||||||
|
«Цветы на клумбе»: техника пальцевой живописи при рисовании цветов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
«Ветка рябины» (вариант: «Кисть винограда»): техника пальцевой живописи при рисовании рябины/винограда. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Печать мастера»: знакомство с приёмом «печатание» |
|||||||||
|
Знакомство с новым приёмом рисования «печатание листьями». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Создание композиции на тему «Осенний букет». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Коллективная работа «Дерево дружбы». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Золотая осень»: рисование мазками |
|||||||||
|
Тема осени в картинах русских художников-пейзажистов. Рассматривание репродукций. Техника «рисование мазками». Практическая работа. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Создание композиции «Осенний пейзаж» с использованием техники рисования мазками. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Свеча-художница»: рисование свечой |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «рисование свечой». Введение понятия «симметрия». Практическое занятие. Создание композиции «Узоры на окнах» (вариант: «Снежинки») с использованием техники «рисования свечой». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Создание композиции «За моим окном зима» с использованием техники «рисования свечой». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Вперемешку»: рисование с использованием смешанной техники |
|||||||||
|
Создание композиции «Елочка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Создание композиции «Снеговик» |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
Мониторинг уровня знаний, умений, навыков |
|||||||||
|
Диагностика. 1. Контрольное занятие 2. Тестирование. Контрольные нормативы. |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
«Рождественская открытка»: свободный выбор техники рисования |
|||||||||
|
«Рождественская открытка»: Создание открытки к Рождеству, используя любую освоенную ранее технику рисования. |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
Итого за первый учебный (аудиторный) период: |
14 |
6 |
8 |
0 |
|||||
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (20 недель) |
|||||||||
«Как в зеркале я вижу…»: Монотипия |
|||||||||
|
«Бабочка»: рисование с использованием техники «монотипия». Закрепление понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования «монотипия». «На что похоже?». Рисунок, созданный на основе кляксы |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
«Рисуем сказку». Иллюстрирование русской народной сказки «Мужик и медведь». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Солнце брызги разбросало»: рисование «набрызгом» |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «рисование набрызгом». Рисование на тему «Звёзды над городом» |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техники «рисование набрызгом». Рисование на тему «Полярный медвежонок». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Вода струится и поёт!»: рисование по мокрой бумаге |
|||||||||
|
Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции «Скоро весна». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техники рисования по мокрой бумаге. Создание композиции «Подснежники» (групповая работа). |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Весенняя мозаика»: совмещение техник |
|||||||||
|
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение воздушных шаров. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Хороши малыши»: рисование животных, используя технику «тычок жёсткой полусухой кистью» и «оттиск смятой бумагой» |
|||||||||
|
Знакомство с техниками «тычок полусухой кистью» и «оттиск смятой бумагой». Создание композиции «Ёжики на весенней опушке». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техник «тычок полусухой кистью» и «оттиск смятой бумагой». Создание композиции «Шаловливый котёнок». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Смешенье красок на заказ»: рисование в технике «мраморные краски» |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «мраморные краски». Создание композиции «Волшебный цветок». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«По лекалам магии»: аппликация с дорисовыванием |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «аппликация с дорисовыванием». Создание композиции «Во поле берёзка стояла…». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техники «аппликация с дорисовыванием». Создание композиции «Весёлые рыбки». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Цветных мелков цветной полёт»: рисование мелом |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «рисование мелом». Создание композиции «Сон деревеньки» (на чёрном фоне). |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техники «рисование мелом». Создание композиции «Стрекозы над водой» (на синем фоне). |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Послушная царапка»: рисование в технике «граттаж» |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «граттаж». Введение понятия «натюрморт». Создание композиции «Дары леса». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техники «граттаж». Создание композиции «Космическое путешествие». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
«Волшебница-нить»: ниткография |
|||||||||
|
Знакомство с техникой «ниткография» («изонить», «ниточный дизайн»). Создание композиции «Парусник». |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
|
Закрепление техники «ниткография». Создание композиции «Подсолнух» |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
||||
Мониторинг уровня знаний, умений, навыков |
|||||||||
|
Диагностика. 1. Контрольное занятие 2. Тестирование. Контрольные нормативы. |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
|
«Дорисуй!» Коллективная работа в свободной технике. |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
Итого за второй учебный «аудиторный) период: |
20 |
9 |
11 |
0 |
|||||
Итого аудиторных занятий: |
34 |
15 |
116 |
0 |
|||||
САМОПОДГОТОВКА (16 недель) |
|||||||||
|
Не предусмотрена. |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Итого внеаудиторных занятий (итого часов самоподготовки) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Общее количество часов |
34 |
15 |
21 |
0 |
Первый учебный период (14 недель — 14 часов)
-
-
-
Вводное занятие. Задача данной учебной темы – познакомить детей с педагогом, друг с другом, изучаемым предметом. В беседе выявить степень заинтересованности в занятиях, уровень подготовленности, знаний, умений. Познакомить с техникой безопасности — провести беседу о правилах поведения в помещении и при пожаре. Форма проведения занятия — беседа, просмотр, обсуждение, игра.
Пальцевая живопись. Знакомство с техникой «пальцевая живопись». Введение понятия «композиция». Знакомство с жанром «натюрморт». Рисование на тему «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда». Рассмотреть иллюстрации цветов, рябины, винограда. На листе бумаги правильно расположить рисунок (размер, местоположение).
Печатание. Знакомство с техникой «печатание». Создание композиции на тему «Осенний букет». Коллективная работа «Дерево дружбы». Рассмотреть опавшие листья. Покрасить их и отпечатать на листе бумаги. На листе бумаги дети отпечатывают свои ладошки. Находят сходство с каким-либо предметом и дорисовывают детали. В конце занятия каждый ребёнок отпечатывает свою ладошку на заготовленном силуэте дерева. Получается разноцветное дерево с листиками-ладошками.
Рисование мазками. Знакомство с техникой. Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование на тему «Осень». Рассмотреть репродукции картин художников-пейзажистов. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину. Объяснить последовательность работы.
Рисование свечой. Знакомство с техникой «рисование свечой». Введение понятия «симметрия». Создание композиции «Ваза для цветов». Рисование на тему «Звёздное небо». Рассмотреть прозрачную вазу. Выдать детям шаблоны ваз. На листе бумаги правильно расположить рисунок. Постараться передать прозрачность, лёгкость вазы с помощью обведения контура свечой и прорисовывания узоров внутри вазы. Рассмотреть иллюстрацию звёздного неба. Обратить внимание на размеры и количество звёзд. Прорисовать свечой звёзды, планеты, кометы, покрыть сверху чёрной или фиолетовой акварелью.
Совмещение техник (смешанная техника рисования).
Мониторинг.
Свободная техника рисования.
-
-
Второй учебный период (20 недель — 20 часов)
-
-
-
Монотипия. Закрепление понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования. Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы («На что похоже?»). Иллюстрирование русской народной сказки «Мужик и медведь». Рассмотреть разные виды бабочек. Обратить внимание на форму, строение бабочек, на узор крыльев, на симметричность. Сложить альбомный лист пополам. На половинку листа нанести два разноцветных пятна (одно большое, другое поменьше), сложить половинки, прогладить ладонью, развернуть. Теперь нужно дорисовать головку, туловище, усики. На половину листа нанести несколько пятен краской, сложить бумагу пополам, прогладить. Пофантазировать, дополнить рисунок деталями, чтобы получился какой-либо предмет. Вспомнить сказку. Методом монотипии нарисовать медведя. Дополнить рисунок изображением репы, листьев.
Рисование набрызгом. Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Моё имя», «Зимний пейзаж». На листе бумаги дети выкладывают из букв своё имя (прямо, «волной», «зигзагом»). Украшают методом «набрызга» (краска наносится на зубную щётку и с помощью зубочистки разбрызгивается поверх трафаретов). Из шаблонов выкладывают пейзаж, «Раскрашивают» методом «набрызга».
Рисование по мокрой бумаге. Рассмотреть рисунок ели, направление иголок. Объяснить порядок выполнения работы. При работе с мокрой бумагой очень важно «поймать» нужный момент. Если бумага будет слишком сырой, рисунок расплывётся. В то же время, если бумага пересохнет, не получится эффекта «пушистости». Дети организуются в группы по 2-3 человека. На листе мокрой бумаге рисуют ёлку (договариваются, кто какие детали прорисовывает, работают все одновременно, пока бумага не высохла). Когда рисунок ёлки подсохнет, украшают игрушками, гирляндами.
Совмещение техник (смешанная техника). Рассказать детям о воздухоплавании, о том, как устроен воздушный шар. Показать, как в данном рисунке можно сочетать разные техники: украшать «набрызгом», объёмность и блеск показать с помощью свечи.
Тычок жёсткой полусухой кистью и оттиск смятой бумагой. Рассмотреть рисунок ежа. Объяснить технику рисования. Предложить детям пофантазировать, дополнив изображение подходящими деталями. Рассмотреть рисунок морского ежа, других обитателей подводного мира. Обратить внимание детей на цвет воды, на подводные растения. Обговорить детали композиции.
Мраморные краски. Смешать крем (для бритья, для рук) с разноцветными красками. Рисовать цветок.
Аппликация с дорисовыванием. Раздать листы, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Попросить детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок.
Рисование мелом. Раздать листы бумаги. Показать последовательность прорисовывания основных компонентов рисунка (деревья, дома, сугробы, звёздное небо). Предложить дополнить рисунок своими элементами. Раздать листы бумаги. Показать последовательность прорисовывания основных компонентов рисунка (стрекозы, кувшинки, волны озера, облака). Предложить дополнить рисунок своими элементами.
Граттаж. Плотную бумагу покрыть толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку или раскрасить лист восковыми мелками в разные цвета. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты нанести слой туши. Когда тушь высохнет, процарапать рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. На листе, обработанном цветными мелками, будут проявляться разноцветные полосы, что вызывает неподдельный восторг у детей. Особенно хорошо смотрятся в этом плане картины космоса или ночного города.
Ниткография (изонить/ ниточный дизайн). Альбомный лист сложить пополам. Нитки окунуть в тушь, вложить внутрь и вытягивать их, прижимая верхнюю половинку листа. Объяснить детям, что узоры получатся загадочнее, если нитки вытягивать не прямо, а «волной», полукругом и т. д. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом.
Мониторинг.
Коллективная работа «Дорисуй!» в свободной технике рисования. Предложить детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать. Когда вновь прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось, и говорит, что хотел нарисовать.
-
-
Обучение хореографии относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:
Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определённого опыта, полученного ранее (например – рисование в дошкольном учреждении).
Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.
Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.
Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации): (фотоиллюстрации, демонстрация презентаций, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия.
Метод образного названия движения (познание через эмоции).
Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые детьми действия.
Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х раз).
Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.
Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.
Метод самостоятельной работы воспитанников по осмысливанию и усвоение нового материала;
Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;
Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков воспитанников: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.
В первые годы обучения главным является игровой метод, постепенность усвоения всей науки рисования. Дети постигают основы изобразительного искусства через дидактические игры, игровые упражнения, в которых используются простые формы и элементы. Важно, что при этом внимание рисующих детей направлено на цветовую, эмоциональную выразительность нарисованного, а не фиксировалось на деталях, которые ещё недоступны детям. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения упражнения-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, работе. Обширный набор простейших форм и элементов, развивающих в первую очередь воображение, цветовое восприятие и зрительно-моторную координацию и, как следствие, изобразительные способности.
У детей данного возраста наглядность в обучении имеет важное значение из-за ограниченных возможностей второй сигнальной системы. Показ должен быть четким, движения кистью, карандашом должны соответствовать моторным возможностям этого возраста. Обучение носит коллективный характер.
Во время занятия нужно разумно сочетать показ с объяснением, особенно при освоении нового материала. Показ должен быть технически грамотным и четким, с определенной выразительной окраской.
Необходимо помнить, что показ не может заменить собой все те указания и замечания, которые педагог может сделать устно.
При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу и вновь объяснить задание. Замечания могут носить «профилактический» характер, то есть до выполнения задания педагог предупреждает всю группу или отдельных воспитанников о возможных ошибках. Руководитель должен не только найти ошибку, но и добиться от воспитанников выполнения всех указаний, проявляя строгость, но сохраняя при этом доброжелательность.
Для дошкольников, воспитанников первого года обучения характерен обучающий тип занятия с нагрузками небольшого объема и малой интенсивности. Дети быстро устают от монотонной и однообразной работы. Поэтому необходимо поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение и творческую фантазию.
Обучение успешнее протекает в условиях переключения, смены упражнений, сочетания теоретических, игровых и практических занятий. Нагрузки носят дробный характер с частыми чередованиями упражнений и отдыха.
Занятия в этой возрастной категории должны приносить детям радость, вызывать положительные эмоции. Игры для развития изобразительных способностей (дидактические игры) развивают фантазию, творческие способности, что важно для формирования в дальнейшем индивидуального стиля, постановки «руки».
Желательно использовать музыкальное и литературное сопровождение занятий, которое должно быть простым, понятным и близким детям этого возраста. Большое организующее значение принадлежит тематической музыке.
Со второй половины первого года обучения на основе пройденного материала подготавливаются зачётные работы. Правильный подбор тем и сюжетов зачётных работ с учетом возможностей воспитанников и простейшими задачами развивает уверенность в себе и оказывает положительное мотивирующее влияние. Тематика практических занятий и выставок должна соответствовать программе.
Структура занятия:
Организационный момент
Повторение предыдущего материала
Изложение и изучение нового материала
Упражнения
Критерии оценочной деятельности детей.
Основные направления построения занятий:
1-й этап. Планирование преимущественно перед исполнением.
На начальных стадиях дети пробуют применить на практике и научиться использовать приобретенные ими навыки. Если планирование осуществляется надлежащим образом, то дети понимают поставленную перед ними задачу, правильно используют свои собственные идеи.
2-й этап. Исполнение. Практические занятия, происходящие с первоначальным ознакомлением с движением.
Улучшение качества исполнения – это главный результат, к которому всегда следует стремиться и достигать его.
3-й этап. Теоретических разбор, включающий в себя:
характеристика движения (ритм, темп, характер)
музыкальное сопровождение исполняемого движения
разбор возможных ошибок при исполнении
4-й этап. Практические занятия на основе теоретического разбора включают в себя:
наглядность (показ работы, образный рассказ, подражание)
доступность (обучение упражнения от простого к сложному, учитывая степень подготовленности детей)
системность (регулярность занятий, повышение нагрузки)
закрепление навыков, умение самостоятельно выполнять движения и многократно)
индивидуальный подход (учет особенности детей, воспитание интереса к занятиям)
сознательность (понимание пользы упражнений)
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся ДДТ г. Багратионовска и освоения ими образовательной программ
Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»
Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся ДДТ г. Багратионовска и освоения ими образовательной программ |
||||||||||||||||||
Название программы |
педагог |
№ группы |
Год обучения |
Дата заполнения |
||||||||||||||
№. ФИО обучающегося |
Параметры результативности освоения программы (Максимальная сумма баллов – 12) |
Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9) |
||||||||||||||||
Опыт освоения теории |
Опыт освоения практической деятельности |
Опыт творчес-кой деятель-ности |
Опыт социально-значимой деятель-ности |
Общая сумма баллов |
%% |
Воспитан-ность |
Коммуника-тивность |
Эмоцио-нальный компонент |
Общая сумма баллов |
%% |
||||||||
1 |
||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||
11 |
||||||||||||||||||
12 |
||||||||||||||||||
13 |
||||||||||||||||||
14 |
||||||||||||||||||
15 |
||||||||||||||||||
ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ: |
||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В % |
||||||||||||||||||
Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень. Выводы педагога по данной группе:Подпись педагога |
Информационная карта
«Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Число баллов |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка |
||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
0 1 2 3 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, собеседование |
Практическая подготовка |
||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
не может пользоваться специальным оборудованием; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Основные компетентности |
||||
Учебно-интеллектуальные Подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и работе с литературой |
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
Пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
||
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
||
Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминаниии контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. |
0 1 2 3 |
|
Выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации |
перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. |
0 1 2 3 |
|
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения |
Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств |
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. |
0 1 2 3 |
|
Организационные Организовывать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой |
рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой |
0 1 2 3 |
Наблюдение Наблюдение, собеседование |
Планировать и организовать работу, распределять учебное время |
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время |
организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. |
0 1 2 3 |
|
Аккуратно, ответственно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. |
0 1 2 3 |
|
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. |
0 1 2 3 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся
в результате освоения дополнительной образовательной программы»
Детское творческое объединение______________________________________ Образовательная программа ______________________________
Год обучения_______________Преподаватель__________________________________________________ Уч. год__________________________
№ |
Фамилия, имя | Кл. | К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я | |||||||||||||||||
Активность, организаторские способности |
Коммуникативные навыки, коллективизм |
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Нравственность, гуманность |
Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
||||||||||||||||
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
МОНИТОРИНГ
развития качеств личности обучающихся
Качества личности |
Признаки проявления качеств личности | |||
Ярко проявляются: 3 балла |
Проявляются: 2 балла |
Слабо проявляются: 1 балл |
Не проявляются: 0 баллов |
|
1 1. Активность, организаторские способности |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. |
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. |
Пропускает занятия, мешает другим. |
2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм |
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. |
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. |
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. |
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. |
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. |
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. |
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. |
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. |
Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5 5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий. |
Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы. |
Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы. |
В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |
Список литературы
«Дополнительное образование детей». Учебное пособие для вузов. М., «ВЛАДЕС».
Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 - ФЗ;
Запорожец А.В., Маркова Т.А. «Основы дошкольной педагогики», М., 1980.
Конвенция ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Конституция РФ
Менджрицкая Д.В. «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1982.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007.
Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005.
Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Каро, 2007.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Художетсвенная обработка материалов. Моделировани и конструирование. Учебник для 1-го класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
Интернет-источники
Альтернативные (нетрадиционные) способы рисования. Сайт «Своими руками».
Брайтфельд В.Н.Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Живопись. Статья из Wikipedia.
Карасикова О.И. Учебно-методическое пособие по ИЗО для учителей начальных классов.
Композиция (Изобразительное искусство). Статья из Wikipedia.
Кузьменко Е.В. Программа нетрадиционного рисования «Радуга красок»
Монотипия (искусство). Статья из Wikipedia.
Особенности патопсихологической картины у умственной отсталости.
Подмалёвок. Статья из Wikipedia.
Подольская Н.Л. Рабочая программа по ИЗО для 4 кл.
Тёплые и холодные цвета. Учебно-методический материал.
Эскиз (набросок). Статья из Wikipedia.