Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика в играх и задачах» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Логика в играх и задачах» (стартовый уровень)
1-4 класс
Возраст 6-12 лет
Срок реализации программы: 1год (34 часа)
Разработчик программы: Яковлева Анастасия Ивановна-педагог дополнительного образования
Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 2
1.2. Цель и задачи программы 5
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 9
2.1. Календарный учебный график 9
2.2. Условия реализации программы 11
Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2021-2022 уч. год:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики (принято решением педсовета от 25.05.18г.);
Устав МБОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары.
Занятия по данной программе ориентированы на обучение младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.
Данная общеобразовательная программа стартового уровня, сроком обучения 1 год – 34 часа за весь период обучения.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «Логика», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Логика». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии его психических процессов, становлении психических функций.
Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.
Занятия на «Логике» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.
Обучение ведется на русском языке.
Программа рассчитана на учащихся 6-12 лет.
Количество детей в группе: от 16 до 30 человек.
Форма обучения – очная, групповая.
Режим занятий:
-группа 16-30 человек;
-занятия проводятся 1раз в неделю по 1-му академическому часу (40 минут), 34 часа общая продолжительность курса.
Цель и задачи программыЦель программы: развитие интеллектуальных способностей обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.
Задачи программы:
Познавательная:
научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей;
Развивающие:
развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам;
Воспитательные:
способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;
способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;
Учебный планВозраст 6-12 лет, стартовый уровень
Срок реализации – 1 год, количество часов – 34
№ п/п | Тема | Форма занятия | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1 | Введение в курс. Техника безопасности. | Лекция, беседа | 1 | - | 1 | Опрос |
2 | Цвет. Форма. Признаки предметов | Лекция, практическая работа в команде | 2 | 2 | 4 | Игра-испытание, коллективная рефлексия |
3 | Прием сравнения | Лекция, практическая работа в команде | 3 | 3 | 6 | Коллективный анализ работ |
4 | Прием классификации | Лекция, практическая работа в команде | 2 | 2 | 4 | Коллективный анализ работ |
5 | Развитие психических процессов | Лабораторная работа | 9 | 9 | 18 | Тестирование |
6 | Диагностика | Практическая работа | - | 1 | 1 | Тестирование |
ИТОГО | 16 | 18 | 34 |
Возраст 6-12 лет, стартовый уровень
Срок реализации – 1 год, количество часов – 34
Тема 1. Введение в курс. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с курсом «Логика в играх и задачах». Вводный инструктаж по технике безопасности. Форма занятий – беседа, лекция.
Тема 2. Цвет. Форма. Признаки предметов.
Теория: Признаки предметов.
Практика: Упражнение на формирование умения передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры. Задание на развитие внимания и памяти. Логическое упражнение на поиск недостающих в ряду фигур. Аппликация из геометрических фигур. Сравнение фигур по форме, размеру и цвету. Упражнение на формирование умения передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры. Задание на развитие внимания и памяти. Формирование монологической речи, умения аргументировать свою точку зрения. Форма занятий – лекция, практическая работа в команде.
Тема 3. Прием сравнения.
Теория: Прием сравнения. Выделение признаков предметов.
Практика: Зарядка на внимание. Упражнения на определение формы, цвета, вкуса яблока, лимона. Найди признаки животных: кошки и собаки. Игра «Передай предмет». Узнавание предметов по заданным признакам. Упражнения на определение лишнего предмета. Упражнения на определение формы, цвета, вкуса помидора, огурца. Узнавание предмета по заданным признакам. Игра «Угадай предмет». Логические задачи. Логические упражнения на поиск недостающих в ряду фигур. «Весёлая переменка». Прием сравнения. Существенные и несущественные свойства. Зарядка на внимание. Упражнения на определение лишнего предмета. Форма занятий – лекция, практическая работа в команде.
Тема 4. Прием классификации.
Теория: Классификация предметов и явлений. Правила классификации.
Практика: Зарядка на внимание. Упражнения по разбитию множества предметов на классы. Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации. Игра «Отгадай-ка». Анализ отношений понятий. Логическая задача. Игра «Спрятанное слово». Анализ отношений понятий. Форма занятий – лекция, практическая работа в команде.
Тема 5. Диагностика
Теория: Инструктаж.
Практика: Диагностические задания. Диагностика психических процессов. Способность выделять существенное. Сравнение. Обобщение. Классификация. Анализ отношений понятий (аналогия). Форма занятий – лекция, практическая работа в команде.
Планируемые результатыВ результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный графикНа стартовый уровень, возраст 6-12 лет, Срок реализации – 1 год, количество часов – 34, 1 час в неделю.
Месяц | Тема | Форма проведения занятий | Количество часов | Место провед ения | Форма аттестации/ контроля | ||||
Теория | Практи ка | Всего | |||||||
Сентябрь | Введение в курс. Техника безопасности. | Лекция, беседа | 1 | - | 1 | МБОУ СОШ №18 | Опрос | ||
Цвет. Форма. Признаки предметов. | Лекция, практическая работа в команде | 2 | 1 | 3 | МБОУ СОШ №18 | Игра-испытание, коллективная рефлексия | |||
4 | |||||||||
Октябрь | Цвет. Форма. Признаки предметов. | Практическая работа в команде | - | 1 | 1 | МБОУ СОШ №18 | Коллективный анализ работ | ||
Прием сравнения | Лекция, беседа | 3 | - | 3 | МБОУ СОШ №18 | Опрос | |||
4 | |||||||||
Ноябрь | Прием сравнения | Практическая работа в команде | - | 3 | 3 | МБОУ СОШ №18 | Тестирование | ||
Прием классификации | Лекция, беседа | 1 | - | 1 | МБОУ СОШ №18 | Опрос | |||
4 | |||||||||
Декабрь | Прием классификации | Лекция, практическая работа в команде | 1 | 2 | 3 | МБОУ СОШ №18 | Игра-испытание, коллективная рефлексия | ||
Развитие психических процессов | Лекция, беседа | 1 | - | 1 | МБОУ СОШ №18 | Опрос | |||
4 | |||||||||
Январь | Развитие психических процессов | Лекция, беседа | 3 | - | 3 | МБОУ СОШ №18 | Опрос | ||
3 | |||||||||
Февраль | Развитие психических процессов | Лекция, беседа | 4 | - | 4 | МБОУ СОШ №18 | Опрос | ||
4 | |||||||||
Март | Развитие психических процессов | Лекция, беседа, индивидуальная работа | 1 | 3 | 4 | МБОУ СОШ №18 | Опрос, тестирование | ||
4 | |||||||||
Апрель | Развитие психических процессов | Индивидуальная и командная работы | - | 4 | 4 | МБОУ СОШ №18 | тестирование | ||
4 | |||||||||
Май | Развитие психических процессов | Индивидуальная и командная работы | - | 2 | 2 | МБОУ СОШ №18 | тестирование | ||
Диагностика | Индивидуальная работа | - | 1 | 1 | МБОУ СОШ №18 | тестирование | |||
3 | |||||||||
Итого 34 |
Материально-техническое оснащение занятий:
Кабинет:
В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы обучающиеся при работе не мешали друг другу.
Инструменты и приспособления:
тетради, ручки, ножницы, линейка, треугольник, циркуль, простой карандаш, цветные карандаши, клей, картон, фломастеры;
Используемые материалы:
тетрадь
альбомный лист
копировальная бумага
Информационное обеспечение:
конверты с чертежами, схемами,
наглядные пособия
стенды, папки
методическая литература
журналы, статьи, публикации с логическими задачами
ИКТ
Кадровое обеспечение: В реализации программы занят педагог дополнительного образования Яковлева Анастасия Ивановна.
Формы аттестации.Обучение безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, диагностическим заданиям. После изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.
Оценочные материалы.Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Методическое обеспечение программы.Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания: игровые технологии; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения.
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
введение нового материала в форме дискуссии;
занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках ученик получает возможность побывать в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.
Формы работы:
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа
7. Нестандартные:
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, конкурсов, диагностических заданий.
Методы работы:
1. Словесные:
рассказ
беседа
объяснение
убеждение
поощрение
2. Наглядные:
показ фотографий, таблиц, схем с этапами выполнения заданий, слайды, демонстрация образцов
3. Практические:
упражнение
4. Аналитические
Наблюдение, самоконтроль, самоанализ, опрос.
5. Контрольные
Диагностика, тест
Список литературыНаглядная геометрия как средство развития мышления младших школьника/ А.В. Белошистая// Нач. школа: плюс – минус.- 2020.- №1
Развиваем способности детей/ Н.К. Винокурова.- М.: РОСМЭН, 2020
Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало; Под ред. А.М. Пышкало.- М.: Антал, 2020.
Работаем над развитием мышления школьников/ М.Карпова// Сельская школа.- 2006.- №2.- Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк.- 2006.- №9
Развивающая геометрия в начальной школе/ Ж.И. Пазушко// Нач. школа.- 1999.- №1
Решение творческих задач как условие развития креативности мышления/ В.Ю. Савкуева// Нач.школа. плюс-минус.- 2004.- №7
Развитие умственных способностей младших школьников. /Зак А.З. М.: Просвещение, Владос, 1994.
Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. /Бабкина Н.В. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3)
Развитие логического мышления на уроках математики / Липина И. // Начальная школа. – 1999. - № 8.
Методика обучения математике в 1-3 кл. / Моро М.И., Пышкало А.И.// - М.: Просвещение, 1988.
Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся. /Абдрашитов Б. М., Абдрашитов Т. М., Шлихунов В. Н. – М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1996.
Проверьте свои способности/ Айзенк Г. – Кишинев: Гриф, 1992.
Учись играя. / Барташникова И. А., Барташников А. А. – М.: Фолио, 1997.
Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление. /Вагурина Л., Кряжева А. – М.: Линор, 1995.
Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие родителей и педагогов./ Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. – Ярославль: Академия развития, 1996
Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет./ Зак А. З. – М.: Новая школа, 1996. –
Учись! Твори! Развивайся!1.: Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. / Зельцерман Б. Рогалева Н. – Рига, 1997