12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2689
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа успеха. Юный историк 6 класс»

Приложение №1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Города Магнитогорска



Согласовано:


__________________________

Зам.директора по ВР Связинская М.И.

« » 2018г.

Утверждено:


____________________________

Директор школы Вараница О.В.

Приказ от








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Школа успеха. Юный историк 6 класс»

«Школа успеха. Юный обществовед 11 класс»

на 2018-2019 учебный год








Составила:

Гусева А.В.

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Содержание


Информационная карта……………………………………………………………………………………...………..….3

Пояснительная записка……………………………………………………………………………...…………………....3

Учебно-тематический план………………………………….…..…………………………………………………….....6

Содержание курса…………………………………………….…………………………………………...........................8

Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….…...8

Материально-техническое оснащение курса………………………………………………………………………........9


Информационная карта


Тип программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Образовательная область: история, обществознание

Направленность деятельности: интеллектуальное

Способ освоения программы: исследовательский, творческий

Уровень освоения программы: углубленный

Возрастной уровень реализации программы: 12-17 лет, обучающиеся 6-11 классов

Форма реализации программы: групповая

Продолжительность реализации программы: 1 год, 68 часов



Пояснительная записка.

Одно из направлений работы школы – раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей. Ведь детский возраст – это период становления способностей и личности ребёнка. Это время глубоких интегративных процессов в его психике.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми становится все более актуальной на этапе реформирования образования.

Анализ успеваемости учащихся нашей школы по предметам гуманитарного цикла, результаты участия  в предметных олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня показывают, что в школе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда реализуются в полной мере.

Актуальность работы


 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 

       Считаю, что целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием   мышления учащихся (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), что в конечном итоге будет способствовать развитию интеллекта, глубокому  усвоению знаний, в т. ч. на повышенном уровне.  



Цели и задачи


Цель: является сохранение интеллектуального потенциала и повышение престижа интеллектуальной деятельности учащихся, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества, государства.

Для реализации данной цели работа в рамках данной программы, будет направлена на решение следующих задач:

- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка через внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми

- развивать навыки практической самостоятельной работы через анализ документов, их сравнительной характеристики, написание творческих работ.

подготовка к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

- приведение в соответствии образного и логического компонентов мышления учащихся в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования.

- анализировать понятия, суждения;

- пользоваться различными видами анализа и синтеза в решении конструктивных и творческих задач;

- выделять главное в различной по объему, характеру и назначению информации, фиксировать главное в различной знаковой и образной форме;

- выявлять причинно-следственные связи при анализе, с последующей подготовкой выводов;

- делать обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и значению информации;

- устанавливать аналогию информации и использовать аналогию в доказательстве.

В основу Программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе
педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переходу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору целей и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во- вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Занятия кружка рассчитаны на возраст обучающихся 12-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год ) в кабинете №32.

Ожидаемые результаты реализации программы

функционирование системы работы с одаренными и талантливыми детьми;

творческая самореализация одарённых и талантливых детей;

обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых и талантливых детей с учётом индивидуального и дифференцированного подхода:

изменение качественного состава учащихся (рост числа учащихся, успевающих на  «4» и «5»)

положительная динамика качества знаний учащихся по предметам - история, обществознание.

рост числа победителей и призеров олимпиад и творческих конкурсов, создание механизма индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся

повышение качества результатов ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию.

успешное поступление и продолжение образования выпускниками в ВУЗах

успешная социализация выпускников школы, воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями

Удовлетворённость обучающихся и их родителей качеством образования

Качественно новый уровень оказания образовательных услуг, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

Учебно-тематический план


6 класс

занятия

Тема занятия

Количество часов

Сроки проведения

Подготовка к школьному этапу

Всероссийской олимпиады школьников (3 ч)

1-3

Решение олимпиадных заданий

3 ч


Подготовка к муниципальному этапу

Всероссийской олимпиады школьников (6 ч)

4

Работа над заданиями по теме «Раннее Средневековье»

1 ч


5

Работа над заданиями по теме «Византийская империя»

1 ч


6

Работа над заданиями по теме «Арабо-мусульманский мир»

1 ч


7

Работа над заданиями по теме «Средневековый город»

1 ч


8

Работа над заданиями по теме «Средневековая деревня»

1 ч


9

Работа над заданиями по теме «Христианская церковь в XIXIII веках»

1 ч


Организация научно-исследовательской деятельности (25 часов)

10

Введение. Что такое проект? Научное и учебное исследование. Понятийный аппарат исследования (тема, объект, предмет, гипотеза, методы и др.)

1 ч


11

Что можно исследовать? Определение темы, объекта, предмета исследования

1 ч


12-13

Цель и задачи исследования

2 ч


14-15

Научная гипотеза и её проверка

2 ч


16

Основные методы исследования: анализ, описание, наблюдение

1 ч


17

Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения

1 ч


18-19

Источники информации. Сбор и обработка информации

2 ч


20-21

Библиографический поиск и работа с литературными источниками. Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке.

2 ч


22-23

Правила работы с литературой. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Правила оформления библиографических ресурсов.

2 ч


24-25

Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.

2 ч


26-27

Пр.р. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература. Поиск информации в Интернет

2 ч


28-29

Основные виды исследовательских работ. Доклад. Требования к его оформлению

2 ч


30

Основные виды исследовательских работ. Реферат. Требования к его оформлению

1 ч


31

Основные виды исследовательских работ. Проектно-исследовательская деятельность.  Проект. Требования к оформлению проекта.

1 ч


32

Требования к оформлению работ (обобщение).

1 ч


33

Ссылки и правила оформления ссылок. Библиографический список. Интернет – источники.

1 ч


34

Итоговое занятие

1 ч





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9-11 класс

занятия

Тема занятия

Рассматриваемые вопросы

Количество часов

Сроки проведения

Подготовка к школьному этапу

Всероссийской олимпиады школьников

1-2

Решение олимпиадных заданий

Виды олимпиадных заданий по обществознанию и основные подходы к их выполнению.

2 ч


Олимпиадное ЭССЕ

3-4

Особенности написания олимпиадного ЭССЕ по обществознанию.

План написания ЭССЕ.

Обозначить проблему/идею.

Актуальность проблемы/идеи.

Суть темы.

Теоретическая часть ЭССЕ.

Примеры в ЭССЕ.

Вывод (итог).

2ч.


Раздел «Политика»

5-7

Решение олимпиадных заданий по теме «Политика»

Политика, её виды. Власть. Политические системы; государство: признаки, функции; политические режимы; гражданское общество и правовое государство; выборы, политические системы; политические партии

3 ч


Раздел «Право»

8-13

Решение олимпиадных заданий по теме «Право»

Право в системе социальных норм; норма права; правоотношения; правонарушения; права, свободы и обязанности по КРФ; основные положения трудового, уголовного, административного и семейного законодательства РФ. Гуманитарное право

6 ч


Раздел «Общество»

14-17

Решение олимпиадных заданий по теме «Общество»

Определение «общества», сферы общества и их взаимосвязь, общество и природа, общество и культура, институты общества, типология обществ, общественный прогресс, НТР, глобальные проблемы современности

4 ч


Раздел «Человек»

18-21

Решение олимпиадных заданий по теме «Человек»

Биосоциальная сущность человека, потребности и способности человека, деятельность, социализация и воспитание человека, свобода и ответственность.

4 ч


Раздел «Экономика»

22-26

Решение олимпиадных заданий по теме «Экономика»

Экономика: наука и хозяйство, экономическая культура; Экономическое содержание собственности; экономические системы; потребности и ресурсы, факторы производства; государство и экономика; налоги, бюджет.

5 ч


Раздел «Социальные отношения»

27-30

Решение олимпиадных заданий по теме «Социальные отношения»

Социальные отношения и взаимоотношения; социальная структура и неравенство; социальный статус и роль; многообразие социальных групп; мобильность; нации и межнациональные отношения; отклоняющееся поведение.

4 ч


Раздел «Духовная сфера»

31-34

Решение олимпиадных заданий по теме «Духовная сфера»

Культура и её виды; искусство и его формы; наука, образование и религия в современном обществе; мораль и её роль в обществе

4 ч


Всего 34 часа



4. Содержание программы

п/ п


Содержание программы

Организация индивидуальной  работы с учащимися повышенного уровня учебных возможностей

Изучение  методической литературы по личностно-ориентированному подходу в преподавании общественных дисциплин

Продолжать работу по выявлению группы учащихся, заинтересованных предметами общественного цикла

Совершенствование технологий обучения, повышение качество образования и интереса к историческим и обществоведческим дисциплинам, используя при проведении уроков игр, викторин, заданий творческого характера

Взаимодействие с классными руководителями и родителями мотивированных учащихся; рекомендации в ходе бесед родителям уч-ся

Организация исследовательской и проектной работы с учащимися

Организация внеклассных мероприятий по общественным предметам

Участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву и экономике.

Участие в школьных и муниципальных смотрах, конкурсах по различной общественной тематике

Участие в дистанционных проектах и олимпиадах по истории и обществознанию.

Создание учащимися компьютерных презентаций по отдельным темам к урокам истории и обществознания


5. Учебно-методическое обеспечение


Литература

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007. 

2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51. 

3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.

4. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.

5. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс. 1991.


1. М.Н. Чернова «История России Х-ХVIII века. Исторические портреты» Москва, 2015

2. М.Н. Чернова «История России XIX-XX век. Исторические портреты» Москва, 2015

3. Е.Н. Сорокина «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века»10-11 классы, Москва, 2014

4. Л.М. Ляшенко «За страницами школьного учебника. История России XIX век». Москва, 2002

5. Н.М. Соротокина «История России в лицах» Москва, 2003

6. Н.И. Чеботарева «История России в лицах. Герои и изгои революции. Личность и история России» Волгоград, 2007

7. Э.В. Уткина «Анализ исторического источника» Москва, 2006

8. М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами с древнейших времен до конца XVIII века» Москва, 2008

9. М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами по истории России XIX-XX веков» Москва, 2008

10. Обществознание. Решение сложных заданий. Москва, 2012 11. Р.В. Пазин «Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. 9-11 классы» Ростов-на-Дону, 2014

Интернет ресурсы

1. http://pedsovet.su/ 
2. 
http://festival.1september.ru/ 
3. 
http://it-n.ru/






Материально-техническое оснащение занятий

учеб­ный кабинет оснащен:

- компьютер и проектор, принтер

- доска, столы и стулья

- учебный комплект на каждого ребенка (тетрадь, ручка, карандаш);






















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.