Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Лингвистики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 56»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа Лингвистики»
срок реализации 2 года
Возраст 9-10 лет
Составитель Костина Анна Александровна, учитель начальных классов
Дьячкова Татьяна Валерьевна,учитель начальных классов
Ижевск,2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа лингвистики» (далее Программа) позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (с изменениями).
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Направленность - социально-гуманитарная, уровень – ознакомительный, вид программы – интегрированный.
Актуальность. Мир слова, мир русской грамоты имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к слову, языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Работа учителей начальных классов по подготовке учеников 3-4 классов к олимпиадам по предметам гуманитарного, математического циклов дала новый толчок для развития олимпиадного движения в гимназии. Работа со способными детьми в начальных классах сегодня ничуть не менее «больная» проблема, чем работа с неуспевающими. В этом актуальность данной программы.
Педагогическая целесообразность
Программа педагогически целесообразна, так как в процессе освоения программы, обучающиеся приобретут новые теоретические знания и практические навыки по русскому языку, которые позволят учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. А также обучающиеся смогут развить способности в социальном и учебно-исследовательском проектировании, в организации и участии в интеллектуальных и творческих мероприятиях.
Отличительной особенностью этой программы является то, что с дидактической точки зрения способные дети нуждаются, как минимум, в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании и оптимального объема учебной нагрузки. Причем оптимального для себя, для своих способностей, т.е. более высокого, чем для обычных детей. Анализируя задания олимпиад разных регионов и разных уровней сложностей, приходим к выводу, что они основываются на главных принципах мышления. При этом, характерно, что от учащегося требуется знание не только программного материала, но и масса дополнительных сведений о языке, окружающем мире, нестандартные формы решения логических заданий. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Кроме того, программа позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и над развитием правильной речи. Содержание программы школ построено таким образом, что обучающиеся, закончив первый год обучения, изучают на следующий год те же темы, но более углубленно и расширенно. Развернутый поэтапный план действий и последовательная их отработка снимают необходимость специального, так называемого произвольного запоминания учеником материала: в процессе действия происходит прочное непроизвольное запоминание.
Адресатом программы являются обучающиеся 3-4 классов, возраст детей 9-10 лет.
В группе максимальное количество учащихся 20 человек, минимальное 8 человек. В течение всего учебного года возможен дополнительный набор. Прием детей ведется на основании рекомендаций классных руководителей и принимаются победители различных интеллектуальных конкурсов данного направления. В группы, начиная со второго года обучения дополнительный набор производится с учетом тестирования, максимальное количество 16 человек, минимальное 8 человек.
Преемственность программы. В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Объем программы 144 часа, 1-ый год обучения – 72 часа, 2-ой год обучения – 72 часа.
Срок освоения программы 2 года, занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу (продолжительность часа – 40 минут).
Форма обучения очная, очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
Формы и виды занятий. Многие занятия проводятся с использованием элементов игры или в игровой форме. Например, «математический турнир», «словесный бой», «балда», «зажги звезду» и т.п. очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают разнообразные конкурсы. Поэтому форма работы с детьми предпочтительно коллективная или групповая. Дети выполняют много заданий повышенной сложности, олимпиадные задания.
Формы занятий:
олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
игры А. Зака;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания;
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Методы работы
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный; проектный;
Цель программы: создание и обеспечение необходимых условий для личностного учащихся, расширение и углубление знаний у младших школьников по русскому языку.
Задачи:
Личностные:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления. Метапредметные:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Предметные:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Учебный план, содержание учебного плана
1-ый год обучения
№ |
|
|
|
Теория |
|
Практика |
Формы контроля |
||||
Кол-во часов |
Содержание |
Кол-во часов |
Содержание |
||||||||
I. |
Вводное занятие. |
|
2 |
1 |
Правила поведения при эвакуации во время пожара, при террористическом акте, правила дорожного движения, правила поведения на уроке. |
1 |
Проведение учебной эвакуации. |
тест |
|||
II.
|
1раздел «Знакомство со словесноинтеллектуальными играми» |
|
7 |
|
|
|
|
|
|||
«И- или- не», «Надуваловка» |
|
|
|
Знакомство с правилами игр. |
1 |
Проведение игры. |
|
||||
Эрудит- лото, перевертыши. |
|
|
|
1 |
Проведение игры. |
|
|||||
Перевертыши. |
|
|
|
1 |
Проведение игры. |
|
|||||
Шарады, шароиды. |
|
|
|
1 |
Проведение игры. |
|
|||||
Шароиды. |
|
|
|
1 |
Проведение игры. |
|
|||||
Кубраички, оборвыши. |
|
|
|
1 |
Проведение игры. |
|
|||||
Игры со словами. Метаграмма и логогриф. Анаграммы. |
|
|
|
1 |
Проведение игры. |
|
|||||
III
|
2 раздел «Подготовка к олимпиадам» - 59 ч |
63 |
|
|
|
|
|
|
|||
Фонетика-5 ч. |
|
|
|
Звуковой состав русского языка. Систематизация звуков русского языка.
|
|
|
|
||||
Звуковички простые и с призвуком. |
|
1 |
1 |
|
|
|
|||||
Звуки- перебежчики. |
|
1 |
|
1 |
Проведение игры |
|
|
Игра «Пишу как слышу» |
1 |
|
|
1 |
Проведение игры |
|
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
2 |
Решение олимпиадных заданий на фонетику. |
|
||
Орфография и пунктуация - 5 ч. |
|
|
|
|
|
||
В стране гласных. |
1 |
|
1 |
Проведение игры |
|
||
Путешествие в «Королевство кривых зеркал» |
1 |
|
1 |
Проведение игры |
|
||
Работа с орфографическими словарями. |
1 |
|
1 |
Работа со словарями. |
|
||
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
2 |
Решение олимпиадных заданий на фонетику и орфографию. |
|
||
Лексика- 7 ч. |
|
|
Лексические единицы русского языка. |
|
|
|
|
Значения слов. Слова- иноземцы, |
1 |
1 |
|
|
|
||
О старом по-новому. |
1 |
|
1 |
Поиск устаревших слов и неологизмов. |
|
||
Игра «Так же и наоборот» |
1 |
|
1 |
Подбор синонимов, антонимов, омонимов. |
|
||
Работа с толковыми словарями, со словарями синонимов, антонимов, омонимов. |
2 |
|
|
2 |
Подбор синонимов, омонимов, антонимов с помощью словарей. |
|
|
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
|
2 |
Работа с лексическим материалом |
|
|
Морфемика и словообразование- 7 ч. |
|
|
Словообразовательные цепочки, модели слов. |
|
|
|
|
«Веселый паровоз». |
1 |
1 |
|
|
|
||
Игра- конкурс « Откуда ты пришел?» |
1 |
|
1 |
Проведение игры. |
|
||
Работа со словообразовательными словарями. |
2 |
|
2 |
Работа со словарями |
|
||
Решение олимпиадных заданий. |
3 |
|
|
3 |
Работа с моделями слов. |
|
|
Морфология- 8 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Здесь живет имя существительное. |
1 |
|
1 |
Принцип разбиения слов на части речи. |
|
|
|
|
Здравствуй, имя прилагательное. |
1 |
|
|
1 |
Проведение игры |
|
|||
Сделал дело- гуляй смело. |
1 |
|
|
1 |
|
|
|||
Игра «Большие буквы». |
1 |
|
|
|
1 |
Проведение игры |
|
||
Игры деда Буквоеда. |
2 |
|
|
|
2 |
Проведение игры |
|
||
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
|
|
2 |
Законы русской морфологии. |
|
||
Синтаксис- 7 ч. |
|
|
|
Знакомство с синтаксическими единицами речи. |
|
|
|
||
Просто и сложно. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|||
Слова- помощники. |
1 |
|
|
1 |
Синтаксические модели |
|
|||
Мы артисты. |
1 |
|
|
|
1 |
Синтаксические модели |
|
||
Строим словесные дома. |
1 |
|
|
|
1 |
Синтаксические модели. |
|
||
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
|
|
2 |
Решение олимпиадных заданий |
|
||
Стилистика- 5 ч |
|
|
|
Стили речи. Их многообразие и верное использование. |
|
|
|
||
В детском издательстве. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|||
В научном институте. |
1 |
|
|
|
1 |
Неологизмы, термины |
|
||
Во дворе. |
1 |
|
|
|
1 |
Вульгаризмы, жаргонизмы |
|
||
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
|
|
2 |
Решение олимпиадных заданий |
|
||
Фразеология- 7 ч. |
|
|
|
Фразеологические единицы языка. Их происхождение. |
|
|
|
||
Идиомы. Устойчивые выражения. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|||
Работа с фразеологическими словарями. |
2 |
|
|
2 |
Поиск этимологии фразеологизмов. |
|
|||
Решение олимпиадных заданий |
4 |
|
|
|
4 |
Решение олимпиадных заданий |
|
||
Культура речи- 7 ч. |
|
|
|
Понятие нормативного языка. |
|
|
|
||
Орфоэпические нормы. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|||
Ударение. |
1 |
|
|
|
1 |
Принцип расстановки ударений |
|
||
Лексические нормы. Ошибки в словоупотреблении. |
1 |
|
|
|
1 |
Родительный падеж мн.ч., Именительный и Винительный падежи |
|
||
Грамматические нормы. |
2 |
|
|
|
2 |
|
|||
Работа со словарями. |
2 |
|
|
|
2 |
Работа с толковыми словарями |
|
||
|
Решение олимпиадных заданий. |
|
4 |
|
|
4 |
Решение олимпиадных заданий. |
|
|
Заключительное или итоговое занятие |
2 |
|
|
|
2 |
Проведение заключительной интеллектуальной игры |
|
||
|
Всего часов |
|
72 |
9 |
|
59 |
|
|
К концу первого года обучения, обучающиеся:
Будут знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). - Главные члены предложения.
Состав слова.
Будут уметь:
-Различать приставки и предлоги.
-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. -Разбирать предложения по членам предложения. - Обозначать на письме интонацию перечисления - Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
-Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем.
Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Учебный план, содержание учебного плана 2-ой год обучения
№ |
|
|
|
Теория |
|
Практика |
Формы контроля |
Кол-во часов |
Содержание |
Кол-во часов |
Содержание |
I. |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
Правила поведения при эвакуации во время пожара, при террористическом акте, правила дорожного движения, правила поведения на уроке. |
1 |
Проведение учебной эвакуации. |
тест |
|
2. |
2 раздел. Вначале было слово… |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
Дорога к письменности |
1 |
1 |
Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке. История письменности от древности до наших дней. |
|
Изучение высказываний |
|
|
|
Кириллица или глаголица. |
2 |
1 |
Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга |
1 |
Изображение красной строки |
|
|
|
«Сперва Аз да Буки – потом все науки» |
2 |
1 |
Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв. |
1 |
Сообщения уча |
щихся |
презентации |
|
«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики». |
2 |
1 |
Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки. Особенности изучения русской азбуки в старину. |
1 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
Грамматика и история. |
2 |
1 |
Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение названий грамматических терминов |
1 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
От точки до многоточия. |
2 |
1 |
Знаки препинания. История происхождения знаков препинания. «Казнить нельзя помиловать» |
1 |
Работа с текстами |
|
|
|
«Что в имени твоём?» |
1 |
1 |
Из истории русских имен и фамилий. |
|
Изучение этимологии своего имени |
|
|
3. |
3 раздел. Подготовка к олимпиадам |
58 |
|
|
|
|
|
|
Правильно ли мы говорим? |
4 |
|
Особенности русского ударения. Ударение как средство смыслового различения слов. |
4 |
Работа со словарями ударений |
Практикум |
|
|
Наука ономастика |
2 |
1 |
Что изучает ономастика? Топонимы, гидронимы |
1 |
Составление карточек по ономастике родного края |
|
|
|
Зри в корень. Всё растёт из корня. |
6 |
1 |
Родословная слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов. |
5 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
В стране морфем |
6 |
1 |
Из истории морфем. Роль морфем в грамматике. Почему мы так пишем? |
5 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
Пестрое семейство синонимов. |
2 |
|
Синонимы. Синонимический ряд.Словари синонимов |
2 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
Тезки наоборот.. |
2 |
|
Антонимы. Словари антонимов |
2 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
Слова - двойники |
2 |
|
Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. |
2 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
Где же хранятся слова? Копилки слов. |
2 |
|
Словари. Типы словарей. Роль словарей. |
2 |
Работа со слова |
рями |
|
|
Слова – пришельцы |
2 |
|
Заимствованные слова. Неологизмы. Архаизмы и историзмы. Старославянизмы в русском языке. |
2 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
В мире крылатых слов и выражений
|
6 |
|
Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Словари фразеологизмов. |
2 |
Решение заданий |
олимпиадных |
|
|
Почему мы так говорим? |
6 |
|
Этимология слов и выражений. |
2 |
Турнир знатоков |
|
|
|
Пословицы и поговорки |
6 |
1 |
Словесные раскопки. Происхождение и употребление пословиц. История слов. |
5 |
Составление карточек. |
|
|
|
Язык, давай с тобой дружить!
|
2 |
1 |
Языковая картина мира (визуальное знакомство с картой). Лингвистический коктейль. Видео «Языки мира» |
1 |
Составление словаря трудных слов |
|
|
|
Речевой этикет других народов. |
6 |
1 |
Зачем надо знать речевой этикет других народов? Речевые ситуации. |
5 |
Заочное путешествие. Сообщения учащихся. Сформулировать практические рекомендации туристам |
|
|
|
Проверь себя |
2 |
|
Интерактивные задания (тестирование) |
2 |
Выполнение теста |
Тест |
|
|
Блиц-турнир «Умники и умницы» |
2 |
|
Интернет -ресурс |
2 |
Подсчет баллов |
Игра |
|
|
Итого |
72 |
14 |
|
58 |
|
|
К концу второго года обучения, обучающиеся:
Будут знать:
отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных Будут уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Планируемые результаты реализации программыЛичностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Формы контроля
В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действеннопрактический опыт обучающихся.
Контроль осуществляется в несколько этапов:
Входной контроль. Цель: зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.) Здесь подойдут тестовые, срезовые задания. Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.
Текущий контроль. Проходит в середине года. Цель: увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися. Формы текущего контроля: домашнее задание на самостоятельное творческое выполнение, выполнение олимпиадных заданий.
Итоговый контроль. Цель: проверить уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом. Здесь отличной формой контроля являются деловые игры («Зажги звезду», квн), а также презентация индивидуальных достижений учащихся через Личный кабинет обучающегося (kem.labore.ru)
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Оценочные материалы
Результаты контроля фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио (kem.labore.ru). Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- результаты участия учащихся в олимпиадах различного уровня;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет
Фонды и помещение библиотеки МАОУ «Гимназия № 56»
ПК, проектор, экран Методическое обеспечение:
учебно-методическая литература;
учебная и художественная литература по тематике бесед;
наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, плакаты; словари
Кадровое обеспечение: учителя начальных классов – 2 человека.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
№ |
Раздел или тема программы |
Формы занятий |
Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов ) |
Дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
I |
1 раздел «Знакомство со словесноинтеллектуальными играми» |
различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; ролевые игры; практические занятия с элементами
игр и игровых элементов, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. |
Разработки различных словесно - интеллектуальных игр |
|
ЖК телевизор |
Участие в игре «Зажги звезду», и в «Квест – игре» |
II |
2 раздел «Подготовка к олимпиадам» |
олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; лекции; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; |
Разработки олимпиадных заданий, логич еских игр.
|
Олимпиадные задания. |
ЖК телевизор |
Участие в олимпиадах различного уровня. |
Календарный учебный график
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
16 недель |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ недел и |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
17 |
1 8 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
2 4 |
|||||||||||||||||||||||||
1 год обуч. |
КГ |
КГ |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
П А |
П А |
П А |
|
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
|||||||||||||||||||||||||
2 год обуч. |
КГ |
КГ |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
П А |
П А |
П А |
|
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
Март
|
Апрель
|
Май
|
Всего Учебны х недель |
|||||||||||||
|
|
|
20 недель |
|
||||||||||||
№ недел и |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
36 |
|||
1 год обуч. |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
АИ |
АИ |
АИ |
АИ |
АИ |
Р |
72 часа |
|||
2 год обуч. |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
АИ |
АИ |
АИ |
АИ |
АИ |
Р |
72 часа |
Всего – 36 учебных недель.
Условные обозначения: У – учебные занятия; ПА, АИ – промежуточный и итоговый контроль; Р- резервное время; КГ – набор обучающихся, комплектование объединений, проведение собеседований с обучающимися и их родителям
6. Список литературы включает два списка литературы: литература, используемая в работе педагогом, и литература, рекомендуемая для чтения детям.
Для педагога:
Н.В.Лободина «Предметные олимпиады», изд-во «Учитель», 2008г.
Белицкая Н.Г., Орг А.О. «Школьные олимпиады. Начальная школа»,2006г Губернская Т.В. «Русский язык. Тестовые и олимпиадные задания», 2007г.
Аленков Ю.А. «650 головоломок и задач на сообразительность», 2003г.
Нянковский М.А. «Клуб эрудитов», 2004г.
Пустовалова В.В. «Подготовка учащихся к олимпиадам», 2008 г. Иванченко Е.А. «500 игр со словами», 2006 г.
Для учащихся:
Белицкая Н.Г., Орг А.О. «Олимпиады по русскому языку»,2006г
Дынько В.А. «500 ребусов для детей», 2009г
Шевердина Н.А. «Новые олимпиады для начальной школы», 2007г.
Интернет ресурсы www .encyclopedia .ru /internet .html Проект "Мир энциклопедий". http ://dic .academic .ru - "Словари и энциклопедии оп-1 ine ". www .slovari .ru /lang /ru /index .html - "Русские словари.
www .museum.ru , на котором даны ссыпки и энциклопедический словарь и др.
http://www.likt590.rumuseum/ - виртуальный музей литературных героев.