Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театр моды "Сияние"
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Принята методическим советом протокол № от « » 20 г.
| УТВЕРЖДЕНА приказом № от « » 20 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Театр моды «Сияние»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: базовый
Автор-составитель программы:
Шафран Наталия Валерьевна,
методист
Калуга, 2025
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 25
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
«Что такое мода? Мода — это дисциплина.
Дисциплина и кредо делать только лучшее вплоть до самых мельчайших деталей»
Маноло Бланик
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить, чтобы самому создать придуманное изделие и не отстать от моды, которая во все времена была изысканна и капризна, но всегда интересна и привлекательна, особенно для молодежи. Многие девчонки мечтают когда-нибудь выйти на подиум в модном наряде от известного кутюрье. Детскую мечту можно осуществить, создав собственную модель и придумав для нее «роль» в необычном спектакле театра моды. Необходимо поддерживать в учащихся это желание, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.
Театр моды как современный жанр сценического искусства – это синтез моды, музыки и театра. Все это обогащает творческий потенциал ребенка, пробуждая способность мыслить, фантазировать, творить, закладывает основы формирования интереса к познанию окружающего мира, к познанию основ искусств. Искусство театра моды тесно связано с окружающей жизнью и бытом.
Выступления юных дизайнеров одежды, учащихся студии, несут положительный творческий заряд, завораживают новизной идей, покоряют и увлекают непредсказуемостью. И хотя сами понятия «театр» и «мода» различны по своей сути, для детского мышления они легко объединились в единое целое. Ведь дети по своей натуре фантазеры. Новые идеи учащихся воплощаются в созданную детскими руками коллекцию. Рождается спектакль с музыкальным и световым оформлением, где раскрывается искусство юного художника, мастерство портнихи, талант актрисы-манекенщицы. Всё как у взрослых профессионалов в «театре» и в «моде»: режиссеры и кутюрье, актеры и манекенщицы, художники и стилисты, костюмеры и портные, технический персонал.
Направленность программы: художественная.
Вид программы: по уровню сложности – базовая.
Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации – русский.
Перечень нормативных документов:
- Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»).
- Локальные акты МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
Программа «Театр моды «Стиль» является актуальной в современной образовательной и социокультурной среде по нескольким ключевым причинам:
1. Соответствие запросам времени и трендам в образовании.
Программа способствует развитию критического мышления (анализ образов, стилей, создание концепции), креативности (генерация идей для костюмов и украшений), коммуникации (работа в команде над общим проектом, общение с аудиторией через дефиле).
2. Профориентация. Программа знакомит участников с широким спектром профессий: дизайнер одежды, художник по костюмам, ювелир, стилист, хореограф, организатор показов. Это позволяет подросткам осознанно подойти к выбору будущего пути.
3. Личностное развитие и самореализация.
Творческая реализация. Программа предоставляет уникальную возможность для самовыражения через различные каналы: дизайн, конструирование, handmade и сценическое движение.
Формирование здоровой самооценки и уверенности. Участие в дефиле и публичных показах помогает побороть страхи, научиться презентовать себя, принять свои индивидуальные особенности и работать с собственной телесностью.
Развитие эмоционального интеллекта. Работа над художественными образами требует глубокого понимания и передачи эмоций, что развивает эмпатию и эмоциональную грамотность.
4. Социокультурный аспект:
Воспитание эстетического вкуса. Систематическое погружение в мир дизайна, цвета, формы и композиции формирует у участников насмотренность и развивает художественный вкус.
Сохранение и переосмысление культурных традиций. Программа может включать в себя изучение национального костюма, традиционных техник рукоделия (вышивка, кружевоплетение) и их интеграцию в современные fashion-объекты.
Альтернатива цифровому досугу. Программа предлагает «живой», тактильный и социально ориентированный формат досуга, что является здоровой альтернативой пассивному потреблению цифрового контента.
Искусство театра моды тесно связано с окружающей жизнью и бытом, потому оно закладывает основы формирования интереса к окружающему миру. Учащиеся в студии - не обязательно будущие дизайнеры и модельеры. Это те подростки, которым близок мир моды и красоты. В процессе обучения они знакомятся с тем, какой путь проходит создание оригинального костюма от эскиза до демонстрации его на подиуме под музыку. Костюм, созданный учащимся в театре моды, способствует полету фантазии, особому мироощущению, желанию побыть в новом образе. То есть формируется полноценная творческая, гармоничная, социально значимая личность, способная проявить себя в жизни.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Театр моды «Стиль» является синтез двух направлений – искусства шитья и демонстрация моделей, где одно невозможно без другого; единство этого процесса – от эскиза до подиума, и, как следствие – уникальный финальный продукт – авторский показ.
Новизна данной программы заключается не в самом формате «театра моды», а в его современной интерпретации, комплексном подходе и интеграции актуальных технологий и методик:
1. Синтез дисциплин:
Программа выходит за рамки просто «кружка кройки и шитья» или «школы моделей». Она синтезирует три равнозначных блока: создание костюма (дизайн + конструирование), создание аксессуаров (художественное моделирование) и сценическое воплощение (дефиле + актерское мастерство). Это позволяет создать законченный творческий продукт — от идеи до финальной презентации на подиуме.
2. Проектная методика обучения:
Весь образовательный процесс построен вокруг создания итогового проекта — авторской коллекции на заданную или свободную тему (например, «Экология», «Перезагрузка винтажа», «Космос»). Учащиеся проходят все этапы: от генерации идеи и эскиза до пошива, создания аксессуаров и подготовки полноценного модного показа. Это учит проектному мышлению и управлению временем.
3. Доступность и принятие себя:
Современный «Театр моды» отходит от стандартов «90-60-90». В фокусе программы — работа с разными типами фигур, создание образов, подчеркивающих индивидуальность, а не соответствующих шаблонам. Это формирует инклюзивную и поддерживающую среду для всех участников.
Педагогическая целесообразность программы, интегрирующей шитье и дефиле, обоснована ее многогранным воздействием на личность ребенка или подростка. Это не просто кружок рукоделия или хореографии, а комплексная система развития.
Программа комплексно решает ключевые задачи современного дополнительного образования: способствует личностному самоопределению, развивает метапредметные компетенции, создает условия для творческой самореализации и формирует социально значимые качества.
Программа соответствует принципам личностно-ориентированного и деятельностного подхода:
Выбор и самостоятельность: Учащийся может самостоятельно выбрать концепцию костюма, материалы, манеру его презентации. Это формирует чувство ответственности за конечный продукт.
Обучение через деятельность: Все знания (о свойствах тканей, конструировании, истории костюма, сценическом движении) приобретаются не в теории, а на практике, в ходе создания конкретного, осязаемого продукта — коллекции и показа.
Учет индивидуальных особенностей: Каждый ребенок работает со своей фигурой, создает образ, отражающий его индивидуальность, а не подстраивается под общие стандарты.
Программа естественным образом реализует межпредметные связи - интегрирует знания из разных школьных дисциплин, показывая их практическую ценность:
Технология - конструирование, моделирование, шитье.
Изобразительное искусство - рисование эскизов, работа с цветом, композицией, формой.
История и МХК - изучение истории костюма, традиций разных эпох и народов.
Математика - построение выкроек (геометрия), расчет расхода ткани, смета.
Физика - понимание свойств материалов (драпируемость, жесткость).
Биология и анатомия -понимание строения фигуры для создания удобной и красивой одежды.
Литература - создание концепции и «истории» для своей коллекции.
Физическая культура - постановка осанки, пластика, хореография дефиле.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 9-15 лет нашей школы. Желательно, чтобы ребенок, пришедший на программу, имел начальные навыки шитья.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися, с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Состав группы, особенности набора. Состав группы постоянный, группы могут быть как разновозрастные, так и одновозрастные. Набор осуществляется на добровольной основе.
Объем программы 144 часа.
Сроки освоения программы 1 год.
Режим занятий. 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа. При этом 3 часа уделяется конструированию, моделированию и шитью, 1 час – дефиле.
Формы обучения очная, очная с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная). Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.
Форма организации образовательной деятельности групповая - детское объединение «Театр мод».
Формы проведения занятий: комбинированное, теоретическое (беседа), практическое (игровое занятие, творческая мастерская, исследовательская работа), показ, демонстрация и др.
Цель: Формирование у обучающихся целостного представления о создании и презентации модного образа через освоение основ швейного дела и искусства дефиле для развития творческого потенциала, художественного вкуса и навыков уверенной самореализации.
Задачи:
Обучающие:
Формировать базовые знания в области моды, стиля и композиции (цвет, форма, пропорция).
Обучить основам конструирования, моделирования и технологии пошива костюмов.
Обучить навыкам создания аксессуаров и декоративных элементов (работа с бисером, тканью, природными материалами и т.д.).
Дать основы подиумного дефиле (постановка осанки, основы шага, повороты, работа с аксессуарами).
Дать основы актерского мастерства и сценического движения для умения передавать характер и концепцию костюма.
Обучить последовательности работы над проектом: от создания эскиза и подбора материалов до итогового показа.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, фантазию и образное мышление.
Развивать пространственное мышление и способность к художественному проектированию образа.
Развивать мелкую моторику, глазомер и точность движений.
Формировать навыки проектной деятельности: умение планировать, ставить цели и достигать их.
Развивать коммуникативные навыки и умение эффективно работать в команде.
Развивать артистичность, пластику и чувство ритма.
Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира и чувство стиля.
Формировать трудолюбие, усидчивость, аккуратность и ответственность за результат своего труда.
Воспитывать уважение к культурным традициям через изучение истории костюма и народного творчества.
Сформировать здоровую самооценку, уверенность в себе и умение презентовать себя публично.
Воспитывать экологическое сознание через практику апсайклинга и осознанного потребления (вторичное использование материалов).
Формировать чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки в процессе подготовки общего проекта.
1.3 Содержание программыУЧЕБНЫЙПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ | ||
Всего | В том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | Беседа, опрос | |
2 | Театр моды. Что это? | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
3 | Оборудование швейной мастерской. Общие сведения о тканях и нитках. | 4 | 2 | 2 | |
3.1 | Знакомство с оборудованием швейной мастерской. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3.2 | Общие сведения о тканях и их свойствах, нитях | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
4 | Основные сведения о современной одежде, о профессиях швея, модельер | 6 | 3 | 3 | |
4.1 | Современная одежда. Функции одежды, классификация одежды | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
4.2 | Мода сегодня | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
4.3 | Профессия швея, модельер | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
5 | Знакомство со швейной машинкой. | 9 | 3 | 6 | |
5.1 | Знакомство со швейной машинкой. Заправка швейной машины. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
5.2 | Выполнение прямой строчки. | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
5.3 | Виды машинных швов. | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
5.4 | Отделочные и декоративные строчки. | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
6 | Аксессуары | 7 | 1 | 6 | |
6.1 | Что такое аксессуары? Кто их создает | 2 | 1 | 1 | Беседа |
6.2 | Эскиз | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
6.3 | Изготовление изделия. | 4 | 0 | 4 | Педагогическое наблюдение, Самостоятельная работа |
7 | Декорирование. | 6 | 1 | 5 | |
7.1 | Понятие о декоре. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос |
7.2 | Декорирование с помощью кружева, сутажа, шнура, бахромы, лент, тесьмы. | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
7.3 | Декорирование буфами, оборками, рюшами. | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение, Самостоятельная работа |
8 | Создание коллекции в миниатюре. | 16 | 1 | 115 | |
8.1 | Эскизы, конструирование, моделирование | 4 | 1 | 3 | Беседа, тестирование |
8.2 | Изготовление изделий | 10 | 0 | 10 | Педагогическое наблюдение |
8.3 | Декорирование | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение, Самостоятельная работа, Защита мини-проектов |
9 | Моделирование на манекене методом наколки. | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, анкетирование, Демонстрация моделей |
10 | Юбка простого кроя | 31 | 6 | 25 | |
10.1 | Название деталей кроя. Работа с выкройками. | 5 | 2 | 3 | Беседа Опрос Тестирование |
10.2 | Технология обработки отдельных деталей и узлов. | 7 | 1 | 6 | Педагогическое наблюдение |
10.3 | Эскиз. Построение юбки по своим меркам. | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение |
10.4 | Изготовление изделия | 8 | 0 | 8 | Педагогическое наблюдение |
10.5 | Юбка-пачка из фатина. | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение Самостоятельная работа, Демонстрация моделей |
11 | Блуза простого кроя | 19 | 1 | 18 | |
11.1 | Эскизы, конструирование, моделирование | 4 | 1 | 3 | Беседа Опрос |
11.2 | Построение блузы по своим меркам | 5 | 0 | 5 | Педагогическое наблюдение |
11.3 | Пошив изделия | 10 | | 10 | Педагогическое наблюдение, Самостоятельная работа, Демонстрация моделей |
12 | Дефиле и сценическое искусство | 36 | 4 | 32 | |
12.1 | Что такое дефиле. Профессия манекенщицы. | 2 | 1 | 1 | Беседа тестирование |
12.2 | Правильная осанка. Правильное положение головы | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
12.3 | Походка модели | 3 | | 3 | Педагогическое наблюдение |
12.4 | Сценическое искусство. Естественность поведения на сцене. Создание сценического образа | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
12.5 | Повороты на месте. Позиции в дефиле | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
12.6 | Работа в паре и группе | 3 | | 3 | Педагогическое наблюдение |
12.7 | Сценическая пластика | 2 | | 2 | Педагогическое наблюдение |
12.8 | Приемы перестановки. Уход | 4 | | 4 | Педагогическое наблюдение |
12.9 | Дефиле с аксессуарами | 2 | | 2 | Педагогическое наблюдение |
12.10 | Сценическая практика и репетиции | 10 | | 10 | Педагогическое наблюдение |
13 | Промежуточная и итоговая аттестации. Показ | 5 | | 5 | Зачет, Модный показ Презентация творческих работ Демонстрация моделей |
ИТОГО: | 108 | 18 | 90 | |
Содержание образовательной программы
1. Вводное занятие.
Теория. Техника безопасности Цели и задачи работы на учебный год. Инструменты и материалы необходимые для занятий в объединении. Организационные моменты на рабочем месте.
2. Театр моды. Что это?
Теория. Познакомить с театром моды. Театр моды — это творческое объединение, соединяющее моду, швейное искусство, дефиле и сценическое искусство. Это создание коллекции от идеи до воплощения. Это командная работа. Это пошив и показ одежды. Это мини-спектакль, где костюмы, музыка, свет и движение моделей работают на раскрытие единой художественной идеи или коллекции. Разработать эскизы - нарисовать не только одежду, но и продумать образ в целом: макияж, причёски, аксессуары, которые поддержат тему.
Практика. Мозговой штурм. Выбор темы и создание концепции коллекции. Выбрать общую идею для будущей мини-коллекции (напр., «Морские глубины», «Город будущего», «Сказки»).
3. Оборудование швейной мастерской. Общие сведения о тканях и нитках.
3.1 Знакомство с оборудованием швейной мастерской.
Теория. Знакомство с оборудованием швейной мастерской: швейная машинка, утюг, манекены, раскроечные столы; с инструментами: лекала, линейки, ножницы, иглы, никтковдеватели и пр.
Практика. Вдевать нитку в иглу при помощи нитковдевателя, резать ножницами различные лоскуты, гладить под присмотром нанизкой температуре без пара, нажимать педаль швейной машины без иглы.
3.2 Общие сведения о тканях и их свойствах, нитях.
Теория. Общие сведения о тканях. Классификация х/б шерстяных и шелковых тканей, виды рисунка, определение лицевой и изнаночной сторон, особенности влажно-тепловой обработки.
Практика. Изучение свойств тканей и нитей. Опытно-экспериментальная работа с тканями и нитями. Опыты: «Что прочнее», «Мнется или нет», «Водолюб», под строгим присмотром педагога: «Огонь-помощник».
4. Основные сведения о современной одежде, о профессиях швея, модельер.
4.1 Современная одежда. Функции одежды, классификация одежды
Теория. Знакомство с видами современной одежды, ее функциями. Классификация одежды: повседневная, спортивная, домашняя, праздничная.
Практика. Анализ своей одежды: - рассмотреть этикетки на своей куртке/футболке, определить состав ткани и назначение (спортивная, повседневная, домашняя). Опыт: "Битва материалов": сравнить на ощупь, растяжение, впитывание воды кусочки современной мембранной ткани, хлопка и синтетики. Функции на примере: Обсуждение почему для бега нужна одна одежда (отводит влагу, дышит), а для ремонта — другая (защищает, прочная).
4.2 Мода сегодня
Теория. Что такое мода. Кто ее создает. Мода для всех возрастов и размеров. Что такое стиль, индивидуальность.
Практика. Создание коллажа из старых журналов мод.
4.3 Профессия швея, модельер
Теория. Знакомство с профессиями швеи и модельера. Где обучают этим профессиям. Зачем они нужны.
Практика. Создание концепта - придумать и нарисовать эскиз "умной" одежды для конкретной цели (например, для велосипедиста или дежурного в классе), объяснив её функции. Придумать и нарисовать вещь будущего (например, куртку, которая меняет цвет в зависимости от настроения).
5. Знакомство со швейной машинкой.
5.1 Знакомство со швейной машинкой. Заправка швейной машины.
Теория. Устройство швейной машинки.
Практика. Швейная машинка и машинные работы: устройство, заправка верхней и нижней, неполадки и их устранение, смазка, чистка.
5.2 Выполнение прямой строчки.
Практика. Выполнение прямой строчки на лоскутах различных тканей.
5.3 Виды машинных швов.
Теория. Знакомство с тремя основными классами швов по назначению: Соединительные- соединяют детали между собой. (Стачной (основной, самый популярный). Расстрочной (декоративный, шов заутюживают и прокладывают строчку с лицевой стороны). Накладной (соединение внахлёст). Запошивочный (прочный, без срезов внутри, используется для джинсы, постельного белья).) Краевые - обрабатывают срезы ткани, чтобы они не осыпались. (Обмёточный (зигзаг) или оверлочный. Вподгибку (открытый и закрытый срез). Окантовочный (обработка тесьмой).)
Практика. Создание "образца-памятки": взять лоскуты ткани и последовательно стачать их разными швами, подписать каждый и оформить в виде книжки-шпаргалки. Определение швов: педагог показывает готовое изделие (например, джинсы, рубашку, постельную наволочку), учащиеся определяют, какими швами выполнены соединения. Мини-проект для учащихся, имеющих навыки шитья: выполнить простое изделие (например, прихватку или салфетку), используя 2-3 изученных шва (стачной + шов вподгибку).
5.4 Отделочные и декоративные строчки.
Теория. Знакомство с отделочными и декоративными видами швов. Швы для украшения. (Складки. Рельефы и пр.)
Практика. Создание "образца-памятки. Определение швов.
6. Аксессуары
6.1 Что такое аксессуары? Кто их создает.
Теория. Аксессуары — дополнительные элементы к одежде, которые дополняют образ, подчёркивают стиль и служат практическим целям. Виды аксессуаров: сумки, ремни, головные уборы, шарфы, перчатки, украшения (бижутерия), очки, часы, галстуки. Знакомство с профессиями создателей аксессуаров: Дизайнеры аксессуаров, ювелиры (создают украшения из драгоценных металлов и камней), художники-ремесленники (уникальные hand-made изделия).
Знакомство с понятием эскиз.
Практика. Анализ образа - рассмотреть фото известного персонажа/знаменитости и разобрать, как аксессуары дополняют его образ (например, шляпа, пояс или ожерелье).
6.2 Эскиз.
Практика. Придумать и нарисовать аксессуар для конкретного образа (например, сумку для космонавта или колье для королевы). Игра "Собери комплект" - подобрать аксессуары (из предложенных картинок или реальных вещей) к простой базовой одежде (белая футболка, джинсы), к праздничной одежде и пр..
6.3 Изготовление изделия.
Практика. Изготовление простого аксессуара своими руками (браслет из кожи/ниток, брошь из фетра, повязка на голову).
7. Декорирование.
7.1 Понятие о декоре.
Теория. Понятие декорирование (творческое преобразование поверхности изделия для придания ему уникальности, выразительности и эстетической ценности). Основные принципы - композиция, цвет, акцент. Виды и техники декора: традиционные - вышивка (нитками, лентами, бисером), аппликация, кружево, рюши, современные - трафаретная печать (шелкография), термопереводные картинки, декор из фурнитуры (клепки, люверсы, пайетки), художественные - роспись по ткани (батик), кракелюр (эффект потрескавшейся краски) и др..
Практика. Создание образцов-выполнить на лоскутах ткани разные виды декора (например, пришить пуговицы узором, сделать простую аппликацию, нанести рисунок через трафарет).
7.2 Декорирование с помощью кружева, сутажа, шнура, бахромы, лент, тесьмы.
Практика. Нарисовать эскиз будущего декора. Декорирование готовой вещи - преобразить простой предмет (текстильная сумка-шопер, обычная футболка, соломенная шляпа) с помощью выбранной техники.
7.3 Декорирование буфами, оборками, рюшами.
Практика. Нарисовать эскиз будущего декора на шаблоне одежды (контур футболки/кепки), подобрать цвета и материалы. Декор готовой вещи - преобразить простой предмет (текстильная сумка-шопер, обычная футболка, кепка) с помощью выбранной техники.
8. Создание коллекции в миниатюре.
8.1 Эскизы, конструирование, моделирование.
Теория. Знакомство с тремя основными этапами создания коллекции одежды:
Эскиз (Творчество) - художественный поиск образа. Создание рисунков, где отражается общая идея, настроение, цветовая гамма и силуэты будущей коллекции. Это «лицо» коллекции. Конструирование (Техника) - разработка на основе эскиза точных чертежей (лекал) каждой детали одежды с учётом размеров, прибавок на свободу облегания и свойств ткани. Моделирование (Трансформация): Изменение и усовершенствование базовых лекал для создания новых фасонов. Например, добавление складок, кокеток, изменение длины или формы выреза.
Коллекция в миниатюре — это уменьшенные копии моделей (например, на куклу или манекен), которые позволяют проверить идею в материале, не тратя ресурсы на полноразмерные образцы.
Практика. Эскизирование - нарисовать 3-5 силуэтов или моделей, объединённых одной темой, цветом или элементом (например, все с объёмными рукавами). Моделирование на кукле - и кусочки ткани/бумаги, создать коллекцию в миниатюре методом наколки (накладывая и закалывая материал булавками). Конструирование из бумаги - создать из бумаги или кальки простейшие лекала для своей мини-модели (например, основы платья и рукава) и собрать из них изделие.
8.2 Изготовление изделий.
Практика Коллективный проект коллекция в миниатюре. Выбор лучших эскизов. Изготовление изделий.
8.3 Декорирование и подбор аксессуаров.
Практика. Декорирование и подбор аксессуаров. Показ коллекции.
9. Моделирование на манекене методом наколки.
Теория. Знакомство с муляжным методом моделирования - моделированием наколкой — как способом создания одежды непосредственно на манекене путём накалывания ткани булавками для получения желаемой формы и объёма. Суть метода - художник-модельер работает с тканью как с пластичным материалом, создавая трёхмерный объект (будущее изделие) сразу в пространстве, без предварительных чертежей.
Практика. Подготовка манекена - обтягивание манекен калькой или сантиметровой лентой и отметить основные линии (талия, бёдра, грудь, центр переда и спинки). Работа с основой - закрепление подготовленного куска ткани (например, хлопка) на манекене по линиям, совместив долевую нить с центром. Создание формы: методом закладывания складок, сборок, вытачек и срезов излишков ткани булавками создать желаемый силуэт платья, топa или юбки
10. Юбка простого кроя
10.1 Название деталей кроя. Работа с выкройками.
Теория. Знакомство с основными деталями кроя простой юбки (переднее полотнище, заднее полотнище, пояс, обтажка (или подкройная). Можно познакомить учащихся и с дополнительными деталями – кокеткой, карманом, шлевкой. Научить понимать условные обозначения в выкройках – чтение выкроек.
Практика. Игра «Назови деталь». Подготовка выкройки, раскладка на ткани, перенос разметки.
10.2 Технология обработки отдельных деталей и узлов.
Теория. Познакомить учащихся с технологией обработки отдельных деталей т.е. с последовательностью операций по изготовлению конкретной детали или соединения узла изделия.
Практика. Игра "Технологическая цепочка" - получить карточки с этапами обработки узла (например, накладного кармана) и выстроить их в правильной последовательности. Разбор готового изделия - взять старую одежду (рубашку, юбку) и аккуратно распороть один из узлов, чтобы изучить порядок его сборки.
10.3 Эскиз. Построение юбки по своим меркам.
Теория. Познакомить с необходимыми мерками, основными конструктивными прибавками, ключевыми линиями чертежа и основными расчетами.
Практика. Рисование эскизов, выбор подходящего. Снятие мерок. Работа в парах. Аккуратно снять друг с друга мерки (От, Об, Дю) и записать их. Расчёт вытачек. (совместно с педагогом), если подразумевается. Построение чертежа в масштабе 1:4 (На тетрадном листе в клеточку по своим меркам построить уменьшенную выкройку, чтобы понять принцип). Построение выкройки в натуральную величину (На большом листе бумаги (обои, миллиметровка) с помощью линейки и сантиметровой ленты построить свою собственную выкройку юбки).
10.4 Изготовление изделия.
Практика. Пошив юбки.
10.5 Юбка-пачка из фатина.
Теория. Познакомить с юбкой-пачкой — пышная, чаще всего короткая юбка, сделанная из множества слоёв мягкой сетки (фатина или тюля), с конструкцией юбки, с ее основными элементами — пояс (на резинке или на ткани с застёжкой) и слои фатина. Материалы: Главный материал — фатин (бывает мягкий и жёсткий, от этого зависит пышность). Для пояса — плотная ткань (например, сатин, коттон) и резинка или крючок/пуговица. Знакомство со способами изготовления: накрахмаливание (исторический способ для балетных пачек); пришивание слоёв к поясу (сборка или складки); привязывание полос фатина к основе (резинке или ленте) — самый быстрый и популярный метод.
Практика. Расчёт материала (Определить желаемую длину и пышность. Подготовка "заготовок" (Нарезать фатин на длинные полосы нужной длины и ширины). Изготовление пояса (Из плотной ткани сшить кольцо-пояс по мерке талии, вставив в него резинку). Изготовление изделия выбранным способом. Наиболее легкий -"узелковый метод" (Взять подготовленную полосу фатина, сложить её пополам, образуя петлю, продеть петлю через резинку или пояс, продеть через петлю концы полосы и затянуть узел, повторять по всей окружности пояса в шахматном порядке, пока не получится желаемая пышность. Примерка и оформление: Готовую пачку примерить, при необходимости добавить ещё слоёв фатина для большей пышности. Можно декорировать пайетками, бантами или цветными вставками.
11. Блуза простого кроя
11.1 Эскизы, конструирование, моделирование
Теория. Блуза простого кроя — это базовое изделие с минимальным количеством швов, обычно прямого или свободного силуэта, без сложных конструктивных элементов. Знакомство с основными этапами создания:
Эскизирование (Определение силуэта (прямой, приталенный, свободный); проработка деталей: вид горловины, рукава (длинный, короткий, цельнокроеный), длина изделия; выбор декора (молния, пуговицы, рюши, вышивка).
Конструирование (Построение базовой выкройки). Расчет прибавок на свободу облегания. Построение конструктивных линий.
Моделирование (Трансформация базовой выкройки для получения желаемой модели; изменение формы горловины (круглая, V-образная, лодочка); создание рельефов или кокеток; изменение длины и формы рукава; добавление складок, оборок или карманов).
Практика. Создание эскизов: нарисовать серию быстрых набросков (5-10 шт.), попробовать разные формы воротников, рукавов и декоративных элементов для блузы. Работа с лекалами (Взять готовую базовую выкройку и методом макетирования (на бумаге) или наколки на манекене смоделировать новый фасон (например, изменить вырез горловины или добавить кокетку).
11.2 Построение блузы по своим меркам.
Практика. Построение базовой выкройки на основе снятых мерок (Ог, Об, От, Дст, Шс, Шг и др.). Расчет прибавок на свободу облегания в зависимости от желаемого силуэта и свойств ткани. Построение конструктивных линий: проймы, горловины, оката рукава. Подготовка выкройки к раскрою (Проверить все детали выкройки, добавить припуски на швы, подписать каждую деталь и указать направление долевой нити). Раскрой блузы.
11.3 Пошив изделия
Практика. Последовательный отшив изделия.
12. Дефиле и сценическое искусство
12.1 Что такое дефиле. Профессия манекенщицы(модели).
Теория. Знакомство с понятием дефиле. Дефиле (от французского défilé — прохождение вереницей, шествие) — это торжественный показ мод, где модели демонстрируют одежду и аксессуары зрителям, проходя по специальной дорожке — подиуму. Ключевой характеристикой дефиле является не просто показ одежды, а создание образа, передача настроения коллекции, философию бренда и вдохновить аудиторию. Это театрализованное представление. Дефиле — это синтез моды, искусства, музыки и перформанса, главная задача которого — представить коллекцию в самом выгодном свете.
Знакомство с профессией манекенщицы (модели). Исторически термин "манекенщица" использовался в СССР и означал работу не только на подиуме, но и на предприятиях, где модель демонстрировала образцы одежды покупателям. Сегодня это слово считается устаревшим, и повсеместно используется международный термин "модель".
Современное название — модель. Это профессия, требующая не только внешних данных, но и большого труда, дисциплины и профессионализма.
Знакомство с ключевыми обязанностями и навыками. Умение дефилировать (Особая, выработанная подиумная походка. Её особенности: прямая спина, расправленные плечи, уверенный шаг. Работа с образом. Способность перевоплощаться, выражать эмоции, соответствующие коллекции (быть холодной и отстранённой или, наоборот, улыбчивой и жизнерадостной). Коммуникация с командой. Взаимодействие с дизайнером, хореографом, стилистами и визажистами для точного воплощения творческого замысла. Самодисциплина. Строгое соблюдение графика, поддержание физической формы и уход за внешностью. Важные качества современной модели: профессионализм, выносливость, уверенность в себе.
Практика. Игра «создание коллекции». Разделиться на группы: "дизайнеры", "стилисты", "модели". "Дизайнеры" придумывают концепцию (напр., "Морская тема", "Будущее") и рисуют эскизы. "Стилисты" подбирают готовую одежду и аксессуары из реквизита под концепцию. "Модели" воплощают образ.
12.2 Правильная осанка. Правильное положение головы.
Теория. Правильная осанка — это естественное, непринуждённое и симметричное положение тела, при котором голова держится прямо, плечи развёрнуты и опущены, живот подтянут, а позвоночник сохраняет свои физиологические изгибы.
Значение для модели: Осанка — это фундамент. Она определяет, как будет сидеть одежда, и создаёт впечатление уверенности и профессионализма. Правильное положение головы: Голова должна быть продолжением линии позвоночника. Подбородок находится в естественном положении (не завышен и не опущен), взгляд направлен вперёд и чуть выше линии горизонта. Шея вытянута, макушка тянется вверх.
Практика. Упражнения:
Для осанки и положения головы:
У стены - встать к стене, касаясь пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Постоять, запомнить ощущения. Сделать шаг вперёд, сохраняя положение. С книгой - ходьба с книгой на голове. Научиться держать равновесие и не ронять её.
12.3 Походка модели
Теория. Походка модели (подиумный шаг) — это отработанная техника движения, которая: подчёркивает одежду, делает её динамичной и привлекательной, экономит энергию: позволяет двигаться долго и не уставать, создаёт образ, может быть строгой, игривой, мощной в зависимости от концепции показа, особенности: Движение идёт от бедра, ноги ставятся почти по одной линии, шаг длинный и уверенный, руки двигаются естественно, корпус стабилен.
Практика Упражнения для походки:
Линия на полу - Ходить по нарисованной или воображаемой прямой линии, ставя стопу за стопу (носки слегка врозь, пятки на линии). Работа с бедром- стоя на месте, переносить вес тела с ноги на ногу, слегка выводя бедро в сторону (это основа движения). Длина шага - отметить на полу точки на расстоянии чуть больше обычного шага. Тренироваться ходить, попадая точно в эти метки. Перед зеркалом - отрабатывать связку: шаг от бедра - положение корпуса - движение рук - взгляд.
12.4 Сценическое искусство. Естественность поведения на сцене. Создание сценического образа
Теория. Сценическое искусство — это мастерство перевоплощения и донесения художественного замысла до зрителя через действие, слово, пластику и эмоцию. Естественность поведения на сцене — это состояние, при котором модель или актер, несмотря на публичность и неестественность ситуации (показ, спектакль), выглядит органично и убедительно. Сценический образ — это художественное единство внешнего вида (костюм, грим, прическа) и внутреннего содержания (характер, эмоция, идея), создаваемое для выполнения определенной творческой задачи.
Практика. Упражнения для естественности поведения на сцене: Зеркало, Оправдание позы, Разговор с публикой без слов. Упражнения для создания образа: Фотография, Ходьба в образе, Работа с предметом.
12.5 Повороты на месте. Позиции в дефиле
Теория. Повороты на месте и позиции (точки) — это ключевые элементы подиумного дефиле, которые позволяют модели продемонстрировать костюм со всех ракурсов и создать запоминающийся визуальный акцент. Назначение: дать возможность фотографам сделать кадр, показать детали ансамбля (спину, бок, аксессуары), подчеркнуть характер коллекции (резкий поворот для динамики, плавный — для элегантности), обозначить конец выхода перед уходом за кулисы. Знакомство с основными видами поворотов (Поворот на 180° (пол-оборота): Для смены направления движения, поворот на 360° (полный оборот): Наиболее зрелищный, показывает весь образ, перекрёстный поворот (Cross Turn) -Элегантный поворот со скрещиванием ног). Знакомство с позициями ("точками"): Стойка: Устойчивое и выигрышное положение тела, которое выдерживается 2-3 секунды. Работа рук: Положение рук подчёркивает линии одежды (на поясе, на бёдрах, вдоль тела). Взгляд: Направлен в объектив или чуть выше голов зрителей.
Практика. Упражнения: Отработка равновесия, , «Точка» у зеркала, Связка «Шаг – Точка - Поворот»
12.6Работа в паре и группе
Практика. Отработка упражнений в парах, в группе. Построение и синхронность: Шеренга/линия: Тренировка движения в линию с одинаковой скоростью и интервалом. Колонна: Отработка движения друг за другом с сохранением дистанции. Звёздочка: Синхронные повороты и движение из центра в разные стороны. Взаимодействие в паре: Параллельное движение: - движение рядом с синхронизированными шагами и поворотами. Встречное движение -пересечение траекторий в заданной точке. Вращение -синхронные повороты вокруг друг друга. Групповые перестроения: смена лидеров в колонне, переход из шеренги в колонну, образование круга и его трансформация. Работа с пространством - равномерное заполнение подиума, создание динамических рисунков движения, использование разных уровней (линии, диагонали, окружности).
12.7 Сценическая пластика
Практика. Упражнения на расслабление и концентрацию: «Тряска», «Марионетка», «Поза мечты». Развитие выразительности тела: «Волна», «Зеркало», «Скульптор и глина». Работа с пространством: «Заполнение пространства», «Уровни», «Геометрия». Связь эмоции и движения: «Эмоциональная прогулка», «Танец стихий», «Превращение» Работа с предметами: «Диалог с предметом», «Лента/шарф», «Невидимая стена». Групповая пластика: «Живая скульптура», «Волна эмоций», «Оркестр».
12.8 Приемы перестановки. Уход
Практика. Повторение основных видов перестановок – поворотов, смена направления на месте и в движении с фиксацией. Отработка таких элементов как «Винт» «Винт» — плавный поворот вокруг своей оси, «Выход из поворота» — сохранение баланса после вращения, «Смена лидера» — перестроение в колонне. Техника ухода. Классический уход: фиксация позы в конце подиума -четкий поворот на 180° - уход спиной к зрителям. Драматичный уход: медленный поворот - последний взгляд на публику - плавное исчезновение.
12.9 Дефиле с аксессуарами
Практика. Работа с базовыми аксессуарами и хват. Сумки: - демонстрация ручек, ремней, отделки. Зонты - открытие/закрытие, вращение, положение на плече. Шляпы -снятие/надевание, легкие касания полей Шарфы/платки - перебрасывание, драпировка, игра с полетом ткани. Базовые упражнения: «Естественность» - ходьба с аксессуаром как с частью образа, «Контроль» -отработка плавных движений с предметами, «Смена рук»: перехваты без потери темпа. Специальные приемы: вращение зонта/сумки на пальце/за ручку, подбрасывание шляпы/платка с последующей фиксацией, драпировка шарфа на плечах/руках в движении.
12.10 Сценическая практика и репетиции
Практика. Отработка базовой техники: постановка шага (работа над размером шага, выносом стопы, положением бедер, корпуса, головы. Доведение до мышечной памяти), координация -руки, ноги, взгляд работают согласованно, ритм - попадание в музыку, работа под разные темпы разводка (постановка схемы дефиле). Изучение и запоминание траектории движения для каждой модели. Отработка точек позирования (на подиуме и в конце пути). Расчет интервалов между моделями для бесшовного зрительного ряда.
Сводные репетиции (в костюмах и на месте показа). Примерка и адаптация -умение работать в конкретной одежде и обуви, работа с аксессуарами— часть образа и движения. Привыкание к площадке -длина подиума, покрытие, освещение, возможные препятствия. Генеральный прогон - полное прохождение всего показа от начала до конца, как на реальном шоу. Смена образов (если требуется), взаимодействие с костюмерами и помощниками за кулисами. Финальная отработка выхода всех моделей в финале.
13. Промежуточная и итоговая аттестация. Показ
Практика. Демонстрация освоенных навыков. Финальная оценка своих достижений.
Учащиеся должны знать:
– Основные понятия в области моды, стиля и композиции: цветовой круг, сочетание цветов, виды силуэтов, пропорции в костюме.
– Основы конструирования и моделирования: названия основных деталей изделия, простейшие правила снятия мерок, принципы работы с выкройками.
– Свойства материалов и принципы подбора тканей и фурнитуры для реализации творческого замысла.
– Технологическую последовательность пошива изделия и создания аксессуаров.
– Технику безопасности при работе с оборудованием (швейная машина, утюг) и инструментами (ножницы, иглы).
– Основные элементы и правила подиумного дефиле: структура проходки, точки позирования, виды поворотов.
– Основы актерского мастерства: способы передачи эмоции и характера через пластику, мимику и взгляд.
– Алгоритм работы над творческим проектом: от идеи и эскиза до готового показа.
Учащиеся должны уметь:
– Создавать эскизы костюмов, грамотно работая с цветом, формой и пропорциями.
– Конструировать и моделировать простые изделия, создавать выкройки и подготавливать лекала.
– Пользоваться швейным оборудованием и выполнять основные технологические операции по пошиву.
– Изготавливать аксессуары и декоративные элементы из бисера, ткани, природных и подручных материалов.
– Демонстрировать костюм на подиуме: уверенно двигаться, сохраняя правильную осанку, выполнять повороты, работать с аксессуарами.
– Передавать характер и концепцию костюма через сценическое движение и актерскую игру.
– Планировать и реализовывать проект от начальной идеи до финальной презентации, распределяя время и ресурсы.
– Эффективно работать в команде: договариваться, распределять задачи, помогать друг другу для достижения общей цели.
– Публично презентовать результат своей работы (коллекцию/костюм).
Учащиеся должны обладать:
– Развитым творческим воображением, фантазией и образным мышлением.
– Пространственным мышлением и навыком художественного проектирования образа.
– Развитой мелкой моторикой, глазомером и точностью движений.
– Навыками проектной деятельности (планирование, целеполагание, реализация).
– Коммуникативными навыками и умением работать в коллективе.
– Артистичностью, пластикой, чувством ритма и уверенностью на сцене.
– Художественным вкусом и эстетическим восприятием.
– Трудолюбием, усидчивостью, аккуратностью и ответственностью.
– Уважением к культурным традициям и истории костюма.
– Экологическим сознанием.
– Здоровой самооценкой и уверенностью в себе.
РАЗДЕЛ № 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1 Календарные графики
Календарный график составляется ежегодно и выносится в отдельный документ «Рабочую программу».
Форма календарного плана:
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Швейная мастерская. Швейные машины (ручные и электрические), оверлок, утюг и отпариватель, гладильная доска.
Рабочие места. Столы для раскроя, манекены, зеркала во весь рост.
Инструменты. Ножницы, наборы игл, булавки, наперстки, сантиметровые ленты, лекала.
Расходные материалы. Ткани, нитки, фурнитура (пуговицы, молнии), материалы для декора (бисер, кружево, ленты).
Реквизитная. Стеллажи для хранения тканей и костюмов.
Подиумная зона. Размеченная площадка, музыкальная колонка.
Цифровые ресурсы. ПК/ноутбук с доступом в интернет для просмотра показов мод и др. материалов.
Медиатека. Подборка видео с показов мод, мастер-классов по дефиле и шитью.
Фото- и видеоаппаратура. Для фиксации этапов работы и итоговых показов.
Информационное обеспечение
Учебно-методические материалы. Программы, учебные пособия по конструированию, технологии, истории костюма.
Наглядные пособия. Альбомы с эскизами, журналы мод, коллекции тканей, таблицы по цветоведению и композиции.
аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования (учитель технологии), обладающий знаниями в области швейного дела, ориентированный на творческий результат. Программа не исключает привлечение педагога-хореографа и педагога-художника.
Время проведения | Цель проведения | Форма контроля |
Входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня способностей учащихся | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие. Самостоятельная работа. Зачет |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года или курса | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Модный показ, защита мини-проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование и др. |
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении».
Карта диагностики образовательного результата (практика) учащихся
№ | Ф.И | Критерии оценки | всего баллов | |||||
Качество выполнения | Художественная выразительность отделки | Оригинальность цветового решения | Подбор основных и дополнительных материалов | Качество аксессуаров | Степень самостоятельности | |||
| | | | | | | |
Система диагностики результатов образовательной программы
Результат программы | Направление диагностики | Параметры диагностики | Методы диагностики | Методики |
Обучение | I. Теоретические ЗУН | Владение основными понятиями, умениями | Опрос, наблюдение | - |
II. Практическая творческая деятельность учащихся | Личностные достижения учащихся в процессе усвоения программы | Анализ творческой деятельности: показ участие в городских и региональных конкурсах: метод экспертных оценок. | Карта психолого-педагогической диагностики | |
Развитие | I. Особенности личной сферы | Способность к самоуправлению в общении | Тестирование, метод наблюдения | Методика «Изучение способности к самоуправлению в общении» |
Творческие способности | Тестирование, конкурсные и иные творческие мероприятия, метод экспертных оценок | Методика «Измерение художественно- эстетической потребности» | ||
Эмпатия | Тестирование, наблюдение | Методика «Исследование эмоциональной отзывчивости» | ||
Готовность к саморазвитию | Тестирование | Методика «Готовность к саморазвитию» | ||
II. Познавательная сфера | Мотивация | Тестирование | Методика «Направленность учебной мотивации» | |
Кругозор | Анкетирование, беседа | Анкета «Кругозор» | ||
Мышление | Тестирование | Методика «Свободный ассоциативный тест» | ||
Воспитание | I. Нравственная сфера | Ценностные ориентации | Тестирование | Опросник «Ценностные ориентации Рокича» |
II. Социальные отношение | Удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе, сплоченность коллектива | Тестирование, Наблюдение | «Мотивы участия в делах коллектива», «Методика изучения социально-психологического климата группы» | |
III. Профессиональное самоопределение | Профессиональные намерения, готовность к выбору профессии | Тестирование | Методика Дж.Голланда «Профессиональный тип личности» |
Методическая работа педагога заключается в планировании и анализе деятельности объединения, выборе методов, форм, педагогических технологий и приемов для оптимизации процесса обучения и воспитания, разработке планов занятий, инструментария, работе над методической темой, повышением уровня собственного профессионализма.
При изложении учебного материала (теоретического и практического) используются следующие принципы:
научной обоснованности;
системности;
комплексности;
единства группового и индивидуального подхода;
последовательности;
наглядности.
В процессе обучения используются современные педагогические технологии:
Ведущей технологией обучения является технология саморазвития – построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся. Цель – формирование умения высказывать свое мнение, принимать или отвергать чужое, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения; участницы театра моды активно участвуют в социально значимых проектах;
Технология проблемного обучения способствует активному усвоению знаний, развитию познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся путем последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач, цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности на занятиях при разработке творческих проектов, учебно-исследовательских работ;
Технология развивающего обучения используется для развития у учащихся творческих способностей, приобщения их к многообразной творческой деятельности, воспитания стремления к самовыражению и самоусовершенствованию.
Технология дифференцированного обучения способствует созданию оптимальных условий для выявления задатков обучающихся, развития интересов и способностей каждого ребенка;
Технологии проектно-исследовательского обучения – помогает обучающимся самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление;
Технологии обучения в сотрудничестве - создает условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях;
Здоровьесберегающей технологии - способствует не только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей (укреплению мышц обучающихся, формирования правильной осанки, формирование привычек поведения здорового человека – режим, питание, уход за лицом, телом, волосами) и развитию у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
Обучение программе объединения «Театр моды «Сияние» предусматривает реализацию следующих направлений воспитательной работы в объединении:
нравственно-патриотического (повышение уровня знаний в областях истории, науки, культуры России; пробуждение интереса к национальным культурам наших предков; повышение уровня гражданского самосознания) через подбор тематики коллекций одежды, участие в тематических концертных и конкурсных мероприятиях, социально-значимых проектах;
художественно-эстетического через освоение народных художественных традиций, выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование индивидуального стиля, развитие их художественной компетенции и активности; выявление одаренных и творческих обучающихся; расширение связей между объединением «Театр моды «Сияние» и другими творческими коллективами ;
здоровьесберегающего через введение специальных упражнений в практическую часть занятий раздела «Дефиле и сценическое искусство» с целью укрепления и сохранения здоровья детей (формирования правильной осанки, совершенствования опорно-двигательного аппарата); формирование навыков здорового образа жизни.
направление допрофессиональной подготовки, через ориентирование детей на осознанный выбор профессии; удовлетворение допрофессиональных запросов обучающихся через содержание программного материала.
Основные методы, используемые на занятиях:
На занятиях сочетаются пассивные и активные методы обучения (показ лучших образцов мировой моды, объяснение техники выполнения технологического узла в шитье, шага дефиле, личный показ и видео урок).
1. Методы обучения швейному делу (практико-ориентированные)
Наглядные и практические методы.
Репродуктивный метод: Выполнение работы по строго заданному алгоритму и образцу.
Метод проектов: Создание собственного изделия от эскиза до готового костюма.
2. Методы обучения дефиле и сценическому движению
Метод упражнения и повторения: Многократная отработка элементов шага, поворотов, поз у станка и на подиуме.
Игровые методы:
Импровизация: Свободное движение под музыку для раскрепощения и поиска пластики.
Ролевые игры: Проживание образа, который необходимо передать через костюм.
Метод мысленного проигрывания: Внутреннее представление и прочувствование движения до его физического выполнения.
Метод зеркала: Самоконтроль и коррекция осанки, позирования перед зеркалом.
3. Методы развития творческих способностей и образного мышления
Мозговой штурм: Коллективное генерирование идей для новой коллекции или образа.
Метод творческого проекта: Самостоятельная или групповая работа над созданием коллекции от концепции до показа.
Метод ассоциаций: Создание эскизов и образов на основе заданной темы, музыки, эмоции.
Проблемный метод: Педагог создает творческую задачу (например, создать костюм из нетрадиционных материалов), которую учащиеся решают самостоятельно.
4. Методы воспитательной работы и организации коллектива
Метод примера: Анализ творчества известных дизайнеров, моделей, изучение истории моды.
Создание ситуации успеха: Организация итоговых показов, участие в конкурсах, выставках для публичной демонстрации достижений.
Метод сотрудничества: Работа в малых группах над общим проектом, где каждый отвечает за свой участок работы.
На занятиях Театра моды все перечисленные методы используются комплексно. Например, создание коллекции (творческий проект) включает в себя и мозговой штурм (генерация идеи), и практические методы (пошив), и игровые (разработка сценария показа), и метод сотрудничества (работа в команде).
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
коллективные (фронтальные со всем составом);
групповые (работа в группах, бригадах, парах);
индивидуальные.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Оценка эффективности занятий.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях педагогическое наблюдение и другие формы контроля позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
Оценка эффективности программы осуществляется педагогом в соответствии с показателями, представленными в таблице:
№ п/п | Показатель | Формы определения результативности |
1. | Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач | - составление годового отчета; - учет уровня усвоения образовательной программы; - анализ деятельности по успешности выполнения каждой поставленной задачи; - выявление причин невыполнения задач; - персональное портфолио обучающихся; - выводы. |
2. | Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков | - динамика уровня освоения специальных умений и навыков через наблюдение, тесты, результаты творческой деятельности и т.д.; - сбор информации, ее оформление (анкеты, протоколы, летопись и т.д.) |
3. | Сохранность детского коллектива | - учет в журнале посещаемости; - фиксация передвижения детей (уходы, приходы); - % отсева, анализ данных на конец учебного года |
4. | Удовлетворенность родителей | - проведение родительских собраний по плану; - анкетирование; - индивидуальные беседы, консультации; - привлечение родителей к подготовке и проведению выставок и конкурсов; - анализ полученной информации. |
На занятиях используются следующие формы обучения:
1. Беседы, лекции. По следующим темам:
«О красоте, моде, хорошем вкусе»;
«За красоту нашего быта»;
«Русское народное творчество русский народный костюм».
2. Теоретические занятия сводятся к изучению основ конструирования и моделирования одежды, ведению конспекта с подробными описаниями расчетов и построениями чертежей основ поясных и плечевых изделий, а также простейших приемов моделирования.
3. Практические занятия – подробное изучение основ швейного дела: снятие мерок с фигуры, построение чертежа выкройки в натуральную величину,
моделирование, раскладки лекал на ткани, раскрой, сметывание, примерка и отшив изделий.
4. Индивидуальные занятия сводятся к выбору модели, при выборе фасона учитывается индивидуальность, практические навыки и творческие способности ребенка. Осваивается технология обработки узлов и деталей модели.
5. Ролевые игры, проектный метод учащиеся сами разрабатывают эскиз придуманной модели, строят выкройку, моделируют и отшивают, защищают свой проект, занятия самоуправления (для старших групп).
Обязательным является для каждого учащегося соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте, инструктаж проводится регулярно: ежемесячно и по мере надобности при проведении практических занятий.
Ассортимент тканей используется самый разнообразный: от х/б (1 год обучения) до шелка, синтетических тканей, бархат, драп (2-3 и более лет обучения). Особенно большое внимание уделяется обновлению одежды «из старого - новое» и приобщение учащихся к народному творчеству. Наряду со швейными изделиями большее внимание уделяется прикладному творчеству: много полезных и нужных вещей дети делают для дома, готовят сувениры, подарки к праздникам для своих близких.
Бланк А. Ф., Фомина З. М. Практическая книга по моделированию женской одежды; РГГУ – М., 2002.
Бланк А.Ф. Фомина З.Э. Моделирование женской одежды М., 2015
Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье, Москва, 1999 г.
Блинов И. И. Модели женских юбок; Корона Принт - М., 2015
Выпуск Дофис «Шьем одежду для кукол», Минск: Попурри, 2005
Высоцкая З. В. Поузловая обработка женских юбок; Академия - М., 2011.
Ерзенкова Н.В. Блузки, изд. Минск «Полымя», 2000 г.
Ерзенкова Н.В., Ефременко Р.М., Зуева Т.К., Платоненко Н.И. Шьем-перешиваем, Москва «Гарт», 1994 г.
Ерзенова Н.В. «Украшения и дополнения к одежде» Минск: Современная школа, 2015
Кирьянова Ю. С. Стильные вещи для женщин; Полиграфиздат, АСТ, Астрель - М., 2010
Кокешкин П.П. Одежда: технология, техника, процессы качество, - М.: ЦНИИШП, 2014
Конопальцева Н. М, Рогов П. И., Крюкова Н. А. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов. В 2 частях Издательство: Академия, 2007
Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства. М. "Академия", 2003
М. Иванова Ручная вышивка Смоленск: Олимпик Русич, 2002
Сафина Л.А. Хамматова В.В. Дизайн костюма Р-н\Д: Феникс, 2006
Федотенко А.В. Блузки на любой вкус, изд. «Сталкер» 2000 г.
Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды; Легкая индустрия - М., 2007.
Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев, изд. Москва легпромбытиздат, 1991 г.
Энциклопедия досуга и хобби для девочек, М6 РОСМЭН, 2006
Журналы мод
Приложение
Опыты:
1.Опыт на прочность ("Кто сильнее?")
Цель: узнать, нитки из какого материала самые прочные.
Что делать: взять одинаковой толщины нити (хлопок, шерсть, лён, синтетика). Пытаться разорвать их руками или подвешивать к ним одинаковые грузы (например, небольшие баночки с крупой), пока какая-то нить не порвется. Вывод: Синтетические нити обычно самые прочные.
2. Опыт с горением ("Огонь-помощник, огонь-враг")
Только под строгим контролем взрослых!
Цель: определить происхождение ткани по тому, как она горит и пахнет.
Что делать: пинцетом поджечь маленькие обрезки разных тканей и наблюдать:
Хлопок/Лён (натуральное растение): горит быстро, как бумага, пахнет жжёной бумагой, пепел серый.
Шерсть (натуральное животное): горит медленно, плохо, пахнет жжёным волосом, свернётся в чёрный шарик.
Синтетика (химия): плавится, капает, тянется, пахнет химией, оставляет твёрдый оплавленный шарик.
3. Опыт с водой ("Кто водолюб?")
Цель: узнать, какие ткани лучше впитывают воду.
Что делать: опустить полоски разных тканей одним концом в воду. Наблюдать, как быстро и как высоко вода поднимается по каждой ткани. Вывод: Натуральные ткани (хлопок, лён) впитывают воду лучше, чем синтетические.
4. Опыт на сминаемость ("Мнутся или нет?")
Цель: проверить, какие ткани сильно мнутся.
Что делать: сильно сжать в кулаке на 10-15 секунд небольшие кусочки разных тканей. Разжать и посмотреть, какие остались гладкими, а какие стали мятыми. Вывод: Синтетика мнётся меньше, чем хлопок или лён.
Эти опыты наглядно покажут детям разницу между натуральными и искусственными материалами.
Конструирование.
Цель: научиться создавать базовую выкройку прямой юбки, идеально сидящей на конкретной фигуре.
Необходимые мерки (главные):
От — обхват талии.
Об — обхват бёдер.
Дю — длина юбки.
Основные конструктивные прибавки:
Пт (прибавка по талии) — 1-2 см для свободы.
Пб (прибавка по бёдрам) — 2-3 см.
Ключевые линии чертежа:
Линия талии (ЛТ)
Линия бёдер (ЛБ) (на 18-20 см ниже ЛТ)
Линия низа (ЛН)
Основные расчёты:
Ширина заднего/переднего полотнища по линии бёдер = (Об + Пб) / 2.
Раствор вытачек = (Об + Пб) - (От + Пт). Эта сумма распределяется между вытачками (обычно 3-4: боковые, задняя, передняя).
Блок 1: Основы подиумного шага
Постановка осанки:
Упражнение "Стена". Стоять у стены, касаясь затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Запомнить положение тела и сделать несколько шагов вперед, стараясь его удерживать.
Ходьба с книгой на голове. Для выработки прямой спины и плавности движений.
Отработка шага.
Построение "линии". Движение по прямой линии, стопа за стопой (как по канату).
Работа с воображаемым подиумом. Обозначить на полу Т-образную траекторию скотчем. Отработать проход по прямой, поворот на "Т-образном" перекрестке, фиксацию позы ("точка") и уход.
Работа с музыкой. Под разные ритмы (медленный, быстрый, энергичный) менять характер и ширину шага, учиться попадать в такт.
Блок 2: Работа с образом и командой
Создание мини-коллекции:
Разделиться на группы: "дизайнеры", "стилисты", "модели".
"Дизайнеры" придумывают концепцию (напр., "морская тема", "будущее") и рисуют эскизы.
"Стилисты" подбирают готовую одежду и аксессуары из реквизита под концепцию.
"Модели" воплощают образ.
Примерка и создание образа: Модели учатся быстро переодеваться, слушать указания стилистов, понимать, как представить костюм выгодно.
Блок 3: Организация мини-показа (дефиле)
Репетиция: Отработка выхода, последовательности, смены образов.
Распределение ролей: Кто-то становится зрителем, кто-то — звукооператором (включает музыку), осветителем (направляет свет), комментатором (объявляет коллекцию).
Проведение показа: Каждая "модель" по очереди выходит на импровизированный подиум, демонстрирует одежду, делает "точки" и уходит.
Анализ и обратная связь. Просмотр видеозаписи показа, обсуждение. что получилось, над чем работать (осанка, походка, уверенность, умение держать паузу).
Итог практики. Учащиеся на собственном опыте понимают, что дефиле — это не просто "пройтись", а сложная командная работа, требующая артистизма, дисциплины и слаженных действий всей команды.
Практика (упражнения).
Для естественности.
«Зеркало». Работа в парах. Один — «зеркало», второй — «ведущий», который делает плавные движения (без гримас). Задача «зеркала» — максимально точно и естественно повторять.
«Оправдание позы». Педагог показывает простую позу (рука у виска, взгляд в пол и т.д.). Задача ученика — принять ту же позу и объяснить, зачем он это делает («прислушиваюсь», «ищу потерянную серьгу»).
«Разговор с публикой без слов». Выйти на сцену/подиум и просто посмотреть на зрителей несколько секунд, стараясь дышать ровно и не нервничать.
Для создания образа.
«Фотография». Педагог дает задание («вы — уставшая балерина после выступления», «вы — радостный ребенок на качелях»). Ученик должен создать «живую фотографию» — статичную, но выразительную позу.
«Ходьба в образе». Пройти по воображаемому подиуму не как «модель», а в заданном образе. королева, стеснительная девушка, уверенный бизнесмен, радостный клоун.
Работа с предметом. Выдать простой предмет (веер, трость, шляпа, длинный шарф). Придумать и показать небольшой этюд (10-15 секунд), как этот предмет помогает раскрыть образ.
Упражнения для отработки Поворотов на месте и позиции.
Отработка равновесия. Повороты вокруг своей оси на плоской подошве, затем на каблуке. Руки можно развести в стороны для баланса.
«Точка» у зеркала. Подойти к воображаемому краю подиума, зафиксировать позу, найти самое выигрышное положение корпуса и ног (часто одна нога является опорной, другая — чуть отставлена в сторону или назад).
Связка «Шаг – Точка – Поворот»:
Сделать несколько шагов по прямой.
В конце остановиться и зафиксировать позу на 2 счёта.
Выполнить чёткий поворот на 180° или 360°.
Зафиксировать позу снова и уйти.
Практика по теме "Сценическая пластика"
1. Упражнения на расслабление и концентрацию:
«Тряска» — последовательное расслабление и встряхивание частей тела
«Марионетка» — воображаемые нити управляют движениями
«Поза мечты» — поиск естественных, непринужденных положений тела
2. Развитие выразительности тела:
«Волна» — плавное последовательное движение через всё тело
«Зеркало» — парное упражнение на копирование движений
«Скульптор и глина» — создание поз и их «лепка» партнёром
3. Работа с пространством:
«Заполнение пространства» — осознанное движение по площадке
«Уровни» — использование разных плоскостей (пол, стоя, на полупальцах)
«Геометрия» — создание геометрических фигур телом
4. Связь эмоции и движения:
«Эмоциональная прогулка» — изменение походки в зависимости от настроения
«Танец стихий» — пластическое воплощение огня, воды, воздуха, земли
«Превращение» — плавный переход из одного образа в другой
5. Работа с предметами:
«Диалог с предметом» — взаимодействие с воображаемым объектом
«Лента/шарф» — плавные движения с аксессуаром
«Невидимая стена» — тактильное ощущение пространства
6. Групповая пластика:
«Живая скульптура» — создание композиций всем телом
«Волна эмоций» — передача эмоции по цепочке через движение
«Оркестр» — синхронные и асинхронные движения в группе
Ключевые принципы:
Осознанность каждого движения
Контроль дыхания
Плавность переходов
Выразительность линий тела
Энергия в конечностях
Регулярная практика этих упражнений развивает телесную осознанность, выразительность и помогает модели свободно владеть своим телом на сцене.
Билеты к зачету
Билет 1
Классификация волокон по происхождению. Краткие сведения о химической структуре волокон и влиянии ее на их свойства.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 1 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 2
Понятие об основных свойствах волокон. Натуральные волокна растительного и животного происхождения.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 2 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 3
Виды тканей. Виды ткацких переплетений. Прокладочные материалы, способы соединения их с тканью. Химические волокна и ткани из них.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 0,5 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 4
Классификация текстильных волокон. Способы получения швейных материалов.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по диагоналям лоскута.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 5
Общая характеристика строения и свойств тканей. Размерные величины ткани, их влияние на технологию кроя и пошива изделий.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 0,5 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 6
Виды швейных машин. Виды вспомогательного оборудования.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по диагоналям лоскута.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 7
Устройство швейной машины с ножным приводом.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 1 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 8
Основные виды ручных стежков.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по диагоналям лоскута.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 9
Ручные и машинные швы
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 2 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 10
Терминология ручных швов.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 1 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 11
Терминология машинных швов.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по диагоналям лоскута.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 12
Определение долевой и уточной нитей в деталях кроя. Правила подготовки ткани к раскрою.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 2 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 13
Порядок снятия основных мерок с фигуры, их виды и условное обозначение.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по диагоналям лоскута.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 14
Расчет расхода основных и дополнительных тканей на изделие.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 1 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Билет 15
Перевод контурных линий, выкроек на парные детали.
Заправить швейную машину. Выполнить простую строчку по периметру лоскута на расстоянии 2 см от края.
Оценка качества выполненной модели.
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Шафран Наталия Валерьевна