Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алхимик»

2
0
Материал опубликован 18 May 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Алхимик»

естественнонаучной направленности

Срок реализации- 2 года

Возраст - 11 -14 лет
 

 

Составитель:

Немцева Марина Викторовна

педагог дополнительного

образования

 

 

г. Кандалакша, 2019 г.

Пояснительная записка

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Алхимик»

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Алхимик» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».

Направленность образовательной программы естественно-научная, она опирается на знания полученные в быту или в природе.

Уровень программы базовый

Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области естествознания.

Актуальность программы – знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

Педагогическая целесообразность – способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес к предмету, готовит к углубленному восприятию материала. Обучение позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению химии; подготовить учеников к систематическому изучению этого курса.

Новизна программы – неразрывность теоретического материала и практической деятельности; постановка и проведение эксперимента, способствует самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, приобретают навыки исследовательской работы.

Отличительные особенности данной программы – изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. Обучающиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук - экспериментальном и теоретическом. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов. Набор в группу проводится на свободной основе, после собеседования с детьми.

Сроки реализации программы: один год, 1 год обучения – 144часа.

Формы организации занятий:

коллективная

групповая

индивидуальная

Режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172 – 14).

Год обучения

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1

2 раза

4 часа

144 часа

Условия приема.

Осуществляется на добровольной основе, без конкурсного отбора на основании заявления родителей.

Количество обучающихся.

Количество обучающихся – 12 чел. Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть добавлены в коллектив; учащиеся могут выйти из коллектива по уважительным причинам (смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях).

Цель программы: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.

Задачи:

формировать    у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,   значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;

овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и

свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

Прогнозируемые результаты

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.

Предметные результаты

формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Формы фиксации результатов

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, тестирование, выявление уровня знаний, анкетирование, защита проектов, опрос, написание исследовательских и опытнических работ, отслеживание мастерства выступления на конференциях, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.

Форма подведения итогов реализации программы

Основными видами диагностики результата, являются: входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний (опрос, беседа, тесты); ∙ текущий – проводится на каждом занятии: беседа; опрос, викторина; промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: тестовые задания, практические работы; наблюдения; защита опытнических и исследовательских работ; отчёт об экскурсии; итоговый – проводится в конце учебного года: проведение итоговой конференции.


 

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

 

I

Введение

16

8

8

 

1

Химия – наука о веществах.

Кто такие алхимики.

2

2

 

опрос

2

Краткий очерк истории химии.

2

2

 

опрос

3

Чистые вещества и смеси.

2

1

1

практическая работа

4

Химические реакции. Взаимодействие мела и уксуса, иода и крахмала

2

 

2

практичес-кая работа

5

Химические

реакции вокруг нас

2

2

 

опрос

6

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

2

1

1

опыт

7

Молекулы и атомы.

2

2

 

опрос

8

Химические превращения.

2

 

2

практичес-кая работа

II

Химическая лаборатория

20

4

16

 

1

Химическая лаборатория. Правила

безопасности.

2

2

 

опрос

2

Лабораторные принадлежности. Знакомство с лабораторной посудой.

2

 

2

практичес-кая работа

3

Нагревательные приборы. Знакомство с нагревательными приборами.

 

2

 

2

практичес-кая работа

4

Измерительные приборы.

 

2

 

2

практичес-кая работа

5

Основные приемы работы с

веществами

2

2

 

опрос

7

Планирование и проведение

эксперимента

2

 

2

практичес-кая работа

8

Экскурсия в химическую лабораторию мониторинга окружающей среды.

2

 

2

экскурсия

9

Выпаривание и кристаллизация

2

 

2

практичес-кая работа

10

Взвешивание, фильтрование и перегонка

2

 

2

практичес-кая работа

III

Растворы и растворимость

16

6

10

 

1

Вода и её свойства. Вода как растворитель

2

2

 

опрос

2

Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

2

 

2

практичес-кая работа

3

Классификация растворов.

2

2

 

тест

4

Приготовление коллоидных растворов.

2

 

2

практичес-кая работа

5

Приготовление

растворов заданной концентрации

2

 

2

практичес-кая работа

6

Получение и свойства пересыщенного раствора тиосульфата натрия.

2

 

2

практичес-кая работа

7

Растворимость. Коэффициент растворимости.

2

2

 

тест

8

Чудо природы – кристаллы.

Выращивание кристаллов медного купороса и поваренной соли.

2

 

2

практичес-кая работа

IV

Тела и вещества

14

8

6

 

1

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

2

 

2

практичес-кая работа

2

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

2

 

2

практичес-кая работа

3

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

2

 

2

практичес-кая работа

4

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.

2

2

 

опрос

5

Движение частиц вещества. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.

2

2

 

опрос

6

Строение и свойства твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

2

2

 

опрос

7

Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

2

2

 

опрос

V

Простые и сложные вещества

18

8

10

 

1

Водород. Получение и свойства.

2

1

1

практичес-кая работа

2

Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез.

2

2

 

викторина

3

Уравнение реакции и как его составить

2

1

1

практичес-кая работа

4

Поваренная соль и её свойства.

2

 

2

практичес-кая работа

5

Воздух – смесь газов.

2

2

 

опрос

6

Получение кислорода.

2

 

2

практичес-кая работа

7

Металлы. Металлы в организме человека.

2

2

 

викторина

8

Изучение свойств металлов.

2

 

2

практичес-кая работа

9

Экскурсия на алюминиевый завод.

2

 

2

экскурсия

VI

Типы химических соединений

 

22

12

10

 

1

Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, применение.

2

 

2

практичес-кая работа

2

Кислотно-основные индикаторы

Изучение свойств индикаторов.

2

 

2

практичес-кая работа

3

Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.

2

2

 

викторина

4

Основания. Правила работы с ними, их свойства, применение.

2

2

 

викторина

5

Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос ). Наиболее характерные применения солей.

2

2

 

опрос

6

Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение.

2

2

 

опрос

7

Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища.

2

2

 

опрос

8

Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.

2

2

 

опрос

9

Изучение свойств углеводов.

2

 

2

практичес-кая работа

10

Определение белков в продуктах питания.

2

 

2

практичес-кая работа

11

Получение мыла щелочным омылением жиров.

2

 

2

практичес-кая работа

VII

Химия и медицина

8

6

2

 

1

Домашняя аптечка

2

2

-

викторина

2

Фитонциды

2

2

-

опрос

3

Аллергия

2

2

-

тест

4

Занимательные опыты с лекарственными веществами

2

-

2

практичес-кая работа

VIII

Химия в быту.

12

4

8

 

1.

Косметические средства.

2

2

 

опрос

2.

Разновидности моющих средств

2

2

 

викторина

3.

Использование химических материалов для ремонта квартир.

2

1

1

практичес-кая работа

4

Ржавчина. Выведение пятен ржавчины

2

1

1

практичес-кая работа

5

Выведение жирных пятен

2

 

2

практичес-кая работа

6

Исследование моющих средств для посуды

2

 

2

практичес-кая работа

IX

В лаборатории юного исследователя

16

 

16

 

1

Исследование свойств природной воды.

2

 

2

практичес-кая работа

2

Определение жёсткости природной воды методом титрования.

2

 

2

практичес-кая работа

3

Анализ почвы.

2

 

2

практичес-кая работа

4

Исследование свойств газированных напитков.

2

 

2

практичес-кая работа

5

Исследование качественного состава мороженного.

2

 

2

практичес-кая работа

6

Исследование свойств шоколада.

2

 

2

практичес-кая работа

7

Исследование чипсов.

2

 

2

практичес-кая работа

8

Исследование свойств жевательной резинки.

2

 

2

практичес-кая работа

X

Подведение итогов работы

2

 

2

 

 

Защита опытнических и исследовательских работ

2

 

 

практичес-кая работа

Итого

 

144

56

88

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.Введение (16ч)

Теория-2 ч Химия – наука о веществах. Кто такие алхимики.

Теория-2ч Краткий очерк истории химии

Теория-1ч Чистые вещества и смеси.

Практика-1ч Определение из предложенных образцов чистых вещей исмесей

Практика-2ч Химические реакции. Взаимодействие мела и уксуса, иода и крахмала

Теория-2 ч Химические реакции вокруг нас

Теория-1ч Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Практика-1 ч Проведение опытов взаимодействие соды и уксуса. Перекиси водорода и перманганата калия.

Теория-2ч. Молекулы и атомы

Практика-2 ч Химические превращения

Тема 2. Химическая лаборатория (20ч)

Теория-2 ч Химическая лаборатория. Правила безопасности.

Практика-2ч Лабораторные принадлежности. Знакомство с лабораторной посудой.

Практика-2ч Нагревательные приборы. Знакомство с нагревательными приборами.

Практика-2ч Измерительные приборы.

Теория-2 ч Основные приемы работы с веществами.

Практика-2ч Планирование и проведение эксперимента.

Практика-2ч Экскурсия в химическую лабораторию мониторинга окружающей среды.

Практика-2ч Выпаривание и кристаллизация

Практика-2ч Взвешивание, фильтрование и перегонка

Тема 3. Растворы и растворимость (20ч)

Теория-2 ч Вода и её свойства. Вода как растворитель

Практика-2ч Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Теория-2 ч Классификация растворов.

Практика-2ч Приготовление коллоидных растворов.

Практика-2ч Приготовление растворов заданной концентрации

Практика-2ч Получение и свойства пересыщенного раствора тиосульфата натрия

Теория-2 ч Растворимость. Коэффициент растворимости.

Практика-2ч Выращивание кристаллов медного купороса и поваренной соли.

Тема 4. Тела и вещества (14ч)

Практика-2ч Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Практика-2ч Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Практика-2ч Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

Теория-2 ч Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.

Теория-2 ч Движение частиц вещества. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.

Теория-2 ч Строение и свойства твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки

Теория-2 ч Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

Тема 5. Простые и сложные вещества (18ч)

Теория-2 ч. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез.

Практика-2ч Водород. Получение и свойства.

Практика-2ч Уравнение реакции и как его составить

Практика-2ч Поваренная соль и её свойства.

Теория-2 ч Воздух – смесь газов.

Практика-2ч Получение кислорода

Теория-2 ч Металлы. Металлы в организме человека.

Практика-2ч Изучение свойств металлов.

Практика-2ч Экскурсия на алюминиевый завод.

Тема 6. Типы химических соединений (22ч)

Практика-2ч Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, применение.

Теория-2 ч Кислотно-основные индикаторы. Изучение свойств индикаторов.

Теория-2 ч Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.

Теория-2 ч Основания. Правила работы с ними, их свойства, применение.

Теория-2 ч Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос ). Наиболее характерные применения солей.

Теория-2 ч Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение.

Теория-2 ч Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища.

Теория-2 ч Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.

Практика -2 ч Изучение свойств углеводов.

Практика-2ч Определение белков в продуктах питания. Практика-2ч Получение мыла щелочным омылением жиров. Тема 7. Химия и медицина (8ч)

Теория-2 ч Домашняя аптечка

Теория-2 ч. Фитонциды

Теория-2 ч. Аллергия

Практика -2 ч Занимательные опыты с лекарственными веществами

Тема 8. Химия в быту (12ч)

Теория-2 ч Косметические средства.

Теория-2 ч. Разновидности моющих средств

Практика-2ч Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практика-2ч Ржавчина. Выведение пятен ржавчины

Практика-2ч Выведение жирных пятен

Практика-2ч Исследование моющих средств для посуды

Тема 9. В лаборатории юного исследователя. (16ч)

Практика-2ч Исследование свойств природной воды.

Практика-2ч Определение жёсткости природной воды методом титрования.

Практика-2ч Анализ почвы.

Практика-2ч Исследование свойств газированных напитков.

Практика-2ч Исследование качественного состава мороженного

Практика-2ч Исследование свойств шоколада

Практика-2ч Исследование чипсов.

Практика-2ч Исследование свойств жевательной резинки.

Тема 10. Подведение итогов работы (2ч)

Практика-2ч Защита опытнических и исследовательских работ

 

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

Формы и методы проведения занятий

Методы проведения занятий:

Словесный метод: рассказ, беседа, лекция, работа с литературным материалом. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении полученной информации, выполнение заданий в творческих тетрадях.

Наглядный метод: использование раздаточного материала, показ фото и видеоматериалов, демонстрация наглядных пособий.

Практический метод: тренинги, упражнения, творческие задания.

Формы проведения занятий:

инструктаж;

игра;

беседа;

лекция;

просмотр видеофильмов;

лабораторные работы;

эксперименты;

самостоятельная работа учащихся;

практическая работа;

наблюдение;

экспресс-исследование;

коллективные и индивидуальные исследования;

защита исследовательских работ;

мини-конференция;

консультация.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

наглядные (плакаты, иллюстрации);

печатные (учебные пособия, раздаточный материал, справочники и т.д.);

демонстрационные (макеты, стенды, демонстрационные модели);

электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.).

Материально-техническое обеспечение

комплект учебного оборудования и реактивов для постановки и проведения химических экспериментов;

компьютер;

мультимедиапроектор;

экран.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Власова И.Г. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание 5-6 классы. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.

Габриелян О.С., Аксенова И.В.. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебина. – М.: Дрофа, 2011. – 80с.

Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу "Химия. Вводный курс. 7 класс". – М.: Дрофа, 2007. – 208 с.

Габриеляна О. С., Остроумова И. Г., Ахлебина А. К. Химия. 7 класс. Вводный курс. – М.: Дрофа, 2014. – 160 с.

Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М. Дрофа, 2014. – 107 с.

Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159 c.

Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 – 6 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.

Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. 5 – 6 класс. Введение в естественно-научные предметы. Физика. Химия. – М.: Дрофа, 2014. – 192 с.

А.Е. Гуревич, Понтак Л.С., Л.А. Нотов, М.В. Краснов. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014. – 64 с.

А.Е. Гуревич, Понтак Л.С., Л.А. Нотов, М.В. Краснов. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013. – 113 с.

Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Мир глазами химика. Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1999. – №26 – 35 с.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Аксенова М. Д., Леенсон И. А., Мирнова С.С. Химия. – М.: Аванта+, 2006. – 96 с.

Болушевский С.В. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Химия. – М.: Эксмо, 2012. – 72 с.

Болушевский С.В. Самая полная энциклопедия научных опытов. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с.

Болушевский С.В.,  Зарапин В.Г., М.А. Яковлева. Большая книга научных опытов для школьников. – М.: Эксмо, 2013. – 272 с.

Болушевский С. В., Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2013. – 280 с.

Грэй Т. Элементы. Путеводитель по периодической таблице. – М.: Астрель, 2013. – 242 с.: ил.

Дингл Э. Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. – 96 с.

Карцова А.А. Химия без формул. - 3-е изд., переработанное. - СПб .: Авалон, Азбука-классика, 2005. - 112 с.

Лаврова С. А. Занимательная химия. – М.: Белый город, 2013. – 128 с.

Леенсон И.А. Путеводитель по химическим элементам. Из чего состоит Вселенная? – М.: АСТ, 2014. – 168 с.

Маркар Р. Краткая история химии и алхимии. – М.: Энигма, 2014. – 240 с.

Рюмин В.В. Занимательная химия. – М.: Центрполиграф, 2013. – 224 с.

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 200. – 432 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав. ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2000. – 640 с.: ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации