Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алхимик»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Алхимик»
естественнонаучной направленности
Срок реализации- 2 года
Возраст - 11 -14 лет
Составитель:
Немцева Марина Викторовна
педагог дополнительного
образования
г. Кандалакша, 2019 г.
Пояснительная записка
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Алхимик»
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Алхимик» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».
Направленность образовательной программы естественно-научная, она опирается на знания полученные в быту или в природе.
Уровень программы базовый
Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области естествознания.
Актуальность программы – знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Педагогическая целесообразность – способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес к предмету, готовит к углубленному восприятию материала. Обучение позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению химии; подготовить учеников к систематическому изучению этого курса.
Новизна программы – неразрывность теоретического материала и практической деятельности; постановка и проведение эксперимента, способствует самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, приобретают навыки исследовательской работы.
Отличительные особенности данной программы – изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. Обучающиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук - экспериментальном и теоретическом. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки.
Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов. Набор в группу проводится на свободной основе, после собеседования с детьми.
Сроки реализации программы: один год, 1 год обучения – 144часа.
Формы организации занятий:
коллективная
групповая
индивидуальная
Режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172 – 14).
Год обучения |
Периодичность в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
1 |
2 раза |
4 часа |
144 часа |
Условия приема.
Осуществляется на добровольной основе, без конкурсного отбора на основании заявления родителей.
Количество обучающихся.
Количество обучающихся – 12 чел. Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть добавлены в коллектив; учащиеся могут выйти из коллектива по уважительным причинам (смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях).
Цель программы: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.
Задачи:
формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;
овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).
Прогнозируемые результаты
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.
Предметные результаты
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Формы фиксации результатов
Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, тестирование, выявление уровня знаний, анкетирование, защита проектов, опрос, написание исследовательских и опытнических работ, отслеживание мастерства выступления на конференциях, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.
Форма подведения итогов реализации программы
Основными видами диагностики результата, являются: входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний (опрос, беседа, тесты); ∙ текущий – проводится на каждом занятии: беседа; опрос, викторина; промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: тестовые задания, практические работы; наблюдения; защита опытнических и исследовательских работ; отчёт об экскурсии; итоговый – проводится в конце учебного года: проведение итоговой конференции.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|
||
I |
Введение |
16 |
8 |
8 |
|
1 |
Химия – наука о веществах. Кто такие алхимики. |
2 |
2 |
|
опрос |
2 |
Краткий очерк истории химии. |
2 |
2 |
|
опрос |
3 |
Чистые вещества и смеси. |
2 |
1 |
1 |
практическая работа |
4 |
Химические реакции. Взаимодействие мела и уксуса, иода и крахмала |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Химические реакции вокруг нас |
2 |
2 |
|
опрос |
6 |
Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. |
2 |
1 |
1 |
опыт |
7 |
Молекулы и атомы. |
2 |
2 |
|
опрос |
8 |
Химические превращения. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
II |
Химическая лаборатория |
20 |
4 |
16 |
|
1 |
Химическая лаборатория. Правила безопасности. |
2 |
2 |
|
опрос |
2 |
Лабораторные принадлежности. Знакомство с лабораторной посудой. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
3 |
Нагревательные приборы. Знакомство с нагревательными приборами.
|
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
4 |
Измерительные приборы.
|
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Основные приемы работы с веществами |
2 |
2 |
|
опрос |
7 |
Планирование и проведение эксперимента |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Экскурсия в химическую лабораторию мониторинга окружающей среды. |
2 |
|
2 |
экскурсия |
9 |
Выпаривание и кристаллизация |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Взвешивание, фильтрование и перегонка |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
III |
Растворы и растворимость |
16 |
6 |
10 |
|
1 |
Вода и её свойства. Вода как растворитель |
2 |
2 |
|
опрос |
2 |
Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
3 |
Классификация растворов. |
2 |
2 |
|
тест |
4 |
Приготовление коллоидных растворов. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Приготовление растворов заданной концентрации |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Получение и свойства пересыщенного раствора тиосульфата натрия. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Растворимость. Коэффициент растворимости. |
2 |
2 |
|
тест |
8 |
Чудо природы – кристаллы.
Выращивание кристаллов медного купороса и поваренной соли. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
IV |
Тела и вещества |
14 |
8 |
6 |
|
1 |
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
2 |
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
3 |
Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
4 |
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. |
2 |
2 |
|
опрос |
5 |
Движение частиц вещества. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. |
2 |
2 |
|
опрос |
6 |
Строение и свойства твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. |
2 |
2 |
|
опрос |
7 |
Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева. |
2 |
2 |
|
опрос |
V |
Простые и сложные вещества |
18 |
8 |
10 |
|
1 |
Водород. Получение и свойства. |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
2 |
Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез. |
2 |
2 |
|
викторина |
3 |
Уравнение реакции и как его составить |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
4 |
Поваренная соль и её свойства. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Воздух – смесь газов. |
2 |
2 |
|
опрос |
6 |
Получение кислорода. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Металлы. Металлы в организме человека. |
2 |
2 |
|
викторина |
8 |
Изучение свойств металлов. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
9 |
Экскурсия на алюминиевый завод. |
2 |
|
2 |
экскурсия |
VI |
Типы химических соединений
|
22 |
12 |
10 |
|
1 |
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, применение. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
2 |
Кислотно-основные индикаторы
Изучение свойств индикаторов. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
3 |
Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. |
2 |
2 |
|
викторина |
4 |
Основания. Правила работы с ними, их свойства, применение. |
2 |
2 |
|
викторина |
5 |
Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос ). Наиболее характерные применения солей. |
2 |
2 |
|
опрос |
6 |
Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение. |
2 |
2 |
|
опрос |
7 |
Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища. |
2 |
2 |
|
опрос |
8 |
Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике. |
2 |
2 |
|
опрос |
9 |
Изучение свойств углеводов. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Определение белков в продуктах питания. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
11 |
Получение мыла щелочным омылением жиров. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
VII |
Химия и медицина |
8 |
6 |
2 |
|
1 |
Домашняя аптечка |
2 |
2 |
- |
викторина |
2 |
Фитонциды |
2 |
2 |
- |
опрос |
3 |
Аллергия |
2 |
2 |
- |
тест |
4 |
Занимательные опыты с лекарственными веществами |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
VIII |
Химия в быту. |
12 |
4 |
8 |
|
1. |
Косметические средства. |
2 |
2 |
|
опрос |
2. |
Разновидности моющих средств |
2 |
2 |
|
викторина |
3. |
Использование химических материалов для ремонта квартир. |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
4 |
Ржавчина. Выведение пятен ржавчины |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
5 |
Выведение жирных пятен |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Исследование моющих средств для посуды |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
IX |
В лаборатории юного исследователя |
16 |
|
16 |
|
1 |
Исследование свойств природной воды. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
2 |
Определение жёсткости природной воды методом титрования. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
3 |
Анализ почвы. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
4 |
Исследование свойств газированных напитков. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Исследование качественного состава мороженного. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Исследование свойств шоколада. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Исследование чипсов. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Исследование свойств жевательной резинки. |
2 |
|
2 |
практичес-кая работа |
X |
Подведение итогов работы |
2 |
|
2 |
|
|
Защита опытнических и исследовательских работ |
2 |
|
|
практичес-кая работа |
Итого |
|
144 |
56 |
88 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Введение (16ч)
Теория-2 ч Химия – наука о веществах. Кто такие алхимики.
Теория-2ч Краткий очерк истории химии
Теория-1ч Чистые вещества и смеси.
Практика-1ч Определение из предложенных образцов чистых вещей исмесей
Практика-2ч Химические реакции. Взаимодействие мела и уксуса, иода и крахмала
Теория-2 ч Химические реакции вокруг нас
Теория-1ч Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Практика-1 ч Проведение опытов взаимодействие соды и уксуса. Перекиси водорода и перманганата калия.
Теория-2ч. Молекулы и атомы
Практика-2 ч Химические превращения
Тема 2. Химическая лаборатория (20ч)
Теория-2 ч Химическая лаборатория. Правила безопасности.
Практика-2ч Лабораторные принадлежности. Знакомство с лабораторной посудой.
Практика-2ч Нагревательные приборы. Знакомство с нагревательными приборами.
Практика-2ч Измерительные приборы.
Теория-2 ч Основные приемы работы с веществами.
Практика-2ч Планирование и проведение эксперимента.
Практика-2ч Экскурсия в химическую лабораторию мониторинга окружающей среды.
Практика-2ч Выпаривание и кристаллизация
Практика-2ч Взвешивание, фильтрование и перегонка
Тема 3. Растворы и растворимость (20ч)
Теория-2 ч Вода и её свойства. Вода как растворитель
Практика-2ч Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Теория-2 ч Классификация растворов.
Практика-2ч Приготовление коллоидных растворов.
Практика-2ч Приготовление растворов заданной концентрации
Практика-2ч Получение и свойства пересыщенного раствора тиосульфата натрия
Теория-2 ч Растворимость. Коэффициент растворимости.
Практика-2ч Выращивание кристаллов медного купороса и поваренной соли.
Тема 4. Тела и вещества (14ч)
Практика-2ч Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Практика-2ч Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Практика-2ч Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Теория-2 ч Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.
Теория-2 ч Движение частиц вещества. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.
Теория-2 ч Строение и свойства твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки
Теория-2 ч Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Тема 5. Простые и сложные вещества (18ч)
Теория-2 ч. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез.
Практика-2ч Водород. Получение и свойства.
Практика-2ч Уравнение реакции и как его составить
Практика-2ч Поваренная соль и её свойства.
Теория-2 ч Воздух – смесь газов.
Практика-2ч Получение кислорода
Теория-2 ч Металлы. Металлы в организме человека.
Практика-2ч Изучение свойств металлов.
Практика-2ч Экскурсия на алюминиевый завод.
Тема 6. Типы химических соединений (22ч)
Практика-2ч Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, применение.
Теория-2 ч Кислотно-основные индикаторы. Изучение свойств индикаторов.
Теория-2 ч Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.
Теория-2 ч Основания. Правила работы с ними, их свойства, применение.
Теория-2 ч Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос ). Наиболее характерные применения солей.
Теория-2 ч Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение.
Теория-2 ч Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища.
Теория-2 ч Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.
Практика -2 ч Изучение свойств углеводов.
Практика-2ч Определение белков в продуктах питания. Практика-2ч Получение мыла щелочным омылением жиров. Тема 7. Химия и медицина (8ч)
Теория-2 ч Домашняя аптечка
Теория-2 ч. Фитонциды
Теория-2 ч. Аллергия
Практика -2 ч Занимательные опыты с лекарственными веществами
Тема 8. Химия в быту (12ч)
Теория-2 ч Косметические средства.
Теория-2 ч. Разновидности моющих средств
Практика-2ч Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практика-2ч Ржавчина. Выведение пятен ржавчины
Практика-2ч Выведение жирных пятен
Практика-2ч Исследование моющих средств для посуды
Тема 9. В лаборатории юного исследователя. (16ч)
Практика-2ч Исследование свойств природной воды.
Практика-2ч Определение жёсткости природной воды методом титрования.
Практика-2ч Анализ почвы.
Практика-2ч Исследование свойств газированных напитков.
Практика-2ч Исследование качественного состава мороженного
Практика-2ч Исследование свойств шоколада
Практика-2ч Исследование чипсов.
Практика-2ч Исследование свойств жевательной резинки.
Тема 10. Подведение итогов работы (2ч)
Практика-2ч Защита опытнических и исследовательских работ
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
Формы и методы проведения занятий
Методы проведения занятий:
Словесный метод: рассказ, беседа, лекция, работа с литературным материалом. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении полученной информации, выполнение заданий в творческих тетрадях.
Наглядный метод: использование раздаточного материала, показ фото и видеоматериалов, демонстрация наглядных пособий.
Практический метод: тренинги, упражнения, творческие задания.
Формы проведения занятий:
инструктаж;
игра;
беседа;
лекция;
просмотр видеофильмов;
лабораторные работы;
эксперименты;
самостоятельная работа учащихся;
практическая работа;
наблюдение;
экспресс-исследование;
коллективные и индивидуальные исследования;
защита исследовательских работ;
мини-конференция;
консультация.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение
наглядные (плакаты, иллюстрации);
печатные (учебные пособия, раздаточный материал, справочники и т.д.);
демонстрационные (макеты, стенды, демонстрационные модели);
электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.).
Материально-техническое обеспечение
комплект учебного оборудования и реактивов для постановки и проведения химических экспериментов;
компьютер;
мультимедиапроектор;
экран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Власова И.Г. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание 5-6 классы. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.
Габриелян О.С., Аксенова И.В.. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебина. – М.: Дрофа, 2011. – 80с.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу "Химия. Вводный курс. 7 класс". – М.: Дрофа, 2007. – 208 с.
Габриеляна О. С., Остроумова И. Г., Ахлебина А. К. Химия. 7 класс. Вводный курс. – М.: Дрофа, 2014. – 160 с.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М. Дрофа, 2014. – 107 с.
Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159 c.
Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 – 6 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.
Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. 5 – 6 класс. Введение в естественно-научные предметы. Физика. Химия. – М.: Дрофа, 2014. – 192 с.
А.Е. Гуревич, Понтак Л.С., Л.А. Нотов, М.В. Краснов. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014. – 64 с.
А.Е. Гуревич, Понтак Л.С., Л.А. Нотов, М.В. Краснов. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013. – 113 с.
Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Мир глазами химика. Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1999. – №26 – 35 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Аксенова М. Д., Леенсон И. А., Мирнова С.С. Химия. – М.: Аванта+, 2006. – 96 с.
Болушевский С.В. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Химия. – М.: Эксмо, 2012. – 72 с.
Болушевский С.В. Самая полная энциклопедия научных опытов. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с.
Болушевский С.В., Зарапин В.Г., М.А. Яковлева. Большая книга научных опытов для школьников. – М.: Эксмо, 2013. – 272 с.
Болушевский С. В., Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2013. – 280 с.
Грэй Т. Элементы. Путеводитель по периодической таблице. – М.: Астрель, 2013. – 242 с.: ил.
Дингл Э. Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. – 96 с.
Карцова А.А. Химия без формул. - 3-е изд., переработанное. - СПб .: Авалон, Азбука-классика, 2005. - 112 с.
Лаврова С. А. Занимательная химия. – М.: Белый город, 2013. – 128 с.
Леенсон И.А. Путеводитель по химическим элементам. Из чего состоит Вселенная? – М.: АСТ, 2014. – 168 с.
Маркар Р. Краткая история химии и алхимии. – М.: Энигма, 2014. – 240 с.
Рюмин В.В. Занимательная химия. – М.: Центрполиграф, 2013. – 224 с.
Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 200. – 432 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав. ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2000. – 640 с.: ил.