Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие»

2
0
Материал опубликован 30 September 2020

t1601447441aa.png

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

 

 


 

ПРИНЯТА

Решением педагогического совета

ГБДОУ детского сада №1

комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 31 августа 2020 г.

 

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим ГБДОУ детского сада №1

комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Приказ № 168 от 31.08.2020 г.

_______________ / Коданевой О.Г. /


 

 

Дополнительная Общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Рукоделие»

 

 

 

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Разработчик: Карпова Екатерина Евгеньевна

 

Санкт-Петербург, 2020 год

 

Содержание :

 

1. Целевой раздел …………………………………………………………….3

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………..3

1.1.1. Участники программы …………………………………………………3

1.1.2. Актуальность проблемы ……………………………………………….3

1.1.3. Цели и задачи……………………………………………………………3

1.1.4. Возрастные особенности детей 6 - 7 лет………………………………4

1.1.5. Ожидаемые результаты ………………………………………………..4

2. Содержательный раздел …………………………………………………...4

2.1.Перспективное планирование…………………………………………….5

2.2. Учебно-тематический план…………………………………………….. 6

2.3. Календарно-тематический план …………………………………………7

2.4. Дистанционное обучение ……………………………………………….18

3. Организационный раздел…………………………………………………..19

3.1. Организация учебного процесса…………………………………………19

3.2. Материально-техническое обеспечение программы…………………...19

3.3. Правила безопасной работы ……………………………………………..20

3.4.Методическое обеспечение ……………………………………………….21

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей декорирования, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных техник (декупаж, лоскутная мозаика, лоскутная аппликация, вышивка, макраме, ниткография, и т.д.). Программа предполагает широкое использование работ детей для создания тематических выставок, украшения предметно – развивающей среды.

Участники программы:

Дети подготовительного к школе возраста, родители воспитанников, воспитатель. Срок реализации программы – 9 месяцев. Ведущей формой организации обучения является подгрупповая. Продолжительность одного занятия регламентируется требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14 к занятиям с детьми дошкольного возраста и составляет 30 минут.

Актуальность проблемы:

Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Таким видом художественно-творческой деятельности является декорирование. Оно включает в себя несколько направлений: декупаж, скрапбукинг, лоскутную аппликацию, бумагопластику и др. Значение понятия «декорировать» – придавать чему-либо красивый вид, художественное оформление. Занятия декорированием с детьми старшего дошкольного возраста дают возможность научиться работать с разнообразным материалом, фантазировать, делать своими руками симпатичные поделки, благоприятны для развития социальных взаимоотношений. Кроме развития творческих способностей использование нетрадиционных техник способствует воспитанию усидчивости, внимания, умению действовать по инструкции, профилактике гиперактивности детей.

1.1.3. Цели и задачи

Цель программы:

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи:

1. Знакомство детей с новыми техниками и технологиями.

 

2. Развитие у детей творческих способностей.

 

3. Совершенствование мелкой моторики рук.

 

4. Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами.

5. Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для шитья, вязания

6.Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами, крючком.

7.Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка.

8.Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

9. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

 

1.1.4. Возрастные особенности детей 6-7 лет

У детей 6-7 лет совершенствуются художественно-творческие способности. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, поразному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

1.1.5. Ожидаемые результаты:

1. правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;

2. самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме;

3. делать аппликацию из ткани;

4. выполнять работы в технике макраме;

5. выполнять работы в технике плетения на простом станке из ниток;

6. умение пришивать пуговицы различными способами;

7. выполнять приемы элементарной вышивки;

8. выполнять работы изготовления изделий из помпонов;

9. изготавливать лоскутные аппликации из ткани;

10. самостоятельно подбирать материал к изделию.

 

2. Содержательный раздел

 

2.1.Содержание программы

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

 

2.2. Перспективное планирование

 

Темы

Часы

Тема: «Лес» (картина из листьев)

1 час

Тема: «Кукла – матрешка» (объемная поделка из соломки)

1 час

Тема: Вводное занятие (различные изделия из ниток, техника безопасности при работе с нитками)

1 час

Тема: «Гриб» (аппликация из ниток)

1 час

Тема: «Брелок-кисточка из пряжи»

1 час

Тема «Веселые зверюшки из помпонов»

2 часа

Тема «Плетение коврика»

4 часа

Тема: «Веселые гномы» в технике макраме

2 часа

Тема: Вводное занятие (различные изделия из ткани, техника безопасности при работе с тканью)

1 час

Тема: Снегирь (аппликация из фетра)

2 часа

Тема: Елочка (аппликация из х/б ткани)

2 часа

Тема: «Котик» (аппликация из джинсовой ткани»

2 часа

Тема: «Шьем обьемную игрушку из фетра»

2 часа

Тема: «Готовимся к шитью»

1 час

Тема: «Колобок» (шитье)

2 часа

Тема: «Игольница» (шитье)

3 часа

Тема: «Прихватка для мамы» (лоскутное шитье)

4 часа

Тема: «Цветочная поляна» (аппликация с пришиванием пуговиц)

3 часа

Заключительное занятие (подведение итогов, выставка лучших работ)

1 час

 

 

2.2. Учебно - тематический план

 

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

Работа с природным материалом

2 часа

1 час

2 часа

Текущий, тематический, итоговый

Работа с ниткой

11 часов

1 час

10 часов

Текущий, тематический, итоговый

Работа с тканью

9 часов

1 час

8 часов

Текущий, тематический, итоговый

Работа с иглой

13 часов

1 час

12 часов

Текущий, тематический, итоговый

 

Всего: 36 часов

 

2.3. Календарно - тематический план

Дата

Занятие

Задачи

Оборудование и материалы

10.09

«Лес» (картина из листьев)

Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости.

Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листьями).

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

17.09

«Кукла – матрешка» (объемная поделка из соломки)

Познакомить детей с возможностью изготовления объемной поделки из природного материала (соломки). Дать представление об истории соломоплетения.

Развивать конструктивные навыки, координированные движения рук. Воспитывать самостоятельность, желание создавать игрушки для своей игровой деятельности.

 

Соломка, нитки, проволока, ножницы.

24.09

Тема: Вводное занятие (различные изделия из ниток, техника безопасности при работе с нитками)

Просмотр презентации по теме «Работа с нитками», «Изделия из ниток», журналов. Знакомство с техниками, используемых в работе. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности.

Мультимедийная установка, журналы, книги, иллюстрации

01.10

Тема: «Гриб» (аппликация из ниток)

Продолжать учить детей самостоятельно подбирать цвета нитей. Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине). Развивать мелкую моторику и координацию рук.

Образец, цветные нитки, картон, ножницы, клей

08.10

Тема: «Брелок-кисточка из пряжи»

Учить изготавливать простые изделия из ниток, развивать мелкую моторику, координацию рук

Разноцветная пряжа, нитки.

15.10

Тема «Веселые зверюшки из помпонов»

Учить изготавливать помпоны из ниток и создавать композицию из помпонов, развивать воображение, мелкую мороку рук.

Помпоны, нитки, клей

22.10

Тема «Веселые зверюшки из помпонов»

Учить изготавливать помпоны из ниток и создавать композицию из помпонов, развивать воображение, мелкую мороку рук.

Нитки, клей.

29.10

Тема «Плетение коврика»

Учить детей изготавливать ткацкий станок из маленькой коробки. Воспитывать уважение к труду других.

Образец, цветные нитки, картон, ножницы, коробочка для станка

05.11

Тема «Плетение коврика»

Учить детей изготавливать ткацкий станок из маленькой коробки. Воспитывать уважение к труду других.

Образец, цветные нитки, картон, ножницы, коробочка для станка

12.11

Тема «Плетение коврика»

Учить детей изготавливать ткацкий станок из маленькой коробки. Воспитывать уважение к труду других.

Образец, цветные нитки, картон, ножницы, коробочка для станка

19.11

Тема «Плетение коврика»

Учить детей изготавливать ткацкий станок из маленькой коробки. Воспитывать уважение к труду других.

Образец, цветные нитки, картон, ножницы, коробочка для станка

26.11

Тема: «Веселые гномы» в технике макраме

Познакомить детей с техникой макраме, вызвать интерес к нетрадиционным техникам изготовления игрушек.

Разноцветная пряжа, трафареты из картона: прямоугольный 9X5 см, круглый д-8см, фломастеры, ножницы, клей, салфетки.

03.12

Тема: «Веселые гномы» в технике макраме

Продолжать учить детей подбирать цвета нитей. Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре

Развивать мелкую моторику и координацию рук.

Разноцветная пряжа, трафареты из картона: прямоугольный 9X5 см, круглый д-8см, фломастеры, ножницы, клей, салфетки.

10.12

Тема: Вводное занятие (различные изделия из ткани, техника безопасности при работе с тканью)

Просмотр презентации по теме «Работа с тканью», «Изделия из ткани», журналов. Знакомство с техниками, используемых в работе. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности.

Мультимедийная установка

17.12

Тема: Снегирь (аппликация из фетра)

Развивать интерес к лоскутной аппликации из ткани как виду деятельности: учить составлять рисунок форм, формировать умение наклеивать форму из ткани на картонную основу.

Образец, картон, ткань разного цвета, клей ПВА, ножницы

24.12

Тема: Снегирь (аппликация из фетра)

Развивать интерес к лоскутной аппликации из ткани как виду деятельности: учить составлять рисунок форм, формировать умение наклеивать форму из ткани на картонную основу.

Образец, картон, ткань разного цвета, клей ПВА, ножницы

31.12

Тема: Елочка (аппликация из х/б ткани)

Развивать интерес к лоскутной аппликации из ткани как виду

деятельности:
составлять
формировать
форму из ткани на картонную основу
. Развивать самостоятельность и вкус.

Образец, заготовка рисунка елочки, бусинки, клей ПВА, проволока

14.01

Тема: Елочка (аппликация из х/б ткани)

Изучение техники работы с фетром; обучение основным приемам, подбору цветовых сочетаний.

Образец, заготовка рисунка елочки, бусинки, клей ПВА, проволока

21.01

Тема: «Котик» (аппликация из джинсовой ткани»

Развивать интерес к лоскутной аппликации из джинсовой ткани как виду деятельности: учить составлять рисунок форм, формировать умение наклеивать форму из ткани на картонную основу.

Образец, картон, джинсовая ткань, разноцветная ткань, клей, ножницы, линейка, карандаш

28.01

Тема: «Котик» (аппликация из джинсовой ткани»

Усиливать интерес к лоскутной аппликации из джинсовой ткани как виду деятельности: совершенствовать умение составлять рисунок форм, формировать умение наклеивать форму из ткани на картонную основу.

Образец, картон, джинсовая ткань, разноцветная ткань, клей, ножницы, линейка, карандаш

04.02

Тема: «Шьем обьемную игрушку из фетра»

Продолжать учить детей делать поделки из различных тканей. Упражнять в самостоятельном выборе цвета. Повторить технику безопасности работы с ножницами

Пластиковая игла, нитки, разноцветная ткань, ножницы.

11.02

Тема: «Шьем обьемную игрушку из фетра»

Продолжать учить детей делать поделки из различных тканей. Упражнять в самостоятельном выборе цвета. Повторить технику безопасности работы с ножницами и иглой

 

Пластиковая игла, нитки, разноцветная ткань, ножницы.

18.02

Тема: «Готовимся к шитью»

Познакомить детей со швейными принадлежностями. Развивать умение, аккуратность при работе с иглой, ножницами

Игла, ножницы, нитки, мелок

25.02

Тема: «Колобок» (шитье)

Научить детей изготавливать мягкие игрушки из доступных деталей.

Помочь освоить поделку – шарика.

Развивать аккуратность при работе с инструментами.

Лоскутки, ножницы, игла, набивочный материал, резинка, нитки, шаблон

04.03

Тема: «Колобок» (шитье)

Закрепить умение детей шить игрушку круглой формы .

Воспитывать у детей аккуратность в работе с иглой.

Развивать эстетический вкус.

Книжка , игла, ножницы, набивочный материал

11.03

Тема: «Игольница» (шитье)

Продолжать учить детей шить игрушку круглой формы.

Аккуратно работать с иглой ,клеем.

Развивать творческие способности у детей.

Воспитывать творческие способности .

Кусочки ткани шелка, нитки, ножницы, вата.

18.03

Тема: «Игольница» (шитье)

Продолжать учить детей шить игрушку круглой формы.

Аккуратно работать с иглой ,клеем.

Развивать творческие способности у детей.

Воспитывать творческие способности .

Кусочки ткани шелка, нитки, ножницы, вата, двойная открытка.

25.03

Тема: «Игольница» (шитье)

Продолжать учить детей шить игрушку круглой формы.

Аккуратно работать с иглой ,клеем.

Развивать творческие способности у детей.

Воспитывать творческие способности .

Кусочки ткани шелка, нитки, ножницы, вата, двойная открытка.

01.04

Тема: «Прихватка для мамы» (лоскутное шитье)

Продолжать учить детей делать поделки из различных тканей. Упражнять в самостоятельном выборе цвета. Повторить технику безопасности работы с ножницами и иглой.

Образец, картон, разноцветная ткань, клей, ножницы, линейка, карандаш, пластиковая игла

08.04

Тема: «Прихватка для мамы» (лоскутное шитье)

Продолжать учить детей делать поделки из различных тканей. Упражнять в самостоятельном выборе цвета. Повторить технику безопасности работы с ножницами и иглой.

Образец, картон, разноцветная ткань, клей, ножницы, линейка, карандаш, пластиковая игла

 

15.04

Тема: «Прихватка для мамы» (лоскутное шитье)

Закрепление и расширение уже имеющихся у детей навыков работы в данной технике. Повторить технику безопасности работы с ножницами и иглой.

Образец, картон, разноцветная ткань, клей, ножницы, линейка, карандаш, пластиковая игла

22.04

Тема: «Прихватка для мамы» (лоскутное шитье)

Закрепление и расширение уже имеющихся у детей навыков работы в данной технике. Повторить технику безопасности работы с ножницами и иглой.

Образец, картон, разноцветная ткань, клей, ножницы, линейка, карандаш, пластиковая игла

29.04

Тема: «Цветочная поляна» (аппликация с пришиванием пуговиц)

Познакомить с различными способами пришивания пуговиц. Учить работать с иглой.

Образец, пуговицы, картон или дощечка, игла для шитья, нитки для шитья разных цветов.

13.05

Тема: «Цветочная поляна» (аппликация с пришиванием пуговиц)

Совершенствовать навыки работы в технике поделки из пуговиц. Научить декорировать картину из пуговиц.

Образец, пуговицы, картон или дощечка, игла для шитья, нитки для шитья разных цветов.

20.05

Тема: «Цветочная поляна» (аппликация с пришиванием пуговиц)

Продолжать совершенствовать навыки работы в технике поделки из пуговиц. Научить декорировать картину из пуговиц. Учить детей самостоятельности и аккуратности.

Образец, пуговицы, ткань, игла для шитья, нитки для шитья разных цветов.

 

27.05

Заключительное занятие (подведение итогов, выставка лучших работ)

Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен изделиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Дистанционное обучение

Основные направления работы и содержание деятельности во время пандемии

Направление

Содержание деятельности

Организационно-методическое направление

1.Формирование материально-технической базы, разработка учебнометодического, диагностического, наглядного материала и заданий для дистанционного обучения. Разработка информационной образовательной среды.

2. Создание аудио и видео коллекций для работы на дистанционном обучении.

3. Систематизация созданных электронных заданий и материалов по направлениям работы и темам занятий. 4.Разработка индивидуального маршрута и плана занятий для работы на дистанционном обучении .

5.Разработка заданий различных форм и содержания для самостоятельного выполнения детьми на дистанционном обучении.

Индивидуальная работа

1.Проведение индивидуальных развивающих занятий согласно графику работы и расписанию занятий с использованием видеоконференций при помощи программ Skype, Zoom, WhatsApp и других цифровых площадок. 2.Проведение подгрупповых развивающих занятий согласно графику работы и расписанию занятий с использованием видеоконференций при помощи программ Skype, Zoom, WhatsApp и других цифровых площадок.

3. Организация самостоятельной деятельности детей на дому посредством разработанных заданий и материалов, отправленных через e-mail, Skype, Zoom, WhatsApp, ВКонтакте (https://vk.com/public194222888) и другие цифровые площадки, а также в онлайн режиме (воспитатель делает за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационный раздел

3.1. Организация учебного процесса

Формы и режим занятий

 

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, конкурс работ, вручение готовых работ родителям. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. В работе принимают участие и родители воспитанников. Руководитель организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них. Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.

 

Режим занятий:

Программа разработана на 1 год для детей 6-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий 30минут, в год 36 занятий.

Формы проведения итогов реализации программы:

1. Выставки работ детей в детском саду;

2. Дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, малышам;

3. Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

 

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

 

Техническое оснащение:

 

осенние листья;

ракушки;

бисер;

бусины;

пуговицы;

атласные ленточки;

горшочки (баночки);

органза;

ножницы;

клеевой пистолет со стержнями;

цветная бумага;

ватные палочки;

ткань (лоскутки);

фольга;

клей и т.д.

 

3.3. Правила безопасной работы

 

Правила безопасной работы с клеевым пистолетом:

 

1. Не прикасайтесь к горячему соплу. Самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны!

2. Не прикасайтесь к расплавленному клею, дайте ему остыть в течение 5 минут.

3. Пистолет не предназначен для наружных работ. Храните инструмент в недоступном для детей месте.

4. Использование ручного инструмента может быть опасным. Подберите правильный тип и размер ручного инструмента для работы.

5. В работе используйте безопасную подставку для клеевого пистолета.

 

Правила безопасной работы с ножницами:

 

1. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверить исправность инструментов.

3. Не работать ножницами с ослабленным креплением.

4. Работать только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следить за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы класть кольцами к себе.

8. Подавать ножницы кольцами вперед.

9. Не оставлять ножницы открытыми.

10. Хранить ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Использовать ножницы по назначению.

 

Правила безопасной работы со швейной иглой:

 

1. Хранить иглу всегда в игольнице.

2. Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не брать иглу в рот и не играть с иглой.

5. Не втыкать иглу в одежду.

6. До и после работы проверить количество игл.

7. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекаться во время работы с иглой.

 

3.4. Методическое обеспечение

 

Используемая литература:

 

1. Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера. – М: Изд-во ООО «Эксмо»,2005- 288с литература» 2003г. – 120с.

2. Балинская И.Р. – Домовенок. – М.: Летопись, 1996.

3. Бахметьев А., Кизяков Т. – Очумелые и умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997.

4. Горячева И. Топиарий «Деревья счастья». - Издательства АСТ-Пресс, 2015.

5. Декупаж. Самоучитель по стильному декору. – Минск: Харвест, 2010. – 64 с.: ил.

6. Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Астпресс, 1999.

7. Рябцева А. Декупаж. Красота в деталях. – М.: Феникс, 2013 17

8. Рихтер К. «Своими руками». Азбука рукоделия. ил., 2015.Красивые топиарии.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации