Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дидинаг»

1
0
Материал опубликован 2 March 2020

45


t1583166965aa.jpg


Оглавление


Паспорт программы 3

Аннотация 4

Введение 4

Пояснительная записка 5

Ожидаемые результаты 12

Критерии оценки результативности 12

Материально – техническое обеспечение программы 15

Учебно-тематический план 1 года обучения 16

Содержание программы 1 года обучения 16

Примерный репертуарный план 1 года обучения 18

Краткий словарь музыкальных терминов 1 года обучения 19

Учебно-тематический план 2 года обучения 20

Содержание программы 2 года обучения 20

Примерный репертуарный план 2 года обучения 23

Краткий словарь музыкальных терминов 2 года обучения 23

Учебно-тематический план 3 года обучения 25

Содержание программы 3 года обучения 25

Примерный репертуарный план 3 года обучения 28

Краткий словарь музыкальных терминов 3 года обучения 28

Учебно-тематический план 4 года обучения 30

Содержание программы 4года обучения 30

Примерный репертуарный план 4 года обучения 33

Краткий словарь музыкальных терминов 4 года обучения 33

Учебно-тематический план 5 года обучения 36

Содержание программы 5 года обучения 36

Примерный репертуарный план 5 года обучения 38

Краткий словарь музыкальных терминов 5 года обучения 39

Методическое обеспечение 41

Список литературы 46




Паспорт программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Дидинæг» (игра на осетинской гармонике).

Автор программы: Баскаева Маргарита Витальевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Рецензент: Цекоева Лариса Касполатовна, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат культурологических наук, директор ВКК.

Организация- исполнитель: Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»

Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Доватора, 11 -А, ЦРТДЮ «Нарт».

тел. 8 (8672) 52-39-82, 52 – 78 – 51 e-mail: center-nart@yandex.ru

Программа реализуется в Центрe развития творчества детей и юношества «Нарт»

Возраст обучающихся: 7 – 18 лет.

Срок реализации программы: 5 лет.

Социальный статус: ученики школ города и республики.

Цель программы: - формирование разносторонней личности с большим творческим потенциалом через приобщение детей к ценностям мировой музыки, приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на осетинской гармонике, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.

Направленность программы: художественная

Вид программы: авторская.

Уровень реализации: общеразвивающая.

Уровень освоения программы – общекультурный.

Способ освоения содержания образования: креативный.




Введение

Каждая народность имеет свои любимые инструменты. У осетинского народа это «ирон фæндыр» (осетинская гармоника), появившаяся во второй половине XIX века. Термин «фæндыр» оказался устойчивым, и в настоящее время применяется по отношению к нескольким струнным инструментам: щипковым и смычковым - дыууадæстазнон-фæндыр (род арфы); дала-фæндыр (род балалайки); хъисын-фæндыр (род скрипки). Осетинская гармоника воспета в стихах и песнях. Ни одна свадьба, ни одно торжество не обходится без нее. Долгое время в Осетии гармоника применялась только в быту, но постепенно она стала концертным инструментом. Большая заслуга в этом Кайсына Мерденова - старейшего исполнителя, певца-сказителя.

Под звуки фæндыра исполняли свой божественный танец «Симд» богатыри – нарты. Великий сын осетинского народа, классик мировой осетинской литературы - Коста Хетагуров в своей книге «Ирон фæндыр» (осетинская лира) выразил думы и чаяния многострадального осетинского народа. Мелодии фæндыра вдохновляли воинов – осетин на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Пояснительная записка


Эстетическому воспитанию подрастающего поколения во все времена уделялось большое внимание.

В системе дополнительного образования, в частности, в творческих объединениях художественного направления, где идет обучение игре на музыкальных инструментах, дети получают общее развитие, приобщаются к прекрасному путем знакомства с творчеством известных композиторов, исполнителей, через музыку постигают традиции и культуру народа. Педагог должен постоянно вести работу над эстетическим воспитанием обучающихся на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных, современных композиторов, произведениях композиторов Осетии, республик Кавказа и Закавказья.

Знакомя с произведениями отечественных авторов, исполнителей, педагог в детях воспитывает чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.

Большинство детей учатся игре на осетинской гармонике для общего музыкального образования. Данная программа составлена с учетом предоставления возможности детям с самыми различными музыкальными данными приобщиться к музыкальной культуре, занимаясь по индивидуальному плану. И лишь одаренные дети, с хорошими музыкальными данными получают профессиональную ориентацию и продолжают учебу по данному направлению в специальных средних и высших учебных заведениях.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Дидинæг (осетинская гармоника)» разработана в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 )

Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);

Сан ПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уставом МАУДО ЦРТДЮ «Нарт».


Концепция программы «Дидинæг (осетинская гармоника)» основана на представлении о том, что всестороннее гармоничное развитие личности ребенка возможно посредством постижения музыкальной культуры через восприятие лучших образцов музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.


Педагогическая целесообразность программы заключается во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Ребенок не только приобретает навыки игры на осетинской гармонике, начальные основы теории музыки, нотной грамоты, но и приобщается к лучшим образцам народной и классической музыки, что позволяет решать задачи эстетического и духовно – нравственного воспитания.

Реализация программы опирается на следующие педагогические принципы:

- принцип доступности ( направлен на вариативное изложение материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);

-принцип последовательности и систематичности( переход на новый уровень обучения обусловлен освоением определенных навыков музыкального исполнительства- от простого к сложному);

-принцип целостности исполнения опирается на широкое применение музыкальных средств выразительности для создания художественного образа произведения.

Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов:

- применение эмоциональных разрядок на занятиях;

- проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка;

- помощь в разработке режима дня


Актуальность заключается в ее востребованности у детей и родителей. Программа удовлетворяет социальный заказ, запросы родителей микрорайона на получение детьми дополнительного образования в области музыкального искусства. Программа предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на осетинской гармонике. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания. Актуальность программы также в том, что главный акцент ставится на исполнение музыки, творческое развитие детей с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на гармонике.


Новизна программы состоит в ее общедоступности и разноуровневости. Разработка программы как разноуровневой обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, в том числе в части принципов государственной политики развития дополнительного образования детей. Программа не предполагает отбора детей для обучения. Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара, направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки владения инструментом и музицирования (5-летний срок освоения). Разноуровневость при проектировании программы реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Возможность осуществить дифференцированный, личностно ориентированный подход к обучению детей реализуется через разноуровневое обучение, учитывающее индивидуальные способности обучающихся: музыкальные данные, состояние здоровья, уровень мотивации к обучению, профориентации, степень загруженности в общеобразовательной школе.

Стартовый уровень предполагает воспитание гармонично- развитой личности, развитие познавательных интересов детей, расширение музыкального кругозора, освоение навыков игры на гармонике, привитие интереса и любви к музыкальному искусству, воспитание музыканта любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

Базовый уровень 1.2. предполагает воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно- эстетическим потенциалом, раскрытие творческих способностей личности, достаточно высокую степень овладения знаниями, умениями и максимально возможное развитие исполнительских навыков игры на гармонике; освоение навыков коллективного музицирования, воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе. В эту группу входят обучающиеся с хорошими музыкальными данными, которые занимаются в рамках требования программы, обучающиеся этой группы испытывают потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, умеют точно и уверенно выполнять задания педагога, однако сложные комбинации заданий требуют результаты контрольных зачетов выше средних и хорошие. Учащиеся этого уровня принимают активное участие в концертах , фестивалях, конкурсах, внутришкольных, городских, региональных.

Базовый уровень 3.4.5. предусматривает достижение повышенного уровня образованности и овладения музыкальным инструментом осетинской гармоники, увеличение объема и усложнение изучаемого материала и повышение исполнительских требований, приобретение устойчивого концертно-исполнительского мастерства развитие навыков самостоятельного творчества, воспитание музыканта-профессионала, пропагандиста музыкального искусства, готового продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях. В эту группу входят учащиеся с хорошими и отличными музыкальными и психофизическими данными, позволяющими освоить программу, активно реализовать себя в концертной деятельности. У них присутствует устойчивый познавательный интерес, богатое воображение, обучающиеся этой группы активные участники творческих проектов, конкурсов разных уровней, фестивалей, концертов.


Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она наиболее приближена к условиям обучения в многопрофильном учреждении дополнительного образования. Принципиальным отличием данной программы от имеющихся является то, что обучение в дополнительном образовании ведется по нотной системе. В основу программы положено знакомство с национальным духовным наследием, с лучшими образцами народной культуры, изучение и пропаганда музыкального фольклора Осетии.

Обучаясь по программе «Дидинаг», воспитанники получают теоретические и практические музыкальные знания, что способствует развитию образного мышления, воспитанию художественного вкуса.

С первых же занятий необходимо приучать ребенка внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над качеством звукоизвлечения, анализировать технические трудности произведения.

При подборе репертуара необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, уделять большое внимание аппликатуре, музыкальным терминам, поясняя их значение. На протяжении всех лет обучения постоянно вести работу над развитием слуха, выразительностью исполнения, ритмом, динамическими оттенками и т.д.

Тщательная работа с первых занятий над свободной и естественной посадкой за инструментом обеспечивает устранение мышечного напряжения влияющего на физическое состояние ребенка.

Поскольку в творческое объединение принимаются дети без предварительного отбора, исходя из их индивидуальных и физических возможностей, педагогу необходимо тщательно продумывать индивидуальный план работы для каждого обучающегося руководствуясь принципом постепенности и последовательности. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально – исполнительские возможности ребенка и не соответствующие его возрастным особенностям.

На протяжении всех лет обучения, необходимо развивать у обучающего навыки самостоятельного, осмысленного разбора музыкальных произведений, умения читать с листа, транспонировать произведения.

Программой предусмотрены итоговые занятия, посещение концертов мастеров – исполнителей осетинской музыки, беседы, концертные выступления.


Цель программы:

формирование разносторонней личности с большим творческим потенциалом через приобщение детей к ценностям мировой музыки, приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на осетинской гармонике, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.


Задачи программы:

Обучающие:

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на осетинской гармонике, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

изучение творчества осетинских композиторов, исполнителей;

изучение осетинского музыкального фольклора;

обучение детей исполнению музыкальных произведений на осетинской гармонике, чтению с листа, подбору мелодии на слух, транспонированию, импровизации;

приобретение теоретических знаний в области музыкального искусства;

приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;


Развивающие:

развитие музыкально – творческих способностей: музыкального слуха, памяти, ритма, творческого мышления, воображения, восприятия;

развитие у детей комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гармошке произведения различных жанров и форм;

развитие исполнительской техники, как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

приобретение должного опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

развитие и формирование у наиболее одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовке их к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения;


Воспитательные:

воспитание интереса и любви к музыке, как составной части общей национальной культуры;

воспитание нравственных качеств личности, чувства патриотизма, любви к Родине, родным истокам.

привитие детям интереса и любви к музыке, как составной части общей национальной культуры;

овладение духовными и культурными ценностями народов Кавказа и мира.




Возраст обучающихся

Образовательная программа «Дидинæг» предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 18 лет. Набор детей в объединение ведется без предварительного отбора. Обучающиеся должны иметь заинтересованность в занятиях музыкой.


Срок реализации программы – 5 лет.

Совокупный объем программы – 360ч

1 год обучения – 72 ч

2 год обучения – 72 ч

3 год обучения - 72ч

4 год обучения - 72ч

5 год обучения - 72ч

Обучение ведется по нотам.


Формы и режим занятий

Форма обучения по программе «Дидинæг» - индивидуальная. Предусмотрены также ансамблевые занятия, начиная с третьего года обучения. В соответствии с САНПиН с каждым ребенком занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут). С третьего года обучения индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, и ансамблевые 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 мин).


Ожидаемые результаты

Образовательные:

приобретение детьми устойчивых навыков игры на осетинской гармонике, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

освоение теоретического материала программы, нотной грамоты, музыкальной терминологии, приобретение навыков чтения нот с листа; транспонирования, импровизации;

приобретение знаний о музыкальном фольклоре Осетии, о творчестве осетинских, русских и зарубежных композиторов;

Развивающие:

развитые музыкально- творческие способности: слух, чувство ритма, воображение, память,

развитая исполнительская техника;

наличие опыта сценической исполнительской деятельности;

развитая мотивация к дальнейшей профессиональной деятельности в области музыкального искусства;

Воспитательные:

устойчивый интерес к музыке, как составной части музыкальной культуры;

сформированное чувство патриотизма, уважения к истории и традициям осетинского народа;

сформированные духовно - нравственные качества личности.


Формы подведения итогов реализации программы

Критерии оценки результативности обучения


Основной формой подведения итогов реализации образовательной программы является академический концерт (прослушивание исполняемых произведений). Усвоение теоретического материала программы оценивается по результатам тестирования.

В качестве способов оценки результатов образовательной деятельности по программе используются также:

- педагогическое наблюдение;

- анализ результатов тестирования, опросов;

- ведение портфолио.


Уровневая таблица планируемых результатов

Стартовый уровень





Регулятивные

-сформированное умение ставить простую учебную задачу;

-сформированное умение составлять простейшие планы;

-сформированное умение оценивать свою деятельность ,находить наиболее простые решения задачи;


Познавательные

- сформированное умение учащихся принимать и сохранять учебную задачу;

-сформированное умение использовать полученные знания в практической деятельности;







Коммуникативные

-умение использовать свои знания в жизни, уметь общаться, обладать внутренней культурой;

-сформированное умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;

-сформированное владение навыками коллективного музицирования,

-сформированное умение выполнять творческую работу в коллективе;

-умение отстаивать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;




Личностные

-формирование устойчивых предпочтений и ориентации на искусство как на значимую сферу человеческой жизни;

-сформированные теоретические знания учащихся об общественных нормах, об устройстве общества;

-сформированные знания об социально

-одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;


Базовый уровень.



Регулятивные

-сформированное умение ставить сложную учебную задачу;

-сформированное умение составлять план и видеть последовательность действий;

-сформированное умение контролировать свою деятельность;

-сформированное умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, сверстников, родителей;

Познавательные

- сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные

-сформированное умение слушать и вступать в диалог;

-сформированное умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- владение навыками коллективного творчества; - умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;

Личностные

-умение использовать знания для решения познавательных и практических задач;

-сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами;



Успехи обучающихся оцениваются в процессе обучения на итоговых занятиях, концертных выступлениях.

Стимулом для повышения исполнительского уровня в большинстве случаев является участие обучающихся в концертах, выступление на конкурсах, фестивалях различного уровня.

На итоговом занятии каждый обучающийся должен раскрыть свои индивидуальные способности, показать технические возможности, исполнительское мастерство. Произведения должны быть разнохарактерными.


Материально – техническое обеспечение программы


учебные аудитории для мелкогрупповых и индивидуальных занятий с хорошей освещённостью и проветриванием;

технические средства (звукоусиливающая аппаратура, музыкальный центр, CD проигрыватель);

аудиозаписи, видеозаписи;

необходимое количество качественных инструментов (хроматические и диатонические гармошки);

стулья, в соответствии с ростом обучающегося;

концертный зал со звукотехническим оборудованием.

Модуль 1. Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие: «Введение в образовательную программу»

Техника безопасности

2

2


Основы игры на осетинской гармонике

10

2

8

Формирование теоретических знаний

6

6


Работа над репертуаром

20

2

18

Работа над техникой игры

20


20

Чтение нот с листа

6


6

Беседы

2

2


Посещение концертов, театров

4

4


Итоговые занятия

2


2


Итого:

72

18

54


Содержание программы 1 года обучения


Тема 1. Вводное занятие: Теория: Введение в образовательную программу. Цель и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. Основы игры на осетинской гармонике: Теория: Ознакомление с устройством изучаемого инструмента (составные части, особенности конструкций, способ звукоизвлечения); показ его художественных возможностей, беседа по теме: «Музыкальный инструментарий осетин» с иллюстрацией. Практика: Посадка, правильная постановка инструмента. Положение корпуса, ног, рук, кистей и пальцев, правильное пользование ремнями.

Аппликатура. Смена направлений движения меха.


Тема 3. Формирование теоретических знаний: Теория: Звук, высота звука. Нотный стан. Скрипичный, басовый ключи. Такт Динамические оттенки. Тембр звука. Ноты первой, второй, малой октав. Длительности нот. Паузы. Размер: 2/4, 3/4, 4/4. Знаки альтерации. Мажор и минор. Тоника. Понятие о сильной и слабой долях. Штрихи (легато, нон легато, стаккато), понятие «крещендо и диминуэндо». Триоли. Синкопа. Темп, значение темпа.

Тема 4. Работа над репертуаром. Теория: Понятия «ритм», «темп», «музыкальная фраза», «динамические оттенки», «кульминация». . Практика: Работа над выразительными средствами музыки: ритм, фразы, темп, динамические оттенки, кульминация и аппликатурные особенности. Работа над техническими и ритмическими трудностями произведения.


Тема 5. Работа над техникой игры. Практика: Овладение правильным движением меха. Нельзя менять движение мехом на одном и том же звуке, в середине музыкальной фразы, Выработка навыков плавного, соразмерного движения меха и ровности звучания.


Тема 6. Чтение нот с листа. Практика: Формирование навыков чтения нот с листа. Определение размера произведения, темпа, характера.


Тема 7. Беседы. Теория: Темы бесед:

«Из истории осетинской гармоники»;

«Музыкальная культура Осетии».


Тема 8. Посещение концертов, театров. Практика: посещение академического концерта Владикавказского колледжа культуры, сольных концертов известных исполнителей на осетинской гармонике.


Тема 9. Итоговые занятия. Практика: академический концерт объединения. Исполнение программных произведений.


Ожидаемые результаты:

1 год обучения

Обучающийся должен:

знать:

устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения. Знать программный материал первого года обучения.

уметь: ориентироваться в расположении нот на нотоносце и клавиатуре инструмента, различать характер музыки, уметь слушать музыку, владеть общей координацией рук и пальцев, играть несложные произведения двумя руками согласно требованиям первого года обучения.


Этапы педагогического контроля


Сроки

Промежуточный, итоговый контроль

Формы контроля


Декабрь


Исполнение: 2 разнохарактерные пьесы


Академический концерт


май


Исполнение 2 разнохарактерные пьесы


Академический концерт

Примерный репертуар академического концерта в конце 1 год обучения:



Стартовый уровень


1 полугодие

1. «Василек» р.н. п.

2. Г.Эрнесакс «Фанфары

2 полугодие

1. «Симд» нар

2. «Хонгæ» нар


Базовый уровень

1 полугодие

1.Русская народная песня «У кота»

2.Детская песня «Дождик»

2 полугодие

1.Ю.Дзитоев «Зарæг»

2. «Эльбрус-красавец» нар


Примерный репертуар для 1 года обучения


«Как пошли наши подружки» р.н. п.;

«Зайка» д. п.;

«Петушок» М. Магиденко.;

«Не летай соловей» р. н. п. ;

«Во саду ли в огороде» р. н. п.;

«У кота» р.н.п.;

«Баю-бай» д.п.;

Б. Газданов «Маленький вальс»;

«Как под горкой, под горой» р.н.п.;

«Лошадка» д. п.;

«На зеленом лугу» у. н. п.;

«Хонга» н.;

«Зилга кафт» н.;

«Симд» н.;

«Зараг» Ю. Дзитоев.;

«Ольгинская хонга» н.;

«Эльбрус – красавец» н.;

18. Василек р.н.п.

19. Г.Эрнесакс «Фанфары

20.Е.Тепличеева «Горн»;


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


ТЕМПЫ:

Adagio (адажио) — медленно

Andante (андантэ) — умеренно, темп спокойного шага

Grave (гравэ) — медленно, строго.

Largo (ларго) — очень медленно, широко.

Lento (ленто) — медленно.

Moderato (модэрато) — сдержанна

Rallentando (раллентандо) — замедляя.

Ritenuto (ритэнуто) — постепенно замедляя.

Rubato (рубато) — в свободном темпе


ШТРИХИ:

Legato (легато) — играть связанно..

Non legato (нон легато) — не связанно.

Staccato (стаккато) — играть отрывисто; у смычковых извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

Commodo (коммодо) — спокойно, удобно.

Dolce (дольче) — нежно.

Leggiero (лежиеро) — легко.

Semplice (семпликэ) — просто.

Tranquillo (транквилло) — спокойно.


Модуль 2. Учебно-тематический план 2 года обучения


Тема занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

t1583166965ab.png

Вводное занятие: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2


Жанры в музыке.

2

1

1

Совершенствование техники игры на осетинской гармонике

20


20

Работа над программным репертуаром

12


12

Аккомпанемент

6


6

Чтение нот с листа

10


10

Подбор по слуху. Импровизация

4


4

Музыкальная грамота

4

4


Беседы

2

2


Концертные выступления, конкурсы, фестивали

4


4

Посещение концертов, театров

4


4

Итоговые занятия

2


2


Итого:

72

9

63


Содержание программы 2 года обучения


Тема 1. Вводное занятие: Теория: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.


Тема 2. Жанры в музыке. Теория: Дать представление о фольклоре, о жанрах в народной и авторской музыке. Практика: прослушивание песенной и танцевальной осетинской музыки.


Тема 3. Совершенствование техники игры на осетинской гармонике. Практика: Гаммы, арпеджио, аккорды, этюды. Упражнения на развитие кистевой пластики, моторики руки, растяжку пальцев. Работа над качеством звукоизвлечения, отработка штрихов. Совершенствование навыков ведения меха и смены направлений его движения, развитие умений пользоваться разнообразными динамическими оттенками.


Тема 4. Работа над программным репертуаром. Практика: Работа над чистотой исполнения музыкального произведения. Работа над содержанием и характером исполняемого произведения. Правильное использование динамических оттенков, штрихов, темпа и т.д.


Тема 5. Аккомпанемент. Практика: Последовательная работа над аккомпанементом, развитие первоначальных навыков аккомпанирования. Уверенное выразительное исполнение, выработка умения слушать других исполнителей.


Тема 6. Чтение нот с листа. Практика: Совершенствование навыков чтения с листа на доступном учебном материале. Чтение с листа несложных произведений песенного характера.


Тема 7. Подбор по слуху, импровизация. Практика: Развитие простейших навыков импровизирования. Транспонирование мелодий от ближайших звуков.


Тема 8. Музыкальная грамота. Теория: Главные ступени лада. Интервалы. Трезвучие и его обращение (секстаккорд и квартсекстаккорд). Главные трезвучия лада, их обращение. Динамические оттенки: ff, mf, mp, subito, crescendo, diminuendo, pf, fp, sf. Тональности до 2-х знаков в ключе. Темп. Значение темпа (largo, lento, andante, andantino, moderato, allegretto, allegro, vivo, vivace, presto, accelerando).


Тема 9. Беседы. Теория: Беседы «Музыка театра и кино»; «Творчество композиторов Северной Осетии»


Тема 10. Праздники, выступления, конкурсы, фестивали. Практика: Выступление воспитанников объединения на концертах, конкурсах. Выработка уверенного поведения на сцене. Преодоление сценического волнения. Умение анализировать выступление.


Тема 11. Посещение концертов, театров. Практика: Посещение музея им. Туганова, спектаклей Осетинского драматического театра, выступлений выдающихся музыкантов – исполнителей с последующим обсуждением.


Тема 12. Итоговые занятия. Практика: Отчетные концерты. Исполнение музыкальных произведений соло.


Ожидаемые результаты:

2 год обучения

Обучающийся должен:

Знать основные средства музыкальной выразительности , их значение, обозначения темпа, динамики, владеть терминами «метр», «ритм», «динамика», «тембр», знать формы музыкальных произведений; творчество композиторов изучаемых произведений, основы ансамблевого исполнительства, произведения и репертуар ансамбля второго года обучения.

Уметь: читать партитуры, характеризовать исполняемые произведения, давать общую оценку музыкальному произведению, играть в ансамбле, оценивать качество своего исполнения и других, играть выразительно, учитывая характер исполняемого произведения читать с листа, транспонировать.


Этапы педагогического контроля


Сроки

Этапы педагогического контроля

Формы контроля


декабрь

Исполнение:

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Исполнение:

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт


Примерный репертуар академического концерта и итогового занятия


Стартовый уровень

1 полугодие

1. «Цъай-дон» нар

2. Э. Моргоев «Симд»

2 полугодие

1. «Фаззаттæ» нар

2. «Дулаты цагъд» нар

Базовый уровень

1 полугодие

1. Ю.Дзитоев «Инал»

2. «Свадебный круговой» нар

2 полугодие

1. И.Мистулова «Мады зарæг»

2. «Арфæтæ» нар


Примерный репертуар


2 год обучения

Мады сагъас» народная;

«Зæронд симд» Э. Моргоев;

«Азта» Б.Газданов;

«Цъай – дон» В. Цопбоев;

«Инал» Ю.Дзитоев;

«Тауче» народная;

«Свадебный круговой» народная;

«Зилга кафт» народная;

«Фаззатта» народная;

«Танец пастуха» народная;

«Дулаты цагъд» народная;

«Да цастыта» Б. Газданов;

«Мады зараг» И. Мистулова;

«Ардонская зилга» народная;

«Цалойты рассугъд» народная;

«Хъуыбады» народная;

Б. Газданов \Песня

«Ногирская хонга» Р. Хохоева;

«Батакаюрская хонга» народная;

«Гизельский симд» народная;

20 «Кабардинская мелодия» народная;

«Арфата» З. Калманова;

«Хонга» В. Наниев;

«Карачаевская мелодия» народная;

«Плавный танец» М. Бугоев.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


ТЕМПЫ:

Adagio (адажио) — медленно.

Allegretto (аллегретто) — медленнее, чем allegro.

Allegro (аллегро) — быстро.

Andante (андантэ) — умеренно, темп спокойного шага.

Andantino (андантино) — немного скорее, чем andante.

Grave (гравэ) — медленно, строго.

Largo (ларго) — очень медленно, широко.

Lento (ленто) — медленно.

Moderato (модэрато) — сдержанно.

Prestissimo (прэстисимо) — очень быстро.

Presto (прэсто) — быстро.

Rallentando (раллентандо) — замедляя.

Ritenuto (ритэнуто) — постепенно замедляя.

Rubato (рубато) — в свободном темпе.


ШТРИХИ:

Legato (легато) — играть связанно.

Non legato (нон легато) — не связанно.

Staccato (стаккато) — играть отрывисто; у смычковых извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

Animate (анимато) — оживленно, с воодушевлением.

Commodo (коммодо) — спокойно, удобно.

Contabile (контабиле) — певуче.

Dolce (дольче) — нежно.

Espressivo (эспрессиво) — выразительно.

Leggiero (лежиеро) — легко.

Semplice (семпликэ) — просто.

Smorzando (сморцандо) — угасая, замирая .

Tranquillo (транквилло) — спокойно.

Модуль 3. Учебно-тематический план 3 года обучения


Тема занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2


Роль осетинской гармоники в осетинской музыкальной культуре.

2

2


Совершенствование техники игры на осетинской гармонике

10


10

Работа над программным репертуаром

10

2

8

Аккомпанемент.

6


6

Импровизация. Чтение нот с листа

10


10

Ансамблевая работа

10


10

Подбор по слуху

4


4

Музыкальная грамота

4

4


Концертные выступления

4


4

Беседы

2

2


Посещение концертов, театров

4


4

Итоговые занятия

4


4


Итого:

72

12

60


Содержание программы 3 года обучения


Тема 1. Вводное занятие. Теория: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.


Тема 2. Роль осетинской гармоники в осетинской культуре. Теория: Осетинская гармошка - основной инструмент народной музыки. Развитие искусства игры на гармошке. Исполнители. Гармошка - солирующий инструмент в оркестрах, ансамблях .


Тема 3. Совершенствование техники игры на осетинской гармонике. Практика: Упражнения на развитие кистевой пластики; на растяжку пальцев. Гаммы, арпеджио, этюды. Отработка техники левой руки, равномерное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре инструмента.


Тема 4. Работа над программным репертуаром. Теория: Знакомство с произведением, биографией, творчеством композиторов Освоение выразительных и технических средств в музыке. Практика: Аппликатура , удобная для обучающегося, способствующая реализации художественного образа. Создание целостного художественного образа с помощью средств музыкальной выразительности.


Тема 5. Аккомпанемент: Практика: Умение аккомпанировать себе и своим сверстникам при исполнении несложных произведениий. Подбор аккомпанемента.


Тема 6. Импровизация. Чтение нот с листа. Практика: Совершенствование навыков импровизации и чтения нот с листа.


Тема 7. Ансамблевая работа. Практика: Умение играть в ансамбле, слушать другие партии, инструменты. Системная работа над навыками исполнительского мастерства и профессионализма


Тема 8. Подбор по слуху. Практика: Дальнейшее развитие музыкального слуха, подбор простейших мелодий на слух. Транспонирование.


Тема 9. Музыкальная грамота. Теория: Углубление теоретических знаний. Расширение знаний о жанрах и формах музыкальных произведений и особенностях стиля музыки. Дальнейшее изучение музыкальных терминов, динамических оттенков. Тональности до 5 знаков в ключе. Трезвучия главных ступеней. Септаккорды. Мотив, фраза, секвенция, реприза, канон. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешения.


Тема 10. Концертные выступления. Практика: Выступление воспитанников объединения на концертах, конкурсах соло и в ансамбле. Выработка уверенного поведения на сцене. Преодоление сценического волнения. Умение анализировать выступление.


Тема 11. Беседы. Теория: Беседа «Творчество Б. Г. Газданова. Вклад в развитие музыкальной культуры Осетии»

Тема 12. Посещение концертов, театров. Практика: Посещение театрального музея им. Тхапсаева, академических концертов ДМШ им. Чайковского, выступлений выдающихся музыкантов – исполнителей с последующим обсуждением.


Тема 13. Итоговые занятия. Практика: Отчетные концерты. Исполнение музыкальных произведений соло и в ансамбле.


Ожидаемые результаты

3 год обучения

обучающийся должен:

знать: теоретический и практический материал программы.


уметь: различать выразительные средства музыки, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно-эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, уметь самостоятельно работать над музыкальным текстом и технически грамотно исполнять его, играть в ансамбле, выступать на сцене


Этапы педагогического контроля


Сроки

Промежуточный, итоговый контроль

Формы контроля

Декабрь

2 разнохарактерных пьес

Академический концерт

Май


2 разнохарактерных пьес

Ансамбль

Академический концерт


Примерный репертуар академического концерта и итогового занятия


Стартовый уровень

1 полугодие

1. М. Бугоев «Симд»;

2. Ф.Алборов «Девичий танец»

2 полугодие

1. З.Хабалова «Мелодия Гыцци»;

2. «Танец Шамиля» нар

Базовый уровень


1 полугодие

1. В. Цопбоев «Симд»

2. «Зилгæ» нар

2 полугодие

1.«Туальский симд» нар

2. «Малита»


Примерный репертуар


3 год обучения

«Туальский симд» обр. Б.Газданов;

«Девичий танец» Ф. Альборов;

«Алагирский танец» Н. Дзугаев;

«Симд» М. Бугоев;

«Танец Дзерассы» Н. Петров;

«Симд» Б.Кокаев;

«Симд» В. Цопбоев;

«Мелодия Гыцци» З.Хабалова;

«Дидинаг» Б.Газданов;

«Зилга» н.;

«Танец Шамиля» н.;

«Заманкульский симд» н.;

«Молодежная хонга» Бараков;

«Амонды балас» Салбиев;

«Танец старейшин» н.;

«Симд» Д.Хаханов;

«Ахсарыл сыфтар нал хацы»; Б. Газданов;

«Бахсави баста ныссабыр» н.;

«Лаууы ма зардыл» И. Мистулова;

«Малита» каб. мел;


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


ТЕМПЫ:

Accelerando (аччелерандо) — ускоряя.

Adagio (адажио) — медленно.

Allargando (алларгандо) — расширяя, замедляя.

Allegretto (аллегретто) — медленнее, чем allegro.

Allegro (аллегро) — быстро.

Andante (андантэ) — умеренно, темп спокойного шага.

Andantino (андантино) — немного скорее, чем andante.

Grave (гравэ) — медленно, строго.

Largo (ларго) — очень медленно, широко.

Lento (ленто) — медленно.

Moderato (модэрато) — сдержанно.

Prestissimo (прэстисимо) — очень быстро.

Presto (прэсто) — быстро.

Rallentando (раллентандо) — замедляя.

Ritenuto (ритэнуто) — постепенно замедляя.

Rubato (рубато) — в свободном темпе.

Vivo (виво), vivace (виваче) — живо, быстрее, чем allegro.


ШТРИХИ:

Legato (легато) — играть связанно.

Marcato (маркато) — выделяя, подчеркивая.

Non legato (нон легато) — не связанно.

Portamento (портамэнто) — играть не связанно, но протяжно.

Staccato (стаккато) — играть отрывисто; у смычковых извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

Agitato (ажитато) — взволнованно.

Animate (анимато) — оживленно, с воодушевлением.

Brilliante (бриллианте) — блестяще.

Commodo (коммодо) — спокойно, удобно.

Con brio (кон брио) — с «огнем».

Contabile (контабиле) — певуче.

Dolce (дольче) — нежно.

Energico (энерджико) — энергично, решительно.

Espressivo (эспрессиво) — выразительно.

Grandiose (грандиозо) — величаво.

Grazioso (грациозо) — изящно.

Leggiero (лежиеро) — легко.

Maestoso (маэстозо) — торжественно.

Risoluto (ризолюто) — решительно.

Semplice (семпликэ) — просто.

Smorzando (сморцандо) — угасая, замирая .

Subito (субито) — внезапно, сразу.

Tranquillo (транквилло) — спокойно.

Модуль 4. Учебно-тематический план 4 года обучения


Тема занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1


«Роль осетинской гармоники в осетинской культуре».

1

1


Совершенствование техники игры на осетинской гармонике

20

2

18

Работа над программным репертуаром

14

1

13

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса у обучающихся

8


8

Аккомпанемент. Импровизация. Чтение нот с листа

6


6

Ансамблевая работа

6


6

Подбор по слуху

4


4

Музыкальная грамота

4

4


Концертные выступления

4


4

Итоговые занятия

4


4


Итого:

72

9

63


Содержание 4 года обучения


Тема 1. Вводное занятие. Теория: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.


Тема 2: «Роль осетинской гармоники в осетинской культуре». Теория: Хроматическая и диатоническая гармошки. Появление видов. Различие в технике исполнения. Произведения для осетинской гармоники.


Тема 3: Совершенствование техники игры на осетинской гармонике Теория: Ритмические рисунки. Малые и большие триоли. Практика: Упражнения на развитие кистевой пластики, моторики руки, растяжку пальцев. Совершенствование технической оснащенности (частичное использование при игре большого пальца правой руки). Развитие беглости пальцев. Расширение приемов репетиционной техники левой руки, равномерное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре инструмента. Работа над выразительностью звучания инструмента. Совершенствование техники управления мехом. Приобретение технической выносливости. Достижение легкости свободного владения инструментом. Приобретение прочных индивидуальных навыков исполнительского мастерства. Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины при игре гамм, арпеджио и аккордов, музыкальных произведений.


Тема 4: Работа над программным репертуаром. Теория: Знакомство с произведением. Краткая биография и творчество композитора , эпоха, стилистические особенности музыкального языка, содержание произведения, характер, сюжет, темп, форма, структура произведения. Практика: Освоение выразительных и технических средств. Работа над произведением, выразительными средствами, характером и т.д. Правильная фразировка – одна из основ выразительного исполнения. Овладение приемами звукоизвлечения мехом, исполнение ряда штрихов (sforzando, marcato, portamento, некоторые виды staccato, tremolo и т.п.). Технические трудностей, преодоление которых является основным условием свободы и выразительности исполнения. Аппликатура, удобная для обучающегося , способствующая реализации художественного образа. Создание целостного художественного образа


Тема 5:Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса обучающихся. Практика: Посещение концертов, прослушивание аудио- и видеозаписей с последующим обсуждением и анализом произведений.


Тема 6. Аккомпанемент. Импровизация. Чтение нот с листа. Практика: Совершенствование навыков чтения нот с листа. Умение аккомпанировать несложные произведения себе и своим сверстникам. Подбор аккомпанемента.


Тема 7. Ансамблевая работа. Практика: Формирование исполнительского состава ансамбля. Распределение партий, соответствие исполнительским возможностям. Системная работа над навыками исполнительского мастерства и профессионализма. Репетиция, как творческий процесс.


Тема 8. Подбор по слуху. Практика: Дальнейшее развитие навыков подбора простейших мелодий на слух. Транспонирование.


Тема 9. Музыкальная грамота. Теория: Углубление теоретических знаний. Расширение знаний о жанрах и формах музыкальных произведений и особенностях стиля музыки. Дальнейшее изучение музыкальных терминов. Характерные приемы динамических оттенков, динамики, выделение атаки звука: акцент и sfоrzando. Тональности до 4-х знаков в ключе. Трезвучия главных ступеней. Септаккорды. Мотив, фраза, секвенция, реприза, канон. Музыкальная форма и содержание произведения.


Тема 10. Концертные выступления. Практика: Выступление воспитанников объединения на концертах, конкурсах. Выработка уверенного поведения на сцене. Преодоление сценического волнения. Умение анализировать выступление.


Тема 11. Итоговые занятия. Практика: Отчетные концерты. Исполнение музыкальных произведений соло и в ансамбле.


Ожидаемые результаты 4 год обучения

обучающийся должен

знать: теоретический и практический материал программы.


уметь: овладеть выразительными и техническими средствами. Работать самостоятельно над произведением, выразительными средствами, характером и т.д. Владеть приемами звукоизвлечения мехом, исполнением ряда штрихов (sforzando, marcato, portamento, некоторыми видами staccato, tremolo и т.п.).


Этапы педагогического контроля


Сроки

Промежуточный, итоговый контроль

Формы контроля

Декабрь

Исполнение 2 произведений разнохарактерных +ансамбль

Академический концерт

май

Исполнение 2 произведений разнохарактерных +ансамбль

Итоговое занятие


Примерный репертуар итогового занятия


Стартовый уровень

1 полугодие

1. «Абхаская мелодия нар;

2 . «Ногираг»-нар;

2 полугодие

1.Ф. Алборов « Концертная пьеса»;

2. «Кабардинская » нар

Базовый уровень

1 полугодие

1 .«Уаллæгкоймаг»нар

2. «Чеченская лезгинка» нар

2 полугодие

1. «Аджарский» гр.т.

2. Б. Газданов «Хонгæ»



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

год обучения

1.«Уаллæгкоймаг»нар; 2.«Картули»гр.танец; 3.«Аджарский»; гр.танец

4. «Концерт Шаталова фортепиано с гармоникой»;

5. «Чеченская лезгинка» нар;

6. « Абхаская мелодия» нар;

7. «Концертная пьеса»Ф.Алюоров;

8. «Къафа» нар;

9. «Абхазский наигрыш» обр А. Баскаева;

10. «Хонгæ» Б.Газданов;

11. «Кинтаури» гр. мел;

12. «Юго-Осетинский симд» В.Наниев;

13. «Ногираг»-нар;

14. «Кабардинская» нар;

15. «Адыгейская» нар;

16. «Лакский» нар;

17. «Дагестансикй танец» нар;

18. «Лезгинка» нар;

19. «Концертная пьеса» Шаталов ;

20. «Круговой свадебный» нар;

21. «Аварский» нар» нар

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


ТЕМПЫ:

Accelerando (аччелерандо) — ускоряя.

Adagio (адажио) — медленно.

Allargando (алларгандо) — расширяя, замедляя.

Allegretto (аллегретто) — медленнее, чем allegro.

Allegro (аллегро) — быстро.

Andante (андантэ) — умеренно, темп спокойного шага.

Andantino (андантино) — немного скорее, чем andante.

Grave (гравэ) — медленно, строго.

Largo (ларго) — очень медленно, широко.

Lento (ленто) — медленно.

Moderato (модэрато) — сдержанно.

Prestissimo (прэстисимо) — очень быстро.

Presto (прэсто) — быстро.

Rallentando (раллентандо) — замедляя.

Ritenuto (ритэнуто) — постепенно замедляя.

Rubato (рубато) — в свободном темпе.

Vivo (виво), vivace (виваче) — живо, быстрее, чем allegro.


ШТРИХИ:

Glissando (глиссандо) — скользя.

Legato (легато) — играть связанно.

Marcato (маркато) — выделяя, подчеркивая.

Martele (мартэле) — у фортепиано staccato большой силы, у смычковых каждый звук извлекается твердым движением смычка в разные стороны с резкой остановкой.

Non legato (нон легато) — не связанно.

Pizzicato (пиццикато) — у струнных игра щипком пальцев по струнам.

Portamento (портамэнто) — играть не связанно, но протяжно.

Staccato (стаккато) — играть отрывисто; у смычковых извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

Agitato (ажитато) — взволнованно.

Animate (анимато) — оживленно, с воодушевлением.

Brilliante (бриллианте) — блестяще.

Commodo (коммодо) — спокойно, удобно.

Con brio (кон брио) — с «огнем».

Contabile (контабиле) — певуче.

Dolce (дольче) — нежно.

Energico (энерджико) — энергично, решительно.

Espressivo (эспрессиво) — выразительно.

Grandiose (грандиозо) — величаво.

Grazioso (грациозо) — изящно.

Leggiero (лежиеро) — легко.

Maestoso (маэстозо) — торжественно.

Risoluto (ризолюто) — решительно.

Semplice (семпликэ) — просто.

Smorzando (сморцандо) — угасая, замирая .

Subito (субито) — внезапно, сразу.

Tranquillo (транквилло) — спокойно.

Модуль 5. Учебно-тематический план 5 года обучения


Тема занятий

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие.




«Выдающиеся исполнители на осетинской гармонике»

1

1


Совершенствование техники игры на осетинской гармонике

20

2

18

Работа над программным репертуаром

15

2

13

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса у обучающихся

8


8

Аккомпанемент. Импровизация. Чтение нот с листа

6


6

Ансамблевая работа

6


6

Подбор по слуху

4


4

Музыкальная грамота

4

4


Концертные выступления

4

2

2

Итоговые занятия

4


4


Итого:

72

11

61


Содержание 5 года обучения

Тема 1: Вводное занятие. Теория : Беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.


Тема 2: «Выдающиеся исполнители на осетинской гармонике». Теория: Б. Газданов, его вклад в развитие национальной музыки. Разработка системы нотного исполнения на осетинской гармонике. Искусство Булата Газданова, Венеры Дзерановой, Симы Ревазовой, Ирины Мистуловой.


Тема 3: Совершенствование техники игры на осетинской гармонике. Теория: Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины при игре гамм, арпеджио и аккордов, музыкальных произведений. Практика: Упражнения на развитие кистевой пластики, моторики руки, растяжку пальцев. Совершенствование техники игры на гармонике. Работа над выразительностью звучания инструмента. Совершенствование техники управления мехом. Приобретение технической выносливости. Достижение легкости свободного владения инструментом. Приобретение прочных индивидуальных навыков исполнительского мастерства.


Тема 4: Работа над программным репертуаром. Теория: Знакомство с произведением, его автором. Краткая биография и творчество композитора, эпоха, стилистические особенности музыкального языка, содержание произведения, характер, сюжет, темп, форма, структура произведения. Практика: отработка произведений соло и в ансамбле. Подготовка к итоговой аттестации.


Тема 5: Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса обучающихся Практика: Посещение концертов, прослушивание аудио- и видео записей с последующим обсуждением и анализом произведений.


Тема 6: Аккомпанемент. Импровизация. Чтение нот с листа. Практика: Совершенствование навыков чтения нот с листа. Умение аккомпанировать несложные произведения себе и своим сверстникам. Подбор аккомпанемента.


Тема 7: Ансамблевая работа. Практика: Распределение партий, соответствие исполнительским возможностям. Системная работа над навыками исполнительского мастерства и профессионализма. Репетиция, как творческий процесс.


Тема 8: Подбор по слуху. Практика: Дальнейшее развитие навыков подбора простейших мелодий на слух. Транспонирование.


Тема 9: Музыкальная грамота. Теория: Углубление теоретических знаний. Расширение знаний о жанрах и формах музыкальных произведений и особенностях стиля музыки. Дальнейшее изучение музыкальных терминов.


Тема 10. Концертные выступления. Практика: Выступление воспитанников объединения на концертах, конкурсах. Выработка уверенного поведения на сцене. Умение анализировать выступление.


Тема 11. Итоговые занятия. Практика: Итоговая аттестация - экзамен. Исполнение музыкальных произведений соло и в ансамбле.

Ожидаемые результаты

5 год обучения

обучающийся должен:

знать: теоретический и практический материал программы, жанры и формы музыкальных произведений и особенности стиля музыки.


уметь: совершенствовать технику управления мехом.

Быть технически выносливым, легко, свободно владеть инструментом.

Применять приобретенные прочные индивидуальные навыки исполнительского мастерства.


Этапы педагогического контроля


Сроки

Промежуточный, итоговый контроль

Формы контроля

Декабрь

Исполнение 2 произведений разнохарактерных +ансамбль

Академический концерт

май

Исполнение 2 произведений разнохарактерных +ансамбль

Экзамен


Примерный репертуар для итогового занятия


Стартовый уровень

1 полугодие

1.« Паппури на тему «Чеченских мелодии»;

2 . С.Ревазова «Симд»

2 полугодие

1.Б.Шаталов « Концертная пьеса»;

2. «Къах-Къухтыл цагъд » нар

Базовый уровень

1 полугодие

1 .«Заманкульская хонга» нар;

2. «Чеченская лезгинка» нар

2 полугодие

1. С.Дзуцев «Ламардойнаг»

2. «Абхазская мелодия» нар;


Примерный репертуар


5 год обучения

«Аланы в походе» С.Дзуцев;

«Куртатинская» С.Дзуцев;

« Паппури на тему «Чеченских мелодии»;

«Концертная пьеса» Ф.Алборов;

«Къах-къухтыл кафт» обр Б.Газданов;

«Даргаская мелодия» С.Дзуцев

« Концерт гармоники с фортепиана 2 часть» Б.Шаталов;

«Ламардойнаг» С.Дзуцев;

«Старинная хонгæ» обр.Б.газданов;

«Зарина» С.Ревазова;

«Заманкульская хонгæ» нар;

«Хонга и круговой» Б.Газданов;

«Танец Эльды» С.Ревазова;

«Ханты цагъд» обр Б.Газданов;

«Абхазская мелодия» нар;

16 «Арыдойнаг хонгæ» И.Мистулова;

17. «Дзиго» С. Ревазова;

18. «Симд» С.Ревазова;

19. «Горянка» Н.Петров;

20. «Осетинская танцевальная» Н.Петров;

21. «Прощальный танец» Н.Петров;

22. «Кима» С.Ревазова;

23. «Ах,любовь» Ф.Алборов;

24. «Дидинæг» Б.Газданов;

25. «Славься» М. Глинка; 26. «Сиртаки» гр.нар. муз


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


ТЕМПЫ:

Accelerando (аччелерандо) — ускоряя.

Adagio (адажио) — медленно.

Allargando (алларгандо) — расширяя, замедляя.

Allegretto (аллегретто) — медленнее, чем allegro.

Allegro (аллегро) — быстро.

Andante (андантэ) — умеренно, темп спокойного шага.

Andantino (андантино) — немного скорее, чем andante.

Grave (гравэ) — медленно, строго.

Largo (ларго) — очень медленно, широко.

Lento (ленто) — медленно.

Moderato (модэрато) — сдержанно.

Prestissimo (прэстисимо) — очень быстро.

Presto (прэсто) — быстро.

Rallentando (раллентандо) — замедляя.

Ritenuto (ритэнуто) — постепенно замедляя.

Rubato (рубато) — в свободном темпе.

Vivo (виво), vivace (виваче) — живо, быстрее, чем allegro.


ШТРИХИ:

Glissando (глиссандо) — скользя.

Legato (легато) — играть связанно.

Marcato (маркато) — выделяя, подчеркивая.

Martele (мартэле) — у фортепиано staccato большой силы, у смычковых каждый звук извлекается твердым движением смычка в разные стороны с резкой остановкой.

Non legato (нон легато) — не связанно.

Pizzicato (пиццикато) — у струнных игра щипком пальцев по струнам.

Portamento (портамэнто) — играть не связанно, но протяжно.

Staccato (стаккато) — играть отрывисто; у смычковых извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

Agitato (ажитато) — взволнованно.

Animate (анимато) — оживленно, с воодушевлением.

Brilliante (бриллианте) — блестяще.

Commodo (коммодо) — спокойно, удобно.

Con brio (кон брио) — с «огнем».

Contabile (контабиле) — певуче.

Dolce (дольче) — нежно.

Energico (энерджико) — энергично, решительно.

Espressivo (эспрессиво) — выразительно.

Grandiose (грандиозо) — величаво.

Grazioso (грациозо) — изящно.

Leggiero (лежиеро) — легко.

Maestoso (маэстозо) — торжественно.

Risoluto (ризолюто) — решительно.

Semplice (семпликэ) — просто.

Smorzando (сморцандо) — угасая, замирая .

Subito (субито) — внезапно, сразу.

Tranquillo (транквилло) — спокойно.

Методическое обеспечение


Основные методы организации занятий:

Словесный: устное изложение изучаемого материала; беседа с обучащимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).

Наглядный: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.

Практический: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над произведением.

На занятиях используются такие методы, как:

слуховой;

зрительный;

репродуктивный;

фонетический.

В процессе работы на первом году обучения педагог должен познакомить ребенка с инструментом, обучить его способам звукоизвлечения, первоначальным игровым движениям, дать понятие о длительностях и высоте звуков.

Педагогу важно пробудить интерес ребенка к занятиям, желание вслушиваться в музыку, научить его воспринимать простейшие музыкальные образы. Исполнение педагогом различных пьес также повышает интерес обучающегося к музыке.

С первых занятий педагог должен приучить ребенка вслушиваться и анализировать своё исполнение, добиваться качества звучания.

На протяжении всего периода обучения обучающегося необходимо приучать к домашней работе, закреплять полученные знания, развивать технику игры. От организации условий и методов домашних занятий зависит их результативность. Для этого необходим контакт с родителями. Педагог обязательно должен приглашать родителей на открытые и итоговые занятия, концертные выступления, чтоб они видели результат работы.

Преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, уже на первых занятиях может оценить уровень общих способностей ребенка, однако, более точное прогнозирование развития обучающегося происходит примерно к окончанию второго года обучения, когда сформируются и разовьются основные исполнительские навыки и умения. Именно комплекс общих музыкальных данных, высокий уровень исполнительского мастерства, творческое отношение к исполняемым произведениям, сценичность будут определять дальнейшую направленность развития.

Педагог должен воспитывать в детях чувство уверенности, воли, выдержки, сосредоточенности, ответственности, должен уметь выявлять одаренных детей среди общего числа воспитанников, стремиться понять ребенка как личность, и при наличии ярко выраженных музыкальных способностей обучающегося помочь с выбором будущей профессии.

Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению ребенком навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.

На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.

Ребенок, с помощью педагога, должен реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно, воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на гармошке и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ребенку необходимо научиться объективно, оценивать свой труд, анализировать удачи и неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими обучающимися.

В работе с обучающимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ребенка, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих обучающихся.

Работа педагога будет более продуктивной, если он будет работать в тесной связи с родителями. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые занятия, концерты для родителей, участие в концертах различного уровня.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающего индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Необходимым условием для успешного обучения на гармошке является формирование у ребенка уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа.

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ребенка слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности гармошки.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

периодичность занятий – каждый день;

объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также индивидуальные способности ребенка.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятии.

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

игра технических упражнений, разбор новых произведений или чтение с листа более легких произведений;

выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;

работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем);

доведение произведения до концертного вида;

проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом;

повторение ранее пройденных произведений.


Приложение

Беседа «Осетинские народные музыкальные инструменты»


Народная музыка Осетии развивалась, как искусство устной традиции, представленное песнями, сказаниями, а также инструментальными наигрышами.

Осетинские народные инструменты делятся на струнные, духовые и ударные.

Струнные инструменты делятся на смычковые (хъисын фæндыр) и щипковые (дыууадæстанон - род арфы и далафæндыр).

Наиболее древним и самым распространенным инструментом был хъисын фæндыр. До нас он дошел в виде трехструнного инструмента с лукообразным смычком, без ладов.

Большой популярностью пользовался щипковый инструмент – дала фæндыр. К щипковым осетинским инструментам относятся также дыууадæстанон, что в переводе на русский язык означает «двенадцатиструнный». Из духовых был популярен свистящий инструмент «уадынз» флейтового типа. Другим духовым инструментом, ныне уже вышедшим из употребления, является малый «уадынз», разновидность волынки.

Ударные инструменты являются необходимым элементом во время танцев и служат для выбивания ритма. «Гумсач» - примитивный барабан, состоящий из деревянного цилиндра, обтянутого с двух сторон бараньей кожей. Къæрцганæн - состоит из семи или девяти деревянных дощечек, нанизанных на ремень. Чтобы при исполнении дощечки не ударялись друг о друга, между ними помещаются палочки. Исполнитель резким или слабым движением руки заставляет дощечки ударяться о промежуточные палочки, вызывая этим строго ритмический шумовой эффект.

В нартских сказаниях не раз можно встретить упоминание о фæндыре. Этот народный термин оказался очень устойчивым, он применялся по отношению к нескольким струнным инструментам. Во второй половине 19 века, когда в быту осетинского народа большую популярность стала приобретать гармошка, почти вытесняя из обихода все осетинские инструменты, она также получила название «фæндыр». Появлению этого инструмента в народном творчестве Осетии способствовало соседство с казаками (терскими, кубанскими). На гармошке преимущественно играли девушки.

Следует заметить, что заимствование гармошки осетинами не было пассивным явлением. Местные мастера создавали своеобразные разновидности этого инструмента. Она стала более звучной, с глубоким и сочным тембром, с разливом голосов, напоминающих эхо в горах. Реконструкцию этого инструмента делали местные мастера, приближая его по тембру голосов и по ладовому строению к народному осетинскому творчеству. Это была однородная гармошка на диатонической ладовой основе. Такая гармоника применяется и сейчас. Но в настоящее время гармоника, сохраняя свои основные тембровые качества, стала хроматической, что позволило этот инструмент применять в профессиональном исполнении, как в качестве солирующего, так и аккомпанирующего инструмента. С большим успехом применяется этот инструмент в составе оркестра народных инструментов для исполнения произведений композиторов Северного Кавказа и Закавказья, а также концертных обработок национальной народной музыки этих регионов.


Список использованной литературы


Акимов Ю. «Школа игры на баяне»; 1985г.

Алборов Ф. Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992г.

Газданов Б. «Школа игры на осетинской гармонике» (1-2 кл. для детских музыкальных школ); 2003г

Двилянский М. «Самоучитель игры на баяне»; 1988г.

Лушников В. «Школа игры на аккордеоне»; 1988г.

Мирек А. «Гармоника. Прошлое и настоящее» -М; 1994г.

Ревазова С. Пьесы, этюды, ансамбли и песни для осетинской гармоники.

Хосроева Л. Альбом пьес и этюдов для осетинской гармоники -1,2,3 класс

Хосроева Л. «Музыкальный сборник»; 1989г.

Шаталов Б. «Музыка народов Кавказа»

Шегрен А. Религиозные обряды осетин, // «Кавказ»1846.

С.Дзуцев «Пьесы и ансамбли» 2019г

Б. Газданов «Пьесы, ансамбли и аккомпанементы» 2010г


Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:


1. Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна [Нот. изд.] / Е. Лёвин, С. Мажукина. – Вып. 2 – Рн/Д.: Феникс, 2014.

2. Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна [Нот. изд.] / Ю. Шишкин, Е. Лёвин. – 2-е изд., доп. – Рн/Д.: Феникс, 2014.

3. Ансамбли для баянов и аккордеонов [Нот .изд.] / Р. Гречухина . – СПб. Композитор, 2004.

4. Архипова, Л.И. Мы – музыканты, яркие таланты. Сборник пьес и песен для баяна (аккордеон).

5. Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен [Текст с нот.] / Р. Бажилин. – Учеб. пособие. – М.: Изд-во В. Катанского, 2008 .

6. Акимов,Ю.Т. Чтение нот с листа // Баян и баянисты, сборник методических материало. М. Советский композитор, 1970.- с. 111-122.

7. Барейбойм, Л. Путь к музицированию / Л. Барейбойм. – Л., 1973.-77с. 8. Майкапар, С. М. Музыкальный слух.- Петроград, 1915. -.10.

9. Маркс, А. Б. Всеобщий учебник музыки.- М., 1881.- 385с.

10. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М.Теплов.- М., Л. : Изд-во Академии пед. Наук, 1947. – 335с.

11. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов / Р. Шуман // О музыке и музыкантах. Собр. ст. в 2т. [Сост. текстол. ред. коммент. .и указ . Д. В. Житомирского]. – М. : Музыка, 1979. – Т. 2-Б. – С. 175-182.

12. Шахов, Г. Игра по слуху, чтению с листа и транспонирование в классе баяна Г. Шахов. – М.: «Музыка», 1987. -187 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации