Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука безопасности»
Дополнительная общеобразовательная программа –
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука безопасности»
Автор: Хвастушина Елена Альфредовна, воспитатель высшей категории
«Я не боюсь ещё и ещё повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В этих условиях особую актуальность приобретает знание правил основ безопасности жизнедеятельности. Безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность темы «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
На данном этапе, в соответствии с ФГОС (одним из направлений развития является «Социально-коммуникативное развитие», в которое входит раздел «Безопасность»), содержание которого направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизни и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Предупреждение потенциальной опасности – это знание основ безопасности, а именно, формирование у дошкольников основных понятий об опасных ситуациях, выработка умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Программа факультатива
«Азбука безопасности» для детей 3 – 4 лет
Цель: Формирование у детей основ здорового образа жизни и безопасного поведения; потребность к повседневной двигательной деятельности
Задачи:
- прививать детям первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
- дать элементарные представления об опасных ситуациях, собственной безопасности, причинах их возникновения и правилах поведения;
Место в режиме: 1 раз в неделю, вторая половина дня, длительностью не более 15 минут.
Количество факультативных занятий в год – 31
Материально – технические условия: факультатив проводится в группе; для совместной деятельности имеются столы, стулья, плакаты, демонстрационный и раздаточный материал, шапочки для подвижных игр, материал для продуктивной деятельности.
Формы и методы проведения совместной деятельности:
- словесные методы: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические методы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, опытно-исследовательская деятельность;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, организация дидактических и сюжетно-ролевых игр, продуктивные виды деятельности (на закрепление), прогулки и экскурсии.
Планируемые результаты освоения программы:
«Здоровье ребенка»
- знает о значении гигиенических процедур и правила гигиены;
- знаком с элементарными навыками охраны жизни и здоровья;
- знает понятие «полезные продукты», «витамины» и их значение для здоровья;
- знает, из каких частей состоит тело человека, роли органов чувств;
«Ребенок на улицах города»
- знает название города, улицы, на которой расположены дом, детский сад;
- узнает общественные здания, находящиеся на улице: школу, магазин, поликлинику;
- знает о значении цветов светофора и правилах движения по его сигналу, пешеходы должны ходить по тротуару, машины – ездить по дороге;
«Опасные предметы»
- знает предметы, опасные для жизни и здоровья, встречающиеся в быту; умеет классифицировать;
- имеет элементарные представления о безопасном поведении;
- знает элементарные правила поведения дома.
«Ребенок на природе»
- описывает внешний вид домашних и диких животных;
- знает элементарные правила обращения с ними;
- знают понятия «снег», «сосульки» и опасности, которые они могут представлять.
Перспективный план работы факультатива
«Азбука безопасности» для детей 3-4 лет
Месяц | Тема блока, цели | Формы работы | Содержание работы |
Сентябрь | Давайте познакомимся Цели: развивать умение называть свою фамилию, имя, имена членов семьи и сотрудников детского сада; иметь элементарные представления о работе сотрудников детского сада. | 1-2 недели | Мониторинг |
3 неделя Дидактическая игра Пальчиковая гимнастика |
«Кто это?» Рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья» «Моя семья» | ||
4 неделя Беседа Чтение стихотворения | «Кто заботится о детях в детском саду» Е. Благинина «Полюбуйтесь – ка, игрушки» | ||
Октябрь | Ребенок на улицах города Цели: учить ориентироваться в окружающем пространстве; уточнить знания о том, где можно ходить людям, где можно ездить машинам, обратить внимание на то, что игры на проезжей части опасны. Уточнить знания о значении цветов светофора и правилах движения по его сигналу | 1 неделя Дидактическая игра (целевая прогулка) | «Мы идем по улице» |
2 неделя Беседа | «О чем говорит светофор?» | ||
3 неделя Продуктивная деятельность (Аппликация) | «Наш друг - Светофор» | ||
4 неделя Рассматривание Подвижная игра | «Какие бывают машины» «Цветные автомобили» | ||
Ноябрь | Ребенок и природа Цели: познакомить детей с домашними и дикими животными; учить осторожному обращению с ними; учить выразительно выполнять упражнения в играх – имитациях; воспитывать заботливое отношение к ним, дать понятие о снеге, сосульках и об опасностях, которую они могут представлять. | 1 неделя Игра - беседа | «Как правильно обращаться с домашними животными» |
2 неделя Дидактическая игра | «Угадай, кто кричит» | ||
3 неделя Игра - беседа Подвижная игра | «Каким бывает снег» «Снежинки» | ||
4 неделя Беседа Игра для развития силы голоса | «Метель и пурга» «Метель» | ||
Декабрь | Ребенок дома Цели: формировать у детей элементарные знания правил поведения дома (привычку не трогать лекарства, спички, не влезать на высокие предметы) и их последствия; формировать сознательное отношение к своему здоровью. | 1 неделя Беседа | «Таблетки – не конфетки!» |
2 неделя Игра - ситуация | «Не играй со спичками – это опасно!» | ||
3 неделя Беседа | «Не влезай на высокие предметы» | ||
4 неделя Продуктивная деятельность (Лепка) | «Витамишки для Мишки» | ||
Январь | Тело человека Цели: уточнить знания, из каких частей состоит тело человека, определить роль отдельных органов с помощью экспериментов; развивать зрительно-моторную память и внимание | 3 неделя Игра - эксперимент | «Слушай во все уши!» |
4неделя Опытно-исследовательская деятельность | - пройти с закрытыми глазами; - послушать, зажав уши; - дотянуться до игрушки, стоящей на некотором расстоянии; - попрыгать и побегать, не сгибая колени; - взять предмет одной рукой с зажатыми в кулаке пальцами. | ||
5 неделя Чтение художественной литературы | Е. Пермяк «Про нос и язык» | ||
Февраль | Ребенок и его здоровье Цели: закрепить знания детей о культурно – гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены; прививать привычку к занятиям физической культурой. | 1 неделя Дидактическая игра | «Умею – не умею» |
2 неделя Игра – беседа | «Как лечить жирафика» | ||
3 неделя Игра | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» | ||
4 неделя Развлечение | «В гостях у Айболита» | ||
Март | Полезные продукты Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения; познакомить с обобщающими понятиями (молочные, хлебобулочные); воспитывать культуру общения | 1 неделя Беседа по картинкам Дидактическая игра | «Полезные продукты» «Чудесный мешочек» |
2 неделя Дидактическая игра | «Угадай на вкус» | ||
3 неделя Кукольный спектакль | «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» | ||
4 неделя Игра – тренинг | «На день рождения к кукле Кате» | ||
Апрель | Опасные предметы Цели: познакомить с предметами, опасными для жизни и здоровья, встречающимися в быту и на улице; учить делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними; закрепить правила обращения с опасными предметами. | 1 неделя Беседа | «Я знаю, что можно, что нельзя» |
2 неделя Дидактическая игра | «Раз, два, три, что может быть опасным – найди!» | ||
3 неделя Упражнение | «Не бери предметы, которые трогать нельзя» | ||
4 неделя Вечер загадок и отгадок | «В мире опасных предметов» | ||
Май | Пожарная безопасность | 1 неделя Чтение потешки Подвижная игра | «Пожар» «Мы - пожарные» |
2 неделя Развлечение | «Опасный огонек!» | ||
Выставка детско - родительских работ по теме «Пожарная безопасность» | |||
3-4 недели | Мониторинг |
Программа факультатива
«Азбука безопасности» для детей 4-5 лет
Цель: Формирование у детей представлений, знаний и навыков об основах безопасности жизнедеятельности
Задачи:
- закрепить у детей элементарные знания об опасных ситуациях;
- сформировать представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью;
- усвоить первоначальные знания о правилах безопасного поведения
Место в режиме: 1 раз в неделю, вторая половина дня, длительностью не более 20 мин.
Количество занятий в учебном году – 33
Материально – технические условия:
-факультатив проводится в группе. Для совместной деятельности имеются столы, стулья, мультимедийная установка, аудио и видеоаппаратура, аудио - и видеокассеты, диски, демонстрационный и раздаточный материал, макеты, наглядно – дидактический материал, шапочки для подвижных игр.
Формы и методы проведения совместной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
- беседы на тему безопасности жизнедеятельности;
- анализ различных ситуаций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
- игровая и продуктивная деятельность на тему безопасности;
- праздники и досуги.
Планируемые результаты освоения программы:
«Здоровье ребёнка»
- знаком с понятием «витамины»
- знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
- имеет представление о строении тела человека;
- имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
- знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
- имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у проезжей части и на перекрёстках опасно;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»
- правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
- имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
«Пожарная безопасность»
- знает о пользе и вреде огня;
- знает правила поведения в случае возникновения пожара;
«Ребёнок дома»
- знает предметы, которые являются источниками опасности;
- знает правила обращения и хранения опасных предметов;
- знает предметы, которыми нужно пользоваться с осторожностью.
«Ребёнок и природа»
- имеет представления о съедобных и ядовитых грибах;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
- нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
Перспективный план работы факультатива
«Азбука безопасности» для детей 4 - 5 лет
Месяц | Тема блока, цели | Формы работы | Содержание работы |
Сентябрь | Витамины всем полезны Цель: познакомить детей с понятием «витамины»; закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, воспитывать культуру питания | 1 неделя | Мониторинг |
2 неделя Беседа Дидактическая игра | «Витамины укрепляют организм» «Выбери нужную картинку» | ||
3 неделя Экскурсия по экологической тропе к объекту «Огород» Пальчиковая гимнастика | «Что за чудо – огород!!» «Овощи» | ||
4 неделя Художественная литература Чтение стихотворения Продуктивная деятельность (Аппликация) | Г. Шалаева «Витамины» Урожай собирай!» | ||
Октябрь | Мой организм Цель: дать первоначальные представления о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить распознавать запахи знакомых продуктов. Закреплять знания о том, как нужно заботиться о своем теле и о своем здоровье | 1 неделя Рассматривание схематического изображения строения человека | «Как работает мой организм» |
2 неделя Дидактическая игра -эксперимент | «Угадай по запаху » | ||
3 неделя Чтение стихотворения Пальчиковая гимнастика | М. Лазарева «Знай свое тело» «Сильные пальчики» | ||
4 неделя Тренинг Дидактическая игра | Обучение гимнастике для глаз «Что я вижу?» | ||
Ноябрь | Безопасность ребенка в быту Цель: познакомить детей с основными источниками опасности дома; обучать правильному поведению в различных ситуациях; учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами, воспитывать чувство самосохранения | 1 неделя Дидактическая игра |
«Найди опасный предмет» |
2 неделя Чтение стихотворения | Н. Ф. Гноева «Шел по городу волшебник» | ||
3 неделя Изготовление памятки | «Запомним эти правила» | ||
4 неделя Досуг | «В гостях у Знайки» | ||
Декабрь | Пожарная безопасность Цель: закрепить знания детей о пользе и вреде огня; продолжать формировать знания о противопожарной безопасности (действия в случае возникновения пожара). | 1 неделя Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова |
«Кошкин дом» |
2 неделя Дидактическая игра с элементами ТРИЗ | «Хорошо - плохо»
| ||
3 неделя Экскурсия в Пожарную часть | |||
4 неделя Изобразительная деятельность Подвижная игра | «Пожарная машина» «Пожарные» | ||
Январь | Ребенок на улице Цель: расширять знания об улице; развивать умения ориентироваться в пространстве (на улице). Продолжить работу по охране и укреплению здоровья детей. Познакомить с понятиями «пешеходный переход», «перекресток». Воспитывать культуру поведения на улице | 3неделя Творческая игра | «Транспорт» |
4неделя Чтение рассказа | Н. Носов «Автомобиль» | ||
5неделя Продуктивная деятельность | Изготовление коллажа «Моя улица» | ||
Февраль | Если хочешь быть здоров! Цель: закрепить знания о здоровом образе жизни, понимание важности занятий физкультурой, закаливанием, правильного питания и соблюдения режима, какие действия полезны, а какие вредны для здоровья; развивать умение обосновывать свое мнение; помочь осмыслить систему мероприятий, способствующих оздоровлению организма. | 1 неделя Создание портфолио ребенка Дидактическая игра | «Я и мое здоровье» «Малыши - крепыши» |
2 неделя Беседы о прочитанном на тему «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым» | Т. А. Шорыгина «Утренняя песенка» | ||
3 неделя Рассказывание историй из коллективного опыта | «Как нам делали прививки» | ||
4 неделя Спортивное развлечение | «В гостях у Айболита» | ||
Март | Электроприборы Цель: знакомить детей с бытовыми электроприборами, их назначением, правилами пользования; познакомить с работой мастера по стирке белья; воспитывать осторожность в обращении с ними и привычку слушать старших | 1 неделя Беседа Дидактическая игра | «Домашние помощники» «Найди опасный предмет» |
2 неделя Вечер загадок | «Предметы бывают разные – опасные и безопасные» | ||
3 неделя Экскурсия в прачечную детского сада | «Как стирают нам белье?» | ||
4 неделя Изготовление коллажа | «Мамины помощники» | ||
Апрель | Опасные предметы Цель: знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности в быту; учить правилам пользования опасными предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности; расширять знания о правилах хранения опасных предметов; воспитывать аккуратность и осторожность в обращении с нами | 1 неделя Беседа Дидактическая игра | «Колючие опасности» «Можно – нельзя» |
2 неделя Опытно-исследовательская деятельность | «Что мы можем делать ножницами, иглой, кнопками и другими опасными предметами» | ||
3 неделя Викторина | «Знаток правил безопасности» | ||
4 неделя Кукольный спектакль | «Незнайкины ошибки» | ||
Май | Ребенок и природа Цель: учить детей внимательно относиться к предметам живой и неживой природы; учить соблюдать осторожность; знакомить с правилами обращения с ними; учить различать съедобные и ядовитые грибы | 1 неделя Игра – беседа Дидактическая игра | «Собака, собака, ты чья?» «Покормим домашнее животное» |
2 неделя Теневой театр | «Осторожно, ядовито!» | ||
3 неделя Опытно-исследовательская деятельность Подвижные игры | «Какие изменения произошли с некоторыми комнатными растениями» «Солнышко и дождик» | ||
4 неделя | Мониторинг |
Программа факультатива
«Азбука безопасности» для детей 5 – 6 лет
Цель: Формирование у детей навыки осознанного безопасного поведения и умение самостоятельно применять их в повседневной жизни
Задачи:
- формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки;
- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- способствовать формированию привычки заботиться о своем здоровье
Место в режиме: 1 раз в неделю, вторая половина дня, не более 25 мин.
Количество занятий в учебном году – 32
Материально – технические условия:
-факультатив проводится в группе; для совместной деятельности имеются столы, стулья, мультимедийная установка, аудио и видеоаппаратура, аудио и видеокассеты, диски, плакаты, наглядно – дидактический материал, демонстрационный и раздаточный материал, макеты, дидактические игры, предметы одежды, шапочки для подвижных игр
Формы и методы проведения совместной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- тренинги;
- беседы, составление рассказов, игры – беседы
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
- игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
- праздники и досуги
Планируемые результаты освоения программы
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
- знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
- знает правила поведения во время грозы.
«Здоровье ребёнка»
- имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
- знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
- имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
«Ребёнок на улице»
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
«Ребёнок и другие люди»
- знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
- имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
«Ребёнок дома»
- знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- имеет представление о мерах пожарной безопасности;
- имеет представление о работе милиции.
Перспективный план работы факультатива
«Азбука безопасности» для детей 5-6 лет
Месяц | Тема блока, цели | Формы работы | Содержание работы | |
Сентябрь | Ребенок и природа Цель: дать представления о том, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы. Закрепить правила безопасного поведения во время пребывания на природе, иметь представления о причинах несчастных случаев, возникающих по вине человека; воспитывать бережное отношение к природе. | 1 неделя | Мониторинг | |
2 неделя Составление рассказа | «Земля – наш общий дом» «Случай во время грозы» | |||
3 неделя Продуктивная деятельность Словесная игра | Рисование на тему «Забавный случай во время семейной прогулки» «Да - нет» | |||
4 неделя Досуг | «Кто в лесу живет» | |||
Октябрь | Я и мой организм Цель: уточнять и расширять представления о своем теле, органах чувств; закрепить знания о роли зрения в жизни человека и необходимости беречь его; разучить упражнения гимнастики для глаз; способствовать формированию привычки заботиться о своем здоровье; дать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). | 1 неделя Работа с таблицей | «Изучаем свой организм» | |
2 неделя Дидактическая игра | «Видим, слышим, ощущаем» «О микробах и вирусах» | |||
3 неделя Тренинг | «Обучение гимнастики для глаз» | |||
4 неделя Непосредственно образовательная деятельность | «Смотри во все глаза» | |||
Ноябрь | Ребенок- пешеход Цель: вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения; познакомить с предупреждающими, указательными и запрещающими дорожными знаками; научить различать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»; учить составлять несложные рассказы; воспитывать умение самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни | 1 неделя Составление рассказа с использованием сюжетных картинок | «Случай на улице» | |
2 неделя Целевая прогулка к перекрестку | «Культура пешехода» | |||
3 неделя Чтение рассказа | Н. Носов «Автомобиль» | |||
4 неделя Интеллектуальная игра КВН | «Лучший знаток ПДД» | |||
Декабрь | Осторожно, огонь! Цель: дать представление о роли огня в жизни человека; учить детей выполнять основные правила пожарной безопасности; формировать представления о поведении при угрозе пожара | 1 неделя Игра - беседа Чтение стихотворения | «Огонь-друг, огонь-враг»
П. Юрциньш «Не шали с огнем» | |
2 неделя Экскурсия в Пожарную часть | ||||
3 неделя Тренинг | «Вызываем «01» | |||
4 неделя Изготовление коллажа | «Случай на лесной опушке» | |||
Январь | Витамины и здоровый организм Цель: закреплять знания детей о правильном питании, о пользе и значении витаминов; их названии и содержании в продуктах; формировать знания о правильном соотношении продуктов в рационе; навыки безопасного обращения с опасными предметами в быту, умения правильно ими пользоваться для приготовления некоторых блюд | 3 неделя Беседа | «Чтобы быть здоровыми» | |
4 неделя Практикум | «Готовим винегрет»
| |||
Февраль | Спорт - это здоровье Цель: Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни; выделить компоненты здоровья и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни | 1 неделя Игра - беседа | «Для чего нужна зарядка?» | |
2 неделя Придумывание мини – рассказа | «Зимние забавы» | |||
3 неделя Дидактическая игра | «Угадай вид спорта», «Вредно - полезно» | |||
4 неделя Физкультурный праздник |
«Удальцы- молодцы» | |||
Март | Ребенок среди людей Цель: развивать умения анализировать проблемные ситуации вне дома; учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, избегать их; соблюдать осторожность; воспитывать уверенность в себе | 1 неделя Моделирование ситуации | «Мое поведение при встрече с незнакомыми людьми» | |
2 неделя Дидактическая игра | «Свой, знакомый, чужой» | |||
3 неделя Тренинг | «Если дома ты один» | |||
4 неделя Изобразительная деятельность | «Ошибки сказочных героев» (по сказкам «Волк и семеро козлят», «Приключения Буратино», «Красная Шапочка») | |||
Апрель | Наши меньшие братья Цель: Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, что они не всегда ведут себя дружелюбно; испытывать осторожность при обращении с ними | 1 неделя Прослушивание песни с последующим обсуждением различных случаев из жизни | В. Шаинский «Не дразните собак» | |
2 неделя Дидактическая игра | «Отгадай – дорисуй» | |||
3 неделя Акция | «Помоги бездомным животным» | |||
4 неделя Творческое рассказывание | «Помоги Незнайке советом» | |||
Май | Опасные предметы Цель: Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать аккуратность в обращении с ними | 1 неделя Дидактическая игра | «Ножницы, катушки – это не игрушки!» | |
2 неделя Изготовление коллажа | «Наша кухня» | |||
3 неделя Интеллектуальная игра «Эрудит» | «Предметы бывают разные - опасные и безопасные» | |||
4 неделя | Мониторинг |
Программа факультатива
«Азбука безопасности» для детей 6 – 7 лет
Цель: формирование у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самоконтроль и ответственности за свое поведение.
Задачи:
- повысить уровень знаний у детей об опасных ситуациях, причинах их возникновения;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- формировать необходимые умения и навыки правильного поведения в сложных ситуациях;
- выработать у детей привычку безопасного поведения на улице и в быту.
Место в режиме: 1 раз в неделю, вторая половина дня, длительностью не более 30 мин.
Количество занятий в учебном году - 32
Планируемые результаты освоения программы
К семи годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться, а также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
- может предвидеть опасную ситуацию при использовании предметов без присутствия взрослых
«Пожарная безопасность»
- знает причины возникновения пожара;
- знает, какую информацию необходимо сообщить при вызове службы «01»,
- знает правила поведения во время пожара;
- знает, какими средствами тушится очаг возгорания
«Ребёнок и другие люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя вступать в разговор с незнакомцем, поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину, входить с ним в подъезд дома, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается проникнуть в квартиру, какой диалог вести с незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям;
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
«Ребёнок на улице»
- знает правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает правила поведения на улице, правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Перспективный план работы факультатива «Азбука безопасности» для детей 6-7 лет
Месяц | Тема блока, цели | Формы работы | Содержание работы |
Сентябрь | Ребенок и природа Цель: познакомить со съедобными и ядовитыми растениями; научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях педагога. дать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению; | 1 неделя | Мониторинг |
2 неделя Экскурсия на луг | Сбор природного материала для поделок и гербария | ||
3 неделя Дидактические игры | «Съедобный грибок, полезай в кузовок!» Лото «Грибы» «Определи растение по запаху» «Пернатые друзья» | ||
4 неделя Художественная литература | В. Бианки «Лесные домишки» | ||
Октябрь | Опасные предметы Цель: закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | 1 неделя Дидактические игры | «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» - командная игра-соревнование; «Узнай по описанию» |
2 неделя Чтение рассказа и беседа о прочитанном | Д.Орлова «Непослушные сто бед» | ||
3 неделя Дидактические игры | «В мире опасных предметов», «Нарисуй отгадку по описанию» | ||
4 неделя НОД | «Как уберечься от травм!» | ||
Ноябрь | Электроприборы Цель: обобщить знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилами пользования; активизировать умения избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать, уметь составлять описательный рассказ с точки зрения безопасности, используя художественное слово | 1 неделя Экскурсия в прачечную детского сада | |
2 неделя Беседа | «Чтобы не было беды» | ||
3 неделя Интеллектуальная игра | «Слабое звено» | ||
4 неделя Изобразительная деятельность | «Электрические приборы в нашей квартире» | ||
Декабрь | Пожарная безопасность Цель: выявить причины, способствующие возникновению пожара и меры предосторожности во время новогодних праздников и в повседневной жизни. Закрепить знания правил поведения во время пожара, знать, какую информацию необходимо сообщить по телефону « 01». Воспитывать желание сделать приятное другим детям | 1 неделя Тренинг | «Если в доме сильный дым - позвони по 01». |
2 неделя Чтение стихотворения | С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | ||
3 неделя Экскурсия в пожарную часть | |||
4 неделя Викторина | «Знатоки» | ||
Январь | Ребенок на улице Цель: Продолжать знакомить с правилами поведения на улице и на водоемах зимой; формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности; знакомить с мерами по предотвращению травматизма. Закреплять знания и свойства льда и с помощью практических действий сделать его не скользким (песок, соль) Учить правильно действовать в том случае, если потерялся. | 3 неделя Просмотр видеофильма | «Уроки тетушки Совы» |
4 неделя Беседа | «Правила поведения на водоемах в зимнее время года» | ||
Февраль | Правила дорожного движения Цель: уточнить представления детей о правилах уличного движения; значении сигналов светофора, сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами дорожного движения и необходимости их соблюдения. Уметь применять их в играх и повседневной жизни Познакомить с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте; Закрепить знания дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». | 1 неделя Дидактические игры | «Угадай транспорт» «Мы - водители» «Дорожные знаки» |
2 неделя Составление мини - рассказов | «Я иду в детский сад» | ||
3 неделя Заучивание стихотворения | Я. Пишумов «Постовой» | ||
4 неделя Викторина | «Что я знаю о правилах дорожного движения» | ||
Март | Ребенок среди людей Цель: Расширить знания детей о том, как вести себя с незнакомыми людьми в различных ситуациях (просят помощи, предлагают услуги, угощают); почему не следует гулять в одиночку. Познакомить с понятием выражения «внешность обманчива» | 1 неделя Моделирование ситуаций | «Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома» |
2 неделя Беседа | «Дворовые истории» | ||
3 неделя Дидактические игры | «Я начну, а ты продолжи» | ||
4 неделя Путешествие по русским народным сказкам | «Сказочная безопасность» | ||
Апрель | Растем здоровыми и сильными Цель: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям и самомассажу; Познакомить с характерными особенностями профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время; Закрепить знания о пользе занятий различными видами спорта для здоровья. | 1 неделя Беседа | «Сохрани свое здоровье сам» |
2 неделя Дидактические игры | «Мой день» «Что я знаю о своем организме?» | ||
3 неделя Музыкальная игра- драматизация | «Самый большой друг» | ||
4 неделя Тренинг | «Обучение самомассажу», «Гимнастика для глаз» | ||
Май | Здоровая пища Цель: Закрепить знания о том, что здоровье зависит от правильного питания; пища должна быть не только вкусной, но и полезной; познакомить с полезными продуктами, кулинарными рецептами. | 1 неделя Развлечение | «Фрукты и овощи – наши друзья» |
2 неделя Дидактическая игра | «Приготовим Пончику полезный обед» | ||
3 неделя Практикум «Готовим травяной чай» | «Приглашаем в фитобар» | ||
4 неделя | Мониторинг |