Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная азбука»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Вавожский Центр детского творчества»
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. | Утверждена приказом директора УДО «Вавожский ЦДТ» Неустроевой О.А. № 64-ОД от «28» августа 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Компьютерная азбука»
(техническая направленность)
Адресат программы: учащиеся 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Бердникова Л.С.,
педагог дополнительного образования
Вавож, 2020
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Компьютерная азбука» технической направленности, основанная на знакомстве с персональным компьютером, направлена на формирование начальных навыков общения с компьютером, усвоения стартового уровня работы на компьютере.
Программа разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказом Министерства Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования «УДО Вавожский ЦДТ» № 92-ОД о 31.08.2016 г.
Программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления. На развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами.
Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению компьютерных технологий у учащихся появляется в раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Раннее изучение компьютерных технологий сейчас является не привилегией, а необходимостью, диктуемой, образом жизни современного человека. На сегодняшний день ребенок очень рано начинает сталкиваться с компьютером, но, к сожалению, областью применения являются лишь компьютерные игры. Программа является хорошим стартом для ознакомления учащихся с компьютерными технологиями. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания в жизни.
Отличительной особенностью программы является то, что в ее основе лежит обучение компьютерной грамотности учащихся младшего школьного возраста. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная азбука» направлена на ознакомление ребенка с информационными технологиями. Программные средства, используемые на занятиях обладают понятным графическим интерфейсом, который легко освоить даже учащимся начального звена. Все используемые приложения русифицированы, что позволяет освоить их быстро. Теоретические знания учащийся получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.
Преемственность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Занятия по программе опираются на практические умения и навыки, приобретенные на уроках математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в компьютерном классе.
Формируемые компетенции. В результате реализации данной программы у учащихся формируются учебно-познавательные и коммуникативные компетентности.
Адресат программы. В объединение принимаются все желающие от 8 до 11 лет, проявляющие заинтересованность к компьютеру. Обучение по программе не требует базовых знаний по информационным технологиям. Зачисление производится по заявлению родителей.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 1 год, 144 часа (2 раз в неделю по 2 академических часа).
Режим занятий. Занятия ведутся по 2 академических часа 2 раза в неделю. В процессе проведения каждого занятия предусмотрено выполнение упражнений для глаз, а также упражнения для снятия позостатического напряжения (согласно СанПиН для компьютерно-дисплейных классов).
Формы организации занятий: коллективные, групповые, на ряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Цель программы: формирование умения владеть персональным компьютером, приемами и методами обработки информации с помощью прикладных программ.
Задачи:
- формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
- формировать навыки использования компьютера, как инструмента для творчества, реализации своих способностей; - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться им пользоваться в повседневной жизни, применять полученные знания на практике;
- формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными прикладными программами на уровне пользователя;
- формировать навыки безопасной работы на компьютере и в сети Интернет.
Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе ожидаются следующие результаты:
Метапредметные компетенции: умеет определять цель учебной деятельности, планировать выполнение задания; оценивает свою деятельность; применяет навыки безопасной работы на компьютере, в сети Интернет в повседневной жизни.
Предметные компетенции: владеет основными прикладными программами на персональном компьютере; освоил текстовый редактор MS Word, графический редактор Paint, программу по созданию презентации MS Power Point и уверенно использует возможности данных программ в творческой деятельности.
Личностные компетенции: учащийся проявляет познавательный интерес к изучению новых компьютерных программ; проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | | | ||
1. | Компьютеры вокруг нас | 10 | 4 | 6 | Практическая работа | |
2. | Графический редактор «Paint» | 36 | 10 | 26 | Практическая работа | |
3. | Текстовый редактор «Word» | 50 | 16 | 34 | Промежуточная аттестация. Практическая работа | |
4. | Электронные презентации «PowerPoint» | 48 | 12 | Итоговая аттестация. Практическая работа | | |
ИТОГО: | 144 | 42 | 102 | | |
Содержание учебного плана
Раздел I. Компьютеры вокруг нас.
Тема 1.1 «Вводное занятие. ТБ в компьютерном классе»
Теория: знакомство с правилами поведения, проходят инструктаж по ТБ при работе за компьютером.
Практика: практическое знакомство с правилами техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в работе с персональным компьютером, правилами поведения в компьютерном классе.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 9-11 лет: для данного упражнения использование Интернет-ресурса «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенических нормы в работе с персональным компьютером»
Тема 1.2 «Настройки рабочего стола операционной системы Windows»
Теория: рабочий стол Windows. Меню Пуск и Панель задач. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Боковая панель. Изменение свойств ярлыка.
Практика: практическое знакомство с объектами рабочего стола и их назначением. Применение эффектов переключения между окнами.
Тема 1.3 «Практические основы работы с рабочим столом»
Теория: окно персонализация, темы рабочего стола, стиль WindowsAero, значки для системных объектов.
Практика: выполнение практической работы по настройке указателей мыши, значков рабочего стола, параметров экрана.
Тема 1.4 «Мои помощники: клавиатура и компьютерная мышь»
Теория: история возникновения компьютерной мыши. Виды компьютерной мыши. Сочетания клавиш в Windows.
Практика: практическое знакомство с предназначением мыши, основными приёмами управления мышью. Знакомство с основным действием мыши – щелчок. Практическое знакомство с простым способом сочетания горячих клавиш (дуэт мышки и клавиатуры - использование мышки одновременно с клавиатурой).
Тема 1.5 «Практические основы работы с клавиатурой и компьютерной мышью»
Теория: Клавиатура, группы клавиш. Некоторые служебные клавиши.
Практика: Упражнения с использованием клавиш управления курсором.
Раздел II. Графический редактор «Paint»
Тема 2.1-2.2 «Интерфейс программы Paint»
Теория: Назначение и основные возможности графического редактора. Интерфейс программы Paint (рабочее окно программы, панель инструментов, палитра). Основные приемы работы с компьютерной графикой.
Практика: Выполнение практических работ, упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Запуск графического редактора Paint» (работа со справочной системой, создание графических примитивов в Paint).
Упражнение № 2 «Создание графических примитивов в Paint».
Упражнение№ 3 «Геометрия в игровой форме».
Упражнение№ 4 «Тренировка внимания».
Тема 2.2 -2.4 «Панель Инструментов»
Теория: знакомство с инструментами программы - карандаш, кисть, ластик, заливка, пипетка. Палитра цвета.
Практика: Практическая работа «Раскраска»
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Знакомимся с инструментами графического редактора».
Тема 2.5 -2.8 «Создание простейших рисунков и их преобразование»
Теория: меню «Файл» и «Создать». Растяжение и сжатие, отражение, поворот, наклон изображений.
Практика: Практическое знакомство с созданием простейших рисунков и их преобразованием (отразить/повернуть, отразить слева направо, отразить сверху вниз, повернуть на угол 90, 180 и 270 градусов).
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Создание рисунков с помощью инструментов «Эллипс» и «Прямоугольник»».
Упражнение № 2 «Создание рисунков с помощью инструментов «Линия» и «Кривая».
Упражнение № 3 «Повторяющиеся элементы вокруг нас».
Упражнение № 4 «Отражение и поворот объекта».
Упражнение № 5 «Кукурузный початок».
Упражнение № 6 «Олимпийские кольца».
Тема 2.9-2.12 «Создание рисунка из отдельных объектов»
Теория: Приемы копирования, вставки и удаления отдельных фрагментов рисунка.
Практика: Практические работы «Собери корзину фруктов», «Цветущее дерево».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Создание фигур из элементов мозаики».
Упражнение № 2 «Моделирование окружающего мира».
Упражнение № 3 «Объемное изображение на плоскости. Кубик».
Упражнение № 4 «Конструирование из кубиков. Создание однослойных композиций».
Упражнение № 5 «Конструирование по внешнему виду изображения».
Упражнение № 6 «Построение меню кирпичиков».
Тема 2.13-2.15 «Создание узоров»
Теория: Закрепление навыков копирования и вставки отдельных фрагментов рисунка.
Практика: Практическая работа «Волшебные узоры».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Рисование стандартных фигур».
Тема 2.16-2.18 «Рисунки и текст»
Теория: Инструмент надпись. Параметры шрифта: размер, начертание, цвет.
Практика: Практическая работа «Моя первая открытка»
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Создание надписей».
Раздел III. Текстовый редактор «Word»
Тема 3.1-3.2 «Знакомство с текстовым редактором Word и его возможностями»
Теория: Назначение клавиш: Enter, Shift. Набор слов на клавиатуре.
Практика: выполнение практической работы
Упражнение № 1 «Вводим отдельные слова».
Тема 3.3 - 3.4 «Назначение клавиш: CapsLock, Tab, SpaceBar (пробел)»
Теория: Набор текста.
Практика: Практическая работа «Вводим текст».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Печать на клавиатуре без ошибок».
Упражнение № 2 «Визитная карточка».
Упражнение № 3 «Расписание».
Упражнение № 4 «Объявление».
Упражнение № 5 «Товарный чек».
Тема 3.5-3.6 «Вставка объектов WordArt»
Теория: составляющая текстовой панели – объекты «WordArt».
Практика: знакомство с составляющей текстовой панели – объект «WordArt» и её функциональным назначением. Практическое знакомство с окном (меню) объекта «WordArt», а также с его возможностями.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу сочетающий в себе все стили объектов, а также несколько объектов вместе, находящиеся в меню (окне) составляющей «WordArt» текстовой панели, зафиксировать указанные в нём эскизы. Закрепление знаний об использовании составляющей текстовой панели объект «WordArt».
Тема 3.7-3.8 «Вставка и редактирование простых таблиц»
Теория: простые таблицы.
Практика: Знакомство с простыми таблицами и их функциональным назначением, а также с возможностями (возможными функциями) при создании и редактировании простых таблиц. Практическое знакомство с настройкой (алгоритмом настройки) простых таблиц.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу создать, а также отредактировать простые таблицы, используя данные возможности. Закрепление знаний о создании и редактировании простых таблиц – творческая работа: придумать и создать варианты (1-8 вариантов) простых таблиц, по возможности отредактировать, используя их возможности».
Тема 3.9- 3.10 «Вставка и редактирование сложных таблиц»
Теория: сложные таблицы.
Практика: Знакомство со сложными таблицами и их функциональным назначением, а также с возможностями (возможными функциями) при создании и редактировании сложных таблиц.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу создать, а также отредактировать сложные таблицы, используя данные возможности. Закрепление знаний о создании и редактировании сложных таблиц».
Упражнение № 2 «Придумать и создать варианты (1-8 вариантов) сложных таблиц, по возможности отредактировать, используя их возможности».
Тема 3.11 - 3.12 «Использование (вставка) и редактирование символов»
Теория: символы
Практика: Знакомство с символами и их видами начертания текстового процессора «Microsoft Office Word». Знакомство со способами создания (вставкой) символов, а именно: при помощи компьютерной мыши, клавиатуры (сочетание клавиш). Знакомство с оставляющими меню (окна) символов. Последовательный алгоритм запуска и завершения работы окна (меню) символов. Знакомство с возможностями (панели инструментов и их составляющие (кнопки)) и особенностями редактирования при работе с символами.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу используя какой-либо способ, возможности, создать (вставить) и отредактировать символы по каждому виду начертания находящиеся в меню (окне) панели инструментов текстового процессора «Microsoft Office Word» используя при этом возможности текстовой панели. Закрепление знаний о вставке и редактировании символов в текстовом процессоре «Microsoft Office Word» - творческая работа (используя какой-либо способ, возможности, создать (вставить) и отредактировать символы (1-10 символов) по каждому виду» начертания, находящиеся в меню (окне) панели инструментов текстового процессора «Microsoft Office Word» используя также возможности текстовой панели.
Тема 3.13-3.14 «Вставка и редактирование рисунков (картинок)»
Теория: рисунки (картинки), оформление (дизайн).
Практика: Знакомство с рисунками (картинками) и их классификацией в текстовом процессоре «Microsoft Office Word». Последовательный алгоритм запуска и завершения работы окна (меню) рисунков (картинок). Знакомство с составляющими окна (меню) в котором находятся данные (рисунки). Знакомство с возможностями, особенностями и способами создания и редактирования рисунков (картинок). Работа над дизайном (вариантами оформления) создания рисунка (картинки).
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу создать (оформить) и отредактировать данные картинки (рисунки) и дать название каждой из них, используя при этом любой способ и возможности её создания, а также составляющие текстовой панели. Закрепление знаний о создании (вставке), а также способов оформления (дизайна) рисунка (картинки)».
Упражнение № 2 «Из предложенной классификации находящейся в меню (окна) картинки (рисунка) текстового процессора «Microsoft Office Word» создать (оформить), отредактировать несколько вариантов рисунков (картинок) – 1-5 вариантов используя при этом какой - либо способ её создания, возможности, а также составляющие текстовой панели, при этом дать каждому варианту своё название.
Тема 3.15-3.16 «Вставка и редактирование рисунков (картинок) из других файлов в текстовый редактор «Word»»
Теория: файлы, типы файлов, название файла.
Практика: Последовательный алгоритм вставки (создания) рисунков (картинок) из других файлов находящиеся на в каком либо месте персонального компьютера, а именно: рабочий стол, диски D, С, Е и др., стандартные, офисные и прикладные программы, различные игры и др. возможности. Знакомство с возможностями редактирования картинок (рисунков) из других файлов в текстовый редактор «Word». Знакомство с особенностями вставки и редактирования какой-либо картинки (рисунка) из другого файла. Знакомство с возможностями оформления (дизайна), а также и редактирования какой-либо картинки (рисунка).
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу вставить, оформить и отредактировать несколько вариантов (1-5 вариантов) картинок (рисунков) из нескольких файлов и дать им название, используя при этом возможности составляющих текстовой панели. Закрепление знаний о вставке (создании) рисунка (картинки) из другого файла – творческая работа (из анализа других файлов содержащие в себе картинки (рисунки), выбрать какой то один и оттуда создать (оформить) и отредактировать 1-4 варианта картинок (рисунков), а также дать им название, используя при этом составляющие текстовой панели, цветовой гаммы, возможности дизайна данных картинок (рисунков)».
Тема 3.17-3.18 «Создание и редактирование простых рамочек»
Теория: простые рамочки.
Практика: Знакомство с простыми рамочками текстового процессора «Microsoft Office Word», а также их функциональным назначением. Знакомство с составляющими (параметрами) рамочек, а именно: тип, цвет, ширина, рисунок (виды), параметры, виды и типы линий. Последовательный алгоритм вставки (создания) простых рамочек (знакомство с составляющими окна (меню)). Знакомство с особенностями и возможностями оформления (создания) и редактирования простых рамочек.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «По предложенному образцу оформить (вставить) и отредактировать несколько вариантов (1-5 вариантов) простых рамочек используя при этом их особенности, возможности, а также составляющие (параметры) создания. Закрепление знаний о создании (оформлении) простых рамочек – творческая работа (из анализа возможностей, особенностей, составляющих (параметров) существующих для создания (оформления) простых рамочек создать и отредактировать свои оригинальные варианты (1-5 вариантов) и дать им описание, состоящее из 1-10 предложений используя при этом возможности составляющих текстовой панели».
Тема 3.19-3.20 «Редактирование текста»
Теория: вставка, удаление и замена символов. Назначение клавиш: Delete, Backspace.
Практика: Практическая работа «Редактируем текст».
Тема 3.21-3.23 «Форматирование текста»
Теория: Шрифт: цвет, выравнивание, начертание. Оформление заголовков, выделение красной строки.
Практика: Практическая работа «Работаем с фрагментами текста».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Математический текст».
Упражнение № 2 «Решение краевой задачи».
Упражнение № 3 «Решение системы линейных уравнений».
Упражнение № 4 «Вычисления».
Тема 3.24-3.25 «Изучение приёмов работы с объектами»
Теория: Рисование, вставка рисунков, надписей и заголовков. Приглашение или открытка.
Практика: Практическая работа «Знакомимся с инструментами рисования текстового редактора».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Линейное уравнение».
Упражнение № 2 «Команды форматирования».
Упражнение № 3 «Объявление».
Упражнение № 4 «СОДЕРЖАНИЕ».
Раздел IV. Электронные презентации «PowerPoint»
Тема 4.1-4.3 «Знакомство с программой PowerPoint»
Теория: Создание слайдов. Применение и смена шаблонов. Цветовые схемы слайдов.
Практика: Практическая работа «Создание презентации на основе готового шаблона».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Разработка презентации». Применение шаблонов дизайна. В качестве темы первой презентации возьмем электронную иллюстрацию. Этот процесс подготовки презентации придется разбить на два этапа: непосредственная разработка презентации, т. е. оформление каждого слайда; демонстрация, т. е. процесс показа готовых слайдов.
Упражнение № 2 «Сделать проект простой презентации ко Дню Победы».
Тема 4.4-4.5 «Форматирование текста»
Теория: Расположение текста на слайде. Цвет, начертание, тип шрифта. Оформление заголовка и подзаголовка презентации.
Практика: Практическая работа «Текст в презентации».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет: Упражнение № 1 «Создание уникального фона презентации».
Упражнение № 2 «Уникальные эффекты».
Тема 4.6-4.7 «Фигуры в презентации»
Теория: вставка фигур в презентацию. Формат фигуры: заливка, цвет и тип линии.
Практика: Практическая работа «Использование фигур при оформлении слайдов».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Добавление примечания в презентацию».
Упражнение № 2 «Интересные объекты».
Тема 4.8-4.10 «Вставка изображений»
Теория: Вставка изображений (рисунка) на слайды. Размер и положение рисунка. Формат рисунка.
Практика: Практическая работа «Презентация о животных».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Пропорциональное изменения размера изображения».
Тема 4.11-4.13 «Эффекты анимации в презентации»
Теория: Анимация текста, рисунков. Анимационные переходы для слайдов.
Практика: Практическая работа «Мультфильм». Разработка собственной презентации.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Анимационные картинки для презентаций».
Упражнение № 2 «Анимация движения объектов».
Упражнение № 3 «Анимация движения нескольких объектов на одном слайде».
Тема 4.14-4.16 «Вставка диаграмм в презентацию»
Теория: Типы диаграмм. Редактирование данных диаграммы. Вкладки Конструктор и Макет.
Практика: Практическая работа «Погодный информер».
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Создание слайда с таблицей».
Упражнение № 2 «Создание слайда с диаграммой».
Тема 4.17-4.19 «Подготовка презентации к показу, демонстрация»
Теория: Автоматическая и ручная смена слайдов. Создание управляющих кнопок. Запуск презентации.
Практика: Подготовка и просмотр презентаций.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 8-11 лет:
Упражнение № 1 «Управляемый докладчиком».
Упражнение № 2 «Управляемый пользователем».
Упражнение № 3 «Автоматический показ».
Тема 4.20-4.22 «Создание собственной презентации и ее защита»
Теория: Закрепление навыков работы с текстом, графическими объектами, анимацией в электронных презентациях.
Практика: Создание презентации на свободную тему.
Выполнение практических работ и упражнений для детей 9-11 лет:
Упражнение № 1 «Создание типовой презентации».
Упражнение № 2 «Проектирование презентаций».
Тема 4.23-4.24 «Итоговое занятие»
Теория: Закрепление навыков работы с текстовой, графической информацией.
Практика: Создание презентации на свободную тему.
Организационно-педагогические условия
Методика реализации программы
Изучение содержательного материала программы «Компьютерная азбука» происходит по восходящей и расширяющейся дидактической спирали. Вначале элементарное введение в практику общение с персональным компьютером и начало постижения основных базовых понятий: понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «графический редактор», после постепенное углубление в постижении ИКТ технологий. Практические работы проходят в виде занятий-презентаций, практических работ, упражнений различного уровня сложности.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. При реализации данной Программы используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, презентаций, наблюдение, показ педагогом и др.);
практический (выполнение работы по образцу, игры).
Материально-технические условия
кабинет с компьютерами;
столы;
стулья;
ПК;
стандартные программы пакета Microsoft Office;
телевизор;
МФУ, цветной принтер.
Форма контроля и аттестации
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения Программы учащимися. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися практических заданий. Промежуточная аттестация проходит в середине учебного года в форме тестирования. Итоговая аттестация проходит в конце учебного года – выполнение теста и практической работы.
Методические материалы
- разработанные презентации по темам;
-практикумы по темам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная азбука»
- мультфильмы из сети Ютюб;
- для промежуточного контроля используются тестовые задания;
№ п/п | Название раздела, темы | Методы обучения | Формы организации учебного занятия | Дидактические материалы |
11 | Вводное занятие «Правила работы на компьютере» | Словесный; Объяснительно-иллюстративный | Беседа | Презентация «Правила работы в кабинете информатики» «Гимнастика для глаз» |
22. | Компьютер и его роль в жизни общества | Словесный; частично-поисковый | Беседа; практическое занятие | Презентация «Компьютер» |
33 | Графический редактор PAINT | Словесный; Объяснительно-иллюстративный Практический | Наблюдение; практическое занятие | Разработка «PAINT» Презентации, практикумы |
44 | Текстовый редактор WORD | Словесный; Объяснительно-иллюстративный Практический | Беседа; практическое занятие | Разработка «WORD» Презентации, практикумы |
55 | Создание презентаций с помощью PowerPoint | Словесный; Объяснительно-иллюстративный Практический | Беседа; практическое занятие | Разработка «Power Point» Презентации, практикумы |
16 | Промежуточная и итоговая аттестация | Практический | Наблюдение; практическое занятие | Тесты, практикумы |
Литература
Нормативно-правовые документы
Конституция РФ
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
Литература для педагога
Завьялова О.А., Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005, № 11.
Леонов В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007.
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007.
Для обучающихся
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007.
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007.
Оценочные материалы
Форма аттестации учащихся - тестирование.
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ – 1 балл (всего – 10 баллов):
1. 8-10 баллов соответствует высокому уровню;
1. 6-8 баллов соответствует среднему уровню;
2. меньше 5 баллов соответствует низкому уровню.
Тест по промежуточной аттестации
1.Компьютер - это …
А) устройство для автоматической обработки числовой информации
Б) устройство для хранения информации
В) устройство для поиска, сбора, хранения, преобразования и использования информации в цифровом формате
Г) совокупность программных средств, осуществляющих управление информационными ресурсами
2. На каком расстоянии следует располагаться от экрана компьютера?
А) 30 см
Б) 50 см
В) 1м
3. Как правильно сидеть за компьютером?
А) Спина прямая, плечи расслаблены, локти согнуты под прямым углом, голова должна располагаться прямо с небольшим наклоном вперед
Б) Спина прямая, голова должна располагаться с небольшим наклоном вправо
В) Плечи расслаблены, голова должна располагаться с небольшим наклоном влево
Г) Спина прямая, плечи расслаблены, локти выпрямлены
4. В какой группе есть лишнее слово?
А) клавиатура, мышь, системный блок, принтер
Б) ноутбук, фильтр, колонки, монитор
В) сканер, моноблок, радио, проектор
5. Для чего предназначена программа WORD?
А) выполнение рисунков
Б) создание текстов
В) создание презентаций
6. Микрофон - это:
А) устройство вывода звуковой информации
Б) устройство ввода звуковой информации
В) устройство обработки звуковой информации
Г) устройство хранения звуковой информации
Тест по итоговой аттестации
1. Как правильно сидеть за компьютером?
А) Спина прямая, плечи расслаблены, локти согнуты под прямым углом, голова должна располагаться прямо с небольшим наклоном вперед
Б) Спина прямая, голова должна располагаться с небольшим наклоном вправо
В) Плечи расслаблены, голова должна располагаться с небольшим наклоном влево
Г) Спина прямая, плечи расслаблены, локти выпрямлены
2. К устройствам вывода графической информации относится …
А) сканер
Б) принтер
В) клавиатура
Г) модем
3. Программа Word позволяет редактировать ...
А) фотографии
Б) текст
В) музыку
4. Программа для создания презентаций
А) Microsoft PowerPoint
Б)Microsoft Office
В)Microsoft Word
5.Составная часть презентации, содержащая различные объекты, называется…
А) слайд
Б) лист
В) кадр
6. Чтобы создать новый слайд необходимо:
А) в меню Главная в группе Слайды щелкните пункт Создать слайд
Б) в меню Вставка в группе Слайды щелкните пункт Создать слайд
В) в меню Рецензирование в группе Слайды щелкните пункт Создать слайд
Г) в меню Дизайн в группе Слайды щелкните пункт Создать слайд
7.Можно ли вставить видео в слайд?
А) да
Б) нет
В) иногда
Практическая работа (итоговая)
Самостоятельно придумайте сюжет для анимации. Дайте ему название.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и редактора презентаций. Подготовьтесь представить свою работу обучающимся из объединения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | всего недель | всего часов | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 36 | | | |||||||||
Контроль/ аттестация | | | | | | | | | | | | | | | | | * | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | * | | | | |||||||||
Всего часов | - | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | | 144 | | |||||||||
Практика | - | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 102 | | | |||||||||
Теория | - | 1 | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - | - | 2 | - | 2 | 2 | - | - | 2 | 2 | - | 2 | - | 2 | - | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 42 | | |