Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука этикета»

3
0
Материал опубликован 2 December 2016 в группе

Дополнительная общеобразовательная программа

«Азбука этикета»

Пояснительная записка

1.1 Общие положения

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное, социальное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

В соответствии с требованиями ФГОС для начального образования метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, обучающийся кружка оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Направленность программы:

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся.

Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с младшего звена.

Программа «Азбука этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

развивать духовное единство между детьми и педагогом, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

 формировать навыки сотрудничества;

формировать навыки устной презентации;

формировать умение планировать свою работу над проектом;

формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Данная программа позволяет детям младшего возраста познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

 

1.3 Отличительные особенности программы

Адресат программы

Объем программы

Формы обучения и виды занятий

Срок освоения программы

Режим занятий

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Программа состоит из 4 разделов:

1. Этика общения

2.Этикет

3.Этические нормы отношений с окружающими

4.Этика отношений в коллективе

Основным методом является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:

Представления:

сервировка стола;

культура внешнего вида.

Понятия:

этика;

этикет;

этикет застолья;

речевой этикет;

дискуссия;

комплимент;

коллектив;

тезис;

антитезис;

аргумент;

гигиена.

Умения:

приветствовать знакомого человека;

прощаться со знакомым;

вести разговор по телефону;

сервировать стол;

пользоваться столовыми приборами;

вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;

строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;

дарить и принимать подарки;

использовать невербальные средства общения;

различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.

оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;

вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;

говорить комплименты.

Навыки:

личной гигиены.

Формы работы.

Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

4. Работа над проектом.

Через такую работу обучающийся знакомится с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений воспитанников применять полученные знания.

Формы учета оценки планируемых результатов

Опрос

Наблюдение

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей

Данная программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Устава учреждения, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана по социально-педагогической направленности.

Место в учебном плане

Программа адресована обучающимся 6-8 лет рассчитана на 72 часа в год.

Периодичность занятий –2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Программа реализуется педагогами дополнительного образования.

 

Учебно-тематическое планирование

тема

часы

теория

практика

Раздел1

 

Этика общения(16часов)

   

1

Доброе слово, что ясный день

1

1

2

Ежели вы вежливы

1

1

3

Да здравствует мыло душистое

1

1

4

Мы идем по улице

2

1

5

Мы дружные ребята

2

1

6

Узнай себя

1

1

7

Занятие– сюрприз

1

1

Раздел2

Этикет(18часов)

   

1

Простые правила этикета

2

4

2

Повседневный этикет

1

1

3

Хорошие манеры

1

1

4

Сказка об этикете

1

1

5

Путешествие в страну Этикета

2

1

6

Просим к столу

2

1

Раздел3

Этика отношений с окружающими(20часов)

   

1

Путешествие в волшебную сказку

1

1

2

Я пробую быть волшебником

1

1

3

Маленькое дело лучше большого безделья

1

2

4

Любимый уголок родной природы

2

2

5

У каждого народа свои герои

2

2

6

Моя милая мама

1

1

7

Люби всё живое

2

1

Раздел4

Этика отношений в коллективе

(18часов)

   

1

Если радость на всех одна

1

1

2

Мой класс мои друзья

2

2

3

Самолюб никому не люб

1

1

4

Поиграем и подумаем

1

1

5

О дружбе мальчиков и девочек

1

1

6

Путешествие в мир добрых мыслей

1

1

7

Доброта, что солнце

2

2

   

37

35

Итого

72

Содержание дополнительной образовательной программы

Раздел 1. Этика общения (16 часов)

Тема 1. Доброе слово, что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра-проект «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Мы идём по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Мы дружные ребята.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 7. Занятие-сюрприз.

Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (18 часов).

Тема 8. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Проект «Правила этикета».

Тема 9. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 10. Хорошие манеры.

Знакомство с книгой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 11. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 12. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 13. Просим к столу. Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (20 часов)

Тема 14. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 15. Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 16. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 17. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте. Проект «Моя малая - Родина».

Тема18. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов. Составление проекта «Знаменитые люди нашего района».

Тема19. Я люблю маму милую мою.

Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 20. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Этика отношений в коллективе (18 часов)

Тема 21. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 22. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Проект «Мой класс»

Тема 23. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 24. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Изготовление поделки из бумаги.

Тема 25. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Тема26. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема27. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Собирание лепестков. Проект «Доброта».

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы кружковой деятельности.

Планируемые образовательные результаты

В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – обучащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение обучащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1.Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне объединения, то есть дружественной социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2.Обучащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Четвертый уровень результатов- обучение учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Для его достижения необходимо:

формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки устной презентации;

- обучить способам сбора и первичной обработки информации;

- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- формировать умение планировать свою работу над проектом;

- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

Список источников

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

 

1.Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;

2.Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;

3.Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;

4.Дами Э. «Хорошие манеры»;

5.Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;

6.Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;

7.Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;

8.Лихачева Л.С. «Школа этикета»;

9.Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;

10.Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;

11.Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.

1.Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;

2.Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.