Дополнительная общеобразовательная программа «Семицветик»

2
0
Материал опубликован 12 April 2021 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Родник»









Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«СЕМИЦВЕТИК»











Направленность программы: художественная

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 5-7 лет






Составитель: Шарапова Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования






Воронеж 2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Семицветик» разработана для детей 5-7 лет, сроком реализации 2 года.

Данная программа соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства в сфере образования и разработана с учётом следующих документов:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.

4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242.

5.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (приложение 3 к СанПиН 2.4.43172-14).

Актуальность программы. Программа направлена на освоение первоначальных знаний, овладение элементарной художественной грамотой посредством изобразительной деятельности и работы с пластичным материалом (пластилином). Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении декоративного искусства в воспитании детей писали педагоги-практики (Т.С. Шацкий, Н.П. Смирнова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 

Для поддержки данного интереса и разработана программа «Семицветик». На занятиях по рисованию и лепке у детей формируются эстетические чувства, художественно-эмоциональное восприятие, развиваются навыки изобразительного и конструктивного творчества.  

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она даёт возможность детям освоить нетрадиционные техники: кляксография, рисование пальчиками, кулачком, ладонью, ватными палочками, на мокрой бумаге, оттиск поролоном и смятой бумагой, используя акварель или гуашь; пластилинография (прямая, обратная, мозаичная).

Используя нетрадиционные техники на занятиях изобразительной деятельности, дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее, обретают полную свободу для самовыражения, возможность для развития творческих способностей, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, глазомера, волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.).

Цель программы. Способствовать развитию художественно-творческих способностей, эстетического вкуса дошкольников посредством изобразительной деятельности и работы с пластическими материалами, с применением нетрадиционных техник.

Задачи.

Образовательные:

-учить детей владеть различными художественными материалами и приспособлениями для лепки и рисования;

-учить детей владеть различными техническими приёмами лепки и рисования;

-учить наблюдательности;

-закреплять приобретённые умения и навыки в изобразительной деятельности и лепке, показывать детям широту их возможного применения;

-расширять словарный запас.

Развивающие:

-развивать познавательную активность, наглядно-образное мышление, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

-развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию;

-развивать способность быстро переключать внимание.

Воспитательные:

-воспитывать чувство прекрасного;

-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;

-воспитывать стремление доводить начатое дело до конца;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со стартовым уровнем сложности, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания основных разделов программы.

Возрастные особенности и психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

У ребёнка 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

В возрасте 6-7 лет становится возможным освоение разных видов ручного труда. Творческие проявления ребёнка становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются). Происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). Существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Действия наглядно-образного мышления ребёнок, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Ребёнок 6-7 лет приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Он знакомится с произведениями живописи, работами книжных иллюстраторов; начинает обращать внимание на средства, которыми пользуется художник для передачи своего настроения, на то, как автор выделяет главные объекты, каким образом передает пространственные отношения между предметами. Совершенствуется и усложняется техника рисования традиционными и нетрадиционными способами. Закрепляются навыки использования выразительных средств (цвета, формы, пропорций, композиции) и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой (простой карандаш, кисть, цветные карандаши, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки).

Ребёнок знает, что хочет изобразить, и может целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Он способен изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.

На занятиях по лепке закрепляется умение передавать формы, пропорции, характерные особенности и движения изображаемых предметов. Дети способны лепить соотнесенные по величине скульптурные композиции из двух-трёх фигур, объединенных общим сюжетом.

Режим и объём занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (всего 72 занятия, 72 часа в год).

Форма обучения по программе: очная. В случае введения чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа может быть реализована с применением электронных средств и дистанционных образовательных технологий.

При переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе возможно изменение расписания занятий и содержания календарно-тематического плана.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая (малые группы), в парах, индивидуально-групповая, коллективная, дистанционное обучение.

Формы организации учебного занятия:

-по особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа, выставка, праздник, творческая мастерская, творческий отчет, ярмарка и др.,

-по дидактической цели: вводное, практическое, комбинированное.

Методы обучения:

-методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы), практический;

-методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная творческая работа обучающихся;

-методы контроля и самоконтроля;

-методы стимулирования и мотивации интереса к учению.

Эффективность образовательного процесса достигается благодаря широкому использованию разнообразных педагогических технологий: информационно-коммуникативная, игровая, развивающего обучения, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.











Содержание программы

Учебный план 1 года обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

0,5

0,5

1

Собеседование, наблюдение.

2

Материалы и инструменты художника.

0,5

2,5

3

Беседа, наблюдение, просмотр и анализ творческих работ.

3

Рисование кисточкой.

1

19

20

4

Нетрадиционные техники рисования.

3

19

22

5

Материалы и инструменты для лепки.

0,5

0,5

1

Беседа, наблюдение.

6

Приёмы деления пластической массы.

0,5

0,5

1

7

Лепка мелких декоративных элементов.

1

3

4

Беседа, наблюдение, просмотр и анализ творческих работ.

8

Создание простых композиций.

1

17

18

9

Контроль качества освоения программы.

-

1

1

Наблюдение, выставка детских творческих работ.

10

Итоговое занятие.

-

1

1

Итого:

8

64

72



Содержание учебного плана 1 года обучения

1. Вводное занятие (1 час)

Теория (0,5 часа)

Знакомство с обучающимися, выявление из интересов.

Беседа о декоративно-прикладном творчестве.

Организация рабочего места.

Практика (0,5 часа)

Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на занятиях, правила личной гигиены.

Определение двигательного навыка, зрительно-двигательной координации, развития воображения.

2. Материалы и инструменты художника (3 часа)

Теория (0,5 часа)

Сведения о материалах и инструментах, необходимых для работы.

Представление о свойствах гуаши и акварели.

Основные цвета (красный, желтый, синий).

Элементарные правила смешивания цветов.

Практика (2,5 часа)

Работа красками, использование палитры.

Выполнение творческой работы «Радуга».

3. Рисование кисточкой (20 часов)

Теория (1 час)

Сведения о приёмах рисования кисточкой (с показом приёмов педагогом): заливка цветом (рисование внутри заданного контура), растяжка цвета (рисование по мокрой поверхности), травка, примакивание (рисование плоскостью кисточки).

Практика (19 часов)

Отработка приёмов рисования кисточкой.

Выполнение творческих работ.

4. Нетрадиционные техники рисования (22 часа)

Теория (3 часа)

Приёмы рисования пальцем, ладонью, ватными палочками, мятой бумагой, используя акварель или гуашь.

Приём кляксографии.

Практика (19 часов)

Выполнение творческих работ в нетрадиционных техниках рисования.

5. Материалы и инструменты для лепки (1 час)

Теория (0,5 часа)

Информация о пластических материалах, об их применении в повседневной жизни.

Сведения об инструментах для лепки.

Практика (0,5 часа)

Отработка умений работать материалами и инструментами для лепки.

Организация рабочего места.

6. Приёмы деления пластической массы (1 час)

Теория (0,5 часа)

Сведения о приёмах деления пластического материала на части (с показом приёмов педагогом): отщипывание, откручивание, отрезание.

Практика (0,5 часа)

Отработка приёмов деления пластического материала на части.

7. Лепка мелких декоративных элементов (4 часа)

Теория (1 час)

Сведения о простых приёмах лепки: скатывание (шарик), раскатывание (палочка), скручивание (жгутик), расплющивание (лепешка), вдавливание пальцами углублений, прищипывание, нанесение пластического материала на ограниченную контуром поверхность.

Практика (3 часа)

Выполнение мелких декоративных элементов: ягодка, веточка, листочек.

Выполнение элементов: объёмная капелька (ножка гриба, морковка), полусфера (шляпка гриба), кольцо.

Соединение простых элементов между собой, выполнение творческих работ.

8. Создание простых композиций (18 часов)

Теория (1 час)

Сведения о понятиях: композиция, рельеф.

Практика (17 часов).

Самостоятельное применение на практике изученных приёмов.

Соединение простых элементов в композицию (букет цветов, овощная корзина и другие).

Изготовление творческих работ.

9. Контроль качества освоения программы (1 час)

Практика (1 час)

Выявление уровня освоения программы, творческого развития обучающихся.

Выставка детских творческих работ, выполненных в разных техниках, анализ работ

10. Итоговое занятие (2 часа)

Практика (2 часа)

Празднично-игровая программа.

Подведение итогов за учебный год.





























Учебный план 2 года обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

0,5

0,5

1

Собеседование, наблюдение.

2

Рисование кисточкой.

1

6

7

Беседа, наблюдение, просмотр и анализ творческих работ.

3

Рисование пастелью.

1

6

7

4

Нетрадиционные техники рисования.

2

20

22

5

Лепка из пластилина.

1

14

15

6

Пластилинография.

2,5

15,5

18

7

Контроль качества освоения программы.

-

1

1

Наблюдение, выставка

детских творческих работ.

8

Итоговое занятие.

-

1

1

Итого:

8

64

72



Содержание учебного плана 2 год обучения

1. Вводное занятие (1 час)

Теория (0,5 часа)

Создание благоприятного климата в объединении.

Организация рабочего места.

Практика (0,5 часа)

Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на занятиях, правила личной гигиены.

Определение двигательного навыка, зрительно-двигательной координации, развития воображения.

2. Рисование кисточкой (7 часов)

Теория (1 час)

Сведения о материалах и инструментах художника.

Беседа о красках: свойства акварели и гуаши.

Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.

Знакомство с законами композиции.

Практика (6 часов)

Отработка приёмов рисования кисточкой.

Выполнение творческих работ.

3. Рисование пастелью (7 часов)

Теория (1 час)

Сведения о пастели: сухой и восковой.

Материалы и инструменты.

Особенности и техники рисования пастелью.

Полезные советы по работе с пастелью.

Практика (6 часов)

Выполнение творческих работ.

4. Нетрадиционные техники рисования (22 часа)

Теория (2 часа)

Приёмы рисования пальцами рук, ладонью, кулачком, ватными палочками, на мокрой бумаге, оттиск поролоном и смятой бумагой (салфеткой), используя акварель или гуашь.

Приём кляксографии.

Практика (20 часов)

Выполнение творческих работ.

5. Лепка из пластилина (15 часов)

Теория (1 час)

Сведения о способах лепки:

-конструктивный (лепка предмета из отдельных частей);

-пластический (детали предмета вытягиваются из целого куска);

-комбинированный (сочетание в одном изделии разных способов лепки).

Сведения о приёмах лепки (ладонные и пальцевые): скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание или расплющивание, прищипывание или вытягивание, вытягивание отдельных частей из целого куска, вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы, соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения, оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина; смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов.

Материалы и приспособления для работы.

Полезные советы по лепке предмета.

Практика (14 часов)

Применение способов лепки для выполнения элементов в зависимости от художественного замысла.

Выполнение творческих работ, используя разнообразные приёмы лепки. Украшение вылепленных предметов, используя карандаш и стеку.

6. Пластилинография (18 часов)

Теория (2,5 часа)

Сведения о пластилинографии:

-прямая (картина оформляется на горизонтальной поверхности: дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка);

-обратная (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам);

-мозаичная техника (выкладывание картины «шариками» из пластилина разного размера).

Материалы и приспособления для работы: пластилин, основа (картон, пластик или оргстекло), стека, шаблон (трафарет).

Сведения о приёмах, используемых в технике пластилинографии:

-размазывание (пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев);

-примазывание или придавливание (соединением деталей для получения цельного сюжета);

-налепливание (нанесение элементов из пластилина на шаблон);

-заглаживание (слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы);

-смешивание разных цветов пластилина для получения новых оттенков (разминание цветных шариков в одном куске или смешивание разных цветов прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой, формируя переходы между ними).

Практика (15,5 часа)

Освоение техники пластилинографии:

-обучение поэтапному созданию творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);

-отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине;

-отработка умений работать материалами и инструментами для лепки.

Изготовление творческих работ, используя различные виды пластилинографии.

7. Контроль качества освоения программы (1 час)

Практика (1 час)

Выявление уровня освоения программы, творческого развития обучающихся.

Выставка детских творческих работ, выполненных в разных техниках, анализ работ.

8. Итоговое занятие (1 часа)

Практика (1 часа)

Празднично-игровая программа.

Подведение итогов за учебный год.















Планируемые результаты

К концу 1 года обучения дети должны

Знать:

-правила техники безопасности и личной гигиены;

-названия основных цветов (красный, жёлтый, синий);

-правила смешивания цветов;

-название материалов и инструментов и их назначение;

-приёмы рисования кисточкой;

-приёмы деления пластической массы;

-приёмы лепки.

Уметь:

-правильно использовать художественные инструменты;

-смешивать краски;

-пользоваться палитрой;

-лепить несложные фигуры, используя разнообразные приёмы.


К концу 2 года обучения дети должны

Знать:

-правила техники безопасности и личной гигиены;

-основные и дополнительные цвета;

-тёплые и холодные цвета;

-приём получения различных цветовых оттенков;

-нетрадиционные техники рисования;

-способы лепки;

-приёмы, используемые в технике пластилинография.

Уметь:

-смешивать краски, получая дополнительные цвета, оттенки;

-правильно использовать художественные инструменты;

-вписывать изображение в лист;

-создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;

-лепить фигуры, простые композиции, используя разнообразные приёмы;

-украшать вылепленный предмет, используя карандаш, стеку.













Условия реализации программы

Календарный учебный график


Год об-ия

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1

15 сентября

31 мая

36

72

2 раза в неделю по 1 часу

2

15 сентября

31 мая

36

72

2 раза в неделю по 1 часу

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями, выполняющий качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности.

Материально-техническое обеспечение

-кабинет, оборудованный столами и стульями для педагога и обучающихся;

-шкафы (для литературы, эскизов, хранения различных материалов);

-доска ученическая магнитная;

-стеллажи для поделок;

-материалы для рисования (для каждого обучающегося): бумага, простые карандаши, ластики, кисти художественные, акварель, гуашь;

-материалы и инструменты для лепки (для каждого обучающегося): пластилин, доска для лепки, трафареты, плотный картон, пластик или оргстекло, стеки пластмассовые;

-подставки из пластика для творческих работ.

Информационно-методическое обеспечение

-учебные пособия (тематические подборки, специальная литература);

-плакаты, информационные листы, образцы работ;

-наглядный материал: натуральный (образцы работ), схематический (рисунки, схемы), картинный (детская иллюстрированная литература, тематические открытки);

-разработки для организации контроля и определения результативности обучения;

-аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

-творческие отчёты по программе (фотоальбом, видеоматериалы и т.п.).











Формы контроля качества освоения программы и оценочные материалы

-входной контроль – выявление начальных возможностей обучающихся в области декоративно-прикладного творчества проводится в первые дни занятий в форме наблюдения и опроса;

-текущий контроль – выявление уровня освоения программного материала, успехов и ошибок обучающихся проводится в течение учебного года с помощью педагогического наблюдения, выставки детских творческих работ;

-промежуточный контроль – выявление уровня знаний, умений, навыков по окончании обучения по программе 1 года обучения проводится в форме наблюдения, выставки детских творческих работ, открытого занятия;

-итоговый контроль – выявление уровня знаний, умений, навыков по окончании обучения по программе 2 года обучения проводится в форме открытого занятия, выставки детских творческих работ и анализа личностных характеристик обучающихся, учитывая участие в конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.


Виды деятельности


Уровни освоения программы/критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Лепка

Ребёнок с помощью взрослого знакомится со свойством пластилина, приёмами лепки; лепит предметы или фрагменты из целого куска; пропорции предмета передаёт не верно, значительные искажения при передаче формы.

Ребёнок самостоятельно выполняет инструкции лепки, лепит предметы, окружающие его, но есть незначительные недочёты: неправильный захват предмета, искажения при расположении частей предмета, искажения при передаче формы.

Ребёнок самостоятельно пользуется простейшими приёмами лепки, придаёт нужную форму; правильно захватывает предмет (инструменты для лепки и отделки изделия); части предмета располагает верно, форму передаёт точно, дополняет при лепке по своему замыслу детали.

Рисование

Ребёнок не владеет (или не достаточно владеет) художественными материалами, использует не более 2-3 цветов, изображает предметы, не объединяя их единым содержанием.

Ребёнок не уверенно знает и не всегда может назвать основные, дополнительные, тёплые и холодные цвета, какие цвета получаться при смешивании основных цветов; использует всю цветовую гамму, испытывает затруднения в композиционном решении; выполняет по образцу и самостоятельно создаёт несложный образ в рисунке, дорисовывает узор, соблюдая определённую последовательность.

Ребёнок правильно держит и свободно владеет карандашом, кисточкой и др., умеет смешивать краски, пользуется палитрой, уверенно может назвать основные и дополнительные цвета, знает какие цвета получаться при смешивании основных цветов, знает тёплые и холодные цвета; использует всю цветовую гамму; самостоятельно работает с оттенками, составляет и выполняет

сюжетный рисунок.

Нетрадиционныеи техники рисования

Ребёнок использует различные виды рисования только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с материалами для создания художественного образа.

Ребёнок использует различные виды рисования фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Ребёнок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует различные виды рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
























Список литературы

для педагога

Гильман Р.Л. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2005.-159с.

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина – Ярославль: «Академия развития», «Академия К*», 1998.-192 с.

Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок – Ярославль: Академия развития: Академия К*: Академия Холдинг, 2001.-96 с.

Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005.-48 с.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы, 3-4 классы: В 2 ч.- М: Дрофа, 1999.- 96 с.

Хананова И.Н. Соленое тесто.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-104 с.

Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику – М: Эксмо, 2006.-64 с.

Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. – М.: Издательство Эксмо, 2006.- 80 с.

для детей

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина – Ярославль: «Академия развития», «Академия К*», 1998. – 192 с.

Горичева В.С.Б Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок – Ярославль: Академия развития: Академия К*: Академия Холдинг, 2001. – 96 с.

Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 128 с.

Сюзи О* Рейли Лепка уроки детского творчества – Спб.: Полигон, 1997.-31 с.

Хананова И.Н. Соленое тесто – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-104 с.

Хоменко Соленое тесто шаг за шагом – Харьков: Книжный Клуб, «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 64 с.

Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 80 с.

Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику М.: Эксмо, 2006. – 64 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.