Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хореографическая студия «Азбука»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №58»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.
на педагогическом совете Директор школы
протокол № 1 ________Деньгина Е.А.
от 30 августа 2019 г. 30 августа 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Хореографическая студия «АЗБУКА»
Для учащихся 2-4 классов
Срок реализации 3 года
Автор-составитель программы
Лучкина М.Г. –
педагог дополнительного
образования 1 категории
город Нижний Новгород
2019 г.
Содержание
- Пояснительная записка______________________________ с. 2
- Учебно-тематический план___________________________ с. 7
- Содержание программы 1ый год обучения (2 класс) ______с. 9
- Содержание программы 2-ой год обучения (3 класс) _____ с. 12
- Содержание программы 3-ий год обучения (4 класс) _____ с. 16
- Методическое обеспечение программы_________________ с. 20
- Список литературы__________________________________ с. 22
Пояснительная записка
Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движений, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка.
Направленность – художественная.
Актуальность. Данная программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов и направлена на раскрытие творческих способностей детей школьного возраста в системе дополнительного образования Учреждения. Это связано с тем, чтотанец – это тот вид музыкально-пластического искусства, который отражает окружающий мир в художественных образах. А в качестве главного средства создания художественного образа используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный, выразительный язык. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела».
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.
Обучение танцем должно быть продуманным, систематичным.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов:
«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу постановки ритмопластического действия.
«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная связь прослеживается между ритмикой и физкультурой. Без этого подлинная выразительность детей, их умение непринужденно передавать в движении характер и особенность музыки, игры, танца не могут быть достигнуты. Выразительность и музыкальность движений опирается на общее развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координацию движений. В то же время разучивание упражнений, игр, танцев закрепляет и совершенствует навыки, приобретенные на физкультуре: осанка, правильный шаг, прыжок, умение ориентироваться в пространстве и т.д.
Основная цель хореографического обучения – пропаганда и развитие хореографического искусства среди детей через воспитание любви и бережного отношения к национальным традициям русской культуры и культуре народов мира.
Задачи:
- привить детям любовь к танцу;
- сформировать у детей знания, умения и навыки в области хореографии;
- развить их танцевальные способности, выносливость, ловкость;
- воспитать дисциплину, усидчивость, чувство ответственности;
- воспитать художественный вкус, интерес;
- сформировать у детей культуру поведения и общения;
- расширить кругозор обучающихся.
Отличительная особенность. Главное достоинство данной программы в том, что при ее реализации теоретические и практические знания обучающихся применяются в жизни. Программа предполагает самостоятельно придумывать детьми новые танцевальные движения, их варианты и сочетания. Здесь большое значение имеет игровое взаимодействие партнеров: исполнение движений в качестве средств живого общения активизирует двигательный опыт и фантазию детей, которые часто импровизируют в танце и «сотворчество» с педагогом переходит в самостоятельные пробы.
В результате формирования знаний, умений и навыков основ хореографии, у обучающихся вырабатывается способность к концентрации внимания, развивается память, что способствует общему развитию ребенка.
На начальном этапе обучения, на уроке сочетаются все виды деятельности: ритмика, слушание и анализ музыки, упражнения классического и народного танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев.
Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе обучающихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности обучающихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей обучающихся. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы.
На занятиях необходима последовательность взаимосвязанных этапов:
подготовка – обучение – проработка – контроль-закрепление.
Подготовка, или практическое восприятие. Главной задачей является непосредственная подготовка к дальнейшему процессу танцевальной деятельности (активизация слуховых навыков, перевод вербального восприятия в зримые, словесные, двигательные формы, уточнение исполнительских приемов).
Обучение – это этап совместного учения, как ребенка, так и педагога. Все действия педагога строятся исходя из возможностей, все задачи педагога координируются в непосредственном общении с детьми, исходя из того, как дети усваивают тот или иной материал. Результатом должно стать формирование новых знаний, умений, навыков.
Этап проработки, или практический анализ. На этом этапе занятия применяются уже знакомые движения, упражнения, навыки. Они могут группироваться в комплексные формы: игры, танцевальные композиции и т.д. В них совершенствуется координация движений, пластика, создается исполнительский образ.
Контроль. Данный этап связан с самооценкой. В сознании и памяти ребенка необходимо закрепить полученный результат на сегодняшнем занятии. Важной задачей является развитие мышечной памяти. Чем меньше ребенок будет задумываться над техникой своих действий, тем большую исполнительскую свободу он будет приобретать, а его внимание, память будет освобождаться для осознания новых ощущений. Поэтому данный этап является обязательным.
Этап закрепления, или творческое моделирование. Здесь дети осознают и закрепляют результаты своей работы на уроке. В этих действиях важно научиться получать удовольствие от исполнения. На данном этапе дети могут выполнять следующие задания: создать на предлагаемую музыку хо
В начале года и во втором полугодии с обучающимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в классе.
Возраст детей: с 7,5 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: предлагаемаяпрограмма рассчитана на 3 года обучения по 105 часов в год.
Форма и режим занятий:
Форма организации занятия – групповая.
2 класс (7-8лет) – 12-15 человек
3 класс (8-9 лет) – 12-15 человек
4 класс (9-10 лет) – 12-15 человек
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 академических часа.
Уровень освоения программы: общекультурный (общеразвивающий).
Условия приема детей в коллектив: в группах хореографии занимаются все желающие, дети не отбираются по природным данным, не сдают вступительные экзамены.
Планируемые результаты освоения программы:
В конце первого года обучения, обучающиеся должны:
1. Закрепить знания и навыки, полученные в 1 год обучения.
2. Уметь ориентироваться в пространстве.
3. Уметь координировать свои движения.
4. Уметь выполнять усложненные движения рук, ног и корпуса.
5. Знать танцы детской хореографии и уметь их исполнять.
В конце второго года обучения, обучающиеся должны:
1. Знать хореографические названия изученных элементов.
2. Уметь самостоятельно выполнять изученные элементы классического
танца.
3. Уметь исполнять усложненные танцевальные движения.
4. Уметь держать правильную осанку при исполнении отдельных
элементов танца.
В конце третьего года обучения, обучающиеся должны:
1. Знать термины классического танца.
2. Уметь исполнять движения со слитной координацией рук, ног и
корпуса.
3. Уметь выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции.
Занятия танцами положительно сказывается на эстетическом, моральном и физическом развитии школьников. Все эти сдвиги возможны лишь при условии достаточно длительных и систематических занятий.
Способамиопределениярезультативности занятий являются:
- контрольный срез;
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях;
- педагогический отзыв и отзыв родителей.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля.
Виды контроля. Цель. Формы. Действия
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Действия |
Начальный или входной контроль |
|||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их творческие способности |
Беседа. Опрос. Тестирование. Анкетирование |
Возврат к повторению базовых знаний. Продолжение процесса обучения в соответствии с планом. Начало обучения с более высокого уровня |
Текущий контроль |
|||
В течение всего учебного года |
Определение степени усвоения обучающихся учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение |
Педагогическое наблюдение. Фронтальный опрос. Открытое занятие
|
Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков
|
Промежуточный контроль |
|||
В конце полугодия
|
Определение степени усвоения обучающихся учебного материала. Определение результатов обучения
|
Открытое занятие. Праздник. Отзывы родителей. Фотоматериалы |
Решение о дальнейшем маршруте изучения материала
|
Итоговый контроль |
|||
В конце учебного года
|
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение |
Концерты. Отзывы родителей. Фотоматериалы |
Оценка уровня подготовки. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения
|
На каждый год дается материал по основным разделам хореографического искусства:
1. Организационная работа.
2. Классический танец.
3. Русский народный танец.
4. Народно-сценический танец.
5. Упражнения на ориентировку в пространстве.
6. Детская хореография.
7. Репетиционная работа
8. Беседы о хореографическом искусстве.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела |
Практика |
Теория |
Всего |
|
1 год обучения (2 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4. 5.
6. 7. |
Организационная работа Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Русский народный танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Упражнения на ориентировку в пространстве Детская хореография Танец «Аннушка» Танец «Полька» Танец «Первые шаги» Танец «Чунга-чанга» Репетиционная работа Беседы о хореографическом искусстве ИТОГО |
13 5
2 21 6
5 5 8 8 15
88 |
4
1 1
0,5 2 1
1 0,5 1 1 1 3 17 |
4
14 6
2,5 23 7
6 5,5 9 9 16 3 105 |
|
2 год обучения (3 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4.
5. 6.
7. 8. |
Организационная работа Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Русский народный танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Народно-сценический танец Литовский танец «Клумпакоис» Белорусский танец «Крыжачок» Упражнения на ориентировку в пространстве Детская хореография Танец «Падеграс» Танец «Полька» Танец «Ку-ка-ре-ку» Репетиционная работа Беседы о хореографическом искусстве ИТОГО |
13 2
2 18
7 6 3
6 7 7 15
86 |
4
1 0,5
0,5 3
1 1 1
1 1 1 1 3 19 |
4
14 2,5
2,5 21
8 7 4
7 8 8 16 3 105 |
|
3 год обучения (4 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
|
Организационная работа Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Русский народный танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Народно-сценический танец Белорусский танец «Бульба» Элементы танцев народов Севера Детская хореография Танец «Полонез» Танец «Вару-вару» Репетиционная работа Беседы о хореографическом искусстве ИТОГО
|
14 6
4 18
7 8
6 5 21
89 |
4
1 1
0,5 1,5
1 1
0,5 0,5 1 4 16 |
4
15 7
4,5 19,5
8 9
6,5 5,5 22 4 105 |
Содержание программы
Первый год обучения (2 класс)
Во втором классе закрепляются знания и навыки, полученные в первом классе. На середине допускается построение несложных комбинаций и этюдов на материале русского танца.
Основные задачи первого года обучения:
- развитие силы ног;
- развитие устойчивости;
- развитие техники исполнения движений.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела |
Практика |
Теория |
Всего |
|
1 год обучения (2 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4. 5.
6. 7. |
Организационная работа Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Русский народный танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Упражнения на ориентировку в пространстве Детская хореография Танец «Аннушка» Танец «Полька» Танец «Первые шаги» Танец «Чунга-чанга» Репетиционная работа Беседы о хореографическом искусстве ИТОГО |
13 5
2 21 6
5 5 8 8 15
88 |
4
1 1
0,5 2 1
1 0,5 1 1 1 3 17 |
4
14 6
2,5 23 7
6 5,5 9 9 16 3 105
|
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
В раздел организационная работа входит общее собрание учащихся, задачи на учебный год, проведение открытых уроков, родительских собраний, проведение праздников, концертов для родителей, выступлений.
Раздел 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Экзерсис у станка:
- Demiplieetgrand по I, II, VI позициям (лицом к станку).
- Bt. tundu из I позиции в сторону.
- Ознакомление с V позицией.
- Relevelent на 450, 900 из I позиции в сторону.
- Portdebras в сторону лицом к станку.
- Позиции рук боком к станку (по V позиции).
- Releve по I позиции лицом к станку.
Экзерсис на середине зала:
1. Понятие enface, epaulement.
2. Перваяформа port de bras.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве: построение из одного круга в два, «змейка», «вьюн», маленький круг, «звездочка».
Раздел 3. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Русский народный танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений. Разнообразие русского народного танца - хороводы, кадрили, переплясы и пляски объединяют в себе сюжеты лирические, игровые, веселые и удалые. В танцах часто можно встретить как простые, так и очень сложные движения. Русский танец достаточно широко может быть представлен, и поэтому предлагается его освоение в течение всего срока обучения.
- Основные положения рук: на талии ладонями, кулачками на талии, обе руки открыты в стороны.
- Положения рук в парах: держась за одну руку, за две, под руку, «воротца».
- Положения рук в кругу: держась за руки, «корзиночка».
- Движения рук: раскрывание рук в сторону, взмахи с платочком, хлопки в ладоши.
- «Переменный шаг».
- Подскоки на полупальцах.
- Боковые перескоки с ноги на ногу (подготовка к дроби).
- Русский дробный ход по 1/8.
- Присядки для мальчиков:
9.1 «мячик» по VI и I позициям (у станка);
9.2 «подсечка»;
9.3 «крокодильчик»;
9.4 присядки по VI позиции.
- Хлопки и хлопушки (для мальчиков):
10.1 удары по голенищу сапога.
11. Прыжки с обеих ног:
11.1 колени и подъем вытянуты;
11.2 обе ноги согнуты в коленях назад.
12. Шаг польки.
13. Вращения:
13.1. на месте притопами.
Раздел 4. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
1. Перестроение из одного круга в два.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три (тройки).
3. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (четверка).
4. Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки.
5. Перестроение из большого круга в большую звезду.
Раздел 5. ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Детские танцы способствуют развитию двигательных качеств и умения концентрировать движения, воспитанию выносливости и силы, обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений детских танцев.
1. Детский бальный танец «Аннушка».
Хлопки в паре.
Сценический шаг по кругу в паре.
Поворот вокруг себя сценическим шагом.
Прыжки по VI позиции на месте.
Композиция танца.
2. «Полька».
Галоп вправо и влево в паре.
Хлопки одинарные и тройные.
Притопы одинарные и тройные.
Композиция танца.
3. Танец «Первые шаги».
Сценический шаг.
Приставной шаг вправо.
Шаг с продвижением вперед и назад с ударом.
«Ковырялочка» с тройным притопом.
Шаг в сторону с ударом.
Поворот вокруг себя сценическим шагом.
Композиция танца.
4. Танец «Чунга-чанга».
Наклоны вправо, влево, вперед.
Наклоны головы вправо и влево.
Бег на месте.
Выпады вправо и влево.
Поворот вправо на одной ноге.
Раздел 6. РЕПЕТИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА
В раздел репетиционно-постановочная работа входит отработка движенийна основе пройденного материала, подготовка к концертам, к показательнымвыступлениям на открытых уроках, праздниках.
Раздел 7. БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Данный раздел включает в себя беседы о хореографии, как виде искусства, о музыке, как неотъемлемой части танца.
Второй год обучения (3 класс)
Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, а также более сложные композиции, способствующие развитию координации движений обучающихся. Изучаются элементы русского, литовского, белорусского танцев.
Задачи второго года обучения:
- дальнейшее развитие силы ног и устойчивости;
- выработка правильности и чистоты исполнения;
- развитие координации.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела |
Практика |
Теория |
Всего |
|
2 год обучения (3 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4.
5. 6.
7. 8. |
Организационная работа Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Русский народный танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Народно-сценический танец Литовский танец «Клумпакоис» Белорусский танец «Крыжачок» Упражнения на ориентировку в пространстве Детская хореография Танец «Падеграс» Танец «Полька» Танец «Ку-ка-ре-ку» Репетиционная работа Беседы о хореографическом искусстве ИТОГО |
13 2
2 18
7 6 3
6 7 7 15
86 |
4
1 0,5
0,5 3
1 1 1
1 1 1 1 3 19 |
4
14 2,5
2,5 21
8 7 4
7 8 8 16 3 105 |
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
В раздел организационная работа входит общее собрание учащихся, задачи на учебный год, проведение открытых уроков, родительских собраний, проведение праздников, концертов для родителей, выступлений, участие в конкурсах и фестивалях.
Раздел 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Экзерсис у станка:
- Постановка корпуса боком к станку.
- Demiplie по V позиции лицом к станку.
- Demiplie по I, II позиции боком к станку.
- Bt-tendu из I позиции вперед, назад лицом к станку.
- Passeparterre.
- Bt-tendujete в сторону из I позиции лицом к станку.
- Relevelent назад из I позиции на 900 лицом к станку.
8. Releve:
8.1 по II позиции лицом к станку;
8.2 из I, II позиции с предварительным demiplie.
9. Portdebras назад.
Экзерсис на середине:
- Понятие epaulement, croisee, effacee.
- Втораяформа port de bras.
Раздел 3. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Экзерсис у станка:
- «Косыночка» лицом к станку.
- Подскок в demiplie по VI позиции.
Экзерсис на середине:
- Поочередное выбрасывание ног перед собой на носок. На месте и с отходом назад.
- Русский быстрый бег с продвижением вперед и назад.
- Ходы:
3.1 сценический шаг;
3.2 шаркающий шаг каблуком по полу;
3.3 шаркающий шаг полупальцами по полу.
- Хлопушки:
4.1 на подскоках с ударом по бедру;
4.2 на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади;
4.3 поочередные удары по бедру и голенищу сапога сзади.
- Присядки:
5.1 комбинации в сочетании с мячиком, подсечкой, присядкой по VI позиции.
5.2 по I позиции.
- Боковые перескоки с ударами пяткой в пол.
- Дробь с бегом.
- Вращения по диагонали:
8.1 галопом;
8.2 галопом с подскоками.
Раздел 4. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
ЛИТОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Эстонские, литовские и латвийские танцы хорошо разучивать в третьем классе. Они не очень сложны технически и доступны для усвоения детьми танцевального материала. Композиции этих танцев и их игровое содержание помогают развивать координацию и выносливость.
Элементы литовского танца «Клумпакоис»
1.Положение рук:
1.1 ладонями сбоку на талии;
1.2 двумя руками за юбочку (женское);
1.3 руки скрещены на груди.
- Основные ходы и движения на месте:
2.1 «качающийся шаг»;
2.2 легкий бег;
2.3 шаги с подскоками (концовка в три удара);
2.4 шаг польки;
2.5 «присюды»;
2.6 «коняшки».
3. Композиция танца.
БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие трудовые процессы пользуются большой популярностью. Характер движений белорусских народных танцев легкий и трамплинный.
Элементы белорусского танца «Крыжачок»
- Простые подскоки:
1.1 на месте;
1.2 с продвижением вперед, назад, в сторону;
1.3 вокруг себя.
- Подскоки с хлопками и поклонами в повороте парами под руками.
- Галоп в сторону.
- Притопы в три удара.
- Соскоки в VI позиции на двух ногах.
6. Композиция танца.
Раздел 5. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
1. Движение в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом
в центре «через одного».
2. Перестроение из двух кругов в «корзиночку».
3. Перестроение типа «шен».
Раздел 6. ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
1. Историко-бытовой танец «Падеграс»
Боковой шаг с выносом ноги вперед.
Сценический шаг с остановкой ноги впереди.
Поворот в паре сценическим шагом.
Композиция танца.
2. Полька.
Галоп вправо и влево.
Притопы.
Подскоки в паре.
Броски правой и левой ногой вперед и назад.
Композиция танца.
3. «Ку-ка-ре-ку».
Шаги вперед с каблука.
Шаги назад.
Шаги с подскоками.
Шаги с притопами.
Композиция танца.
Раздел 7. РЕПЕТИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА
В раздел репетиционно-постановочная работа входит подготовка
танцевальных композиций на основе пройденного материала, подготовка к показательным выступлениям на открытых уроках, концертах, праздниках,
подготовка к конкурсам, фестивалям, отработка танцевальных композиций.
Раздел 8. БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Данный раздел включает в себя беседы о видах и жанрах хореографического искусства.
Третий год обучения (4 класс)
В 4 классе продолжается изучение элементов классического танца у станка, элементов народного танца на середине зала. Изучаются движения русского, белорусского, корякского танцев.
Задачи третьего года обучения:
- дальнейшее развитие координации;
- работа над развитием танцевальной памяти.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела |
Практика |
Теория |
Всего |
|
3 год обучения (4 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
|
Организационная работа Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Русский народный танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Народно-сценический танец Белорусский танец «Бульба» Элементы танцев народов Севера Детская хореография Танец «Полонез» Танец «Вару-вару» Репетиционная работа Беседы о хореографическом искусстве ИТОГО
|
14 6
4 18
7 8
6 5 21
89 |
4
1 1
0,5 1,5
1 1
0,5 0,5 1 4 16 |
4
15 7
4,5 19,5
8 9
6,5 5,5 22 4 105 |
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
В раздел организационная работа входит общее собрание учащихся, задачи на учебный год, проведение открытых уроков, родительских собраний, проведение праздников, концертов для родителей, выступлений, участие в конкурсах и фестивалях.
Раздел 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Экзерсис у станка:
- Demiplie по V позиции боком к станку.
- Demiplieetgrandplie по 1, II позиции боком к станку.
- Bt-tendu из 1 позиции по всем направлениям боком к станку.
- Bt-tendujete в сторону из 1 позиции боком к станку.
- Demi rond de jambe par terreendehors et en dedans поточкам. Rond de jambe par terreпоточкам.
- Положениеноги sur le cou de pied сзади.
- Relevelent вперед из 1 позиции на 900 лицом и боком к станку.
- Подготовка к прыжку tempslevesaute по I, II позиции.
- Прыжок tempslevesaute по I, II позиции с паузой.
Экзерсис на середине:
- Подготовка к прыжку tempslevesaute по I, II позиции.
- Прыжок saute по I, II позиции.
Раздел 3. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Экзерсис у станка:
- Двойная дробь в такт.
Экзерсис на середине:
- Двойная дробь без подскока одной ногой, двумя ногами поочередно.
С подскоком на ноге в такт.
- Ходы:
2.1 с проведением ноги через точку passe;
- с проведением ноги через passeparterre.
- Хлопушки:
3.1 удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в сторону.
- Присядки:
4.1 по I позиции с выносом ноги на каблук в сторону (колени вытянуты).
- «Косыночка» боком к станку.
- Вращения по диагонали:
6.1на подскоках с продвижением вперед.
Раздел 4. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
ЭЛЕМЕНТЫ БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА «БУЛЬБА»
- Положения рук в паре:
1.1 за руки;
1.2 руки на талии друг друга.
- Основные ходы и движения:
2.1 основной шаг с переступанием по VI позиции на полупальцах;
2.2 соскоки по VI позиции с окончанием на одну ногу;
2.3 подскоки с продвижением вперед и назад;
2.4 «воротца»;
2.5 соскоки на полупальцах с окончанием в demiplie на месте и в повороте.
ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦЕВ НАРОДОВ СЕВЕРА
(корякский танец нерп, чаек, охотников)
- Взмах правой рукой вправо, затем левой рукой – влево (сидя на коленях, корпус опущен).
- «Выныривание».
- Движения рук «волна».
- Сидя на коленях наклоны назад.
- Выпад на левую ногу, на правую поочередно.
- «Елочка» с руками.
- Ход вперед и в сторону на всю стопу.
- Ход вперед с носка.
- Ход в сторону с игрой плеч.
- Поворот-циркуль вправо и влево.
- Шаги в сторону с приседанием и ударами в бубен.
- Перескоки на месте и бросок вперед с ударом в бубен под коленом.
- Беголеня.
Раздел5. ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
- “Полонез”.
Шаг полонеза вперед и назад.
Балансе-менуэт.
Шаг с паузой.
Композициятанца.
- “Вару-вару”.
Основной ход на месте.
Боковой ход.
Отведение ноги вперед на носок, на каблук.
Повороты направо, налево.
Композиция танца.
Раздел 6. РЕПЕТИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА
В раздел репетиционно-постановочная работа входит подготовка
танцевальных композиций на основе пройденного материала, подготовка к показательным выступлениям на открытых урока, концертах, праздниках, отработка танцевальных композиций, подготовка к конкурсам, фестивалям.
Раздел 7. БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Данный раздел включает в себя беседы о рисунках в танце, о хореографической лексике, о формах русского танца.
Методическое обеспечение
- дидактический материал (литература по специальности, справочники, энциклопедии, фотографии);
- разработка мероприятий, концертов, бесед;
- рекомендации по проведению праздников, тематических занятий, открытых занятий.
Данная программа предполагает использование основных методов обучения танцу:
1.выразительный показ движений танцевальной лексики для формирования удетей правильного выполнения движений;
2. словесные пояснения – уточнения для осознания выразительности движений;
3.образный рассказ, который побуждает детей представлять какую – либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в танцевальных движениях, и таким образом, развивать у них воображение, фантазию;
4. вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и, таким образом, развивает воображение, побуждает к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
При реализации программы используются следующие принципыобучения:
- учет индивидуальных особенностей, обучающихся;
- учет возрастных особенностей;
- доступность программы.
Необходимо строго соблюдать основной дидактический принцип от простого к сложному.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение занятий:
- хореографический класс,
- наличие специальной формы для занятий (у мальчиков – белая футболка, темные шорты; у девочек – гимнастический купальник, белая юбка, на ногах белые носки и балетные туфли с мягким носком),
- зеркала,
- сцена,
- музыкальные инструменты (фортепиано, баян),
- магнитофон,
- книги, открытки
- аудио- и видеокассеты
- CD и DVD диски и др.
- USB-носитель и др
Список литературы использованной учителем
- Александрова Н.А. Классический танец для начинающих. СПб: Лань, Планета музыки, 2009.
- Барышникова Т. Азбука хореографии: М., 2000.
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. М., 2000.
- Базарова Н.П. Классический танец. СПб: Лань, Планета музыки, 2009.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб, 2002.
- Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика. М., 2009.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). М.: ВЛАДОС, 2002.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). М.: ВЛАДОС, 2004.
- Климов А. Основы русского танца. М, 2007.
- Современный бальный танец. М, 2005.
- Ткаченко Т. Народные танцы. М.,2001.
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М, 1989.
- Шутиков Ю. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритму, ритмопластике и бальным танцам. СПб, 2006.
Список литературы, рекомендуемой обучающимся
- Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. М., 1985
- Энциклопедия. Русский балет. М., 1997
Интернет- ресурсы
http://ped-kopilka.ru
http://www.prodlenka.org
http://www.horeograf.com
http://muz-color.ru
http://muzofon.com
http://plus.music.or