Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные бусинки»

2
0
Материал опубликован 24 September 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КОНОШСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебные бусинки»
 

автор:

Пономарева Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

 

п. Коноша, 2014 г.

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.

Занятия по обучению бисероплетению направлены на развитие интереса детей к декоративно-прикладному творчеству. В ходе обучения у детей развивается эстетический вкус.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.

Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным обучающимся.

С самого начала процесса обучения систематически акцентируется внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой и ножницами, другими инструментами и материалами.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Цель: Формирование художественной культуры детей через овладение технологиями бисероплетения.

Задачи:

Образовательные:

  • Привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствоваться в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
  • Обучить приемам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, владения техникой безопасности на занятиях;
  • Обучить детей технологиям бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами».
  • Научить работать со схемой, инструкционно-технологической картой.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувство гордости за свой выполненный труд;
  • Формировать основы трудового воспитания, бережного отношения к труду других людей;
  • Формировать основы эстетического воспитания, эстетический вкус, чувство прекрасного.

Развивающие:

  • Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, умение формулировать свою точку зрения;
  • Формировать трудовые умения и навыки, необходимые для работы с оборудованием и материалами;
  • Развивать усидчивость, аккуратность при выполнении работы;
  • Способствовать расширению кругозора;
  • Развивать творческое мышление, фантазию;
  • Формировать способности к анализу и синтезу знаний, умению видеть конечный результат.
  • Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам.

Данная программа является дополнительной общеразвивающей и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Организация процесса реализации программы осуществляется на основании следующих принципов:

  • принцип оптимального выбора методов, форм и средств образования и воспитания, направленных на развитие творческой и нравственной личности;
  • принцип учёта индивидуальных психологических характеристик личности ребенка (восприятие, память, контроль за собственным поведением и т.д.), дифференцированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
  • принцип активности предполагает вовлеченность детей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности на занятии;
  • принцип доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • принцип наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • принцип заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • принцип систематичности – совершенствование этапов работы зависит от степени целостности содержания и реализации программно – методического обеспечения
  • принцип от простого к сложному- изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося.

Программой предусматри­вается использование традиционных и инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:

  • объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, беседа, наблюдение, иллюстрация, демонстрация)
  • наглядный метод: использование картин, рисунков, плакатов, фотографий, таблиц, схем и другого демонстрационного материала;
  • метод практических заданий;
  • стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, методы эмоционального стимулирования);
  • репродуктивный;
  • проектно-конструкторский метод: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Чаще других инновационных приемов, методов и технологий используются следующие:

здоровьесберегающие:

  • использование малых форм физической активности (динамические паузы физкультминутки), гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики;
  • использование классической музыки во время учебного занятия;
  • оптимизация объема учебного материала.

интерактивные:

  • использование таких методов как творческие занятия, работа в малых группах, обучающие игры (дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера);
  • выставки и другие формы наиболее соответствуют личносто-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса;
  • технология личностно-ориентированного обучения

Ученик-главная действующая фигура образовательного процесса. Используется разноуровневый подход- ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребёнку. Субъективно-личностный подход- отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости, технология интенсификации обучения на основе схемных моделей

Интенсификация - увеличение интенсивности, производительности труда.

Данная методика имеет свои особенности содержания:-материал вводится блоками; оформление учебного материала подаётся в виде технологических карт, опорных схем.

На занятиях широко используется применение технологических карт, что способствует более быстрому и качественному изготовлению изделия.

Технология рейтинговой системы оценки знаний

Рейтинг- это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний обучающихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии в реальными достижениями обучающихся, система поощрения успеваемости детей, перевод с одной ступени обучения на другую.

Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся. Перечисленные технологии применяют при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, а также во внеклассной работе.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Наполняемость групп – 10-12 человек. Расписание строится из расчета два часа в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения .

Программа предполагает разделение на тематические блоки:

1.« Основные приемы плетения». Изучается в течение первого, второго года обучения.

Ожидаемые результаты:

Знают  материалы и приспособления, используемые на занятиях, умеют безопасно ими пользоваться;

Знают основные способы плетения (параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами»;

Умеют читать схемы;

Соблюдают правила техники безопасности.

2. «Плоские фигурки». Изучается в течение первого, второго года обучения.

Ожидаемые результаты:

Знают основные приёмы изготовления плоских фигурок, умеют изготавливать их, опираясь на схемы;

Умеют создавать варианты изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

3. «Цветы и деревья». Изучается в течение первого, второго года обучения.

Ожидаемые результаты:

Знают простейшие приёмы изготовления цветов и листьев, умеют изготавливать их, опираясь на схемы;

Умеют соединять части изделия в одно целое.

4. «Украшения». Изучается в течение первого, второго года обучения.

Ожидаемые результаты:

Умеют применять знакомые способы плетения для изготовления браслетов и бус.

Программа предполагает выполнение универсальных учебных действий на протяжении всех лет обучения.

Это положительное отношение к обучению, устойчивый познавательный интерес к бисероплетению.

Личностные результаты освоения образовательной программы:

Предметные:

Желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся ЗУН;

Умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;

Стремление к красоте, готовность бережно относится к окружающей среде;

Эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.

Формы работы: беседы, конкурсы.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные действия

Связаны со способностью детей ставить цели, планировать действия по достижению цели и оценивать результат.

Обучающиеся научатся:

Планировать необходимые действия совместно с педагогом;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Адекватно оценивать свои достижения по определенным критериям;

Использовать инструменты, организовывать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности;

Проговаривать последовательность действий при работе с технологическими картами и схемами;

Высказывать своё предположение при выполнении изделия;

Вырабатывать критерии оценки в диалоге с преподавателем.

Формы работы: взаимные задания групп (методика «Рукавички по Г.Л.Цукерману») Познавательные универсальные действия

Связаны с умением искать информацию, связанную с обучением.

Обучающиеся научатся:

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Выделять и называть части изделия, способы соединения деталей.

Формы работы: организация методик «Наблюдение», «Выделение существенных признаков».

Коммуникативные универсальные действия

Связаны со способностью осуществлять продуктивное общение совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Обучающиеся научатся:

Учитывать разные мнения;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

Владеть монологической и диалогической формами речи;

Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

Разрешать конфликты.

Формы работы: работа в парах

Учебно-тематический план

1 год обучения

72 учебных часа

п\п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

2

1

1

2.

Основные приемы плетения

6

2

4

3.

Плоские фигурки

44

2

42

4.

Украшения

8

2

6

5.

Цветы и деревья

8

2

6

6.

Диагностика

2

1

1

7.

Итоговое занятие

2

 

2

 

итого

72

10

62

Учебно-тематический план

2 год обучения

72 учебных часа

п\п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

2

1

1

2.

Основные приемы плетения

6

2

4

3.

Плоские фигурки

36

2

34

4.

Украшения

8

2

6

5.

Цветы и деревья

8

2

6

6.

Резервные часы

8

 

8

7.

Диагностика

2

1

1

8.

Итоговое занятие

2

 

2

 

итого

72

10

62

Содержание разделов образовательной программы

1 год обучения

1. Введение в образовательную программу (2 ч.)  

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.


 

2. Основные приемы плетения (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: простое низание на проволоку и на нитку, закрепление нити. Параллельное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка»       Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов

Формы работы:

Беседа

Практическое задание

Занятие-презентация

 

3. Плоские фигурки (44 часа)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Плетение по схемам.

Практическая работа. Выполнение фигурок на основе изученных приёмов.

Формы работы:

Беседа

Практическое задание

Выставки

Примерный перечень практических работ: флажок, воздушный змей, морковка, грибок, мухомор, редиска, груша, яблоко, зайчик, волк, сова, бабочка, стрекоза, подставка для пасхального яйца, краб, машинка, светофор, смайлик, балалайка, шары на ёлку, рыбка, медуза, осьминог.

 

4. Украшения (8 часов)

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Простейшие способы плетения браслета. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая работа.

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Практическое задание

Выставки

Примерный перечень практических работ: Браслеты «Трио», «Многослойный», «Плетёнка», «Цветочек»

 

5. Цветы и деревья (8 часов)

Теоретические сведения. Основной приём бисероплетения, используемый для изготовления цветов: способ плетения «низание дугами». Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий.

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Практическое задание

Выставки

Примерный перечень практических работ: цветы (ромашка , цветик-семицветик, незабудка, деревья ( ветка берёзы).

2 год обучения

1. Введение в образовательную программу(2 ч.)  

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.

 

2. Основные приемы плетения(6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: простое низание на проволоку и на нитку, закрепление нити. Параллельное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка».

Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов

Формы работы:

Беседа

Практическое задание

Занятие-презентация

 

3. Плоские фигурки (36 часов)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Плетение по схемам.

Практическая работа. Выполнение фигурок на основе изученных приёмов.

Формы работы:

Беседа

Практическое задание

Выставки

Примерный перечень практических работ: ящерица, пасхальное яичко, вагончик, паравозик, вертолёт, ракета, летающая тарелка, девочка, мальчик, самолёт, танк, снежинка, снегурочка, Дед мороз, ёлочка, снеговик, сердечко, кораблик.

 

4. Украшения (8 часов)

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Простейшие способы плетения браслета и заколки на волосы. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая работа.

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Практическое задание

Выставки

Примерный перечень практических работ: Браслеты «Карусель», «Крестик», заколки на волосы «Бантик», «Розочка»

 

5. Цветы и деревья (8 часов)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл»,  «скрутка», низание дугами. Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий.

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Практическое задание

Выставки

Примерный перечень практических работ: цветы (розочка, тюльпан, хризантема), деревья (ветка вербы)

 

6. Резервные часы( 15 часов)

Коллективные и индивидуальные работы, приуроченные к  выставкам.

 

Дидактический материал

*Образцы изделий;

*Схемы;

*Диски с записями инструментальной и классической музыки

 

Материалы и инструменты
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Бусины, разнообразные материалы: плоды, семена, ракушки.

 * Леска  и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* Бисерные иглы.

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу гофрированная или папиросная.

* Алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  

* Кусачки  для отрезания проволоки;

* Ножницы для бумаги и ниток;


 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гашицкая Р.П.   Цветы из бисера. – М.: «Мартин» ,2007

2. Ликсо Н.Л. .  Бисер. – Минск: Харвест,2

3. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-во Эксмо; СПб,,2003г.

4. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006

5. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.

6. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..

7. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации