Программа элективного курса «Экология родного края» (8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Спирово
Программа
элективного курса для 8 класса
«Экология родного края»
Разработана:
учителем географии и биологии
Выдропужской ОШ филиала МОУ СОШ №2 п.Спирово
Большаковой Любовь Анатольевной
Спирово – 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «Экология родного края» рассчитана для 8 класса, в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся. Программа составлена на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства Образования РФ от 12.12.2010 года и в связи с изменениями, утвержденными приказом от 29.12.2014 года № 1644 и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования
Современный подход к изучению экологии немыслим без установления межпредметных связей с другими предметами – биологией, географией, химией, физикой. К сожалению, в настоящее время экология как предмет учебного плана присутствует не во всех школах; чаще всего изучение экологии ограничивается уроками биологии в 9 классе. Данный элективный курс способствует формированию у обучающихся целостного представления о единстве организации, взаимозависимости, взаимообусловленности и закономерностях развития природных, природных и антропогенных процессов, формирующих облик современных экосистем и всей биосферы в целом.
Цель данного курса — повышение уровня экологической грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.
Задачи:
- развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
- экологическое просвещение сверстников, родителей, населения;
-формирование экологической культуры (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения).
Программа элективного курса «Экология родного края» для обучающихся 8 класса, рассчитана на 18 часов, одно занятие в неделю в течении одного полугодия.
В отличие от существующих курсов по экологии, географии и биологии в выстроенной программе используются достаточно простые лабораторные работы, информативные по результатам, выполнение которых возможно в рамках одного занятия или всего курса. Данные практические занятия не требуют от учителя дополнительной подготовки. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик не исключает новизну компоновки практических работ в школьном образовании
Практические работы программы развивают у подростков творческие способности, а вместе с ними самостоятельность и коммуникативные умения, которые способствуют систематизации полученных знаний и первоначальной профессиональной ориентации.
В преподавании используются элементы следующих технологий: разноуровневой, проблемной, теории решения исследовательских задач, КСО, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной.
Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса
- лекция и семинары;
- практикумы и экскурсии;
- защита проектов;
- выполнение исследовательской работы.
Формы контроля
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.
В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
- картографическими (географическими картами, интерактивными );
- атласами - определителями
- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Тверской области);
- диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;
- интернет – ресурсами.
В основе содержания курса лежат знания, уже освоенные учащимися при изучении географии, биологии и экологии. Поэтому данный курс может быть использован преподавателями этих наук. Программа содержит полностью разработанный УМК (поурочные планы).
Планируемые результаты освоения элективного курса:
Изучение курса «Экология родного края» даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Регулятивные: УУД:
- формирование умения организовать свою учебную деятельность: с помощью учителя определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- формирование умения ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение с помощью учителя определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение с помощью учителя работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
Предметными результатами освоения программы являются:
- усвоение основ научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о экологических объектах, процессах, явлениях;
- овладение методами биологической науки :наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка экологических исследований и объяснение их результатов;
- приобретение опыта использования методов науки; наблюдение и описание объектов и процессов природы и результатов деятельности человека;
- объяснение роли экологических знаний в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п |
Наименование разделов и тем. Лектора |
Всего часов |
В том числе по видам деятельности |
Формы контроля |
||
Семи нары |
Экскур-сии |
практические занятия |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
II |
Человечество в экосистеме земли |
5 |
2,5 |
|
2,5 |
|
|
2.1 Человек биосоциальный вид. |
1 |
1 |
|
|
|
|
2.2 История развития экологических связей человечества от пралюдей до современности. |
1 |
0,5 |
|
0,5. |
|
|
2.3. Развитие взаимосвязей человека и окружающей среды в историческом процессе. |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2.4 Социально-экологические особенности демографических процессов современности. Перенаселение планеты – вред или польза для планеты? |
1 |
|
|
1 |
Круглый стол |
|
2.5 Демографические перспективы, демографические мотивации . |
1 |
0,5 |
|
0,5. |
|
III |
Экологические основы охраны природы. |
6 |
3,5 |
1 |
1,5 |
|
|
3.1 Современные проблемы охраны природы |
1 |
1 |
|
|
|
|
3.2 Атмосфера Воздух, которым мы дышим. |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
3.3 Гидросфера. Вода чудесный дар - Природы |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
3.4.Почвенные ресурсы. Как живёшь кормилица? |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
3.5 Биогеоценозы Тверской области. Природа залечивает раны (примеры самовосстанов-ления окружающей среды) |
2 |
1 |
1 |
|
|
IV. |
Особо охраняемые природные территории России. |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
|
4.1.ООПТ России и Тверского края их типология. |
1 |
1 |
|
|
|
|
4.2.Заповедники Тверской области |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
4.3.Изучение и описание природных объектов Спировского района. |
1 |
|
1 |
|
|
|
4.4.Редкие виды растений Тверской области, Спировского района. |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
V |
Итоговое занятие – конференция исследовательской деятельности |
2 |
|
|
2 |
Защита рефератов и проектов |
|
Итого: |
18 |
9 |
2 |
7 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. (1 час)
Раздел II. Человечество в экосистеме земли (5 часов)
Человек биосоциальный вид. Человек подчиняется и законам биологическим и законам социальным. Поэтому человек разумный - единственный на Земле биосоциальный вид.
История развития экологических связей человечества от пралюдей до современности. Переход от собирательства и охоты к практически неведомой в животном мире форме трофических связей – производству пищи. Глобальный экологический кризис и его причины.
Развитие взаимосвязей человека и окружающей среды в историческом процессе. Социально-экологические особенности демографических процессов современности. Перенаселение планеты – вред или польза? Демографические перспективы, демографические мотивации.
Практические работы:
Составить хронологическую таблицу эволюции человека с указанием изменения экологических связей.
Составить прогноз изменения численности населения Земли в XXI веке.
Ключевые понятия: Биосоциальный вид, информационные связи, экологические проблемы, альтруизм, оседлость, экологический кризис, экологическое движение, демография,
Раздел III. Современные проблемы охраны природы. (6 часов)
Экологические основы охраны природы. Антропогенная деятельность и её влияние на природную среду. Природное и антропогенное загрязнение среды. Службы мониторинга.
Атмосфера. Состав и значение атмосферы. Экологические проблемы атмосферы.
Гидросфера. Основные загрязнители вод. Проблема качества питьевой воды.
Почвенные ресурсы. Почва её состав и значение. Плодородие, кислотность почв. Проблема загрязнения почв бытовыми и промышленными отходами.
Биогеоценозы Тверской области. Разнообразие и устойчивость биогеоценозов. Пищевые цепи.
Практические работы:
1. Расчет выброса вредных веществ автотранспортом на трассе «Россия».
2. Оценка качества питьевой воды.
3. Определение количества бытовых отходов выбрасываемых человеком
4. Составить схему пищевых связей биогеоценоза смешанного леса.
Экскурсия: «Биоценоз смешанного леса»
Ключевые понятия: Загрязнители природной среды, предельно допустимый сброс (ПДС), предельно допустимая концентрация (ПДК), мониторинг, озоновый слой, «парниковый эффект», кислотные дожди, загрязнение водоёмов, кислотность почв.
Раздел IV.Особо охраняемые природные территории России. (4 часа)
ООПТ России и Тверского края их типология. Законодательство России об особо охраняемых природных территориях.
Заповедники Тверской области: Центрально-лесной заповедник, Завидовский заказник.
Изучение и описание природных объектов Спировского района. Спировский зоологический заказник, памятники природы ботанические и геологические. Редкие виды растений Тверской области, Спировского района: Венерин Башмачок.
Практические работы:
1.Изучение Центрального лесного биосферного заповедника.
2.Изучение карт и документов охраняемых территорий
3. Изучение местообитания Венериного башмачка.
Экскурсия: Спировский зоологический заказник. и социальная практика (экологический субботник на территории заказника).
Раздел V. Конференция исследовательской деятельности
Итоговое занятие – конференция исследовательской деятельности
Ключевые понятия: презентации, рефераты, исследовательская деятельность, портфолио, проект.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Экология родного края». Учащиеся защищают разработанные проекты и рефераты, сертификаты о прохождении курса, которые могут быть включены в личный портфолио. Также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.
Исследовательские работы и проекты
Оценка экологического состояния нашей местности.
Редкие охраняемые виды растений Тверской области (Венерин башмачок).
Экологический мониторинг нашей школы.
Экологическая ситуация села Выдропужск.
Моя Малая Родина – река Шегра.
Демографическая ситуация в Спировском районе.
Туристические тропы в нашем районе.
Лесные богатства нашего края.
Спировский зоологический заказник.
Планируемые результаты освоения:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
Уметь
- объяснять: роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
- изучать объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатынаблюдений; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте отличительные признаки основных систематических групп; в словарях и справочниках значения терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся:
Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов на Дону: Феникс, 1997 г.
Лобжанидзе А.А. «География России. Эколого-экономические аспекты» учебное пособие для 8-9 классов. М.: Просвещение, 1995 г.
Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник М. «Просвещение» 1998 г.
Щербаков Ю.А., Зиновьев В.И., Сорокин А.С., «Береги природу своего края. Использование и охрана природы Тверской области» Тверь, 1991 г.
Красная книга Тверской области. Изд. 2-е, Тверь 2016 г.
Литература для учителя :
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999
Атлас России. 8-9 класс. – Москва, картография, 1994 г.
Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г. и др. Экология: Учебник.Изд.2-е, перераб. и доп. под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко, М.: Логос, 2005.
География рекреационных систем СССР.- М., 1980 г.
Дорофеев А.А., Ткаченко А.А., Щукина А.С. и др. «География Тверской области» Книга для учителя. Тверь, 1992 г.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005 г.
Интернет- ресурсы:
https://mpr-tver.ru/deyatelnost-iogv/osobo-okhranyaemye-prirodnye-territorii/
http://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/
https://oopt.info/index.php?page=22