Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в робототехнику» (основы конструирования)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Первые шаги в робототехнику»
(основы конструирования)
«Точка роста»
Направленность: естественнонаучная, технологическая
Возраст учащихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Базовый уровень
Автор-составитель:
Бизюкина Валентина Николаевна
учитель физики и математики
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Заворонежская Средняя Общеобразовательная Школа Турмасовский филиал имени Героя Советского Союза В.Л. Исакова |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в робототехнику (основы конструирования)» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Бизюкина Валентина Николаевна, учитель физики и математики |
4. Сведения о программе | |
4.1. Нормативная база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" |
4.2.Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Естественнонаучная, технологическая, техническая |
4.4. Вид программы | Дополнительная общеобразовательная |
4.5. Уровень освоения | Базовый |
4.6. Возраст учащихся по программе | 14-15 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов | |
СОДЕРЖАНИЕ
БЛОК №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Учебный план
1.4. Содержание образовательной программы
1.5. Планируемые результаты
БЛОК № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Форма аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методическое обеспечение программы
2.6. Список литературы
Блок №1. «Комплекс основных характеристик программы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в робототехнику» относится к естественнонаучной и технологической направленности.
Данная программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности физико-математического направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе занятий, создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации деятельности учащихся, формируют такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развивают эстетические чувства, формируют творческие способности.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна
В наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплощать его в реальной модели, т. е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
На занятиях дети учатся, играя и играя – учатся! Ребята в игровой форме будут развивать инженерное мышление, получат практические навыки при сборке робота. В ходе сборки школьник научится ориентироваться в чертежах, рационально организовывать свою работу. У учащихся начнут формироваться навыки и приемы решения позиционных задач.
Образовательная программа направлена на обеспечение возможности самореализации учащихся. Современная школа меняется: важна не сумма тех знаний, которые получит ученик, а важен личностный рост. Поэтому содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения эмоционального благополучия ребенка, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуального и духовного развития личности ребенка.
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, это определяется активным развитием современной России и мира нанотехнологий, электроники, механики и программирования, то есть наличием благодатной почвы для совершенствования компьютерных технологий и робототехники.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления.
Переход экономики России на новый технологический уклад предполагает широкое использование наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Робототехника – это сегодняшние и будущие инвестиции и, как следствие, новые рабочие места. Одной из ключевых проблем в России является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами в условиях существующего демографического спада, а также низкий статус инженерного образования при выборе будущей профессии выпускниками школ.
Неоднократно на ведущих экономических форумах первыми лицами нашего государства подчеркивалось, что в XXI веке успешность и конкурентоспособность государств будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, уровень развития самых передовых на сегодняшний день технологий.
Техническое творчество является мощным инструментом синтеза знаний, закладывающим прочные основы системного мышления, а значит, инженерное творчество и лабораторные исследования – та многогранная деятельность, которая должна стать составной частью жизни современной школы.
Во-вторых, программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам РФ в области образования и, в частности, технического образования.
В-третьих, так как в современных условиях техническое творчество, образовательная робототехника, вызывают живой интерес детей, приобретают все большую значимость и востребованность, то программа «Инженер будущего» отвечает социальному заказу: запросам родителей и пожеланиям детей. Обучаясь по данной программе, подростки получают возможность учиться, ориентироваться в окружающем мире как сознательные субъекты, адекватно воспринимающие появление нового, готовые непрерывно учиться и создавать современные, интересные, востребованные продукты. Обучающиеся получают важный опыт, который может определить их дальнейший профильный вектор обучения.
Предусмотренные программой формы демонстрации достижений учащихся позволяют развивать творческие способности детей и являются инструментами выявления, поддержки одаренных в техническом плане ребят. Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
В полном соответствии с требованиями стандартов нового поколения, учебные задания в программе имеют проектно-исследовательский характер, а сборка каждой серии моделей или изготовление моделей превращается в небольшой мини проект и позиционные задачи.
Создана учебная среда, побуждающая ученика взаимодействовать с изучаемым материалом и общаться в ходе решения различных задач с учителем и другими учениками. Она соответствует ожиданиям по обеспечению личностного роста обучающихся, их заинтересованности в получении качественного образования, отвечающего их интеллектуальным способностям, культурным запросам и личным интересам.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной развивающей программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать раскрытию лучших человеческих качеств.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 14-15 лет.
Условия набора учащихся
На программу принимаются все желающие.
Количество учащихся
Норма наполнения группы – 10 человек.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем реализации программы: 68 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 академическому часу.
Формы организации
- работа в мини-группах (2 человека);
- индивидуальная;
- практические занятия;
- лекции;
- дискуссии;
- соревнования;
- инструктажи.
Формы учебной деятельности:
1. Учебное занятие.
2. Практическое занятие.
3. Деловая игра.
4. Мозговой штурм.
5. Соревнование.
6. Выставка.
Форма обучения: очная.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для изучения основ робототехники, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка; развитие компетенций школьников в области формирования цифровых навыков по общеобразовательной программе «Первые шаги в робототехнику».
Задачи:
Обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие:
- развивать творческие способности обучающихся;
- помочь формированию цифрового, научного и инженерного мышления;
- формировать навыки использования цифровых и инженерных технологий;
- развивать психофизические качества обучающихся: память, воображение, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развивать способность к самостоятельной деятельности;
- развивать пространственное мышление;
- развивать навыки публичных выступлений;
- формировать креативное и творческое отношение к выполняемой работе, к решению поставленной задачи, а также представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- развивать умение работать в команде при выполнении проектных работ, эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
- повысить мотивацию школьников в развитии цифровых навыков;
- сформировать условия для профессионального самоопределения школьников;
- сформировать понимание сопричастности к настоящему и будущему своей страны и мира в целом;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела, тема | Всего часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | История робототехники. Правила поведения и ТБ в кабинете физики. Инструктаж по технике безопасности при работе с робототехническим модулем VEX IQ. | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2 | Основные направления современной робототехники. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос |
3 | Знакомство с образовательным конструктором VEX IQ. Основные детали. Обзор элементной базы. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос |
4 | Сборочные операции в VEX IQ. Способы соединения. Построение конструкций по теме. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
5 | Мой первый робот. Общие правила создания роботов. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
6 | Простые механизмы и движение. Построение конструкций по теме. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
7 | Конструирование и испытание установки «Цепная реакция». | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
8 | Ключевые понятия: центр тяжести, мощность, скорость, крутящий момент. Построение конструкций по теме. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
9 | Механизмы. | 9 | 3 | 6 | |
| Механизмы: электромоторы постоянного тока. Передаточное отношение. Зубчатые передачи. Построение конструкций по теме. | (3) | (1) | (2) | Практическая работа |
| Механизмы: ходовые части. Построение конструкций по теме. | (3) | (1) | (2) | Практическая работа |
| Механизмы: манипулирование объектами. Построение конструкций по теме. | (3) | (1) | (2) | Практическая работа |
10 | Сборка действующей модели в среде образовательного конструктора. | 2 | 0 | 2 | Практическая работа |
|
ИТОГО: | 34 | 11 | 23 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Правила поведения и ТБ в кабинете физики. Инструктаж по технике безопасности при работе с робототехническим модулем VEX IQ. История робототехники.
Теория: Знакомство с лабораторией. Знакомство с порядком и планом работы на учебный год. Правила поведения и ТБ в кабинете физики и при работе с конструкторами. Что такое робот? История робототехники.
2. Основные направления современной робототехники.
Теория: Роль робототехники в современном мире. Виды роботов. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Основные направления современной робототехники.
3. Знакомство с образовательным конструктором VEX IQ. Основные детали. Обзор элементной базы.
Теория: Основные детали конструктора VEX IQ. Спецификация конструктора. Знакомство с конструктивным и аппаратным обеспечением платформы VEX IQ. Правила работы с конструктором VEX IQ. Функции джойстика и контроллера.
Практика: Контрольное упражнение на соответствие терминов и изображений деталей. Работа с угломером для правильного определения специальных углов планок 30, 45, 60 и 90 градусов.
4. Сборочные операции в VEX IQ. Способы соединения.
Теория: Виды и способы соединения деталей. Различные виды конструкций и способы их сборки. Правила организации рабочего места и правила безопасной работы.
Практика: Контрольное упражнение. Решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей. Различные виды конструкций и способы их сборки в процессе изготовления субъективно нового робота.
5. Мой первый робот. Общие правила создания роботов.
Теория: Общие правила создания роботов и робототехнических систем. Особенности проектной деятельности. Инструкции по сборке робота.
Практика: Сборка базовой модели робота в соответствии с пошаговыми инструкциями. Элементарная проектная деятельность в малых группах.
6. Простые механизмы и движение.
Теория: Простые механизмы, маятники и соответствующая терминология. Принцип работы и область применения простых механизмов и маятников.
Практика: Контрольное упражнение (соответствие между определениями и изображениями) . Элементарная проектная деятельность в малых группах по сборке моделей по инструкции (наклонная плоскость, рычаг, ролик, маятник, клин, колесо, ось).
7. Конструирование и испытание установки «Цепная реакция».
Теория: Устройство с цепной реакцией. Ступень цепной реакции и пусковой механизм.
Практика: Проектирование и сборка устройства с цепной реакцией в соответствии с техническими требованиями таблицы (неприводного, приводного или обоих вариантов) с опорой на инструктивную карту.
8. Ключевые понятия (масса, приложенная сила, трение).
Теория: Ключевые термины механического проектирования (центр тяжести, трение, механическое преимущество, мощность, скорость, крутящий момент).
Практика: Контрольное упражнение (соответствие между терминами и определениями).
9. Механизмы.
Теория: Робототехнические механизмы, их конструкции. Ключевые понятия механического проектирования.
Практика: Контрольное упражнение на передаточное отношение. Построение конструкций по теме.
10. Сборка действующей модели в среде образовательного конструктора.
Практика: Проектирование и сборка телеуправляемого робота.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств: доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
6) умение осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
7) умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
8) умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
9) установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; строить рассуждения о форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
10) обобщение, т. е. осуществление и генерализация, и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи, существенных признаков и их синтеза; установление аналогии;
11) умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
12) умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Ученик научится:
1) формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
2) развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение на основе развития способности обучающегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); овладение базовыми знаниями;
3) применять полученные знания за пределами школы;
4) искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о робототехнике;
5) ориентироваться в мире профессий и их социальном значении, истории их возникновения и развития; подготовиться к предварительному профессиональному самоопределению;
6) владеть инструментами и приспособлениями для выполнения определенной работы;
7) соединять детали VEX IQ;
8) использовать возможности ROBOTC для проведения компьютерного эксперимента с датчиками;
9) создавать основные алгоритмические конструкции;
10) использовать команды для реализации основных алгоритмических конструкций;
11) оформлять и защищать проект в соответствии с требованиями;
12) читать технологические карты и собирать модели по заданной схеме (алгоритму выполнения задания);
13) работать в компьютерной среде ROBOTC (вводить, запускать и корректировать программы);
14) осуществлять связь между компьютером и моделью VEX IQ;
15) оформлять проектную работу;
16) конструировать несложных роботов по фото и видео;
17) создавать роботов, имеющих практическое применение.
Ученик получит:
1) представление о профессии инженера;
2) начальные сведения моделирования и программирования робототехники.
Ученик получит возможность научиться:
1) собирать механизмы с использованием нескольких типов передач;
2) программировать роботов собственной конструкции с заданными параметрами;
3) конструировать несложных роботов по фото и видео.
Блок №2. Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график
I полугодие | | |
| | |
| | |
II полугодие | | |
| |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:
Занятия должны проводиться в специализированном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Информационное обеспечение: Для успешной реализации учебной программы используется собранный информационный материал интернет источников, периодических изданий и популярной литературы. Образцы готовых изделий, схемы, плакаты, шаблоны, раздаточный материал. При этом могут использоваться следующие материалы: видео мастер-классы, дидактические игры.
Ресурсное обеспечение:
Для реализации программы необходимо наличие робототехнического набора VEX IQ, компьютерного оборудования и программного обеспечения:
- робототехнический конструктор VEX IQ;
- компьютер с установленным ПО (операционная система Windows, офисный пакет, архиватор, браузер);
- среда программирования ROBOTC.
Кроме того, в кабинете для занятий должны быть:
- принтер на рабочем месте учителя;
- проектор на рабочем месте учителя;
- сканер на рабочем месте учителя
- доступ к глобальной сети Интернет для учителя и учащихся.
Формы аттестации
Формы отслеживания образовательных результатов: журнал посещаемости, тестирования, наблюдение за детьми в процессе работы, инди-
видуальные и коллективные проекты.
Формы подведения итогов реализации программы: самостоятельная работа, контрольное занятие, опрос, тестирование, защита творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ, выполнение практических заданий, сборка и презентация своей модели, проведение выставок.
Формы фиксации образовательных результатов: материалы тестирования, фото готовых работ.
Оценочные материалы
Освоение учащимися образовательной программы проходит в безоценочной форме.
Мониторинг осуществляется по двум направлениям:
1. Мониторинг усвоения учащимися теоретической части программы (того, что они должны знать по окончании курса занятий). Для осуществления мониторинга используются творческие мастерские, «мозговой штурм» и т.п. Выполняя различные виды работы, ребята в течение года набирают определенное количество баллов: набранные 50-60 баллов соответствуют оценке «зачтено», 61-80 баллов – «хорошо», свыше 80 баллов – «отлично».
Общее количество баллов складывается из количества баллов, полученных в ходе выполнения обязательных и дополнительных (выбранных самими учащимися) заданий. За выполнение заданий обычной сложности ребята получают от 3 до 5 баллов, повышенной сложности – до 10 баллов. Максимальную оценку (10 баллов) они также получают при успешном прохождении внешней экспертизы (работа, участвовавшая в работе выставки, выступление с докладом в заседании круглого стола).
2. Диагностика исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия в проводимых конкурсах и активности в работе кружка. Помимо проверки уровня усвоения материала (ЗУН), можно проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности. Заполнение таблицы достижений позволяет проследить участие каждого воспитанника в конкурсной деятельности различного уровня. Итогом мониторинга является диагностическая карта успеваемости воспитанников. Данная методика позволяет повысить эффективность учебной деятельности и предоставляет возможности для более объективной оценки успеваемости. Специфическая особенность – накопительный характер оценки.
Определенным количеством баллов оцениваются следующие показатели:
- Знания (теоретическая подготовка ребенка);
- Умения (практическая подготовка);
- Обладание опытом (конкретным);
- Личностные качества.
Чтобы иметь возможность оценить качество подготовки воспитанника, результаты ранжируются. На каждом уровне определяются критерии оценок и присваиваются баллы.
Методические материалы
Для реализации содержания программы используются педагогические технологии, методы, приемы, формы и средства, способствующие получению технических знаний и умений, формированию системного восприятия материала образовательной программы и соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, дискуссионный, исседовательский.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Учебные занятия содержат видеофрагменты, проекты-примеры, мультимедийные презентации, беседы, практические работы.
В работе используются педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, дифференцированного, разноуровневого, проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Ермишин К.В., Кольин М.А., Каргин Д.Н., Панфилов А.О. – Методические рекомендации для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – М., 2015.
2. Каширин Д.А. «Основы робототехники VEX IQ. Учебно–наглядное пособие для учителя» /– М.: Изд. «Экзамен», 2016.
3. Мацаль И.И. «Основы робототехники VEX IQ. Учебно–методическое пособие для учителя» /– М.: Изд. «Экзамен», 2016.
4. Занимательная робототехника. Научно-популярный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2017/06/vex-iq-1/
Список литературы для детей:
1. Каширин Д.А. «Основы робототехники VEX IQ. Рабочая тетрадь для ученика» /– М.: Изд. «Экзамен», 2016.
2. Мацаль И.И. Основы робототехники VEX IQ. Учебно-наглядное пособие для ученика. ФГОС/− М.: Издательство «Экзамен», 2016.
3. VEX академия. Образовательный робототехнический проект по изучению основ робототехники на базе робототехнической платформы VEX Robotics [Сайт] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vexacademy.ru/index.html.
4. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей». / Издание 3-е, дополненное и исправленное. Санкт-Петербург, изд. «Наука», 2013 год.
Интернет ресурсы:
1. Интернет ресурс - http://vex.examen-technolab.ru
2. Интернет ресурс РАОР Роботы Образование Творчество - http://фгос-игра.рф
3. Каталог сайтов по робототехнике - [Электронный ресурс] -http://robotics.ru/.
4. Интернет ресурс Занимательная робототехника - http://edurobots.ru/
5. Интернет ресурс Мой робот - http://myrobot.ru/
6. http://vex.examen-technolab.ru/lessons/