Дополнительная общеобразовательная программа «Салют» (1–8 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»г. Лысьва Пермского края
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО «ДДЮТ»
___________Н.И.Шатова
«___»___________20___ г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Салют»
Направленность:
Общеинтеллектуальная
Социальная
Духовно-нравственная
Общекультурная
Спортивно-оздоровительная
Возраст детей: 7 – 15 лет
Срок реализации: краткосрочная
Автор:
педагог дополнительного образования
Гордиенко Лариса Михайловна
2019 г.
1. Пояснительная записка
Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей.
Программа направлена на всестороннее развитие детей, приобщение их к различным видам деятельности. Смена в лагере с дневным пребыванием «Салют – 2019» тематическая: «ДДЮТ - 95!».
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. В лагере с дневным пребыванием «Салют» отдохнет и оздоровится 162 ребенка в 9 отрядах в возрасте от 7 до 15 лет.
Актуальность и значимость программы:
Современные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, не могли не затронуть проблемы воспитания подрастающего поколения, оптимизации процессов его развития и социализации. Требования времени обусловили переход в педагогической деятельности от объяснения к пониманию, от монолога - к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению личности. Главными ориентирами воспитательной деятельности становятся: доверительность отношений, духовная открытость и близость к детям, сопереживание их трудностям и проблемам. Характерной чертой нынешнего периода является обращение к философии гуманизма, создание инновационных гуманистических концепций, программ и технологий. В связи с этим на первый план выступают такие ценностные понятия, как самоопределение, самоорганизация, самобытность и личностное творчество, свобода, выбор, альтернатива и автономность личности, культура взаимопонимания и взаимодействия субъектов воспитания, взаимодействие и взаимопроникновение участников воспитательного процесса, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни и многие другие.
Воспитание должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека. Сегодня мы все чаще говорим о гуманистическом типе педагогической культуры, суть которой состоит в ценностном отношении к детству.
Поскольку детские летние лагеря в настоящее время выступают как важнейшие социальные институты, способствующие развитию, воспитанию и оздоровлению, детей, то они выполняют целый ряд важнейших функций в обществе:
- развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;
- способствуют его оздоровлению, закалке,
- воспитывают чувство коллективизма, вырабатывают коммуникативные навыки и т.д.
Мы считаем, что наш лагерь с дневным пребыванием призван, способен и может стать активным субъектом реализации вышеназванных проблем, а также оазисом понимания, гуманного отношения и организации интересной жизнедеятельности каждого ребенка. Сегодняшний лагерь «Салют» способен найти оптимальные, жизненно важные и личностно актуальные способы деятельности в широком диапазоне различных внутренних и средовых процессов, те жизненно важные технологии и формы работы, которые позволяли бы поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка. Все вышеназванное подтверждает актуальность данной программы.
Принцип реализации и назначение программы.
Программа позволяет организовать воспитательный процесс с детьми различных возрастных категорий в соответствии с их потребностями, интересами и способностями.
Ее вариативно - программный подход предполагает наличие разнообразных мероприятий и программ, предусматривающих создание гибких форм деятельности, способствующих развитию личности ребенка. Благодаря этому создается возможность выбора детьми сферы применения своих умений, знаний и навыков, приобретения опыта и общения со сверстниками.
Функции лагеря:
Диагностическая - заключается в анализе состояния воспитательной работы, диагностике и развитии здоровья и личностных качеств детей,
Организационно - коммуникативная - предусматривающая помощь ребенку в организации общения со сверстниками, налаживании его разносторонних коммуникативных контактов.
Образовательно - воспитательная - заключается в образовательном и воспитательном воздействии на ребенка со стороны всех субъектов системы.
Оздоровительная - заключается в профилактике и укреплении здоровья, выработке навыков здорового образа жизни.
Основными педагогическими принципами деятельности являются следующие:
- Принцип индивидуализированного подхода, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей каждого конкретного ребенка.
- Принцип целесообразности: вся деятельность в лагере выстраивается так, чтобы обеспечить достижение заявленных целей.
- Принцип природосообразности, предполагающий учет природных задатков и особенностей ребенка.
- Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.
- Принцип креативности, творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности,
- Принцип культуросообразности, предполагающий, что процесс социального развития и воспитания личности должен основываться на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.
- Принцип безопасности, сохранение жизни и здоровья детей в лагере – первая забота каждого педагога.
Цель программы:
- организация досуга детей через многообразие видов деятельности, сохранение и улучшение физического здоровья детей, создание благоприятного климата с учетом возрастных особенностей детей, предоставление возможности участия в мероприятиях, формирование социальной потребности «быть личностью», оказание помощи семье в решении проблемы каникулярной занятости и отдыха детей.
Задачи:
организовать отдых детей посредством многообразных видов деятельности;
совершенствовать трудовые умения, навыки через вовлечение детей в творческую трудовую деятельность;
развивать познавательный интерес, творческие способности детей, расширять их кругозор в области прошлого и настоящего Дворца;
создать условия для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств личности ребенка;
развивать умение общаться друг с другом в разновозрастном коллективе;
поддерживать интерес к совместной деятельности;
организовать полноценный досуг;
создавать доброжелательный микроклимат в коллективе,
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Данные цели определяют то состояние лагеря и ребенка, которое должно быть достигнуто в конце смены, как прямое следствие проводимой воспитательной работы. Задачи демонстрируют совокупность мер по достижению целей. Педагогический коллектив лагеря исходит в целеполагании из того, что цели и задачи должны быть конкретными, диагностируемыми, достижимыми и актуальными.
Ведущими видами деятельности детей в условиях лагеря с дневным пребыванием «Салют» являются: познавательно – исследовательская, художественно - досуговая , спортивно – оздоровительная, коммуникативная, аудиовизуальная, информационно – образовательная. Для реализации каждого из данных видов деятельности необходимо выбирать оптимальные приемы, методы и формы организации работы.
Познавательно – исследовательская деятельность:
- посещение городского музея, библиотеки и различных выставок,
- организация выставок рисунков о природе, об истории родного края, о любимом Дворце
- интеллектуальные игры и различные викторины.
Художественно - досуговая деятельность:
- фольклорные праздники,
- коллективные творческие дела лагеря и отряда,
- игровые программы.
Спортивно – оздоровительная деятельность:
- организация и проведение спортивных соревнований по футболу, шахматам, шашкам и др.,
- спортивные праздники, дни здоровья,
- организация и проведение лагерных олимпиад, эстафет,
- рациональное питание,
- приём кислородного коктейля.
Коммуникативная деятельность:
- рефлексия по итогам мероприятия, дня, смены,
- игры на сплочение и взаимодействие.
Аудиовизуальная деятельность:
- просмотр видеоматериала лагерных мероприятий,
- просмотр мультфильмов и телепередач.
Информационно – образовательная деятельность:
- внешняя наглядность, тексты, объявления,
- информационный стенд с планом мероприятий,
- таблицы результатов турниров, смотров, конкурсов, спортивных состязаний,
- поздравления в адрес именинников « С днем рождения, друзья!»
- стенгазеты, дружеские шаржи, выставки рисунков детей,
- отрядный уголок - форма наглядного учета и показа детского коллектива.
В основу деятельности педагогами лагеря взяты следующие технологии:
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология коллективной творческой деятельности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Педагогика сотрудничества - система методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Распорядок дня в лагере «Салют»:
9.00 – приход детей в лагерь
9.05 – утренняя зарядка
9.15 - линейка
10.00 – завтрак
11.00 – 13.00 – игровые программы, общелагерные мероприятия
13.30 – обед
14.30 – работа в отрядах
15.00 – уход детей домой
15.15 – оперативка воспитателей
Ожидаемые результаты реализация программы:
Основными показателями результативности работы коллектива летнего лагеря мы определили следующие:
улучшение состояния здоровья детей, осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;
комфортность личности ребенка;
повышение уровня удовлетворенности детей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;
развитие индивидуальных творческих способностей детей;
расширение кругозора детей.
Форма отслеживания результатов – анкетирование детей в начале и в конце лагерной смены.
2. Содержание программы:
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный:
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (16 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).
Основное содержание деятельности планируется в отрядах, которым дается право свободного выбора в планировании и организации воспитательной работы. Вместе с тем, в лагере имеется план общих мероприятий, отрядных мероприятий, игровых программ. Все это учитывается педагогами и детьми при составлении планов деятельности.
3.Формы и методы оценивания
Ежедневно и после каждого мероприятия осуществляется педагогическая оценка проведения воспитательной работы, качества ее осуществления, определяется эффективность воспитательной работы и достижение ожидаемых результатов.
Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Разумно использовать цветопись: выражение собственного настроения с помощью цвета. С помощью цветописи можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния. Цвета используются из теста Макса Люшера (красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - спокойное; зеленый - уравновешенное; синий - грустное; фиолетовый - тревожное; черный – унылое настроение). Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Воспитатель сразу увидит, кто подолгу «сидит» в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, в красном: нужно ли ждать срыва в их поведении. Длительное унылое настроение ребенка - повод для размышления.
Форма отслеживания результатов работы лагеря – анкетирование детей в конце лагерной смены.
4. Обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)
Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
СанПин 2.4.4.3172-14
Приказ по МБУ ДО «ДДЮТ»
Программа лагеря с дневным пребыванием «Салют»
Заявления родителей
Методическое обеспечение лагеря - это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы. Процессы, которые нуждаются в методическом обеспечении:
- процесс практической деятельности,
- процесс профессионального роста кадров,
- процесс управления.
При планировании управления деятельностью лагеря особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом. Теоретическая и методическая подготовка осуществляется посредством следующих форм деятельности:
- индивидуальные и групповые консультации,
- творческие мастерские,
- теоретические и практические семинары,
- методические планерки.
Ежедневные планерки, на которых анализируется прожитый в лагере день, выявляются причинно-следственные связи, осуществляются консультации, рекомендации и планирование деятельности, позволяют своевременно принимать управленческие решения и вносить коррективы в работу.
Одной из форм методического обеспечения в лагере является создание методической продукции:
- информационно-методическая выставка;
- методические рекомендации для педагогов;
- тематическая папка (нормативные документы, сценарии);
- информационный плакат (план деятельности).
Кадровое обеспечение лагеря.
Подбор кадров осуществляется директором Дворца.
Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Основные функциональные обязанности:
Начальник лагеря проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
Осуществляет контроль за соблюдением режимных моментов в лагере, санитарным состоянием кабинетов, организацией дежурства отрядов по столовой и приема пищи детьми; организует методическую помощь воспитателям.
Обеспечивает общее руководство лагерем, осуществляет программное обеспечение лагеря. Проводит методические планерки, консультации для воспитателей, организует создание методической продукции.
Педагог – организатор - является организатором досуговой деятельности детей в лагере, проводит лагерные мероприятия и программы, организует работу вожатых.
Воспитатель - организует оздоровительно - досуговую деятельность в отряде, является руководителем и организатором отрядных творческих дел. Организует дежурство отряда по столовой. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
Физрук - организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.
Медицинский работник - проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря.
Радист - является музыкальным оформителем мероприятий.
Психолог проводит входящую и итоговую диагностику по отрядам, тренинги, соответствующие возрастным особенностям детей лагеря «Салют», игры на сплочение в коллективе.
Материально-технические условия:
1.Игровые комнаты (настольные игры, спортивный инвентарь) – 9.
2.Библиотека (книги, наглядные пособия) – 1.
3.Актовый зал (музыкальное и медиа оборудование) – 1.
4.Открытая спортивная площадка - 1.
5.Зал для проведения игровых программ и КТД - 1
6.Медицинский кабинет – 1.
5. Список источников:
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Андреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
14