Дополнительная общеобразовательная программа «Салют» (1–8 класс)

5
0
Материал опубликован 3 April 2020








Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                              «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

г. Лысьва Пермского края


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУДО «ДДЮТ»

___________Н.И.Шатова

«___»___________20___ г.






Дополнительная общеобразовательная программа «Салют»

Направленность:

Общеинтеллектуальная

Социальная

Духовно-нравственная

Общекультурная

Спортивно-оздоровительная


Возраст детей: 7 – 15 лет

Срок реализации: краткосрочная

Автор:

педагог дополнительного образования

Гордиенко Лариса Михайловна





                                  2019 г.



1. Пояснительная записка

Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей.

Программа направлена на всестороннее развитие детей, приобщение их к различным видам деятельности. Смена в лагере с дневным пребыванием «Салют – 2019» тематическая: «ДДЮТ - 95!».

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья. В лагере с дневным пребыванием «Салют» отдохнет и оздоровится 162 ребенка в 9 отрядах в возрасте от 7 до 15 лет.

Актуальность и значимость программы:

Современные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, не могли не затронуть проблемы воспитания подрастающего поколения, оптимизации процессов его развития и социализации. Требования времени обусловили переход в педагогической деятельности от объяснения к пониманию, от монолога - к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению личности. Главными ориентирами воспитательной деятельности становятся: доверительность отношений, духовная открытость и близость к детям, сопереживание их трудностям и проблемам. Характерной чертой нынешнего периода является обращение к философии гуманизма, создание инновационных гуманистических концепций, программ и технологий. В связи с этим на первый план выступают такие ценностные понятия, как самоопределение, самоорганизация, самобытность и личностное творчество, свобода, выбор, альтернатива и автономность личности, культура взаимопонимания и взаимодействия субъектов воспитания, взаимодействие и взаимопроникновение участников воспитательного процесса, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни и многие другие.

Воспитание должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека. Сегодня   мы все  чаще   говорим   о   гуманистическом   типе  педагогической культуры,  суть которой состоит в ценностном отношении к детству.

Поскольку детские летние лагеря в настоящее время выступают как важнейшие социальные институты, способствующие развитию, воспитанию  и оздоровлению, детей,  то они выполняют  целый  ряд важнейших функций в обществе:

- развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;

- способствуют его оздоровлению, закалке,  

- воспитывают чувство коллективизма, вырабатывают коммуникативные навыки и т.д.

Мы считаем, что наш лагерь с дневным пребыванием призван, способен и может стать активным субъектом реализации вышеназванных проблем, а также оазисом понимания, гуманного отношения и организации интересной жизнедеятельности каждого ребенка. Сегодняшний лагерь «Салют» способен найти оптимальные, жизненно важные и личностно актуальные способы деятельности в широком диапазоне различных внутренних и средовых процессов, те жизненно важные технологии и формы работы, которые позволяли бы поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка. Все вышеназванное подтверждает актуальность данной программы.

Принцип реализации и назначение программы.

Программа позволяет организовать воспитательный процесс с детьми различных возрастных категорий в соответствии с их потребностями, интересами и способностями.

Ее вариативно - программный подход предполагает наличие разнообразных мероприятий и программ, предусматривающих создание гибких форм деятельности, способствующих развитию личности ребенка. Благодаря этому создается возможность выбора детьми сферы применения своих умений, знаний и навыков, приобретения опыта и общения со сверстниками.

Функции лагеря:

Диагностическая   -   заключается в анализе  состояния воспитательной работы, диагностике и развитии здоровья и личностных качеств детей,

Организационно - коммуникативная - предусматривающая  помощь ребенку в организации общения со сверстниками, налаживании его разносторонних  коммуникативных контактов.

Образовательно - воспитательная   -  заключается в образовательном  и     воспитательном     воздействии   на ребенка со стороны всех субъектов системы.

Оздоровительная - заключается в профилактике и укреплении здоровья, выработке навыков здорового образа жизни.

 

Основными педагогическими принципами деятельности являются следующие:

-        Принцип    индивидуализированного    подхода,  предполагающий   учет      особенностей,    интересов   и  потребностей каждого конкретного ребенка.

- Принцип целесообразности: вся деятельность в лагере выстраивается так, чтобы обеспечить достижение заявленных целей.

-         Принцип природосообразности, предполагающий учет природных задатков и особенностей ребенка.

-         Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.

-         Принцип креативности, творческого начала в воспитании, предполагающий    создание    условий    для    активной  самореализации    детей    в    коллективной    творческой деятельности,

-         Принцип   культуросообразности,   предполагающий,   что процесс социального развития и воспитания личности должен основываться на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.

- Принцип безопасности, сохранение жизни и здоровья детей в лагере – первая забота каждого педагога.

Цель программы:

- организация досуга детей через многообразие видов деятельности, сохранение и улучшение физического здоровья детей, создание благоприятного климата с учетом возрастных особенностей детей, предоставление возможности участия в мероприятиях, формирование социальной потребности «быть личностью», оказание помощи семье в решении проблемы каникулярной занятости и отдыха детей.

Задачи:

организовать отдых детей   посредством многообразных видов деятельности;

совершенствовать трудовые умения, навыки через вовлечение детей в творческую трудовую деятельность;

развивать познавательный интерес, творческие способности детей, расширять их кругозор в области прошлого и настоящего Дворца;

создать условия для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и   нравственно-волевых качеств личности ребенка;

развивать умение общаться друг с другом в разновозрастном коллективе;

поддерживать интерес к совместной деятельности;

организовать полноценный досуг;

создавать доброжелательный микроклимат в коллективе,

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Данные цели определяют то состояние лагеря и ребенка, которое должно быть достигнуто в конце смены, как прямое следствие проводимой воспитательной работы. Задачи демонстрируют совокупность мер по достижению целей. Педагогический коллектив лагеря исходит в целеполагании из того, что цели и задачи должны быть конкретными, диагностируемыми, достижимыми и актуальными.

Ведущими видами деятельности детей в условиях лагеря с дневным пребыванием «Салют» являются: познавательно – исследовательская, художественно - досуговая , спортивно – оздоровительная, коммуникативная, аудиовизуальная, информационно – образовательная. Для реализации каждого из данных видов деятельности необходимо выбирать оптимальные приемы, методы и формы организации работы.



Познавательно – исследовательская деятельность:

-         посещение городского музея, библиотеки и различных выставок,

-         организация выставок рисунков о природе, об истории родного края, о любимом Дворце

- интеллектуальные игры и различные викторины.

Художественно - досуговая деятельность:

- фольклорные праздники,

- коллективные творческие дела лагеря и отряда,

- игровые программы.

Спортивно – оздоровительная деятельность:

- организация и проведение спортивных соревнований по футболу, шахматам, шашкам и др.,

- спортивные праздники, дни здоровья,

- организация и проведение лагерных олимпиад, эстафет,

- рациональное питание,

- приём кислородного коктейля.

Коммуникативная деятельность:

- рефлексия по итогам мероприятия, дня, смены,

- игры на сплочение и взаимодействие.

Аудиовизуальная деятельность:

- просмотр видеоматериала лагерных мероприятий,

- просмотр мультфильмов и телепередач.

Информационно – образовательная деятельность:

- внешняя наглядность, тексты, объявления,

- информационный стенд с планом мероприятий,

- таблицы результатов турниров, смотров, конкурсов, спортивных состязаний,

- поздравления в адрес именинников « С днем рождения, друзья!»

- стенгазеты, дружеские шаржи, выставки рисунков детей,

- отрядный уголок - форма наглядного учета и показа детского коллектива.

В основу деятельности педагогами лагеря взяты следующие технологии:

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Технология коллективной творческой деятельности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). 

Педагогика сотрудничества - система методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.



Распорядок дня в лагере «Салют»:

9.00 – приход детей в лагерь

9.05 – утренняя зарядка

9.15 - линейка

10.00 – завтрак

11.00 – 13.00 – игровые программы, общелагерные мероприятия

13.30 – обед

14.30 – работа в отрядах

15.00 – уход детей домой

15.15 – оперативка воспитателей



Ожидаемые результаты реализация программы:

Основными  показателями  результативности работы  коллектива летнего лагеря мы определили следующие:

улучшение состояния здоровья детей, осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;

комфортность личности ребенка;

повышение уровня  удовлетворенности детей от разнообразных видов творческой   деятельности и работы лагеря в целом;

развитие индивидуальных творческих способностей детей;

расширение кругозора детей.

Форма отслеживания результатов – анкетирование детей в начале и в конце лагерной смены.





2. Содержание программы:

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный:

-подбор кадров;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

2. Организационный:

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

3. Основной (16 дней):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-методическая работа с воспитателями.

4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

-выпуск видеодневника (презентации).

Основное содержание деятельности планируется в отрядах, которым дается право свободного выбора в планировании и организации воспитательной работы. Вместе с тем, в лагере имеется план общих мероприятий, отрядных мероприятий, игровых программ. Все это учитывается педагогами и детьми при составлении планов деятельности.





3.Формы и методы оценивания

Ежедневно и после каждого мероприятия осуществляется педагогическая оценка проведения воспитательной работы, качества ее осуществления, определяется эффективность воспитательной работы и достижение ожидаемых результатов.

Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Разумно использовать цветопись: выражение собственного настроения с помощью цвета. С помощью цветописи можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния. Цвета используются из теста Макса Люшера (красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - спокойное; зеленый - уравновешенное; синий - грустное; фиолетовый - тревожное; черный – унылое настроение). Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Воспитатель сразу увидит, кто подолгу «сидит» в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, в красном: нужно ли ждать срыва в их поведении. Длительное унылое настроение ребенка - повод для размышления.

Форма отслеживания результатов работы лагеря – анкетирование детей в конце лагерной смены.





4. Обеспечение программы

Нормативно-правовое обеспечение.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)

Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

СанПин 2.4.4.3172-14

Приказ по МБУ ДО «ДДЮТ»

Программа лагеря с дневным пребыванием «Салют»

Заявления родителей



Методическое обеспечение лагеря - это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы. Процессы, которые нуждаются в методическом обеспечении:

-          процесс практической деятельности,

-          процесс профессионального роста кадров,

-          процесс управления.

При планировании управления деятельностью лагеря особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом. Теоретическая и методическая подготовка осуществляется посредством следующих форм деятельности:

-          индивидуальные и групповые консультации,

-          творческие мастерские,

-          теоретические и практические семинары,

-          методические планерки.

Ежедневные планерки, на которых анализируется прожитый в лагере день, выявляются причинно-следственные связи, осуществляются консультации, рекомендации и планирование деятельности, позволяют своевременно принимать управленческие решения и вносить коррективы в работу.

Одной из форм методического обеспечения в лагере является создание методической продукции:

-          информационно-методическая выставка;

-          методические рекомендации для педагогов;

-          тематическая папка (нормативные документы, сценарии);

-          информационный плакат (план деятельности).

Кадровое обеспечение лагеря.

Подбор   кадров   осуществляется   директором Дворца.

Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

Основные функциональные обязанности:

Начальник лагеря проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.

Осуществляет контроль за соблюдением режимных моментов в лагере, санитарным состоянием кабинетов, организацией дежурства отрядов по столовой и приема пищи детьми; организует методическую помощь воспитателям.

Обеспечивает общее руководство лагерем, осуществляет программное обеспечение лагеря. Проводит методические планерки, консультации для воспитателей, организует создание методической продукции.

Педагог – организатор - является организатором досуговой деятельности детей в лагере, проводит лагерные мероприятия и программы, организует работу вожатых.

Воспитатель - организует оздоровительно - досуговую деятельность в отряде, является руководителем и организатором отрядных творческих дел. Организует дежурство отряда по столовой. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.

Физрук - организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.

Медицинский работник - проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря.

Радист - является музыкальным оформителем мероприятий.

Психолог проводит входящую и итоговую диагностику по отрядам, тренинги, соответствующие возрастным особенностям детей лагеря «Салют», игры на сплочение в коллективе.

Материально-технические условия:

1.Игровые комнаты (настольные игры, спортивный инвентарь) – 9.

2.Библиотека (книги, наглядные пособия) – 1.

3.Актовый зал (музыкальное и медиа оборудование) – 1.

4.Открытая спортивная площадка - 1.

5.Зал для проведения игровых программ и КТД - 1

6.Медицинский кабинет – 1.



















5. Список источников:



Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996. 

Андреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001

Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.















14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации