Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веснушки» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 5 May 2019

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию

высоконравственной, духовно богатой личности. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на раннее музыкальное развитие ребенка. Пение является самым доступным и любимым детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка открываются перспективы для развития музыкальных способностей детей, природных задатков, общей музыкальной культуры, возможность проявить себя в творческой деятельности, реализовать способности, почувствовать себя успешным.

Отличительные особенности программы:

Программа направлена на развитие у детей 4-8 лет вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Обучение организовано по индивидуальной траектории, которое универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими средний уровень способностей, причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, развить их и научить детей использовать свой потенциал, приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться получать радость от вокально–исполнительской деятельности.

Особенностью программы также является использование интеграционного подхода в организации процесса обучения, в основу положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство, ритмика, музыкально-театрализованная деятельность.

Построение образовательного процесса базируется на игровых развивающих методиках и представляет собой систему вокальных, вокально-артикуляционных, речевых, рече-ритмических игр и упражнений, направленных на развитие певческих навыков, метроритмического чувства, музыкального слуха и голоса. Программа базируется на методических разработках ведущих специалистов:

по развитию певческого голоса Т.В. Охомуш.

теория Н.А. Ветлугиной: о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста.

частично используется «Технология выявления и развития творческих способностей» И.П. Волкова.

методика обучения вокалу Д.Е.Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя).

 

Адресат программы:

Программа представляет учебный курс по сольному пению для детей от 4 до 8 лет.

Обучение по программе осуществляется с детьми с разными стартовыми способностями, обладающими разными природными музыкальными данными, различным уровнем общего кругозора, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность.

5. Объем и срок освоения программы: Срок реализации программы – 1 год. Запланированное количество часов для реализации программы – 36 часов.

6. Форма обучения: очная.

7. Особенности организации образовательного процесса:

Набор детей осуществляется с учётом желания детей, не имеющих певческой практики, обладающих необходимыми вокальными и музыкальными данными, проявляющих интерес к данному виду творческой деятельности. Все дети проходят через предварительное прослушивание, дающее представление о начальных музыкальных данных учащегося, при котором устанавливается наличие певческого голоса, музыкально-вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития, отсутствие речевых дефектов. Отбор проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей. Основными критериями для определения музыкальных способностей являются чистое пение знакомой мелодии, точное прохлопывание ритмических фигур.

При наличии удовлетворительных вокальных и музыкальных данных (певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов), ребенок зачисляется в объединение. Результаты первоначального прослушивания служат основанием для формирования состава объединения.

Занятия проводятся в соответствии с индивидуальными календарными учебными графиками, разработанными для отдельного обучающегося или для нескольких обучающихся одного возраста.

Программа построена по принципу постепенного усложнения теоретических понятий на основе ранее полученных знаний и постоянного совершенствования технических возможностей учащегося.

8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся индивидуально или в микрогруппах по 2 человека.

Режим занятий и расписание составляются с учетом «Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251 – 03». Продолжительность вокального занятия для детей 4-8 лет составляет не более 30 минут, 1 час в неделю, 36 часов в год.

1.2. Цель и задачи программы

1. Цель: создание условий для развития индивидуальных музыкально-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, проявления их творческой самореализации посредством вовлечения их в певческую деятельность.

2. Задачи:

Личностные:

формирование устойчивого интереса к вокальной деятельности и первоначального опыта достижения творческого результата;

воспитание эмоционально-положительной установки к занятиям, чувства ответственности, трудолюбия, самодисциплины.

формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе, гуманистических норм жизни и поведения (воспитание в детях чувств доброты, отзывчивости, искренности, открытости, толерантности).

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

реализация творческого потенциала в процессе индивидуального исполнительства и формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять полученные навыки в повседневной жизни.

Образовательные (предметные) задачи:

формирование первоначальных певческих навыков (певческое дыхание, приемы звукообразования и звуковедения и др.)

формирование навыков работы с фонограммой, техники владения микрофоном.

формирование элементарных навыков синтеза вокала, движения, актерского мастерства при исполнении вокальных произведений.

приобретение учащимися опыта вокального исполнительства и публичных выступлений с учетом природных способностей;

 

1.3. Содержание программы

 

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем с указанием распределения учебных часов. В процессе обучения происходит постепенное накопление знаний, теоретическое освоение которых укрепляют навыки практической деятельности обучающихся. Кроме того, образуются тематические арки: пройденные темы могут повторяться с усложненным материалом.

Различием в работе с детьми 4–5 лет и 6–8 лет будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

В подборе дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара учитываются особенности разноуровневого развития дошкольников, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.

Учебные темы в программе могут быть упрощены или усложнены с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся, могут меняться в номерном порядке, также возможна корректировка часовой нагрузки отдельных разделов в зависимости от результатов и заинтересованности детей.

Объем и распределение часов по темам являются примерными и не определяют временных границ при формировании практических умений и навыков, поэтому освоение вокального исполнительского репертуара происходит в течение всего учебного года.

Подобная структура программы позволяет сохранить принципы доступности и постепенности освоения содержания учебного материала.

Занятия раздела «Концертно-исполнительская деятельность», могут проводиться рассредоточено в течение учебного года, часы, предусмотренные на данные занятия, могут рассматриваться как резерв учебного времени.

Концертная деятельность является результатом освоения практических форм работы, применяемых на занятиях, и подводят итог учебной деятельности. Их рекомендуется подготавливать и проводить по окончанию учебного года.

Музыкальный материал, рекомендуемый для исполнения, размещен в разделе «Примерные репертуарные списки для исполнения» (по возрастам).

Крупные разделы учебно-тематического плана являются сквозными, т.е. могут распределяться в календарном планировании в свободном чередовании друг с другом в зависимости от конкретных задач педагога и уровня подготовки воспитанников. Раздел «Вокально-исполнительское творчество» имеет привязку к календарным датам (осень, Новый год, день 8 марта, 23 февраля), введен для более углублённого изучения и разнообразия содержания занятий, используют при этом традиционные формы работы. Жёсткого закрепления за календарными сроками не имеют.

Распределение тематического материала по полугодиям, а также по степени его сложности планируется с каждым обучающимся индивидуально.

Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, подбор репертуара осуществляется индивидуально для каждого воспитанника, с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

 

 

2. Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Всего

из них

теория

практика

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

Прослушивание детских голосов.

1

0,5

0,5

Первичная диагностика

II.

Азбука вокальных навыков. Формирование детского голоса.

6

2

4

Текущий контроль

III.

Музыкально – творческая деятельность

2

0,5

1,5

Текущий контроль

IV.

Вокально-исполнительское творчество.

Организация первоначальных исполнительских навыков.

10

2

8

Текущий контроль

V.

Репетиционно – постановочная работа.

Репетиционные занятия

12

2

10

Текущий контроль

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

3

3

Текущий контроль

VII.

Мониторинг образовательных результатов.

2

 

2

Промежуточная и итоговая аттестация

 

Итого

36

7

29

 

Содержание учебного плана.

 

темы

содержание

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Тема 1.1.

Введение в программу

Теория:

Ознакомление с содержанием программы;

Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ;

Практика:

Прослушивание детских голосов.

Первичная диагностика уровня развития музыкальных способностей воспитанников (предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными детей);

Выявление уровня музыкального и вокального развития детей.

Подбор репертуара.

Тема 1.2.

Строение голосового аппарата. Правила охраны и гигиены детского голоса.

Теория:

Знакомство с основными компонентами системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.

Знакомство с правилами охраны и гигиены детского голоса.

Практика:

Беседы «Голосовой аппарат и его гигиена», «Как беречь голос. Охрана голоса. Профилактика ОРВИ».

Выполнение вокальных упражнений.

Раздел II. Азбука вокальных навыков. Формирование детского голоса. Вокально-певческая работа.

Тема 2.1.

Основы вокально-певческой установки

 

Теория:

Знакомство с понятием «певческая установка» - посадка певца, положение корпуса, шеи, головы, отработка навыков пения в положении «стоя» и «сидя»;

Положение рук и ног в процессе пения;

Формирование единой вокальной позиции.

Мимика лица при пении.

Практика:

Выполнение упражнений для выработки правильной певческой установки (выработка навыка певческой установки и постоянного контроля за ней – нахождение правильного положения корпуса, головы при пении сидя, стоя).

Тема 2.2.

Певческое дыхание

 

Теория:

Знакомство со строением дыхательного аппарата, с понятием «певческое дыхание», с основными типами дыхания.

Знакомство с правилами и техникой дыхания.

Дыхание через нос или рот. http://bia.ucoz.ru/forum/12-108-1 Вдыхательная установка, «зевок». Смена дыхания в процессе пения.

Практика:

Беседа о певческом дыхании (где и как мы дышим при пении).

Знакомство, разучивание и выполнение игровых дыхательных упражнений по методике О. Никитиной, А. Стрельниковой, И.Исаевой.

Отработка полученных вокальных навыков

Тема 2.3.

Певческое звукообразование

 

Теория:

Знакомство с процессом голосообразования (рождение звука).

Звук и механизм его извлечения. Образование голоса в гортани человека, ее способность издавать звуки (вибрация и дыхание – основа рождения звука).

Знакомство с правилами звукообразования (мягкая атака), спокойный вдох, спокойный активный выдох.

Знакомство с основным способом звуковедения: legato – связно и non 1еgаtо.

Практика:

Выполнение комплекса вокальных упражнений:

на формирование мягкой атаки голоса при произнесении гласных [А - У], сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ];

пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием интервалов: на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н; на губные – Б, П, В, М;

Твердая атака: на гласные звуки в сочетании с любыми согласными «скачки на кварту, квинту»; мягкая – гласные в сочетании с согласными м, в; предыхательная – на гласные при распевках.

Выполнение упражнений на legato, staccato, non legatо

Закрепление вокальных навыков;

Тема 2.4.

Распевание и их значение

 

Теория.

Значение и функции распевания

Использование детских считалок, игровых песенок, народных припевок, дразнилок для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции, раскрытия возможности детского голоса: чистоты интонации, звонкости, эмоциональной темпераментности и естественной вокальной позиции, развития ладогармонического слуха.

Практика.

Выполнение упражнений (на согревание певческого аппарата, для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука)

Тема 2.5.

Дикция и артикуляция.

 

Теория:

Знакомство с артикуляционным аппаратом и его составляющими.

Формирование певческой артикуляции и дикции (положение языка и челюстей при пении, раскрытие рта), работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), согласованности артикуляционных органов, (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту);

Знакомство с правилами произношения гласных и согласных звуков при пении. http://bia.ucoz.ru/forum/12-74-1, http://bia.ucoz.ru/forum/12-67-1, http://bia.ucoz.ru/forum/12-90-1

Развитие навыков правильной певческой артикуляции через речевые тренинги (разучивание скороговорок, речевых игр и упражнений);

Работа над округлением гласных;

Практика:

Тренаж артикуляционного аппарата

Проговаривание, пропевание скороговорок. Отработка отчетливого произношения звуков в скороговорках (быстро и чётко выговаривать согласные), ритмизация стишков, четкое, ясное произношение слов, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов.

Речевая дикционная разминка.

Закрепление вокальных навыков в упражнениях, скороговорках, речевых играх

Тема 2.6.

Средства музыкальной выразительности.

 

Теория:

Знакомство со средствами музыкальной выразительности и музыкальной терминологией

Объяснение понятий

«Высота звука» (звуки высокие, средние, низкие) - направление движения мелодии (вверх, вниз, на одном месте, плавно, скачками).

«Мелодия» – основа музыки.

«Ритм. Ритмические рисунки» – чередование длинных и коротких звуков. Разнообразие ритмических рисунков.

«Темп» – скорость движения музыки.

«Динамика» – сила звучания музыки. Динамические оттенки: f (форте) – громко, ff (фортиссимо) – очень громко, p (пиано) – тихо, pp (пианиссимо) – очень тихо, крещендо (постепенное усиление) дименуэндо (постепенное уменьшение силы звука)

«Лад» – музыкальное настроение (мажор, минор).

«Тембр» – краска звучания голоса

Практика:

Закрепление понятий с помощью игр, иллюстраций и изобразительных материалов.

Раздел III. Музыкально – творческая деятельность

Тема 3.1.

Музыкальные игры и упражнения

 

Теория:

Знакомство с правилами выполнения игр

развивающие музыкальный слух;

развивающие чувство ритма;

способствующие восприятию музыки посредством движений;

синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности;

музыкально-речевые игры

Практика:

Игры на развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков

Тема 3.2.

Творческие импровизации музыкально-игровых песен. Сценическое перевоплощение

 

Теория:

Объяснение задач музыкально – игровых импровизаций.

Формирование навыка творческой передачи танцевально-игровых образов, превращение» в образы неодушевленных предметов, живой и неживой природы, различных персонажей и их действий в соответствии с музыкой (жест, поза, выразительность исполнения),

Практика:

Игры – инсценировки: (наличие образов, ролей, подражание)

Игровые музыкальные импровизации с предметами

Ритмические импровизации

Выразительная и эмоциональная передача игровых и сказочных образов

Раздел IV. Вокально-исполнительское творчество

Тема 4.1

Работа над музыкальным репертуаром.

 

Теория:

Разучивание произведений осенней, Новогодней, весенней, патриотической, летней тематики.

Информация об авторе, исполнителе песни (биография, творческий портрет).

Знакомство с сюжетом песни, ее настроением, мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, осмысление содержания, характера;

Практика:

Прослушивание, знакомство с музыкальным материалом (показ голосом или в записи),

Выбор репертуара.

Разбор текста

Пение на слоги

Распределение дыхания по фразам

Работа над чистотой интонации

Работа над текстом песен, проговаривание его на дыхании, с отчётливой дикцией

Работа над выразительностью исполнения (динамика, драматургия, передача эмоционального содержания, выявление и показом кульминация произведения);

Тема 4.2

Фонограмма, её особенности и возможности

 

Теория:

Раскрытие понятия фонограмма.

Практика:

Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и минусовых программ

Формирование навыков пения с фонограммой («+» и «-»);

Соединение пения репертуарных произведений с фонограммой «-»;

Тема 4.3

Знакомство и начальные навыки работы с микрофоном

 

Теория:

Знакомство со средствами усиления голоса (микрофон), правилами работы и пользования;

Специфика исполнения репертуара с микрофоном

Практика:

Просмотр видеоматериалов конкурса «Евровидение».

Техника работы с микрофоном https://yadi.sk/d/gGF9_IMT4MD8F

Освоение и отработка практического навыка работы с микрофоном и пения под минусовую фонограмму. http://skazochki-ast.ru/training/magic-tips/technique-with-microphone.html

Работа с произведениями. Поэтапное и целостное исполнение выученного материала в микрофон.

Тема 4.4

Основы сценической культуры

 

Теория:

Сценическая культура выступления перед публикой, умения «удержаться» на сцене,

Знакомство со сценическими действиями: выход–исполнение–поклон–уход за кулисы.

Поведение на сцене и за кулисами.

Освоение пространства;

Психологическое состояние артиста, обретение уверенности и раскрепощения исполнителя, владение собой, устранение волнения на сцене. http://bia.ucoz.ru/forum/34-221-1 «Почему мы боимся петь»

Источники зажима голоса.

Практика:

Отработка сценических действий, навыка концертного выступления перед аудиторией

Обретение собственной манеры вокального исполнения;

Раздел V. Репетиционно – постановочная работа

Тема 5.1

Постановка номера. Сценическое движение

 

Теория:

Знакомство с понятием сценического движения вокалистов на сцене и его роли в создании художественного образа песни. (Различие между сценическим движением и хореографией);

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Осанка, сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, ног. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов

Мимика. Выражение лица, улыбка

Формирование навыка сценического движения в соответствии с музыкальным образом, умения соотносить движения с музыкой и текстом песни. Использование элементарных танцевальных движений для передачи характера и образа песни;

Практика:

Подбор и отработка танцевальных движений к песням.

Постановочная работа над репертуаром.

Поиск манеры исполнения;

Соединение вокального исполнения с актёрской и хореографической задачей;

Разучивание несложных танцевальных связок;

Выполнение движений по тексту и по показу;

Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями;

Подготовка к концертным выступлениям (костюмов, реквизита, музыкальных записей).

Установление контакта с аудиторией;

Тема 5.2

Создание музыкально - сценического образа

 

Практическая работа по формированию сценического образа

Овладение элементами актерского мастерства.

Знакомство с понятием «манера исполнения»;

Отработка навыка выразительного, эмоционального, осмысленного, образного исполнения репертуара - передача эмоционального настроения песен;

Художественная работа над произведением – умение ярко и артистично исполнить песню, с «актерской подачей».

Работа над воплощением художественного образа произведений, эмоциональная передача в соответствии с художественным замыслом.

Роль костюма в концертном выступлении

Отработка свободной манеры исполнения на сцене.

Раздел VI. Концертно-исполнительская деятельность

 

Практическая работа

Исполнительская практика.

Приобретение первоначального опыта концертных выступлений через участие в концертах, конкурсах детского творчества, массовых мероприятиях студии;

Репетиции на сцене.

Эмоциональность, пластичность, артистичность при исполнении программы

Формирование навыков адекватной самооценки исполнения, творческих результатов (в целях желания совершенствоваться – беседы, совместное обсуждение выступления с подробным разбором успехов и недостатков).

Раздел VII. Мониторинг образовательных результатов. Итоговые занятия.

 

исполнение музыкальных произведений из репертуарного плана;

диагностические игровые задания, игры-тесты, викторины, выполнение творческих заданий, исполнение репертуара на итоговых занятиях

 

1.4. Планируемые результаты.

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

В рамках программы «Веснушки» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список формирующихся умений и навыков:

Личностные результаты отражают:

развитие устойчивого интереса к вокальной деятельности и первоначального опыта достижения творческого результата;

воспитание эмоционально-положительной установки к занятиям, чувства ответственности, трудолюбия, самодисциплины.

формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе, гуманистических норм жизни и поведения (воспитание в детях чувств доброты, отзывчивости, искренности, открытости, толерантности).

Метапредметные результаты отражают:

овладение способами решения проблем творческого характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

приобретение опыта в вокально – творческой деятельности, возможности реализовать творческий потенциал в процессе индивидуального исполнительства, способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять полученные навыки в повседневной жизни.

Предметные результаты освоения программы «Веснушки» отражают:

овладение стартовыми первоначальными певческими навыками (певческое дыхание, приемы звукообразования и звуковедения и др.)

овладение навыками работы с фонограммой, техники владения микрофоном.

овладение элементарными навыками синтеза вокала, движения и актерского мастерства при исполнении вокальных произведений.

приобретение учащимися опыта вокального исполнительства и публичных выступлений с учетом природных способностей;

стремление к вокально-творческому самовыражению, демонстрировать артистизм;

 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график (приложение № )

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение - освоение программы «Веснушки» предполагает наличие учебного кабинета, репетиционного зала для проведения индивидуальных занятий. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02).

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, синтезатор, столы, стулья, доска, зеркало, звукотехническое оборудование, аппаратура для прослушивания вокальной музыки, детские музыкальные инструменты, фотоаппарат, видеокамера. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, компьютер, для просмотра визуальной информации по учебной дисциплине, видеоматериалы.

Аудиосредства: музыкальный центр, микрофон, фонотека, СД диски с записями фонограмм в режиме «+» и «-»;

Для осуществления концертной деятельности необходимы: атрибуты, элементы костюмов.

2. Информационное обеспечение

Интернет-источники:

http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования

http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки;

http://music-fantasy.ru/uchebnaya-literatura Учебная литература | Музыкальная Фантазия

https://yandex.ru/search/?Форум+Музыкальной+Библиотеки

http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2011/08/28/poleznye-sayty-dlya-pedagogov Сеть творческих учителей

http://www.muz-urok.ru/page445.htm Детям о музыке

http://kidsmusic.info/ Сайт музыки для детей

http://www.solnet.ee/ Детский портал Солнышко

http://detskij-dvorik.ru/musicchild/item/1034-pesni-via-neposedy.html Детский дворик - сайт для детей и их родителей.

http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

http://1september.ru/ 1сентября.РФ

http://pedsovet.su/load/94-2 Сообщество взаимопомощи учителей

http://festival.1september.ru/articles/310549/ Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе обучения пению

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/11/27/fonopedicheskiy-metod-razvitiya-golosa-v-v-emelyanovacheskii-metod-razvitiya-golosa-v-v-emelyanova Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова

 

Кадровое обеспечение – реализацию образовательной программы осуществляет педагог, имеющий базовое среднее музыкальное или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», «Музыка», владеющий музыкальным инструментом, вокальной подготовкой и достаточный опыт педагогической работы.

 

2.3. Формы аттестации

1. Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, наблюдение, конкурсы, фестивали, открытые и итоговые занятия, концертные выступления.

2. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики, фото, отзывы родителей и педагогов.

3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, аналитическая справка, открытые занятия, карта творческого роста, творческие отчеты, публичные выступления на концертах, утренниках, досуговых мероприятиях, конкурсах, праздниках, фестивалях, родительских собраниях.

Критерием оценки следует считать умение практически использовать полученные умения и навыки. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

 

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Первичная (входная) аттестация

В начале учебного года (фиксация в диагностической карте)

Определение природных данных каждого ребенка, уровня сформированности певческих навыков ребёнка, способностей к творческой деятельности.

Индивидуальное прослушивание,

наблюдение, творческие задания

собеседование с учащимися и родителями

Текущий контроль

В течение учебного года

Определение уровня музыкального развития в процессе обучения.

Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, текущие творческие задания,

индивидуальное прослушивание учащихся на занятии

Промежуточная аттестация

В середине учебного года (с занесением результатов в диагностическую карту)

Определение успешности развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Степень развития художественно-творческих способностей обучающихся.

Открытое занятие, концерты для родителей, учебное занятие контроля знаний;

исполнение репертуарных произведений;

Итоговая аттестация.

В конце учебного года (с занесением результатов в диагностической карте)

Определение уровня освоения программы, результатов обучения.

Демонстрация знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

 

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

 

Выступление на итоговом занятии,

участие в концертной и конкурсной деятельности.

 

 

2.4. Оценочные материалы

Уровень сформированности певческих навыков, развития музыкально-творческих способностей ребёнка осуществляется по материалам, разработанным К.В.Тарасовой, http://ds52.edu-nv.ru/files/Лунёва_С.Л/proekt_prog/monitoring_odarennost.pdf

В.П.. Анисимова http://music-fantasy.ru/content/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostey-detey, качеств ребенка в музыкально-игровой деятельности осуществляется по материалам Куприной Н.Г. Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. – 120 с. http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/31-psixodiagnostika-v-detskom-sadu/1318-diagnostika-i-razvitie-lichnostnyx-kachestv-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-v-muzykalno-igrovoj-deyatelnosti?showall=&start=1

 

2.5. Методические материалы.

Особенности организации образовательного процесса: очно;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, репродуктивный

Методы воспитательного воздействия – стимулирования и мотивации:

метод коммуникативного обучения (создание условий для творческого раскрепощения детей, уважение к чужому мнению),

эмоциональный метод стимулирования (предоставление ребенку свободы выбора задания, роли, вида творческой деятельности);

метод стимулирования познания и деятельности – (поощрение, контроль, самоконтроль, оценка, самооценка)

метод создания ситуации успеха (психолого-педагогические приемы, «авансирования» и «персональной исключительности», что изменяет психологическое состояние детей с заниженной самооценкой, проявляющееся в появлении у них чувства уверенности в себе, интерес к предмету).

метод поощрения

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, микрогрупповая.

Формы организации учебного занятия: традиционное занятие, практическое занятие, мастер-класс, постановочное занятие, репетиция, итоговое занятие, завершающее тему – занятие-концерт, выездное занятие (выступления на городских мероприятиях, участие в конкурсах, концертах, фестивалях).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная технология, технология развивающего обучения, проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, компетентностного и деятельностного подхода.

6. Алгоритм учебного занятия:

Каждое индивидуальное занятие по вокалу занятие строится по схеме:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

дыхательная гимнастика;

речевые упражнения;

распевание;

пение вокализов;

работа над произведением;

анализ занятия;

Этапы занятия

I этап - организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии

II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

III этап - основной.

Задача: развитие вокальных задатков учащихся

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

IV этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

итоговый этап,

этап рефлексии

7. Дидактические материалы: (см. в содержании учебного плана)

Система средств обучения содержит следующие виды методической продукции:

Демонстрационный: нотная литература детской и популярной музыки, видеотека (клипы, презентации песен, концертные и конкурсные материалы)

Наглядный и раздаточный материал: слова изучаемых песен, схемы, ритмические карточки

Дидактические игры и материалы: МДИ

Фотоматериалы: иллюстрации к песням, фото концертов, праздников, фестивалей

Планы и конспекты занятий: итоговые занятия, мастер классы для родителей, комплекс упражнений.

Тематические подборки, тематические папки методических материалов из опыта работы, материалов периодической печати:

«Развитие музыкальных способностей», «Музыкальная память», «Гигиена детского голоса», «Правила поведения в концертном зале»

Методические разработки: «Особенности детского голоса», «Мы поем для Вас», «Формирование гласных звуков в пении».

 

2.6. Список литературы

Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы:

Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова http://music577.ru/left_p_1_p_3.html

Сет Риггс «Как стать звездой» (на русском языке) http://www.razym.ru/77610-solnoe-penie-sekrety-vokalnogo-masterstva.html

Н.Б. Гонтаренко – «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» Издательство: Феникс, 2007 http://www.likebook.ru/books/view/22417/, аhttp://scores.at.ua/load/uchebniki_samouchiteli/vokal/gontarenko_n_b_solnoe_penie/19-1-0-663

Е. М. Пекерская Вокальный букварь

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=0&from_pos=14&text=Учебные%20пособия%20по%20вокальному%20искусству%20с http://erevan.ucoz.ru/index/vokal/0-524

Багрунов В. Азбука владения голосом.– СПб.: Композитор, 2010. http://modernlib.ru/books/bagrunov_vladimir/azbuka_vladeniya_golosom_dlya_bolelschika/read

Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Пойте как звезды. /Сост.и ред.Дж.Д.Карателло. –СПб.:Питер,2007

Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г. http://collegy.ucoz.ru/publ/79-1-0-5444

Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека (Автор — Дмитрий Ерофеевич Огороднов) http://www.ogorodnov.info/

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой http://pererojdenie.info/praktiki/kompleks-uprazhnenij-dyxatelnoj-gimnastiki-strelnikovoj.html

Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Мир вокального искусства (для учащихся 1-4 классов) авт.-сост. Г.А.Суязова.-Волгоград: Учитель, 2009.http://www.uchmag.ru/estore/e136796/

В.П.Морозов - «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» (Вокал/Учебное пособие) http://notes.tarakanov.net/study.htm

 

Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

Распоряжение от 26 марта 2016 года №516-р. В рамках госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 годы;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

Концепция развития дополнительного образования детей;

Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;

Стратегия развития воспитания в РФ на 2015–2025 гг.;

 

Информационно-справочная литература

Е. М. Пекерская Вокальный букварь http://pandia.ru/text/79/159/91426.php

М. Белованова Азбука пения для самых маленьких. Серия: Мои первые ноты.– М: Феникс, 2011.

Музыкальная энциклопедия[Электронный ресурс] http://www.melomans.ru

Музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.musenc.ru

Музыкальный словарь, музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.music-dic.ru

 

Список литературы, рекомендованной обучающмся.

Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

Детям о музыке. Музыкальное образование детям и родителям. Музыкальные уроки в играх и сказках. 1998-2010 Режим доступа: http://www.muzurok.ru/index.htm, свободный. — Загл. с экрана.

Интернет для детей. Каталог детский ресурсов. Kinder.ru [Электронный ресурс]

2002-2012 — Режим доступа: http://www.kinder.ru, свободный. — Загл. с экрана. http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=18

Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/

Музыка и Я – http://www.musicandi.ru/

 

Информационные базы данных и заданий

3. Нотный архив Бориса Тараканова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://notes.tarakanov.net свободный. — Загл. с экрана.

4. Музыкальная энциклопедия. [ Электронный ресурс] 2006-2008 — Режим доступа: http://www.melomans.ru, свободный. — Загл. с экрана.

5. Музыкальный словарь, музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс]- М., 2008-2011 — http://www.music-dic.ru, свободный. — Загл. с экрана.

6. В. Борков, Вокализы, с МИДИ-примерами,

7. П. Виардо,Упражнения для развития голоса

8. Е. Егорычева, Упражнения для развития вокальной техники,

Р.Юссон, "Певческий голос" (исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса + анализ основных методик постановки голоса).

Н. Малышева, "О пении", методическое пособие с нотным приложением.

 

Диагностика

Реализация творческой и познавательной активности обучающихся, личностных качеств, демонстрация своих способностей в сфере вокального творчества отслеживается в течение всего учебного года: на занятиях, на мероприятиях, в концертной деятельности.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит в счет аудиторного времени, на каждом занятии в условиях непосредственного общения с учащимися в виде наблюдения.

Основной формой промежуточной и итоговой аттестации являются: итоговые занятия, которые проводятся один раз в полугодие в целях подведения итогов текущей успеваемости в счет аудиторного времени. Итоговые занятия могут проходить в виде концертов, исполнения концертных программ, творческих показов.

 

Первичная диагностика.

Прослушивание детских голосов

Диагностическое исследование проводится в начале учебного года.

Система творческих заданий разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и состоит преимущественно из заданий игрового характера.

В ходе прослушивания определяется состояние важнейших компонентов психофизического развития ребенка, которые необходимы для обучения в объединении: музыкальная память, слух, чувство ритма.

 

Цель: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учащихся, определение уровня музыкального развития.

Задачи:

определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;

выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка;

определить приоритетное направление в работе с каждым воспитанником.

Оцениваемые параметры

Компоненты развития музыкальных способностей

Задание

Критерии оценки

1.Чувство ритма

 

Выявление уровня развития чувства ритма и ритмической памяти.

 

 

«Ритмическое эхо»

Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.

 «Спутник нам сигнал дает», муз. Г. Зингера

Подражать звукам сигналов спутника, менять ритмический рисунок на слоги «ти-ти-ти».

Предложить прохлопать ритмический рисунок вместе с педагогом, затем самостоятельно. 

высокий – точное повторение заданного ритма

средний – частично правильное повторение

низкий - не смог повторить

2. Музыкальный слух

 

Выявление уровня развития музыкального слуха

Музыкальные вопросы «Как тебя зовут?»

Певческая перекличка. Педагог поет: «Ау, где ты?»; ребенок отвечает: «Я здесь».

Педагог просит повторить точно мелодию, самостоятельно ответить на музыкальный вопрос, сочинив мелодию ответа. 

высокий – интонационно чистое, ритмически точное исполнение;

средний – интонационно приблизительное, ритмически верное исполнение;

низкий - невыполнение задания

3. Музыкальная память, интонация, артистичность

Определение музыкальной памяти,

чистоты интонации, артистичности исполнения.

Исполнение знакомой песни

 

Запоминание незнакомой мелодии

 

 

высокий – самостоятельное, точное воспроизведение музыкального материала, артистичность в исполнении;

запомнил и воспроизвел сразу незнакомую мелодию

средний – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций, исполнение с помощью педагога или инструмента;

незнакомую мелодию запомнил и воспроизвел частично;

низкий – неправильное воспроизведение музыкального материала;

незнакомую мелодию не запомнил

4. Вокальный диапазон

С помощью транспонирования определяется вокальный диапазон и примарная зона

Исполнение вокальной попевки

в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз.

высокий – точное воспроизведение

средний – затрудняется исполнить

низкий – не интонирует

 

5. Творческое мышление, артистичность

Выявление уровня творческого музыкального мышления, артистичность

Упражнение «Киска»

Импровизация

высокий – ребенок импровизирует выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

средний – ребенок затрудняется, импровизирует с помощью педагога

низкийребенок не импровизирует

6. Общая культура ребенка

Определение уровня знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.

Беседа с ребенком о музыке.

высокий – ребенок активный и эмоциональный в беседе

средний – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы

низкий - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы

 

Промежуточная и итоговая диагностики

Оцениваемые параметры

Компоненты развития музыкальных способностей

Методики

Репертуар

Критерии оценки

Певческие навыки

 

Чистота интонации

Сила звука

Напевность звука

Дыхание

Дикция, артикуляция

 

 

 

 

 

 

 

владение элементарными вокально-техническими и художественными исполнительскими

приемами

Чистота интонирования мелодической линии в заданном диапазоне

Развитость певческого диапазона

Грамотность процесса звукообразования, певческого дыхания, артикуляции

Навыки звуковедения

 

 

Методика К.В. Тарасовой.

 

http://ds52.edu-nv.ru/files/Лунёва_С.Л/proekt_prog/monitoring_odarennost.pdf

 

 

 

 

 

 

 

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Высокий

Эмоциональное и выразительное исполнение вокальных произведений;

Точное интонирование мелодии в диапазоне от 7 и более звуков;

Правильное дыхание, четкая артикуляция, овладение штрихом легато в пении

Средний

Недостаточно-выразительное исполнение вокальных произведений

Точное интонирование мелодии в диапазоне от 4 до 7 звуков

Нестабильность выполнения вокально-артикуляционных упражнений, нестабильность в освоении штриха легато в пении

Низкий

Невыразительное исполнение вокальных произведений;

Неточное интонирование мелодии с сопровождением в узком диапазоне (менее 3 звуков).

Затруднения в выполнении вокально-артикуляционных упражнений

Отсутствие навыка плавного пения

Музыкальные

способности

а) метро - ритмическое чувство

б) слуховая память

в) звуковысотный слух

г) восприятие (эмоциональная отзывчивость на исполняемое произведение Вопросы: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает? Как рассказывает? Какая музыка?)

Точность, четкость передачи ритмического рисунка

Слуховое внимание.

Чистое интонирование мелодической линии. Восприятие.

 

Методика Г. И. Анисимовой развития музыкальных способностей http://www.twirpx.com/file/748834/ В.П. Анисимов http://music-fantasy.ru/content/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostey-detey

 

 

I полугодие

а) Ритмические цепочки

МДИ «Определи по ритму»

б) Игра «Угадай мелодию»

в) Игра «Музыкальная лесенка»

г) Игра «Солнышко и дождик»

II полугодие

а) МДИ «Выполни задание», «Музыкальный молоток.(Тук, тук, молотком)», «Музыкальные часики».

б) Игра «Угадай мелодию»

в) Игра «Ступеньки»

г) МДИ «Что делают в домике»

Высокий

Точное и быстрое воспроизведение ритмического рисунка

Быстрое запоминание и точное воспроизведение музыкального материала

Точное и быстрое воспроизведение мелодического рисунка

Высокий уровень внимания, интереса, эмоциональной отзывчивости, адекватное определение и передача характера музыкального произведения при исполнении

Средний

Нестабильность в воспроизведении ритмического рисунка

Точное воспроизведение музыкального материала при медленном запоминании

Нестабильность в скорости и точности воспроизведения мелодического рисунка

Средний уровень внимания, интереса, нет эмоционального отклика;

Неточное определение и передача в исполнении характера музыкального произведения

Низкий

Неточность в воспроизведении ритмического рисунка.

Медленное формирование навыка запоминания и воспроизведения музыкального материала

Стабильно неточное воспроизведении мелодического рисунка

Невнимательность в процессе слушания музыки, низкий уровень интереса.

Неготовность определить и передать характер музыкального произведения при исполнении

Сольное исполнение репертуара

 

уровень исполнения не сложного песенного произведения в сопровождении минусовой фонограммы.

 

 

 

Практическое исполнение разучиваемого репертуара

Программные знакомые песенки,

индивидуальный репертуар

Игра «Караоке -кафе»

Высокий

Высокая степень овладения навыками исполнения произведений разного характера (репертуара), в различных штрихах и динамике

поет с удовольствием, четко артикулируя текст песни

Средний

Исполнения произведений разного характера (репертуара) с неточными штрихами и динамикой

поет с удовольствием, но нечетко артикулирует текст песни

Низкий

Несоответствие исполнения произведений репертуара с указанным штрихам и динамике

способен только подпевать окончания песен, нечетко артикулирует текст песни

 

Навыки сценического движения, умение работать с микрофоном, фонограммой

 

 

 

 

 

 

умение свободно двигаться на сцене,

уверенное правильное владение микрофоном,

умение работать с фонограммой

 

 

 

Высокий

Умеет петь вместе с движением в песнях, в инсценировках.

Эмоциональное и выразительное исполнение

Владеет навыками работы с микрофоном

Средний

Затрудняется с выполнением движений в песнях, инсценировках без активной помощи педагога,

Не четко исполняет танцевальные элементы под музыку

Неэмоциональное, недостаточно выразительное исполнение

Недачеты во владении работы с микрофоном

Низкий

Не может соединить исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением

Невыразительное и неэмоциональное исполнение

Не владеет навыками работы с микрофоном

Творческие навыки.

творческое воображение, умение импровизировать,

умение создать образ,

эмоциональная выразительность

 

 

 

 

 

 

 

Импровизация движения разных персонажей под музыку (проявление творческого воображения и фантазии в передаче различных игровых образов при инсценировании игровых песен умение образно мыслить и передавать свои чувства различными выразительными средствами;

креативность в выполнении практических заданий)

Самостоятельно находить жесты, движения, мимику для передачи игрового образа

http://detstvogid.ru/pesennoe-tvorchestvo-doshkolnikov/.html

 

(методика Н. Г. Куприной)

http://prostatitusnet.ru/studentu/kontrolno-izmeritelnye-materialy-dlya-provedeniya-monitoringa-muzykalnogo-obrazovaniya/2/

 

I. полугодие
вокальная импровизация
«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответа «На лужайке танцевал».
образная импровизация

Музыкальная сказка

«Теремок»

или «Превращение».

II полугодие

вокальная импровизация

«Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3 и 4-м куплетах.
«Что за шар, не разберешь?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3-м куплетах.

образная импровизация

Музыкальная сказка

«Волк и семеро козлят»

или «Репка на новый лад»

Высокий

Развитая фантазия. Умеет создать тот или иной образ и передать его характер.

Умение импровизировать.

Средний

Развитая фантазия. Затрудняется в создании образа и передачи его характера.

Неумение импровизировать.

Низкий

Неразвитая фантазия. Не умеет создавать образ и передать его характер

Неумение импровизировать

 

 

Диагностическая карта

Ф.И.О

певческие навыки

 

музыкальные

способности

 

сольное исполнение репертуара

 

навыки

сценического движения

умение работать с микрофоном, фонограммой

 

творческие навыки

 

общий балл

 

 

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДООП «Веснушки»

 

Уровень

%

Высокий

-

Средний

-

Низкий

-

 

Педагог дополнительного образования _________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации