Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азимут-1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
г.УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Россия, Сахалинская область, г.Углегорск, ул. Лейтенанта Егорова, д.20
тел /факс: (8-42432) 45-496 Е-mail: dom-tvorchestv@yandex.ru
Принята на заседании педагогического совета от 25. 05. 2022г. Протокол № 3 | Утверждаю: Директор ДДТ г. Углегорска _____________А.В. Дудин Приказ №75-А от 26.05.22г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
профильного летнего лагеря «Азимут-1»
Направленность программы: туристско-краеведческая
Уровень программы: стартовый
Адресат программы: учащиеся 12-17 лет
Срок реализации программы: 21 календарный день
Методист
Горенко Ольга Федоровна
г. Углегорск
2022 год
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность программы
Значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода, экскурсии и соревнований.
Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.
Физические упражнения, игры, практическая отработка навыков туристского многоборья и спортивного ориентирования позволяют укрепить физическое и психическое здоровье подростков, способствуют формированию устойчивой мотивации для занятий физической культурой и спортом.
Подростки, занимающиеся спортивным туризмом, быстрее смогут обрести социальную зрелость, получить духовную и физическую закалку, активно подготовиться к трудовой деятельности, защите Родины.
Данная программа разработана методистом Дома детского творчества г.Углегорска Горенко Ольгой Федоровной в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021г. № 3.12-1170 –р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Приказ Минтруда России от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016)
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.09.2020г. № 28
Устав ДДТ г. Углегорска (утвержден распоряжением начальника управления образования Углегорского городского округа от 22.12.2017 г. № 1211).
Направленность программы: туристско-краеведческая
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень сложности программы: стартовый
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в преимущественно практико-ориентированных педагогических технологиях в проведении занятий. Суть их заключается в учете особенностей развития и потребностях современных детей и подростков, а также в постоянном обращении к опыту учащихся, к их интересам, склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся.
Адресат программы
Программа актуальна для учащихся 12-17 лет. При комплектовании группы особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Состав группы - 15 человек.
Сроки реализации программы: 21 календарный день.
Программа «Азимут» включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях профильного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная
Методы обучения:
метод самореализации, самоуправление через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях;
поисково-исследовательский метод – самостоятельная туристско-краеведческая работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях;
метод контроля: врачебный, спортивный рост, качество усвоения программы.
Типы занятий:
занятия комбинированного типа.
Виды занятий:
теоретическое занятие;
практическое занятие;
беседа;
дискуссии;
соревнования;
семинар;
занятие-экскурсия;
поход.
Формы организации деятельности:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
коллективная.
Режим занятий: 5 раз в неделю, продолжительность пребывания в лагере - 6 часов в день.
Объем программы – 108 часов.
Срок реализации программы – 21 календарный день.
Цель реализации программы: укрепление здоровья учащихся, развитие физического, адаптивного и коммуникативного потенциала личности через занятие туристической деятельностью.
ЗадачиДля достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
совершенствовать знания учащихся по вопросам туризма, краеведения, охраны природы и доврачебной помощи;
обучить технике и тактике пешеходного туризма, ориентирования;
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы, интереса к поиску новых решений;
развивать познавательную и созидательную активность детей.
Воспитательные:
воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, силу воли, трудолюбие и сплоченность в коллективе.
приобщать подростков к духовным, культурным и природным ценностям;
пропагандировать туризм как эффективное средство активного отдыха, способствующего поддержанию здорового образа жизни.
Планируемые результаты
После освоения программы учащиеся должны использовать в речи основные туристские термины: топография, ориентирование, туристская техника, бивак, туристский маршрут, групповое и индивидуальное снаряжение туриста, компас, рюкзак и другие.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основы туристической подготовки;
историю, культурное наследие, природу родного края;
теоретические вопросы топографии и ориентирования;
специальные вопросы по доврачебной медицинской помощи;
навыки личной гигиены туриста.
уметь:
ориентироваться на местности;
применять туристическое снаряжение.
Личностные результаты
У учащегося должны будут сформированы:
умения и навыки ведения диалога с другими людьми, разного возраста, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
уважительное, бережное отношения к историческому наследию своей малой родины, её истории, культуре, природе;
умение анализировать своё поведение и умение принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
У учащихся должны быть развиты:
познавательный интерес к туризму и краеведению;
туристское и спортивное мастерство;
интерес учащихся к туристической деятельности и краеведческому исследованию;
сформированы организаторские навыки и умения действовать в коллективе;
сформировано чувство ответственности за свои действия; дисциплинированность, взаимопомощь.
Содержательный раздел
Программа включает в себя занятия по основам техники пешеходного туризма, простейшие способы ориентирования на местности, организацию биваков, питание в полевых условиях. Особое внимание уделено гигиене туриста и простейшим способам оказания доврачебной помощи. В области краеведения основной акцент сделан на изучение местности, окружающей лагерь, истории и природы Углегорского района. Предусматриваются практические работы, конкурсно-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и работа в группах.
2.1. Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Подготовка туриста | Опрос, беседа. | |||
1.1. | Введение в образовательную программу. Туризм как средство познания окружающего мира, физического и духовного развития личности. | 6 | 2 | 4 | |
1.2. | Организация туристского быта | 6 | 2 | 4 | |
1.3. | Питание в туристском походе | 6 | 2 | 4 | |
1.4. | Пешеходный туризм | 6 | 2 | 4 | |
2. | Карты, компас и ориентирование | Мини-соревнования | |||
2.1. | Топографическая подготовка | 6 | 2 | 4 | |
2.2. | Ориентирование на местности | 6 | - | 6 | |
3. | Край родной | Краеведческая викторина, конкурс экскурсоводов | |||
3.1 | История родного края. Природные и туристские особенности Углегорского района | 6 | 2 | 4 | |
4. | Школа выживания | Мини-соревнования | |||
4.1. | Как выжить в экстремальных условиях природы | 18 | 2 | 16 | |
5. | Гигиена. Первая доврачебная помощь | Опрос | |||
5.1. | Гигиена и профилактика заболеваний в походе | 6 | 2 | 4 | |
5.2. | Приемы оказания первой помощи | 6 | 2 | 4 | |
6. | Поход | Поход | |||
6.1. | Подготовка похода | 6 | - | 6 | |
6.1. | Проведение однодневного похода | 6 | - | 6 | |
7. | Соревнования по туристскому многоборью | Соревнования | |||
7.1. | Пешеходный туризм | 6 | - | 6 | |
Спортивное ориентирование | 6 | - | 6 | ||
Спасательные работы | 6 | - | 6 | ||
5. | Закрытие лагеря | Беседа, фотоконкурс | |||
Костер дружбы | 6 | - | 6 | ||
Всего часов: | 108 | 18 | 90 |
2.2. Содержание учебной программы
Раздел 1. Подготовка туриста
Тема 1.1. Введение в образовательную программу. Туризм как средство познания окружающего мира, физического и духовного развития личности
Теория
Беседа о туризме. Особенности и возможности пешеходного туризма. Основные правила и законы туристов.
Практика
Знакомство с планами работы группы на смену. Мероприятия, игры на сплочение коллектива, определение психологической совместимости членов группы, психологические тренинги.
Тема 1.2. Организация туристского быта
Теория
Правила пользования автомобильным и железнодорожным транспортом. Правила поведения туриста на природе. Правила обращения с лесными обитателями. Правила сбора даров природы. Правила пользования источниками воды.
Практика
Порядок развертывания лагеря. Правила установки палаток. Техника безопасности при заготовке дров. Правила переноса бревен. Правила пользования ножом, двуручной пилой, топором, лопатой. Правила устройства безопасного кострища. Правила обращения с огнем. Правила обращения с продуктами питания. Правила поведения у костра. Одежда и обувь дежурных по кухне. Порядок приготовления пищи. Правила ликвидации мусора и отходов.
Правила мытья посуды. Необходимость постоянного контроля над самочувствием. Самоконтроль и взаимоконтроль. Утренний и вечерний туалет. Характерные для полевого лагеря заболевания и травмы, их лечение и профилактика. Защита от гнуса и клещей. Этика туриста. Правила свертывания полевого лагеря.
Тема 1.3. Питание в туристском походе
Теория
Рацион туриста. Бутербродное и приготовление горячей пищи на костре. Как организовать питание в 2-3-дневном походе. Обязательное составление меню и списка продуктов, а также их фасовка, упаковка и транспортировка. Хранение продуктов в походных условиях. Способы пополнения запасов продуктов.
Практика
Питание в походе: составление меню, расчет рациона, закупка продуктов, режим, калорийность пищи, нормы расхода продуктов. Приготовление пищи в полевых условиях.
Тема 1.4. Пешеходный туризм
Теория
Правила передвижения в природном окружении: зависимость техники движения от конкретной природной обстановки. Снаряжение туриста-пешеходника: веревки, карабины, страховочная система, самостраховки, каска, рукавицы, опорные петли. Правила вязки применяемых узлов.
Практика
Отработка технических приемов на пересеченной местности: организация перил для навесной переправы, движение участников по навесной переправе, снятие перил, организация параллельных перил, движение участников по параллельным перилам, переправа маятником через овраг, движение по перилам вброд, по бревну, траверс склона по перилам.
Раздел 2. Карты, компас и ориентирование
Тема 2.1. Топографическая подготовка
Теория
Определение «топография» и «топографические карты». Значение и масштаб топографических карт, виды масштаба. Генерализация. Свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Рамки карт и номенклатура, старение карт. Координаты, километровая сетка координат, определение координат на карте. Понятие «спортивная карта», её отличия от топографической карты. Масштаб.
Практика
Измерения расстояний по карте. Превращение числового масштаба в натуральный.
Тема 2.2. Ориентирование на местности
Практика
Карта и приемы работы с ней. Компас и работа с ним. Условные знаки. Ориентирование карты согласно местности. Значение для туристов навыков ориентирования. Спортивное ориентирование. На полигоне отрабатываются основы ориентирования: определение точки стояния, азимутальные ходы, приемы нахождения контрольных пунктов в заданный промежуток времени, построение простейших дистанций, прорисовка пройденного маршрута, определение расстояния на глаз, ориентирование в заданном направлении и по выбору.
Раздел 3. Край родной
Тема 2.1. История родного края. Природные и туристские особенности Углегорского района
Теория
История Углегорского района и Сахалинской области. Исторические места и даты. Животный и растительный мир региона. Климат и почвы района, водные ресурсы. Экологические и природоохранительные проблемы района.
Практика
Посещение Краеведческого музея, памятников Углегорского района. Фотографирование. Написание заметок. Оформление полевых дневников.
Раздел 4. Школа выживания
Тема 4.1. Как выжить в экстремальных условиях природы
Теория
Экстремальные условия зимой и летом. Алгоритмы поведения в случае отставания от группы или потери ориентировки.
Практика
Ночевка в лесу. Организация и постройка простейших укрытий. Выбор места. Сигналы бедствия. Сигналы международного кода спасения. Прогноз погоды на ближайшие сутки по местным признакам. Признаки плохой погоды. Признаки хорошей погоды. Обеспечение питанием и водой в экстремальных условиях. Голод и его переносимость. Съедобные растения Сахалина и их использование в рационе туриста. Добыча огня, воды, пищи. Способы обеззараживания воды. Организация и обустройство временных укрытий во время неблагоприятных природных условий.
Раздел 5. Гигиена. Первая доврачебная помощь
Тема5.1. Гигиена и профилактика заболеваний в походе
Теория
Личная гигиена туриста. Уход за ногами и обувью. Гигиенические требования к одежде постели, посуде туриста. Защита от укусов насекомых.
Практика
Практические занятие по подбору одежды и обуви для похода, освоение навыками ухода за ними. Проведение тренировок и тренировочных походов и применение средств личной гигиены во время их проведения.
Тема5.2. Приемы оказания первой помощи
Теория
Типичные травмы в походе и их характеристика. Медицинская аптечка и ее комплектование. Лекарственные препараты. Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая доврачебная помощь при ушибах и растяжениях. Кровотечения. Виды кровотечений. Первая доврачебная
помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута. Первая доврачебная помощь при венозном кровотечении. Первая доврачебная помощь при капиллярном кровотечении.
Практика
Отработка навыков оказания первой доврачебной помощи при вывихах и переломах. Правила наложения жгута. Отработка практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи. Наложение повязок.
Раздел 6. Поход
Тема 6.1. Подготовка похода
Практика
Подготовка личного и группового снаряжения к походу. Выбор маршрута. Расчёт и заготовка продуктов. Получение краеведческих заданий.
Тема 6.2. Проведение однодневного похода
Практика
Поход совершается по короткому маршруту без ночёвки с целью адаптации членов отряда к полевым условиям, при нагрузках, и для выяснения психологической совместимости учащихся и их поведения в экстремальных условиях, закрепления теоретических знаний и для выполнения краеведческих заданий. Предусматривает преодоление естественных препятствий, ориентирование на маршруте и выполнение каждым членом группы своих походных обязанностей.
Раздел 7. Соревнования по туристскому многоборью
Соревнования проводятся в три этапа:
й день - пешеходный туризм (первый этап).
Набор заданий: переправа вброд по перилам, переправа маятником через овраг, переправа по бревну, навесная переправа, параллельные перила, траверс склона по перилам, вязка узлов, применяемых при организации перил.
й день - спортивное ориентирование (второй этап):
Нахождение контрольных пунктов по выбору за контрольное время.
3-й день - спасательные работы (третий этап):
Преодоление естественных препятствий при помощи навесной переправы и транспортировка пострадавшего. Снятие переправы.
Победители соревнований по туристскому многоборью определяются по сумме очков в трех этапах.
Раздел 8. Закрытие лагеря
Тема 8.1. Костер дружбы
Практика
Подведение итогов. Фотоконкурс. Награждение победителей. Закрытие лагеря.
Кроме учебно – тематических занятий в рамках лагеря проводятся подвижные игры и спортивные соревнования
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Программа рассчитана на 21календарный день обучения. В течение данного периода обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводная и итоговая аттестации.
Входной контроль (01.08.2022г.)
Цель: изучение базовых возможностей учащихся объединения. Проводится в форме тестирования для выявления сформированности (общеучебных умений и навыков).
Итоговый контроль (21 августа 2022г.)
Цель: определение уровня сформированности специальных умений и навыков, умений применение знаний, полученные за данный период обучения.
Проводится в форме игр, викторин, учебно-тренировочных соревнований.
Осуществляется в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях как внутри объединения, так и совместно с другими объединениями, проведение контрольных знаний после изучения каждого основного раздела программы.
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет.
В программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы соответствуют определенным требованиям.
Механизм оценки получаемых результатов. Формы подведения итогов реализации программы.
Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в соревнованиях.
Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся мини-соревнования, походы, краеведческие викторины, фотоконкурсы, конкурсы экскурсоводов.
Основными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность обучающихся в туристско-спортивных занятиях, развитие чувства ответственности и товарищества.
Основные методы диагностики: наблюдение, самонаблюдение, самооценка, анкетирование, беседа, тестирование. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на сформированность личных качеств ребенка.
Оценочные средства для текущего контроля по итогам освоения Программы:
1.Правила соревнований в спортивном ориентировании.
2.Обеспечение безопасности при занятиях спортивным ориентированием.
3.Требования к местности проведения соревнований по ориентированию.
4.Компас и методы работы с ним.
5.Спортивные карты и их корректировка.
6.Требования к сложности дистанции в ориентировании на местности.
7.Способы ориентирования на местности.
8.Местность и дистанция в спортивном ориентировании, пешеходном туризме.
9.Средства и методы развития внимания в спортивном ориентировании.
10.Средства и методы физической подготовки.
11.Естественные и искусственные препятствия на дистанции.
12.Условные топографические знаки. Характеристика масштабных, немасштабных пояснительных знаков.
2.4. Календарный учебный график
Дата начала лагерной смены | Дата окончания лагерной смены | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим работы лагерной смены |
01.08.2022 | 21.08.2022 | 21 | 108 | 6 часов в день, 5 дней в неделю, С 9.00 до 15.00 часов |
Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
С учётом специфики летних лагерей, где основой деятельности являются отдых и оздоровление детей и существуют ограниченные временные рамки смен, в программе максимальное внимание уделено практико-ориентированной туристической деятельности, в теоретической части освящены лишь самые главные теоретические вопросы.
Занятия физической подготовкой с ежедневным увеличением нагрузок, являются обязательной составляющей тренировок участников лагеря всех возрастов. Все занятия, как теоретические, так и практические проводятся в основном на свежем воздухе.
При планировании режима работы лагерной смены учитываются возрастные и психологические особенности детей. Работа строится таким образом, чтобы каждое занятие было законченным этапом, с определёнными результатами, которые должны хорошо ощущаться детьми.
В практические занятия вводятся элементы самостоятельного поиска и логических заданий. Особенно это относится к занятиям по технике пешеходного туризма, где большую роль играют сообразительность, находчивость и логическое мышление. Заложив основы техники пешеходного туризма, создаются необычные ситуации, из которых дети должны сами находить выход.
В течение первых занятий необходимо изучить группу самому руководителю и помочь детям изучить себя. Для этого в конце теоретических занятий проводится тестирование.
В основе развития лагерной смены лежит идея создания «духа» соревновательности, здорового соперничества. С первых дней пребывания в лагере дети формируются в два отряда. Каждый отряд определяет свое название, девиз, символику. На протяжении всей смены отряды соревнуются между собой по всем разделам программы. Каждый день завершает «круг дружбы», где ребята подводят итоги прожитого дня, делятся впечатлениями, знакомятся с планами на следующий день. Итоги каждого дня участники лагеря отражают в своих полевых дневниках, а результаты деятельности отрядов - на сводном «Экране успеха». По окончанию смены, на основе показанных результатов, дети награждаются грамотами и подарками.
Формы работы:
практические занятия на полигоне
кросс – походы
однодневные походы
игры и конкурсы
спортивные соревнования, эстафеты
викторины
акции: «Экологическая зачистка»
оформление «экрана успеха»
ведение полевого дневника
При реализации программы применяются дидактические материалы: раздаточные материалы, спортивные, туристические карты, задания, упражнения, топографические знаки и т.д.
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально- технические условия:
№ п/п | Перечень оборудования | Количество |
1. | Рюкзак туристический | 10 |
2. | Палатка туристическая с тентом 4-х местная | 10 |
3. | Тент от дождя | 6 |
4. | Котелок нерж. овальный | 2 |
5. | Котелок нерж. овальный | 1 |
6. | Топор | 3 |
7. | Пила складная | 2 |
8. | Лопатка складная | 2 |
9. | Радиостанция портативная Turbosky T9 | 10 |
10. | Зарядное устройство на солнечных батареях | 1 |
11. | Перчатки туристические | 34 |
12. | Шатёр с отверстием для печки | 2 |
13. | Печь для палатки | 2 |
14. | Снегоступы | 2 |
15. | Лыжи | 13 |
16. | Лыжные палки | 13 |
17. | Лыжные ботинки | 13 |
3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.
Основная литература:
1. Бардин, К. В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): учебно-методическое пособие / К. В. Бардин. – Москва : 2004. - 198 с. – Текст : непосредственный.
2. Белоусов, А. В. Основы спортивного туризма : учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с. – Текст : непосредственный.
4. Варламов, В. Г. Основы безопасности в пешем походе: методические рекомендации / В. Г. Варламов. – Москва: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1983. 296 с. – Текст : непосредственный.
5. Варламов, В. Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников: учебное пособие / В. Г. Варламов. – Москва, 2009. - 261 с. - Текст : непосредственный.
6. Волков, В. Г. Методические основы пешеходного туризма: учебно-методическое пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. - 79 с. - Текст : непосредственный.
Дополнительная литература:
10. Ганопольский, В. И. Туризм и спортивное ориентирование: учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В. Г. Булатов. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с. - Текст: непосредственный.
11. Гориневская, В. В. Пешеходный туризм: учебное пособие / В. В. Гориневская, Н. К. Лейсаков. - Москва: 2001. - 154 с. - Текст: непосредственный.
12. Рыльский, С.В. Социально-экологическая компетентность будущего учителя: актуальность и необходимость: учебное пособие / С. В. Рыльский, В. С. Шилова. - Белгород: 2005. - 264 с. - Текст: непосредственный.
13. Зорин, И. В. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. – Москва: «Просвещение», 1981- 205 с. - Текст: непосредственный.
14. Ильина, Е. Н. Туризм и путешествия: учебное пособие / Е.Н. Ильина. – Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 165 с. - Текст: непосредственный.
15. Карнацевич, И. В. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах: учебное пособие / И. В. Карнацевич, А. Л. Статва. – Омск: Омский научный вестник, 2007. - 203 с. - Текст: непосредственный.
Электронные ресурсы:
24. Карта в спортивном ориентировании. - Текст: электронный // [сайт]. – URL: http://tourliб.nдt/бooks_tourism/аlдshyn.htm (дата обращения: 06.12.2021).
25. Как правильно пользоваться компасом при спортивном ориентировании. – Текст: электронный // [сайт]. – URL: http://www.kаrабin.su/kаk-polzovаtsyа-kompаsom/
(дата обращения: 06.12.2021).
26. Основы техники пешеходного и горного туризма. - Текст: электронный // [сайт]. – URL: http://tourliб.nдt/бooks_tourism/gаnopolsky07.htm (дата обращения: 06.12.2021).
3.4. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пешеходный туризм» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее туристско-краеведческой направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.