Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной направленности «Эрудит» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол методического директор МОУ «СОШ №5»
совета __________ И.Б. Кожевина
№ 1 от 31 августа 2015 года 01 сентября 2015 года
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа интеллектуальной направленности
«Эрудит»
Начальное общее образование
(ФГОС)
1 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:Кремнева Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Ухта
2015 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Школа России».
Цель: создание условий для интеллектуального развития школьников.
Задачи:
-знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;
-расширение кругозора по литературному чтению, окружающему миру, краеведению;
-развитие логического, образного и креативного мышления;
-развитие умения работать в группе и в команде;
-развитие скорости мышления и эрудированности;
-развитие интереса к изучаемым предметам;
-воспитание патриотизма, толерантности, этической культуры.
Разработка программы обусловлена потребностью:
- более глубокой подготовки к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
- потребность в творческих и интеллектуально развитых личностях;
- самосовершенствования личности школьника.
В ходе реализации программ (тематических блок – тем) интеллектуальных игр формируются ключевые компетенции учащихся, что в условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить учащихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды.
Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.
Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их поведении на экзаменах.
Структура курса
1 класс, Эрудит.
Всего: 33 часа, 1 недельный час.
Содержание курса |
Количество часов |
Перечень универсальных действий учащихся |
Введение |
1 |
Выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. |
Логические задания и задания на смекалку по математике |
8 |
Сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; Дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; Находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; Решать нестандартные задачи разного вида. |
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
8 |
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Мир сказочных героев |
5 |
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,ознакомительным. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема). Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Пользоваться словарями, справочниками. осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Знай свой край и свой мир |
7 |
Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ориентироваться в понятиях и терминах. Пользоваться доступной литературой о родном крае. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание. Понимать красоту природы родного края. Анализировать ситуации поведения. |
Компьютерные технологии |
1 |
Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. Развитие умений находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. |
Секреты языкознания |
3 |
Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие. Высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Планировать действия с учетом поставленной учителем задачи. Умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения. Определять степень успешности своей работы и работы других людей. |
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Описание примерного содержания занятий |
|
Введение |
1 |
|||
1. |
Введение. |
1 |
Знакомство с названием кружка, постановка целей и задач работы кружка. |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
1 |
|||
2. |
Логические задачи. |
1 |
Решение логических задач с разбором примеров. |
|
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
1 |
|||
3. |
Ребусы. |
1 |
Разгадывание ребусов с разбором примеров. |
|
Мир сказочных героев |
1 |
|||
4. |
Герои русских народных сказок. |
1 |
Инсценирование эпизодов русских народных сказок. Работа в группах. |
|
Знай свой край и свой мир |
1 |
|||
5. |
Картография и страноведение. |
1 |
Знакомство с различными странами, расположение на картах. Знакомство с видами географических карт. |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
1 |
|||
6. |
Задачи на смекалку. |
1 |
Решение различных видов задач на смекалку, подобранных детьми. |
|
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
1 |
|||
7. |
Головоломки. |
1 |
Решение различных видов головоломок, подобранных детьми. |
|
Мир сказочных героев |
1 |
|||
8. |
Сказочная викторина. |
1 |
Викторина по сказкам. Презентации детей. Составление викторины в группах. |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
1 |
|||
9. |
Логические задания. |
1 |
Решение логических задач с разбором примеров. |
|
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
1 |
|||
10. |
Шарады. |
1 |
Разгадывание шарад с разбором примеров. |
|
Знай свой край и свой мир |
1 |
|||
11. |
Основные вехи истории России. |
1 |
Как жили люди нашей страны в далёком прошлом. Легенды, предания, сказки как источник изучения жизни и быта народа. История создания письменности. |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
1 |
|||
12. |
Что такое ТРИЗ? |
1 |
Знакомство с понятием. Решение изобретательских задач. |
|
Знай свой край и свой мир |
2 |
|||
13. |
Викторина «Животный мир». |
1 |
Презентации, доклады детей о животных нашего края. Работа в группах. |
|
14. |
История Ухты. |
1 |
Возникновение города, время образования, название города. Значение города для республики. Население города, численность. Где трудятся жители города. |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
2 |
|||
15. |
Брейн-ринг. |
1 |
Игра «Брейн-ринг». (вопросы подбирают дети). |
|
16. |
Задания на смекалку. |
1 |
Решение различных видов задач на смекалку, подобранных детьми. |
|
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
2 |
|||
17. |
Загадки. |
1 |
Конкурс загадок с иллюстрациями к загадкам, придуманным детьми. |
|
18. |
Викторина «Лесные загадки». |
1 |
Человек и лес. Отношение человека к лесу. Труд людей в лесу. Охрана лесных богатств. |
|
Секреты языкознания |
1 |
|||
19. |
Секреты языкознания. |
1 |
Наши помощники – словари. Место словарей среди других книг. Работа со словарями. |
|
Мир сказочных героев |
1 |
|||
20. |
Сказки народов мира. |
1 |
Сбор материала по сказкам народов мира. Оформление альбома «Сказки народов мира». |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
1 |
|||
21. |
Занимательная геометрия. |
1 |
Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве. |
|
Знай свой край и свой мир |
1 |
|||
22. |
Великие люди: факты и открытия. |
1 |
Просмотр и разбор презентаций о великих открытиях, людях нашей страны. |
|
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
2 |
|||
23. |
ТРИЗ-загадки. |
1 |
Подбор примеров детьми. |
|
24. |
Весёлые головоломки. |
1 |
Решение различных видов головоломок, подобранных детьми. |
|
Логические задания и задания на смекалку по математике |
1 |
|||
25. |
Задания на смекалку. |
1 |
Решение различных видов задач на смекалку, подобранных детьми. |
|
Секреты языкознания |
1 |
|||
26. |
Секреты языкознания. |
1 |
Текст и его секреты. Работа с текстом. |
|
Знай свой край и свой мир |
2 |
|||
27. |
Исторические места Ухты и Республики Коми. |
1 |
Экскурсия в Краеведческий музей с целью закрепления и обобщения полученных знаний о родном крае. |
|
28. |
Игра «Вопрос-ответ». |
1 |
Игра «Вопрос-ответ». (вопросы подбирают дети) по РК. |
|
Ребусы, загадки, головоломки, шарады |
1 |
|||
29. |
Конкурс загадок. |
1 |
Конкурс загадок с иллюстрациями к загадкам, придуманным детьми. |
|
Мир сказочных героев |
2 |
|||
30. |
Литературная викторина. |
1 |
Просмотр презентаций детей «Викторина по сказкам Коми». |
|
31. |
Брейн-ринг. |
1 |
Игра по сказкам «Брейн-ринг». (вопросы подбирают дети). |
|
Секреты языкознания |
1 |
|||
32. |
Секреты языкознания. |
1 |
Занимательная грамматика. Викторина «Части речи». |
|
Компьютерные технологии |
1 |
|||
33. |
Компьютерные технологии на итоговом занятии-викторине. |
1 |
Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные УУД:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные УУД:
1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
5.Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
6.Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
7.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные УУД:
1. Освоить первоначальные знания о системе русского языка; овладеть
элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; быть
способным выражать свои мысли в связном повествовании; владеть
образностью и эмоциональностью устной и письменной речи.
2.Освоить основы математических знаний, сравнивать и упорядочивать
объекты по разным математическим основаниям; овладеть вычислительными умениями и навыками.
3.Устанавливать пространственные отношения между предметами;
распознавать и изображать геометрические фигуры.
4.Освоить знания об окружающей природе; уметь описывать, характеризовать
явление, объект природы.
5.Эмоционально воспринимать произведения искусства; уметь оценивать
произведения искусства с эстетической точки зрения.
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия.
1.З.Н.Альхов «Внеклассная работа по предмету». «Лицей» .Москва, 2002 г.
2.И.В.Макаренко «Позывные лета». М.: Народное образование, 2003г.
3.В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки». М.: Художественная литература, 1988 г.
4. «От игры к знаниям» Минскин Е.М., М. «Просвещение», 1982. 5. «Практикум по специальной психологии» Учебное пособие БГПИ, ШаповаловаО.Е., Биробиджан, 2000. 6. «Развивающие занятия с детьми», Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., 7. «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований Секачев В., М.,2006. 8. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005. 9. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ., М.,2002.
Интернет-порталы образовательной направленности.
Технические средства обучения.
Кабинет оборудован следующими устройствами, необходимыми для образовательного процесса:
компьютер учительский;
колонки акустические;
экран;
проектор;
магнитная доска.
Планируемые результаты:
- быть готовыми к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
- испытывать потребность в выполнении и составлении творческих и интеллектуальных заданий;
- самосовершенствоваться , развивать коммуникативную компетентность и готовность к самообразованию.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в книге: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.