Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналист»
Пояснительная записка
В современном мире на воспитание и образование подрастающего поколения несомненную роль оказывают средства массовой информации. Через них у современных детей, молодежи, да и не только у нее, формируются собственные взгляды и убеждения, складывается определенное отношение к обществу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналист» (далее программа) разработана на основе следующих нормативных и методических документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №14» г. Пензы приказ Управления образования от 19.08.2021 г. №197 (изменения в Уставе от 21.04.2021 г. №66).
Уровень программы - ознакомительный, предполагает использование форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний владения компьютером и периферийными устройствами, владениями съемки с телефона или видео камеры и дальнейшим и возможным монтированием видео, записи интервью на диктофон , и дальнейшей обработки аудио, с возможным изменение формата, а так же выкладыванием обработанного материала в сеть интернет, через школьные социальные медиа.
Актуальность программы
Школьное СМИ, создаваемое детьми, дает возможность самоутвердиться, быть успешным в обществе, раскрывает возможности для интеллектуального самосовершенствования, а также, несомненно, способствует творческому развитию подрастающего поколения.
Программа дополнительного образования «Журналист» прежде всего, направлена на то, чтобы ребята попробовали себя в качестве журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). В процессе создания газеты, учащиеся проявляют и совершенствуют свои коммуникативные способности, учатся работать не только индивидуально, но и в коллективе.
Педагогическая целесообразность
Программа, как элемент медиаобразования в современном, постоянно трансформирующемся информационном пространстве, становится одной из наиболее актуальных форм целенаправленной подготовки учащихся к взаимодействию с миром массовой коммуникации и, опосредовано, с миром в целом. Формы и методы программы направлены на развитие умений учащихся ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе и владеть различными приемами творческого самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий.
Новизна и отличительные особенности данной программы является то, что программа носит практический характер и направлена на овладение учащимися основными приемами журналистской деятельности, видеосъемки, создания видеоконтента, блогертва, кроме этого, программа способствует формированию актерских и организаторских навыков.
Поэтапное изучение разделов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление о специфике деятельности таких профессий, как журналист и интернет – журналист. Учащимся удастся больше узнать об особенностях интернет производства и технологиях — организационной, сценарной, операторской, режиссерской деятельности.
Программа предполагает проведение экскурсий с учащимися, целью которых является получение необходимой информации для дальнейшей работы. Кроме того, в программе предусмотрены учебные пресс-конференции с приглашенными профессиональными блогерами и журналистами, операторами, монтажерами, телеведущими.
Цель программы: развитие медиакультуры учащихся посредством их знакомства с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создания собственной медиапродукции.
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
1. Обучающие:
- ознакомить с основами теории журналистики и ее основными жанрами;
- освоить знания основных понятий программы: создавать, оформлять и вести новостную интернет-страницу;
- сформировать практические навыки: самостоятельно разрабатывать тему публикации, собирать и обрабатывать информацию, навыки фото и видеосъёмки, планировать контент, придумывать цепляющие заголовки;
-научить создавать тексты в разных информационных жанрах.
2. Развивающие:
- развить творческие способности учащихся в процессе проектной деятельности, научить презентовать себя и говорить публично;
- развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать информацию;
- содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи.
3. Воспитательные:
- сформировать устойчивую мотивацию к журналистской деятельности;
- содействовать воспитанию культуры общения в коллективе, формированию коммуникативных способностей.
Адресат программы: Данная программа составлена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе и практических занятий.
Возрастные и психофизические особенности учащихся
Общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся в возрасте от 8 до 10 лет. Школьный возраст — наиболее благоприятный для творческого развития, формирования лидерских качеств. В этом возрасте учащиеся очень подвижны и энергичны, активно реагирую на все новое, яркое. Большие возможно предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Набор учащихся свободный.
Форма обучения - очная.
Объем и сроки реализации
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов на весь период обучения – 72 часа в год.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академических час с перерывом 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Содержание разделов подобрано таким образом, что на начальных этапах обучение носит репродуктивный, а затем творческий характер. В основе программы лежит принцип практической ориентированности. При реализации программы используются сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа содержит 2 модуля: основной и дополнительный.
В основе организации практической работы лежит методика КТД. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащийся будет знать:
- основные понятия, терминологию журналистики;
- языковые особенности СМИ;
-этапы работы над журналистским текстом;
- практические основы журналистики;
- структуру газетного материала;
-приемы общения с публикой;
-правила речевой культуры;
Учащийся будет уметь:
- ориентироваться в мире медиа;
- делать анализ имеющейся информации;
- самостоятельно находить темы и материал для публикаций;
- создавать тексты разных жанров – от информационных до аналитических, включая пресс-релизы и пост-релизы, – и отличать их друг от друга;
- самостоятельно создавать и вести блог в социальных сетях;
- четко и правильно говорить.
У учащегося будут развиты:
- навыки работы с различными источниками информации;
- навыки логического мышления;
- умения строить развёрнутые высказывания, правильно и выразительно говорить, отстаивать свою позицию.
У учащихся будут сформированы:
- навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками;
- устойчивый интерес к журналистской деятельности
Формы аттестации:
На протяжении обучения по программе осуществляется начальная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая диагностика. Начальная диагностика проводится в начале учебного года в форме наблюдения с целью выявления начального уровня способностей учащегося.
Промежуточная и итоговая диагностика проводится в форме опросов, тестирования, контрольных заданий, наблюдения и анализа, выпуска газеты. Помимо мониторинга освоения программы осуществляется мониторинг личностного развития учащегося.
Уровни усвоения программы
Высокий уровень – учащийся освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.
Средний уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний, сочетает специальную терминологию с бытовой; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца.
Низкий уровень – учащийся овладел небольшим объёмом знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога
Учебный план
| Разделы программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Профессия журналиста | 1 |
2 | История журналистики | 11 |
3 | Художественно-техническое оформление издания | 16 |
4 | Основы журналистики | 24 |
5 | Редакционно-издательская деятельность | 18 |
6 | Итоговое занятие | 2 |
Учебно-тематический план основного модуля
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
| | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие. Профессия журналиста | 1 | - | 1 |
2 | История журналистики | 6 | 5 | 11 |
2.1 | Как и почему возникла журналистика | 2 | - | 2 |
2.2 | Функции журналистики | 1 | - | 1 |
2.3 | Стиль работы журналиста. Тон, манеры | 1 | 2 | 3 |
2.4 | Из истории детской прессы. Обзор детских и подростковых СМИ Жанры журналистики | 2 | 3 | 5 |
3 | Художественно-техническое оформление издания | 7 | 9 | 16 |
3.1 | Имидж газеты и её номер | 2 | - | 2 |
3.2 | Заголовки в номере: виды заголовков в газете, система рубрик в газете. | 2 | 3 | 5 |
3.3 | Система иллюстрирования номера: фотоиллюстрации, нефотографические иллюстрации | 2 | 3 | 5 |
3.4 | Особенности иллюстрирования изданий разных типов. | 1 | 3 | 4 |
4 | Основы журналистики | 7 | 17 | 24 |
4.1 | Выбор темы | 1 | 2 | 3 |
4.2 | Жанровая система номера: особенности жанров газетной публицистики. | 1 | 2 | 3 |
4.3 | Жанровая система номера: интервью, диалог, беседа. | 1 | 2 | 3 |
4.4 | Жанровая система номера: заметка, отчёт, репортаж, фоторепортаж. | 1 | 3 | 4 |
4.5 | Жанровая система номера: художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон). | 1 | 3 | 4 |
4.6 | Что такое текст. Типы текстов. | 1 | 3 | 4 |
4.7 | Аналитические жанры: отчёт, опрос, анкета, комментарий. | 1 | 2 | 3 |
5 | Редакционно-издательская деятельность | - | 18 | 18 |
5.1 | Дизайн газетного номера. | - | 4 | 4 |
5.2 | Подготовка журналистской информации. | - | 4 | 4 |
5.3 | Редактирование информации. | - | 3 | 3 |
5.4 | Формирование номера | - | 4 | 4 |
5.5 | Планирование работы редакций | - | 3 | 3 |
6. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Условия реализации программы
Цель программы определяет систему психолого-педагогических принципов реализации программы:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в реальной жизненной ситуации;
- принцип целостности содержания;
- принцип системности;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося;
- принцип креативности.
В основе организации практической работы лежит методика КТД. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.
Используемые методы обучения:
- репродуктивный - изложение материала с приемами показа;
- диалогический - изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами;
- эвристический (частично поисковый) - под руководством преподавателя учащиеся рассуждают, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу;
- исследовательский - учащиеся самостоятельно добывают знаний в процессе разрешения проблемы, сравнивания различные варианты ее решения.
Основная методическая установка программы - обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию информационного продукта.
Основные формы развития журналистских способностей по данной программе - учебные упражнения, тренинги, самостоятельная разработка текстов, статей, интернет-контента, практическая работа.
Информационное обеспечение:
- конспекты занятий;
- наглядные пособия;
- специальная литература;
- дидактические материалы: таблицы и плакаты по темам занятий;
- компьютерные презентации;
- ролевая игра;
- тренировочные упражнения;
-групповая и парная работа;
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- конкурс тематических газет и видеороликов;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск школьных газет;
- подготовка статей для публикации в школьной газете
- встреча с журналистами;
- дискуссии и мастер-классов для юных журналистов.
Материально-техническое оборудование:
Реализация программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место педагога
Технические средства обучения:
- компьютер, проектор, экран, принтер, сканер;
- диктофон, фотокамера.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.
Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Письмо Министерства образования Московской области № 3594/21в от 24.03.2016 г. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области».
Требования СанПиНа 2.4.4.3172-14.
Конвенцией ООН «О Правах ребенка».
Стратегией развития дополнительного образования до 2025 года.
Список литературы для педагога:
Аргановский А.А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980 г.
Аграновский А. Призвание. [Текст]/ А.Аграновский. – М.: Пресс-центр, 2010 – 136 с.
Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014. - 88с.
Барашев П. Свидетельствует репортёр. М., 1985 г.
Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка. [Текст] / Т.А. Беневольская. – М.: Наука, 2009
Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. / Б.А. Буяльский. - М.: Просвещение, 1986. – 74 с.
Ворошилов В.В. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 226 с.
Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций /В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 620 с.
Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] / Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с.
Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства.[Текст]/ В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012
Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ц. Десяева, Т.А. Васильева, Л.А. Делаем новости! Теория журналистики. [Текст]: учебное пособие. / Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.
Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. [Текст] / – М.: Айс, 2008.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Зелинская Г.Е. Отделение журналистики на УПК // Школа и производство, 2000, №1.
Игры: обучения тренинга, досуг/ под ред. В.В. Петрусинского. К. 6,7. – М., 1995 г.
Кеворков В.В. Рекламный текст. [Текст]/ В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.
Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И.Н.Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. [Текст] / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -128 с.
Кин Д. Средства массовой информации и демократия. [Текст] /Д. Кин. - СПб.: Открытая книга, 2010.
Крутова О.Н. Человек и мораль. [Текст] / О.Н. Крутова – М.: Умная книга, 2009.
Козлова С.В. Как работать над заметкой в газету // Начальная школа, 1999, №3.
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000 г.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – М.: МГУ, 2010.
Маленкова Л.И. Человековедение. [Текст] / Л.И. Маленкова - М.: Статус, 2009.
Минеева С.А. Полемика, диспут, дискуссия. М., 1990 г.
Правовое поле журналиста. [Текст] / - М: Столица, 2011.
Ропель К. Как научить детей сотрудничать.
Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //Практика административной работы в школе. [Текст] / №6.2010
Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям [Текст] /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.
Субботина Н.Н. "Детская газета в образовательном учреждении (из опыта работы) " – Ярославль, 1996
Тарасенко Т.Е., Тарасенко С.Н. Школьные СМИ как фактор развития и воспитания школьников («Неугомонному перу 15 лет») [Текст]: Из опыта работы руководителей школьного медиацентра. Т.Е. Тарасенко, С.Н. Тарасенко. – Барнаул: «САМИ», 2013. - 56с.
Тодорова Т.П. Дом детской прессы: итоги и перспективы // Бюллетень программно – методических материалов для УДОД, 2001, №4.
Список литературы для обучающихся:
Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.
Варустин Л. Тайна газетной строки. [Текст]/ Л. Варустин. – М.: Юность, 2010
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7.
Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. [Текст]: учеб. пособие для студентов. / М.Н. Ким / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 340 с.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
Литературная энциклопедия терминов и понятий/Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Мирошниченко М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009.
Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
Пичугов Ю.С. Родное слово. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1995 г.
Поль Л. Сапер. Основы искусства речи. М., 1992 г.
Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Система средств массовой информации России/под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст]- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Толчёнов О. Активизация творческой фантазии // Репертуарно – методическая библиотечка, я вхожу в мир искусств. 2002, №1.
Интернет-ресурсы:
http://its-journalist.ru/
http://youngjournal.v-teme.com/
http://ru·wikipedia.org.
http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
http://www.pedlib.ru/Books/1/0474
http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm