Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналист»

2
0
Материал опубликован 3 June 2022

t1654259808aa.jpg





Пояснительная записка

В современном мире на воспитание и образование подрастающего поколения несомненную роль оказывают средства массовой информации. Через них у современных детей, молодежи, да и не только у нее, формируются собственные взгляды и убеждения, складывается определенное отношение к обществу.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналист» (далее программа) разработана на основе следующих нормативных и методических документов:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №14» г. Пензы приказ Управления образования от 19.08.2021 г. №197 (изменения в Уставе от 21.04.2021 г. №66).


Уровень программы - ознакомительный, предполагает использование форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний владения компьютером и периферийными устройствами, владениями съемки с телефона или видео камеры и дальнейшим и возможным монтированием видео, записи интервью на диктофон , и дальнейшей обработки аудио, с возможным изменение формата, а так же выкладыванием обработанного материала в сеть интернет, через школьные социальные медиа.

Актуальность программы

Школьное СМИ, создаваемое детьми, дает возможность самоутвердиться, быть успешным в обществе, раскрывает возможности для интеллектуального самосовершенствования, а также, несомненно, способствует творческому развитию подрастающего поколения.

Программа дополнительного образования «Журналист» прежде всего, направлена на то, чтобы ребята попробовали себя в качестве журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). В процессе создания газеты, учащиеся проявляют и совершенствуют свои коммуникативные способности, учатся работать не только индивидуально, но и в коллективе.


Педагогическая целесообразность

Программа, как элемент медиаобразования в современном, постоянно трансформирующемся информационном пространстве, становится одной из наиболее актуальных форм целенаправленной подготовки учащихся к взаимодействию с миром массовой коммуникации и, опосредовано, с миром в целом. Формы и методы программы направлены на развитие умений учащихся ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе и владеть различными приемами творческого самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий.

Новизна и отличительные особенности данной программы является то, что программа носит практический характер и направлена на овладение учащимися основными приемами журналистской деятельности, видеосъемки, создания видеоконтента, блогертва, кроме этого, программа способствует формированию актерских и организаторских навыков.

Поэтапное изучение разделов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление о специфике деятельности таких профессий, как журналист и интернет – журналист. Учащимся удастся больше узнать об особенностях интернет производства и технологиях — организационной, сценарной, операторской, режиссерской деятельности.

Программа предполагает проведение экскурсий с учащимися, целью которых является получение необходимой информации для дальнейшей работы. Кроме того, в программе предусмотрены учебные пресс-конференции с приглашенными профессиональными блогерами и журналистами, операторами, монтажерами, телеведущими.

Цель программы: развитие медиакультуры учащихся посредством их знакомства с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создания собственной медиапродукции.

В ходе достижения целей программы решаются задачи:

1. Обучающие:

- ознакомить с основами теории журналистики и ее основными жанрами;

- освоить знания основных понятий программы: создавать, оформлять и вести новостную интернет-страницу;

- сформировать практические навыки: самостоятельно разрабатывать тему публикации, собирать и обрабатывать информацию, навыки фото и видеосъёмки, планировать контент, придумывать цепляющие заголовки;

-научить создавать тексты в разных информационных жанрах.

2. Развивающие:

- развить творческие способности учащихся в процессе проектной деятельности, научить презентовать себя и говорить публично;

- развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать информацию;

- содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи.

3. Воспитательные:

- сформировать устойчивую мотивацию к журналистской деятельности;

- содействовать воспитанию культуры общения в коллективе, формированию коммуникативных способностей.

Адресат программы: Данная программа составлена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе и практических занятий.

Возрастные и психофизические особенности учащихся

Общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся в возрасте от 8 до 10 лет. Школьный возраст — наиболее благоприятный для творческого развития, формирования лидерских качеств. В этом возрасте учащиеся очень подвижны и энергичны, активно реагирую на все новое, яркое. Большие возможно предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Набор учащихся свободный.

Форма обучения - очная.

Объем и сроки реализации

Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов на весь период обучения – 72 часа в год.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академических час с перерывом 10 минут.


Особенности организации образовательного процесса

Содержание разделов подобрано таким образом, что на начальных этапах обучение носит репродуктивный, а затем творческий характер. В основе программы лежит принцип практической ориентированности. При реализации программы используются сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа содержит 2 модуля: основной и дополнительный.

В основе организации практической работы лежит методика КТД. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащийся будет знать:

- основные понятия, терминологию журналистики;

- языковые особенности СМИ;

-этапы работы над журналистским текстом;

- практические основы журналистики;

- структуру газетного материала;

-приемы общения с публикой;

-правила речевой культуры;

Учащийся будет уметь:

- ориентироваться в мире медиа;

- делать анализ имеющейся информации;

- самостоятельно находить темы и материал для публикаций;

- создавать тексты разных жанров – от информационных до аналитических, включая пресс-релизы и пост-релизы, – и отличать их друг от друга;

- самостоятельно создавать и вести блог в социальных сетях;

- четко и правильно говорить.


У учащегося будут развиты:

- навыки работы с различными источниками информации;

- навыки логического мышления;

- умения строить развёрнутые высказывания, правильно и выразительно говорить, отстаивать свою позицию.


У учащихся будут сформированы:

- навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками;

- устойчивый интерес к журналистской деятельности



Формы аттестации:

На протяжении обучения по программе осуществляется начальная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая диагностика. Начальная диагностика проводится в начале учебного года в форме наблюдения с целью выявления начального уровня способностей учащегося.

Промежуточная и итоговая диагностика проводится в форме опросов, тестирования, контрольных заданий, наблюдения и анализа, выпуска газеты. Помимо мониторинга освоения программы осуществляется мониторинг личностного развития учащегося.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень – учащийся освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.

Средний уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний, сочетает специальную терминологию с бытовой; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца.

Низкий уровень – учащийся овладел небольшим объёмом знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога


Учебный план


Разделы программы

Количество часов

1

Вводное занятие. Профессия журналиста

1

2

История журналистики

11

3

Художественно-техническое оформление издания

16

4

Основы журналистики

24

5

Редакционно-издательская деятельность

18

6

Итоговое занятие

2



Учебно-тематический план основного модуля

Тема занятия

Количество часов



теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Профессия журналиста

1

-

1

2

История журналистики


6

5

11

2.1

Как и почему возникла журналистика

2

-

2

2.2

Функции журналистики

1

-

1

2.3

Стиль работы журналиста. Тон, манеры

1

2

3

2.4

Из истории детской прессы. Обзор детских и подростковых СМИ Жанры журналистики

2

3

5

3

Художественно-техническое оформление издания

7

9

16

3.1

Имидж газеты и её номер

2

-

2

3.2

Заголовки в номере: виды заголовков в газете, система рубрик в газете.

2

3

5

3.3

Система иллюстрирования номера: фотоиллюстрации, нефотографические иллюстрации

2

3

5

3.4

Особенности иллюстрирования изданий разных типов.

1

3

4

4

Основы журналистики

7

17

24

4.1

Выбор темы

1

2

3

4.2

Жанровая система номера: особенности жанров газетной публицистики.

1

2

3

4.3

Жанровая система номера: интервью, диалог, беседа.

1

2

3

4.4

Жанровая система номера: заметка, отчёт, репортаж, фоторепортаж.

1

3

4

4.5

Жанровая система номера: художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон).

1

3

4

4.6

Что такое текст. Типы текстов.

1

3

4

4.7

Аналитические жанры: отчёт, опрос, анкета, комментарий.

1

2

3

5

Редакционно-издательская деятельность

-

18

18

5.1

Дизайн газетного номера.

-

4

4

5.2

Подготовка журналистской информации.

-

4

4

5.3

Редактирование информации.

-

3

3

5.4

Формирование номера

-

4

4

5.5

Планирование работы редакций

-

3

3

6.

Итоговое занятие

-

2

2



Условия реализации программы

Цель программы определяет систему психолого-педагогических принципов реализации программы:

- принцип адаптивности;

- принцип развития;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в реальной жизненной ситуации;

- принцип целостности содержания;

- принцип системности;

- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося;

- принцип креативности.

В основе организации практической работы лежит методика КТД. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

Используемые методы обучения:

- репродуктивный - изложение материала с приемами показа;

- диалогический - изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами;

- эвристический (частично поисковый) - под руководством преподавателя учащиеся рассуждают, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу;

- исследовательский - учащиеся самостоятельно добывают знаний в процессе разрешения проблемы, сравнивания различные варианты ее решения.

Основная методическая установка программы - обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию информационного продукта.

Основные формы развития журналистских способностей по данной программе - учебные упражнения, тренинги, самостоятельная разработка текстов, статей, интернет-контента, практическая работа.

Информационное обеспечение:

- конспекты занятий;

- наглядные пособия;

- специальная литература;

- дидактические материалы: таблицы и плакаты по темам занятий;

- компьютерные презентации;

- ролевая игра;

- тренировочные упражнения;

-групповая и парная работа;

- творческие проекты;

- круглые столы;

- тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

- конкурс тематических газет и видеороликов;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск школьных газет;

- подготовка статей для публикации в школьной газете

- встреча с журналистами;

- дискуссии и мастер-классов для юных журналистов.

Материально-техническое оборудование:

Реализация программы требует наличия учебного кабинета.

Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству учащихся;

- рабочее место педагога

Технические средства обучения:

- компьютер, проектор, экран, принтер, сканер;

- диктофон, фотокамера.























ЛИТЕРАТУРА


Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

Письмо Министерства образования Московской области № 3594/21в от 24.03.2016 г. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области».

Требования СанПиНа 2.4.4.3172-14.

Конвенцией ООН «О Правах ребенка».

Стратегией развития дополнительного образования до 2025 года.


Список литературы для педагога:

Аргановский А.А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980 г.

Аграновский А. Призвание. [Текст]/ А.Аграновский. – М.: Пресс-центр, 2010 – 136 с.

Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014. - 88с.

Барашев П. Свидетельствует репортёр. М., 1985 г.

Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка. [Текст] / Т.А. Беневольская. – М.: Наука, 2009

Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. / Б.А. Буяльский. - М.: Просвещение, 1986. – 74 с.

Ворошилов В.В. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 226 с.

Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций /В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 620 с.

Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] / Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с.

Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства.[Текст]/ В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012

Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ц. Десяева, Т.А. Васильева, Л.А. Делаем новости! Теория журналистики. [Текст]: учебное пособие. / Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.

Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. [Текст] / – М.: Айс, 2008.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].

Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].

Зелинская Г.Е. Отделение журналистики на УПК // Школа и производство, 2000, №1.

Игры: обучения тренинга, досуг/ под ред. В.В. Петрусинского. К. 6,7. – М., 1995 г.

Кеворков В.В. Рекламный текст. [Текст]/ В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.

Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И.Н.Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. [Текст] / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -128 с.

Кин Д. Средства массовой информации и демократия. [Текст] /Д. Кин. - СПб.: Открытая книга, 2010.

Крутова О.Н. Человек и мораль. [Текст] / О.Н. Крутова – М.: Умная книга, 2009.

Козлова С.В. Как работать над заметкой в газету // Начальная школа, 1999, №3.

Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000 г.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – М.: МГУ, 2010.

Маленкова Л.И. Человековедение. [Текст] / Л.И. Маленкова - М.: Статус, 2009.

Минеева С.А. Полемика, диспут, дискуссия. М., 1990 г.

Правовое поле журналиста. [Текст] / - М: Столица, 2011.

Ропель К. Как научить детей сотрудничать.

Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //Практика административной работы в школе. [Текст] / №6.2010

Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям [Текст] /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.

Субботина Н.Н. "Детская газета в образовательном учреждении (из опыта работы) " – Ярославль, 1996

Тарасенко Т.Е., Тарасенко С.Н. Школьные СМИ как фактор развития и воспитания школьников («Неугомонному перу 15 лет») [Текст]: Из опыта работы руководителей школьного медиацентра. Т.Е. Тарасенко, С.Н. Тарасенко. – Барнаул: «САМИ», 2013. - 56с.

Тодорова Т.П. Дом детской прессы: итоги и перспективы // Бюллетень программно – методических материалов для УДОД, 2001, №4.


Список литературы для обучающихся:

Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.

Варустин Л. Тайна газетной строки. [Текст]/ Л. Варустин. – М.: Юность, 2010

Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.

Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.

Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].

Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].

Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7.

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. [Текст]: учеб. пособие для студентов. / М.Н. Ким / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 340 с.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

Литературная энциклопедия терминов и понятий/Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

Мирошниченко М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009.

Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

Пичугов Ю.С. Родное слово. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1995 г.

Поль Л. Сапер. Основы искусства речи. М., 1992 г.

Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

Система средств массовой информации России/под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст]- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Толчёнов О. Активизация творческой фантазии // Репертуарно – методическая библиотечка, я вхожу в мир искусств. 2002, №1.

Интернет-ресурсы:

http://its-journalist.ru/

http://youngjournal.v-teme.com/

http://ru·wikipedia.org.

http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260

http://www.pedlib.ru/Books/1/0474

http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html

http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации