Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» (5–7 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 12 -15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
_______________ О.А. Макшова
Белово, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1 | Пояснительная записка……………………………………………………. | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы………………………………………………… | 5 |
1.3 | Содержание программы…………………………………………………... | 6 |
1.4 | Планируемые результаты………………………………………... | 10 |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | ||
2.1 | Календарный учебный график……………………………………………. | 11 |
2.2 | Условия реализации программы…………………………………………. | 12 |
2.3 | Формы аттестации………………………………………………………… | 13 |
2.4 | Оценочные материалы…………………………………………………….. | 13 |
2.5 | Методические материалы…………………………………………………. | 23 |
2.6 | Список литературы………………………………………………………... | 24 |
РАЗДЕЛ №1
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность, уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» имеет социально-гуманитарную направленность, базовый уровень
Нормативно-правовоедокументы.
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г.
№ 273-Ф3,
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав и локальные нормативные акты учреждения.
Актуальность, педагогическая целесообразность, социальная значимость, новизна программы.
Дополнительное образование расширяет возможности детей и подростков в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, сделать правильный выбор будущей профессии, развить и реализовать творческий потенциал. Разработанная программа способствует совершенствованию форм речевой деятельности, осознанному выбору профессии, развитию творческой инициативы детей и подростков. Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не даёт возможность просто транслировать полученный объѐм знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но и характер ребёнка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в формировании определённых умений, нравственных убеждений, коммуникативного опыта, жизненной активности.
Отличительные особенности программы.
Программа построена на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов, способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их самопознанию, личностному и профессиональному самоопределению. Программа позволяет раскрыть способности и возможности каждого обучающегося, обеспечивает навыками, необходимыми во взрослой жизни. В результате обучения «юный журналист» должен уметь анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, доказательно излагать материал, самостоятельно применять полученные знания, пополнять их и систематизировать. Чем раньше будет сформирована способность отбора и систематизации информации, тем успешнее ребёнок будет действовать в любой предметной области, используя свое умение находить, обрабатывать и применять учебный материал. Программа «Юный журналист» формирует умение писать, наблюдать, фиксировать, систематизировать материал. Сведения об истории журналистики позволяют расширить запас знаний историко-научными фактами.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист»предназначена для учащихся от 12 до 15 лет.
Объем и срок освоения программы. Юным журналистом может быть ученик, который заинтересован в интеллектуальном творческом труде, способный анализировать.систематизировать информацию, творчески ее представлять. Программа имеет социально-гуманитарнуюнаправленность, рассчитана на 1 год обучения: 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов в год. Обучение предусматривает изучение истории журналистики, ее основных нормативных документов, специфики печатной журналистики, особенности оформления видеосюжетов и репортажей.
Форма обучения. Занятия по программе «Юный журналист» проводятся в очной форме.
Особенности организации образовательной деятельности. Занятия проводятся в группе по 10 человек с учащимися 12-15 лет. Обучение по данной программе включает теоретические и практические занятия. В журнале учёта работы педагога дополнительного образования отражаются только основные блоки программы. Дополнительные блоки (летний период) могут быть отражены в журнале в разделе «Учет массовых мероприятий с учащимися».
Режим занятий. Занятия с учащимися проводятся 1 раза в неделю по 2 часа; Продолжительность занятия – 45 минут.
Организационные формы обучения – групповая.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |
1 | Введение в журналистику | 21 | |
2 | Основы журналистики | 19 | |
3 | Печатная журналистика | 30 | |
ИТОГО: | 70 |
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:средствами журналисткой деятельностисформировать у учащихся представление о деятельности журналиста как социально-значимой для общества профессии.
В процессе обучения предполагаетсярешение следующих задач:
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к слову
Воспитывать любовь к языку
Воспитывать трудолюбие, ответственность.
Воспитывать умение давать самооценку результатам своего труда.
Развивающие:
Развивать у обучающихся навыки готовности слушать, слышать собеседника, вести диалог
Развивать умение работать в команде
Развивать умение анализировать полученную информацию
Развивать культуру речи, культуру общения
Познавательные:
Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.
Дать представление о жанрах журналистики, тропах и стилистических фигурах.
Познакомить со способами сбора материала, его подготовки.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||||||
Всего | Практика | Теория | |||||||
ОСНОВНОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ (37 недель) – 111 часов | |||||||||
Введение в журналистику | 21 | 7 | 14 | | |||||
1.1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
1.2 | Журналистика как профессия | 3 | 1 | 2 | тестирование | ||||
1.3 | Особенности российской журналистики | 3 | 1 | 2 | опрос | ||||
1.4 | Законы, регулирующие деятельность СМИ | 3 | 1 | 2 | опрос | ||||
1.5 | Этика журналиста | 3 | 1 | 2 | опрос | ||||
1.6 | Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей | 6 | 2 | 4 | Творческая работа | ||||
2. | Основы журналистики | 19 | 9 | 10 | | ||||
2.1 | Виды средств массовой информации | 3 | 1 | 1 | опрос | ||||
2.2 | Знакомство с жанрами | 3 | 1 | 1 | беседа | ||||
2.3 | Создание материалов | 3 | 1 | 1 | опрос | ||||
2.4 | Искусство интервью. | 3 | 1 | 1 | творческая работа | ||||
2.5 | Работа с фотографией. | 3 | 1 | 1 | творческая работа | ||||
2.6 | Верстка газеты | 3 | 1 | 1 | творческая работа | ||||
2.7 | Обобщающее занятие. Экскурсия в редакцию газеты. | 3 | 1 | 1 | наблюдение | ||||
2.8 | Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей | 6 | 2 | 3 | Творческая работа | ||||
3. | Печатная журналистика | 30 | 10 | 20 | | ||||
3.1 | Структура издания. Понятие редакции | 3 | 1 | 2 | беседа | ||||
3.2 | Структура журналистского текста | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
3.3 | Заголовок | 3 | 1 | 2 | тестирование | ||||
3.4 | Лид | 3 | 1 | 2 | творческая работа | ||||
3.5 | Основная часть | 3 | 1 | 2 | творческая работа | ||||
3.6 | Типы и стили текстов в журналистском произведении. | 3 | 1 | 2 | беседа | ||||
3.7 | Иллюстративный материал. Фотографии в газете | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
3.8 | Дизайна, макет, верстка | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
3.9 | Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей | 6 | 2 | 4 | творческая работа | ||||
ИТОГО: | 70 | 26 | 44 | |
Содержание программы
1. Введение в журналистику.
Тема 1: Вводное занятие.
Теория: Как и почему возникла журналистика. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: знакомство с печатными изданиями.
Тема 2: Журналистика как профессия.
Теория: Формирование представления о профессии журналиста, его профессиональных качествах. Организация труда журналиста.
Практика: Составление списка качеств, обсуждение его. Практика по использованию диктофона, микрофона, петлички, блокнота, компьютера, интернета.
Тема 3: Особенности российской журналистики.
Теория: Особенности современной российской журналистики. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ.
Практика: Анализ газет и журналов, определение их особенности в зависимости от характера аудитории.
Тема 4: Законы, регулирующие деятельность СМИ.
Теория: Закон Российской Федерации о СМИ, Закон Российской Федерации о рекламе, Закон об авторском праве.
Практика: Изучение законов. Составление опорного свода правил детского объединения с опорой на законодательство.
Тема 5: Этика журналиста.
Теория: Профессиональная этика. Плагиат, частная жизнь, профессиональные тайны. Гласные и негласные правила поведения журналиста.
Практика: Составление «этического кодекса» детского объединения. Творческая встреча.
Тема 6: Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей
Теория: Обсуждение тематики материалов, особенностей сбора информации и специфики оформления.
Практика:Подготовка материалов для газеты «Наша поляна» и школьных социальных сетей.
2. Основы журналистики.
Тема 1: Виды средств массовой информации.
Теория: Функции средств массовой информации. Типология СМИ: пресса (газеты, журналы), телевидение, интернет. Сходства и различия.
Практика: Анализ освещения одного и того же события в разных СМИ.
Тема 2: Знакомство с жанрами.
Теория:Информационные (хроника, новость, заметка, интервью, репортаж), публицистические (зарисовка, очерк, фельетон, колонка), аналитические (журналистское расследование, рецензия) жанры.
Практика: Создание текстов в изучаемых жанрах.
Тема 3: Создание материалов.
Теория: Понятие «статья». Понятие «текст». Структура и план статьи, текста. Основные правила написания статьи. Признаки журналистского текста. Этапы создания журналистского текста. Практика: Анализ предложенной статьи. Формирование правил написания текста. Создание собственных текстов.
Тема 4: Искусство интервью.
Теория: особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Практика: Деловая игра «Интервью». Отработка навыка конструирования вопросов, установления отношения с другими людьми. Отработка навыка работы с микрофоном, микрофоном звукозаписывающим, диктофоном. Создание миниролика из видеоматериалов обучающихся в программе MovaviVideo.
Тема 5: Работа с фотографией.
Теория: Азы фотосъемки. Свет в фотографии. Фотожурналистика.
Практика: Постановочная фотография. Работа с фоном, светом. Выбор точки ракурса. Работа с фотовспышкой. Студийная съемка. Съемка на улице. Подготовка к публикации – обработка фото в AdobeLightroom.
Тема 6: Верстка газеты.
Теория: типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.
Практика: Знакомство с программами вёрстки AdobeInDesign, AdobePremiere.
Тема 7: Обобщающее занятие.
Теория: Краткий ввод в структуру редакции газеты.
Практика: Экскурсия.
Тема 9: Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей
Теория: Обсуждение тематики материалов, особенностей сбора информации и специфики оформления.
Практика:Подготовка материалов для газеты «Наша поляна» и школьных социальных сетей.
3. Печатная журналистика.
Тема 1: Структура издания. Понятие редакции.
Теория: Основные службы СМИ. Как работает редакция СМИ.
Практика: Создание идеальной редакции.
Тема 2: Структура журналистского текста.
Теория: Признаки текста. Особенности организации журналистского текста: заголовок, подзаголовок, лид, основная часть (особенности композиции), финал, подпись.
Практика: Анализ журналистских и художественных текстов. Сравнительный анализ структуры и композиции. Сравнение материалов на одну и ту же тему.
Тема 3: Заголовок.
Теория: Функции заголовка. Виды заголовка.
Практика: Анализ образцов Определение приемов, использованных для создания заголовка-образца. Придумывание заголовков к газетным материалам, сравнение с авторскими вариантами. Тема 4: Лид.
Теория: Определение понятия «Лид». Основные виды: резюме, цитатный, аналитический, вопросительный, восклицание.
Практика: Анализ образцов. Составление лида к предложенному тексту, сравнение с оригиналом. Тема 5: Основная часть.
Теория: Различные способы введения в тему и удержания внимания читателя, или ответ на вопрос, с чего начать.
Практика: Анализ образцов и определение способов введения в тему. Задания по изменению авторского текста с применением другого приема.
Тема 6: Типы и стили текстов в журналистском произведении.
Теория: Типы: описание, повествование, рассуждение. Стили: официально-деловой, научный, разговорный.
Практика: Составление текстов-примеров.
Тема 7: Иллюстративный материал. Фотографии в газете Теория: Фотографии, рисунки, коллажи, комиксы. Особенности газетной фотографии. Особенности репортажной съемки. Практика: Изучение примеров. Подбор иллюстраций к материалам. Практика фотографии (постановочное фото, фотографии в движении, фотографии на улице и т.д.). Экскурсия.
Тема 8: Дизайн, макет, верстка.
Теория: Дизайн печатного издания: типы шрифтов и особенности их психологического восприятия. Типы заголовков и их место на печатной полосе. Графические способы автономизации текста. Система организации текстов на полосе. Моделирование полосы. Разработка дизайна печатного издания.
Практика: Работа на компьютере с программами по созданию и верстке газеты (AdobeInDesign). Тема 9: Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей
Теория: Обсуждение тематики материалов, особенностей сбора информации и специфики оформления.
Практика:Подготовка материалов для газеты «Наша поляна» и школьных социальных сетей.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Юный журналист» должны быть достигнуты определенные результаты.
Знают:
понятия «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного издания», «редактирование»;
информационные жанры журналистики; организационную структуру работы в редакциипечатного издания.
организационную структуру работы в редакции печатного издания и на радио;
этические и правовые требования к профессии журналиста; аналитические жанры журналистики;
формы вовлечения общественности в журналистский процесс;
историю развития журналистики.
организацию работы в редакции печатного издания, на радио, телевидении, информационных агентствах;
особенности работы рекламиста и фотожурналиста; особенности современной рекламы и РR.
Умеют:
ориентироваться в потоке социальной информации, выделять важное;
самостоятельно находить тему для своего будущего материала;
собирать и обрабатывать полученную информацию;
грамотно вести диалог, находить аргументы в спорных ситуациях;
создавать текстовые материалы по информационным жанрам;
организовывать работу в редакции печатного издания.
создавать журналистские материалы разных жанров;
общаться с отдельным человеком и аудиторией;
самостоятельно готовить материалы к публикации в прессе; создавать рекламные тексты и иллюстрации.
Владеют:
газетным языком, информационными жанрами, навыками работы в детском СМИ (печать, радио).
навыками написания основных (распространённых) журналистских материалов;
создания редакции «семейства СМИ»: пресса, радио, телевидение, агентство; приёмами журналистского взаимодействия в рамках правового поля.
РАЗДЕЛ №2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график на 2022 – 2023 учебный год
ДООП – «Юный журналист»
Базовый уровень –70 часов
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||||||
Всего | Практика | Теория | |||||||
ОСНОВНОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ (37 недель) – 111 часов | |||||||||
Сентябрь- октябрь | |||||||||
Введение в журналистику | 21 | 7 | 14 | | |||||
1.1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
1.2 | Журналистика как профессия | 3 | 1 | 2 | тестирование | ||||
1.3 | Особенности российской журналистики | 3 | 1 | 2 | опрос | ||||
1.4 | Законы, регулирующие деятельность СМИ | 3 | 1 | 2 | опрос | ||||
Октябрь -ноябрь | |||||||||
1.5 | Этика журналиста | 3 | 1 | 2 | опрос | ||||
1.6 | Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей | 6 | 2 | 4 | Творческая работа | ||||
2. | Основы журналистики | 19 | 9 | 10 | | ||||
2.1 | Виды средств массовой информации | 3 | 1 | 1 | опрос | ||||
Ноябрь-декабрь | |||||||||
2.2 | Знакомство с жанрами | 2 | 1 | 1 | беседа | ||||
2.3 | Создание материалов | 2 | 1 | 1 | опрос | ||||
2.4 | Искусство интервью. | 2 | 1 | 1 | творческая работа | ||||
2.5 | Работа с фотографией. | 2 | 1 | 1 | творческая работа | ||||
Январь -февраль | |||||||||
2.6 | Верстка газеты | 2 | 1 | 1 | творческая работа | ||||
2.7 | Обобщающее занятие. Экскурсия в редакцию газеты. | 2 | 1 | 1 | наблюдение | ||||
2.8 | Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей | 5 | 2 | 3 | Творческая работа | ||||
Февраль-март | |||||||||
3. | Печатная журналистика | 30 | 10 | 20 | | ||||
3.1 | Структура издания. Понятие редакции | 3 | 1 | 2 | беседа | ||||
3.2 | Структура журналистского текста | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
3.3 | Заголовок | 3 | 1 | 2 | тестирование | ||||
Март-апрель | |||||||||
3.4 | Лид | 3 | 1 | 2 | творческая работа | ||||
3.5 | Основная часть | 3 | 1 | 2 | творческая работа | ||||
3.6 | Типы и стили текстов в журналистском произведении. | 3 | 1 | 2 | беседа | ||||
3.7 | Иллюстративный материал. Фотографии в газете | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
Апрель-май | |||||||||
3.8 | Дизайна, макет, верстка | 3 | 1 | 2 | наблюдение | ||||
3.9 | Подготовка материалов для газеты и школьных социальных сетей | 6 | 2 | 4 | творческая работа | ||||
ИТОГО: | 70 | 26 | 44 | |
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение ДООП «Юный журналист»:
1) Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 10 – человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК).
2) Оборудование, необходимое для реализации программы:
1.Программное обеспечение
2.Компьютеры с выделенным каналом выхода в Интернет
4.Принтер черно-белый, цветной.
5.Сканер
6. Ксерокс
7. Диктофон
8.Видеокамера
9. Цифровой фотоаппарат
10. мультимедийное оборудование
11.диктофон, микрофон, петличка,
3) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, бумага разных видов и формата (А3, А4); клей, файлы, папки и др.
Информационное обеспечение:
Интернет ресурсы
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется учителем русского языка с высшим педагогическим образованием.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах тестирования, практических работ, творческих работ учащихся.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания журналистских заметок по изученной теме;
создания и защита собственного журналистского продукта;
участие в публицистических конкурсах;
участия в массовых мероприятиях.
Виды промежуточного контроля: письменные и устные опросы, тестирование, листы рефлексии.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, мониторинг качества образования: вводный, текущий, итоговый.
Диагностика. Вводная, тематическая, итоговая.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Участие публицистическихконкурсах,
Публикация материалов в газете «Наша поляна»,
Публикация материалов в школьных социальных сетях и на сайте школы.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тема: Ведение в журналистику.
1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка.
- Английского
- Чешского
+ Французского
2. Что является главным «инструментом» журналиста?
+ Слово
- Графическая информация
- Звуковая информация
3. К какому жанру относится заметка?
+ Оперативно-новостному
- Исследовательско-новостному
- Оперативно-образному
4. Чаще всего к монологической форме подачи информации журналисты прибегают в:
- Очерке
- Интервью
+ Статье
5. Как называлась первая в России печатная газета?
+ «Ведомости»
- «Императорские известия»
- «Голос пролетариата»
6. Кто является изобретателем радиоприемника?
- В. Гамильтон
- Г. Герц
+ А. Попов
7. Укажите основные отличительные черты газеты, которые выделяют ее среди прочих печатных изданий:
+ Актуальность, периодичность, публичность, универсальность
- Публичность, платность, хронологичность, универсальность
8. Желтая пресса – это:
- Наиболее достоверная пресса
- Тематические издания для отдельных слоев населения
+ Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах
9. Основная задача журналистики как профессии заключается в:
+ Передаче информации
- Сборе и систематизации информации
- Отражении определенной точки зрения
тест 10. Информационное сообщение, освещающее мероприятие или событие – это:
- Очерк
+ Отчет
- Заметка
11. Журналистика образно называется:
+ Четвертной ветвью власти
- Серым кардиналом власти
- Рупором общественного мнения
12. Когда в России отмечается День свободной прессы?
- 24 ноября
+ 13 января
- 11 июня
13. Эффектом присутствия, достоверности, сопереживания обладает:
+ Репортаж
- Очерк
- Интервью
14. Анкетирование – это способ сбора информации, который используется в жанре:
- Рецензия
- Обозрение
+ Репортаж
15. Сформулируйте гражданскую позицию журналиста.
+ В практической деятельности реализуется профессиональный долг, который есть служение во благо всех членов общества
- Информация, которую журналист доносит до широких масс людей, должна быть достоверной и не иметь оттенков субъективности
- Непринятие цензуры
16. Закон РФ «О СМИ» определяет обязанности журналиста в … статье.
- 15
+ 49
- 109
17. Главный компонент любого жанра, вида и рода журналистской деятельности – это:
- Объективный характер подачи информации
- Субъективный характер подачи информации
+ Литературная основа
18. Что означает понятие «лид» в журналистике?
+ Жизненный материал произведения
- Специфику стиля
- Вступление к основному повествованию
19. Специалист, который обеспечивает пластику экрана, постановку кадра в тележурналистике – это:
- Статист
+ Оператор
- Осветитель
20. Какой монтаж не свойственен журналистскому произведению?
+ Перпендикулярный
- Параллельный
- Перекрестный
21. Первый журнал для женщин в России – это:
- «Крестьянка»
- «Работница и крестьянка»
+ «Женский вестник»
22. Объем рекламы в теле- и радиоэфире не должен превышать:
+ 20% объема вещания
- 30% объема вещания
- 35% объема вещания
23. Укажите условие, при котором допускается распространение продукции СМИ.
- Издание или передача полностью сформированы
+ Главный редактор дал разрешение на выход в свет или эфир
- Административные органы выдали соответствующее разрешение
24. Предмет журналистской деятельности – это:
- Целевая аудитория
- Многообразие общественных явлений
+ Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее проявлений
25. Не являются компонентом журналистской системы:
+ Высшие учебные заведения, ответственные за выпуск профессиональных журналистов
- Каналы передачи и распространения информации
- Звуковая информация
26. Какой идеологической модели СМИ не существует?
+ Функционально-информативной
- Авторитарно-технократической
- Гуманитарной
Тема: Печатная журналистика
ЗАДАНИЕ. Написать заметки, используя следующие данные
1. Кто? – Ученик 3-его класса, Игорь Стуков
Что? – нашел клад
Где ? – у себя на огороде
Когда? – вчера днем
как? – играя с друзьями в войну, роя окоп
В результате? – Клад сдан государству, мальчик получит вознаграждение в размере 35% от стоимости найденного
2.Кто? – российский кондитер Тамара Белкина
Что? – победила в европейском конкурсе кондитеров
Где ? – в швейцарском Цюрихе
Когда? – В марте 2010г.
как? – придумала уникальный рецепт торта с тропическими фруктами
В результате? – Получила Диплом победителя, денежное вознаграждение, «Золотую ложку» - символ Европейского конкурса кондитеров, запатентовала свой новый рецепт
3.Кто? – Николай Свиридов, 34 года, житель города Серпухов Московской обл.
Что? – выиграл миллион рублей в лотерею «Шанс»
Где ? – в 25 розыгрыше
Когда? – 8 Марта 2010г.
как? – купив в подарок жене 10 лотерейных билетов (в честь 10-летия их совместной жизни)
В результате? – был ограблен на второй день после получения суммы выигрыша
ЗАДАНИЕ. ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
ПИСЬМО 1
Власти города С. Запретили гражданам лежать на траве в городском парке. Парк расположен недалеко от двух высших учебных заведений. В теплые дни студенты во время перерывов между парами выходили в парк и сидели на газонах, читая или дискутируя. К сожалению, вместе с ними парк облюбовали алкоголики, которые оставляли после себя горы мусора. Жители близлежащих домов стали жаловаться на беспорядок. Мэр города решил, что единственный выход из данной ситуации – запретить заходить на газоны, а правоохранительным органам рекомендовать штрафовать всех «нарушителей порядка» на территории парка (в том числе и студентов). Несмотря на многочисленные просьбы Читателей и журналистов, выступающих от их имени, местные власти не отменили своего решения.
ПИСЬМО 2
Мы живем на улице Н. Каждую неделю, в ночь с воскресенья на понедельник, работники фирмы З., убирающей в нашем микрорайоне, шумят, набирая воду из колонки, находящейся подокнами нашего дома. Это происходит даже в 3 часа ночи! Мы не можем спать, а рано утром нужно идти на работу. Наши обращения в соответствующие органы не дали никакого результата. Нам лишь отвечали, что фирма не может качать воду из другой колонки, потому что та находится в другом микрорайоне. Помогите нам!
ЗАДАНИЕ. Напишите хронологический репортаж из пяти строк с таким условием, чтобы он имел вполне законченный вид.
1) Герой (кто?) - родился (когда, где, в какой семье?).
2)Герой — учился и работал (когда, где, с каким результатом?).
3)Герой оказался в центре событий (когда, как?).
4) Результат события, как это отразилось на герое (со слов очевидца).
5) Вывод автора.
ОБРАЗЕЦ
Эдуард Маархус родился в 1969 году, в Н-ске, в семье потомственных дворян.
Будучи воспитан в строгости и послушании, Эдик с отличием окончил и среднюю школу, и университет, благодаря чему впоследствии легко сделал карьеру комсомольского лидера.
Пять лет все шло прекрасно, пока однажды не грянул в Н-ске антиправительственный путч, и юноша оказался в самой гуще беснующейся толпы, на которую уже надвигалась ВМС (Боевая Машина Смерти).
Танк раздавил парня просто в лепешку, причем так быстро, что никто даже не успел ничего понять, - говорит Виктория С, свидетельница этой ужасной трагедии.
... Жизнь, смерть - но кесарю ли кесарево?..
ЗАДАНИЕ. ЗАМЕНИТЬ ШТАМПЫ, ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ
1)Прошу дать мне путёвку в дом отдыха. 2)Девушка, как было указано выше, подобно молнии, свернула за угол и утонула во мраке переулка.3) Мужчина неспешно вышел с трибуны.4) Ирина Ивановна все еще была учителем колледжа. 5) Его отец трудится токарем. 5 Пассажиры торопливо сходили с вагона. 6)Нужно идти навстречу поезда. 6) Отец остался на попечении двоих детей. 7)Из других спортивных соревнований поговорим о луке. 8)Администрация города посетила городской базар.9) Она задала психологу очень личностный вопрос. 10)Дети долго играли на детской площадке. Долго играя на солнце, дети перегрелись 11)Старый ветеран бережно положил цветы к Вечному Огню. 12) Несмотря на то, что его оклад был увеличен, он не смог использовать эти денежные средства для получения кредита. 13) В связи с тем, что характеристика, данная Иванову П. А., была положительной, его не приняли на новое место работы. 14) Талантливый скрипач впервые дебютировал на московской сцене. 15) Они работали долгий период времени.16) Продолжительный путь занял целую неделю.16) Банк предоставил длительный кредит.17)Наши спортсмены прибыли на соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши спортсмены, но и зарубежные. 18) Долговременная поездка утомила всех.
Заменить в тексте все слова синонимами.
Текст 1.С большим интересом прочла роман. Он произвёл неизгладимое впечатление. Его герои так реалистичны! Я искренне сопереживала событиям, происходившим в их судьбах.
Изменённый текст. С огромным любопытством познакомилась с произведением. Оно оставило яркий след в моём сердце. Персонажи такие настоящие! Меня тронули до глубины души все перипетии, которыми сопровождался их жизненный путь.
Текст 2. Праздник в парке был в разгаре. Люди активно покупали сувениры, аплодировали артистам на нескольких сценах, оборудованных в разных местах, очередь из детворы скопилась у аттракционов.
Изменённый текст. Торжество в зоне отдыха набирало обороты (продолжалось). Присутствующие (гости) приобретали памятные подарки, хлопали певцам и танцорам на концертных площадках, устроенных в нескольких уголках парка, ребятишки постоянно толпились у входа к каруселям, батутам и другим детским забавам.
Текст 3. Молодая женщина в красном берете получила письмо. Когда она его прочла, то рухнула на диван и заплакала. Что же за новости её так расстроили?
Изменённый текст. Девушка в алом головном уборе приняла корреспонденцию (послание). После ознакомления с нею упала на софу и зарыдала. Что же за вести её так огорчили (взволновали, вывели из равновесия).
Упражнение. Найти речевые ошибки: 1)Длинный период времени он не занимался химией. 2) Ребёнок не стал есть чёрствый сыр. 3) Анна была её закадычной подругой. 4) Парикмахерская не удовлетворяла потребностям молодых клиенток. 5) Сомкни свой взгляд, малютка, и спи. 6) Его радость была ярка и глубока. 7) Они усилили внимание к нерадивым ученикам. 8) Какие шаги здесь можно принять? 8) В прачечной улучшили уровень обслуживания. 9) Случилось собрание кооператива. 10) Он заслужил эту славу трудом.
Упражнение. Найти речевые ошибки: 1) Надо капнуть каплю моющего средства. 2) В углу палаты лежал молодой парень. 3)меня попросили написать свою автобиографию. 4) По мере увеличения доходной части своего бюджета я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль. 5)Она увлекается народным фольклором. 6) Дети к вечеру вернулись обратно. 7) Из других спортивных событий поговорим о волейболе. 8)Батюшка осветилновую часовню. 9)Он был ведущим лидером нашей школы. 10) Фермеры стремятся добиться увеличения коров в хозяйстве. 11)На районных соревнованиях по футболу команда «Факел» провела матч с командой «Богатыри» без голов. 12)Саша любит ходить в лес за грибами.Саша любит ходить в лес со своим другом. 13)Перед поездкой нас ожидают длинные сборы. 14)Он работал на фабрике долгий период.
Упражнение. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.
1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.
Упражнение. Найти ошибки: 1)Между гражданами Украины и России сегодня существует языковый барьер. 2) Необходимо сделать займ в банке. 3) Он точно вырастет щенка. 4) Ученик стоял у доски, опустив голову вниз. 5) Он купил пару новых носок. 6) Прожектора не включались. 7) Она ещё обязательно вырастит. 8) Куполы церкви ремонтировались. 9) Надо предпринять строгие меры. 10) Он быстро осваивает информацию. 11) У неё бережливое отношение к вещам. 12) У больного повреждён косный мозг.
Упражнение. Найти ошибки: 1) Объект был закончен строителями в срок. 2) Фермеры добиваются увеличения овец в хозяйстве. 3) Этнограф собирал народный фольклор в деревнях тульской области. 4) Степь цвела: словно факелы, стояли красно-жёлтые тюльпаны, синие колокольчики, степные маки. 5) Долгий период он не
имел работы. 6) Она не смогла одеть новые сапоги. 7) Самолёт падал вниз с огромной скоростью. 8) Машина сбила дерево. 9) Мы с удовольствием съели черепаший суп. 10) Серьезные проблемы обрушивались на молодых предпринимателей врасплох. 11) Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 12) Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета. 13) К нам пришли люди, удрученные опытом. 14) Несмотря на тот факт, что задача была решена правильно, ученик получил на балл ниже.
Упражнение. Найти ошибки 1)Все книги прочитаны мальчиком. 2) Фермеры добиваются увеличения коров в хозяйстве. 3)Мы посмотрели ироничный детектив. 4)Руководители обратили серьезное внимание на достигнутые недостатки. 5) Они работали как самые отъявленные специалисты. 6)Несмотря на тот факт, что дело было закрыто, следователь продолжал в нём разбираться. 7) Фура сбила остановку. 8) Учителю трудно везти урок в этом классе. 9) С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 10) Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет. 11) Перед поездкой нас ожидают длинные сборы. 12) Он всегда терпеливо относился к трудным подросткам. 13) Он отказался есть чёрствую колбасу. 14) Сомкни свой взгляд, дитя, и спи.
Упражнение. Раскрыть ситуацию.
Иван Сергеевич рассердился.
Например.Иван сдвинул густые брови, сжал губы и, гневно посмотрев на присутствующих, стукнул по столу так, что, казалось, он расколется напополам. Стоявшая на столе ваза упала и скатилась со стола, разбившись на несколько кусочков. Потом он схватил бумаги со стола и швырнул их в лица подчинённых, прорычав при этом: «бездельники! За что я вам зарплату плачу?!»
1)Толпа была неспокойной. 2) Дети поссорились. 3) Девушка была расстроена.
Тема: Видеожурналистика
1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице.в столовой ... ), желательно безжурналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики. без пробелов в тексте.Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя черезопределенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считаетсянормой.
3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то. Нои показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать"эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается,как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком постолу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, чточеловек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКАБОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик.которые человек произносит,когда он РАЗДРАЖЕН. УДИВЛЕН. НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ. НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГ АЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие впарке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, которыйнедоволен тем, как его обслужили.
6. "Вкусные слова ... " Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Есливыбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый.Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК,МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова.Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ - ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда однопредложение цепляется 'За другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений кненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам.Главное требование - фраза должна привлечь внимание.заинтересовать читателя, вызватьжелание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.
9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержавшуюся в нейинформацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж,корреспонденцию и пр.Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы.представлявшие трииздания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое".Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии синформационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения -определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.
11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделатьнесколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одногопредложения - не более 18 слов.включая СОЮ3Ь1 и предлоги. Из нескольких предложений общимобъемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.
12. "Одно ... ". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия.Датарождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез 'ЭТого сходства. Цельупражнения - поиск социального смысла в частном случае.
13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главнойулицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации,интервью, репортажа и отчета.Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.
14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя,обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цельупражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.
15. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ
КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два
взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию
навыков анализа общественно-значимых проблем.
16. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских Свойствах
какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель
упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного /
не рекламного материала.
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методами преподавания следует считать:
объяснительно- иллюстративный (устное изложение материала – лекции),
метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),
частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками),
метод упражнения (работа над речью, отработка и сдача экскурсии).
Форма организации занятии– групповая (10 человек):
беседы, устные журналы, дискуссии;
экскурсии в СМИ;
ролевые игры по журналистике;
викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
индивидуальная самостоятельная работа (подготовка журналистских материалов; работа с тестовыми материалами);
творческая работа (рисунки, мини – сочинения, статьи в газету);
исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
конференции (участие детей в школьных и городских мероприятиях) и т.п;
чтение художественной и научно-познавательной литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Ван Дейк, Т.А.Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ./Под ред. В.И.Герасимова; Сост. В.В.Петрова;/Тѐнван Дейк. Изд.2-е.-М.: ЛЕНАНД, 2015.-320 с.
Матисон, Дональд. Медиа - дискурс. Анализ медиа- текстов. Исследования медиа и культуры./Пер. с англ./Дональд Матисон.-Харьков.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2013.-264 с.
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции(20-22 октября 2016 г.)/ под.ред. Р.П.Баканова.- Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016.-440 с. Чернышова, Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России./Т.В. Чернышова. Изд. 3-е, испр.- М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2009.-296 с.
Современный медиатекст: учеб. пособие/ отв.ред.Н.А.Кузьмина.-2-е изд., испр.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.-416 с.
Трофимова, О.В. Публицистический текст: Лингвистический анализ: учеб.пособие/О.В.Трофимова, Н.В.Кузнецова.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2010.-304 с.
Болотнова, Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус/Н.С. Болотнова.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2009.-384 с. 57
Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет/Л.Г. Кайда.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2008.- 184 с.
Кайда, Л.Г. Композиционная поэтика публицистики: учеб.пособие/ Л.Г. Кайда.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2006.-144 с.
Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. Пособие/Н.Е.Петрова, Л.В. Рацибурская.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.-160 с.
Язык современной публицистики: сб.статей/сост.Г.Я.Солганик.-2-е изд., испр. М.: ФЛИНТА: Наука, 2007.-232 с.
Кормилицына, М.А. Язык СМИ: учеб.пособие/М.А.Кормилицына, О.Б.Сиротинина. - 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015.-92 с.
Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты/Под.ред. А.П. Сковородникова.- 2-е изд.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2009.-480 с. Ганапольский, М. Кисло-сладкая журналистика/Матвей Ганапольский.-М.: АСТ: Зебра Е, 2009.-413 с.
Журналистика в школе.8-11 кл.: программа, материалы к занятиям/авт.-сост. Н.А. Спирина.- Волгоград: Учитель, 2010.-207 с.
Для учащегося:
Дядечко, Л.П. Крылатые слова нашего времени: толковый словарь: более 1000 единиц/ Л.П. Дядечко.- М.:НТ Пресс, 2008-797 с.
Добросклонская, Т.Г.Язык средств массовой информации: учебное пособие/ Т.Г. Добросклонская.- М.: КДУ, 2015.-116 с.
Больц, Норберт. Азбука медиа. Серия «Политучеба»/ Норберт Больц.-М.: Изд-во «Европа», 2011.-136 с.
Баканов, Р.П. Основы журналистской деятельности: новостная журналистика: учеб.- метод. пособие/Р.П.Баканов.-2-е изд: перераб. и доп.- Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015.-116 с.
Свежий ветер: Лучшие работы юных журналистов г.Нижневартовска/ Сост. Т.В.Лазарева, И.Н.Ефимова.- Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та, 2007, 152 с.