Дополнительная общеразвивающая программа детского образцового хореографического коллектива «Жемчужина»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНЯ «ЦЕНТР ДЕТСТКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ул.Ленина, д.22, г.Елизово, Камчатский край, 684000 тел./факс 7-14-88, e-mail: cdtel@mail.ru; www.cdt-elizovo.ru
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МБУДО «ЦДТ»
__________________ Юдина С.П.
(подпись) (ФИО)
«____» _________________2019 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
детского образцового хореографического коллектива
«Жемчужина»
Возраст детей: от 5 лет
Направленность программы: художественная
Срок реализации: 12 лет
Автор:
Г.Э. Соловьева
(педагог дополнительного образования)
Елизово
2019
Содержание
Пояснительная записка.
Тематический план первого года обучения.
Содержание программы первого года обучения.
Тематический план второго года обучения.
Содержание программы второго года обучения.
Тематический план третьего года обучения.
Содержание программы третьего года обучения.
Тематический план четвертого года обучения.
Содержание программы четвертого года обучения.
Тематический план пятого года обучения.
Содержание программы пятого года обучения.
Тематический план шестого года обучения.
Содержание программы шестого года обучения.
Тематический план Седьмого года обучения.
Содержание программы седьмого года обучения.
Тематический план восьмого года обучения.
Содержание программы восьмого года обучения.
Тематический план девятого года обучения
Содержание программы девятого года обучения.
Тематический план десятого года обучения
Содержание программы десятого года обучения.
Методическое обеспечение программы.
Список использованной литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа детского образцового хореографического коллектива «Жемчужина» (далее – программа) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Приказаом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 №24.4.3172-14;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо МинОбрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»);
Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо МинОбрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09);
Уставом МБУ ДО «Центр детского творчества».
Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме.
Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства и переживания человека она передает без помощи речи, а средствами движения и мимики. Дети, систематически обучающееся хореографии, приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру.
Образовательная программа танцевального хореографического коллектива «Жемчужина» является результатом обобщения как личного опыта, так и опыта других хореографов. Она включает в себя основы хореографии и содержит несколько больших разделов. Это – партерная гимнастика, классический танец, народно-характерный танец, современный танец, постановочные работы, музыкальное развитие с включением музыкальных страничек. Программой также предусмотрено проведение бесед о хореографическом искусстве, посещение театров, музеев, концертов, просмотр видеоматериалов и их обсуждение.
Данная программа рассчитана на 4 этапа обучения детей с пятилетнего возраста, как девочек, так и мальчиков,без специального отбора, без медицинских противопоказаний. Уровень реализации программы профессионально-ориентированный. Срок реализации – 12 лет, включая 2 года – подготовительного уровня.
Первый этап является подготовительным и рассчитан на два года обучения.
Направленность программы – художественная. Направлена на обучение основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития воспитанников.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает элементы здоровьесберегающих технологий, которые помогают учащимся адаптироваться в коллективе. Программа позволяет выстроить индивидуальный план развития как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексное обучение хореографией.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
Воспитание гармонически развитой личности средствами хореографии, развитие творческих способностей учащихся.
Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Дать учащимся знания по основным дисциплинам хореографического образования, а также:
научить детей исполнять танцевальное движение выразительно и одухотворенно;
освоить навыки координации движений, внимания и памяти;
изучить основные движения классического танца;
освоить элементы народных танцев и привить навыки их исполнения;
познакомить с характерными особенностями хореографического искусства.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности;
воспитание потребности у старших детей научить младших детей тем упражнениям, которые ими уже освоены;
воспитание чувства такта, умения себя вести;
воспитание культурных привычек, умение выполнять необходимые правила, воспитание потребности в проведении культурного досуга;
заложение эстетических и нравственных основ;
побудить в детях интерес к знаниям, зажечь в них огонек творческого соревнования;
воспитание чувства самостоятельности и ответственности.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
развитие музыкальности;
эмоциональное развитие;
совершенствование танцевальное мастерства;
расширение кругозора;
развитие гибкости, пластичности, мягкости движений;
развитие творческих способностей.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:
от простого к сложному;
дифференцированность и вариативность;
продолжительность занятия с учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей ребенка;
отношения педагога, концертмейстера с учащимися строятся на взаимном уважении и взаимопонимании;
успех возможен только при тесном сотрудничестве педагога-хореографа, концертмейстера, учащихся и их родителей.
Механизмы и сроки реализации программы
Программа разделена на 4 уровня:
Уровень 1«Подготовительный»
Срок обучения – 2 года;
Возраст обучающихся – 5-6 лет;
Уровень II «Начальный»
Срок обучения – 4 года;
Возраст обучающихся – 7-9 лет;
Уровень III «Основной»
Срок обучения – 4 года;
Возраст обучающихся – 10-15 лет.
Уровень IV «Углубленный»
Срок обучения – 2 года;
Возраст обучающихся – 15-17 лет.
Занятия по данной программе проводятся 2-3 раза в неделю: дети 5-6 летнего возраста занимаются 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность урока на 1 этапе 30 минут, последующие этапы – 6 часов в неделю, продолжительность урока 45 минут. В каждой возрастной группе занятия происходят с учетом возрастных особенностей учащихся. Используются различные методы: объяснение, показ преподавателя и практическое закрепление с детьми. Дети очень любят импровизировать, поэтому на занятиях часто используется такой метод как импровизация детьми на заданную тему.
Первостепенное значение в деле эстетического воспитания детей имеет музыка, которую они слышат на занятиях и в постановочной практике, поэтому она должна быть доступной и художественной. В связи с этим, особая роль в успешной реализации программы отводится концертмейстеру. Он должен иметь обширные знания по хореографии. Между педагогом и концертмейстером должно быть полное взаимопонимание.
Для реализации программы необходимо наличие хореографического класса, оборудованного зеркалами, станком, станком для экзерсиса, музыкальных инструментов, аудио- и видеоаппаратурой.
Уровень обученияI «Подготовительный»
Уровень обучения «Начальный» включает в себя разделы: «Ритмика» «Музыкальное развитие», «Развитие гибкости и пластичности», «Развитие творческих способностей».
Цель подготовительного этапа: воспитать культурные привычки, умение выполнять необходимые правила, воспитать потребность в проведении культурного досуга, заложить эстетические и нравственные основы, воспитать чувства коллективизма.
Уровень обученияII «Начальный»
Уровень обучения «Начальный» включает в себя разделы: «Гимнастика», «Ритмика», «Музыкальное развитие», «Основы народно-сценических танцев».
Цель занятий гимнастикой состоит в том, чтобы постепенно привести организм обучающегося к таким изменениям, которые делают его способным к значительным физическим напряжениям. Исходя из физиологически-анатомических особенностей детей младшего школьного возраста подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать и оздоровить.
Занятия по ритмике способствуют развитию общей музыкальности, чувства ритма, что особенно важно для детей младшего возраста, и координации движений. Помогают ребенку переключиться на активные виды деятельности, снять усталость от неподвижного сидения, психологически раскрепоститься и сформировать уверенность в своих силах.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я».
Постигая основы классического, народно-сценического танца у обучающихся формируется правильная осанка, прививаются основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дается представление об актерском мастерстве.
Используемый музыкальный материал (произведения популярной инструментальной и симфонической музыки) подбирается с учетом возрастных особенностей детей.
Работа по программе направлена на развитие мышечной памяти, необходимой для занятий хореографией, эмоциональной сферы, творческого воображения ребенка и формирование у него «непреодолимого желания выражать себя» (Э. Жак-Далькроз).
Уровень обучения III «Основной»
Второй уровень обучения включает разделы: «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Народно-сценический танец», «Современный танец», «Подготовка репертуара» и «Актерское мастерство».
Обучающиеся продолжают осваивать методику исполнения упражнений классического, народно-сценического историко-бытового танца.
На втором уровне обучения увеличиваются предъявляемые требования, а также большее внимание уделяется индивидуально-личностному развитию обучающихся, повышение исполнительского мастерства и творческого самовыражения.
Уровень обучения IV «Углублен включает разделы: «Классический танец»,, «Народно-сценический танец», «Джаз-танец», «Подготовка репертуара» и «Актерское мастерство».
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Обучаясь по данной программе и пройдя весь курс обучения, подростки достигают высокого танцевального мастерства, они обладают умением выражать чувства через хореографические композиции. Полученные здания, приобретенные умения и навыки могут являться для них хорошей основой для подготовки к профессиональному образованию или профессиональной деятельности в танцевальных коллективах. У учащихся сформирована потребность содержательного проведения досуга, готовность проявлять общественную активность.
Примерное строение урока, используемое на протяжении всех лет обучения:
Поклон
Упражнение на развитие и сохранение осанки
Разминка на середине зала и по кругу
Партерная гимнастика
Экзерсис у станка и на середине зала
Изучение нового материала
Повторение и отработка упражнений на середине зала
Диагональ
Перемена (м/б беседа, просмотр видеоматериалов, показ иллюстраций и другое)
Середина: хлопушки, присядка, трюки, вращения
Работа над постановкой нового танца (м/б отдельные комбинации из танца)
Трамплинные прыжки (с утяжелением)
Упражнения на дыхание
Лирическая комбинация
Поклон
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Подготовительный» уровень (1 и 2 год обучения)
По окончании первого и второго года обучения учащиеся должны знать:
правила поведения в классе;
значение специальных терминов и понятий;
правила исполнения движений партнера, классического и народного танца;
уметь:
различать положения правильной и неправильной осанки;
исполнять марш, танцевальный шаг, шаг на полупальцах, бег, подскоки, прыжки, галоп;
разбираются в средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике, ритме);
иметь навыки:
музыкально-ритмической координации;
музыкальной игры.
Первый год обучения | ||||
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Партерная гимнастика | 50 | 6 | 44 | |
Музыкальное развитие | 43 | 4 | 39 | |
Классический танец | 17 | 4 | 3 | |
Народно-сценический танец | 15 | 3 | 12 | |
Ритмика | 15 | 4 | 11 | |
Открытый урок | 2 | - | 2 | |
Итого | 144 | 23 | 121 |
Второй год обучения | |||||||
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | ||||
Партерная гимнастика | 38 | 4 | 34 | ||||
Музыкальное развитие | 38 | 4 | 34 | ||||
Классический танец | 20 | 3 | 17 | ||||
Народно-сценический танец | | | | ||||
Постановочная работа | 24 | 2 | 22 | ||||
Открытый урок | 2 | 2 | - | ||||
Итого | 144 | 22 | 122 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (2 часа)
Проводится вместе с детьми и родителями. Знакомство педагога с детьми. Правила поведения и техника безопасности в Центре детского творчества и хореографическом классе. Общая форма одежды для занятий (купальник, прическа, балетная обувь). Беседа о целях и задачах в коллективе и его истории.
Партерная гимнастика (1 год – 50 часов; 2 год – 38 часов)
Научить детей грамотно работать на полу. Постановка корпуса сидя, лежа на животе, спине, боку (задействуются мышцы ног, ягодиц, косые мышцы живота, спины).
Знакомство с терминами: партерная гимнастика, сокращенная и натянутая стопа, выворотность, натянутость и сила ног, различные группы мышц и их назначение, апломб.
Включает упражнения на развитие профессиональных данных (гибкость, растяжку, танцевальный шаг, выворотность ног, формирование стопы, силы ног, эластичность связок и мышц). По мере усвоения упражнений увеличивается нагрузка на различные группы мышц.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины.
Упражнения, развивающие подъем стопы.
Упражнения, развивающие гибкость позвоночника.
Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.
Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов.
Упражнения, развивающие выворотность ног.
Упражнения, на растягивание мышц и связок, развитие балетного шага.
Упражнения, на развитие отдельных групп мышц и подвижность суставов (исполняются на середине зала).
Упражнения для развития шеи и плечевого пояса.
Упражнения для развития плечевого сустава и рук.
Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов ног.
Музыкальное развитие (1 год – 43 часа; 2 год – 38 часов)
Посредством подпевок и распевок, развитие творческих способностей детей:
развивать образное мышление, уметь раскрывать музыкальный характер воображаемого персонажа;
находить средства сценического перевоплощения, проявлять соответствующее эмоциональное отношение к данному образу, учить намечать его танцевальность;
Слушание музыки, контрастной по настроению. Исполнение пьес сопровождать соответствующими задачами партера, хореографии. Определять средства музыкальной выразительности, создающими характер будущих танцевальных движений (плавно, спокойно, легко и т.д.);
Музыкальная игра учит детей различать отдельные средства выразительности, в связи со сменой характера, динамики, регистра, направления мелодических интонаций и мелодии в целом, кульминации.
Развитие музыкально-ритмических навыков позволяет детям ощущать элементарную ритмичность в действиях, устанавливать простейшие связи музыки и движения и передавать в движениях характер музыки и форму произведения.
Классический танец (1 год – 17 часов; 2 год – 20 часов)
Знакомство с терминологией элементов классического танца, изучаемых на данном этапе обучения. Постановка корпуса, позиции ног (1,2,3), позиции рук, повороты и наклоны головы, овладение координацией движений, развитие танцевальности и выразительности. Понятие вытянутой стопы, устойчивости (апломба). Развитие прыгучести, работа по диагонали и по кругу.
Первый год обучения (17 часов):
Постановка корпуса;
Позиции ног: 1, 2, 3;
Наклоны корпуса;
Прыжки по 6 позиции (различные комбинации: медленно, быстро);
Танцевальные комбинации (различные образы).
Движения по диагонали:
Марш;
Танцевальный шаг;
«Цыплята» - мелкий ход;
Подскоки;
Галоп.
Второй год обучения (20 часов)
Экзерсис у станка:
Постановка корпуса;
Позиции ног 1,2,3;
Наклоны корпуса;
Экзерсис на середине зала:
Постановка кисти рук;
Позиции рук: подготовительная и первая позиции;
Различные комбинации прыжков по 6 позиции (медленно, быстро);
Танцевальные комбинации.
Движение по кругу:
Марш;
Танцевальный шаг;
Шаг на полупальцах;
Подскоки;
Галоп.
Народно-сценический танец (1 год – 15 часов; 2 год – 20 часов)
Овладение постановкой корпуса, рук и головы в народно-сценическом танце, основными движениями, и манерой русского танца, освоение терминологии. Изучение и исполнение движений русского танца, сначала отдельных элементов, а потом небольших учебных комбинаций. Занятия проводятся только на середине зала.
Первый год обучения (15 часов)
Русский танец:
Постановка корпуса;
Позиции ног;
Положение рук на поясе;
Основные движения:
«гармошка»
боковая, по 6 позиции «елочка»;
боковая по 1 вывортной и не выворотной;
«ковырялочка» без подскока;
боковой шаг (шаг накрест, шаг «каблук»);
«приподание» по 6 позиции (на месте) в прямом положении;
«моталочка» с подскоком в прямом положении;
Подготовка к вращениям:
марш по точкам с работой головы;
работа ногами по 6 позиции («соскок»+«вскок»).
Второй год обучения (20 часов)
Положение рук на поясе и движение рук через 1 и 3 позиции;
Ходы:
простой бытовой шаг;
переменный с ударом;
подряд с ударом;
с притопом на ребро каблука.
Основные движения:
«припадание» на 5 позиции с продвижением в сторону;
«гармошка»:
в повороте на 360;
с приседанием;
«ковырялочка» с подскоком;
«моталочка»:
простая в прямом положении;
поперечная («маятник»);
в прямом положении в повороте;
каблучки
простые
с переменной ногой
подготовка к дробям:
удары всей стопой в пол (левой и правой ноги);
притопы (двойной и тройной);
боковой шаг с ударом (меняя темп медленно-быстро)
простой ключ
Вращения
по 6 позиции ног (на середине зала);
на полупальцах «шен» (по диагонали).
Ритмика (1год – 15 часов)
Научить детей двигаться под современную музыку – чувствовать ритм (медленно-быстро). Четкость исполнения и навыки координации движений (одновременная работа головы, рук и ног.
Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стакатто.
Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
Музыкально-ритмические игры.
Упражнения, игры и метр.
Упражнения, игры и фразировка.
Упражнения, игры и темп.
Упражнения, игры и динамика.
Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
Постановочная работа (2 год – 24 часа)
Научить детей запоминать большие комбинации движений, перестроение по рисункам (этюдная работа). Разведение номера (танца) в хореографическом классе, отрабатывание танца (чистить). Приучать детей работать и танцевать в классе с полной отдачей и готовить к выступлениям на сцене.
Открытый урок (1 год – 2 часа; 2 год – 2 часа)
Показать результат работы в классе, который достигли в процессе учебного года. Открытый урок проводится для родителей и педагогов.
IIэтап «Начальный»
Продолжительность – 4 года обучения
Тематический план
Программа первого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие. Ознакомление с хореографией. Правила поведения в танцевальном классе | 8 | 4 | 4 | |
Постановка корпуса | 27,5 | 9 | 18,5 | |
Развитие музыкально-ритмических способностей | 16,5 | 7 | 9,5 | |
Занятие партерной гимнастикой | 27,5 | 8,5 | 19 | |
Проучивание простейших движений на середине зала и по кругу (1-й уровень сложности) | 13 | 6 | 7 | |
Художественный образ | 3 | 1 | 2 | |
Ориентирование в пространстве | 6 | 3 | 3 | |
Музыкальное воспитание | 3 | 1 | 2 | |
Подготовка к вращениям | 4,5 | 2 | 2,5 | |
Выражение эмоций | 3 | 1,5 | 1,5 | |
Постановка и отработка танца | 11 | 4 | 7 | |
Игровая деятельность | 3 | 1 | 2 | |
Тренировка психических процессов | 3 | 1 | 2 | |
Проучивание простейших трюков | 3 | 1 | 2 | |
Формирование чувства такта | 2 | 2 | - | |
Работа на сцене | 10 | 4 | 6 | |
Итого | 144 | 56 | 88 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Вводное занятие: ознакомление с хореографией, правила поведения танцевальном классе – 8 часов.
Представление о хореографическом искусстве (что такое танец и для чего он нужен). Знакомство с оборудованием танцевального зала (станок, зеркала, пол), формой одежды. Правила поведения в танцевальном классе. Ознакомление с танцевальными жанрами.
Раздел 2. Постановка корпуса – 27,5 часов.
Упражнение на закрепление мышц спины, ног, рук. Подтянутость всего корпуса, положение головы, знание позиций ног и рук. Воспитание привычки сохранять правильную осанку. Представление о роли жестов в движении, о форме приветствия в хореографии.
Разминка;
Упражнения на «рост»;
Виды поклонов;
Постановка корпуса у станка.
Раздел 3. Развитие музыкально-ритмических способностей (координации движений головы, рук, ног, координация слуховых и двигательных навыков) – 16,5 часов.
Развитие чувства ритма у детей, музыкальной памяти, музыкального слуха. Развитие ловкости, точности, движений. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию.
«шаг-приставить», исполняется в различных направлениях;
«шаг-приставить», добавляется поворот головы;
упражнение «маятник»;
прохлопывание и протоптывание различных ритмов.
Раздел 4. Занятие партерной гимнастикой (в форме сказки) – 27,5 часов.
Развитие гибкости и выворотности, умение работать прессом и всеми мышцами спины. Развитие любознательности, зрительной памяти; умение правильно дышать при выполнении движений, гимнастика для глаз, упражнения на релаксацию. Используются различные виды сказок, которые разработаны в методическом пособии.
Раздел 5. Проучивание простейших движений (на середине зала и кругу) – 13 часов.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
основные (различные виды ходьбы, бега, прыжковых движений);
общеразвивающие упражнения (на различных группах мышц и различный характер);
имитационные упражнения (разнообразные образно-игровые движения);
плясовые движения (элементы народных плясок, доступных по координации).
Раздел 6. Художественный образ – 3 часа.
Развитие творческих способностей, воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку, развитие воображения, фантазии, умение самостоятельно находить свои, оригинальные движения.
Раздел 7. Ориентация в пространстве – 6 часов.
Умение самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строиться в шеренгу, в несколько кругов. Развитие зрительной памяти.
Раздел 8. Музыкальное воспитание – 3 часа.
Умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок.
Раздел 9. Подготовка к вращениям – 4,5 часа.
Умение найти свободное место в зале, четкая работа головой, резкий поворот головы, знание положения рук, жесткость полупальцев.
Раздел 10. Выражение эмоций – 3 часа.
Умение выражать эмоции в мимике пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.
Раздел 11. Постановка и отработка танца – 11 часов.
Проучивание и отработка основных движений и ходов. Знание о танце, о характере его исполнения (при постановке народного танца следует обратить внимание детей, прежде всего, на характеристику данного народа, его образ жизни, быта, истории и т.д.; при постановке сюжетного танца, детей следует познакомить с литературной основой, разработать идейную сторону произведения, образы героев, причем делать это следует, в соответствии с возрастными особенностями психологии ребенка, не нарушая детского восприятия, а лишь развивая его). Развитие зрительной и слуховой памяти.
Раздел 12. Игровая деятельность – 3 часа.
Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях (танец-игра «Выйдем на лужок», «Волк и зайцы» и др.).
Раздел 13. Тренировка психических процессов – 3 часа.
Умение самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию.
Раздел 14. Проучивание простейших трюков (мальчики) – 3 часа.
Тренировка специальных групп мышц, правильность исполнения, знание техники исполнения (дыхания).
упражнения общей физической культуры;
проучивание «подсечки».
Раздел 15. Формирование чувства такта – 2 часа.
Не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается; воспитание культурных привычек, умение выполнять необходимые правила. Правила поведения в концертном зале, на сцене, за кулисами.
Раздел 16. Работа сцене – 10 часов.
Знание танца, четкость исполнения, синхронность, знание сценической площадки, ориентирование (центр сцены), работа со зрителем (эмоции).
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
правила поведения в классе;
некоторые понятие в хореографии (что такое танец и для чего он нужен);
основные позиции рук и ног (1,2,3,6), положения корпуса, головы;
формы приветствий в хореографии;
простейшие движения (на середине зала и по кругу) и их названия (терминология);
что такое партерная гимнастика и для чего она нужна;
простейшие сценические фигуры (рисунки);
танец (основные движения и ходы), характер его исполнения;
технику исполнения простейших трюков.
Должны знать:
выполнять правила репетиционном зале, в концертном зале, на сцене и за кулисами;
различать танцевальные жанры: плясовую, польку, вальс;
сохранять правильную осанку во время исполнения движений;
исполнять виды движений:
основные (различные виды ходьбы, прыжковые движения);
общеразвивающие упражнения (на различные группы мышц и различный характер);
имитационные движения (разнообразные образно-игровые движения);
плясовые движения (элементы народных плясок, доступных по координации);
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу, в колонну, в несколько кругов;
выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление и другие;
исполнять знакомые упражнения в различных игровых упражнениях;
самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.
Иметь навыки:
музыкальности;
эмоциональности;
творческих проявлений;
внимания;
памяти;
подвижности нервных процессов;
координация, ловкость движений;
гибкость, пластичность.
Тематический план
Программа второго года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Ознакомление с хореографией | 8 | 4 | 4 | |
Постановка корпуса | 14 | 4 | 10 | |
Развитие музыкально-ритмических способностей | 14 | 5 | 9 | |
Занятие партерной гимнастикой в форме сказки | 27 | 3 | 24 | |
Проучивание простейших движений на середине зала и по кругу (2-й уровень сложности) | 12 | 2 | 10 | |
Художественный образ | 3 | 1 | 2 | |
ПроучиваниеDemiplie лицом к станку (из 1,2,3 позиции ног) | 5 | 1 | 4 | |
ПроучиваниеBettementenduлицом к станку из 1 позиции ног | 4 | 1 | 3 | |
Ориентирование в пространстве | 6 | 3 | 3 | |
Музыкальное воспитание | 2 | 1 | 1 | |
Подготовка к вращениям | 5 | 1 | 4 | |
Выражение эмоций | 3 | 1 | 2 | |
Постановка и отработка танца | 14 | 2 | 12 | |
Игровая деятельность | 2 | 1 | 1 | |
Разновидности прыжков на середине зала | 4 | 1 | 3 | |
Тренировка психических процессов | 3 | 1 | 2 | |
Проучивание простейших трюков | 5 | 2 | 3 | |
Работа на сцене | 12 | 4 | 8 | |
Итого | 144 | 39 | 105 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Ознакомление с хореографией – 8 часов.
Продолжение знакомства с хореографическим искусством. Более обширное представление о танцевальных жанрах, умение различать жанры. Язык хореографии, более сложная терминология. Показ видеоматериала, проведение бесед и показ иллюстраций и картинок (наглядный материал для правильного исполнения движений и ориентирования в пространстве.
Раздел 2. Постановка корпуса – 14 часов.
Упражнения на укрепление мышц спины, ног, рук. Подтянутость всего корпуса, положение головы, знание позиций рук, ног. Воспитание привычки сохранять правильную осанку. Представление о роли жестов и движений, о форме приветствия в хореографии. Различные формы приветствий (длинные и короткие поклоны, как классические, так и русские).
Раздел 3. Развитие музыкально-ритмических способностей (координация движений головы, рук, ног, координация слуховых и двигательных навыков) – 14 часов.
Развитие чувства ритма у детей, музыкальной памяти, музыкального слуха. Развитие ловкости, точности, координации движений. Обогащениедвигательного опыта разнообразными видами движений. Способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию.
Раздел 4. Занятие партерной гимнастикой в форме сказки – 27 часов.
Развитие гибкости и выворотности, умение работать прессом и всеми мышцами спины. Развитие любознательности, зрительной памяти; умение правильно дышать при выполнении движений гимнастика для глаз, упражнения на релаксацию. Амплитудные растягивания с помощью педагога в игровой форме.
Раздел 5. Проучивание простейших движений (на середине зала и по кругу) – 12 часов.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, использую перечисленные ниже виды движений:
Основные (различные виды ходьбы, бега, прыжковых движений);
Общеразвивающие упражнения (на различные группы мышц и различный характер);
Имитационные движения (разнообразные образно-игровые движения);
Плясовые движения (элементы народных плясок, доступных по координации).
Раздел 6. Художественный образ – 3 часа.
Развитие творческих способностей, воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку, развитие воображения, фантазии умение самостоятельно находить свои, оригинальные движения.
Раздел 7. ПроучиваниеDemiplie лицом к станку (из 1,2,3 позиции ног) – 5 часов.
Знание положения у станка, знание ощущения мышечной работы тела. Развитие выворотности.
Раздел 8. ПроучиваниеBettementenduлицом к станку из 1 позиции ног – 4 часа.
Положение у станка, выворотность стоп (четкая и точная работа стопы), подтянутость всего корпуса, предельная натянутость колена и стопы.
Раздел 9. Ориентирование в пространстве – 6часов.
Умение самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в кругу, становится в пары друг за другом, строится в шеренгу и в колонну, в несколько кругов. Развитие зрительной память. Изучение некоторых фигур-рисунков («воротца», «улитка», «змейка» и т.д.).
Раздел 10. Музыкальное воспитание – 2 часа.
Умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок.
Раздел 11. Подготовка к вращениям – 5 часов.
Умение найти свободное место в зале, четкая работа головой, резкий поворот головы, знание положения рук, жесткость полупальцев. Добавляется проучивание вращения «шене» по диагонали.
Раздел 12. Выражение эмоций – 3 часа.
Умение выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.
Раздел 13. Постановка и обработка танца – 14 часа.
Проучивание и отработка основных движений и ходов. Знание о танце, о характере его исполнения. Развитие зрительной и слуховой памяти. Работа с предметом в танце.
Раздел 14. Игровая деятельность – 2 часа.
Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях (танец-игра «Выйдем на лужок», игра «Волк и зайцы» и др.).
Раздел 15. Разновидности прыжков на середине зала – 4 часа.
Подготовка икроножных мышц, а также тренировка спинных мышц, правильность исполнения.
Раздел 16. Тренировка психических процессов – 3 часа.
Умение самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию.
Раздел 17. Проучивание простейших трюков (мальчики) – 5 часов.
Тренировка специальных групп мышц, правильность исполнения, знание техники исполнения (дыхания).
Раздел 18. Работа на сцене – 12 часов.
Знание танца, четкость исполнения, синхронность, знание сценической площадки, ориентирование (центр сцены), работа со зрителем (эмоции).
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
более обширное представление о хореографическом искусстве, более сложную терминологию;
различные формы приветствия (длинные и короткие поклоны, как классические, так и русские);
технику исполнения Demiplieи Bettementendu;
положение рук, головы для подготовки к вращениям;
танец (основные движения и ходы), характер его исполнения;
Должны уметь:
сохранять правильную осанку во время исполнения движения;
правильно переходить из одной позиции в другую;
правильно дышать при выполнении движения;
исполнять простейшие движения, усложненные ритмом;
самостоятельно находить свои, оригинальные движения;
строится в дополнительные фигуры («воротца», «улитка», «змейка» и т.д.);
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
Навыки:
музыкальности;
эмоциональности;
творческих проявлений;
внимания;
памяти
подвижности нервных процессов;
координации, ловкости движений;
гибкости, пластичности.
Тематический план
Программа третьего года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика | |||
Ознакомление с хореографией | 6 | 2 | 4 | ||||
Постановка корпуса | 35,5 | 13,5 | 22 | ||||
Развитие музыкально-ритмических способностей | 21,5 | 8,5 | 13 | ||||
Занятие партерной гимнастикой в форме сказки | 29,5 | 8,5 | 21 | ||||
Проучивание простейших движений и соединение их в комбинацию | 21 | 7 | 14 | ||||
ПроучиваниеDemiplieиGrandplieлицом к станку из 1 позиции ног | 4 | 2 | 2 | ||||
Художественный образ | 5 | 2 | 3 | ||||
Ориентирование в пространстве | 13 | 6 | 7 | ||||
ПроучиваниеDemiplieи Grandplie лицом к станку из 2 и 3 позиции ног | 4 | 2 | 2 | ||||
Музыкальное воспитание | 6 | 3 | 3 | ||||
Проучиваниеportdebrasлицом к станку | 3 | 2 | 1 | ||||
Подготовка к вращениям. Вращения | 16 | 6 | 10 | ||||
ПроучиваниеBettementenduлицом к станку из 1 позиции ног | 3 | 1 | 2 | ||||
Исполнение трюков | 9,5 | 3,5 | 6 | ||||
ПроучиваниеBettementendujeteлицом к станку из 1 позиции ног | 3 | 1 | 2 | ||||
Постановка и отработка танца | 16 | 6 | 10 | ||||
Положение боком у станка (Demiplie и Grandplie) | 3 | 1 | 2 | ||||
Положение боком у станка (Bettementendu и Bettementendujeteиз 1 позиции ног) | 3 | 1 | 2 | ||||
Повторение всех проученых движений у станка | 14 | 5 | 9 | ||||
Итого | 216 | 80 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Ознакомление с хореографией – 6 часов.
Дальнейшее представление о хореографическом искусстве. Язык хореографии, более сложная терминология. Показ видеоматериала, проведение бесед и показ иллюстраций и картин (наглядный материал для правильного исполнения движений и ориентация в пространстве).
Раздел 2. Постановка корпуса – 35,5 часов.
Упражнения на укрепление мышц спины, ног, рук. Подтянутость всего корпуса, положение головы, знание позиций рук, ног. Воспитание привычки сохранять правильную осанку. Представление о роли жестов и движений, о форме приветствия в хореографии.
Раздел 3. Развитие ритмических способностей (координация движений головы, рук, ног, координация слуховых и двигательных навыков) – 21,5 часов.
Развитие чувства ритма у детей, музыкальной памяти, музыкального слуха. Развитие ловкости, точности, координации движений. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию.
Раздел 4. Занятие партерной гимнастикой – 29,5 часов.
Развитие гибкости и выворотности, умение работать прессом и всеми мышцами спины.
Раздел 5.Проучивание простейших движений и соединение их в композицию – 21 час.
Тренировка зрительной памяти, умение точно выполнять заданные движения. Развитие способности соотносить двигательные ощущения с музыкой: начинать движение после музыкального вступления и заканчивать движение одновременно с музыкой, двигаться в соответствии с характером музыки, одновременно со всеми.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, использую перечисленные ниже виды движений:
Основные
Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучками», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колен (высокий шаг);
Бег – легкий, ритмичный передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
Прыжковые движения – на одной, двух ногах, на месте, с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп);
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на различные группы мышц и различный характер;
Упражнения на плавность движений (махи, пружинность);
Упражнения на развитие гибкости и пластичности;
Упражнения на точность и ловкость движений;
Упражнения га координацию рук и ног;
Имитационные движения
Разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику, настроений, а также ощущения тяжести или легкости;
Плясовые движения
Элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Раздел 6. ПроучиваниеDemiplie и Grandplie лицом к станку из 1 позиции ног – 4 часа.
Знание положения у станка, знание ощущений мышечной работы тела. Развитие выворотности.
Раздел 7. Художественный образ – 5 часов.
Развитие художественно-творческих способностей (выражать средствами хореографии свое эмоциональное состояние, создавать хореографические образы). Умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Раздел 8. Ориентирование в пространстве – 13 часов.
Умение находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения (развитие зрительной памяти).
Раздел 9. ПроучиваниеDemiplieи Grandplie лицом к станку (из 2 и 3 позиции ног) – 4 часа.
Знание положения у станка, знание ощущений мышечной работы тела. Развитие выворотности.
Раздел 10. Музыкальное воспитание – 6 часов.
Умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок.
Раздел 11. Проучиваниеportdebrasлицом к станку – 3 часа.
Знание положения «лицом к станку», развитие гибкости. Правильная работа головы.
Раздел 12. Подготовка к вращениям. Вращения – 16 часов.
Правильная работа головы, развитие глазомера, жесткость полупальцев.
Раздел 13. ПроучиваниеBettementendu лицом к станку из 1 позиции ног – 3 часа.
Положение у станка, выворотность стоп, четкая и точная работа стопы, подтянутость всего корпуса, предельная натянутость колена и стопы.
Раздел 14. Исполнение трюков (мальчики) – 9,5 часов.
Тренировка специальных групп мышц, правильность исполнения, знание техники исполнения (дыхание).
Раздел 15. ПроучиваниеBettementendujete лицом к станку из 1 позиции ног – 3 часа.
Знание положения у станка, выворотность стоп, подтянутость всего корпуса, натянутость колена,четкая работа ногой (фиксация в воздухе).
Раздел 16. Подготовка и отработка танца – 16 часов.
Знание о танце, характере исполнения движений, умение показать манеру исполнения через движение.
Раздел 17. Положение боком у станка (Demiplie и Grandplie) – 3 часа.
Знание положения у станка, выворотность ног, правильное исполнение движений.
Раздел 18. Положение боком у станка (Bettementendu и Bettementendujeteиз 1 позиции ног) – 3 часа.
Знание положения у станка, точность исполнения каждого движения, четкость, натянутость ног.
Раздел 19. Повторение всех проученных движений у станка – 14 часов.
Знание положения у станка, позиции рук, ног, точное исполнение каждого движения.
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны знать:
более сложную терминологию о хореографии, позиции рук, ног;
положение у станка («лицом к станку», «боком к станку»);
техникуисполненияBettementendujete, port de bras;
танец (основные движения и ходы), характер их исполнения.
Должны уметь:
удерживать осанку на протяжении целой комбинации движений;
отстукивать и прохлопывать различные ритмы;
работать прессом и всеми мышцами спины;
точно выполнять заданные движения;
оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям;
самостоятельно выполнять перестроения по сценической площадке;
показать манеру исполнения через движение;
Навыки:
музыкальности;
эмоциональности;
творческих проявлений;
внимания;
памяти
подвижности нервных процессов;
координации, ловкости движений;
гибкости, пластичности.
Тематический план
Программа четвертого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Ознакомление с хореографией | 4 | 2 | 2 | |
Постановка корпуса | 16 | 6 | 10 | |
Развитие ритмических способностей | 18 | 6 | 12 | |
Занятие партерной гимнастикой | 14 | 2 | 12 | |
Отработка основных, уже проученных движений, на середине зала и по кругу и соединение их в комбинации и этюды | 17 | 4 | 13 | |
Повторение поученных движений у станка | 14 | 4 | 10 | |
Положение боком у станка BettementenduetBettementendujete лицом к станку (из 3 позиции ног) | 6 | 2 | 4 | |
ПроучиваниеRonds de jambe par terre | 6 | 2 | 4 | |
ПроучиваниеDemiplieиGrandplieлицом к станку из 1 позиции ног | 4 | 2 | 2 | |
Художественный образ | 5 | 2 | 3 | |
Музыкальное воспитание | 6 | 3 | 3 | |
Положение рук, ног, головы, корпуса в русском танце | 12 | 6 | 6 | |
Подготовка к вращениям. Вращения. Вращения по кругу | 16 | 4 | 12 | |
Разновидности прыжков на середине зала | 7 | 1 | 6 | |
Простейшие дроби, подготовка к сложным ритмам | 10 | 2 | 8 | |
Исполнение трюков | 14 | 4 | 10 | |
Исполнение простейших поддержек | 6 | 2 | 4 | |
Проучивание 2-х небольших партерных adajio | 11 | 3 | 8 | |
Постановка и отработка танца | 20 | 8 | 12 | |
Итого | 216 | 69 | 147 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Ознакомление с хореографией – 4 часа.
Дальнейшее представление о хореографическом искусстве. Язык хореографии, более сложная терминология. Показ видеоматериала, проведение бесед и показ иллюстраций и картин (наглядный материал для правильного исполнения движений и ориентация в пространстве).
Раздел 2. Постановка корпуса – 16 часов.
Упражнения на укрепление мышц спины, ног, рук. Подтянутость всего корпуса, положение головы, знание позиций рук, ног. Воспитание привычки сохранять правильную осанку. Представление о роли жестов и движений, о форме приветствия в хореографии. Различные формы приветствия (длинные и короткие поклоны, как классические, так и русские).
Раздел 3. Развитие ритмических способностей – 18 часов.
Развитие чувства ритма у детей, музыкальной памяти, музыкального слуха. Развитие ловкости, точности, координации движений. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию.
Раздел 4. Занятие партерной гимнастикой – 14 часов.
Развитие гибкости и выворотности. Умение работать прессом и всеми мышцами спины. Амплитудные растягивания самостоятельно и с помощью педагога. Джазовые растяжки, исполняемые попарно.
Раздел 5.Отработка основных, уже проученных движений, на середине зала и по кругу и соединение их в комбинации и этюды – 17 часов.
Тренировка зрительной памяти, умение точно выполнять заданные движения. Развитие способности соотносить двигательные ощущения с музыкой: начинать движение после музыкального вступления и заканчивать движение одновременно с музыкой, двигаться в соответствии с характером музыки, одновременно со всеми.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, использую перечисленные ниже виды движений:
Основные
Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучками», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колен (высокий шаг);
Бег – легкий, ритмичный передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
Прыжковые движения – на одной, двух ногах, на месте, с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп);
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на различные группы мышц и различный характер;
Упражнения на плавность движений (махи, пружинность);
Упражнения на развитие гибкости и пластичности;
Упражнения на точность и ловкость движений;
Упражнения га координацию рук и ног;
Имитационные движения
Разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости;
Плясовые движения
Элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Усложнение уже пройденных движений ритмомо, движений корпуса, головы. Соединение их в небольшие комбинации движений (самостоятельно) и этюды (с помощью педагога).
Раздел 6. Повторение проученных движений у станка – 14 часов.
Знание положений у станка, позиции ног и рук, точное исполнение каждого движения. Добавляется работа головой и корпусом.
Раздел 7. Положение боком у станка BettementenduetBettementendujete лицом к станку (из 3 позиции ног) – 6 часов.
Знание положений у станка, выворотность, точность исполнения каждого движения, четкость, предельная натянутость ног, фиксация ног в воздухе.
Раздел 8. ПроучиваниеRonds de jambe par terre – 6 часов.
Знание правильного исполнения движений, плавное соединение ногой от точки к точке, сохранение осанки при выполнении движения. Избегание раскачивания корпуса во время движения ногой.
Раздел 9. ПроучиваниеDemiplieи Grandplie лицом к станку (из 1 позиции ног) – 4 часа.
Знание положения у станка, знание ощущений мышечной работы тела. Развитие выворотности.
Раздел 10. Художественный образ – 5 часов.
Развитие художественно-творческих способностей (выражать средствами хореографии свое эмоциональное состояние, создавать хореографические образы). Умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Раздел 11. Музыкальное воспитание – 6 часов.
Умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок.
Раздел 12. Положение рук, ног, головы, корпуса в русском танце – 12 часов.
Знание особенностей русского танца южных областей. Постановка рук, ног, головы, корпуса. Основные, своеобразные положения рук южных танцев в паре, в тройке-«закрутка», положение «свечка», «замок» и др. основные ходы, движения. Знание о костюмах и о характере танцев.
Раздел 13. Подготовка к вращениям. Вращения. Вращения по кругу – 16 часов.
Правильная работа головы, развитие глазомера, жесткость полупальцев, крепкая позиция рук. Вращения по кругу. Крепкая остановка после вращения в позу.
Раздел 14. Разновидности прыжков на середине зала – 7 часов.
Развитие «баллона», подготовка икроножных мышц, а также тренировка спинных мышц, правильность исполнения. Проучивание прыжков с добавлением туров.
Раздел 15. Простейшие дроби. Подготовка к сложным ритмам – 10 часов.
Прохлопывание в ладоши ритмов последующих дробей (подготовки). Проговаривание всех ударов, какой ногой и какой удар под музыку. Увеличение темпоритма (медленно-быстро), с сохранением правильного корпуса.
Раздел 16. Исполнение трюков (мальчики) – 14 часов.
Тренировка специальных групп мышц, правильность исполнения, знание техники исполнения (дыхание). Силовые упражнения для подготовки к исполнению сложных трюков.
Раздел 17. Исполнение простейших поддержек – 6 часов.
Тренировка девочек у станка (распрыгивание), умение «собирать» мышцы (сжиматься), укрепление икроножных мышц для толчка перед поддержкой. Силовые упражнения для мальчиков (работают мышцы спины, рук, пресс). Умение правильно выполнять перенос девочки.
Раздел 18. Проучивание2-х небольших партерных adajio–11 часов.
Развитие зрительной памяти. Способность соединять уже знакомые движения. Плавность, слитность выполнения, как единого целого с сохранением правильной постановки корпуса. На этом году обучения в программе нет движений с подъемом ноги на 90 градусов. Началом упражнений на середине является комбинация на plie, которая может включать в себя игровые формы. На этом году обучения проучиваем два партерных adajio. Одно классическое, второе – русское (южной области).
Раздел 19. Подготовка и отработка танца – 20 часов.
Знание о танце, характере исполнения движений, умение показать манеру исполнения через движение.
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны знать:
более обширное представление о танцевальных жанрах, терминологию по хореографии;
особенности исполнения Rondsdejambeparterre;
особенности русского танца, положения рук, ног, корпуса, головы;
танец (основные движения и ходы), характер их исполнения.
Должны уметь:
выполнять амплитудные растягивания самостоятельно и с помощью партнера;
самостоятельно отрабатывать новые движения;
держать положения рук в парах, в тройках;
показать манеру исполнения через движения;
исполнять «подголоски» в танцах.
Навыки:
музыкальности;
эмоциональности;
творческих проявлений;
внимания;
памяти
подвижности нервных процессов;
координации, ловкости движений;
гибкости, пластичности.
III этап «Основной»
Продолжительность – 4 года обучения
Тематический план
Цель:Приобрести знания по основным дисциплинам хореографического образования, усложнить и усовершенствовать танцевальное мастерство.
Задачи:
изучение более сложного материала;
развитие силы ног и стоп;
развитие техники;
более сложный народно-сценический материал;
формирование репертуара.
По окончании данного этапа обучения учащийся
Должны знать:
правила сценической культуры;
терминология, правильность исполнения каждого движения классического танца, народно-характерного танца;
Должны уметь:
грамотно исполнять движения классического и народного танца;
уметь выразить характер той или иной народности;
Имеют навыки:
в технике исполнения классических и народных движений;
актерского мастерства;
пластической выразительности.
Программа пятого год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 3 | 3 | | |
Классический танец | 78 | 10 | 68 | |
Народно-сценический танец | 60 | 10 | 50 | |
История балета | 12 | 12 | | |
Постановочные работы | 60 | 10 | 50 | |
Открытый урок | 3 | | 3 | |
Итого | 216 | 45 | 171 |
Программа шестого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 3 | 3 | | |
Классический танец | 78 | 10 | 68 | |
Народно-сценический танец | 60 | 10 | 50 | |
История балета | 12 | 12 | | |
Постановочные работы | 60 | 10 | 50 | |
Открытый урок | 3 | | 3 | |
Итого | 216 | 45 | 171 |
Программа седьмого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Классический танец | 30 | 8 | 22 | |
Народно-сценический танец | 44 | 10 | 34 | |
Джазовый танец | 40 | 15 | 25 | |
Постановочная работа | 100 | 20 | 80 | |
Итого | 216 | 55 | 161 |
Программа восьмого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Классический танец | 28 | 6 | 22 | |
Народно-сценический танец | 42 | 6 | 36 | |
Джазовый танец | 38 | 13 | 25 | |
Постановочная работа | 106 | 20 | 86 | |
Итого | 216 | 47 | 169 |
ПРОГРАММА III ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие – 3 часа.
Правила поведения и техника безопасности в классе, ЦДТ и на различных сценических площадках.
Классический танец
Увеличить нагрузку у станка (исполнять движения за одну руку). Знание терминологии, правильность исполнения каждого движения. Умение грамотно рассказать методику исполнения движений.
Экзерсис у станка – 5-й год: 78 часов; 6-й год: 78 часов.
Grandeplie за одну руку по 1, 2, 4, 5 позиции;
Bettemente-tenduна 24 ина;
Полныйповоротen de hors, en de dans;
Bettemente-fondu;
Passe par terr;
Rond-de-Gamb par terr;
RelevLian на 90
Grand-Bettemente-gate
Перегиб корпуса назад (лицом к палке);
Grand-Bettemente
Bettemente-sotenuна 45, 90;
Комбинация растяжки, включающая в себя маленькие и большие позы классического танца;
Середина:
2,3 port de bras;
Pa balance;
Pas de burre.
Allegro
Chandment de pied;
Paechfppe (вначале отдельно с plie по 2 позиции, позднее прыжок слитный без пауз с работой рук на 2 позиции);
Различныепрыжковые комбинации;
Double-assamble.
Народно-сценический танец
Повторение материла, пройденного на предыдущих этапах с увеличением темпа в исполнении движений. Все движения исполняются в комбинации с работой корпуса, рук, головы. Большое внимание уделяется характерной манере исполнения той или иной народности. На уроках используются различные танцевальные этюды. На данных этапах используется материал тех народностей, которые затем будут использованы в постановочных работах.
Народно-сценический танец – 5-й год: 60 часов; 6-й год: 60 часов.
Различные танцевальные этюды;
Умение правильно передать манеру и характер той или иной народности.
История балета – 5-й год: 12 часов; 6-й год: 12 часов.
Дать сведения о хореографическом искусстве, о его особенностях, национальных особенностях развития танца. Этапы развития классического танца – русская школа; знакомство с профессиональными народными коллективами; имена современных балетмейстеров, солистов балета.
Постановочные работы – 5-й год: 60 часов; 6-й год: 60 часов.
Актерское мастерство – умение посредством пластики передать эмоциональное состояние исполненного движения.
Репетиционная работа –отработка движений, четкость техники исполнения движений.
Концертная работа – показ готовых номеров в мероприятиях «ЦДТ», в выездных концертах, участие в конкурсах, фестивалях.
Открытый урок – 5-й год: 3 часа; 6-й год: 3 часа.
Классический экзерсис у станка и на середине зала. Танцевальные этюды народно-сценического танца. Показ новых номеров.
7 и 8 год обучения
Вводное занятие (2 часа) правилаповедения и техника безопасности в классе и Центре детского творчества на различных сценических площадках.Цели и задачи данного этапаобучения.
2 Классический танец (30 часов -7 год 22 часов -8 год) Рисунок лексика и актерское мастерство танцовщика Музыкальность и классический танец.Исполнительский стиль манера исполнения.Комбинирование элементов движений, освоенных в период 5и 6 годов обучения.Введение в различные упражнения у станка позcroiseeeffaceecartee вперед и назад.Дополнительноеизучение новых элементов классического танца. Разучивание элементов классического танца у станка.Battementstenduscdemi-pliesво 2и 4 позицииGrandspliesвI, II, III. V, IVпоз.
IVэтап «Углубленный»
Продолжительность – 2 года обучения
Тематический план
Цель:Углубить знания по основным дисциплинам хореографического образования, усложнить и усовершенствовать танцевальное мастерство.
Задачи:
изучение более сложного материала;
развитие силы ног и стоп;
развитие техники;
более сложный народно-сценический материал;
формирование репертуара.
По окончании данного этапа обучения учащийся
Должны знать:
правила сценической культуры;
Значение специальных терминов;
Ведущих балетных артистов;
известные народные ансамбли иих творчество.
Должны уметь:
Ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства;
Ориентироваться на разных сценических площадках.
Имеют навыки:
в технике исполнения классических и народных движений;
актерского мастерства;
пластической выразительности.
Тематический план
Девятый год обучения | ||||
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Классический танец | 30 | 8 | 22 | |
Народно-сценический танец | 44 | 10 | 34 | |
Джазовый танец | 40 | 15 | 25 | |
Постановочная работа | 100 | 20 | 80 | |
Итого | 216 | 55 | 161 |
Десятый год обучения | ||||
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Классический танец | 28 | 6 | 22 | |
Народно-сценический танец | 42 | 6 | 36 | |
Джазовый танец | 38 | 13 | 25 | |
Постановочная работа | 106 | 20 | 86 | |
Итого | 216 | 47 | 169 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Девятый и десятый год обучения
Вводное занятие (2 часа)
Правила поведения и техника безопасности в Центре детского творчества и хореографическом классе, на различных сценических площадках. Цели и задачи данного этапа обучения.
Классический танец (9 год – 30 часов; 10 год – 28 часов)
Рисунок, лексика классического танца и актерское мастерство танцовщика (балерины). Музыкальность и классический танец. Исполнительский стиль, манера исполнения. Комбинирование элементов движений, освоенных в период пятого и шестого года обучения. Введение в различные упражнения у станка поз croisee, effacee,ecartee вперед и назад. Дополнительно изучение новых элементов классического танца. Разучивание элементов классического танца у станка:
Battements-tendusсdemi-pliesвоIIиIVпозиции;
Grands-plies в I, II, III, V, IV Позициях;
Battements tendus jetes balancoir;
Rond de jembe par terre en dehors et en dedans на demi-plie;
Port de bras c rond de jambe par terre на plie (3 port de bras врастяжке) c rond de jambe par terre наplie.
Battements soutenus каксочетаниеупражненийBattement retire sur le cou-de-pied et battements tendus plie soutenu;
Battementsfondusна 45 на полупальцах;
Petits battements sur le cou-de-pieds навсейстопеакцентом;
Battementsdoublesfrappesна 30 с затактовым построением и чередованием: стопа – полупальцы (во втором полугодии – в маленьких позах);
Battements releves lents на 90en dehors et en dedans навсейстпе;
Flicвперед и назад с подъемом на полупальцы;
Pas tombe с продвижением;
Relevesна полупальцы с работающей ногой;
Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах без перемены ног, начиная с вытянутых ног и с demi-plie;
Preparation кpirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans изII позиции;
Pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans сVпозиции.
Экзерсис у станка
Введение в различные упражнения на середине зала поз croisee, effacee,ecartee вперед и назад.
Выработка правильности и чистоты исполнения новых движений, развитие силы и вынослиости.
Перенос упражнений, изученных у станка, на середину зала.
ALLEGRO
Чередование эластичных, мягких прыжков с трамплинными прыжками, как подготовка к высоким прыжкам.
Увеличение в ряде прыжков высоты взлета.
Народно-сценический танец (9 год – 44 часа; 10 год – 42 часа)
Повторение материала, пройденного на предыдущих этапах с увеличением темпа в исполнении движений. Все движения исполняются в комбинациях с работой корпуса, рук и головы. Большое внимание уделяется манере исполнения, характерной для той или иной народности, на уроках используются различные танцевальные этюды.
На данных этапах используется материал тех народностей, которые затем будут использоваться в постановочных работах.
Джазовый танец (9 год – 40 часов; 10 год – 38 часов)
Стили джазового танца: Модерн-джаз
Особенности и отличительные черты модерн-джаз танца.
Экзерсис на середине зала
Plie– К комбинации plie добавляется перемена позиций рук во время движения. Plie соединяется с наклонами, contraction/release, спиралями в корпусе.
Battement-tendu– Ккомбинациинаbattement-tendu добавляется перемена позиций рук во время движения. Включаются новые движения и положения. Движения соединяется с наклонами, contraction/release, спиралями в корпусе.
Battement-jete– Ккомбинациинаbattement-jete добавляется перемена позиций рук во время движения. Движения соединяется с наклонами, contraction/release, спиралями в корпусе.
Ronddejembeparterre–Ккомбинациинаronddejembeparterre добавляется перемена позиций рук во время движения. Движения соединяется с наклонами, contraction/release, спиралями в корпусе.
Изучение новых джазовых элементов.
Relevelent на 90-Изучение движения на данном этапе у станка.
Техника изоляции –В период обучения комбинации отдельных центров исполняются в более сложном ритмическом рисунке.
Flatback– Добавляется движение flatback на полупальцах, и в plie на полупальцах.
«Восьмерка» рук – Сложное движение руками, направленное на развитие координации. По мере освоения усложняется добавлением вращения.
Шаги:
Grandbattement– Бросокногина 90 в любом направлении. На третьем году обучения данное движение исполняется только в одну сторону. Усложняется исполнением grandbattement с подходом с прыжка.
Pasdebourre– Впериодобученияизучаетсяpasdebourreсpreparationк пируэту, с пируэтом, с rond рукой.
Прыжки:
Hop-passeс поджатой ногой – Во время исполнения прыжка опорная нога сгибается и принимает положение трамплинного сгибания.
Hop с ногой на 90 в стороне – Рабочая нога открывается в сторону на 90. Прыжок с продвижением.
Вращения:
Twistво вращении – Twist – закручивание корпуса в горизонтальной плоскости, начиная с плеч. Происходит во вращении, по мере освоения усложняется опусканием в пол или подъемом с пола (винт).
Пируэт – Вращение на опорной ноге, рабочая нога на passe. Изучается в закрытом (не выворотном) положении.
Пируэт на plie– Опорная нога во время вращения находится на plie, рабочая нога на passe. Изучается в закрытом (не выворотном) положении.
Танцевальная комбинация
Танцевальная комбинация строится на изученном материале. Движения постепенно соединяются друг с другом в медленном темпе под счет, затем темп увеличивается и в конечном итоге комбинация соединяется с музыкальным материалом.
Знакомство с техникой Модерн Джаза
Изучение основ Модерн Джаза
Rolldown/up– закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника. Rollup – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Это движение заимствовано из танца Модерн. Изучается на середине зала.
Contraction/release – Contraction – выдох и сжатие диафрагмы, release – положениеобратноеcontraction, вдох и раскрытие диафрагмы. Изучается движение сначала в партере, потом стоя.
Swing– Раскачивание любой частью тела. На первом этапе изучается swing руками на середине зала, а swing ногами изучается в партере. Swingс отрыванием ног от полу и опорой на плечо. Перекидка через плечо. Ноги закидываются за голову, положение корпуса со спины резко меняется на живот. Прыжок с опорой на руку.
Постановочная работа (9 год – 100 часа; 10 год – 106 часов)
Актерское мастерство – умение пластически передать эмоциональное состояние исполняемого движения.
Репетиционная работа:
создание сценического образа;
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные комбинации;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения;
отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения.
Концертная деятельность – выступления на мероприятиях, проводимых в ЦДТ, в выездных концертах, участие в конкурсах, фестивалях. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке. Знакомство с музыкальным материалом постановки.
Раздел «Методическое обеспечение»
№ | Тема | Формы и типы занятий | Методы и приемы обучения | Дидактический материал | Формы проведения итогов |
I этап обучения | |||||
Вводное занятие | Беседа, показ | Словесный, наглядный | - | Опрос | |
Партерная гимнастика | Занятие | Объяснительный, наглядный, практический, словесный | Гимнастические коврики, музыкальный материал | Показ, выполнение всего комплекса упражнений | |
Классический танец | Урок | Объяснительный, наглядный, практический, словесный | Иллюстрации и фотографии из балетных журналов | Урок-показ, выступление на сцене | |
Народно-характерный танец | Урок | Словесный, наглядный, практический | Иллюстрации и фотографии костюмов, предметов разных народностей | Урок-показ, выступление на сцене | |
Современный танец | Урок-разминка | Наглядный, практический | Фонограммы | Использование в постановочных работах | |
Музыкальное развитие | Комбинированный урок | Словесный, объяснительный, наглядный, практический | Слушание музыки, дидактические игры | Творческий отчет | |
Открытый урок | Урок | Практический | - | Показ | |
II этап обучения | |||||
Вводное занятие | Беседа | Словесный, обсуждение | - | - | |
Партерная гимнастика | Урок | Объяснительный, наглядный, практический, словесный | Иллюстрации, фотографии, прослушивание музыки | Показ, выполнение всего комплекса упражнений | |
Классический танец | Урок | Объяснительный, наглядный, практический, словесный | Иллюстрации, фотографии, прослушивание музыки | Урок-показ, выступление на сцене | |
Народно-характерный танец | Урок | Словесный, наглядный, практический | Иллюстрации и фотографии костюмов, предметов и атрибутов разных народностей | Урок-показ, выступление на сцене | |
Современный танец | Урок-разминка | Наглядный, практический | Фонограммы | Выступление на счене | |
Музыкальное развитие | Комбинированный урок | Словесный, наглядный, практический | Слушание музыки, дидактические игры | Творческий отчет | |
Постановочные работы | Урок совершенствование знаний, умений, навыков | Практический, словесный, показ | - | Творческий отчет | |
Открытый урок | Урок | Практический | - | Урок-показ | |
III этап обучения | |||||
Вводное занятие | Беседа | Словесный | - | - | |
Классический танец | Урок (практическая и теоретическая часть) | Словесный, объяснительный, наглядный, показ | Фотографии, видеоматериалы | Показ, выступление на сцене | |
Народно-сценический танец | Урок (практическая и теоретическая часть) | Словесный, объяснительный, наглядный, показ | - | Танцевальный номер | |
Постановочные работы | Урок совершенствование знаний, умений, навыков | Практический, словесный, показ | - | Танцевальный номер | |
Открытый урок | Урок | Практический | - | Урок-показ | |
IV этап обучения | |||||
Вводное занятие | Беседа | Словесный | - | - | |
Классический танец | Урок (практическая и теоретическая часть) | Словесный, объяснительный, наглядный, показ | Фотографии, видеоматериалы | Показ, выступление на сцене | |
Народно-сценический танец | Урок (практическая и теоретическая часть) | Словесный, объяснительный, наглядный, показ | - | Танцевальный номер | |
Постановочные работы | Урок совершенствование знаний, умений, навыков | Практический, словесный, показ | - | Танцевальный номер | |
Открытый урок | Урок | Практический | - | Урок-показ |
Список используемой литературы:
Барышникова Т. «Азбука хореографии», Москва, 1999г.
Богаткова Л.Н. «Танцы разных народов», Москва, 1985г.
Буренина А.И. «Ритмическая пластика для школьников» С-Петербург, 1994г.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», Ленинград, «Искусство» 1980 г.
Говорушко П. «Произведение русских и зарубежных композиторов»
Зуева И. «Волшебная сила растяжки» Москва, 1990г.
Климов А. «Русский танец», 1980 г.
Ларина Л. «Уроки ритмики» Хабаровск, 1995г.
Программа для внешкольных учреждений
Ткаченко А. «Детский танец», Москва, Профиздат, 1962г.
«Теория и методика преподавания народно-сценического танца» Хабаровск, 1997г.
12.И.В, Заводина «Методическое пособие по ритмике»
13.Хрестоматия для младших классов хореографическое отделение
14.Л.Степанова «Народные танцы»-М 1968
15.Т.Лисицкая «Хореография в гимнастике»-М 1993
16.И.Воронина «Историко-бытовой танец» М-1980
17.Н.А.Вихрев «Экзерсис на полу» М-2014
18.В.Ю. Никитин «Мастерство хореографа в современном танце»Спб-2016
Список литературы, предлагаемый учащимся:
Журнал «Советский балет»М-1999
Головкина С. «Там, где рождается танец»
Г.Уланова «Юрий Григорович» М-1987
Пасютинская В. «Волшебный мир танца»
Е.В.Киреева «История костюма» М-1997
Балеты видео «Щелкунчик» «Золушка» «Спящая красавица» «Лебединое озеро» «Ромео иДжульета»