Дополнительная общеразвивающая программ «Знайки»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр
Усть-Кутского муниципального образования
«Утверждаю»
Директор МОУДОД ДЮЦ УКМО: ________________ Н.И.Семенюк
« » сентября 2016г., приказ № Методический совет ДЮЦ
от « » сентября 2016г.,
протокол №
Дополнительная общеразвивающая программа «Знайки»
для учащихся 6-7лет
срок реализации - 1 год
Слепцова Алена Сергеевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ
Усть-Кут
2016
2. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы социально-педагогическая.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. ФГОС ДО направлены на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста», которого позволит развивать интегративные качества дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе, что плодотворно решает задачу преемственности и интеграцию дошкольного и начального общего образования.
Отличительные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно- ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Дополнительная общеразвивающая программа «Знайки» предназначена для детей возрастной группы 6-7 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа «Знайки» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Программа состоит из 3 модулей. 1 модуль - Я учусь, узнавая; 2 модуль – Я учусь, играя; 3 модуль - Я учусь, учиться. Все модули программы имеют практический характер.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации детей – групповая, с использованием обучающих и развивающих игр на занятиях.
Для реализации программы используются следующие методы:
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ).
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
- Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Срок освоения программы
Программа дополнительного образования «Знайки» рассчитана на 1 год обучения
Режим занятий
Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю - первое занятие направлено на развитие речи и мышления детей, второе занятие логико-математических и конструктивных способностей детей. Продолжительность занятий в группе 30 минут. Численный состав группы не должен превышать 15 человек.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Цель программы:
формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи программы:
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
- Совершенствовать произвольное внимание, память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- Формирование у детей ценностного отношения к семье и ко всем участникам образовательных отношений.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы, раздела |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||||
всего |
теория |
практика |
|||||||
1. |
I модуль «Я учусь, узнавая» |
||||||||
1.1. |
Ведение в программу. Знакомства с детьми |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
1.2. |
Составление описательных рассказов на тему «Осень» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.3. |
Игра «Житель, домик, сильный ветер». Упражнение «Найди отличия» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Тестирование |
|||
1.4. |
Игра в слова Упражнение «продолжи чистоговорки и найди к ним картинки» Упражнение «Профессии людей и их деятельность» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Тестирование |
|||
1.5. |
Игра «Находилки» Упражнение «Построй по образцу» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Тестирование |
|||
1.6. |
Упражнение «Дом для хорошего друга» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.7 |
Творческая мастерская «Оригами» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.8. |
Игра «Воздушный футбол» Беседа «Виды животных» Упражнение «Назови животных, части которых использованы в изображении чудо-зверя» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.9. |
Игра «Угадай животное» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.10. |
Чтение рассказа с элементами картинок. |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
1.11. |
Упражнения «Лабиринты» «Найди тень» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.12. |
Упражнения «Закончи предложение» «Кроссворд» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
1.13. |
Упражнения «Найди отличия» «Четвертый лишний» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.14. |
Беседа о пословицах Игра «Воздушный футбол» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
1.15. |
Творческая мастерская Черепашка» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.16. |
Беседа «Закончи рассказ» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
1.17. |
Упражнения «Сколько стоит каждый предмет»; «Магазин» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.18. |
Упражнение «Один-Много» «Загадки» Придумай загадку сам» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.19. |
Игра «11» «Веселые фигурки» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.20. |
Беседа «Составление описательных рассказов на тему «Человек и его семья» «Придумай рассказ о своей семье» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.21. |
Упражнения «Четвертый лишний» Прямая линия» «Сосчитай и запиши» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.22. |
«Логические задачи» Игра «Воздушный футбол» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
1.23. |
Игра «Житель, домик, сильный ветер». Упражнение «Рисуем по клеточкам» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
1.24. |
Беседа «Нелепица» Упражнение «Классификация» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
Всего |
I модуль |
24 |
|||||||
2. |
II модуль «Я учусь, играя» |
||||||||
2.1. |
Упражнение «Лабиринт»; «Найди половинку бабочки» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.2. |
Составление описательных рассказов по алгоритму на тему Зима |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
2.3. |
Упражнения «Морской бой», «Место встречи» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.4. |
Учимся отгадывать и загадывать загадки. Придумай загадку про любимую игрушку |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
2.5. |
Упражнения «Зашифрованнный путь домой» «Прочитай по первым буквам» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.6 |
«Закончи предложение» «Перескажи рассказ» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
2.7. |
Задачи на логику |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.8. |
Упражнение «Посчитай сколько» «Воздушный футбол» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.9. |
Как я провел новогодние каникулы |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
2.10 |
Творческая мастерская Оригами |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.11. |
Упражнение «Посчитай окна» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.12. |
Беседа «Скажи наоборот» «Я знаю пять имен на А» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.13. |
«Раздели круг на части» «Найди закономерность и продолжи ряд» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.14. |
«Логическая связь» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.15. |
Задачи на логику |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.16. |
Беседа «Страна гномиков» «Воздушный футбол» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.17. |
Творческая мастерская Аппликация из ниток «Овощная корзина» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
зачет |
|||
2.18. |
«Какой, какое» Какими свойствами обладает предмет» «Хорошо-плохо» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
2.19 |
«Найди нужный ключ» Ребусы. |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Тестирование |
|||
2.20. |
Составь предложение по 2 картинкам «Затрудненные ситуации» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
Тестирование |
|||
2.21. |
Задачи на логику |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Тестирование |
|||
2.22. |
«Собираемся на прогулку» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
2.23. |
Творческая мастерская. « Цветы для мамы» |
2 |
- |
2 |
Игровая |
зачет |
|||
Всего |
II модуль |
24 |
|||||||
3. |
III модуль «Я учусь, учиться» |
||||||||
3.1. |
«Поставь по середине нужную фигуру» Лото. |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.2 |
Составь рассказ по картинке.«Воздушный футбол» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
3.3. |
Составление описательных рассказов по алгоритму на тему Весна |
1 |
1 |
- |
Игровая |
зачет |
|||
3.4. |
«Яркая спартакиада» «Математические задачи» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.5. |
«Составь предложение по 3 картинкам» «Загадки» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
Зачет |
|||
3.6. |
«Пять матрешек» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.7. |
Чтение рассказов с элементами картинок. Уточняющие вопросы о прочитанном рассказе. |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
3.8. |
«Рисуем по клеточкам» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Зачет |
|||
3.9. |
Беседа. «Название для рассказа». |
1 |
1 |
- |
Игровая |
Зачет |
|||
3.10. |
«Повтори последовательность» «Дотронься до цвета» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.11. |
«Последовательность рассказа» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
Зачет |
|||
3.12. |
«Пространственная ориентация» «Собираемся на прогулку» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.13. |
«Скажи точнее» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
3.14. |
«Рисуем по клеточкам» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Зачет |
|||
3.15. |
«Узнай себя» |
1 |
1 |
- |
Игровая |
Зачет |
|||
3.16. |
«Найди закономерность и продолжи ряд» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.17 |
Сказка « Маленький самолет» Вопросы по прочитанной сказке. |
1 |
1 |
- |
Игровая |
||||
3.18. |
«Сделай по образцу» |
1 |
- |
1 |
Игровая |
||||
3.19. |
Самостоятельное составление рассказа по картинке |
1 |
1 |
- |
Игровая |
Зачет |
|||
3.20. |
«Интеллектуальные таблицы» |
2 |
- |
2 |
Игровая |
Тестирование |
|||
3.21. |
Собираем портфель в школу |
2 |
1 |
1 |
Игровая |
||||
3.22. |
Межкомандная игра |
1 |
- |
1 |
Игровая |
Командная игра «Знайки» |
|||
Всего |
III модуль |
24 |
|||||||
ИТОГО: |
72 |
22 |
50 |
Каждый модуль включает в себя цикл игровых заданий от простых к сложным и направлено на:
- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов;
- на развитие связной речи: фантазировать, выстраивать сюжет самостоятельно;
- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных;
- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений;
-умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения;
- на понимание определений: правильно их формулировать;
- умение ориентироваться на листе и в пространстве.
Содержание программы
№ |
Наименование разделов и тем |
Основные узловые моменты |
|
1. |
I модуль - «Я учусь, узнавая» |
||
1.1. |
Ведение в программу. Знакомства с детьми |
Снятие напряжения детей при знакомстве. Дать возможность каждому проявить личностные качества по средствам беседы и демонстрационного материала |
|
1.2. |
Составление описательных рассказов на тему «Осень» |
Развивать воображение и творческое мышление, память. Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему по средствам дидактического материала Расширять знания детей об осени, осенних явлениях, познакомить детей с наиболее типичными особенностями осени по средствам беседы. |
|
1.3. |
Игра «Житель, домик, сильный ветер». Упражнение «Найди отличия» |
Развитие слухового внимания, развивать координацию движений, учится работать в команде по средствам игры. Тестирование на уровень развития наблюдательности и способности к анализу по средствам раздаточного материала |
|
1.4. |
Игра в слова Упражнение «продолжи чистоговорки и найди к ним картинки» Упражнение «Профессии людей и их деятельность» |
Тестирование на уровень развития словарного запаса, внимательности, умение ориентироваться в пространстве по средствам дидактического материала Формирование операции выделению существенного признака по средствам беседы. |
|
1.5. |
Игра «Находилки» Упражнение «Построй по образцу» |
Тестирование на уровень развития наблюдательности и способности ориентироваться в пространстве по средствам дидактического материала Развитие мышления, мелкой моторики по средствам раздаточного материала. |
|
1.6. |
Упражнение «Дом для хорошего друга» |
Развитие словарного запаса, Развивать творческое воображение, мышление, память. Обучать составлению описательного рассказа по средствам беседы. |
|
1.7 |
Творческая мастерская «Оригами» |
Конструирование из бумаги, цветок. Развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики, работа по образцу по средствам раздаточного материала |
|
1.8. |
Игра «Воздушный футбол» Беседа«Виды животных» Упражнение «Назови животных, части которых использованы в изображении чудо-зверя» |
Развитие правильного речевого дыхания, развитие словарного запаса, развивать творческое воображение, мышление, память, Обучать составлению описательного по средствам развивающей игры, беседы, демонстрационного материала. |
|
1.9. |
Игра «Угадай животное» |
Развитие слухового внимания, развивать координацию движений, учится работать в команде по средствам развивающей игры. |
|
1.10. |
Чтение рассказа с элементами картинок. |
Развитие словарного запаса, внимательности по средствам чтения иллюстрированных рассказов. |
|
1.11. |
Упражнения «Лабиринты» «Найди тень» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве. Развитие внимательности, творческого воображения по средствам развивающей игры, демонстрационного материала. |
|
1.12. |
Упражнения «Закончи предложение» «Кроссворд» |
Развитие понятийного мышления, словарного запаса, внимательности по средствам беседы, раздаточного материала. |
|
1.13. |
Упражнения «Найди отличия» «Четвертый лишний» |
Развитие наблюдательности и способности к анализу. Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения по средствам раздаточного материала |
|
1.14. |
Беседа о пословицах Игра «Воздушный футбол» |
Развитие словарного запаса, развитие абстрактного и образного мышления. Развитие правильного речевого дыхания по средствам беседы, развивающей игры. |
|
1.15. |
Творческая мастерская Черепашка» |
Развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики, работа по образцу по средствам раздаточного и демонстрационного материала. |
|
1.16. |
Беседа «Закончи рассказ» |
Развитие словарного запаса, Развивать творческое воображение, мышление, память, Обучать составлению описательного рассказа по средствам чтения рассказа и беседы. |
|
1.17. |
Упражнения «Сколько стоит каждый предмет», «Магазин» |
Развитие наблюдательности и способности ориентироваться в пространстве, развитие мышления, мелкой моторики, формирование и развитие навыков счета. Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения. По средствам раздаточного материала. |
|
1.18. |
Упражнение «Один-Много» «Загадки» Придумай загадку сам» |
Формирование навыков правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Развитие мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения, новые знания об окружающем мире по средствам демонстрационного материала, беседы. |
|
1.19. |
Игра «11», «Веселые фигурки» |
Развитие наблюдательности и развитие мышления, формирование и развитие навыков счета, развитие слухового внимания способности ориентироваться в пространстве, формирование и развитие навыков счета по средствам развивающей игры и раздаточного материала. |
|
1.20. |
Беседа «Составление описательных рассказов на тему «Человек и его семья» «Придумай рассказ о своей семье» |
Развивать воображение и творческое мышление, память. Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему по средствам беседы и демонстрационного материала |
|
1.21. |
Упражнения «Четвертый лишний» Прямая линия» «Сосчитай и запиши» |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения. Развитие глазомера и мелкой моторики по средствам раздаточного материала. |
|
1.22. |
«Логические задачи» Игра «Воздушный футбол» |
Развитие мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения, новые знания об окружающем мире по средствам беседы. Развитие правильного речевого дыхания по средствам развивающей игры |
|
1.23. |
Игра «Житель, домик, сильный ветер». Упражнение «Рисуем по клеточкам» |
Развитие слухового внимания, развивать координацию движений, учится работать в команде по средствам развивающей игры Развитие мышления, способности ориентироваться в пространстве, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики, работа по образцу по средствам раздаточного материала. |
|
1.24. |
Беседа «Нелепица» Упражнение «Классификация» |
Развитие, логического мышления, и грамматически правильно выражать свою мысль по средствам раздаточного материала. |
|
2. |
II модуль - «Я учусь, играя» |
||
2.1. |
Упражнение «Лабиринт» «Найди половинку бабочки» |
Развитие внимательности, способности ориентироваться в пространстве. Развитие мышления, Развивать умение сравнивать, обобщать, развитие глазомера и мелкой моторики, работа по образцу по средствам дидактического и раздаточного материала. |
|
2.2. |
Составление описательных рассказов по алгоритму на тему Зима |
Развивать воображение и мышление, память. Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему с образцу по средствам дидактического материала. |
|
2.3. |
Упражнения «Морской бой» «Место встречи» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, формирование и развитие навыков счета развитие глазомера и мелкой моторики образцу по средствам дидактического и раздаточного материала. |
|
2.4. |
Учимся отгадывать и загадывать загадки. Придумай загадку про любимую игрушку. |
Развитие, логического мышления, развитие воображения по средствам беседы |
|
2.5. |
Упражнения «Зашифрованнный путь домой » «Прочитай по первым буквам» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики, чтения образцу по средствам дидактического и раздаточного материала. |
|
2.6 |
«Закончи предложение» «Перескажи рассказ» |
Развитие мыслительной деятельности. Развитие словарного запаса, внимательности. |
|
2.7. |
Задачи на логику |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения по средствам беседы. |
|
2.8. |
Упражнение «Посчитай сколько» «Воздушный футбол» |
Развитие мыслительной деятельности, внимательности. Развитие правильного речевого дыхания по образцу по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.9. |
Как я провел новогодние каникулы. |
Конструирование из бумаги. Елочка. Развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики, работа по образцу по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.10 |
Творческая мастерская Оригами |
Развитие словарного запаса. |
|
2.11. |
Упражнение «Посчитай окна» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.12. |
Беседа «Скажи наоборот» «Я знаю пять имен на А» |
Развитие речи, логики по средствам беседы и развивающей игры |
|
2.13. |
«Раздели круг на части» «Найди закономерность и продолжи ряд» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развитие мышления, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.14. |
«Логическая связь» |
Развитие ассоциативного мышления, речи по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.15. |
Задачи на логику |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения по средствам беседы. |
|
2.16. |
Беседа «Страна гномиков» «Воздушный футбол» |
Развитие речи, логики и фантазии. Развитие правильного речевого дыхания по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.17. |
Творческая мастерская Аппликация из ниток «Овощная корзина» |
Развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики, работа по образцу по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.18. |
«Какой, какое» Какими свойствами обладает предмет» «Хорошо-плохо» |
Развитие логического мышления, речи. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями, животными, предметами и их назначением по средствам беседы. |
|
2.19 |
«Найди нужный ключ» Ребусы. |
Тестирование на уровень развития умения рассуждать, сравнивать, обобщать, развитие глазомера и мелкой моторики, Развитие находчивости, сообразительности, умение логично рассуждать по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.20. |
Составь предложение по 2 картинкам «Затрудненные ситуации» |
Тестирование на уровень развитие логического мышления, речи. Принятие решения и планирование образцу по средствам дидактического материала |
|
2.21. |
Задачи на логику |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения по средствам беседы. |
|
2.22. |
«Собираемся на прогулку» |
Развитие логического мышления по средствам по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
2.23 |
Творческая мастерская. « Цветы для мамы» |
Развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики, работа по образцу по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3. |
IIIмодуль - «Я учусь, учиться» |
||
3.1. |
«Поставь посередине нужную фигуру» Лото. |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.2. |
Составь рассказ по картинке. «Воздушный футбол» |
Развитие речи, логики и фантазии. Развитие правильного речевого дыхания по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.3. |
Составление описательных рассказов по алгоритму на тему Весна |
Развивать воображение и мышление, память. Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему, расширять знания детей о весне, зимних явлениях, познакомить детей с наиболее типичными особенностями весна по средствам дидактического материала |
|
3.4. |
«Яркая спартакиада «Математические задачи» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета по средствам по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.5. |
«Составь предложение по 3 картинкам» «Загадки» |
Развитие логического мышления, речи по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.6. |
«Пять матрешек» |
Развитие внимательности, мышления, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.7. |
Чтение рассказов с элементами картинок. Уточняющие вопросы о прочитанном рассказе. |
Развитие словарного запаса, внимательности по средствам дидактического материала |
|
3.8. |
«Рисуем по клеточкам» |
Развитие внимательности, способности ориентироваться в пространстве, развитие мышления, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.9. |
Беседа. «Название для рассказа». |
Развитие навыков устанавливать смысл прочитанного, развитие логического мышления, речи, воображения по средствам беседы. |
|
3.10. |
«Повтори последовательность» «Дотронься до цвета» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве по средствам развивающей игры и дидактического материала. |
|
3.11. |
«Последовательность рассказа» |
Формирование понятия последовательности и причинно-следственных связей событий, развитие речи по средствам беседы |
|
3.12. |
«Пространственная ориентация» «Собираемся на прогулку» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.13. |
«Скажи точнее» |
Развитие навыков устанавливать смысл прочитанного, развитие логического мышления, речи, воображения, фантазии по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.14. |
«Рисуем по клеточкам» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.15. |
«Узнай себя» |
Формирование умения задавать вопросы, слушать ответы и составлять единый образ по средствам развивающей игры и раздаточного материала |
|
3.16. |
«Найди закономерность и продолжи ряд» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала. |
|
3.17 |
Сказка « Маленький самолет» Вопросы по прочитанной сказке. |
Развитие навыков устанавливать смысл прочитанного, развитие логического мышления, речи, внимания по средствам беседы. |
|
3.18. |
«Сделай по образцу» |
Развитие внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.19. |
Самостоятельное составление рассказа по картинке |
Развитие логического мышления, речи по средствам беседы. |
|
3.20. |
«Интеллектуальные таблицы» |
Тестирование на уровень развития внимательности, мышления и способности ориентироваться в пространстве, развивать умение сравнивать, формирование и развитие навыков счета, развитие глазомера и мелкой моторики по средствам дидактического и раздаточного материала. |
|
3.21. |
Собираем портфель в школу |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения по средствам дидактического и раздаточного материала |
|
3.22. |
Межкомандная игра |
Зачет в форме межкомандная игра «Знайки » |
Планируемые результаты
В результате занятий по программе «Знайки» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Формирование у детей предпосылок к успешному продолжению учебы в школе, развитию качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения. Создание условий для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог
перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности, что соответствует ФГОС.
3.Комплекс организационно- педагогических условий
Условия реализации программы:
Место реализации - детский сад
Для реализации программы необходимо:
Компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал- схемы-образец (квадраты 5х5, геометрические фигуры, рисование по клеточкам), поделки: черепашка, овощная корзина; оригами: цветок, елочка, цветы для мамы; письма и фотографии от Незнайки.
Дидактический материал- ребусы, головоломки, подборка тематических игр (один-много; и упражнений (чтение иллюстрированных рассказов, что сколько стоит; магазин; карточки-алгоритмы для составления описательных рассказов «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Моя семья», «Профессии»; карточки с изображением помещений «Бассейн», «Кабинет врача», «Спортзал», «Раздевалка», «Ванная»; Карточка с изображением дерева,
Раздаточный материал- таблица интеллектуальная, состоящая из 30 заданий для самостоятельной работы, раздаточный материал (карточки с изображением одежды для каждого времени года; лабиринты; четвертый лишний; найди предмет; найди тень; найди отличия; половинка бабочки; отследи последовательность и продолжи ряд; зашифрованный путь домой; «Хорошие и плохие погодные условия для деревьев», плохие и хорошие действия людей, птиц, животных для деревьев» Лото; «Пространственная ориентация».
Клей, карандаши, цветная бумага, нитки, кисточки, фломастеры, ножницы, резинка, простой карандаш, линейка, нарисованное на картоне футбольное поле, трубочки для коктейля, стеклянные шарики, звездочки, смайлики для поощрения.
«Игры-игрушки- конструктор, идентичный «Лего» .
Формы аттестации
Зачет, итоговая межкомандная игра «Знайки», тестирование на начальном этапе, промежуточном и итоговом этапе реализации программы, результаты которого заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных, промежуточных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала реализации программы.
Оценочные материалы
Тесты: Четвертый лишний, чего не хватает?, классификация, 10 слов, оставление описательного рассказа по картинке.
Тест "Найди отличия".
Выявляет уровень развития наблюдательности.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
Тест "Десять слов".
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.
Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.
Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов,
после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).
Тест "Чего не хватает?"
Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.
Используются игрушки, различные предметы или картинки. Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.
Тест "Четвертый – лишний".
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.
Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.
Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
Тест "Классификация".
Исследование логического мышления.
Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д. Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)
Тест "Составление рассказа по картинкам".
Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.
Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску. Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
Методические материалы
Наглядно-демонстрационный материал- схемы, таблицы, раздаточный материал.
Дидактический материал- ребусы, головоломки, подборка тематических игр и упражнений.
Игры-игрушки- конструктор.
Рабочие программы
Рабочая программа «Знайки»
Список литературы
для педагогов:
- Козина И.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа).Учебно-методическое пособие.- М. Центр педагогического образования, 2010.-176с.
- Грамматическая тетрадь № 4 для работы с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 32 с.: цв. илл. (Предшкольная подготовка).
- Как научить ребенка строить предложения / А.Николаев.-М.: РИПОЛ классик, 2013.-96с.: ил.- (Играем и учимся).
- Развивающие игры.- М.: Стрекоза, 2011.- 64с.,ил. Е Шарикова.
- 35 занятий для успешной подготовки к школе. Развитие речи. – Стрекоза, 2012., Н.Тереньева
- Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша.- М.: Эксмо, 2009 -160с.: ил.
- Обучалочка. Сборник развивающих заданий: Пособие для детей 5-6 лет/ Сост. Н.Н. Натанова. –Х.: Веста, 2009. - 96с.:илл.
- Рабочая тетрадь ДРУЖОК, Графические диктанты для мальчиков и девочек, для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Стрекоза,2010.
- Серия «Познание окружающего мира». Сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Шестернина Н.Л., 2014.
- За три месяца до школ: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь/ О.А.Холодова.- М.: Издательство РОСТ.-80сю. (Юным умникам и умницам)
- Готовимся к школе: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 4/К.В. Шевелев.: Издательство «Ювента», 2013.-64с.:ил.
Электронные ресурсы:
http://www.solnet.ee/- солнышко детский портал.
для детей и родителей:
1. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).
2. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
3. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
4. А.А. Маниченко, Как воспитать ребенка умным, 2008