Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Умелые руки» (5–7 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ИЛЬИНО
ЛИПЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Принято На заседании педагогического совета протокол №_____ «____» ________201 г |
Согласовано С заместителем директора по ВР «____» ________201 г |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ с.Ильино _______________ Приказ № __ «____» ________201 г |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности:«Умелые руки»
Возраст обучающихся 11- 14 лет
Срок реализации: 1 год
2018-2019 учебный год
Автор составитель:
Боков В.И.
Учитель технологии высшей категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые руки» носит техническую направленность. Программа модифицированная, по уровню освоения детьми - общеразвивающая. По цели обучения - познавательная (информационно-просветительская) и развивающая техническую способность (техническая эстетика).
Новизна программы обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, программа ставит перед собой основную педагогическую цель — создание условий для непрерывного роста личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами технического моделирования.
Актуальность программы заключается в том, что внеурочная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения конструирование, проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, дает примерное представление о выборе профессии.
Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков конструирования, моделирования; создание соответствующей учебной среды для обучающихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся.
Цель программы: дать первичные знания о техническом творчестве, приобщить с раннего детства к труду, умению работать руками, познакомить с простыми ручными инструментами, основами моделирования и конструирования.
В процессе обучения по программе решаются следующие задачи:
Образовательные: дать знания:
о свойствах бумаги, картона, фанеры, пластмассы, металла;
о назначении основных ручных инструментов и правил безопасности при работе с ними;
о назначении и правилах пользования простейшими чертежными инструментами (линейка, циркуль, угольник и др.);
о первоначальных сведениях о чертеже, техническом рисунке, эскизе;
о приемах художественного оформления изделий;
о способах вырезания и выпиливания из плотной бумаги , картона и фанеры по чертежу, шаблону и собирать модели и конструкции;
о работе с клеем, краской, лакокрасочными изделиями, о соблюдении безопасности при работе с ними;
Развивающие:
развитие интереса к технике;
развитие умений работать с ручными инструментами (молоток, шило, лобзик, напильник, плоскогубцы, бокорезы, ножницы);
развитие умений конструировать по образцу и самостоятельно простых моделей из плоских и объемных деталей;
развитие навыков работать с наборами готовых деталей («Конструктор»);
развитие умений решать задачи по созданию новых конструкций, моделей.
Воспитательные:
воспитание чувства товарищества (чувство «локтя»);
воспитание аккуратности при выполнении работ;
приобщение к коллективным действиям;
воспитание уважения к чужому труду (профессии);
воспитание умений поддерживать чистоту рабочего места;
воспитание настойчивости в достижении цели;
эстетическое восприятие окружающего мира;
воспитание самостоятельного мышления.
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что занятия по конструированию, моделированию и макетированию способствуют не только техническому, эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с моделями, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-14 лет. Группы комплектуются из учащихся 5-8 классов. При подборе обучающихся главным условием является добровольность и заинтересованность.
Для обеспечения необходимой продуктивности работы объединения должна быть подготовлена материально-техническая база, т.е. достаточное количество бумаги, картона, фанеры, инструментов, красок, клея, лакокрасочных изделий, карандашей, пилочек для лобзиков, конструкторов
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения ,70 часов, 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль «Основы черчения»
Занятие 1(2).
Тема: «Технический рисунок, чертеж, эскиз»
Теоретическая часть.
Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Отличия этих графических изображений. Чертежные инструменты.
Практическая часть.
Изготовить модель автомобиля по эскизам.
Занятие 2(3).
Тема: «Основные линии чертежа. Три вида на чертежах»
Теоретическая часть.
Нанесение размеров на чертежах. Обозначение размеров, значения.
Практическая часть.
Начертить самостоятельно простую деталь технического объекта и нанести размерные линии и значения.
Занятие 3(4).
Тема: «Основные линии чертежа. Три вида на чертежах»
Теоретическая часть.
Плоское и объемное изображения деталей технических объектов на чертежах, рисунках и эскизах.
Практическая часть.
Изобразить плоско и объемно деталь автомобиля.
Занятие 4(5).
Тема: «Основные линии чертежа. Три вида на чертежах»
Теоретическая часть.
Три вида на чертежах. Изображение объемных деталей с помощью вида сбоку, вида спереди и вида сверху.
Практическая часть.
Изобразить три вида предложенной детали технического объекта.
Занятие 5(6).
Самостоятельная работа.
Практическая часть.
Проектная работа «Чертежник»
Занятие 6(7).
Тема: «Промежуточная аттестация»
Теоретическая часть.
Закрепление знаний. Устный опрос
Модуль «Выпиливание».
Занятие 1(8).
Тема: «Инструменты и материалы»
Теоретическая часть.
Техника выпиливания. Материалы и инструменты. Безопасность при работе.
Практическая часть.
Выпилить заранее подготовленное педагогом изображение.
Занятие 2(9).
Тема: «Разметка»
Теоретическая часть.
Способы переноса изображения на фанеру.
Практическая часть.
Перенос изображения на фанеру с использованием копировальной бумаги.
Занятие 3(10).
Тема: «Чистовая обработка»
Теоретическая часть.
Чистовая обработка. Материалы и инструменты для чистовой обработки.
Практическая часть.
Обработать изделие.
Занятие 4(11).
Тема: «Окрашивание, лакирование»
Теоретическая часть.
Раскрашивание готовых изделий. Лак и лакокрасочные изделия. Безопасность при работе с ними.
Практическая часть.
Раскрасить подготовленное изделие, используя гуашь. Покрыть лаком раскрашенное изделие при помощи губки.
Занятие 5(12).
Тема: «Соединение отдельных деталей»
Теоретическая часть.
Соединение отдельных деталей, выпиленных из фанеры. Неподвижные соединения.
Практическая часть.
Изготовить контурную модель автомобиля, используя неподвижное соединение деталей при помощи клея.
Занятие 6(13).
Тема: «Соединение отдельных деталей»
Теоретическая часть.
Подвижное соединение деталей, выпиленных из фанеры.
Практическая часть. 36
Изготовить фигурку клоуна, используя подвижное соединение деталей при помощи заклепок.
Занятие 7(14).
Тема: «Предметы быта»
Теоретическая часть.
Предметы быта, выполненные способом выпиливания из фанеры. Назначение, правила изготовления изделий, используемых на кухне.
Практическая часть.
Изготовление разделочной доски.
Занятие 8(15).
Тема: «Предметы быта»
Теоретическая часть.
Внутреннее выпиливание «Ажур». Приемы выполнения.
Практическая часть.
Изготовление подставки для салфеток.
Занятие 9(16).
Самостоятельная работа.
Практическая часть.
Проектная работа «Разделочные доски»
Занятие 10(17).
Тема: «Зачет»
Теоретическая часть.
Закрепление полученных знаний. Устный опрос.
Практическая часть.
Самостоятельная работа.
Модуль «Основы электротехники».
Занятие 1(18).
Тема: «проводники и изоляторы»
Теоретическая часть.
Проводники и изоляторы. Первоначальное понятие о проводимости.
Практическая часть.
Продолжение работы над моделью машины.
Занятие 2(19).
Тема: «Электрическая цепь»
Теоретическая часть.
Познакомиться с правилами составления электроцепи.
Практическая часть.
Продолжение работы над виброходом.
Занятие 3(20).
Тема: «Электрическая цепь»
Теоретическая часть.
Выключатели, переключатели на моделях.
Практическая часть. 37
Продолжение работы над моделью машины.
Занятие 4(21).
Тема: «Промежуточная аттестация»
Теоретическая часть.
Закрепление полученных знаний. Устный опрос.
Практическая часть.
Продолжение работы над моделью машины.
Модуль «Двигатели применяемые на моделях».
Занятие 1(22).
Тема: «Типы, виды, установка»
Теоретическая часть.
Знакомство с типами и видами двигателей, используемых на моделях.
Практическая часть.
Демонстрация работы двигателей, используемых на моделях.
Занятие 2(23).
Тема: «Типы, виды, установка»
Теоретическая часть.
Механические двигатели. Резиномотор.
Практическая часть.
Изготовить модель автомобиля с использованием резиномотора.
Занятие 3(24).
Тема: «Типы, виды, установка»
Теоретическая часть.
Механические двигатели. Пружинный двигатель.
Практическая часть.
Изготовить модель лунохода с использованием пружинного двигателя.
Занятие 4(25).
Тема: «Типы, виды, установка»
Теоретическая часть.
Электрические двигатели. Микроэлектродвигатель, принцип работы.
Практическая часть.
Демонстрация моделей с использованием микроэлектродвигателей.
Занятие 5(26).
Тема: «Типы, виды, установка»
Теоретическая часть.
Установка микроэлектродвигателей на модели. Основные правила установки.
Практическая часть.
Изготовление крепежных деталей и установка двигателя на раму модели.
Занятие 6(27).
Тема: «Способы передачи крутящего момента»
Теоретическая часть.
Способы передачи крутящего момента с микроэлектродвигателя на движитель модели. 38
Практическая часть.
Изготовление модели. Начало работы.
Занятие 7(28).
Самостоятельная работа.
Практическая часть.
Проектная работа «автомодель»
Занятие 8(29).
Тема: «Промежуточная аттестация»
Теоретическая часть.
Опрос.
Практическая часть.
Продолжение работы над автомоделью.
Модуль «Цветовое оформление изделий».
Занятие 1(30).
Тема: «Способы оформления поделок»
Теоретическая часть.
Художественное оформление изделий. Окрашивание, оклеивание цветной бумагой.
Практическая часть.
Изготовление изделия на выбор с использованием оформления способом оклеивания.
Занятие 2(31).
Тема: «Техническая эстетика»
Теоретическая часть.
Понятие технической эстетики
Практическая часть.
Изготовление изделия на выбор с использованием окрашивания.
Занятие 3(32).
Тема: «Цвета спецтехники»
Теоретическая часть.
Обязательные цвета для окрашивания моделей специальной техники: пожарная машина, машина скорой помощи и т.д.
Практическая часть.
Рисование машин специального назначения.
Занятие 4(33).
Самостоятельная работа.
Практическая часть.
Проектная работа «Спец.техника»
Занятие 5(34).
Тема: «Промежуточная аттестация»
Теоретическая часть.
Закрепление знаний. Устный опрос.
Практическая часть.
Самостоятельная работа. 39
Модуль «Макеты».
Занятие 1(35).
Тема: «Виды макетов»
Теоретическая часть.
Определение «Макет», виды макетов.
Практическая часть.
Показ презентации «Моделирование и макетирование».
Занятие 2(36).
Тема: «Макетирование: материалы и их применение»
Теоретическая часть.
Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для работы. Правила безопасности.
Практическая часть.
Работа инструментами, применяемыми для работы с бумагой, картоном, гофрокартоном.
Занятие 3(37).
Тема: «Архитектурное макетирование»
Теоретическая часть.
Набросок, эскиз, чертеж. Типы домов.
Практическая часть.
Эскиз макета, подготовка и изготовление домов, деревьев и т.д.
Занятие 4(38).
Тема: «Архитектурное макетирование»
Теоретическая часть.
Макет городского ландшафта.
Практическая часть.
Конструирование из бумаги и бросового материала.
Занятие 5(39).
Тема: «Промежуточная аттестация»
Теоретическая часть.
Закрепление полученных знаний. Устный опрос.
Практическая часть.
Конкурс с теоретическими и практическими заданиями.
Модуль «Модели транспортной техники».
Занятие 1(40).
Тема: «Виды транспортной техники»
Теоретическая часть.
Транспорт, виды, значение в жизни людей. Пассажирский и грузовой транспорт.
Практическая часть.
Изготовить модель автобуса.
Занятие 2(41).
Тема: «Виды моделей»
Теоретическая часть.
Модели транспортной техники. Контурные, полуобъемные, объемные, стендовые, действующие (движущиеся и самодвижущиеся).
Практическая часть.
Изготовление модели по собственному выбору.
Занятие 3(42).
Тема: «Модели»
Теоретическая часть.
Части контурной модели: рама, силуэт, колеса и т.д.
Практическая часть.
Изготовить модель автомобиля.
Занятие 4(43).
Тема: «Модели»
Теоретическая часть.
Способы соединения деталей: подвижное и неподвижное соединения.
Практическая часть.
Изготовление модели лунохода с подвижным соединением деталей.
Занятие 5(44).
Тема: «Модели»
Теоретическая часть.
Стендовые (недействующие) модели и действующие (движущиеся и самодвижущиеся) модели.
Практическая часть.
Изготовление стендовой и движущейся модели самолета.
Занятие 6(45).
Тема: «Наземный и подземный транспорт»
Теоретическая часть.
Наземный и подземный транспорт. Виды, назначение.
Практическая часть.
Изготовление модели гоночного автомобиля.
Занятие 7(46).
Тема: «Воздушный транспорт»
Теоретическая часть.
Воздушный транспорт. Виды, основные части, назначение.
Практическая часть.
Изготовление модели истребителя.
Занятие 8(47).
Тема: «Водный транспорт»
Теоретическая часть.
Водный транспорт. Виды, назначение, основные части.
Практическая часть.
Изготовить модель яхты.
Занятие 9(48).
Тема: «Водный транспорт»
Практическая часть.
Продолжение работы по изготовлению модели яхты.
Занятие 10(49).
Теоретическая часть.
Тема: «Движители»
Движители на моделях. Способы передачи движения с двигателя на движитель (колесо, воздушный и водный винты).
Практическая часть.
На примерах моделей разобрать, что является движителем.
Занятие 11(50).
Тема: «Материалы для моделей»
Теоретическая часть.
Выбор материалов для моделей. Виды материалов для моделей.
Практическая часть.
Изготовление модели лодки из пенопласта, бумаги или древесины.
Занятие 12(51).
Тема: «Материалы для моделей»
Теоретическая часть.
Природные и искусственные материалы. Способы обработки.
Практическая часть.
Обработка пенопласта с помощью терморезки и механической резки. Безопасность при работе.
Занятие 13(52).
Самостоятельная работа.
Практическая часть.
Проектная работа «Яхта»
Занятие 14(53).
Тема: «Промежуточная аттестация»
Теоретическая часть.
Закрепление знаний.
Практическая часть.
Конкурс-соревнование с выполнением теоретических и практических заданий.
Модуль «Модели различных машин и технических сооружений».
Занятие 1(54).
Тема: «Машины, использующие энергию воды, ветра, топлива, электричества»
Теоретическая часть.
Машины, использующие энергию воды: водяные мельницы, водяные турбины. Виды, назначение.
Практическая часть.
Изготовить упрощенную модель парохода.
Занятие 2(55).
Тема: «Машины, использующие энергию воды, ветра, топлива, электричества»
Теоретическая часть.
Машины, использующие энергию ветра: ветряные мельницы, ветряки, парусники.
Практическая часть.
Изготовить модель дельтаплана.
Занятие 3(56).
Тема: «Машины, использующие энергию воды, ветра, топлива, электричества»
Теоретическая часть.
Машины, использующие энергию топлива: автотранспорт, самолеты, паровозы, пароходы.
Практическая часть.
Изготовить модель паровоза.
Занятие 4(57).
Тема: «Машины, использующие энергию воды, ветра, топлива, электричества»
Теоретическая часть.
Машины, использующие энергию электричества: трамвай, троллейбус, метро.
Практическая часть.
Изготовить модель по собственному выбору.
Занятие 5(58).
Тема: «Сельскохозяйственные машины»
Теоретическая часть.
Сельскохозяйственные машины: комбайн, сеялка, плуг, трактор.
Практическая часть.
Изготовить модель трактора.
Занятие 6(59).
Тема: «Дорожно-строительные машины»
Теоретическая часть.
Дорожные машины. Виды, назначение.
Практическая часть.
Изготовить модель бульдозера или трамбовщика.
Занятие 7(60).
Тема: «Дорожно-строительные машины»
Теоретическая часть.
Последовательность операций при строительстве дорог.
Практическая часть.
Изготовить модель автопогрузчика.
Занятие 8(61).
Тема: «Дорожно-строительные машины»
Теоретическая часть.
Материалы, используемые при строительстве дороги.
Практическая часть.
Изготовить модель экскаватора.
Занятие 9(62).
Тема: «Дорожно-строительные машины»
Теоретическая часть.
Разметка дорог, правила разметки.
Практическая часть.
Изготовить модель катка.
Занятие 10(63).
Тема: «Грузоподъемные машины»
Теоретическая часть.
Грузоподъемные машины. Назначение, виды.
Практическая часть.
Изготовление модели подъемного крана.
Занятие 11(64).
Тема: «Модели технических сооружений»
Теоретическая часть.
Детали машин: колесо, вал, рама, кабина, багажник, капот.
Практическая часть.
Изготовить модель по собственному замыслу.
Занятие 12(65).
Тема: «Модели технических сооружений»
Теоретическая часть.
Модели технических сооружений. Виды технических сооружений. Назначение мостов (на опорах, подвесных).
Практическая часть.
Изготовить макет моста на опорах.
Занятие 13(66).
Тема: «Модели технических сооружений»
Теоретическая часть.
Понятие о линиях электропередач. Назначение.
Практическая часть.
Изготовить макет линии электропередач.
Занятие 14(67).
Тема: «Модели технических сооружений»
Теоретическая часть.
Железные дороги: подвесные, монорельсовые и двухрельсовые.
Практическая часть.
Изготовление макета фрагмента двухрельсовой железной дороги.
Занятие 15(68).
Тема: «Модели технических сооружений»
Теоретическая часть.
Железная дорога. Метро.
Практическая часть.
Нарисовать понравившиеся моменты .
Занятие 16(69).
Тема: «Модели технических сооружений»
Теоретическая часть.
Назначение водонапорной башни.
Практическая часть.
Изготовить макет водонапорной башни.
Занятие 17(70).
Тема: «Трение в механизмах»
Заключительное занятие1
Подведение итогов, награждение победителей по итогам года (по количеству баллов)
III. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- учебно – познавательного интереса к техническому творчеству;
- чувство ответственности за порученное дело;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на трудовую деятельность как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к техническому творчеству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные:
- выбирать материалы, инструменты, средства технического творчества для создания творческих работ. Решать технические задачи с опорой на знания о технологии, правил обработки материалов, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Предметные:
-уважать и ценить правила создания задуманного объекта - творческую деятельность человека;
-сочувствовать событиям и , воспроизведенным в технических объектах; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами технического творчества.
-воспринимать и эмоционально оценивать изделия технического творчества.
Познавательные:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в техническом творчестве;
- осваивать особенности техники выполнения изделий, выбор средств, материалов
- развивать технические способности при изготовлении объектов творчества;
-развивать техническое, образное, эстетическое мышление, способствующее формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, техническую интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства, технического творчества
Школьники получат возможность научиться:
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности как: умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
IV. Организационно-педагогические условия
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Учебно-профилактическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
3.Древесные материалы
Ресурсы сети интернет
Оборудование класса
Занятия кружка проводятся в кабинете Технология, который оборудован всем необходимым для проведения занятий.
Ученические столярные верстаки с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Программа рассчитана на общее ознакомление учащихся с техническим творчеством, приобретение основных навыков и умений.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной темой, задачей);
поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в беседах, диспутах);
игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
сюжетно-игровой.
V. Формы аттестации
Аттестация результатов обучения детей проходит через участие в выставках.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
тематические - по итогам изучения модулей;
итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
VI. Учебный план
№ |
Модули |
Кол-во часов |
Форма проведения промежуточной аттестации |
1 |
Модуль 1. Основы черчения. |
7 |
Выставка работ учащихся |
2 |
Модуль 2. Выпиливание. |
10 |
Выставка работ учащихся |
3 |
Модуль 3. Основы электротехники |
4 |
Выставка работ учащихся |
4 |
Модуль 4. Двигатели применяемые для моделей |
8 |
Выставка работ учащихся |
5 |
Модуль 5. Цветовое оформление изделий. |
5 |
Выставка работ учащихся |
6 |
Модуль 6. Макеты |
5 |
Выставка работ учащихся |
7 |
Модуль 7. Модели транспортных машин |
14 |
Выставка работ учащихся |
8 |
Модуль 8. Модели различных машин и технических сооружений |
16 |
Выставка работ учащихся |
Итого: |
70 |
VII. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года |
с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года |
Количество учебных недель в году |
35 недель |
Количество учебных дней в неделю |
1 день |
Количество занятий в день |
2 |
День и время проведения занятий |
среда 13.30 |
Промежуточная аттестация |
По завершению изучения модулей, итоговая выставка 30.05.2019 г. |
VIII. Оценочные и методические материалы.
Используемые методики оценки:
Для оценки эффективности деятельности по освоению дополнительной общеобразовательной программы «Умелые руки» используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям, а также критерии оценки рисунка.
Для представления результатов достижений используются также такая форма, как выставка достижений учащихся.
Карта достижений учащегося
Должны знать |
Должны уметь |
– технику безопасности при работе с инструментами; -знать возможности инструментов и материалов; – владеть чертежным инструментом, лобзиком, напильниками и шлифовальными инструментами и приспособлениями; - работать с нетрадиционными приспособлениями и материалами |
-соединять в работе разнообразные материалы; -применять различные деревообрабатывающие инструменты, -производить разметку, пилить; -подгонять детали ; -производить сборку; -склеивать; -расширять опыт; -повышать уровень развития творческих способностей; - стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов; - создавать изделия из фанеры, получать объёмные формы. - пользоваться доступными средствами и материалами; - в доступной форме использовать художественные средства выразительности; - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож; - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей; -наблюдать и описывать свойства используемых материалов; -добывать необходимую информацию (устную и графическую). - планировать предстоящую практическую деятельность. - осуществлять самоконтроль. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
2. Основная литература
1.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.
2. Воспитательный потенциал программы «Начальное техническое моделирование с применением компьютера» и воспитательная технология «Детская издательская деятельность»: / Милькова Е.Ю.// Дополнительное образование. - М.: Просвещение, 2004.- №12. – с. 20-21
3 Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для
учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.. .
4. Создание комфортного психологического климата занятий в объединениях детского технического творчества: учебное пособие/ Бородянец В.И.// Дополнительное образование и воспитание, Технология.– М.: Просвещение, 2008.-№2. - с. 20-21
5. Творческое конструирование как введение в проектную деятельность./ Лукьянов Д.И.// Дополнительное образование, – М.: Просвещение, 2017. -№11. - с. 20-21
6. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 128 с.
7. Титкова Т.В. Подарки своими руками. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 320 с.
8. Хворостов А.С. Искусство деревянной мозаики/ А.С. Хворостов, Д.А. Хворостов. – М.: Культура и традиции, 2005. – 209 с.