12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сударова Елена Олеговна66
Россия, Самарская обл., Новокуйбышевск
1

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора (на примере обработки результатов ГИА)»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора

(на примере обработки результатов ГИА)»

г.о.Новокуйбышевск, 2014г.

Разработчики программы:

Пискеева Е.В., руководитель отдела образовательной статистики ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;

Корнеева Е.Н., методист отдела образовательной статистики ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;

Сударова Е.О., методист отдела образовательной статистики ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск.

Рецензенты программы:

Евдокимова Евгения Николаевна, заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;

Нестерова Светлана Александровна, и.о. руководителя отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

  1. ВВЕДЕНИЕ 4

    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСА 6

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ КУРСА 8

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ 14

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора

(на примере обработки результатов ГИА)»

Область применения программы

Программа адресована заместителям руководителей образовательных учреждений.

Цели и задачи программы

Цель программы: обучить навыкам практического использования возможностей Ms Excel для подготовки статистической информации, необходимой в профессиональной деятельности заместителя руководителя (на примере обработки результатов ГИА).

Задачи:

расширить представления о возможностях программы Ms Excel;

обучить основным способам решения профессиональных задач в электронных таблицах;

  1. повысить уровень компетентности заместителя руководителя при подготовке аналитической информации по итогам ГИА; сформировать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации.

3. Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен знать:

Основные правила создания документа в Ms Excel;

Оформление текстовой и числовой информации в электронных таблицах;

Использование формул и функций для вычислений;

Правила создания сводных таблиц;

Правила построения диаграмм и графиков в Ms Excel.

В результате освоения программы обучающийся должен уметь:

правильно организовывать размещение данных на листах и в книгах;

работать с большими объемами данных, экспортировать данные из разных источников, выполнять выборку информации;

проводить расчеты с использованием сложных формул, встроенных функций;

оформлять данные в соответствии с желаемым представлением результатов;

создавать и настраивать сводные таблицы и диаграммы.

4. Форма освоения программы

Дистанционная форма обучения.

5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 68 часов, в том числе:

самостоятельная работа обучающегося - 68 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Введение.

Аналитическая работа - одна из трудозатратных задач в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Одним из направлений в работе заместителя директора по УВР является анализ результатов ГИА для осуществления аналитико-прогнозирующей деятельности, контроля результатов учебно-воспитательного процесса. Протоколы с результатами ЕГЭ и ГИА, в которых представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы, подвергаются всесторонней обработке. Из них формируется статистическая информация по ОУ, по классам, по предметам, по темам и т.д.

Анализ данных в Ms Excel позволяет значительно быстрее произвести все необходимые расчеты за счет наличия встроенных экономических, математических и финансовых формул. Именно поэтому анализ данных в Ms Excel сегодня распространен намного шире, нежели другие программные обеспечения статистики. Microsoft Excel располагает широкими возможностями, как статистической обработки информации, так и визуализации результатов расчетов в виде графиков, диаграмм и т.д.

Новизна излагаемого в курсе подхода в том, что он позволяет не только освоить базовые навыки работы с программой Ms Excel, но и предоставляет возможность слушателю проводить анализ результатов ГИА, учитывая потребности всех участников образовательного процесса.

Предлагаемая программа курса учит с помощью Excel создавать и форматировать книги (наборы листов) для анализа данных, отслеживать данные, разрабатывать модели анализа данных, создавать формулы для вычислений с этими данными, сводить данные множеством способов, а также отображать их на профессионально выглядящих диаграммах различных видов.

В программе курса подробно рассматриваются как теоретические аспекты работы с таблицами Ms Excel, так и практические задания.

В материалах курса описываются методы статистического анализа, организация хранения данных, подготовка отчетности.

Одним из основных методов анализа данных является статистическая обработка. По сути своей статистическая обработка данных подразумевает группировку и работу с некоторыми количественными данными. Благодаря методам статистического анализа можно выявить средние и максимальные значения, заметить тенденции развития и найти наиболее рациональный путь развития. Для лучших и более точных результатов необходимы не только данные, полученные в конкретный период времени, но и данные за прошлые периоды. Поэтому так важно организовать в учреждении правильную структуру хранения данных за счет архивов.

Подготовка отчетности является наиболее важным этапом в аналитической деятельности руководителя, так как в отчете приводятся все выкладки по сбору, анализу и обработке данных, выявляются наиболее значимые для учреждения количественные характеристики.

Таким образом, возросшая потребность в объективной информации о качестве образовательных услуг и необходимость обучения навыкам практического использования возможностей Ms Excel для применения их на практике в профессиональной деятельности заместителя руководителя обуславливает актуальность и востребованность данного учебного курса.

2.2. Перечень тем курса

Курс построен на модульной основе, состоит из 5 модулей (68 учебных часов) и включает 4 темы для изучения, а также итоговый модуль, предполагающий выполнение контрольной работы и анкетирование слушателей. Продолжительность курса составляет 4 недели.

Каждый модуль посвящен изучению отдельного блока тем и предполагает выполнение практических заданий, тестов, заполнение анкет, которые помогут закрепить полученные знания и отработать навыки применения изученных материалов. Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и практических заданий, гибкая система проверочных и контрольных работ. Обучение осуществляется в дистанционной форме.

Модуль 1 знакомит пользователя с интерфейсом Microsoft Excel 2007, понятием книги и листа. Приведены основные правила ввода данных. Изучаются способы перемещения и копирования фрагментов документа перетаскиванием и с использованием буфера обмена, в том числе с использованием возможностей специальной вставки. Рассматриваются способы оформления таблиц, выбор стилей, основные действия с листами: добавление, переименование, перемещение, копирование и удаление.

Модуль 2 посвящен изучению различных способов создания и редактирования формул. Рассматривается перемещение и копирование формул, использование ссылок в формулах, ссылок на ячейки других листов и книг. В материалах модуля изучаются математические и статистические функции, функции даты и времени, логические функции и текстовые функции.

Модуль 3 обучает созданию диаграмм на основе имеющихся табличных данных. Рассматриваются настройка и редактирование диаграмм. Показаны возможности изменения типа диаграммы, изменения и замены источника данных, добавления и удаления элементов диаграммы, изменения размеров диаграммы и ее расположения на листе и в книге. Изучается оформление диаграмм, выбор стиля диаграммы.

Модуль 4 знакомит с использованием фильтров, группировки и сортировки данных. Модуль предполагает изучение требований, предъявляемых к исходным таблицам для правильного построения сводных таблиц, создание макета сводной таблицы, изменение порядка полей, добавление полей, изменение типа поля, обновление сводных таблиц. Рассматривается построение сводных диаграмм.

Модуль 5 предполагает выполнение итоговой контрольной работы, анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности слушателей содержанием обучения.

МОДУЛЬ 1.

Интерфейс процессора электронных таблиц и основные приёмы работы с данными

1.1. Интерфейс процессора электронных таблиц.

1.2. Работа с документами.

1.3. Работа с листами.

1.4. Ввод и редактирование данных различных типов. Копирование и перемещение данных.

1.5. Форматирование ячеек и диапазонов.

МОДУЛЬ 2.

Использование формул и функций в электронных таблицах

2.1. Cтруктура формулы. Создание и редактирование формул

2.2. Редактирование формул

2.3. Использование ссылок в формулах

2.4. Создание формул с использованием мастера функций

2.4.1. Функции даты и времени

2.4.2. Функции текстовые

2.4.3. Функции математические

2.4.4. Функции статистические

2.4.5. Функции логические

2.4.6. Функции просмотра и ссылок

2.5. Проверка ошибок при создании и редактировании формул

МОДУЛЬ 3.

Визуализация данных

3.1. Типы диаграмм и их назначение

3.2. Выбор диаграмм

3.3. Построение диаграмм

3.4 Форматирование диаграмм

МОДУЛЬ 4.

Анализ данных с помощью электронных таблиц

4.1. Сортировка и фильтрация данных.

4.2. Построение макета сводной таблицы.

4.3. Настройка полей сводной таблицы.

4.4. Сводные диаграммы.

МОДУЛЬ 5.

Подведение итогов курса.

5.1. Выполнение итоговой контрольной работы.

5.2.Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности слушателей содержанием обучения.

 

2.3. Краткое содержание основных тем курса

Модуль 1.

Интерфейс процессора электронных таблиц

и основные приёмы работы с данными (8 часов)

Основные элементы окна приложения. Контекстные меню. Лента (панели инструментов). Рабочая книга и её основные элементы. Перемещение по рабочему листу. Понятие диапазона. Выделение на рабочем листе. Выделение по блокам данных. Выделение целых строк и столбцов. Выделение группы рабочих листов.

Понятие книги и листа. Режимы отображения листов и изменение масштаба отображения, скрытия и отображения столбцов и строк. Способы выделения листов и их элементов (ячеек, строк и столбцов).

Особенности ввода данных различных типов: ввод текстовых данных, ввод числовых данных, ввод даты и времени. Способы редактирования текста и формул. Подготовка документа к печати.

Форматирование отдельных фрагментов текста в ячейке. Выравнивание и изменение ориентации текста и чисел в ячейках. Особенности форматирования чисел. Форматирование дат и времени.

Элементы управления листами. Основные действия с листами: вставка, удаление, копирование и перемещение листов в книге. Переименование ярлыков листов и изменение их цвета.

Модуль 2.

Использование формул и функций в электронных таблицах (32 часов)

Понятие формулы. Правила составления формул Способы ввода формулы. Ввод формул непосредственно в ячейке. Формирование формулы методом указания. Редактирование формул в строке формул.

Понятие абсолютной,  относительной  и смешанной ссылок. Использование различных ссылок в формулах. Типичные ошибки в формулах (примеры ошибок и способы их исправления).

Понятие функции. Примеры использования функций. Мастер функций. Математические функции. Статистические функции. Функции даты и времени. Логические функции. Текстовые функции. Сообщения об ошибках.

Понятие вложенной функции. Порядок ввода вложенных функций. Примеры использования вложенных функций.

Модуль 3.

Визуализация данных (8 часов)

Типы диаграмм и их назначение. Выбор типа диаграмм. Элементы диаграмм.

Связь между таблицей и диаграммой. Способы создания диаграмм. Использование мастера диаграмм. Размещение и перемещение диаграммы.

Редактирование различных элементов диаграмм. Форматирование диаграмм.

МОДУЛЬ 4.

Анализ данных с помощью электронных таблиц (12 час)

Фильтрация данных: фильтры, группировки и сортировки.

Создание сводных таблиц. Основные параметры сводной таблицы. Построение макета сводной таблицы.

Изменение порядка полей, добавление полей, изменение типа поля. Вычисляемые поля сводных таблиц.

Сводные диаграммы.

Модуль 5

Подведение итогов курса (8 часа)

Проверка умений слушателей работать со списками данных, а также производить вычисления и оформлять расчетные документы в среде табличного процессора.

Выполнение зачетной практической работы. Анкетирование слушателей.

2.4. Методические рекомендации по реализации учебной программы

Повышение квалификации современного педагога предполагает практическую направленность обучения. В лекционном материале курса освещены теоретические основы рассматриваемых тем, обозначены направления самостоятельной работы слушателей с учебными пособиями, электронными ресурсами. В ходе практических заданий слушатели осваивают различные методы и приемы обработки статистической информации для подготовки адресного анализа результатов ГИА для различных категорий пользователей и по различным направлениям: активность участия выпускников в ЕГЭ/ГИА; освоение государственного образовательного стандарта для получения документа об образовании; готовность к обучению на профильном уровне в старшей школе; оценка результатов профильного образования в старшей школе.

Преподавание курса «Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора (на примере обработки результатов ГИА)» осуществляется в соответствии с принципами обучения взрослых:

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Этот принцип обеспечивает для педагогов возможность самостоятельного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с группой и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление профессиональных потребностей обучающихся.

3. Принцип использования имеющегося профессионального опыта, практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе – выполнению контрольных и практических заданий, решению ситуативных задач.

4. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью мотивации обучающегося.

5. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью педагога.

6. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов, а также в систематичности и регулярности процесса обучения по курсу.

7. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике) реализуется посредством выполнения практических и итоговых заданий по курсу.

8. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности.

При организации занятий по программе преподавателю следует учитывать следующие особенности взрослых обучающихся:

практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

осознанное отношение к процессу своего обучения;

потребность в самостоятельности;

потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;

наличие жизненного и профессионального опыта;

влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Для большей эффективности обучения необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: лекции, практические задания, решение ситуационных задач и т.д.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты программы:

В процессе изучения материалов учебной программы участники курсовой подготовки:

повысят уровень профессиональной компетентности в вопросах подготовки аналитической информации по итогам ГИА;

расширят представления о возможностях программы Ms Excel;

будут обучены основным способам решения профессиональных задач в электронных таблицах;

повысят уровень ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

Система организации контроля за реализацией программы

Оценка эффективности проведенной работы со слушателями осуществляется с помощью текущего и итогового контроля. Текущий контроль предполагает выполнение практического задания по окончании каждого модуля. Итоговый контроль подразумевает подготовку итоговой контрольной работы и анкетирование.

Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные)

С целью оценки эффективности реализации образовательной программы в ходе обучения по каждому модулю проводится контрольное тестирование, выполнение практических заданий, реализация которых отражает степень овладения слушателями основным понятийным аппаратом рассмотренных тем, а также демонстрирует уровень освоения теоретических вопросов данного курса.

По итогам изучения курса слушатели выполняют итоговую контрольную работу, которая позволяет оценить эффективность освоения пройденных тем и умения применить полученные знания на практике.

Критерии оценки итоговой работы слушателя:

- «зачтено» - правильное выполнение половины или всех заданий теста (контрольной работы);

- «незачтено» - правильное выполнение меньше половины заданий.

С целью изучения степени удовлетворенности слушателей содержанием курсов проводится анкетирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов.–М.: Логос, 2008.

Школа на пути от ГИА к ЕГЭ: линия бездействия или вектор прогресса? / М. Ю. Кирина // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 229-245

Электронные таблицы EXCEL [Электронный ресурс].-URL: http://veieltab.blogspot.ru

  1. Эффективная работа в Microsoft Excel [Электронный ресурс].-URL: http://compcentr.ru/eduexcel/excelindex.html

    Практические работы в MS Excel (Практические работы по построению таблиц и выполнению расчетов с использованием основных функций в среде MS Excel). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zavuch.info/methodlib/221/73951/

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

Тимохова Н.А.: пособие по работе в Word, Excel, PowerPoint, Access.-Пермь, 2010.- 92 с.

Константиновский Д.Л., Агранович М.Л., Дымарская О.Я. От сбора статистических данных — к информационному обеспечению принятия решений. / 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос, 2006. 160 с.

Статистические показатели качества результатов единого государственного экзамена и их использование в управлении на разных уровнях системы образования: методические рекомендации / М. Ю. Мамонтова, М. Л. Жигулина. – Екатеринбург : ГОУ ДПО ИРРО, 2009. – 75 с.

Решение математических задач средствами Excel: Практикум/ В.Я. Гельман. – СПб.: Питер, 2003. – 240с.: ил.

Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 544с.: ил.

Пащенко И.Г. Excel 2007. Шаг за шагом. – Эксмо, 2008. – 495с.

Степанов А.Г. Разработка управленческого решения средствами пакета Excel: Учеб. пособие/ СПб ГУАП. СПб., 2001. 172с.: ил.

Корнелл П. Анализ данных в Excel. Просто как дважды два/ пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007. – 224с.: ил.

Джон Уокенбах. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2002. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2002. — 624 с. : ил.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора (на примере обработки результатов ГИА)»

п/п

Наименование разделов, модулей

Кол-во часов

В том числе

Форма

контроля

Лекции

Практика

1.

Интерфейс процессора электронных таблиц и основные приёмы работы с данными

8

5

3

Практические задания

2.

Использование формул и функций в электронных таблицах

32

14

18

Практические задания

3.

Визуализация данных

8

5

3

Практические задания

4.

Анализ данных с помощью электронных таблиц

12

6

6

Практические задания

5.

Подведение итогов курса

8

-

8

Итоговая контрольная работа

Анкетирование

 

Итого:

68

30

38

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора

(на примере обработки результатов ГИА)»

 

п/п

Наименование разделов, модулей, тем

Кол-во часов

В том числе

Форма

контроля

Лекции

Практические, лабораторные, семинарские занятия, практические задания

 

1.

Интерфейс процессора электронных таблиц

и основные приёмы работы с данными

8

5

3

Практические задания

1.1.

Интерфейс процессора электронных таблиц.

1

1

   

1.2.

Работа с документами.

1

1

   

1.3.

Работа с листами.

2

1

1

Задание 1.

1.4.

Ввод и редактирование данных различных типов. Копирование и перемещение данных.

2

1

1

Задание 2.

1.5.

Форматирование ячеек и диапазонов.

2

1

1

Задание 3.

2.

Использование формул и функций в электронных таблицах

32

14

18

Практические задания

2.1.

Cтруктура формулы. Создание и редактирование формул

2

1

1

Задание 1.

Задание 2.

2.2.

Редактирование формул

3

1

2

Задание 1.

Задание 2. (ПР2 .xlsx)

Задание 3.

2.3.

Использование ссылок в формулах

2

1

1

Задание 1. (ПР3 .xlsx)

2.4.

Создание формул с использованием мастера функций

4

2

2

Задание 1. (ПР4.xlsx)

Задание 2. (ПР4.xlsx)

2.4.1.

Функции даты и времени

3

1

2

Задание 1.

Задание 2.

2.4.2.

Функции текстовые

3

1

2

Задание 1. (ПР4.2 .xlsx)

Задание 2.

2.4.3.

Функции математические

4

2

2

Задание 1. (ПР4.3.xlsx)

2.4.4.

Функции статистические

4

2

2

Задание 1. (ПР4.4 .xlsx)

Задание 2. (ПР4.4 .xlsx)

2.4.5.

Функции логические

3

1

2

Задание 1.

Задание 2.

2.4.6.

Функции просмотра и ссылок

3

1

2

Задание 1.

2.5.

Проверка ошибок при создании и редактировании формул

1

1

   

3.

Визуализация данных

8

5

3

Практические задания

3.1.

Типы диаграмм и их назначение

1

1

   

3.2.

Выбор диаграмм

1

1

   

3.3.

Построение диаграмм

3

1

2

 

3.4

Форматирование диаграмм

3

2

1

 

4.

Анализ данных с помощью электронных таблиц

12

6

6

 

4.1.

Сортировка и фильтрация данных.

3

1

2

Задание 1.

4.2.

Построение макета сводной таблицы.

2

2

   

4.3.

Настройка полей сводной таблицы.

3

1

2

Задание 2.

4.4.

Сводные диаграммы.

4

2

2

Задание 3.

5.

Подведение итогов курса

8

 

8

Итоговая контрольная работа

Анкетирование

 

Итого:

68

30

38

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.