Дополнительная профессиональная образовательная программа «Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора (на примере обработки результатов ГИА)»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора
(на примере обработки результатов ГИА)»
г.о.Новокуйбышевск, 2014г.
Разработчики программы:
Пискеева Е.В., руководитель отдела образовательной статистики ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;
Корнеева Е.Н., методист отдела образовательной статистики ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;
Сударова Е.О., методист отдела образовательной статистики ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск.
Рецензенты программы:
Евдокимова Евгения Николаевна, заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;
Нестерова Светлана Александровна, и.о. руководителя отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
-
ВВЕДЕНИЕ 4
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСА 6
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ КУРСА 8
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ 14
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора
(на примере обработки результатов ГИА)»
Область применения программы
Программа адресована заместителям руководителей образовательных учреждений.
Цели и задачи программы
Цель программы: обучить навыкам практического использования возможностей Ms Excel для подготовки статистической информации, необходимой в профессиональной деятельности заместителя руководителя (на примере обработки результатов ГИА).
Задачи:
расширить представления о возможностях программы Ms Excel;
обучить основным способам решения профессиональных задач в электронных таблицах;
- повысить уровень компетентности заместителя руководителя при подготовке аналитической информации по итогам ГИА; сформировать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации.
3. Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
Основные правила создания документа в Ms Excel;
Оформление текстовой и числовой информации в электронных таблицах;
Использование формул и функций для вычислений;
Правила создания сводных таблиц;
Правила построения диаграмм и графиков в Ms Excel.
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
правильно организовывать размещение данных на листах и в книгах;
работать с большими объемами данных, экспортировать данные из разных источников, выполнять выборку информации;
проводить расчеты с использованием сложных формул, встроенных функций;
оформлять данные в соответствии с желаемым представлением результатов;
создавать и настраивать сводные таблицы и диаграммы.
4. Форма освоения программы
Дистанционная форма обучения.
5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 68 часов, в том числе:
самостоятельная работа обучающегося - 68 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Введение.
Аналитическая работа - одна из трудозатратных задач в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Одним из направлений в работе заместителя директора по УВР является анализ результатов ГИА для осуществления аналитико-прогнозирующей деятельности, контроля результатов учебно-воспитательного процесса. Протоколы с результатами ЕГЭ и ГИА, в которых представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы, подвергаются всесторонней обработке. Из них формируется статистическая информация по ОУ, по классам, по предметам, по темам и т.д.
Анализ данных в Ms Excel позволяет значительно быстрее произвести все необходимые расчеты за счет наличия встроенных экономических, математических и финансовых формул. Именно поэтому анализ данных в Ms Excel сегодня распространен намного шире, нежели другие программные обеспечения статистики. Microsoft Excel располагает широкими возможностями, как статистической обработки информации, так и визуализации результатов расчетов в виде графиков, диаграмм и т.д.
Новизна излагаемого в курсе подхода в том, что он позволяет не только освоить базовые навыки работы с программой Ms Excel, но и предоставляет возможность слушателю проводить анализ результатов ГИА, учитывая потребности всех участников образовательного процесса.
Предлагаемая программа курса учит с помощью Excel создавать и форматировать книги (наборы листов) для анализа данных, отслеживать данные, разрабатывать модели анализа данных, создавать формулы для вычислений с этими данными, сводить данные множеством способов, а также отображать их на профессионально выглядящих диаграммах различных видов.
В программе курса подробно рассматриваются как теоретические аспекты работы с таблицами Ms Excel, так и практические задания.
В материалах курса описываются методы статистического анализа, организация хранения данных, подготовка отчетности.
Одним из основных методов анализа данных является статистическая обработка. По сути своей статистическая обработка данных подразумевает группировку и работу с некоторыми количественными данными. Благодаря методам статистического анализа можно выявить средние и максимальные значения, заметить тенденции развития и найти наиболее рациональный путь развития. Для лучших и более точных результатов необходимы не только данные, полученные в конкретный период времени, но и данные за прошлые периоды. Поэтому так важно организовать в учреждении правильную структуру хранения данных за счет архивов.
Подготовка отчетности является наиболее важным этапом в аналитической деятельности руководителя, так как в отчете приводятся все выкладки по сбору, анализу и обработке данных, выявляются наиболее значимые для учреждения количественные характеристики.
Таким образом, возросшая потребность в объективной информации о качестве образовательных услуг и необходимость обучения навыкам практического использования возможностей Ms Excel для применения их на практике в профессиональной деятельности заместителя руководителя обуславливает актуальность и востребованность данного учебного курса.
2.2. Перечень тем курса
Курс построен на модульной основе, состоит из 5 модулей (68 учебных часов) и включает 4 темы для изучения, а также итоговый модуль, предполагающий выполнение контрольной работы и анкетирование слушателей. Продолжительность курса составляет 4 недели.
Каждый модуль посвящен изучению отдельного блока тем и предполагает выполнение практических заданий, тестов, заполнение анкет, которые помогут закрепить полученные знания и отработать навыки применения изученных материалов. Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и практических заданий, гибкая система проверочных и контрольных работ. Обучение осуществляется в дистанционной форме.
Модуль 1 знакомит пользователя с интерфейсом Microsoft Excel 2007, понятием книги и листа. Приведены основные правила ввода данных. Изучаются способы перемещения и копирования фрагментов документа перетаскиванием и с использованием буфера обмена, в том числе с использованием возможностей специальной вставки. Рассматриваются способы оформления таблиц, выбор стилей, основные действия с листами: добавление, переименование, перемещение, копирование и удаление.
Модуль 2 посвящен изучению различных способов создания и редактирования формул. Рассматривается перемещение и копирование формул, использование ссылок в формулах, ссылок на ячейки других листов и книг. В материалах модуля изучаются математические и статистические функции, функции даты и времени, логические функции и текстовые функции.
Модуль 3 обучает созданию диаграмм на основе имеющихся табличных данных. Рассматриваются настройка и редактирование диаграмм. Показаны возможности изменения типа диаграммы, изменения и замены источника данных, добавления и удаления элементов диаграммы, изменения размеров диаграммы и ее расположения на листе и в книге. Изучается оформление диаграмм, выбор стиля диаграммы.
Модуль 4 знакомит с использованием фильтров, группировки и сортировки данных. Модуль предполагает изучение требований, предъявляемых к исходным таблицам для правильного построения сводных таблиц, создание макета сводной таблицы, изменение порядка полей, добавление полей, изменение типа поля, обновление сводных таблиц. Рассматривается построение сводных диаграмм.
Модуль 5 предполагает выполнение итоговой контрольной работы, анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности слушателей содержанием обучения.
МОДУЛЬ 1.
Интерфейс процессора электронных таблиц и основные приёмы работы с данными
1.1. Интерфейс процессора электронных таблиц.
1.2. Работа с документами.
1.3. Работа с листами.
1.4. Ввод и редактирование данных различных типов. Копирование и перемещение данных.
1.5. Форматирование ячеек и диапазонов.
МОДУЛЬ 2.
Использование формул и функций в электронных таблицах
2.1. Cтруктура формулы. Создание и редактирование формул
2.2. Редактирование формул
2.3. Использование ссылок в формулах
2.4. Создание формул с использованием мастера функций
2.4.1. Функции даты и времени
2.4.2. Функции текстовые
2.4.3. Функции математические
2.4.4. Функции статистические
2.4.5. Функции логические
2.4.6. Функции просмотра и ссылок
2.5. Проверка ошибок при создании и редактировании формул
МОДУЛЬ 3.
Визуализация данных
3.1. Типы диаграмм и их назначение
3.2. Выбор диаграмм
3.3. Построение диаграмм
3.4 Форматирование диаграмм
МОДУЛЬ 4.
Анализ данных с помощью электронных таблиц
4.1. Сортировка и фильтрация данных.
4.2. Построение макета сводной таблицы.
4.3. Настройка полей сводной таблицы.
4.4. Сводные диаграммы.
МОДУЛЬ 5.
Подведение итогов курса.
5.1. Выполнение итоговой контрольной работы.
5.2.Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности слушателей содержанием обучения.
2.3. Краткое содержание основных тем курса
Модуль 1.
Интерфейс процессора электронных таблиц
и основные приёмы работы с данными (8 часов)
Основные элементы окна приложения. Контекстные меню. Лента (панели инструментов). Рабочая книга и её основные элементы. Перемещение по рабочему листу. Понятие диапазона. Выделение на рабочем листе. Выделение по блокам данных. Выделение целых строк и столбцов. Выделение группы рабочих листов.
Понятие книги и листа. Режимы отображения листов и изменение масштаба отображения, скрытия и отображения столбцов и строк. Способы выделения листов и их элементов (ячеек, строк и столбцов).
Особенности ввода данных различных типов: ввод текстовых данных, ввод числовых данных, ввод даты и времени. Способы редактирования текста и формул. Подготовка документа к печати.
Форматирование отдельных фрагментов текста в ячейке. Выравнивание и изменение ориентации текста и чисел в ячейках. Особенности форматирования чисел. Форматирование дат и времени.
Элементы управления листами. Основные действия с листами: вставка, удаление, копирование и перемещение листов в книге. Переименование ярлыков листов и изменение их цвета.
Модуль 2.
Использование формул и функций в электронных таблицах (32 часов)
Понятие формулы. Правила составления формул Способы ввода формулы. Ввод формул непосредственно в ячейке. Формирование формулы методом указания. Редактирование формул в строке формул.
Понятие абсолютной, относительной и смешанной ссылок. Использование различных ссылок в формулах. Типичные ошибки в формулах (примеры ошибок и способы их исправления).
Понятие функции. Примеры использования функций. Мастер функций. Математические функции. Статистические функции. Функции даты и времени. Логические функции. Текстовые функции. Сообщения об ошибках.
Понятие вложенной функции. Порядок ввода вложенных функций. Примеры использования вложенных функций.
Модуль 3.
Визуализация данных (8 часов)
Типы диаграмм и их назначение. Выбор типа диаграмм. Элементы диаграмм.
Связь между таблицей и диаграммой. Способы создания диаграмм. Использование мастера диаграмм. Размещение и перемещение диаграммы.
Редактирование различных элементов диаграмм. Форматирование диаграмм.МОДУЛЬ 4.
Анализ данных с помощью электронных таблиц (12 час)
Фильтрация данных: фильтры, группировки и сортировки.
Создание сводных таблиц. Основные параметры сводной таблицы. Построение макета сводной таблицы.
Изменение порядка полей, добавление полей, изменение типа поля. Вычисляемые поля сводных таблиц.
Сводные диаграммы.
Модуль 5
Подведение итогов курса (8 часа)
Проверка умений слушателей работать со списками данных, а также производить вычисления и оформлять расчетные документы в среде табличного процессора.
Выполнение зачетной практической работы. Анкетирование слушателей.
2.4. Методические рекомендации по реализации учебной программы
Повышение квалификации современного педагога предполагает практическую направленность обучения. В лекционном материале курса освещены теоретические основы рассматриваемых тем, обозначены направления самостоятельной работы слушателей с учебными пособиями, электронными ресурсами. В ходе практических заданий слушатели осваивают различные методы и приемы обработки статистической информации для подготовки адресного анализа результатов ГИА для различных категорий пользователей и по различным направлениям: активность участия выпускников в ЕГЭ/ГИА; освоение государственного образовательного стандарта для получения документа об образовании; готовность к обучению на профильном уровне в старшей школе; оценка результатов профильного образования в старшей школе.
Преподавание курса «Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора (на примере обработки результатов ГИА)» осуществляется в соответствии с принципами обучения взрослых:
1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Этот принцип обеспечивает для педагогов возможность самостоятельного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения.
2. Принцип совместной деятельности обучающегося с группой и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление профессиональных потребностей обучающихся.
3. Принцип использования имеющегося профессионального опыта, практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе – выполнению контрольных и практических заданий, решению ситуативных задач.
4. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью мотивации обучающегося.
5. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью педагога.
6. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов, а также в систематичности и регулярности процесса обучения по курсу.
7. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике) реализуется посредством выполнения практических и итоговых заданий по курсу.
8. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности.
При организации занятий по программе преподавателю следует учитывать следующие особенности взрослых обучающихся:
практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
осознанное отношение к процессу своего обучения;
потребность в самостоятельности;
потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
наличие жизненного и профессионального опыта;
влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
Для большей эффективности обучения необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: лекции, практические задания, решение ситуационных задач и т.д.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты программы:
В процессе изучения материалов учебной программы участники курсовой подготовки:
повысят уровень профессиональной компетентности в вопросах подготовки аналитической информации по итогам ГИА;
расширят представления о возможностях программы Ms Excel;
будут обучены основным способам решения профессиональных задач в электронных таблицах;
повысят уровень ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Система организации контроля за реализацией программы
Оценка эффективности проведенной работы со слушателями осуществляется с помощью текущего и итогового контроля. Текущий контроль предполагает выполнение практического задания по окончании каждого модуля. Итоговый контроль подразумевает подготовку итоговой контрольной работы и анкетирование.
Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные)
С целью оценки эффективности реализации образовательной программы в ходе обучения по каждому модулю проводится контрольное тестирование, выполнение практических заданий, реализация которых отражает степень овладения слушателями основным понятийным аппаратом рассмотренных тем, а также демонстрирует уровень освоения теоретических вопросов данного курса.
По итогам изучения курса слушатели выполняют итоговую контрольную работу, которая позволяет оценить эффективность освоения пройденных тем и умения применить полученные знания на практике.
Критерии оценки итоговой работы слушателя:
- «зачтено» - правильное выполнение половины или всех заданий теста (контрольной работы);
- «незачтено» - правильное выполнение меньше половины заданий.
С целью изучения степени удовлетворенности слушателей содержанием курсов проводится анкетирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов.–М.: Логос, 2008.
Школа на пути от ГИА к ЕГЭ: линия бездействия или вектор прогресса? / М. Ю. Кирина // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 229-245
Электронные таблицы EXCEL [Электронный ресурс].-URL: http://veieltab.blogspot.ru
- Эффективная работа в Microsoft Excel [Электронный ресурс].-URL: http://compcentr.ru/eduexcel/excelindex.html
Практические работы в MS Excel (Практические работы по построению таблиц и выполнению расчетов с использованием основных функций в среде MS Excel). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zavuch.info/methodlib/221/73951/
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
Тимохова Н.А.: пособие по работе в Word, Excel, PowerPoint, Access.-Пермь, 2010.- 92 с.
Константиновский Д.Л., Агранович М.Л., Дымарская О.Я. От сбора статистических данных — к информационному обеспечению принятия решений. / 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос, 2006. 160 с.
Статистические показатели качества результатов единого государственного экзамена и их использование в управлении на разных уровнях системы образования: методические рекомендации / М. Ю. Мамонтова, М. Л. Жигулина. – Екатеринбург : ГОУ ДПО ИРРО, 2009. – 75 с.
Решение математических задач средствами Excel: Практикум/ В.Я. Гельман. – СПб.: Питер, 2003. – 240с.: ил.
Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 544с.: ил.
Пащенко И.Г. Excel 2007. Шаг за шагом. – Эксмо, 2008. – 495с.
Степанов А.Г. Разработка управленческого решения средствами пакета Excel: Учеб. пособие/ СПб ГУАП. СПб., 2001. 172с.: ил.
Корнелл П. Анализ данных в Excel. Просто как дважды два/ пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007. – 224с.: ил.
Джон Уокенбах. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2002. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2002. — 624 с. : ил.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора (на примере обработки результатов ГИА)»
№ п/п |
Наименование разделов, модулей |
Кол-во часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практика |
||||
1. |
Интерфейс процессора электронных таблиц и основные приёмы работы с данными |
8 |
5 |
3 |
Практические задания |
2. |
Использование формул и функций в электронных таблицах |
32 |
14 |
18 |
Практические задания |
3. |
Визуализация данных |
8 |
5 |
3 |
Практические задания |
4. |
Анализ данных с помощью электронных таблиц |
12 |
6 |
6 |
Практические задания |
5. |
Подведение итогов курса |
8 |
- |
8 |
Итоговая контрольная работа Анкетирование |
Итого: |
68 |
30 |
38 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Применение Ms Excel для формирования статистической информации в работе заместителя директора
(на примере обработки результатов ГИА)»
№ п/п |
Наименование разделов, модулей, тем |
Кол-во часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практические, лабораторные, семинарские занятия, практические задания |
||||
1. |
Интерфейс процессора электронных таблиц и основные приёмы работы с данными |
8 |
5 |
3 |
Практические задания |
1.1. |
Интерфейс процессора электронных таблиц. |
1 |
1 |
||
1.2. |
1 |
1 |
|||
1.3. |
Работа с листами. |
2 |
1 |
1 |
Задание 1. |
1.4. |
Ввод и редактирование данных различных типов. Копирование и перемещение данных. |
2 |
1 |
1 |
Задание 2. |
1.5. |
Форматирование ячеек и диапазонов. |
2 |
1 |
1 |
Задание 3. |
2. |
Использование формул и функций в электронных таблицах |
32 |
14 |
18 |
Практические задания |
2.1. |
Cтруктура формулы. Создание и редактирование формул |
2 |
1 |
1 |
Задание 1. Задание 2. |
2.2. |
Редактирование формул |
3 |
1 |
2 |
Задание 1. Задание 2. (ПР2 .xlsx) Задание 3. |
2.3. |
Использование ссылок в формулах |
2 |
1 |
1 |
Задание 1. (ПР3 .xlsx) |
2.4. |
Создание формул с использованием мастера функций |
4 |
2 |
2 |
Задание 1. (ПР4.xlsx) Задание 2. (ПР4.xlsx) |
2.4.1. |
Функции даты и времени |
3 |
1 |
2 |
Задание 1. Задание 2. |
2.4.2. |
Функции текстовые |
3 |
1 |
2 |
Задание 1. (ПР4.2 .xlsx) Задание 2. |
2.4.3. |
Функции математические |
4 |
2 |
2 |
Задание 1. (ПР4.3.xlsx) |
2.4.4. |
Функции статистические |
4 |
2 |
2 |
Задание 1. (ПР4.4 .xlsx) Задание 2. (ПР4.4 .xlsx) |
2.4.5. |
Функции логические |
3 |
1 |
2 |
Задание 1. Задание 2. |
2.4.6. |
Функции просмотра и ссылок |
3 |
1 |
2 |
Задание 1. |
2.5. |
Проверка ошибок при создании и редактировании формул |
1 |
1 |
||
3. |
Визуализация данных |
8 |
5 |
3 |
Практические задания |
3.1. |
Типы диаграмм и их назначение |
1 |
1 |
||
3.2. |
Выбор диаграмм |
1 |
1 |
||
3.3. |
Построение диаграмм |
3 |
1 |
2 |
|
3.4 |
Форматирование диаграмм |
3 |
2 |
1 |
|
4. |
Анализ данных с помощью электронных таблиц |
12 |
6 |
6 |
|
4.1. |
Сортировка и фильтрация данных. |
3 |
1 |
2 |
Задание 1. |
4.2. |
Построение макета сводной таблицы. |
2 |
2 |
||
4.3. |
Настройка полей сводной таблицы. |
3 |
1 |
2 |
Задание 2. |
4.4. |
Сводные диаграммы. |
4 |
2 |
2 |
Задание 3. |
5. |
Подведение итогов курса |
8 |
8 |
Итоговая контрольная работа Анкетирование |
|
Итого: |
68 |
30 |
38 |