Урок информатики в 11 классе на тему «Моделирование в приложении MS Excel 2010»
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Тема: Моделирование в приложении MO Excel 2010
11 класс
Кулибякина Л.А., учитель информатики
высшая квалификационная категория
г. Братск, 2017 г.
Цель урока:
закрепление навыков работы в приложении Microsoft Office Excel 2010;
осуществить построение биоритмов человека в приложении Microsoft Office Excel 2010 на основе готовой математической модели.
Формируемые УУД:
Личностные:
умение сотрудничать, работать в группе;
умение аргументировать свою точку зрения;
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
оценка своей работы и полученного результата.
Метапредметные:
умение формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ делать выводы, оформлять результаты своей деятельности,
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение видеть возможности применения полученных знаний в своей дальнейшей жизни;
Предметные:
анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями;
умение применять Microsoft Office Excel 2010 при решении задач;
умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.
Тип: проектно-исследовательский, здоровьесберегающий.
Форма представления: урок.
Информационные источники:
информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2011 г.;
информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс под. ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2011 г;
http://yourlife.com.ua/archives/10049 - биоритмы, используем свой потенциал.
Программное обеспечение, электронные образовательные ресурсы
приложение Microsoft Office Excel 2010;
презентация, созданная в приложении Microsoft Office PowerPoint 2010 ««Моделирование в приложении в Microsoft Office Excel 2010»;
инструкционная карта урока;
план работы обучающегося;
Оборудование:
мультимедийный проектор,
персональные компьютеры обучающихся.
Технологическая карта урока.
№ |
Этап урока |
Название ЦОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
УУД |
1 |
Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Приветствие учителя |
2 |
Личностные: формирование навыков самоорганизации |
|
2 |
Актуализация знаний |
Презентация, мультимедийный проектор |
Учитель беседует с учащимися, задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу, раздает карточки-задания. Предлагаю для проверки готовности к уроку на выбор три типа заданий разной сложности: кроссворд – сложный уровень тест № 1- средний уровень, тест № 2 – лёгкий уровень (карточка). Фиксирует затруднения в индивидуальной деятельности. |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и Обучающиеся по своему желанию выбирают задание определенного уровня сложности и выполняет его. |
3 |
Регулятивные: уметь контролировать время, контроль Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3 |
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации |
Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся. Андрей Макаревич* писал: «Бывают дни, когда опустишь руки. И нет ни слов, ни музыки, ни сил. В такие дни я был с собой в разлуке И никого помочь мне не просил». Вы когда-нибудь размышляли над тем, почему наша жизнь «полосатая как зебра»: сегодня нам всё удается, а через неделю примитивная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на хмурый день, настроение отличное, а через 3 дня нас нервирует все вокруг. А вы замечали, что такое состояние повторяется через определенный промежуток времени и порой при этом в организме не происходит никаких видимых изменений? Все мы живем по определенным законам, которые изучает новая наука – хронобиология, тесно связанная с медициной, физиологией, экологией. Существует теория, что и жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. |
Осмысливают полученную информацию. Ознакомление с проблемной ситуацией. |
5 |
Личностные: умение вести диалог. Коммуникативные: формулировать собственные мысли. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
|
4 |
Выдвижение гипотезы. |
Презентация, мультимедийный проектор |
Учитель задаёт учащимся вопрос «Как вы думаете, зависит ли реальная жизнь человека от его биоритмов?» Ваши предположения? Давайте ваше предположение сформулируем в виде гипотезы. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Выдвигают гипотезы. Формулируют гипотезу: «Реальная жизнь человека зависит от его биоритмов» |
2 |
Регулятивные: выдвигать версии и гипотезы. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
5 |
Выбор метода решения проблемной ситуации. |
Презентация, мультимедийный проектор |
Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса: Каким способом мы можем проверить нашу гипотезу? |
Участвуют в обсуждении проблемного вопроса. Формулируют мнение и аргументируют его. Нашу гипотезу мы сможем проверить практическим способом, при помощи ЭТ. |
2 |
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию. |
6 |
Формулирование цели исследования. |
Презентация, мультимедийный проектор |
Подведение обучающихся к постановке цели и задачам урока. Итак, кто поможет мне сформулировать тему нашего урока? Наша цель – построить биоритмы конкретного человека По ходу исследования предлагаю продумать ответ на вопрос: Теория моделирования биоритмов имеет право на существование? |
Отвечают на поставленные вопросы, анализируют и делают выводы о целях и задачах урока. |
1 |
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию. |
7 |
«Открытие» нового знания. |
Презентация, звуковой файл, мультимедийный проектор |
Учитель раздает учащимся текст, в котором написана история открытия биоритмов, который учащиеся ещё не читали, но содержание которого им уже частично знакомо из курса биологии. Учитель объясняет учащимся, что они будут читать текст, делая в нём пометки карандашом. Для этого нужно пользоваться следующими знаками: «-» – Это противоречит моим знаниям; V – Я знаю это; + - Новая информация; ? - Не понял; Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном. Просит учащихся разделиться на группы. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение информации о физическом, эмоциональном, интеллектуальном биоритмах. «Затем, на практике с помощью построенной модели мы проверим теорию биоритмов» Сообщение информации, связанной межпредметной связью использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Организует учебное исследование для проверки теории биоритмов на конкретном примере. Жизнь поэта неразрывно связана с его произведениями. Итак, наша цель – проанализировать состояние биоритмов А. Ахматовой в момент написания стихотворения. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Учитель демонстрирует при помощи презентации график биоритмов у А. Ахматовой в момент написания стихотворения. И даёт пояснения к этому графику. Стихотворение посвящено А.С. Пушкину, кумиру А. Ахматовой. На момент написания этого стихотворения: Эмоциональный биоритм – пик, в стихотворении чувствуется гармония с окружающей природой, легкая грусть и восхищение. Интеллектуальный биоритм – пик, ощущение, что стихотворение написано на едином дыхании, как будто она шла и просто рассуждала в стихах, может быть, поэтому есть точная дата. Физический биоритм – благоприятный, человек в ладу с самим собой, его не тревожат физические недомогания. Данное стихотворение не опровергает это суждение. |
Работают с информацией. Читают текст «Из истории открытия биоритмов» методом инсертного чтения. Участвуют по группам в обсуждении содержания материала. (Каждой группе выдаётся информация об одном из биоритмов) Далее делятся полученной информацией с другими группами, объясняя формулу по которой можно найти биоритм. Работают с раздаточным материалом, отмечают свое состояние смайликами. Учащиеся приходят к выводу, что данное стихотворение не опровергает теорию биоритмов |
5 |
Регулятивные: умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать |
8 |
Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. |
Организует практическую работу. Сейчас мы проверим гипотезу о биоритмах. Для этого выполним практическую работу и построим график кривых биоритмов на месяц А. Ахматовой. Работаем в группах, используя для анализа некоторые периоды жизни А. Ахматовой. |
Ответы, рассуждения: на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности. |
1 |
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, слушают собеседников. Регулятивные: дополняют, уточняют |
|
9 |
Физминутка |
Презентация |
Выполняем пальминг, упражнения для снятия усталости глаз |
Выполняют |
1 |
|
10 |
Составление плана исследования. |
Презентация, мультимедийный проектор |
Выступает в роли организатора, подводит обучающихся к плану исследования. Задаёт наводящие вопросы. • Какой процесс называют моделированием? • Что будет результатом моделирования? • Какие исходные данные необходимы для построения графиков? Для работы вам необходимо использовать технологическую карту, для анализа таблицу значений биоритмов. Вы должны: 1. Ввести данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза. 2. Создать и скопировать формулы с учетом длительности прогноза. 3. По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму Информирует о необходимости соблюдения правил ТБ при работе в компьютерном классе Организация практической работы. Контроль за выполнением практической работы. |
Отвечают на поставленные вопросы учителя. Составляют план исследования используя технологическую карту. Учащиеся выполняют практическую работу при помощи электронной таблицы MS Excel и их анализируют. |
10 |
Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи |
11 |
Вывод по результатам исследовательской работы. |
Презентация, мультимедийный проектор |
Учитель предлагает обучающимся проанализировать биоритмы А. Ахматовой. После анализа биоритмов, прослушивание в исполнении А. Ахматовой «Царскосельская статуя» (поэтический ответ А.С. Пушкину и Реквием IX/ |
Проводят исследование в парах, анализируют совместимость биоритмов драг друга. Отвечают на вопросы педагога. |
5 |
Личностные: адекватная оценка своей работы и полученного результата. |
12 |
Проверка понимания знаний. |
Сейчас мы проверим гипотезу о биоритмах. Для этого построим график кривых своих биоритмов на текущий месяц. Учитель предлагает обучающимся проанализировать свои биоритмы. Ваше отношение к рассматриваемой задаче, насколько реальна полученная информация, как к ней относится, верить или не верить полученным результатам? |
Строят собственные биоритмы Отвечают на вопросы педагога |
3 |
Личностные: организация самостоятельной исследовательской деятельности Предметные: умение применять MS Excel при решении задаx |
|
13 |
Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности |
Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Сообщает учащимся о домашнем задании на более глубокое закрепление изученного материала, разъясняет методику его выполнения. Используя созданную модель определить своё состояние во время выпускных экзаменов. |
Делают вывод, ответив на вопрос «Соответствует ли теория практике?». Самооценка детьми собственной деятельности. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… |
2 |
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента