12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Спортсила32
0

Дополнительная программа физкультурно-оздоровительной направленности по применению комплексов упражнений на профилактику осанки и плоскостопия на занятиях по физической культуре «Здоровячок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете ДОУ Заведующий МБДОУ №2

Протокол № от ______________Кузнецова О.Н.



Дополнительная программа физкультурно-оздоровительной направленности

по применению комплексов упражнений на профилактику осанки и плоскостопия

на занятиях по физической культуре

«Здоровячок»













Срок реализации дополнительной программы 4 года

Разработчик: Каменская Ирина Алексеевна,

инструктор по физической культуре

г. Кировск 2021г.




Содержание.

1.Пояснительная записка.

1.1 .Цель программы.

1.2.Общие задачи.

1.3.Специальные задачи.

1.4.Принципы реализации программы.

1.5.Актуальность.

1.6.Новизна программы.

1.7.Сроки реализации.

2.Учебно-тематическое планирование для детей 3-5 лет, 5-7 лет.

3.Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

4.1.Система оценки результатов освоения образовательной программы.






















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная программа по применению комплексов упражнений на профилактику осанки и плоскостопия на занятиях по физической культуре разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности «Здоровый малыш» были использованы:

Пособие Л.Ф. Асачёвой, О.В. Горбуновой «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия».- С.-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013 г.,

Рекомендации «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» под редакцией Р.А. Ерёминой.- 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.

Дополнительная программа по применению комплексов упражнений на профилактику правильной осанки и плоскостопия на занятиях по физической культуре, физкультурно-спортивной направленности, разработана для детей 3-7 лет.

Цель дополнительной программы по профилактике правильной осанки и плоскостопия это обучение детей элементам здорового образа жизни и выполнению специальных упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата.

Общие задачи дополнительной программы по профилактики правильной осанки и плоскостопия:

1.Укреплять организм детей с помощью специальных упражнений.

2.Совершенствовать развитие двигательных способностей и физических качеств ребёнка (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости).

3.Формировать потребность в здоровом образе жизни.

4.Формировать и закреплять навык длительного поддержания правильной осанки, сохранения её при выполнении различных упражнений.

5.Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Специальные задачи дополнительной программы физкультурно-оздоровительной направленности по профилактике осанки и плоскостопия:

1.Укреплять мышцы, формирующие свод стопы.

2.Укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки.

Принципы реализации программы:

-индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей нарушений опорно-двигательного аппарата и общего состояния ребёнка;

-систематизация воздействия с обеспечением определённого подбора упражнений и последовательности их применения;

-длительность применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

- разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (целесообразно через каждые 2-3 недели обновлять 20-30% упражнений);

- учёт возрастных особенностей – при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.

Актуальность дополнительной программы физкультурно-оздоровительной направленности на профилактику осанки и плоскостопия на занятиях по физической культуре.

Сегодня проблема воспитания здорового ребёнка актуальна, как никогда ранее. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста, уровень заболеваемости которых за последние годы возрос.

А между тем, именно дошкольный возраст – это сенситивный период развития ребёнка, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, двигательных умений и навыков. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для развития его физических качеств, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Первые семь лет жизни организм ребёнка интенсивно растёт и развивается. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым к воздействию внешних факторов, как неблагоприятных социальных, так и экологических, демографических, климатических, а именно:

Наследственность

Особенности климата

Неблагоприятная экологическая обстановка

Образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья

Неправильно подобранная или дешёвая обувь, искривляющая стопу.

При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в спине.

Учитывая данные факторы, мы отдаём себе отчёт в том, что изменить в корне существующее положение вещей сложно. Но повлиять на сохранение и укрепление здоровья детей могут и должны специалисты детского сада.

Для многих родителей удобнее, когда коррекционная и профилактическая работа с ребёнком ведётся непосредственно в детском саду. Очевидно, что внедрение специальных комплексов упражнений в начале физкультурного занятия, направленные на формирование навыка правильной осанки и профилактику плоскостопия у детей в условиях детского сада, является актуальной.

Программа «Здоровячек» по профилактики осанки и плоскостопия обеспечивает:

- формирование у детей интереса к своему и чужому здоровью;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством реализации современных, адаптированных к условиям дошкольного учреждения, оздоровительных технологий и программ.

Эти методики носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.

Новизна дополнительной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровячек» на профилактику осанки и плоскостопия - в создании применения на занятиях с использованием игровых упражнений с привлекательными для детей образами, которые воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную активность, что чрезвычайно важно.

Возраст обучающихся, на который рассчитана дополнительная программа – 5-7 лет.

Минимальный возраст – 5 лет (старшая группа).

Срок реализации дополнительной программы физкультурно-оздоровительной направленности на профилактику осанки и плоскостопия - 4 года.



2. Учебно-тематическое планирование для детей 5-7 лет

Месяц

занятия

Цель

Количество

занятий всего

Сентябрь

Занятия

1,2

Упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу, ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперёк


2


Занятия

3,4

Учить подтягивать пальцами ног дорожку с грузом весом 500 г;

-упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании

2


Октябрь

Занятия

5,6

Учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место;

-упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стоп мячом


2


Занятия

7,8

Упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч;

-учить лазанию по гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске

2


Ноябрь

Занятия

1,2

Упражнять в ходьбе «гусиным шагом»; учить массажу стопы;

-учить правильной ходьбе с прямой спиной с мешочком на голове


2


Занятия

3,4

Учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола;

-упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на наружные края стоп

2

Декабрь

Занятия

5,6

Учить ползающим движениям стоп вперёд и назад с помощью пальцев;

-упражнять в сведении и разведении пяток


2

Занятия

7,8

Упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочерёдно)

2

Январь

Занятия

1,2

Упражнять в ходьбе на наружном своде стопы;

-закреплять умение ходить по гимнастической палке

2

Занятия

3,4

Закрепить умение ходьбы на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы»

2

Февраль

Занятия

5,6

Закреплять умение активного сгибания и разгибания стоп, катание подошвами округлого предмета


2

Занятия

7,8

Упражнять прыжкам на месте и с небольшим продвижением вперёд (на носках);

-совершенствовать ходьбу по рейке гимнастической скамейки и ребристой доске

1

1

Март

Занятия

1,2

Закреплять круговые вращения стопы влево-вправо;

-упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу


1

1

Занятия

3,4

Совершенствовать в захвате, приподнимании и удерживании пальцами одной ноги лёгкого предмета;

-сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом

1

1

Занятия

5,6

Учить ходьбе на носках по наклонной плоскости, а также приставным шагом по рейке гимнастической скамейки (прямо и боком)

2

Занятия

7,8

Закрепление ходьбы на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости

2

Занятия

1,2

Отработка общеразвивающих упражнений: «Матрёшки», «Красивые сапожки», «Танец каблучков»

Совершенствование ходьбы на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом

2

Занятия

3,4

Отработка общеразвивающих упражнений «Присядка», «Шаг с припаданием»

Учить балансировать на набивном мяче

2

Занятия

5,6

Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног;

-совершенствование круговых движений стопами по максимальной окружности

1

1

Занятия

7,8

Учить перепрыгивать через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками;

-отрабатывание ходьбы с постановкой ноги с носка на всю ступню

1

1

Занятия

1,2

Закрепление ходьбы на наружном своде стопы и с перекатом на носок

2

Занятия

3,4

Совершенствование ходьбы по гимнастической палке прямо и боком;

-отработка общеразвивающих упражнений: «Эквилибристы», «Цыплята»

1

1

Занятия

5,6

Отработка общеразвивающих упражнений «Лыжные тренировки», «Разминка»

2

Занятия

7,8

Отработка общеразвивающих упражнений «Куры на месте», «Раскатаем тесто»

2

Занятия

1,2

Совершенствование ходьбы на носках

с высоким подниманием бедра и ходьбы по гимнастической палке прямо и боком

2

Занятия

3,4,5

Отработка общеразвивающих упражнений из положения сидя

3

Занятия

6,7,8

Совершенствование поворотов голени внутрь и наружу;

-отработка прыжков с небольшим продвижением вперёд (на носках)


1

2

Всего:


62



Содержание программы

Программа «Здоровый малыш» включает пять разделов. В каждый раздел входит теоретический и практический материалы.

1 раздел «Профилактика нарушений осанки»

Теоретический материал:

знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку, и их значение;

правила безопасности при их выполнении

Практический материал:

специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие правильной осанки с предметами и без них;

специальные упражнения в положении лёжа на животе, на спине, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса с предметами и без них;

самовытяжение из разных исходных положений, направленное на исправление нарушений осанки;

подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки;

дыхательные упражнения;

упражнения на расслабление;

общеразвивающие упражнения из разных исходных положений для всех мышечных групп, с предметами и без них.

2 раздел «Профилактика плоскостопия»

Теоретический материал:

знакомство детей с упражнениями, направленными на укрепление мышц ног и способствующими нормальному развитию стопы;

беседа «Для чего надо заботиться о здоровье своих ног?»

Практический материал:

самомассаж стоп и голени;

специальные упражнения в исходном положении лёжа;

специальные упражнения с мячом обычным, массажным разных размеров;

специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки платочек);

специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе;

игры разной степени подвижности, закрепляющие воздействие специальных упражнений.

3 раздел «Совершенствование двигательных умений»

Теоретический материал:

техника безопасности во время ходьбы и бега;

соблюдение дистанции во время ходьбы и бега во избежание травматизма.

Практический материал:

игры и упражнения на развитие двигательных навыков;

упражнения в ползании;

ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках;

формирование навыка рациональной техники бега;

совершенствование ходьбы, добиваясь непринуждённости и красоты походки.

4 раздел «Развитие физических качеств»

Теоретический материал:

общие сведения о технике безопасности во время проведения игр;

Практический материал:

игры, направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости).







3. .ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма обучения – очная.

Формы организации образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Организация аудиторных занятий – учебное занятие, игра.

С детьми 5-7 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приёмов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом – здесь применяются словесно - наглядные пособия (фотографии, рисунки, зарисовки и др.)

Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:

ритмическое, музыкальное сопровождение;

чёткие команды;

звуковой сигнал

Наполняемость объединения: 10-12 человек в каждой подгруппе.

Продолжительность одного занятия: занятия проводятся подгруппами 5-7 лет два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет – 25-30 минут.

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Описание условий реализации

программы

Материально-техническое оснащение

Оборудование и спортивный инвентарь: наличие помещения (зала), специальные массажные мячи , коврики для выполнения упражнений лёжа и сидя, массажные коврики, набивные мячи, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка скамейки, обручи, мешочки с песком, гимнастические палки, гимнастические маты.

Музыкальный центр

2. Санитарно-гигиенические

Дети занимаются в спортивной форме, упражнения на профилактику плоскостопия выполняют босиком.

Проветривание зала.

Влажная уборка.

Освещение в соответствии с санитарными нормами.

3. Организационно-педагогические

Консультации для воспитателей.

Информация для родителей, выступления на собраниях и педсоветах.

Праздники здоровья.

Домашние задания для закрепления разученных упражнений.

4. Организационно-методические условия

1.Асачёва Л.Ф., Горбунова О.В. «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста».- СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата).- М.: Просвещение, 2003.

3.Рекомендации «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» под редакцией Р.А. Ерёминой.- 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.

4.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Филиппова С.О. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями: Методические рекомендации. – С.-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000

6.Ульянова С.А., Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: Рекомендации, занятия, игры, упражнения. – Издательств «Учитель», 2008

5. Кадровый

Внедрение в занятия по физической культуре упражнений на профилактику осанки и плоскостопия проводит инструктор по физической культуре, высшее образование, высшая квалификационная категория. Стаж в данной должности – 7 лет.

Финансово-ресурсные

Пополнение и приобретение спортивного оборудования







4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

укрепление мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку

укрепление мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы



Система оценки результатов освоения дополнительной программы

Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами-специалистами Кировской ЦРБ 1 раз в год.

Осуществляется медицинский контроль состояния здоровья детей: допуск к физкультурным занятиям после перенесённых заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от диагноза каждого конкретного ребёнка, качественную и количественную оценку эффективности работы группы.

Медсестра ДОУ регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной уборки зала, соблюдение воздушно-теплового режима. Проводит наблюдение антропометрических данных: вес, рост, физкультурная группа.

Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы по программе (сентябрь-май). Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, за их поведением, эмоциональными проявлениями, физической нагрузкой, методическими приёмами, осанкой.

(См. ПРИЛОЖЕНИЯ).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.