12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Созонова Екатерина Ивановна540 Россия, Ханты-Мансийский АО, Советский |
Дополнительная рабочая программа по биологии «Комнатное растениеводство» (6 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский
Утверждаю: Согласовано: Директор МБОУСОШ № 4 г. Советский Зам. директора по ВР _________В.И. Эдель ________Н.Д. Колеватова «___»_____________2016 г. «___»____________2016 г
Дополнительная рабочая программа «Комнатное растениеводство» на 2016 -2017 учебный год направление: эколого - биологическое Составитель: Созонова Е.И., учитель биологии. Возраст детей: 12-13 лет
г. Советский 2016 год |
Пояснительная записка
В настоящее время стремление человека к общению с природой заметно возрастает. В условиях деструктивного давления массовой культуры флористика становится эффективным средством снижения агрессии, смягчения воздействия внешней среды и сближения человека с природой.
Внося растения в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным. Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчёркивая его функциональную направленность.
Близкое общение учителя с учащимися при выполнении различного вида работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью.
Данная рабочая программа дополнительного образования детей «Комнатное растениеводство» позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческих способностей ребёнка с учётом их возможностей и мотиваций. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе тех или иных разделов и тем.
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить образовательная программа дополнительного образования детей «Комнатное растениеводство».
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за комнатными и клумбовыми растениями, дети получают возможность удовлетворить свои потребности в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
В программе учитываются основные постулаты педагогики: от простого – к сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения материала, преемственность знаний и т.д..
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в домашних условиях, в озеленении комнаты. Программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей. Особенностью данной образовательной программы является то, что она нацелена на развитие социально-трудовых компетенций, которые позволят детям с особыми учебными возможностями адаптироваться в социальной среде.
Возраст детей
Материал данной рабочей программы разработан для учащихся 6-7 классов.
Рабочая программа разработана на 2016 – 2017 учебный год, на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Комнатное растениеводство» и рассчитана на 35 часов.
Цель – научить детей осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их при оформлении интерьера помещений, создании цветников.
Задачи:
Общеобразовательные.
Показать влияние зеленых растений на здоровье и работоспособность человека
Сформировать систему знаний об экологических факторах и адаптации к ним растений
ознакомиться с основными правилами и приемами ухода за растениями.
Развивающие
Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, определять, делать выводы.
Формировать навыки научно-исследовательской работы.
Развивать умения работать с дополнительной литературой (различными источниками и информации).
Развивать навыки самостоятельной, групповой работы.
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать речь учащихся при проведении выездов, экскурсий, доказательств, защиты работ.
Воспитывающие:
1.Эстетическое воспитание учащихся.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитание личностных качеств учащихся (ответственность и т.д.)
Воспитание трудовых навыков по выращиванию растений и уходу за ними.
Прогнозируемые педагогические результаты:
По итогам обучения учащиеся должны УМЕТЬ:
Осуществлять квалифицированный уход за растениями
Узнавать растения по внешнему виду, называть по номенклатуре, экологической группе, давать им характеристику.
Владеть основными агротехническими приемами
Пользоваться инвентарем, лабораторным оборудованием
Определять причины заболеваний, бороться с вредителями.
Размещать растения, подбирать видовой состав, составлять композиции
По окончании учащиеся должны ЗНАТЬ:
Роль зеленых растений в биосфере, их влияние на окружающую среду и здоровье человека.
Ассортимент основных (наиболее распространенных) растений, используемых для озеленения помещений.
транспортировки, содержания и ухода, особенности и сроки размножения.
Основные требования, предъявляемые той или иной экологической группой растений, отдельными растениями к условиям содержания в осенне-зимний, весенне-летний период.
Основные приемы агротехники.
Основные болезни и вредителей растений и меры борьбы с ними.
Приемы размещения растений в комнатах и на цветниках.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Цветочно-декоративные растения. | 9 | 4 | 5 |
3. | Уход за комнатными растениями. | 25 | 5 | 20 |
ИТОГО: | 35 | 10 | 25 |
Содержание программы.
Введение. (1 час)
Знакомство с планом работы кружка.
Цветочно-декоративные растения. (9 часов)
Понятие о цветковых растениях, цветочно-декоративные растения, значение растений в жизни человека ( научное , практическое и эстетическое), биологические особенности цветочно-декоративных растений, латинские названия растений, облик комнатных растений( растения с прямостоячим стеблем, злаковые растения, ампельные , шаровидные, розеточные, кустистые, вьющиеся растения, лианы, пальмы), покупка комнатного растения, опасные признаки у покупаемого растения, правила выбора растений для выращивания в помещении, транспортировка домой, ассортимент комнатных растений от А до Я.
Уход за комнатными растениями. (25 часов)
Условия содержания комнатных растений( условия-подходящие растения), емкости для выращивания растений( горшки, кашпо, контейнеры), типы емкостей, гончарные пластиковые, размеры емкостей, поддоны; типы садовых земель (дерновая, субстраты, смеси), световой режим, значение света в жизни растения, распределение растений в помещении по отношению к свету(светолюбивые и теневыносливые растения), тепловой режим, влияние температуры на рост и развитие растений, водный режим, значение воды в жизни растений, правила полива комнатных растений, время полива, количество воды требуемого для полива в зависимости от вида растения, минеральное питание растений, подкормка растений, удобрения ( минеральные и органические), время подкормки; размножение комнатных растений, виды размножения, выращивание рассады, пересадка и перевалка растений, составление композиций из горшечных растений, комнатные садики, террариумы из растений; размещение растений в помещении.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел, тема урока | Кол. часов | Дата проведения | примечание |
1. | Введение | 1 | ||
1. | Знакомство с планом работы. | |||
2. | Цветочно-декоративные растения | 9 | ||
2. | Строение цветковых растений. | 1 | ||
3. | Значение цветковых растений в жизни человека. | 1 | ||
4. | Биологические особенности цветочно-декоративных растений. | 1 | ||
5. | Характеристика цветочно-декоративных растений. | 1 | ||
6. | Ассортимент комнатных растений. | 1 | ||
7. | Названия растений. | 1 | ||
8. | Облик комнатных растений. | 1 | ||
9. | Как правильно выбрать растения для помещения. | |||
10. | Транспортировка растений. | 1 | ||
3. | Уход за комнатными растениями. | 25 | ||
11. | Условия содержания. | 1 | ||
12. | Емкости для выращивания комнатных растений. | 1 | ||
13. | Типы садовых земель. | 1 | ||
14. | Световой режим. | 1 | ||
15. | Распределение растений кабинета по их отношению к свету. | 1 | ||
16. | Тепловой режим. | 1 | ||
17. | Влияние температуры на рост и развитие растений. | 1 | ||
18. | Водный режим. | 1 | ||
19. | Значение воды в жизни растений. | 1 | ||
20. | Питание растений. Фотосинтез. | 1 | ||
21. | Минеральное питание растений. | 1 | ||
22. | Удобрения. Подкормки. | 1 | ||
23. | Размножение растений. Семенное размножение. | 1 | ||
24. | Вегетативное размножение. | 1 | ||
25. | Выращивание рассады. | 1 | ||
26. | Пересадка и перевалка растений. | 1 | ||
27. | Расположение комнатных растений в помещении. | 1 | ||
28. | Размножение комнатных растений. | 1 | ||
29. | Вегетативное размножение. | 1 | ||
30. | Размножение семенами. | 1 | ||
31. | Заболевания комнатных растений. | 1 | ||
32. | Композиции комнатных растений. | 1 | ||
33. | Акклиматизация растений. | 1 | ||
34. | Итоговое занятие «Путешествие с домашними растениями» | 1 | ||
35 | Подготовка комнатных растений к летнему сезону | 1 |
Методическое обеспечение занятий.
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование.
Для работы с комнатными цветами:
Лопатки, совочки, леечки, цветочные горшки, кашпо, ящички из лёгких материалов, торфо-перегнойные горшочки, садовая почва, дренаж.
Для ознакомления с теоретической частью программы:
Литература
Компьютер
Магнитофон
Проектор
Столы, стулья
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.
Методы и приёмы обучения предусматриваются следующие:
наглядные методы | наблюдения рассматривание |
практические методы | игра трудовая деятельность |
словесные методы | рассказ беседа чтение литературы |
Форма организации занятий:
- занятия
- экскурсии
- ежедневный уход
- выставки
- индивидуальные консультации для детей и родителей
Список литературы:
Беляевская Е. К. «Энциклопедия комнатного цветоводства. Луковичные и клубневые» растения, М: Мир книги,2007 г.
Верзилие Н.М. «Путешествие с домашними растениями», Л; изд: «детская литература», 1965г.
Князева Т.П., Князева Д. В. «Миллион цветов на вашем участке», М: ОЛМА Медиа - Групп, 2008 г.
Сорокина Л.В. «тематические игры и праздники по биологии», методическое пособие, М:Сфера, 2003.
Суетина М.Ю., Тукаева И.А. «Современны дизайн вашего участка» «Издательство Мир книги», 2009 г.
Тимошин И. « Цветы в вашем доме», СПб: Паритет, 2001 г.
Шульгина Л. М. Дизайн вашего сада, Белгород: Книжный клуб “Клуб
семейного досуга”, 2008
Юрченко А. «Настольная книга цветовода», М.: Изательство
«ЭСКИМО» 2004 г.
Список литературы для детей:
Головкин Б.Н. 1000 поразительных фактов из жизни растений. – М.:
Астрель, 2001.
2. Дрейер М. Растения. – М.: Просвещение, 2001.
3. Журналы «Юный натуралист».
4. Корабельников В.А. Краски природы. – М.: Просвещение, 1989.
5. Мэтью Биггз. Комнатные растения в интерьере. – М.: Внешсигма, 2000.
6. Непомнящий Н.Н. 1000 тайн живой природы. – М.: Астрель, 2002.
7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
8. Чуб В.В., Лунина К.Д. Цветы в вашем доме. – М.: Просвещение, 2000.