12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Созонова Екатерина Ивановна540
Россия, Ханты-Мансийский АО, Советский
0

Дополнительная рабочая программа по биологии «Комнатное растениеводство» (6 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский

 

Утверждаю: Согласовано:

Директор МБОУСОШ № 4 г. Советский Зам. директора по ВР

_________В.И. Эдель ________Н.Д. Колеватова

«___»_____________2016 г. «___»____________2016 г

 

Дополнительная рабочая программа

«Комнатное растениеводство»

на 2016 -2017 учебный год

направление: эколого - биологическое

Составитель: Созонова Е.И.,

учитель биологии.

Возраст детей: 12-13 лет

 

г. Советский

2016 год

Пояснительная записка

В настоящее время стремление человека к общению с природой заметно возрастает. В условиях деструктивного давления массовой культуры флористика становится эффективным средством снижения агрессии, смягчения воздействия внешней среды и сближения человека с природой.

Внося растения в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным. Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчёркивая его функциональную направленность.

Близкое общение учителя с учащимися при выполнении различного вида работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью.

Данная рабочая программа дополнительного образования детей «Комнатное растениеводство» позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческих способностей ребёнка с учётом их возможностей и мотиваций. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе тех или иных разделов и тем.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить образовательная программа дополнительного образования детей «Комнатное растениеводство».

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за комнатными и клумбовыми растениями, дети получают возможность удовлетворить свои потребности в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.

В программе учитываются основные постулаты педагогики: от простого – к сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения материала, преемственность знаний и т.д..

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в домашних условиях, в озеленении комнаты. Программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей. Особенностью данной образовательной программы является то, что она нацелена на развитие социально-трудовых компетенций, которые позволят детям с особыми учебными возможностями адаптироваться в социальной среде.

Возраст детей

Материал данной рабочей программы разработан для учащихся 6-7 классов.

Рабочая программа разработана на 2016 – 2017 учебный год, на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Комнатное растениеводство» и рассчитана на 35 часов.

Цель научить детей осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их при оформлении интерьера помещений, создании цветников.

Задачи:

Общеобразовательные.

Показать влияние зеленых растений на здоровье и работоспособность человека

Сформировать систему знаний об экологических факторах и адаптации к ним растений

ознакомиться с основными правилами и приемами ухода за растениями.

Развивающие

Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, определять, делать выводы.

Формировать навыки научно-исследовательской работы.

Развивать умения работать с дополнительной литературой (различными источниками и информации).

Развивать навыки самостоятельной, групповой работы.

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать речь учащихся при проведении выездов, экскурсий, доказательств, защиты работ.

Воспитывающие:

1.Эстетическое воспитание учащихся.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Воспитание личностных качеств учащихся (ответственность и т.д.)

Воспитание трудовых навыков по выращиванию растений и уходу за ними.


Прогнозируемые педагогические результаты:

По итогам обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

Осуществлять квалифицированный уход за растениями

Узнавать растения по внешнему виду, называть по номенклатуре, экологической группе, давать им характеристику.

Владеть основными агротехническими приемами

Пользоваться инвентарем, лабораторным оборудованием

Определять причины заболеваний, бороться с вредителями.

Размещать растения, подбирать видовой состав, составлять композиции

По окончании учащиеся должны ЗНАТЬ:

Роль зеленых растений в биосфере, их влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Ассортимент основных (наиболее распространенных) растений, используемых для озеленения помещений.

транспортировки, содержания и ухода, особенности и сроки размножения.

Основные требования, предъявляемые той или иной экологической группой растений, отдельными растениями к условиям содержания в осенне-зимний, весенне-летний период.

Основные приемы агротехники.

Основные болезни и вредителей растений и меры борьбы с ними.

Приемы размещения растений в комнатах и на цветниках.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

1

1

 

2.

Цветочно-декоративные растения.

9

4

5

3.

Уход за комнатными растениями.

25

5

20

 

ИТОГО:

35

10

25


Содержание программы.

Введение. (1 час)

Знакомство с планом работы кружка.

Цветочно-декоративные растения. (9 часов)

Понятие о цветковых растениях, цветочно-декоративные растения, значение растений в жизни человека ( научное , практическое и эстетическое), биологические особенности цветочно-декоративных растений, латинские названия растений, облик комнатных растений( растения с прямостоячим стеблем, злаковые растения, ампельные , шаровидные, розеточные, кустистые, вьющиеся растения, лианы, пальмы), покупка комнатного растения, опасные признаки у покупаемого растения, правила выбора растений для выращивания в помещении, транспортировка домой, ассортимент комнатных растений от А до Я.

Уход за комнатными растениями. (25 часов)

Условия содержания комнатных растений( условия-подходящие растения), емкости для выращивания растений( горшки, кашпо, контейнеры), типы емкостей, гончарные пластиковые, размеры емкостей, поддоны; типы садовых земель (дерновая, субстраты, смеси), световой режим, значение света в жизни растения, распределение растений в помещении по отношению к свету(светолюбивые и теневыносливые растения), тепловой режим, влияние температуры на рост и развитие растений, водный режим, значение воды в жизни растений, правила полива комнатных растений, время полива, количество воды требуемого для полива в зависимости от вида растения, минеральное питание растений, подкормка растений, удобрения ( минеральные и органические), время подкормки; размножение комнатных растений, виды размножения, выращивание рассады, пересадка и перевалка растений, составление композиций из горшечных растений, комнатные садики, террариумы из растений; размещение растений в помещении.

Календарно-тематическое планирование.

Раздел, тема урока

Кол.

часов

Дата проведения

примечание

1.

Введение

1

   

1.

Знакомство с планом работы.

     

2.

Цветочно-декоративные растения

9

   

2.

Строение цветковых растений.

1

   

3.

Значение цветковых растений в жизни человека.

1

   

4.

Биологические особенности

цветочно-декоративных растений.

1

   

5.

Характеристика цветочно-декоративных растений.

1

   

6.

Ассортимент комнатных растений.

1

   

7.

Названия растений.

1

   

8.

Облик комнатных растений.

1

   

9.

Как правильно выбрать растения для помещения.

     

10.

Транспортировка растений.

1

   

3.

Уход за комнатными растениями.

25

   

11.

Условия содержания.

1

   

12.

Емкости для выращивания комнатных растений.

1

   

13.

Типы садовых земель.

1

   

14.

Световой режим.

1

   

15.

Распределение растений кабинета по их отношению к свету.

1

   

16.

Тепловой режим.

1

   

17.

Влияние температуры на рост и развитие растений.

1

   

18.

Водный режим.

1

   

19.

Значение воды в жизни растений.

1

   

20.

Питание растений. Фотосинтез.

1

   

21.

Минеральное питание растений.

1

   

22.

Удобрения. Подкормки.

1

   

23.

Размножение растений. Семенное размножение.

1

   

24.

Вегетативное размножение.

1

   

25.

Выращивание рассады.

1

   

26.

Пересадка и перевалка растений.

1

   

27.

Расположение комнатных растений в помещении.

1

   

28.

Размножение комнатных растений.

1

   

29.

Вегетативное размножение.

1

   

30.

Размножение семенами.

1

   

31.

Заболевания комнатных растений.

1

   

32.

Композиции комнатных растений.

1

   

33.

Акклиматизация растений.

1

   

34.

Итоговое занятие «Путешествие с домашними растениями»

1

   

35

Подготовка комнатных растений к летнему сезону

1

   


Методическое обеспечение занятий.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование.

Для работы с комнатными цветами:

Лопатки, совочки, леечки, цветочные горшки, кашпо, ящички из лёгких материалов, торфо-перегнойные горшочки, садовая почва, дренаж.

Для ознакомления с теоретической частью программы:

Литература

Компьютер

Магнитофон

Проектор

Столы, стулья

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.

Методы и приёмы обучения предусматриваются следующие:

наглядные методы

наблюдения

рассматривание

практические методы

игра

трудовая деятельность

   

словесные методы

рассказ

беседа

чтение литературы

Форма организации занятий:

- занятия

- экскурсии

- ежедневный уход

- выставки

- индивидуальные консультации для детей и родителей

Список литературы:

Беляевская Е. К. «Энциклопедия комнатного цветоводства. Луковичные и клубневые» растения, М: Мир книги,2007 г.

Верзилие Н.М. «Путешествие с домашними растениями», Л; изд: «детская литература», 1965г.

Князева Т.П., Князева Д. В. «Миллион цветов на вашем участке», М: ОЛМА Медиа - Групп, 2008 г.

Сорокина Л.В. «тематические игры и праздники по биологии», методическое пособие, М:Сфера, 2003.

Суетина М.Ю., Тукаева И.А. «Современны дизайн вашего участка» «Издательство Мир книги», 2009 г.

Тимошин И. « Цветы в вашем доме», СПб: Паритет, 2001 г.

Шульгина Л. М. Дизайн вашего сада, Белгород: Книжный клуб “Клуб

семейного досуга”, 2008

Юрченко А. «Настольная книга цветовода», М.: Изательство

«ЭСКИМО» 2004 г.

Список литературы для детей:

Головкин Б.Н. 1000 поразительных фактов из жизни растений. – М.:

Астрель, 2001.

2. Дрейер М. Растения. – М.: Просвещение, 2001.

3. Журналы «Юный натуралист».

4. Корабельников В.А. Краски природы. – М.: Просвещение, 1989.

5. Мэтью Биггз. Комнатные растения в интерьере. – М.: Внешсигма, 2000.

6. Непомнящий Н.Н. 1000 тайн живой природы. – М.: Астрель, 2002.

7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.

8. Чуб В.В., Лунина К.Д. Цветы в вашем доме. – М.: Просвещение, 2000.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.