Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы по экологии во второй младшей группе

4
0
Материал опубликован 11 June 2017 в группе

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………..……3

Цели реализации программы……………………………………………………3

Задачи реализации программы …………………………………………………3

Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,

организуемых в МБДОУ «»

в 2017 году………………………………………………………………………..4

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет………………..7

Список литературы...............................................................................................8

Пояснительная записка.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его  основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения  родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми младшей (3-4лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20мин.) Рабочая программа «Экология в детском саду» составлена на основе программы« Юный Эколог» автора Николаевой С.Н., с учетом программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».  Вторая младшая группа.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.

Задачи:

Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

  3.  Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.


1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы. 
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе, к животным. 
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру. 
4. Формировать навыки элементарного ухода за животными. Учить детей отмечать поведение животных в разное время года.
5. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе. 
6. Дать первичные представления о работе фермера.
7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей. 

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей.

Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,

организуемых в МБДОУ «Детский сад №220» группа№14 «Подсолнушки»

в 2017 году.

п/п

Тема мероприятия

Участники мероприятия

Сроки проведения

1

«Земля - наш дом!» презентация на тему время года зима, животные зимой

Воспитанники гр 14

11.01.17

2

Беседа «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя»

Воспитанники гр 14

18.01.17

3

Подготовка и установка с родителями воспитанников кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых

Воспитанники гр 14 родители

23-27.01.17

4

Беседа «Птицы зимой»

Воспитанники гр 14

01.02.17

5

Конкурс экологических сказок

Воспитанники гр 14 родители

06.02-10.02.17

6

Консультация-беседа «Посещение краеведческого музея, знакомство с древним растительным и животным миром региона»

Воспитанники гр 14 родители

03.02-17.02.17

7

«Аллея дошколят» (прогулка, беседа о хвойных растениях на территории детского сада)

Воспитанники гр 14

22.02.17

8

Открытое занятие на тему «Земля в опасности!»

Воспитанники гр 14 родители

03.03.17

9

Работа в мини-лаборатории: опыты с природным материалом(бумага,дерево)

Воспитанники гр 14

10.03.17

10

Природосберегающие проекты «День воды»

Воспитанники гр 14

13.03.-17.03.17

11

«Русский лес» презентация о защите природы, леса, водоёмов

Воспитанники гр 14

22.03.17

12

«Бумага - это лес»беседа с наглядным материалом

Воспитанники гр 14

27.03.17

13

Конкурс на лучшую поделку под названием «Детский сад – цветочный сад»

Воспитанники гр 14 родители

27.03-31.03.17

14

Мероприятие «Экологическая викторина-угадайка»

Воспитанники гр 14

05.04.17

15

Развлекательное мероприятие «Космос и планета земля»

Воспитанники гр 14 родители

11.04.17

16

Фотовыставка «Природа и животные нашего края»

Воспитанники гр 14 родители

17.04-21.04.17

17

Развлекательное мероприятие «Экология и дети»

Воспитанники гр 14 родители

18.04.17

18

Развлекательное мероприятие «Голубая страна воды!»

Воспитанники гр 14 родители

28.04.17

19

Презентация «Мир, труд, май»

Воспитанники гр 14

03.05.17

20

Викторина «Что за гости на окошке?»

Воспитанники гр 14

12.05.17

21

Презентация «По лесным тропинкам» (животные весной)

Воспитанники гр 14

19.05.17

22

Познавательный мультфильм «Путушуствие капельки»

Воспитанники гр 14

24.05.17

23

Выставка стенгазет «Земля без мусора»

Воспитанники гр 14 родители

29.05-02.06.17

24

Презентация «Зелёная служба Айболита»

Воспитанники гр 14

06.06-08.06.17

25

Открытое занятие «Природа в наших руках!»

Воспитанники гр 14 родители

16.06.17

26

Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга

Воспитанники гр 14

21.06.17

27

Труд на клумбе группы 14

Воспитанники гр 14

26.06-30.06.17

28

Презентация «Загрезнение морей»

Воспитанники гр 14

28.06.17

29

Тематическое занятие «Лекарственные растения региона»

Воспитанники гр 14

05.07.17

30

Праздник «Люблю берёзку русскую»

Воспитанники гр 14 родители

19.07.17

31

Фотовыставка «Животные России»

Воспитанники гр 14 родители

10.07-14.07.17

32

Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»

Родители гр 14

24-25.07.17

33

Презентация «Автомобиль и воздух»

Воспитанники гр 14

02.08.17

34

Презентация «Воздух в лесу»

Воспитанники гр 14

09.08.17

35

Презентация «Путешествие воздушного шара»

Воспитанники гр 14

16.08.17

36

Познавательный мультфильм «Солнышко»

Воспитанники гр 14

23.08.17

37

Выставка работ «Лес в опасности»

Воспитанники гр 14 родители

28.08-01.09.17

38

Презентация «Зкологическая тропинка»

Воспитанники гр 14

07.09.17

39

Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга»

Воспитанники гр 14 родители

15.09.17

40

Презентация «Береги мир вокруг нас»

Воспитанники гр 14

21.09.17

41

Участие в конкурсе поделок из овощей «Чудеса на грядке»

Воспитанники гр 14 родители

25.09-29.09.17

42

Экологическая сказка (кукольный театр)

Воспитанники гр 14

04.10.17

43

Презентация «Как красиво осенью»

Воспитанники гр 14

11.10.17

44

Беседа «Мусор и люди»

Воспитанники гр 14

20.10.17

45

Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его» .Фотоотчет.

Воспитанники гр 14 родители

27.10.17

46

Проект «Будь другом природе»

Воспитанники гр 14

30.10-03.11.17

47

Познавательный мультфильм «Осень и зайчата»

Воспитанники гр 14

10.11.17

48

Презентация «Осенний лес»

Воспитанники гр 14

17.11.17

49

Оформление фотостенда «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»

Воспитанники гр 14 родители

20.11-24.11.17

50

Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»

Воспитанники гр 14 родители

27.11-01.12.17

51

Презентация «Без воды нам не прожить»

Воспитанники гр 14

08.12.17

52

Презентация «Богатства земли»

Воспитанники гр 14

15.12.17

53

Мероприятие развлечение «Моя земля»

Воспитанники гр 14 родители

22.12.17

54

Фотовыставка «Природа в опасности»

Воспитанники гр 14 родители

25.12-25.12.17

Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:

первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.

второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.

третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

-        четвёртый тематический блок: Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.

пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.

шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и

значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.

-        седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.

-        восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

-        девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.

-        десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.

формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми  3-4 и4-5 лет; по 30 минут, с детьми 6-7 лет.

На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные

методы, дидактические игры.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.

Знать и называть некоторых домашних животных.

Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Дети  младшей группы должны знать:

3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

части тела животных и их особенности

виды растений

основные части растений

правила ухода.

Должны уметь:

устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:

о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Список литературы

1. Николаева С.Н. « Юный  эколог»

Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,  

Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.

Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.

Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0        .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.