Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы по экологии во второй младшей группе
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………..……3
Цели реализации программы……………………………………………………3
Задачи реализации программы …………………………………………………3
Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,
организуемых в МБДОУ «»
в 2017 году………………………………………………………………………..4
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет………………..7
Список литературы...............................................................................................8
Пояснительная записка.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми младшей (3-4лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20мин.) Рабочая программа «Экология в детском саду» составлена на основе программы« Юный Эколог» автора Николаевой С.Н., с учетом программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Вторая младшая группа.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе, к животным.
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать навыки элементарного ухода за животными. Учить детей отмечать поведение животных в разное время года.
5. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
6. Дать первичные представления о работе фермера.
7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей.
Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,
организуемых в МБДОУ «Детский сад №220» группа№14 «Подсолнушки»
в 2017 году.
№ п/п |
Тема мероприятия |
Участники мероприятия |
Сроки проведения |
1 |
«Земля - наш дом!» презентация на тему время года зима, животные зимой |
Воспитанники гр 14 |
11.01.17 |
2 |
Беседа «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя» |
Воспитанники гр 14 |
18.01.17 |
3 |
Подготовка и установка с родителями воспитанников кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых |
Воспитанники гр 14 родители |
23-27.01.17 |
4 |
Беседа «Птицы зимой» |
Воспитанники гр 14 |
01.02.17 |
5 |
Конкурс экологических сказок |
Воспитанники гр 14 родители |
06.02-10.02.17 |
6 |
Консультация-беседа «Посещение краеведческого музея, знакомство с древним растительным и животным миром региона» |
Воспитанники гр 14 родители |
03.02-17.02.17 |
7 |
«Аллея дошколят» (прогулка, беседа о хвойных растениях на территории детского сада) |
Воспитанники гр 14 |
22.02.17 |
8 |
Открытое занятие на тему «Земля в опасности!» |
Воспитанники гр 14 родители |
03.03.17 |
9 |
Работа в мини-лаборатории: опыты с природным материалом(бумага,дерево) |
Воспитанники гр 14 |
10.03.17 |
10 |
Природосберегающие проекты «День воды» |
Воспитанники гр 14 |
13.03.-17.03.17 |
11 |
«Русский лес» презентация о защите природы, леса, водоёмов |
Воспитанники гр 14 |
22.03.17 |
12 |
«Бумага - это лес»беседа с наглядным материалом |
Воспитанники гр 14 |
27.03.17 |
13 |
Конкурс на лучшую поделку под названием «Детский сад – цветочный сад» |
Воспитанники гр 14 родители |
27.03-31.03.17 |
14 |
Мероприятие «Экологическая викторина-угадайка» |
Воспитанники гр 14 |
05.04.17 |
15 |
Развлекательное мероприятие «Космос и планета земля» |
Воспитанники гр 14 родители |
11.04.17 |
16 |
Фотовыставка «Природа и животные нашего края» |
Воспитанники гр 14 родители |
17.04-21.04.17 |
17 |
Развлекательное мероприятие «Экология и дети» |
Воспитанники гр 14 родители |
18.04.17 |
18 |
Развлекательное мероприятие «Голубая страна воды!» |
Воспитанники гр 14 родители |
28.04.17 |
19 |
Презентация «Мир, труд, май» |
Воспитанники гр 14 |
03.05.17 |
20 |
Викторина «Что за гости на окошке?» |
Воспитанники гр 14 |
12.05.17 |
21 |
Презентация «По лесным тропинкам» (животные весной) |
Воспитанники гр 14 |
19.05.17 |
22 |
Познавательный мультфильм «Путушуствие капельки» |
Воспитанники гр 14 |
24.05.17 |
23 |
Выставка стенгазет «Земля без мусора» |
Воспитанники гр 14 родители |
29.05-02.06.17 |
24 |
Презентация «Зелёная служба Айболита» |
Воспитанники гр 14 |
06.06-08.06.17 |
25 |
Открытое занятие «Природа в наших руках!» |
Воспитанники гр 14 родители |
16.06.17 |
26 |
Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга |
Воспитанники гр 14 |
21.06.17 |
27 |
Труд на клумбе группы 14 |
Воспитанники гр 14 |
26.06-30.06.17 |
28 |
Презентация «Загрезнение морей» |
Воспитанники гр 14 |
28.06.17 |
29 |
Тематическое занятие «Лекарственные растения региона» |
Воспитанники гр 14 |
05.07.17 |
30 |
Праздник «Люблю берёзку русскую» |
Воспитанники гр 14 родители |
19.07.17 |
31 |
Фотовыставка «Животные России» |
Воспитанники гр 14 родители |
10.07-14.07.17 |
32 |
Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня» |
Родители гр 14 |
24-25.07.17 |
33 |
Презентация «Автомобиль и воздух» |
Воспитанники гр 14 |
02.08.17 |
34 |
Презентация «Воздух в лесу» |
Воспитанники гр 14 |
09.08.17 |
35 |
Презентация «Путешествие воздушного шара» |
Воспитанники гр 14 |
16.08.17 |
36 |
Познавательный мультфильм «Солнышко» |
Воспитанники гр 14 |
23.08.17 |
37 |
Выставка работ «Лес в опасности» |
Воспитанники гр 14 родители |
28.08-01.09.17 |
38 |
Презентация «Зкологическая тропинка» |
Воспитанники гр 14 |
07.09.17 |
39 |
Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга» |
Воспитанники гр 14 родители |
15.09.17 |
40 |
Презентация «Береги мир вокруг нас» |
Воспитанники гр 14 |
21.09.17 |
41 |
Участие в конкурсе поделок из овощей «Чудеса на грядке» |
Воспитанники гр 14 родители |
25.09-29.09.17 |
42 |
Экологическая сказка (кукольный театр) |
Воспитанники гр 14 |
04.10.17 |
43 |
Презентация «Как красиво осенью» |
Воспитанники гр 14 |
11.10.17 |
44 |
Беседа «Мусор и люди» |
Воспитанники гр 14 |
20.10.17 |
45 |
Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его» .Фотоотчет. |
Воспитанники гр 14 родители |
27.10.17 |
46 |
Проект «Будь другом природе» |
Воспитанники гр 14 |
30.10-03.11.17 |
47 |
Познавательный мультфильм «Осень и зайчата» |
Воспитанники гр 14 |
10.11.17 |
48 |
Презентация «Осенний лес» |
Воспитанники гр 14 |
17.11.17 |
49 |
Оформление фотостенда «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!» |
Воспитанники гр 14 родители |
20.11-24.11.17 |
50 |
Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня» |
Воспитанники гр 14 родители |
27.11-01.12.17 |
51 |
Презентация «Без воды нам не прожить» |
Воспитанники гр 14 |
08.12.17 |
52 |
Презентация «Богатства земли» |
Воспитанники гр 14 |
15.12.17 |
53 |
Мероприятие развлечение «Моя земля» |
Воспитанники гр 14 родители |
22.12.17 |
54 |
Фотовыставка «Природа в опасности» |
Воспитанники гр 14 родители |
25.12-25.12.17 |
Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:
первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
- четвёртый тематический блок: Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.
пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и
значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
- седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.
- восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
- девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.
- десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.
формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины.
Занятия проводятся по 20 минут с детьми 3-4 и4-5 лет; по 30 минут, с детьми 6-7 лет.
На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные
методы, дидактические игры.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.
Знать и называть некоторых домашних животных.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Дети младшей группы должны знать:
3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
части тела животных и их особенности
виды растений
основные части растений
правила ухода.
Должны уметь:
устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:
о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.