хутор Данилов Каменского района
(территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинская основная общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Утверждаю
Директор МБОУ Ленинской ООШ
Приказ от _____________ № ______
___________________ М.В.Серебрий
Подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___биологии___________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
______основное общее образование 6 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _33_
Учитель Серебрий Марина Владимировна
Рабочая программа к учебному курсу по биологии для 6 класса разработана на основе Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), регионального учебного базисного плана для общеобразовательных учреждений, согласно учебного плана МБОУ Ленинской ООШ на 2017-2018 учебный год, примерных программ по учебным предметам Биология 5-9 классы. М.: «Дрофа»2010, авторской программы под руководством В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2010)
х.Данилов 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы ОУ, авторской программы:
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
Изменений в программу не вносилось.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.
Основные цели и цели изучения биологии в школе:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях , о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273;
2. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Учебный план МОКУ Малиновской СОШ, отделение № 2 на 2015-2016 учебный год;
5.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
6. Образовательная программа МБОУ Ленинской ООШ;
7. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы ОУ, авторской программы:
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. ( Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
Сведения о программе: Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Cодержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 33 ч, 1ч в неделю (6 класс). Так как два урока выпали на праздничные дни ( 23 февраля и 9 марта)
Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Возрастные особенности учащихся 6-х классов и их характеристика.Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др.
Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.
Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми. Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.
Их основными особенностями можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом. В 6 классе обучаются 2 мальчика.
Место в учебном базисном плане:
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой основного общего образования Малиновской СОШ. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее количество учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч/неделю) в 5 классе, 35 (1ч/неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч/ неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой последующей уровневой и профильной дифференциации.
Формы организации образовательного процесса
урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), технологии дифференцированного обучения, игровые технологии, проблемные технологии, ИКТ (мультимедийные презентации, Интернет-ресурсы, электронные учебники), метод проектов.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для повышения уровня знаний, приобретения практических навыков представленная программа предусматривает демонстрации и выполнение ряда лабораторных и практических работ.Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, входной, итоговый контроль; формы контроля: письменный опрос, устный опрос, фронтальный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
5–6-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу тать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные
5–6-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7–9-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (б ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резервное время — 2 ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема |
Наименование |
Часов |
Лабораторная работа |
Контрольная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Строение семян двудольных растений Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений» |
1 |
0,5 |
|
2. |
Строение семян однодольных растений Л.Р №2 «Изучение строения семян олнодольных растений» |
1 |
0,5 |
|
3 |
Виды корней. Типы корневых систем Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». |
1 |
0,5 |
|
4 |
Строение корней Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски». |
1 |
0,5 |
|
5 |
Условия произрастания и видоизменения корней |
1 |
||
6 |
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега |
1 |
||
7 |
Внешнее строение листа Л. Р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». |
1 |
0,5 |
|
8 |
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.р.№6 «Строение кожицы листа |
1 |
0,5 |
|
9 |
Строение стебля. Многообразие стеблей Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева». |
1 |
0,5 |
|
10 |
Видоизменение побегов Л. Р.№8 «Строение клубня, луковицы» |
1 |
0,5 |
|
11 |
Цветок и его строение .Л. Р.№9 «Строение цветка». |
1 |
0,5 |
|
12 |
Соцветия |
1 |
||
13 |
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. Р.№10 «Классификация плодов». |
1 |
0,5 |
|
14 |
Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» |
1 |
1 |
|
15(1) |
Минеральное питание растений |
1 |
||
16(2) |
Фотосинтез |
1 |
||
17(3) |
Дыхание растений |
1 |
||
18(4) |
Испарение воды растениями. Листопад |
1 |
||
19(5) |
Передвижение веществ в растении Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». |
1 |
0,5 |
|
20(6) |
Прорастание семян |
1 |
||
21(7) |
Способы размножения растений |
1 |
||
22(8) |
Размножение споровых растений |
1 |
||
23(9) |
Размножение семенных растений |
1 |
||
24(10) |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений |
1 |
||
25(1) |
Систематика растений Тест по теме «Жизнь растений» |
1 |
||
26(2) |
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные |
1 |
||
27(3) |
Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные |
1 |
||
28(4) |
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные |
1 |
||
29(5) |
Важнейшие сельскохозяйственные растения |
1 |
||
30(6) |
Контрольная работа по теме «Классификация растений» |
1 |
1 |
|
31(1) |
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе |
1 |
||
32(2) |
Развитие и смена растительных сообществ |
1 |
||
33(3) |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир |
1 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Учебно - методическое обеспечение
Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.
Дополнительная литература для учителя:
1.Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001
2.Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998
3.Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001
4.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
5.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008
6.Красная книга Омской области. Н.Н. Воронцов,Л.Н. Сухорукова . Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991
7.Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.
8.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996
9.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
10.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
11.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
12.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
1) Калинина .А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7)класс – Москва «ВАКО» 2007.
2) Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6(7)класс - Москва «ВАКО» 2003
5) Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2005
6) Журнал «Биология в школе»
9) «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
10)Занимательная биология на уроках 6-9класс, Москва, глобус 2010
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru , www.bio.nature.ru, www.edios.ru, www.km.ru/educftion
Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ п/п |
Тема урока/домашнее задание |
Решаемая проблема |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Даты |
|||||||||||
Понятия |
Предметные результаты |
УУД, ИКТ компетентности |
Личностные результаты |
||||||||||||
план |
факт |
||||||||||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
|||||||||
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) |
|||||||||||||||
1. |
Строение семян двудольных растений Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений» Задание на дом Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений». |
познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений |
Семя : главные части семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек |
Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян |
Р: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. |
Формирование мотивации (учебной, социальной ) Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; . Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
|||||||||
2. |
Строение семян однодольных растений Л.Р №2 «Изучение строения семян олнодольных растений» Задание на дом Изучить § 1 до конца, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, № 5—7 в рабочей тетради. |
развить знания учащихся о строении семени на основе изучения особенностей строения семян однодольных растений;
|
однодольные; семядоля; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка. |
Формирование умения определить существенные различия однодольных растений
|
Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, |
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Осознанной |
|||||||||
3 |
Виды корней. Типы корневых систем Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». Задание на дом Изучить § 2, выполнить задания в конце параграфа |
сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем; познакомить с функциями корня; |
главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочко ватая корневые системы . |
Формирование умения определить понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». |
Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов |
формирование осознанной мотивации к выполнению задания |
|||||||||
4 |
Строение корней Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски». Задание на дом Изучить § 3, ответить на вопросы ,№14 в рабочей тетради. |
Сформировать понятие о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; |
главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы |
Формирование понятий «зоны корня» «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения». |
Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов |
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре |
|||||||||
5 |
Условия произрастания и видоизменения корней Задание на дом Изучить § 4, ответить на вопросы №16 в рабочей тетради. |
сформировать понятие о видоизменении корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования |
корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». |
имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования. |
Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, |
Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
|||||||||
6 |
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Задание на дом Изучить § 5, ответить на вопросы №21 и 22 в рабочей тетради. |
сформировать понятия: побег, почки вегетативные и генеративные |
побег; почка; верхушечная, пазушная, придаточная почки; вегетативная, генеративная почки; конус нарастания; узел; междоузлие |
Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах |
Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, П: Использовать приёмы работы с информацией К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции |
Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
|||||||||
7 |
Внешнее строение листа Л. Р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Задание на дом Изучить § 6,ответить на вопросы № 24, 25 и 27 в рабочей тетради. |
сформировать у учащихся знания о листе как важной состав ной части побега познакомить учащихся с клеточным строением лис та |
листовая пластинка; черешок; листья черешковые и сидячие; листья простые и сложные; жилкование |
Научатся объяснять смысл определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение простых и сложных листьев. |
Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. П: Использовать приёмы работы с информацией К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, |
осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
|||||||||
8 |
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.р.№6 «Строение кожицы листа Задание на дом Изучить §7, 8 |
познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к условиям обитания |
световые и теневые листья; видоизменения листа. |
Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа |
Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе |
Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности |
|||||||||
9 |
Строение стебля. Многообразие стеблей Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева». Задание на дом Изучить § 9, ответить на вопросы ,№36 в рабочей тетради |
на основе актуализации знаний о побеге и его строении по казать роль стебля в жизни растения |
травянистый стебель; деревянистый стебель; прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли; чечевички; |
Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу |
Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании учебника, П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку. К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации |
осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
|||||||||
10 |
Видоизменение побегов Л. Р.№8 «Строение клубня, луковицы» Задание на дом Изучить § 10, ответить на вопросы |
познакомить учащихся с видоизмененными по бегами, их биологическим и хозяйственным значением |
видоизмененный побег; корневище; клубень; луковица. |
Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов |
Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию |
проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию . |
|||||||||
11 |
Цветок и его строение Л. Р.№9 «Строение цветка». Задание на дом Изучить § 11, ответить на вопросы в конце параграфа, № 44—46 в рабочей тетради |
сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка — пестика и тычинок; |
пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник |
Знание особенностей строения цветков. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями |
П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух |
Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. |
|||||||||
12 |
Соцветия Задание на дом Изучить § 12, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить в рабочей тетради задание 49. |
познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение. |
соцветие. |
Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия |
П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, К.: умение воспринимать информацию на слух |
Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. |
|||||||||
13 |
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. Р.№10 «Классификация плодов». Задание на дом Изучить § 13,14 ответить на вопросы , № 52,53 в рабочей Тетради, кроссворд № 1 |
познакомить учащихся с разнообразием плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой. |
плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные; ягода; костянка; орех; зерновка; семянка; боб; стручок; коробочка; соплодие. |
Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника |
П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы |
Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений |
|||||||||
14 |
Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Задание на дом Не задано |
Обобщение и контроль знаний по теме |
Все понятия темы |
имеют представление о строении растительного организма |
П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию |
формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений |
|||||||||
Раздел 2 «Жизнь растений» (10ч) |
|||||||||||||||
15 (1) |
Минеральное питание растений Задание на дом Изучить § 15, № 58, 60—64 в рабочей тетради. Повторить клеточное строение листа. |
расширить представления учащихся о питании живых организмов, значении питания |
минеральное питание; корневое давление; почва; плодородие; удобрение |
знают, в чем заключается и как происходит минеральное питание растений |
П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. К.: умение дискутировать |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. |
|||||||||
16 (2) |
Фотосинтез Задание на дом Изучить § 16, № 65—68 в рабочей тетради. |
познакомить учащихся с воздушным способом получения растением веществ, необходимых для питания; раскрыть понятие «фотосинтез»; |
фотосинтез; хлорофилл; хлоропласты; органические вещества. |
знают об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ. |
П.развивается умение наблюдений за экспериментом Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, ,высказывать версии |
формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. |
|||||||||
17 (3) |
Дыхание растений Задание на дом Изучить § 17, № 72—74 в рабочей тетради. |
познакомить учащихся с процессом дыхания у растений; и фотосинтеза |
устьица; чечевички |
учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни растений. |
П : осваиваются основы исследовательской деятельности, Р: фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов-. К.: умение рассуждать, поддерживать диалог |
формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений |
|||||||||
18 (4) |
Испарение воды растениями. Листопад Задание на дом Изучить § 18, ответить на вопросы, № 78—83 в рабочей тетради. Повторить материал о внутреннем строении стебля, тканях растений. |
познакомить учащихся с важной функцией листа — испарением воды; познакомить учащихся со значением листопада в жизни растений |
испарение; листопад |
учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений |
П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, ,высказывать версии |
формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. |
|||||||||
19 (5) |
Передвижение веществ в растении Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Задание на дом Изучить § 19, № 86 и 87 в рабочей тетради. Повторить материал о строении семян однодольных и двудольных растений. |
сформировать понятия о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой им функцией. |
проводящие ткани; сосуды; ситовидные трубки |
Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений. |
П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, |
формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
|||||||||
20 (6) |
Прорастание семян Задание на дом Изучить § 20, № 92 и 93 в рабочей тетради. |
познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью это го процесса от факторов окружающей среды; |
проросток. |
учащиеся могут перечислить условия прорастания семян. |
П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы |
формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
|||||||||
21 (7) |
Способы размножения растений Задание на дом Изучить § 21 № 94 в рабочей тетради. Повторить материал о строении высших и низших споровых растений. |
познакомить учащихся со способами размножения растений; сформировать понятия: поло вое, бес полое, вегетативное размножение |
половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета;, зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка. |
учащиеся знают, что размножение — одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым. |
П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
умеют объяснять необходимость знаний |
|||||||||
22 (8) |
Размножение споровых растений Задание на дом Изучить § 22, № 99 и 103 в рабочей тетради |
познакомить учащихся с размножением споровых растений |
заросток; предросток; зооспора; спорангий |
учащиеся знают особенности размножения споровых растений |
П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
|||||||||
23 (9) |
Размножение семенных растений Задание на дом Изучить § 23, №104 в рабочей тетради. |
познакомить учащихся с размножением семенных растений; показать преимущество семенного размножения перед споровым |
пыльцевой мешочек; пыльца; пыльцевая трубка |
учащиеся знают особенности размножения семенных растений |
П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и семенных растений |
|||||||||
24 (10) |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений Задание на дом Изучить § 25, № 116 и 117 в рабочей тетради. Повтор § 15 - 25, |
познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений |
черенок; отпрыск; отводок; прививка; культура тканей; привой; подвой. |
учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования. |
П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в при роде и сельском хозяйстве. |
|||||||||
Раздел 3 Классификация растений (6ч.) |
|||||||||||||||
25 (1) |
Систематика растений Тест по теме «Жизнь растений» Задание на дом Изучить § 26, ответить на вопросы № 120 в рабочей тетради. |
дать первоначальные представления учащимся о классификации растений сформировать у учащихся умение распознавать однодольные и двудольные растения |
систематика растений; вид; род; семейство; порядок; класс; отдел; царство; сорт. |
имеют представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных и Двудольных. |
П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы |
Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности |
|||||||||
26 (2) |
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Задание на дом Изучить § 27, № 122 и 123 в рабочей тетради |
познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства крестоцветных и розоцветных |
семейство Крестоцветные; семейство Розоцветные. |
иметь представление об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных Знать культурные растения семейств и их значение в жизни человека.
|
П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации |
Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих |
|||||||||
27 (3) |
Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные Задание на дом Изучить § 28, 124—№ 126 в рабочей тетради. Повторить материал о Характерных признаках однодольных растений. |
познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные; |
семейство Пасленовые; семейство Мотыльковые; семейство Сложноцветные; плоды многоорешек и многокостянка. |
Иметь представление об особенностях растений семейств Бобовых, Пасленовых и Сложноцветных. Знать культурные растения, значение в жизни человека. |
П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные |
|||||||||
28 (4) |
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные Задание на дом Изучить § 29, № 129 и 130 в рабочей тетради. Под готовить со общения о культурных растениях, выращиваемых в данной местности |
познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств Лилейные и Злаки, их биологическими особенностями |
семейство Лилейные; семейство Злаки. |
иметь представление об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения и их значение в жизни человека. |
П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы |
Потребность в объективной оценке своей деятельности, со стороны окружающих |
|||||||||
29 (5) |
Важнейшие сельскохозяйственные растения Задание на дом Изучить § 30, № 132—135 в рабочей тетради. Повтор § 26- 30. |
Познакомить учащихся с многообразием культурных растений, различных семейств, с особенностями их агротехники; показать значение культурных растений в жизни человека. |
культурные растения |
учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники. |
П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы |
Умение применять полученные знания на практике. |
|||||||||
30 (6) |
Контрольная работа по теме «Классификация растений» Задание на дом Не задано |
Обобщение и контроль знаний по теме |
Все понятия темы |
Имеют представление о классификации покрытосеменных растений |
П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию |
формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений |
|||||||||
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч) |
|||||||||||||||
31 (1) |
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе Задание на дом. Изучить § 31 |
сформировать у учащихся понятие о растительном сообществе |
Растительное сообщество; типы растительных сообществ; растительность; типы растительности, ярусность |
Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. |
П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. \К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения |
Представление о многообразии природных сообществ Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ |
|||||||||
32 (2) |
Развитие и смена растительных сообществ Задание на дом. повторить § 31, № 139 в рабочей тетради. |
дать представление о развитии и смене природных сообществ. |
смена сообществ. |
Многообразие естественных растительных сообществ. Смена растительных сообществ, ее причины. |
П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы |
Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке результатов деятельности со стороны окружающих |
|||||||||
33 (3) |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Задание на дом. Летние задания |
познакомить учащихся с многообразием дикорастущих цветковых растений края, их приспособленностью к обитанию в сообществе |
растительное сообщество; приспособленность растений к обитанию в сообществе |
Иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества |
П.: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи Р: выполнять здания по алгоритму К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации |
Умение практически использовать полученные знания Уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения. сообществ |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей-предметников МБОУ Ленинской ООШ от________20__ года №___ ______________С.В.Барсукова |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора поУВР ______________Е.Л.Кнурева ___ ____________ 20___год |