областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33» г. Братска
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей протокол №________от ________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР Загудаева Л.В. ______________________ | УТВЕРЖДАЮ директор ОГСКОУ «С(К)Ш-И № 33 Иванов А.В. ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 класса
(срок освоения программы 1 год)
Составила: учитель-дефектолог Загудаева Л.В..
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих документов:
Учебная программа по предмету «Биология» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2001 год, под редакцией В.В. Воронковой
Учебный план ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33». Приказ № 287 от 01.09.2014
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33». Приказ №75/2 от 24.05.2011 г
Основная цель курса: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Биология как учебный предмет в 6 классе состоит из следующих разделов:
Природа.
Вода.
Воздух.
Полезные ископаемые.
Почва
Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.
В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Формы организации учебного процесса
Рабочая программа реализуется через классно-урочную форму организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий, уроков проверки и оценки знаний . Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Природа. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода. Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Определение текучести воды.
Практическая работа: измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Объем воздуха в какой-либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух — плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемы. Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки, песок, глина,. Их внешний вид, свойства, добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная, медная, алюминиевая руды), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди, олова).
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии:
в краеведческий музей;
Почва. Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа:
Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия:
к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | наименование раздела | количество часов | демонстрация опыта | практическая /лабораторная работа | контрольно-диагностические материалы | экскурсии |
I | Природа | 4 | ||||
II | Вода | 12 | Демонстрация опытов: Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Определение текучести воды. | Практическая работа № 1 «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей» | Проверочная работа на печатной основе | |
III | Воздух | 16 | Демонстрация опытов: Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Объем воздуха в какой-либо емкости. Упругость воздуха. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. | Проверочная работа на печатной основе | Экскурсия в краеведческий музей | |
IV | Полезные ископаемы | 20 | Демонстрация опытов: Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: хрупкость каменного угля. Определение растворимости калийной соли. | Практическая работа № 2 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов» | Проверочная работа на печатной основе | |
V | Почва | 13 | Демонстрация опытов: Выделение воздуха и воды из почвы. Обнаружение в почве песка и глины. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. | Практическая работа № 3 «Различие песчаных и глинистых почв» Практическая работа №4 «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование | Проверочная работа на печатной основе | Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза |
VI | Повторение | 3 | Контрольная работа по итогам года | |||
68 | 17 | 4 | 5 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Словарь | |
Природа 1 четверть | ||||||
| 01.09 | Введение в предмет «Биология. Неживая природа» | 1 | Знакомство с учебником, правилами работы на уроке биологии. Выявление имеющихся знаний учащихся по предмету. | ||
| 03.09 | Живая и неживая природа | 1 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Отличия тел природы. | Природа Тела Предметы Организмы Живая и неживая природа Явления природы | |
| 08.09 | Твердые тела, жидкости и газы | 1 | Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Отличительные признаки природных тел. | Жидкость Газ Пар | |
| 11.09 | Для чего изучают природу | 1 | Влияние природы на человека и человека на природу. Значение природы в жизни человека | ||
Вода | ||||||
| 15.09 | Вода в природе | 1 | Мировой океан. Замёрзшая вода. Соотношение воды и суши. Запасы воды. Значение воды в жизни человека и животных | Дождевая и талая вода | |
| 18.09 | Вода - жидкость | 1 | Свойства воды: прозрачность, непостоянство формы, текучесть. Демонстрация опыта: определение текучести воды | Прозрачность Текучесть Пресная и солёная вода | |
| 22.09 | Практическая работа № 1 Температура воды и её измерение | 1 | Тёплая и холодная вода. Устройство термометра. Изменение температуры воды в природе в течение суток. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей | Термометр Градусы | |
| 25.09 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении | 1 | Изменение состояния воды при замерзании. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Демонстрация опыта. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. | Расширение и сжатие воды | |
| 29.09 | Изменение состояния воды при замерзании | 1 | Лед – твердое тело. Свойства льда. Отличие льда от воды. Лёд в природе Образование ледников и айсбергов. | Лёд Ледник Айсберг | |
| 02.10 | Превращение воды в пар | 1 | Испарение воды. Отличие пара от воды. | Испарение | |
| 06.10 | Кипение воды | 1 | Использование пара человеком. Пар в природе. Кипение воды | Кипение Турбины Электричество Гейзер | |
| 09.10 | Три состояния воды в природе | 1 | Три состояния воды в природе: жидкое, твёрдое, газообразное. Круговорот воды в природе | Роса Иней Туман | |
| 13.10 | Вода - растворитель Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе | 1 | Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Демонстрация опыта. Растворение соли, сахара в воде. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Источники минеральной воды. Морская вода. Значение водных растворов для жизни людей | Растворимые вещества Раствор Минеральная вода | |
| 16.10 | Нерастворимые в воде вещества. Прозрачная и мутная вода | 1 | Нерастворимые вещества. Демонстрация опыта. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Чистая и мутная вода. Отличие мутной воды от чистой. Очистка мутной воды. Демонстрация опыта. Очистка мутной воды | ||
| 20.10 | Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | 1 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Забота о чистоте ручьёв, рек и озёр, водоёмов | Дождевальные установки | |
| 23.10 | Что мы узнали о воде. Обобщение и проверка знаний по разделу «Вода» | 1 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Вода» | ||
Воздух 2 четверть | ||||||
| 03.11 | Воздух в природе | 1 | Нахождение воздуха в природе. Воздух – газообразное тело. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный. Демонстрация опыта: обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). | Газообразное тело | |
| 06.11 | Воздух занимает место | 1 | Демонстрация опыта: объем воздуха в какой-либо емкости. Использование свойства воздуха занимать место в жизни человека. | ||
| 10.11 | Сжатость и упругость воздуха | 1 | Демонстрация опыта: упругость воздуха Использование сжатого воздуха человеком. | Упругость | |
| 13.11 | Воздух – плохой проводник тепла | 1 | Демонстрация опыта: Воздух — плохой проводник тепла. Использование плохой теплопроводности воздуха в быту. | Теплопроводность | |
| 17.11 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | Демонстрация опыта. расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | ||
| 20.11 | Тёплый воздух легче холодного | 1 | Демонстрация опыта: движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. Движение тёплого воздуха вверх, а холодного вниз. Тёплый воздух легче холодного. | ||
| 24.11. | Движение воздуха в природе | 1 | Виды ветра. Движение воздуха в природе. Использование человеком силы ветра | Ветер Ураган Шторм | |
| 27.11 | Состав воздуха | 1 | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. | Смесь газов Кислород Углекислый газ Азот | |
| 01.12 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека | 1 | Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. | Кислород | |
| 04.12 | Углекислый газ и его свойства. | 1 | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. | Углекислый газ | |
| 08.12 | Применение углекислого газа. | 1 | Применение углекислого газа при тушении пожара | ||
| 11.12 | Значение воздуха | 1 | Значение воздуха для обитателей Земли | ||
| 15.12 | Чистый и загрязнённый воздух. | 1 | Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Причины загрязнения воздуха. | ||
| 18.12 | Охрана воздуха | 1 | Борьба за чистоту воздуха | ||
| 22.12 | Что мы узнали о воздухе. Обобщение и проверка знаний по разделу «Воздух» | 1 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Воздух» | ||
| 25.12 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |||
Полезные ископаемые 3 четверть | ||||||
| 12.01 | Что такое полезные ископаемые | 1 | Полезные ископаемые. Их месторождение и значение. Запасы полезных ископаемых в стране. | Полезные ископаемые | |
| 15.01 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит, свойства, использование | 1 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит, его состав и свойства. Добыча гранита и использование человеком | Гранит Полировка | |
| 19.01 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве: известняки | 1 | Известняки в природе. Схожесть и различие известняков. Добыча известняка и применение в жизни человека | Мрамор Мел | |
| 22.01 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве: песок и глина | 1 | Песок и глина в природе. Их образование и состав. Использование в жизнедеятельности человека | Кварцевый песок | |
| 26.01 | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование Демонстрация опыта: определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа | Торф | |
| 29.01 | Каменный уголь. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Каменный уголь Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование. Демонстрация опыта: определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: хрупкость каменного угля | Антрацит Кокс Каменноугольная смола Шахта | |
| 02.02 | Нефть. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти, продукты переработки нефти: бензин, керосин. | Нефть Скважины | |
| 05.02 | Природный газ. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | ||
| 09.02 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения: калийная соль | 1 | Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование Демонстрация опыта: определение растворимости калийной соли. | Минеральные удобрения Калийная соль | |
| 12.02 | Фосфориты и фосфорные удобрения | 1 | Фосфориты. Внешний вид, добыча и использование | Фосфориты Суперфосфат | |
| 16.02 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов | 1 | Металлы в природе. Самородные металлы | Металлы | |
| 19.02 | Железные руды: внешний вид, свойства и использование | 1 | Железные руды, внешний вид, свойства, добыча | Магнитный железняк Красный и бурый железняк Рудники | |
| 23.02 | Чёрные металлы: чугун. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Внешний вид, свойства, добыча, использование | Домна Чугун | |
| 26.02 | Сталь. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Внешний вид, свойства: упругость и электропроводность. Получение из чугуна. Использование | Упругость Электропроводность | |
| 02.03 | Медная и алюминиевая руды | 1 | Внешний вид, свойства, использование | Медный колчедан Бокситы | |
| 05.03 | Алюминий Внешний вид, свойства, использование | 1 | Внешний вид, свойства, использование | Алюминий | |
| 09.03 | Медь и олово. Внешний вид, свойства, использование | 1 | Внешний вид, свойства, использование. | Медь | |
| 12.03 | Практическая работа №2 «Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам» | 1 | |||
| 16.03 | Что мы узнали о полезных ископаемых. | 1 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Полезные ископаемые» | ||
| 19.03 | Проверка знаний по разделу «Полезные ископаемые» | 1 | |||
Почва 4 четверть | ||||||
| 30.03 | Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза | 1 | |||
| 02.04 | Почва – верхний и плодородный слой земли. | 1 | Почва – верхний и плодородный слой земли. Образование почвы. Организмы, населяющие почву. Значение почвы в природе и жизни человека. | ||
| 06.04 | Состав почвы | 1 | Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, воздух, минеральные соли. Демонстрация опыта: выделение воды и воздуха из почвы. | ||
| 09.04 | Перегной – органическая часть почвы | 1 | Перегной, его свойства, образование, значение | Перегной Органика Плодородие | |
| 13.04 | Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве | 1 | Демонстрация опыта: обнаружение в почве песка и глины. Отличие песка и глины от перегноя, их свойства. Свойства минеральных солей. | ||
| 16.04 | Песчаные и глинистые почвы | 1 | Различие почв по их составу. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Демонстрация опыта. определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. | ||
| 20.04 | Практическая работа №3 «Различие песчаных и глинистых почв». | 1 | Местные типы почв | ||
| 23.04 | Испарение воды из почвы | 1 | Прогрев верхних слоёв почвы, испарение воды из почвы | ||
| 27.04 | Весенняя обработка почвы | 1 | Предпосевная обработка почвы | Лущение | |
| 30.04 | Осенняя обработка почвы | 1 | Основная обработка почвы | ||
| 04.05 | Охрана почв | 1 | |||
| 07.05 | Практическая работа №4 «Обработка почвы на пришкольном участке» | 1 | Вскапывание приствольных кругов деревьев, рыхление почвы мотыгами. Вскапывание и боронование лопатой и граблями. | ||
| 11.05 | Что мы узнали о почве. Обобщение и проверка знаний по разделу «Почва» | 1 | |||
Повторение | ||||||
| 14.05 | Повторение по предмету биология «Неживая природа» | 1 | |||
| 18.05 | Что мы узнали о неживой природе. Обобщение знаний по предмету «Биология. Неживая природа» | 1 | |||
| 21.05 | Проверка знаний по предмету «Биология. Неживая природа» | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программного содержания используется учебник: А.И. Никишов Биология. Неживая природа. 6 класс.- М.: Просвещение, 2009 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны уметь:
Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
Определять температуру воздуха, воды;
Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Обучающиеся должны знать:
Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой.- М.:ВЛАДОС, 2001
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.