Рабочая программа по биологии для 6 класса

2
0
Материал опубликован 5 July 2016 в группе

областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33» г. Братска

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол №________от ________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

Загудаева Л.В.

______________________

УТВЕРЖДАЮ

директор ОГСКОУ «С(К)Ш-И № 33

Иванов А.В.

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 6 класса

(срок освоения программы 1 год)



Составила: учитель-дефектолог Загудаева Л.В..





2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих документов:

    Учебная программа по предмету «Биология» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2001 год, под редакцией В.В. Воронковой

    Учебный план ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33». Приказ № 287 от 01.09.2014

    Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33». Приказ №75/2 от 24.05.2011 г

Основная цель курса: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

    сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

    формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

    экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;

    первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

    привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Биология как учебный предмет в 6 классе состоит из следующих разделов:

    Природа.

    Вода.

    Воздух.

    Полезные ископаемые.

    Почва

Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.

В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Формы организации учебного процесса

Рабочая программа реализуется через классно-урочную форму организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий, уроков проверки и оценки знаний . Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Природа. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при­роды, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изу­чать неживую природу.

    Вода. Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состоя­ния воды. Способность воды растворять некоторые твердые веще­ства (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в при­роде: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использо­вание свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды

Демонстрация опытов:

    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Растворение соли, сахара в воде.

    Очистка мутной воды.

    Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

    Определение текучести воды.

Практическая работа: измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

    Воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Исполь­зование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Ис­пользование этого свойства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свой­ство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. При­менение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борь­ба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

    Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

    Объем воздуха в какой-либо емкости.

    Упругость воздуха.

    Воздух — плохой проводник тепла.

    Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

    Полезные ископаемы. Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки, песок, глина,. Их внешний вид, свойства, добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, масляни­стость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработ­ки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, используемые для по­лучения металлов (железная, медная, алюминиевая руды), их вне­шний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди, олова).

Демонстрация опытов:

    Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

    Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа:

    Распознавание черных и цветных металлов по образцам и раз­личным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

    в краеведческий музей;

    Почва. Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органи­ческая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — мине­ральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впи­тывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Срав­нение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в на­родном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

    Выделение воздуха и воды из почвы.

    Обнаружение в почве песка и глины.

    Определение способности песчаных и глинистых почв впи­тывать воду и пропускать ее.

Практическая работа:

    Различие песчаных и глинистых почв.

    Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия:

    к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

наименование раздела

количество часов

демонстрация опыта

практическая /лабораторная работа

контрольно-диагностические материалы

экскурсии

I

Природа

4

II

Вода

12

Демонстрация опытов:

    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Растворение соли, сахара в воде.

    Очистка мутной воды.

    Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

    Определение текучести воды.

Практическая работа № 1

«Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей»

Проверочная работа на печатной основе

III

Воздух

16

Демонстрация опытов:

    Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

    Объем воздуха в какой-либо емкости.

    Упругость воздуха.

    Воздух — плохой проводник тепла.

    Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Проверочная работа на печатной основе

Экскурсия в краеведческий музей

IV

Полезные ископаемы

20

Демонстрация опытов:

    Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: влагоёмкость торфа

    Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: хрупкость каменного угля.

    Определение растворимости калийной соли.

Практическая

работа № 2

«Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов»

Проверочная работа на печатной основе

V

Почва

13

Демонстрация опытов:

    Выделение воздуха и воды из почвы.

    Обнаружение в почве песка и глины.

    Определение способности песчаных и глинистых почв впи­тывать воду и пропускать ее.

Практическая работа № 3

«Различие песчаных и глинистых почв»

Практическая работа №4

«Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование
лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и
кустарников, рыхление почвы мотыгами»

Проверочная работа на печатной основе

Экскурсия

к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза

VI

Повторение

3

Контрольная работа по итогам года

68

17

4

5

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Словарь

    Природа 1 четверть

01.09

Введение в предмет «Биология. Неживая природа»

1

Знакомство с учебником, правилами работы на уроке биологии. Выявление имеющихся знаний учащихся по предмету.

03.09

Живая и неживая природа

1

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при­роды, их изменения. Отличия тел природы.

Природа

Тела

Предметы

Организмы

Живая и неживая природа

Явления природы

08.09

Твердые тела, жидкости и газы

1

Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Отличительные признаки природных тел.

Жидкость

Газ

Пар

11.09

Для чего изучают природу

1

Влияние природы на человека и человека на природу. Значение природы в жизни человека

    Вода

15.09

Вода в природе

1

Мировой океан. Замёрзшая вода. Соотношение воды и суши. Запасы воды. Значение воды в жизни человека и животных

Дождевая и талая вода

18.09

Вода - жидкость

1

Свойства воды: прозрачность, непостоянство формы, текучесть.

    Демонстрация опыта: определение текучести воды

Прозрачность

Текучесть

Пресная и солёная вода

22.09

Практическая работа № 1 Температура воды и её измерение

1

Тёплая и холодная вода. Устройство термометра. Изменение температуры воды в природе в течение суток. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей

Термометр

Градусы

25.09

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

1

Изменение состояния воды при замерзании. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Демонстрация опыта. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

Расширение и сжатие воды

29.09

Изменение состояния воды при замерзании

1

Лед – твердое тело. Свойства льда. Отличие льда от воды. Лёд в природе Образование ледников и айсбергов.

Лёд

Ледник

Айсберг

02.10

Превращение воды в пар

1

Испарение воды. Отличие пара от воды.

Испарение

06.10

Кипение воды

1

Использование пара человеком. Пар в природе. Кипение воды

Кипение

Турбины

Электричество

Гейзер

09.10

Три состояния воды в природе

1

Три состояния воды в природе: жидкое, твёрдое, газообразное. Круговорот воды в природе

Роса

Иней

Туман

13.10

Вода - растворитель Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе

1

Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар).

    Демонстрация опыта. Растворение соли, сахара в воде.

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Источники минеральной воды. Морская вода. Значение водных растворов для жизни людей

Растворимые вещества

Раствор

Минеральная вода

16.10

Нерастворимые в воде вещества. Прозрачная и мутная вода

1

Нерастворимые вещества.

Демонстрация опыта. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Чистая и мутная вода. Отличие мутной воды от чистой. Очистка мутной воды.

Демонстрация опыта. Очистка мутной воды

20.10

Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

1

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Забота о чистоте ручьёв, рек и озёр, водоёмов

Дождевальные установки

23.10

Что мы узнали о воде.

Обобщение и проверка знаний по разделу «Вода»

1

Обобщение и проверка знаний по разделу «Вода»

    Воздух 2 четверть

03.11

Воздух в природе

1

Нахождение воздуха в природе. Воздух – газообразное тело. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный.

    Демонстрация опыта: обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

Газообразное тело

06.11

Воздух занимает место

1

    Демонстрация опыта: объем воздуха в какой-либо емкости.

Использование свойства воздуха занимать место в жизни человека.

10.11

Сжатость и упругость воздуха

1

    Демонстрация опыта: упругость воздуха

Использование сжатого воздуха человеком.

Упругость

13.11

Воздух – плохой проводник тепла

1

    Демонстрация опыта: Воздух — плохой проводник тепла.

Использование плохой теплопроводности воздуха в быту.

Теплопроводность

17.11

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1

    Демонстрация опыта. расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

20.11

Тёплый воздух легче холодного

1

    Демонстрация опыта: движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи. Движение тёплого воздуха вверх, а холодного вниз. Тёплый воздух легче холодного.

24.11.

Движение воздуха в природе

1

Виды ветра. Движение воздуха в природе. Использование человеком силы ветра

Ветер

Ураган

Шторм

27.11

Состав воздуха

1

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

Смесь газов

Кислород

Углекислый газ

Азот

01.12

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1

Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Кислород

04.12

Углекислый газ и его свойства.

1

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

Углекислый газ

08.12

Применение углекислого газа.

1

Применение углекислого газа при тушении пожара

11.12

Значение воздуха

1

Значение воздуха для обитателей Земли

15.12

Чистый и загрязнённый воздух.

1

Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Причины загрязнения воздуха.

18.12

Охрана воздуха

1

Борьба за чистоту воздуха

22.12

Что мы узнали о воздухе.

Обобщение и проверка знаний по разделу «Воздух»

1

Обобщение и проверка знаний по разделу «Воздух»

25.12

Экскурсия в краеведческий музей

1

    Полезные ископаемые 3 четверть

12.01

Что такое полезные ископаемые

1

Полезные ископаемые. Их месторождение и значение. Запасы полезных ископаемых в стране.

Полезные ископаемые

15.01

Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит, свойства, использование

1

Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит, его состав и свойства. Добыча гранита и использование человеком

Гранит

Полировка

19.01

Полезные ископаемые, используемые в строительстве: известняки

1

Известняки в природе. Схожесть и различие известняков. Добыча известняка и применение в жизни человека

Мрамор

Мел

22.01

Полезные ископаемые, используемые в строительстве: песок и глина

1

Песок и глина в природе. Их образование и состав. Использование в жизнедеятельности человека

Кварцевый песок

26.01

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид, свойства, использование

1

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование

    Демонстрация опыта: определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: влагоёмкость торфа

Торф

29.01

Каменный уголь. Внешний вид, свойства, использование

1

Каменный уголь Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование.

    Демонстрация опыта: определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: хрупкость каменного угля

Антрацит

Кокс

Каменноугольная смола

Шахта

02.02

Нефть. Внешний вид, свойства, использование

1

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти, продукты переработки нефти: бензин, керосин.

Нефть

Скважины

05.02

Природный газ. Внешний вид, свойства, использование

1

Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

09.02

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения: калийная соль

1

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование

    Демонстрация опыта: определение растворимости калийной соли.

Минеральные удобрения

Калийная соль

12.02

Фосфориты и фосфорные удобрения

1

Фосфориты. Внешний вид, добыча и использование

Фосфориты

Суперфосфат

16.02

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

1

Металлы в природе. Самородные металлы

Металлы

19.02

Железные руды: внешний вид, свойства и использование

1

Железные руды, внешний вид, свойства, добыча

Магнитный железняк

Красный и бурый железняк

Рудники

23.02

Чёрные металлы: чугун. Внешний вид, свойства, использование

1

Внешний вид, свойства, добыча, использование

Домна

Чугун

26.02

Сталь. Внешний вид, свойства, использование

1

Внешний вид, свойства: упругость и электропроводность. Получение из чугуна. Использование

Упругость

Электропроводность

02.03

Медная и алюминиевая руды

1

Внешний вид, свойства, использование

Медный колчедан

Бокситы

05.03

Алюминий Внешний вид, свойства, использование

1

Внешний вид, свойства, использование

Алюминий

09.03

Медь и олово. Внешний вид, свойства, использование

1

Внешний вид, свойства, использование.

Медь

12.03

Практическая работа №2 «Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам»

1

16.03

Что мы узнали о полезных ископаемых.

1

Обобщение и проверка знаний по разделу «Полезные ископаемые»

19.03

Проверка знаний по разделу «Полезные ископаемые»

1

    Почва 4 четверть

30.03

Экскурсия

к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза

1

02.04

Почва – верхний и плодородный слой земли.

1

Почва – верхний и плодородный слой земли. Образование почвы. Организмы, населяющие почву. Значение почвы в природе и жизни человека.

06.04

Состав почвы

1

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, воздух, минеральные соли.

    Демонстрация опыта: выделение воды и воздуха из почвы.

09.04

Перегной – органическая часть почвы

1

Перегной, его свойства, образование, значение

Перегной

Органика

Плодородие

13.04

Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве

1

    Демонстрация опыта: обнаружение в почве песка и глины.

Отличие песка и глины от перегноя, их свойства. Свойства минеральных солей.

16.04

Песчаные и глинистые почвы

1

Различие почв по их составу. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать.

    Демонстрация опыта. определение способности песчаных и глинистых почв впи­тывать воду и пропускать ее.

20.04

Практическая работа №3 «Различие песчаных и глинистых почв».

1

Местные типы почв

23.04

Испарение воды из почвы

1

Прогрев верхних слоёв почвы, испарение воды из почвы

27.04

Весенняя обработка почвы

1

Предпосевная обработка почвы

Лущение

30.04

Осенняя обработка почвы

1

Основная обработка почвы

04.05

Охрана почв

1

07.05

Практическая работа №4 «Обработка почвы на пришкольном участке»

1

Вскапывание приствольных кругов деревьев, рыхление почвы мотыгами. Вскапывание и боронование лопатой и граблями.

11.05

Что мы узнали о почве.

Обобщение и проверка знаний по разделу «Почва»

1

    Повторение

14.05

Повторение по предмету биология «Неживая природа»

1

18.05

Что мы узнали о неживой природе.

Обобщение знаний по предмету «Биология. Неживая природа»

1

21.05

Проверка знаний по предмету «Биология. Неживая природа»

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программного содержания используется учебник: А.И. Никишов Биология. Неживая природа. 6 класс.- М.: Просвещение, 2009 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны уметь:

    Обращаться с простым лабораторным оборудованием;

    Определять температуру воздуха, воды;

    Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Обучающиеся должны знать:

    Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

    Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

    Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой.- М.:ВЛАДОС, 2001

    Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Комментарии
Комментариев пока нет.